Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ ДОГОВОРА В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ
О.А. СИМВОЛОКОВ
В отечественной юридической литературе давно выявлена тенденция к расширению ограничения свободы договора в праве, которая находит проявление не только в императивных нормах, но и в прямом обязывании к заключению договоров определенного содержания, в договорном принуждении, в обязательстве заключить договор <1>.
--------------------------------
<1> См.: Черепахин Б.Б. К вопросу о договорном принуждении в советском транспортном праве. Иркутск: Издание Иркутского университета, 1929. 36 с.; Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор // Избранные труды по гражданскому праву. В 2 т. Т. I. М.: Статут, 2006. С. 125 - 179.
В сфере энергетики обязательство по заключению договора гарантирует доступ потребителей к товарам (энергии, мощности, услугам), а также обеспечивает функционирование экономической и технологической инфраструктуры энергетических рынков. Неограниченная свобода договора может привести к снижению уровня энергетической безопасности, в целом отрицательно повлиять на экономику страны и жизнедеятельность населения и других потребителей.
Договорное обязательство не возникает минуя подготовительную стадию, которая необходима для изъявления своей воли, а также для уяснения волеизъявления другого лица. Будущими контрагентами совершаются юридически значимые действия - односторонние сделки (действия по ведению переговоров, оферта и акцепт). Однако обязательства из договора еще нет, но есть особая правовая связь. Субъекты этой правовой связи наделены правами и обязанностями, которые имеют направленность на заключение договора. Так, оферта связывает лицо, сделавшее предложение. При этом эти права и обязанности не являются разрозненными, они тесно взаимосвязаны, корреспондируют друг с другом (право на акцепт возникает потому, что существует обязанность ждать акцепта). Субъективная обязанность заключить договор не существует изолированно, ей противостоит субъективное право требования заключить договор. Следовательно, такая субъективная обязанность и корреспондирующее с ней право являются элементами правоотношения по заключению договора, которое является обязательственным правоотношением.
В рамках такого обязательственного правоотношения происходит как заключение договора в обязательном порядке (принудительное заключение договора), так и заключение договора на основе принципа свободы договора. Указанное обязательство возникает и исполняется до заключения договора, предшествует договору, т.е. является преддоговорным обязательством. При этом если заключен договор, предусматривающий обязанность заключения договора в дальнейшем (например, предварительный договор), то действия, направленные на исполнение договорного обязательства по заключению нового договора, будут осуществляться в форме обязательства по заключению договора, которое будет одновременно преддоговорным по отношению к новому договору.
Преддоговорное обязательство по заключению договора, в рамках которого исполняется основанная на законе обязанность заключить договор, не возникает непосредственно из закона, а основано на юридических фактах, предусмотренных законом, так как для возникновения субъективной обязанности заключить договор необходимо совершение правомерного действия управомоченным лицом (односторонней сделки по направлению заявки (оферты) обязанному лицу), инициирующим переход объективной обязанности заключить договор как предусмотренной законом модели поведения обязанного лица в его субъективную обязанность заключить договор, элементом содержания которой является необходимость направить обязательный акцепт или обязательную оферту управомоченному лицу либо протокол разногласий. Поэтому указанные преддоговорные обязательства возникают непосредственно из односторонней сделки, но основаны на законе или ином правовом акте. То есть установление обязательности (принудительности) оферты или акцепта обязанного лица, требования к ним закреплены в законе или ином правовом акте. Отсутствие в законе или ином правовом акте требования обязательности (принудительности) совершения односторонней сделки обязанным лицом, направленной на возникновение и исполнение обязательства по заключению договора, предоставляет решение вопроса об инициировании заключения договора на усмотрение заинтересованных сторон, которые руководствуются принципом свободы договора, включающего также свободу заключения договора. Несвобода (ограничение свободы) заключения договора должна быть прямо закреплена в законе или ином правовом акте либо в договоре.
Добровольную оферту (или тем более добровольный акцепт) нельзя рассматривать как обязанность, основанную на добровольно принятом обязательстве, а соответственно, как действие, влекущее возникновение обязанности заключить договор в рамках принудительного обязательства по заключению договора, так как совершение оферты или акцепта в таком случае не будет исполнением обязанности, а будет осуществлением основанного на законе права на заключение договора. В свою очередь, добровольное обязательство по заключению договора может предусматривать принудительное заключение договора в дальнейшем и выступать основанием для возникновения принудительного договорного обязательства по заключению договора.
Таким образом, обязательство по заключению договора является обобщающим понятием, объединяющим две разновидности обязательства по заключению договора: преддоговорное и договорное. Преддоговорное обязательство по заключению договора может быть как принудительным, так и добровольным. Договорное обязательство по заключению договора может быть только принудительным. Следует различать две разновидности принудительного обязательства по заключению договора: принудительное преддоговорное обязательство и принудительное договорное обязательство.
Содержанием принудительного обязательства по заключению договора является обязанность направить предложение о заключении договора (обязательная оферта) или принять предложение о заключении договора (обязательный акцепт) и право требовать направления предложения заключить договор (обязательной оферты) или право на акцепт обязательной оферты. Исполнение обязанности и осуществление права, образующих содержание обязательства по заключению договора, реализуется в рамках преддоговорного или договорного обязательства по заключению договора. Указанная обязанность является обязанностью заключить договор, возможность установления которой предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации <2> (далее - ГК РФ) (ст. 421, 426, 445). При этом возможно сочетание данных форм, когда лицо принуждается на основании закона вступить в обязательство по заключению договора, на основании которого возникает другое обязательство по заключению договора в дальнейшем.
--------------------------------
<2> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Степень юридического принуждения к исполнению субъективной обязанности заключить договор может существенно различаться и представлять собой либо модель компенсационного принуждения, когда в ответ на неисполнение обязанности заключить договор управомоченное лицо требует возмещения убытков либо применения иных санкций <3>, либо модель реального исполнения, когда договор будет заключен на основании решения суда помимо воли обязанного лица. Только последнюю модель, предусматривающую возможность судебного понуждения обязанного лица к заключению договора (ст. 445 ГК РФ), несмотря на его уклонение от его заключения, можно считать той моделью, которая характеризует обязанность заключения договора в специальном (узком) смысле.
--------------------------------
<3> См.: Символоков О.А. Ответственность за нарушение договорных обязательств в сфере электроэнергетики // Журнал российского права. 2018. N 5. С. 63 - 74; Символоков О.А. Применение норм, регулирующих установление количества поданного газа при отсутствии или неисправности средств измерений у потребителя // Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики) / Отв. ред. В.М. Жуйков. М.: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2020. С. 168 - 180.
Принудительное обязательство по заключению договора в сфере энергетики создает необходимый каркас договорных связей, объединяющих субъектов как одного, так и различных уровней энергетических рынков (оптовый, розничный, оптовый и розничный), создающих гарантированную возможность надежного и безопасного снабжения потребителей энергетическими ресурсами. При этом принудительная система договорных связей направлена на удовлетворение стандартизированных, массовых потребностей в энергетических ресурсах. Индивидуализация прав и обязанностей обеспечивается за счет диспозитивного либо договорного регулирования, позволяющего учесть особенности регулируемого отношения с конкретным субъектом.
В различных отраслях энергетики могут использоваться различные модели возникновения и исполнения принудительного обязательства по заключению договора. Применительно к преддоговорным обязательствам по заключению договора используются три основные модели, которые отличаются длительностью стадии заключения договора, а также юридическим фактом (фактическим составом), инициирующим процедуру заключения договора и возникновение обязательства по заключению договора:
1) лицо, обязанное заключить договор, обязано разместить на своем официальном сайте проект договора (приглашение делать оферты), а управомоченное лицо одновременно с направлением заявления (заявки, оферты) о заключении договора вправе направить подписанный проект договора (например, по такой схеме заключается договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком) <4>;
2) лицо, обязанное заключить договор, получает заявку от управомоченного лица, направляет ему проект договора (оферту), а управомоченное лицо вправе направить акцепт (например, по такой схеме заключаются договор о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, договор о технологическом присоединении к электрическим сетям);
3) лицо обязано направить оферту лицу, которое обязано ее акцептовать (например, обязательство по заключению договора на оперативно-диспетчерское управление предусматривает направление обязательного предложения и обязательное принятие такого предложения).
--------------------------------
<4> В современной науке гражданского права такой алгоритм называют особым способом выявления условий гражданско-правового договора: они вырабатываются сторонами не в процессе обычных неформальных переговоров, а суммируются из проекта договора и условий заявки (см.: Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к ст. 420 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации / Отв. ред. А.Г. Карапетов. М.: М-Логос, 2020. С. 1055 (автор комментария - О.А. Беляева)).
В зависимости от состава субъектов, на которых возлагается обязанность заключить договор, можно выделить:
1) договоры, обязательные для заключения одной стороной (например, публичные договоры энергоснабжения, публичные договоры на передачу электрической энергии);
2) договоры, обязательные для заключения двумя или более сторонами (например, договор о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности);
3) договоры, обязательные для заключения одной стороной при условии обязательного заключения других договоров другой стороной (так, договор поставки газа заключается при условии заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования).
Обязанность заключить договор может быть установлена в законе следующими способами:
1) на основе норм о публичном договоре;
2) на основе норм о договоре присоединения, предусматривающего обязанность заключить договор <5>;
3) на основе законодательного установления обязанности заключить договор для определенного субъекта вне конструкции публичного договора или договора присоединения (например, обязанность не препятствовать технологическому присоединению к сети газораспределения);
4) на основе запрета на злоупотребление доминирующим положением в форме необоснованного отказа от заключения договора.
--------------------------------
<5> См.: Символоков О.А. Договоры в электроэнергетике: проблемы теории и практики: Моногр. М.: Инфотропик Медиа, 2021. 186 с.
В сфере энергетики широко применяются публичные договоры, среди них можно выделить три группы: 1) договоры энергоснабжения (теплоснабжения, газоснабжения, купли-продажи, поставки и др.); 2) договоры на технологическое присоединение к централизованной энергетической инфраструктуре; 3) договоры на передачу энергетических ресурсов по присоединенной сети.
Обязанность заключить договор не является абсолютной. Возникновение данной обязанности, а соответственно, принудительного обязательства заключить договор в сфере энергетики ограничено, в частности, установлением в законодательстве исчерпывающего перечня оснований для отказа от заключения договора.
Анализ судебной практики по делам о понуждении к заключению договоров в сфере энергетики позволяет выделить две основные категории споров.
1. Споры, связанные с применением исчерпывающего перечня оснований для отказа от заключения договора. При этом отказы обязанных лиц от заключения договора могут быть как правомерными (например, в связи с отсутствием технологического присоединения <6>, нахождением энергопринимающих устройств вне зоны деятельности гарантирующего поставщика <7>, вне зоны деятельности сетевой организации, на которую возлагается обязанность осуществить технологическое присоединение <8>), так и неправомерными (например, отказ гарантирующего поставщика от заключения самостоятельных договоров энергоснабжения в отношении каждой точки поставки <9>, отказ от осуществления опосредованного технологического присоединения <10>).
--------------------------------
<6> См.: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27 мая 2020 г. N Ф10-933/2020 по делу N А14-14357/2019. URL: https://kad.arbitr.ru/.
<7> См.: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 сентября 2022 г. N Ф01-4499/2022 по делу N А17-7145/2021. URL: https://kad.arbitr.ru/.
<8> См.: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 марта 2022 г. N Ф01-569/2022 по делу N А79-2924/2021. URL: https://kad.arbitr.ru/.
<9> См.: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 сентября 2022 г. N Ф01-4739/2022 по делу N А28-14019/2021. URL: https://kad.arbitr.ru/.
<10> См.: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 7 декабря 2021 г. N Ф09-8418/21 по делу N А47-2983/2020. URL: https://kad.arbitr.ru/.
2. Споры, связанные с урегулированием разногласий по отдельным условиям договора (например, об объеме поставляемой электроэнергии <11>, об установлении договорной неустойки за нарушение промежуточных сроков оплаты электрической энергии <12>). Подобного рода споры обусловлены необходимостью конкретизации содержания договорной обязанности лица, обязанного заключить соответствующий договор. Субъективная обязанность должна иметь определенное конкретное содержание, для того чтобы исполняться надлежащим образом.
--------------------------------
<11> См.: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 июня 2022 г. N Ф01-325/2022 по делу N А31-17686/2020. URL: https://kad.arbitr.ru/.
<12> См.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 9 февраля 2022 г. N Ф05-35395/2021 по делу N А40-45907/2021. URL: https://kad.arbitr.ru/.
Таким образом, проблема отказа обязанной стороны от заключения договора, по существу, связана с неверным толкованием и применением положений законодательства, устанавливающих исчерпывающий перечень оснований для отказа от заключения договора, и произвольным расширением указанного перечня при формулировании условий договора, не предписанных императивными нормами.
Решение указанной проблемы возможно за счет обоснованного расширения перечня оснований для отказа от заключения договора или детализации требований к применению существующих оснований для отказа от заключения договора. Например, дополнительным основанием для отказа в заключении договора может быть непредставление управомоченным лицом существенных сведений об экономических или технических обстоятельствах, отвечающих установленным законом, иными правовыми актами или договором критериям, необходимых для конкретизации условий заключаемого договора, отсутствие которых препятствует заключению и дальнейшему надлежащему исполнению договора.
Литература
1. Договорное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 420 - 453 Гражданского кодекса Российской Федерации / Ответственный редактор А.Г. Карапетов. Москва: М-Логос, 2020. 1425 с.
2. Новицкий И.Б. Обязательство заключить договор / И.Б. Новицкий // Избранные труды по гражданскому праву. В 2 томах. Т. 1. Москва: Статут, 2006. С. 125 - 179.
3. Символоков О.А. Договоры в электроэнергетике: проблемы теории и практики: Монография / О.А. Символоков. Москва: Инфотропик Медиа, 2021. 186 с.
4. Символоков О.А. Ответственность за нарушение договорных обязательств в сфере электроэнергетики / О.А. Символоков // Журнал российского права. 2018. N 5. С. 63 - 74.
5. Символоков О.А. Применение норм, регулирующих установление количества поданного газа при отсутствии или неисправности средств измерений у потребителя / О.А. Символоков // Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики) / Ответственный редактор В.М. Жуйков. Москва: ИЗиСП; КОНТРАКТ, 2020. С. 168 - 180.
6. Черепахин Б.Б. К вопросу о договорном принуждении в советском транспортном праве / Б.Б. Черепахин. Иркутск: Издание Иркутского университета, 1929. 36 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.