Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Банковское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИЛИАЛЫ ИНОСТРАННЫХ БАНКОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРИСУТСТВИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г.Ф. РУЧКИНА
Финансовый рынок для любого государства всегда являлся элементом его суверенитета, поэтому в эпоху глобализации и борьбы за регионы коммерческого присутствия к вопросам допуска иностранных финансовых организаций на национальный рынок следует относиться продуманно и последовательно, взвешивая все недостатки и достоинства подобного решения.
В 2022 г. Правительством РФ и Банком России в рамках мер по развитию финансового рынка стал активно прорабатываться вопрос о возможности допуска на российский банковский рынок иностранных банков, которые будут осуществлять коммерческое присутствие через свои филиалы (филиал). В рамках обсуждения данного вопроса подготовлено несколько вариантов проектов федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанные проекты пока не поступили на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации и находятся в стадии доработки в профильных департаментах Банка России и Минэкономразвития России. Представляется, что внимание, уделяемое на столь высоком уровне данному вопросу, воплотится в конкретное решение по внесению в ближайшее время соответствующих изменений в Федеральный закон и реализацию его положений в практике банковской деятельности.
В Российской Федерации уже есть примеры допуска на национальный рынок иностранных финансовых организаций, которые в силу прямого запрета ранее не осуществляли деятельность на рынке финансовых услуг. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) был дополнен новой главой IV.1 "Особенности осуществления коммерческого присутствия иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации путем создания филиалов" <2>. Данная глава предусматривает возможность коммерческого присутствия иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации путем создания филиалов с исключениями, предусмотренными Законом об организации страхового дела.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 27 (часть I). Ст. 5171.
<2> Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 56.
Необходимо отметить, что ранее Закон об организации страхового дела по аналогии с банковским законодательством допускал возможность осуществления деятельности на территории Российской Федерации страховых организаций с преобладающим участием иностранных страховщиков как материнских компаний в уставном капитале дочерних обществ.
Законодательно закрепленную возможность на осуществление деятельности в Российской Федерации иностранных страховщиков следует рассматривать как огромный прорыв в регулировании указанных отношений, так как, по мнению специалистов страхового рынка, иностранные страховщики обладают рядом преимуществ перед российскими страховыми организациями <3>.
--------------------------------
<3> Кузнецов Р. Деятельность иностранных страховых компаний на российском рынке: рейтинг, список, как купить полис в 2023 году онлайн. URL: https://strahovkaved.ru/strahovoe-delo/inostrannye-strakhovye-kompanii (дата обращения: 21.04.2023).
Отметим несколько причин, послуживших катализатором открытия доступа иностранных страховщиков на российский страховой рынок. Во-первых, Банк России как мегарегулятор рынка за прошедшие годы обеспечил в своей деятельности возможность осуществлять контрольно-надзорную и регуляторную функции по отношению к иностранным субъектам. Ряд страховых организаций, присутствующих на российском страховом рынке, являются "дочерними" по отношению к иностранным страховщикам, поэтому опыт взаимодействия с подобными субъектами наработан. Понятны и прозрачны правила конкуренции на страховом рынке с иностранными страховщиками, тем более что конкуренция будет осуществляться по национальным правилам, которые с учетом санкционного воздействия адаптированы к кризисным условиям и позволяют рынку успешно функционировать. Заметим, что опыт деятельности страховщиков с иностранным участием на российском рынке страховых услуг показал свою эффективность и следующим закономерным шагом является коммерческое присутствие иностранных страховщиков как субъектов иной юрисдикции. Во-вторых, экономические санкции закономерно "ударили" и по страховому рынку, прибыль страховщиков снизилась, вслед за падением в иных секторах экономики сократились общие объемы рынка страхования, например, рынок обязательного страхования автомобилей при приобретении транспортного средства в кредит, рынок обязательного ипотечного страхования недвижимого имущества и др. Для развития страховому рынку нужны новые субъекты, которые привнесут дополнительные ресурсы. В-третьих, возможное использование иностранных страховщиков как "материнских" компаний в местах присутствия страхового интереса субъектов из Российской Федерации в иностранных государствах делает подобные отношения более эффективными. В данном аспекте глобализация рынка - это нормальное явление, которое служит интересам его участников.
Следует согласиться с К. Турбиной, которая считает, что можно найти оптимальный баланс "между обеспечением исполнения обязательств филиалами по заключаемым договорам страхования и дополнительными иностранными инвестициями в страховой сектор российской экономики", это в совокупности "будет способствовать расширению предложения страховых услуг" и положительно повлияет на развитие российского рынка страхования <4>.
--------------------------------
<4> Турбина К.Е. О доступе на российский рынок страхования филиалов иностранных страховщиков: спорные моменты // Финансы. 2021. N 12. С. 32.
Таким образом, с учетом внесенных изменений в Закон поменялся и субъектный состав участников страховых отношений, к которым в соответствии со ст. 4.1 Закона об организации страхового дела, помимо российских субъектов, были добавлены иностранные страховые организации, в том числе иностранные перестраховочные организации.
Говоря о коммерческом присутствии иностранных банков на финансовом рынке Российской Федерации, необходимо ответить на вопрос, в чем будет выражаться интерес у иностранных банков от подобного присутствия. Очевиден безусловный минус, обусловленный санкционной политикой недружественных стран в отношении Российской Федерации - это возможные вторичные санкции по отношению к иностранным банкам. Следовательно, в данной ситуации следует рассчитывать на те иностранные банки, которым данные санкции не страшны, например, это могут быть банки из Республики Беларусь, а с учетом обострения отношений между Китайской Народной Республикой и США - китайские банки. Тем более что наметился прогресс в развитии торговых отношений между Российской Федерацией и КНР, что требует адекватного банковского сопровождения торгового оборота. Возможны определенные организационные сложности по обеспечению функционирования иностранного банка на территории иностранного государства, выполнение условий регулятора (знание языка менеджментом банка, предоставление информации и отчетности в форматах страны регулятора, выполнение иных аккредитационных требований).
Безусловный плюс - это выход на российский рынок бизнес-структур, заинтересованных в сотрудничестве и расширяющих свою деятельность за счет новых рынков, финансовое обслуживание которых будет понятно и эффективно в национальных банках. В данном случае возможно и сокращение издержек ведения предпринимательской деятельности в связи с проведением расчетов в национальной валюте, без необходимости привязки к доллару США или евро. Отказ от расчетов в долларах/евро и переход в расчетах на национальные валюты следует рассматривать как положительное направление экономического сотрудничества.
Необходимо также ответить на вопрос, в чем выгода, преимущества, а также недостатки расширения взаимодействия в сфере финансового рынка для Российской Федерации.
Несомненным плюсом является возможность привлечения в экономику значительного иностранного капитала, которым обладают иностранные кредитные организации, как в рамках краткосрочного кредитования субъектов реального сектора экономики, так и путем использования "длинных денег" в рамках инвестиционных проектов, конечно, при этом необходимо предусматривать распределение прав на объекты инвестиций и ограничивать по определенным сферам привлечения в стратегически важных отраслях <5>.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" // СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1940.
Немаловажной представляется возможность открытия филиалов иностранных государств, с которыми Российская Федерация наращивает объемы торгового оборота, прежде всего с соседями из ближайшего дружественного Российской Федерации зарубежья.
В случае разрешения для российских физических и юридических лиц открывать счета в иностранных банках физические лица могут получать карты международных платежных систем, а также осуществлять переводы денежных средств на счета в филиалы, т.е. фактически на счета в иностранные банки. С учетом сказанного перестанут действовать санкционные ограничения на использование платежных карт для граждан Российской Федерации. К сожалению, данная возможность пока находится под вопросом, так как проектные документы планируют ограничить взаимодействие только отношениями с участием юридических лиц, без возможности совершения операций в отношении физических лиц.
Минусом является допуск к банковским услугам и создание конкуренции с национальными участниками банковской деятельности, а также участие в денежном обороте с заменой при этом отечественных банков и разрушением монополии регулятора. Важно отметить, что деятельность банковских организаций как субъектов предпринимательской деятельности приносит значительную прибыль, в связи с чем на часть данной прибыли будут претендовать иностранные субъекты. Несомненно, вопросы границ участия, а также объемы открываемого рынка всегда можно скорректировать в нормативных документах, однако, не имея подобного опыта, сложно смоделировать возможные последствия допуска на национальный рынок иностранных банков в рамках их коммерческого присутствия. Вызывает вопрос и отношение регулятора к послаблениям на рынке банковских услуг, Банк России в прежние годы негативно воспринимал возможность доступа на национальный рынок иностранных банков, в основном ссылаясь на их конкурентные преимущества. В условиях, когда сектор в результате санкций понес значительные потери в части получения прибыли, позиция регулятора по данному вопросу кажется нелогичной <6>.
--------------------------------
<6> Выступление Эльвиры Набиуллиной на встрече Ассоциации банков России. URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=14590 (дата обращения: 13.03.2023).
Разрабатывая законопроекты, моделируя различные ситуации по вхождению иностранных банков на финансовый рынок, необходимо понимать, что при определенном наборе ограничений для иностранного субъекта мы не получим дополнительного стимула к развитию рынка банковских услуг. А учитывая, что российский финансовый рынок является достаточно консервативным по отношению к новеллам, можно предположить и пессимистичный сценарий запуска данного проекта.
Говоря о причинах запрета на осуществление банковской деятельности в отношении иностранных кредитных организаций, следует отметить одну из главных - это конкурентные преимущества иностранных субъектов, которые обладают как более значительными капиталами, так и опытом функционирования в рыночных условиях. В качестве примера можно привести банковский рынок стран Восточной Европы, а также бывших советских прибалтийских республик (Литву, Латвию и Эстонию), которые допустили в свой банковский сектор иностранные банки без каких-либо ограничений, в результате национальные банки перестали существовать, а банковский сектор в данных субъектах в настоящее время представлен крупнейшими мировыми банками, как, впрочем, и страховой рынок. Финансовая система данных государств как совокупность финансовых организаций просто перестала существовать. В контексте развития данных государств как суверенных государств - это плата за европейскую интеграцию.
Действующее российское законодательство не допускает возможности осуществления банковской деятельности на территории Российской Федерации иностранным банкам как самостоятельным юридическим лицам и их филиалам. Заметим, что доступ иностранных банков и страховщиков на национальный рынок был одним из условий вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию <7>. В соответствии с указанным документом в отношении банковских услуг коммерческое присутствие допускается только в форме юридического лица Российской Федерации, а также в форме представительства иностранного банка. Основным учредителем и участником дочерней кредитной организации с иностранными инвестициями должен быть иностранный банк, являющийся таковым по законодательству страны места нахождения (регистрации). Участие иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации ограничено 50% <8>.
--------------------------------
<7> Протокол от 16 декабря 2011 г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // СЗ РФ. 2012. N 37. Ст. 4986.
<8> Финансовые услуги / Секторальные обязательства / Перечень специфических обязательств Российской Федерации по услугам / Приложение II к Протоколу от 16 декабря 2011 г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // СЗ РФ. 2012. N 37 (часть 1) (прил. к Протоколу - начало); СЗ РФ. 2012. N 37 (часть 2) (прил. к Протоколу - продолжение); СЗ РФ. 2012. N 37 (часть 3) (прил. к Протоколу - продолжение); СЗ РФ. 2012. N 37 (часть 4) (прил. к Протоколу - окончание).
Федеральным законом от 14 марта 2013 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9> были внесены изменения в три Федеральных закона: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <10>, Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <11>, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <12>. Из указанных Федеральных законов были исключены словосочетания: филиалы иностранных банков и филиалы кредитной организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 14 марта 2013 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 11. Ст. 1076.
<10> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357.
<11> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
<12> Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.
Необходимо отметить, что в момент принятия Закона на территории Российской Федерации не осуществлялась банковская деятельность в форме филиалов иностранных банков. Иностранный капитал присутствовал исключительно в дочерних обществах, причем размер такого участия был ограничен законом. Ссылаясь на данные Банка России, издание "Ведомости" отмечает, что по состоянию на 1 января 2022 г. иностранный капитал составлял 10,73% от совокупного уставного капитала кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций <13>.
--------------------------------
<13> ЦБ хочет снять запрет на открытие филиалов иностранных банков. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/09/14/940697-tsb-hochet-snyat-zapret (дата обращения: 18.04.2023).
Российское законодательство допускает возможность зарегистрировать в Российской Федерации представительство иностранного банка. Всего, по данным мегарегулятора, в Российской Федерации открыто 37 представительств иностранных банков из различных стран, в том числе недружественных (по состоянию на 1 января 2022 г.) <14>.
--------------------------------
<14> Реестр представительств иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации. URL: https://cbr.ru/registries/?CF.Search=Реестр+представительств+иностранных+кредитных+организаций+на+территории+Российской+Федерации&CETagId=&CEDate.Time=Any&CEDate.DateFrom=&CKDate.DateTo= (дата обращения: 18.04.2023).
Вместе с тем в Российской Федерации осуществляют деятельность банки, созданные по законодательству Российской Федерации и подчиненные ее публично-правовому порядку, но контрольный пакет акций которых (через аффилированных лиц (косвенно) или напрямую) принадлежит иностранному банку или иному иностранному лицу (холдингу, государственной структуре и т.д.).
Если исходить из положений гражданского законодательства об участии юридических лиц в деятельности других юридических лиц, например через преобладающее участие "материнской" компании в уставном капитале, то данные банки являются дочерними структурами, т.е. "дочками" зарубежных банков.
Наиболее известные дочерние структуры на финансовом рынке Российской Федерации: Райффайзенбанк (Австрия), ЮниКредит Банк (Италия), Ситибанк (США), Кредит Европа Банк (Турция) и др. По данным ресурса BankoDrom, в настоящее время в Российской Федерации действует 57 дочерних юридических лиц иностранных банков <15>. Если исходить из принадлежности капитала данных дочерних структур, то собственниками данных банков являются субъекты практически со всего мира, в том числе и из недружественных стран.
--------------------------------
<15> Список банков с иностранным капиталом в России 2023. URL: https://www.bankodrom.ru/inostrannye-banki-v-rossii-spisok/?ysclid=lggcygi6mp298105039 (дата обращения: 13.04.2023).
С учетом продолжающейся санкционной политики начался процесс прекращения деятельности отдельных банков с иностранным участием. Так, с российского рынка уходит банк "Хоум Кредит" путем продажи российских банковских активов и дочерних компаний группе индивидуальных инвесторов во главе с Иваном Тырышкиным, о чем объявила группа PPF и "Хоум Кредит" <16>.
--------------------------------
<16> PPF and Home Credit announce agreement to sell their Russian banking assets to a group of local investors. URL: https://www.ppf.eu/en/press-release/ppf-and-home-credit-announce-agreement-to-sell-their-russian-banking-assets-to-a (дата обращения: 18.04.2023).
Об уходе из Российской Федерации заявили крупные инвестбанки, которые не обслуживали физических лиц, а в основном специализировались на инвестбанкинге, а также на корпоративных клиентах. Среди них: Голдман Сакс Банк, JP Morgan Chase, Deutsche Bank и Commerzbank.
Необходимо понимать, что иностранное участие выражается прежде всего в управлении банком, которое осуществляется путем найма топ-менеджеров, как правило, из числа иностранных граждан, обладающих квалификацией по управлению подобными юридическими лицами. В действующем законодательстве закреплены критерии, которые распространяются на руководителей и главных бухгалтеров кредитной организации, таким образом, указанные лица должны по своим квалификационным требованиям соответствовать положениям, в частности, закрепленным в ст. 11.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Что касается осуществления банковской деятельности дочерними юридическими лицами, то она осуществляется исключительно в соответствии с российским законодательством, а на указанные субъекты распространяется регуляторно-надзорная деятельность Банка России.
Следует обратить внимание, что, говоря о филиалах иностранных банков, регулятор имеет в виду исключительно иностранные банки из дружественных стран, т.е. те, которые не совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, а также не связаны с лицами, их совершающими (не зарегистрированы в недружественном государстве, государство не является местом преимущественного ведения ими деятельности или местом преимущественного извлечения прибыли).
В заключение следует отметить, что у Банка России достаточно инструментов регуляторного воздействия на субъектов банковской деятельности. Допуск на национальный рынок иностранных банков должен преследовать цель повышения эффективности его функционирования в решении тех задач, которые возложены на банковский сектор. Если вопрос о допуске на национальный рынок иностранных банков решен в политической плоскости, необходимо обеспечить такие условия их функционирования, которые позволят сохранить баланс интересов российских и иностранных банков, а также будут способствовать росту банковского сектора в будущем, а не только решать сиюминутные задачи, которые возникли в настоящее время в связи со сложившейся экономической ситуацией, вызванной действиями недружественных стран.
Литература
1. Кузнецов Р. Деятельность иностранных страховых компаний на российском рынке: рейтинг, список, как купить полис в 2023 году онлайн / Р. Кузнецов // Страховкавед. URL: https://strahovkaved.ru/strahovoe-delo/inostrannye-strakhovye-kompanii (дата обращения: 21.04.2023).
2. Турбина К.Е. О доступе на российский рынок страхования филиалов иностранных страховщиков: спорные моменты / К.Е. Турбина // Финансы. 2021. N 12. С. 29 - 35.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Банковское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.