Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Земельное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ ЛЕСНОГО ФОНДА
Н.В. БЕЛЬМАЧ, Н.П. КУЗЬМИЧ
Земля является ограниченным ресурсом. Дальневосточный федеральный округ и, в частности, Амурскую область можно отнести к малоосвоенным территориям России. Однако в этом регионе постепенно развиваются инфраструктурные промышленные проекты, а также сельское и подсобное хозяйство, что диктует необходимость урегулирования некоторых земельных вопросов, особенно изменение вида разрешенного использования земельных участков и (или) их категории.
Ранее лесные участки нередко предоставлялись физическим и юридическим лицам для ведения садоводства и огородничества, строительства линейных объектов и т.д., вследствие чего сокращалась площадь земель лесного фонда и ему наносился ущерб ввиду нерационального землепользования. Актуальность этого вопроса обусловлена и тем, что при уточнении границ своих садоводческих участков многие физические лица столкнулись с проблемой пересечения границ своих участков с землями лесного фонда.
Основополагающим документом, регулирующим любую деятельность в лесах, является Лесной кодекс Российской Федерации (далее - ЛК РФ) [1]. Наряду с ним применяются Земельный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы и нормативные правовые акты.
Лесохозяйственная деятельность на территории субъекта Российской Федерации осуществляется на основании лесного плана, который утверждается главой субъекта и действует 10 лет. При составлении лесных планов выполняется анализ результативности предшествующего десятилетнего периода. В соответствии со статьей 8 ЛК РФ на большую часть лесных участков распространяется федеральная собственность.
Принятие Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ) позволило решать вопросы об устранении наложений (пересечений) границ земельных участков лесного фонда с границами населенных пунктов и территориальных зон. Этот Закон получил название "Закон о лесной амнистии". Стоит надеяться, что его применение приведет в соответствие сведения в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и Государственном лесном реестре (далее - ГЛР). Благодаря реализации положений Закона N 280-ФЗ стало возможным решить вопрос взаимоисключающего характера данных ГЛР и ЕГРН. Кроме того, появилась возможность привести в соответствие данные о границах земельных участков лесного фонда и данные о границах населенных пунктов, имеющиеся в ЕГРН. Причем Законом N 280-ФЗ дано право пользователям и собственникам земельных участков решать спорные вопросы без обращения в судебные органы, а также разрешать проблемы ошибочного отнесения их земельных участков к землям лесного фонда.
Судебная практика выявила огромное количество нарушений прав землепользователей, у которых установлено пересечение границ принадлежащих им земельных участков с землями лесного фонда. Собственники таких участков не имеют права совершать какие-либо сделки с такой недвижимостью и вынуждены в судебном порядке оспаривать свои права. Подобные земельные споры могут длиться годами. Закон о лесной амнистии позволяет защитить права собственников, чьи земельные участки пересекаются с землями лесного фонда, в кратчайшие сроки. Также он направлен на устранение имеющихся противоречий в сведениях о границах земельных участков, указанных в ЕГРН и ГЛР. Так, по данным Федерального агентства лесного хозяйства, по состоянию на 2020 год зафиксировано 263 000 пересечений границ земель лесного фонда с землями иных категорий. Площадь таких пересечений (наложений) составила чуть менее 1,7 миллиона гектаров.
Указанная проблема состоит в том, что при формировании земельного участка и передаче его физическим или юридическим лицам органы местного самоуправления не проверяли наличие пересечений границ с лесными участками. Таким образом, согласно генеральному плану земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, и на нем можно осуществлять строительство, но по сведениям ГЛР это земли лесного фонда. Поскольку земли лесного фонда относятся к собственности Российской Федерации, собственники спорных земельных участков могли получать как штрафы, так и требования о возвращении земельного участка в лесной фонд.
Необходимо отметить, что согласно действующим нормам законодательства сведения о земельных участках лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права и ограничения на которые зарегистрированы, признаются ранее учтенными, соответственно, признаются юридически действительными, а передача земельного участка собственнику становится недействительной в соответствии с частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) и пунктом 1 статьи 4.2 о введении в действие ЛК РФ - при формировании участка и внесении сведений о нем в ГЛР до даты образования администрациями районов, городов и поселений для таких участков устанавливаются статус федерального земельного участка и юридический приоритет.
Ранее в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 февраля 1991 года N 110 "О предоставлении гражданам земельных участков для ведения садоводства, огородничества и животноводства" физическим лицам разрешалось предоставлять земельные участки под садоводство и огородничество из земель лесного фонда без изменения категории. Дальнейшее изменение земельного законодательства привело к необходимости установления гарантированных прав законных обладателей таких участков только в судебном порядке.
Зачастую в ГЛР и ЕГРН содержатся повторяющиеся или взаимоисключающие данные. Полагаем, что Закон о лесной амнистии позволит решить эту проблему. Кроме того, на законодательном уровне отсутствовали правовые нормы, которыми комплексно и системно можно было регулировать проблемы перевода лесных поселков в земли населенных пунктов.
Все это привело к нарушениям прав законных правообладателей и создало серьезную проблему для земельного оборота в Российской Федерации.
Закон N 280-ФЗ устанавливает верховенство содержащихся в ЕГРН сведений. В этом Законе регламентируется последовательность действий и устанавливаются правила, направленные на устранение пересечений земельных участков лесного фонда с земельными участками иных категорий. Актуальность этого вопроса обусловлена расхождением методов и способов учета лесных земель и земель иных категорий. Это привело к возникновению огромного количества спорных ситуаций относительно прав, возникающих при определении собственников участков и землепользователей. Такие спорные вопросы приходилось решать исключительно в судебном порядке (причем рассматриваются подобные дела длительное время), что приводило к приостановке использования земельных участков и увеличению загруженности судов.
В процессе сбора информационных и статистических данных оказалось технически невозможным составить реестр пересекающихся с земельными участками частей лесных участков. Однако в ходе практического применения Закона N 280-ФЗ было выявлено, что наложение земельных участков на лесные части - наиболее часто встречающийся и препятствующий использованию землепользователем участка случай.
Из части 11 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) усматривается следующее: если при устранении реестровой ошибки в отношении земельных участков, указанных в части 9 статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ, будет установлено, что лесной участок находится в пределах границ иных земельных участков или сведения о его площади совпадают со сведениями о площади иного земельного участка на девяносто пять и более процентов, то лесной участок, сведения о котором содержатся в ЕГРН, подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения права, ограничения права на него, обременения лесного участка.
Надо отметить, что до принятия соответствующих законов разрешалось предоставлять в пользование лесные участки без проведения государственного кадастрового учета (ч. 6 ст. 47 Закона N 221-ФЗ). В связи с этим в настоящее время в договорах аренды пересекающиеся лесные участки идентифицированы номером учетной записи в ГЛР, а не кадастровым номером в ЕГРН.
Рассмотрим ситуацию с наличием спорных границ земельных участков населенных пунктов с границами лесных участков на примере конкретного муниципального округа.
Лесной фонд Амурской области составляет 72,2 процента от всей площади территории региона. Наибольшую площадь леса занимают в Сковородинском муниципальном округе, образованном в 1926 году. Площадь земель лесного фонда округа - 1 915 758 гектаров (93,41 процента от общей площади), наименьшую площадь составляют земли сельскохозяйственного назначения - 16 102 гектара.
Основными единицами управления территориями лесов являются лесничества и лесопарки. На территории Сковородинского муниципального округа находятся десять лесничеств. В ЕГРН содержится информация только о шести земельных участках, относящихся к землям лесного фонда. Часть земель лесного фонда рассматриваемого округа не состоит на учете в ЕГРН. Министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области неоднократно получало представление прокуратуры по данному факту, однако отсутствие финансирования не позволяет выполнить установленные законом требования и часть участков до настоящего времени не поставлены на кадастровый учет. При этом сведения обо всех участковых лесничествах, относящихся к одному лесничеству, содержатся в ЕГРН как об одном лесном участке, которому присвоен один кадастровый номер.
В настоящее время лесные участки на территории Сковородинского кадастрового района образуются из ранее учтенных лесных участков, находящихся в федеральной собственности, посредством раздела с сохранением исходного в измененных границах. Кроме того, осуществляется образование частей лесных участков на основании договоров аренды или проектной документации. В этом случае формируются межевые планы в целях государственного кадастрового учета изменений ранее учтенного лесного участка.
При отсутствии сведений о координатах характерных точек в ЕГРН равно как и в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ лесного участка определены в условной системе координат, границы такого лесного участка не считаются установленными в соответствии с требованиями земельного законодательства. В связи с этим вести речь об их пересечениях с границами земельных участков населенных пунктов не представляется возможным (подробнее см. [6]). Границы лесного участка, с которыми пересекаются границы земельных участков населенных пунктов, должны быть установлены в системе координат, с использованием которой осуществляется ведение ЕГРН. В связи с этим нормы статьи 60.2 Закона N 218-ФЗ подлежат применению только в случае, если у лесного участка установлены границы.
Таким образом, можно говорить о пересечениях с учтенными земельными участками шести участковых лесничеств, с представлением межевого плана, соответствующего земельному законодательству, в котором содержатся координаты характерных точек границ образованных участков. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, насчитываются 134 таких образованных земельных участка, а в Амурской области в целом выявлены 350 таких пересечений.
Авторами настоящей статьи была составлена таблица пересечений, что способствовало проведению значительного количества расчетов, используемых при анализе пересечений.
Лесные земельные участки были поделены на три большие группы:
1) лесные земельные участки, относящиеся к Сковородинскому участковому лесничеству;
2) лесные земельные участки, относящиеся к Тахтамыгдинскому лесничеству;
3) лесные земельные участки, образованные посредством раздела одного из шести лесничеств Сковородинского округа с сохранением исходного в измененных границах (иные лесные участки).
В результате выявлено, что подавляющее большинство пересечений (311 наложений) составляют пересечения границ земельных участков с лесными участками Сковородинского участкового лесничества, из них 168 пересечений лесных участков с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Кроме того, для каждой группы лесных участков определена площадь пересечений. В сумме она составляет 2 292,17 гектара. Таким образом, 0,11 процента площади земель лесного фонда относятся к спорным территориям. Иными словами, наибольшее процентное отношение спорных территорий - в Сковородинском участковом лесничестве.
Следует отметить, что статьей 60.2 Закона N 218-ФЗ предусмотрены следующие случаи устранения пересечений, при которых допускается изменение описания местоположения границ лесничеств, лесопарков, в том числе границ земельных участков из состава земель лесного фонда:
- изменение категории земель населенных пунктов, к которой отнесен земельный участок, предоставленный из земель лесного фонда, в связи с установлением границ населенного пункта;
- изменение границ лесных участков, лесничеств и лесопарков при выявлении пересечения с границами земельных участков;
- образование земельного участка в границах лесничества, лесопарка, если на таком участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов.
В этих случаях орган регистрации прав самостоятельно изменяет границы лесных участков, лесничеств, лесопарков (если эти сведения содержатся в ЕГРН), и это одновременно является изменением границы земель лесного фонда.
Одним из механизмов устойчивого развития лесного сектора страны являются арендные отношения. Граждане и юридические лица могут арендовать лесные земельные участки для конкретных целей, разрешенных законом. Для получения надела в аренду необходимо, чтобы у арендатора были конкретные аргументированные цели, позволенные законом, а также следующие документы:
- проектная документация лесного участка или план межевания территории;
- свидетельство о постановке участка на кадастровый учет;
- основание для заключения договора аренды, публичного сервитута, договора безвозмездного пользования и т.п.;
- договор аренды, безвозмездного пользования, публичного сервитута;
- проект освоения лесов;
- лесная декларация.
Только при наличии перечисленных документов (соответствующих виду права на лесные участки, виду деятельности и цели арендатора) можно приступить к использованию лесного участка на законных основаниях.
Каждый участок должен иметь кадастровый номер и номер учетной записи в ГЛР. Так достигается учет лесных участков сразу в двух реестрах. Номер записи в ГЛР состоит из порядкового номера (числа до первого знака "-"), года и месяца внесения.
В соответствии с требованиями законодательства перед передачей в аренду и присвоением учетного номера в ГЛР необходимо поставить участок на учет в ЕГРН. Это свидетельствует о приоритете ЕГРН над ГЛР даже при оформлении в пользование участков, полностью расположенных на землях лесного фонда.
Таким образом, следует отметить позитивную тенденцию постепенного упорядочения сведений в ЕГРН и ГЛР. Закон о лесной амнистии достаточно востребован. Наличие спорных границ земельных участков населенных пунктов с границами лесных участков обосновывает пролонгацию Закона о лесной амнистии до января 2026 года. Однако негативным моментом является то, что имеет место сокращение земель лесного фонда. Существует опасность, что наиболее привлекательные участки лесного фонда вблизи городов могут быть переведены в другие категории.
Информационные источники
1. Лесной кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ: в редакции от 29 декабря 2022 года. URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 25.02.2023).
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель: Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ: в редакции от 19 декабря 2022 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/42236 (дата обращения: 25.02.2023).
3. О кадастровой деятельности: Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/25992 (дата обращения: 25.02.2023).
4. О предоставлении гражданам земельных участков для ведения садоводства, огородничества и животноводства: Постановление Совета Министров РСФСР от 22 февраля 1991 года N 110. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
5. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ: в редакции от 29 декабря 2022 года (с изменениями и дополнениями). URL: http://www.base.garant.ru/76806039/ (дата обращения: 25.02.2023).
6. Михольская В.В., Петропавловская Ю.С. О положительных и отрицательных аспектах "лесной амнистии" // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. N 6(249). С. 102 - 107.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Земельное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.