Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Земельное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДА К ДЕЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬ НА КАТЕГОРИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ
Н.Л. ЛИСИНА, В.Д. БАЕВ
Современной тенденцией развития территорий является образование городских агломераций <1>. В Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия пространственного развития), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. N 207-р, городские агломерации рассматриваются как совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними. Вопросы развития городских агломераций затрагивают институты земельного и градостроительного законодательства. Отдельный интерес вызывает вопрос об изменении подхода к определению правового режима земель.
--------------------------------
<1> В действующем законодательстве используется также понятие "сельская агломерация". В предмет настоящего исследования входят только вопросы развития городских агломераций.
В силу территориальных особенностей городская агломерация состоит из земель населенных пунктов, а также территорий между ними, которые могут относиться к различным категориям земель (например, сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и объектов, промышленности и иного специального назначения, лесного фонда, водного фонда). Очевидно, что правовой режим территории городской агломерации должен способствовать использованию и охране земель, обеспечивать комплексное устойчивое экологическое, социально-экономическое развитие территории, реализацию хозяйственных связей между населенными пунктами агломерации, возможность строительства линейных объектов для энергетического снабжения, трудовую миграцию и транспортную инфраструктуру. В то же время непонятно, каким образом будет осуществляться управление в различных сферах хозяйственной и иной деятельности на ее территории, в том числе в сфере охраны окружающей среды и использования земельных ресурсов. Создаваемые крупные городские агломерации могут приводить к негативному воздействию на окружающую среду, поэтому актуальной является экологически ориентированная организация территории с сохранением особо ценных участков территорий, выполняющих экологические и рекреационные функции, которые компенсируют экологическую неполноценность мегаполисов <2>.
--------------------------------
<2> См.: Лисина Н.Л. Концептуальные основы правовой охраны окружающей среды в городах: монография. М., 2020. С. 225 - 226.
В ряде субъектов РФ приняты законы, регулирующие вопросы развития городских агломераций <3>, происходит реализация крупных агломерационных проектов, осуществляются поиск путей межмуниципального сотрудничества, территориальное планирование агломераций. При этом нормативно-правовое регулирование на уровне субъектов ограничено объективными факторами: отсутствие федерального закона о городских агломерациях и необходимость соблюдения требований отраслевого федерального законодательства.
--------------------------------
<3> См., например: Закон Кемеровской области - Кузбасса от 24 марта 2022 г. N 28-ОЗ "О создании и развитии агломераций в Кемеровской области - Кузбассе", Закон Томской области от 10 апреля 2017 г. N 23-ОЗ "О развитии агломераций в Томской области", Областной закон Ростовской области от 29 июня 2022 г. N 704-ЗС "О развитии агломераций в Ростовской области", Закон Белгородской области от 1 марта 2016 г. N 58 "О развитии агломераций в Белгородской области".
Данная проблема создает условия для теоретических исследований, разработки правовых моделей, обеспечивающих развитие городских агломераций, предложений по совершенствованию отраслевого законодательства, которые будут отвечать современным тенденциям развития территорий.
Учеными справедливо подчеркивается, что "размывание" границ населенного пункта как свойство городской агломерации создает объективные трудности в упорядочении правового режима городских и близлежащих земель <4>. Согласно действующему земельному законодательству правовой режим земель и земельных участков устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и вида разрешенного использования.
--------------------------------
<4> См.: Галиновская Е.А., Кичигин Н.В. Городская агломерация как правовая категория: постановка проблемы // Журнал российского права. 2020. N 8. С. 141 - 156.
При этом активно обсуждается вопрос об отказе от принципа деления земель на категории. Еще в Распоряжении Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 297-р "Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы" было указано, что совершенствование порядка определения правового режима земельных участков посредством исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории является одним из основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом.
Вследствие этого в Государственную Думу ФС РФ был внесен проект федерального закона N 465407-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию", подготовленный Минэкономразвития России. Ключевые положения указанного проекта закона заключались в следующем: отказ от категорий земель и их целевого назначения; осуществление использования земельного участка через его разрешенное использование, которое должно учитывать природные, социальные и экономические условия; установление территориальных зон в зависимости от видов разрешенного использования; действие в границах территориальных зон регламента использования территории, устанавливающего виды разрешенного использования; определение вида деятельности, которая может осуществляться на земельном участке, через разрешенное использование земельного участка. При этом наряду с лесохозяйственными, сельскохозяйственными регламентами, регламентами охраны и использования особо охраняемых природных территорий градостроительные регламенты становятся одним из видов регламентов использования территорий.
С точки зрения концентрации населения в городах и формирования городских агломераций интерес вызывают многоцелевые территориальные зоны. Авторы законопроекта предлагают закрепить возможность создания многоцелевых зон в границах населенных пунктов численностью населения свыше 500 тыс. человек.
Данный законопроект не нашел поддержки в законодательном органе и не был принят. Нельзя однозначно утверждать о необходимости отмены категорий земель. Идеи о законодательном отказе от деления земель на категории подверглись критике и в доктрине земельного права <5>. Противники реформирования земельного законодательства встречаются и среди органов исполнительной власти. В частности, Минсельхоз России выступает за сохранение категорий земель, учитывая ценность земель сельскохозяйственного назначения <6>.
--------------------------------
<5> См., например: Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В. Проблемы отмены деления земель на категории в условиях реформирования земельного и градостроительного законодательства // Аграрное и земельное право. 2014. N 11. С. 37 - 42; Нарышева Н.Г. Переход от деления земель по целевому назначению на категории к территориальному зонированию: за и против // Экологическое право. 2015. N 5. С. 42 - 49; Землякова Г.Л. Проблемы правового регулирования изменения видов разрешенного использования земельных участков в условиях отмены деления земель на категории // Экологическое право. 2021. N 1. С. 28 - 34.
<6> См.: URL: https://www.interfax.ru/russia/880000 (дата обращения: 20.02.2023).
На смену отклоненному указанному законопроекту в Государственную Думу ФС РФ был внесен проект федерального закона N 496293-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)". Данным проектом закона принцип деления земель на категории все же сохраняется, а правовые нормы о разрешенном использовании совершенствуются. В частности, предлагается ввести в Земельный кодекс РФ отдельную главу "Разрешенное использование земельных участков", которая предусматривает следующие основные положения:
разрешенное использование земельного участка представляет собой допустимое использование земельного участка;
вид разрешенного использования устанавливается регламентами использования земель (градостроительным, лесохозяйственным регламентами, положением об особо охраняемой природной территории);
разрешенное использование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, устанавливается и изменяется в порядке, утвержденном законом субъекта РФ.
Указанный законопроект предлагает менее кардинальное решение, сохранив институт категорий земель и усовершенствовав правовые положения о разрешенном использовании земельных участков. Таким образом, законопроект представляет собой компромисс между сторонниками и противниками отмены института категорий земель. Однако принятие данного законопроекта может привести к снижению правового значения принципа деления всех земель на категории при преимущественном использовании земельных участков согласно разрешенному использованию.
Отсюда возникает закономерный вопрос: каково правовое значение института категорий земель в условиях перехода к зонированию территорий? Данный вопрос требует пристального внимания со стороны представителей как законодательной власти, так и профессионального научного сообщества. Эту проблему можно наглядно отразить на примере применения ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, которая предусматривает меры административной ответственности за использование земельных участков не в соответствии с целевым назначением.
Статьей 42 ЗК РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся таковыми, возлагается обязанность использовать их строго в соответствии с их целевым назначением. В то же время ч. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (ГсК РФ) указывает на определяющее значение воли правообладателя земельного участка при выборе основного и вспомогательного видов разрешенного использования, которые выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования <7>.
--------------------------------
<7> Пункт 2 ст. 7 ЗК РФ (в ред. до 30 декабря 2021 г.) содержал правило о том, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 493-ФЗ содержание указанной статьи было изменено. Актуальная редакция ст. 7 ЗК РФ содержит положение, согласно которому любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с ЗК РФ и законодательством о градостроительной деятельности. При этом основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Исходя из правил ЗК РФ, можно сделать вывод, что для использования земельного участка в соответствии с основным видом разрешенного использования необходимо предварительно внести сведения в ЕГРН об основном виде разрешенного использования. При этом ЗК РФ делает отсылку к законодательству о градостроительной деятельности. Однако ч. 4 ст. 37 ГсК РФ по-прежнему содержит норму о том, что основные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно, без дополнительных разрешений и согласования. Данная ситуация порождает правовую неопределенность в вопросе необходимости внесения сведений в ЕГРН об основном виде разрешенного использования земельного участка для квалификации действий правообладателя земельного участка по его использованию в соответствии с основным видом разрешенного использования, предусмотренным зонированием территории, но сведения о котором отсутствуют в ЕГРН, соответствующими либо несоответствующими требованиям законодательства.
На уровне Конституционного Суда РФ встречаются правоприменительные позиции о самостоятельном выборе собственником основного и вспомогательного видов разрешенного использования земельного участка из тех, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки для определенной территориальной зоны. С учетом п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утвержден Президиумом ВС РФ 14 ноября 2018 г.), следует говорить о том, что принятые в установленном порядке правила землепользования и застройки предоставляют собственнику земельного участка возможность самостоятельного выбора допустимого использования земельного участка в соответствии с основными и вспомогательными видами разрешенного использования. Судебная практика, складывающаяся на уровне высших судебных инстанций, указывает на то, что отсутствие сведений о виде разрешенного использования в ЕГРН не образует состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, а определение целевого назначения земель через их категорийность при совершенствовании градостроительного зонирования приводит к противоречиям в судебной практике, отсутствию единства в разрешении вопросов нецелевого использования земельных участков <8>.
--------------------------------
<8> См., в частности, Определение ВС РФ от 1 октября 2020 г. N 310-ЭС20-8733, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 27 апреля 2022 г. N 309-ЭС21-26767 по делу N А07-175/2019, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 8 февраля 2021 г. N 305-ЭС20-15893 по делу N А40-155810/2019, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 8 февраля 2021 г. N 305-ЭС20-15754 по делу N А40-258644/2019, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 8 февраля 2021 г. N 305-ЭС20-15616 по делу N А40-167960/2019, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 8 февраля 2021 г. N 305-ЭС20-15622 по делу N А40-244225/2019, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 25 января 2021 г. N 305-ЭС20-14234 по делу N А40-216490/2019, Постановление ВС РФ от 30 августа 2021 г. N 89-АД21-10-К7.
Системное толкование земельного и градостроительного законодательства с учетом сложившейся судебной практики позволяет говорить о том, что правообладатель земельного участка вправе использовать земельный участок в соответствии с любым основным и вспомогательным видами разрешенного использования, которые предусмотрены градостроительным зонированием.
Таким образом, судебная и правоприменительная практика рассматривает нецелевое использование земельных участков прежде всего через призму видов разрешенного использования. Фактически юридическая ответственность за нецелевое использование земельного участка при наличии установленного градостроительного регламента <9> наступает за использование земельного участка в противоречии с требованиями градостроительного зонирования. При этом не принимается во внимание принцип деления земель на категории, что снижает его правовое значение.
--------------------------------
<9> Необходимо учитывать, что ч. 6 ст. 36 ГсК РФ определяет территории, в отношении которых градостроительный регламент не устанавливается. В таких случаях, конечно, следует говорить о нецелевом использовании исходя из принципа деления земель на категории.
В теории земельного права также встречаются позиции о том, что территориальное зонирование начинает превалировать над категорией земель. Правовой режим земельных участков начинает зависеть от территориальной зоны, в которую они отнесены <10>.
--------------------------------
<10> См.: Ефимова Е.И. Роль территориального зонирования в правовом режиме земель // Экологическое право. 2022. N 2.
Процесс "размывания" границ населенных пунктов в результате создания городских агломераций создает основу для рассуждений относительно обоснованности выделения категории земель населенных пунктов. Процесс урбанизации влечет рост случаев изменения границ населенных пунктов и перевода земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов.
Агломерационные проекты могут потребовать использования земель в противоречии с целевым назначением, что приводит к необходимости перевода земель в другую категорию и увеличению сроков реализации названных проектов. Реализация агломерационных проектов, предусматривающих застройку межселенных территорий, например путем строительства объектов энергетической и транспортной инфраструктуры, возможна путем установления многоцелевого правового режима территории городской агломерации для создания гибких возможностей развития. Создание многоцелевых территориальных зон осложнено категоризацией земель, так как категория земель выступает одним из элементов правового режима земель.
Обоснованным является мнение о том, что совокупность нормативных правовых актов (земельного, градостроительного законодательства, законодательства об охране памятников истории и культуры, об особо охраняемых природных территориях), устанавливающих правовой режим земель, содержит противоречащие друг другу правовые нормы, что снижает эффективность правового регулирования <11>.
--------------------------------
<11> См.: Козырь О.М. Особенности правового режима земель поселений // Экологическое право. 2005. N 1. С. 27 - 34.
Отметим, что российской правовой системе известен термин "зонирование" в контексте института градостроительного зонирования. Законодательство о градостроительной деятельности рассматривает зонирование территорий поселений и иных муниципальных образований как способ определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ст. 36 ГсК РФ).
Как указано выше, территория городской агломерации включает территорию между населенными пунктами, которая относится к иным категориям земель. Именно развитие городской агломерации может стать поводом для широкого внедрения градостроительных регламентов использования земельных участков и территорий, их распространения на территории за границами населенных пунктов. Предпосылки к этому уже имеются в силу различного нормативного правового понимания терминов "населенный пункт" и "поселение".
Идеям устойчивого экологического и социально-экономического развития территории городской агломерации может соответствовать возможность принятия правил землепользования и застройки, распространяющих свое действие на всю территорию городской агломерации, которая может включать различные муниципальные образования. Принятие нормативного правового акта, который определяет правовой режим территории городской агломерации, будет отражать общность хозяйственных связей внутри городской агломерации. Кроме того, такой подход соответствует целям разработки правил землепользования и застройки, обозначенным в ст. 30 ГсК РФ. В частности, правила землепользования и застройки городской агломерации могут создать условия для устойчивого развития, планировки и застройки территорий всех муниципальных образований, которые входят в состав городской агломерации. Правила землепользования и застройки городских агломераций могут содержать регламенты многоцелевых зон для реализации агломерационных проектов.
Однако реализация данной идеи требует внесения изменений в градостроительное законодательство, которое устанавливает ограниченный круг субъектов, имеющих право на утверждение правил землепользования и застройки. В настоящее время правила землепользования и застройки могут быть утверждены нормативными правовыми актами как органов местного самоуправления, так и органов государственной власти субъектов РФ - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Реализация правовой возможности утверждения правил землепользования и застройки городской агломерации требует определения уполномоченного органа на принятие такого нормативного правового акта. Представительный орган муниципального образования, которое включает ядро (центр) городской агломерации, не может быть наделен полномочиями по принятию правил землепользования и застройки городской агломерации, так как это будет противоречить законодательным основам о полномочиях органов местного самоуправления, которые осуществляют нормативное правовое регулирование лишь по вопросам местного значения. Представительный орган местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, которые будут распространять свое действие на территорию другого муниципального образования. В случае создания городской агломерации в границах одного субъекта РФ полномочиями на принятие правил землепользования и застройки агломерации может быть наделен законодательный орган субъекта РФ.
В то же время принятие правил землепользования и застройки городской агломерации органом законодательной власти субъекта РФ будет сложным процессом. Законодательный процесс на уровне региона представляется более длительным, внесение изменений в нормативный правовой акт займет много времени, что может снизить эффективность реализации агломерационных проектов. Также нужно учитывать размер территории городской агломерации, которая может включать большое количество муниципальных образований даже в пределах одного субъекта РФ (например, Северо-Кузбасская агломерация состоит из 22 муниципальных образований), что создает объективные трудности для подготовки нормативного правового акта (в том числе и карты градостроительного зонирования), определения территориальных зон, включая многоцелевые.
Разработка проекта правил землепользования и застройки городской агломерации в обязательном порядке должна учитывать мнение населения муниципальных образований, входящих в состав городской агломерации, необходимо создать условия для проведения публичных слушаний во всех муниципальных образованиях, которые входят в состав городской агломерации. Передача полномочий на уровень субъекта РФ в части принятия такого нормативного правового акта не должна приводить к нарушению сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Кроме того, нужно учитывать возможность создания городской агломерации на территории нескольких субъектов РФ, что исключает принятие правил землепользования и застройки городской агломерации. В этом случае реализации агломерационных проектов будет способствовать межмуниципальное и межрегиональное сотрудничество путем создания советов муниципальных образований, межмуниципальных юридических лиц.
Отмена категорий земель не должна происходить сама по себе, так как исторически сформировавшаяся категорийность земель имеет правовое значение и для государственного кадастрового учета земель, и для реализации контрольно-надзорной функции в сфере земельных отношений, и для предоставления земельных участков. Она должна стать элементом комплексной реформы земельного законодательства <12>. Необходимо упорядочить систему видов разрешенного использования применительно к территориальным зонам, критерии отнесения вида разрешенного использования к основному, вспомогательному или условно разрешенному. Существующее количество видов разрешенного использования земельных участков приводит к смешению различных правовых режимов отдельных категорий земель, нивелированию принципа деления земель на категории. Неопределенность правовых режимов земельных участков, основанных на установленном виде разрешенного использования, затрудняет применение юридической ответственности за нарушение требований земельного и градостроительного законодательства.
--------------------------------
<12> См.: Землякова Г.Л. Указ. соч.
Исходя из общего назначения территории и учитывая наличие внутрихозяйственных связей в городской агломерации, необходимых для устойчивого развития, представляется правильным наличие многоцелевых территориальных зон внутри городской агломерации. Такая возможность обеспечит реализацию крупных агломерационных проектов в области застройки территории и снизит риски нецелевого использования земель и земельных участков.
Городская агломерация должна включать земли с различными правовыми режимами, которые будут учитывать потребности населения, проживающего на определенной территории, интенсивность промышленного развития и разные аспекты охраны окружающей среды. Причем смежные территориальные зоны не должны беспорядочно сменять друг друга, развитие городской агломерации предполагает рациональное использование земель, входящих в ее состав.
Отмена института категорий земель никоим образом не должна ставить под сомнение необходимость охраны земли как компонента окружающей среды. Установление многоцелевых территориальных зон не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды в городах. При территориальном зонировании необходимо учитывать экологические аспекты землепользования.
Увеличение населения в городах приводит к изменениям границ населенных пунктов и застройке земель сельскохозяйственного назначения. В связи с этим оправданны высказывания некоторых ученых о том, что отказ от принципа деления земель на категории по целевому назначению приведет к использованию земель сельскохозяйственного назначения под застройку, сокращению площади сельскохозяйственных угодий, потере значительной части земельного потенциала сельского хозяйства <13>. Таким образом, городская агломерация должна включать зону сельскохозяйственного использования, которая будет обеспечивать продовольственную политику, аграрное развитие городской агломерации, поддержание баланса ценных сельскохозяйственных угодий.
--------------------------------
<13> См.: Леппке О.Б. К вопросу о внесении изменений в земельное законодательство в части отмены категорий земель сельхозназначения // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2013. N 1 (14). С. 2 - 11.
Компромиссным подходом в этой ситуации могут стать разработка и принятие сельскохозяйственных регламентов <14>.
--------------------------------
<14> См.: Липски С.А. Землеустроительное обеспечение как необходимое условие замены института категорий земель территориальным зонированием // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 11 (182). С. 18 - 23.
Представляется, что упорядочение использования сельскохозяйственных и иных видов земель в агломерационном процессе может быть обеспечено посредством реализации такого основополагающего начала - принципа развития городской агломерации, как агломерационное единство территории. Установление территориальной зоны сельскохозяйственного использования, принятие сельскохозяйственных регламентов будут определять возможность строительства, предельные параметры застройки и т.п. Такой подход отражает внутрихозяйственные связи городской агломерации, наличие зоны городской застройки в соседстве с зоной сельскохозяйственного использования, каждая из которых допускает определенные виды разрешенного использования, установленные градостроительными и сельскохозяйственными регламентами. Это создаст условия для рационального использования земельных и иных природных ресурсов, сбалансированного развития территории агломерации.
Одновременное развитие городов и сельского хозяйства способствует выражению экономических, трудовых связей городской агломерации. Такое использование территории определит общую инфраструктуру городской агломерации, объединение рабочей силы и производственной базы для удовлетворения потребностей населения.
Отметим, что действующее законодательство предусматривает возможность застройки земель, относящихся к категории сельскохозяйственного назначения. Положения п. 2 ст. 77 ЗК РФ допускают возможность для крестьянских (фермерских) хозяйств строительства и эксплуатации жилых домов на землях сельскохозяйственного назначения.
Принятие сельскохозяйственного регламента позволит выделить зону строительства жилых домов для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством. При таких обстоятельствах исключена хаотичная застройка сельскохозяйственных земель. Земельные участки с расположенными на них жилыми домами для лиц, осуществляющих фермерскую деятельность, должны образовывать территориальное единство с землями, предназначенными исключительно для производства сельскохозяйственной продукции.
Проведение комплексной земельной реформы требует и крупных финансовых инвестиций. Разработка регламентов использования территорий неизбежно влечет проведение картографических и землеустроительных работ. Определение особо ценных сельскохозяйственных земель потребует почвенных, геоботанических и иных обследований <15>. В случае перехода от деления земель на категории к исключительно градостроительному зонированию необходимо определить источники финансирования соответствующих изысканий для подготовки регламентов использования территорий.
--------------------------------
<15> См.: Киселева О.А., Ильиных А.Л. К вопросу об отмене категорий земель по целевому назначению и рациональному использованию // Современные вопросы землеустройства, кадастра и мониторинга земель: матер. региональной науч.-практ. конф. / отв. ред. А.М. Олейник. Тюмень, 2016. С. 65 - 69.
Современные тенденции развития территорий, формирование городских агломераций вызывают необходимость проведения комплексного реформирования земельного и градостроительного законодательства. Отмена принципа деления земель на категории в зависимости от их целевого назначения может стать одним из направлений кардинальных преобразований, но потребует совершенствования правовых механизмов градостроительного зонирования с безусловным сохранением экологической функции земли, без которой реализация Стратегии пространственного развития и социально-экономический рост Российской Федерации не представляются возможными.
Список литературы
1. Галиновская Е.А., Кичигин Н.В. Городская агломерация как правовая категория: постановка проблемы // Журнал российского права. 2020. N 8.
2. Ефимова Е.И. Роль территориального зонирования в правовом режиме земель // Экологическое право. 2022. N 2.
3. Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В. Проблемы отмены деления земель на категории в условиях реформирования земельного и градостроительного законодательства // Аграрное и земельное право. 2014. N 11.
4. Землякова Г.Л. Проблемы правового регулирования изменения видов разрешенного использования земельных участков в условиях отмены деления земель на категории // Экологическое право. 2021. N 1.
5. Киселева О.А., Ильиных А.Л. К вопросу об отмене категорий земель по целевому назначению и рациональному использованию // Современные вопросы землеустройства, кадастра и мониторинга земель: матер. региональной науч.-практ. конф. / отв. ред. А.М. Олейник. Тюмень, 2016.
6. Козырь О.М. Особенности правового режима земель поселений // Экологическое право. 2005. N 1.
7. Леппке О.Б. К вопросу о внесении изменений в земельное законодательство в части отмены категорий земель сельхозназначения // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2013. N 1 (14).
8. Липски С.А. Землеустроительное обеспечение как необходимое условие замены института категорий земель территориальным зонированием // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2016. N 11 (182).
9. Лисина Н.Л. Концептуальные основы правовой охраны окружающей среды в городах: монография. М., 2020.
10. Нарышева Н.Г. Переход от деления земель по целевому назначению на категории к территориальному зонированию: за и против // Экологическое право. 2015. N 5.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Земельное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.