Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
SMART-ТЕХНОЛОГИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ - КУРС НА ОПТИМИЗАЦИЮ РАСХОДОВ
К.А. ЕВПЛОВА, Р.Б. ГОЛОВКИН
Муниципальные органы власти в своей деятельности используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с целью повышения эффективности управления и предоставления услуг гражданам и организациям. Однако стремительное развитие ИКТ, появление новых их форм (блокчейн, большие данные, интернет вещей, облачные вычисления, искусственный интеллект, 5G и др.) предлагают новые возможности для оптимизации муниципального управления. Так, например, цифровые технологии предоставляют возможность местным органам власти оптимизировать управление как в сфере муниципальных услуг, так и в деятельности местной администрации, в том числе в процессе взаимодействия между ведомствами <1>.
--------------------------------
<1> Зубарев В. Цифровой муниципалитет // Эксперт. 2017. N 30-33(1039).
Следовательно, наблюдается тенденция изменения не только механизмов и технологий управления, но и инструментов, с помощью которых осуществляется муниципальное управление - от оцифровки данных до цифровых правительств. За счет подобных инструментов достигается повышение эффективности и производительности органов власти, поскольку использование технологий smart снижает стоимость муниципальных операций и способствует увеличению муниципальных доходов, а также оптимизации расходов <2>.
--------------------------------
<2> The impact of Smart technologies in the municipal budget: increased revenue and reduced expenses for better services. URL: file:///C:/Users/%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/Downloads/1617_arquivoB.pdf (дата обращения: 08.09.2022).
Муниципальные органы власти в процессе оцифровки муниципальных услуг и процессов сталкиваются с рядом проблем, среди которых:
1. Отсутствие бесперебойного онлайн-обслуживания.
2. Отсутствие единого веб-сайта. На сегодняшний день в крупных муниципалитетах каждое подразделение имеет свой веб-сайт и свою команду ИТ-поддержки, что приводит к высоким расходам местного бюджета, а также увеличению количества сайтов.
3. Отсутствие канала связи между подразделениями. Даже в крупных муниципалитетах подразделения по-прежнему полагаются на ручные процессы, в том числе отсутствует быстрый и эффективный обмен данными.
4. Местные органы власти должны адаптироваться к различным ожиданиям и уровню финансовой грамотности населения.
Согласно данным отчетности об исполнении местных бюджетов в 2021 г. общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составляет 5536,0 млрд рублей, что выше уровня 2020 г. на 9,6%, или на 486,4 млрд рублей <3>.
--------------------------------
<3> Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2021 г. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/06/main/MONITORING_2022.pdf (дата обращения: 26.05.2022).
Собственные доходы местных бюджетов, которые являются средствами муниципальных образований для решения вопросов местного значения, увеличились в 2021 г., по сравнению с предыдущим годом, на 349,9 млрд рублей, или на 10,3%, и составили 3 751,7 млрд рублей. Основной вклад в рост собственных доходов обеспечили налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов, объем которых увеличился на 13,4% по сравнению с уровнем предыдущего года. Отметим, что объем межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) вырос на 7,3%, что ниже уровня инфляции. В общем объеме поступивших в 2021 г. собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 49,8% (1 868,7 млрд рублей), межбюджетные трансферты (без учета субвенций) - 50,2% (1 883,0 млрд рублей). В 2019 г. указанные доли составили, соответственно, 48,4% и 51,6%.
Стоит отметить, что налоговые доходы местных бюджетов в 2021 г. составили 1 569,8 млрд рублей, с ростом к первоначальному плану поступлений на 6,5%, или 95,9 млрд рублей. По сравнению с 2020 г., налоговые доходы муниципальных образований выросли в общей сумме на 165,3 млрд рублей, или на 11,8%.
Следовательно, налоговые доходы лежат в основе экономической деятельности муниципального образования. Однако поток денежных средств осуществляется не только от граждан и предприятий к администрации (оплата обязательных платежей), но и от администрации к гражданам и предприятиям (выплата заработной платы муниципальным служащим и др.).
Таким образом, платежные системы должны стать непосредственным объектом модернизации, так как с помощью оцифровки описанных выше процессов муниципальное образование может не только увеличить сбор доходов, но и извлечь выгоду за счет повышения операционной эффективности.
Стоит отметить, что одной из причин неэффективной системы сбора доходов на местном уровне являются препятствия для уплаты налогов. Однако на сегодняшний день многие муниципальные образования перешли к новым платежным системам. К цифровым платежным инструментам относятся:
1. Электронный платеж. Большое количество местных органов власти по всему миру создают веб-интерфейсы, которые централизуют информацию обо всех государственных процессах и позволяют в режиме онлайн уплачивать налоги, штрафы и другие сборы. Данные электронные формы и функции автозаполнения могут сэкономить деньги и время как для граждан, так и для администрации, уменьшая при этом количество ошибок. По мнению Совета умных городов, электронные платежные платформы могут способствовать увеличению выручки на 5% <4>.
2. Smart-карты и цифровые кошельки. Карты smart все чаще становятся цифровыми, когда смартфоны в сочетании с технологией Near Field Communication (Коммуникация ближнего поля) используются в качестве единого интерфейса для оплаты различных услуг, как частных, так и государственных (программы лояльности, транспортные токены, билеты в кино и др.). В то время как цифровые кошельки особенно подходят в развитых городах, где значительная часть населения имеет смартфоны и доступ к банковским счетам и кредитным картам, местные органы власти в развивающихся странах разрабатывают решения, адаптированные к местным условиям, чтобы облегчить оплату через простые мобильные телефоны (Мобильные Деньги - самый известный и успешный пример <5>). Так, например, в 2007 г. в Кении была создана универсальная платформа с целью предоставления возможности небольшим сельским производителям осуществлять личные платежи, что способствовало финансовой доступности, так как мобильные деньги являются альтернативой банковским счетам <6>.
--------------------------------
<4> Smart cities: Digital solutions for a more livable future. URL: https://www.mckinsey.com/industries/capital-projects-and-infrastructure/our-insights/smart-cities-digital-solutions-for-a-more-livable-future (дата обращения: 26.06.2022).
<5> Mobile Money (Мобильные деньги) - услуга электронного кошелька, которая позволяет пользователям хранить, отправлять и получать, вносить и снимать деньги, а также осуществлять платежи с помощью мобильных телефонов, как smart, так и телефонов с базовыми функциями.
<6> The impact of Smart technologies in the municipal budget: increased revenue and reduced expenses for better services. URL: file:///C:/Users/%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/Downloads/1617_arquivoB.pdf (дата обращения: 08.09.2022).
Можно выделить несколько перспективных направлений, где органы местного самоуправления могут использовать цифровой сервис Mobile Money:
1. Оплата налогов. Оплата налоговых платежей с помощью Mobile Money дает ряд преимуществ: для граждан преимущество заключается в упрощении налоговых процедур, а также в минимизации временных затрат; для органов власти преимущество заключается в том, что система Mobile Money позволяет значительно сократить процесс обработки документов, что приводит к экономии эксплуатационных расходов.
2. Оплата счетов. Применение цифрового сервиса Mobile Money способствует минимизации эксплуатационных и транзакционных издержек, связанных со считыванием счетчиков, выставлением счетов и платежей в сфере предоставления коммунальных услуг. Так, например, в 2015 г. в округе Найроби компания по водоснабжению и канализации в партнерстве со Всемирным банком запустила программу Jisomee Mita ("Читай свой счетчик") с целью улучшения доступа к водоснабжению в трущобах <7>. В рамках данного проекта каждый дом оборудован счетчиком smart, который пользователи считывают самостоятельно. Считанные показатели пользователи отправляют посредством SMS в водоканал, а в ответ получают счет для оплаты, который оплачивается с помощью M-Pesa (кенийского сервиса Mobile Money). Данный проект способствовал не только увеличению доходов водоканала за счет подключившихся пользователей, но и минимизации эксплуатационных и транзакционных издержек, связанных со считыванием счетчиков, выставлением счетов и платежей.
--------------------------------
<7> Smart technologies and municipal finances. URL: https://www.urenio.org/2017/02/17/smart-technologies-municipal-finances/ (дата обращения: 08.09.2022).
3. Выплаты. С помощью цифрового сервиса Mobile Money местные органы власти могут осуществлять различные выплаты, такие как заработная плата, социальные пособия для малообеспеченных слоев населения, микрокредиты местным небольшим предприятиям. Так, например, город Кесон на Филиппинах с 2013 г. санкционирует уплату налогов с помощью Mobile Money и осуществляет выплаты заработной платы учителям в государственных школах и стипендии учащимся с помощью Mobile Money <8>.
--------------------------------
<8> The impact of Smart technologies in the municipal budget: increased revenue and reduced expenses for better services. URL: file:///C:/Users/%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/Downloads/1617_arquivoB.pdf (дата обращения: 08.09.2022).
Стоит отметить, что наиболее эффективным решением для муниципальных образований является внедрение мобильных платежей в сочетании с программой анализа данных. Так, например, телекоммуникационная компания Orange совместно с округом Абиджан реализуют проект, в рамках которого водители такси смогут уплачивать налоги с помощью мобильных платежей и в то же время представлять местным органам власти данные о количестве поездок для принятия более обоснованных решений <9>.
--------------------------------
<9> Smart technologies and the municipal budget. URL: (дата обращения: 08.09.2022).
Кроме того, технологии smart активно используются для увеличения налоговых поступлений, а также в целях борьбы с мошенничеством и уклонением от уплаты налогов <10>. Можно выделить несколько направлений, где местные органы власти могут применять технологии smart с целью эффективного финансового администрирования:
1. Онлайн-платежи. Автоматизация процессов подачи налоговых деклараций и налоговых платежей повышает прозрачность, снижает риски возможных ошибок, что, в свою очередь, укрепляет доверие между гражданами и налоговой администрацией, а также способствует формированию культуры уплаты налогов. Так, например, в африканских городах уплата налогов с помощью Mobile Money значительно улучшила налоговое возмещение, в том числе городской совет Дуала в Камеруне отметил, что после нескольких лет внедрения налоговые поступления увеличились более чем на 50% <11>.
2. Инструменты картирования. Технология smart позволит местным органам власти упростить сбор и управление данными налогоплательщиков. Так, с помощью программного обеспечения и приложений станет возможным не только инвентаризация и анализ индивидуальных и корпоративных налогоплательщиков, но и автоматическое обновление базы данных о налогоплательщиках, в том числе облагаемом налогом имуществе.
3. Географические информационные системы (ГИС). В практической деятельности налоговых органов технология ГИС позволит составлять точные списки лиц, видов деятельности и имущества, а также способствует обновлению баз данных, налогового кадастра и реестров. Кроме того, ГИС способствует максимизации сбора налога на недвижимость, позволяя отслеживать, хранить и управлять критически важной информацией о регистрации земли, анализе стоимости земли и связанных с этим улучшениях частной и коммерческой недвижимости.
4. Аналитика big data (больших данных) для борьбы с уклонением от уплаты налогов и мошенничеством. Data mining (Интеллектуальный анализ данных) и программное обеспечение для анализа big data (большие данные) способствуют прогнозированию повторных мошеннических действий. Прогнозирование, выявление и, таким образом, предотвращение мошенничества увеличивают налоговые поступления, а также аналитика, определяя область вероятного мошенничества, способствует повышению эффективности деятельности налоговых органов. Так, например, городской совет Бирмингема в Великобритании в 2011 г. развернул внутренний процесс сопоставления данных нескольких систем с целью выявления и предотвращения мошеннических действий. Сопоставление данных позволило выявить около 20 000 случаев мошеннических действий, что тем самым позволило сэкономить 25 миллионов фунтов стерлингов за пять лет <12>.
5. Формирование налоговой культуры. Благодаря обновленным реестрам информации о налогоплательщиках муниципалитетам легче отслеживать лиц, не осуществивших уплату налоговых платежей в срок, с целью направления напоминания и уведомления не только по почте, но также по электронной почте и мобильным телефонам (SMS-уведомление). В том числе местные органы власти с помощью онлайн-платформ могут наглядно демонстрировать рациональность использования полученных денежных средств от уплаты налогов.
--------------------------------
<10> Фролова Е.А., Щербань Е.Г. Цифровая экономика: муниципальный аспект // Вестник СГСЭУ. 2019. N 1(75). С. 17 - 21.
<11> Smart technologies and the municipal budget. URL: https://www.metropolis.org/agenda/smart-technologies-and-municipal-budget (дата обращения: 08.09.2022).
<12> The impact of Smart technologies in the municipal budget: increased revenue and reduced expenses for better services. URL: file:///C:/Users/%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/Downloads/1617_arquivoB.pdf (дата обращения: 08.09.2022).
В заключение следует отметить, что smart-технологии способствуют не только увеличению муниципальных доходов, но и оптимизации расходов на муниципальное управление.
Во-первых, посредством внедрения инновационных технологий устраняются избыточные и дублирующие функции органов местного самоуправления.
Во-вторых, автоматизация муниципальных услуг и процессов способствует оптимизации расходов на текущее содержание органов власти, в том числе сокращению численности муниципальных служащих.
В-третьих, использование smart-технологии способствует сокращению эксплуатационных расходов. Так, например, в 2014 г. городские власти муниципалитетов Валенсии запустили комплексную платформу электронного управления (PIAE - Plataforma Integrada de Administracion Electronica) и электронный офис (онлайн-платформу, которая позволяет гражданам выполнять все административные процедуры в электронном виде). Электронное управление всеми процедурами повысило эффективность и прозрачность работы муниципалитетов, а также упростило административные процедуры для граждан. По данным городского совета, эти нововведения за год использования позволили муниципалитетам сократить эксплуатационные расходы на 170 миллионов евро <13>.
--------------------------------
<13> The impact of Smart technologies in the municipal budget: increased revenue and reduced expenses for better services. URL: file:///C:/Users/%D0%9A%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/Downloads/1617_arquivoB.pdf (дата обращения: 08.09.2022).
Таким образом, существует несколько направлений, где местные органы власти могут успешно применять технологии smart для оптимизации деятельности муниципальной администрации, в том числе совершенствования платежных систем и повышения налоговых поступлений. Внедрение данных технологий в налоговое администрирование способствует значительному увеличению доходов муниципалитетов, укреплению финансового потенциала муниципальных образований для предоставления качественных услуг. Однако для успешной реализации данных инициатив необходимо использовать информационно-просветительские кампании с целью ознакомления налогоплательщиков с новыми платежными системами. В том числе необходимо сочетать внедрение инновационных технологий с карательной и стимулирующей политикой с целью облегчения перехода к новым платежным системам.
Литература
1. Гинзбург Ю.В. Бюджетное законодательство и новые подходы к управлению местными финансами / Ю.В. Гинзбург // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. N 4. С. 11 - 14.
2. Джамалудинова М.Ю. Управление финансами муниципальных образований / М.Ю. Джамалудинова // Журнал прикладных исследований. 2021. N 2. С. 14 - 17.
3. Дортман С.Р. Финансовая грамотность в условиях новой цифровой реальности / С.Р. Дортман // Вестник экспертного совета. 2022. N 1(28). С. 70 - 75.
4. Погодина И.В. Возможности применения технологии Blockchain в публичном управлении / И.В. Погодина, Д.А. Авдеев // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. N 2. С. 9 - 12.
5. Фролова Е.А. Цифровая экономика: муниципальный аспект / Е.А. Фролова, Е.Г. Щербань // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. N 1(75). С. 17 - 21.
References
1. Woetzel, J. Smart cities: Digital solutions for a more livable future / J. Woetzel, J. Remes, B. Boland [et al.] // Mckinsey. 2018. 05 June.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.