Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПОНЯТИЕ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
Л.Р. ХАЙРУТДИНОВА
Ключевым элементом построения национальной стратегии противодействия коррупции является антикоррупционное планирование, которое включает в себя положения, стандарты, процедуры и средства контроля, разработанные для устранения коррупционных рисков, с которыми могут столкнуться на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований. Меры противодействия коррупции, которые внедряются в деятельность органов публичной власти, должны не только соблюдаться, но и развиваться, потому что коррупция - это явление, затрагивающее все сферы жизнедеятельности общества и государства.
Ни одно государство не застраховано от коррупционных деяний, независимо от уровня его экономического или социального развития, так как коррупция противоречит основным интересам и потребностям общества и создает угрозу развития экономики, правовой и социальной стабильности. Коррупция может привести к неравномерному распределению прибыли, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса сталкиваются с недобросовестной конкуренцией со стороны крупных компаний. В том числе ухудшается качество образования и медицины в условиях коррумпированной экономики, что приводит к общему снижению уровня жизни населения.
Как мы видим, проблема заключается в том, что нет единой многоуровневой системы антикоррупционного планирования для устранения исходных причин и последствий коррупции. В данном контексте необходимо уникальное сочетание подходов, инструментов, технологий, способов и иных антикоррупционных мер.
Исследования отдельных аспектов противодействия коррупции многочисленны. Но исследования факторов формирования и совершенствования правового регулирования антикоррупционного программирования <1> в субъектах Российской Федерации находятся на стадии научного осмысления проблем разработки и организации системы антикоррупционного планирования.
--------------------------------
<1> Кабанов П.А. Антикоррупционные программы субъектов Российской Федерации как средства противодействия коррупции: опыт критического анализа // Социодинамика. 2014. N 5. С. 42 - 70. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.5.12103; Бикеев И.И., Кабанов П.А., Панкратов А.Ю. Антикоррупционное планирование и программирование: правовые основы, организация и оценка эффективности: учебная программа // Антикоррупционный менеджмент: инновационные антикоррупционные образовательные программы: Сборник программ / Под общ. ред. И.И. Бикеева и П.А. Кабанова. В 3 т. Т. 1. Казань: Изд-во "Познание" Института экономики, управления и права, 2013. С. 94 - 110.
Принятие летом 2014 г. Федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" <2> позволило упорядочить всю систему антикоррупционного планирования, определив документы стратегического (долгосрочного) планирования - Стратегии (на срок более шести лет); документы среднесрочного планирования - программы и планы федеральных органов исполнительной власти на среднесрочный период (на срок от трех до шести лет). В связи с принятием названного Федерального закона и практикой принятия национальных планов противодействия коррупции на краткосрочную перспективу в федеральных органах исполнительной власти вместо программ противодействия коррупции стали разрабатываться и реализовываться ведомственные планы противодействия коррупции <3>. Ю.А. Селезнев <4> отмечает, что реализация антикоррупционных программ не приносит положительного результата, поскольку механизмы противодействия коррупции малоэффективны. Целью антикоррупционного планирования является обеспечение постоянного проведения утвержденных антикоррупционных мероприятий по противодействию коррупции <5>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 26 (ч. I). Ст. 3378.
<3> Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное планирование: теоретические основы и правовое регулирование в субъектах Российской Федерации. Казань: Изд-во "Познание" Казанского инновационного университета, 2021. С. 14.
<4> Селезнев Ю.А. Совершенствование антикоррупционных программ субъектов Российской Федерации: Дис. ... канд. соц. наук: Орлов. регион. акад. гос. службы. Орел, 2011. С. 4.
<5> Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционное планирование в организации // Общество. Доверие. Риски: Материалы 3-го Ежегодного международного форума: В 3 кн. М.: ФГБОУ ВО "РЭУ им. Г.В. Плеханова", 2021. С. 193.
На уровне субъектов Российской Федерации пока еще не сложилась единообразная практика антикоррупционного планирования. Потому что в российских регионах в качестве документов антикоррупционного планирования принимаются различные по наименованию документы (план <6>, программа <7>, концепция <8>), имеющие различный правовой статус, утверждаемые (принимаемые) различными органами власти.
--------------------------------
<6> Постановление КМ Республики Татарстан от 23 апреля 2019 г. N 328 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции антикоррупционной пропаганды в Республике Татарстан до 2030 года, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 августа 2018 г. N 694 "Об утверждении Концепции антикоррупционной пропаганды в Республике Татарстан до 2030 года" // Собрание законодательства Республики Татарстан. 2019. N 33. Ст. 0888.
<7> Постановление КМ Республики Татарстан от 19 июля 2014 г. N 512 (в ред. от 17.06.2022 N 577) "Об утверждении Государственной программы "Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015 - 2025 годы" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2014. N 58-59. Ст. 1789.
<8> Постановление КМ Республики Татарстан от 22 августа 2018 г. N 694 "Об утверждении Концепции антикоррупционной пропаганды в Республике Татарстан до 2030 года" // Собрание законодательства Республики Татарстан. 2018. N 66. Ст. 2163.
Например, в Республике Татарстан Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу был утвержден Приказ от 14 сентября 2018 г. N 43-ОС "Об утверждении дорожной карты по профилактике (предотвращению) коррупционных проявлений в ключевых направлениях деятельности Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу на 2018 - 2021 годы" <9>. Фактически этим нормативно-правовым актом термин "план" был заменен словосочетанием "дорожная карта". Такое наименование используется в документе антикоррупционного планирования Минтруда России <10>.
--------------------------------
<9> Приказ Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу от 14 сентября 2018 г. N 43-ОС "Об утверждении дорожной карты по профилактике (предотвращению) коррупционных проявлений в ключевых направлениях деятельности Комитета Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу на 2018 - 2021 годы". URL: https://docs.cntd.ru/document/561571029.
<10> План мероприятий ("дорожная карта") по информированию организаций об обязанности принимать меры по предупреждению коррупции на 2020 - 2022 годы (утв. Минтруда России 18.08.2020). URL: https://legalacts.ru/doc/plan-meroprijatii-dorozhnaja-karta-po-informirovaniiu-organizatsii-ob-objazannosti/.
Основными документами антикоррупционного планирования в Республике Татарстан являются: Стратегия антикоррупционной политики Республики Татарстан <11>, республиканская антикоррупционная программа <12>, текущие планы работы по противодействию коррупции органов специальной компетенции (комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан, Управление Президента РТ по антикоррупционной политике <13> и др.). Вопросы долгосрочного и среднесрочного антикоррупционного планирования в РТ достаточно подробно исследованы отечественными специалистами <14>, поэтому обратимся к исследованию документов текущего планирования органа специальной компетенции РТ - комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Татарстан.
--------------------------------
<11> Указ Президента Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. N УП-127 "О Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан" // Республика Татарстан. 2005. 14 апреля.
<12> Постановление КМ Республики Татарстан от 19 июля 2014 г. N 512 (в ред. от 17.06.2022 N 577) "Об утверждении Государственной программы "Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015 - 2025 годы" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2014. N 58-59. Ст. 1789.
<13> Управление Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики. URL: https://president.tatarstan.ru/apparat/structure?department_id=49105.
<14> Бикеев И.И., Кабанов П.А. Региональные антикоррупционные программы: сравнительный анализ эффективности: аналитический доклад к заседанию рабочей группы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции по взаимодействию со структурами гражданского общества. Казань: Изд-во "Познание" Казанского инновационного университета, 2019. 58 с.
Ежегодно Президентом РТ утверждается план работы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции, который включает в себя перечень мероприятий, лиц, ответственных за исполнение мероприятия, и соисполнителей, также устанавливаются сроки исполнения. В повестке заседания комиссии предусмотрено следующее:
1. Выполнение положений Национального плана противодействия коррупции.
2. Осуществление контроля за реализацией Государственной программы "Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан", включая разработку эффективных антикоррупционных инструментов, выявление конфликта интересов, проведение антикоррупционной экспертизы и выявление коррупционных рисков, определение антикоррупционной стратегии.
3. Проведение анализа состояния и выявление причин коррупции, изучение эффективности организации деятельности по противодействию коррупции, выработка предложений по сокращению условий для ее проявления.
4. Осуществление мониторинга мер по противодействию коррупции, принимаемых в органах государственной власти Республики Татарстан и органах местного самоуправления в Республике Татарстан, а также в подведомственных им организациях.
5. Проведение работы с общественными организациями по воспитанию неприятия коррупции в молодежной среде, в том числе среди студенчества и рабочей молодежи. Студенты являются одними из самых важных участников в противодействии коррупции, которые могут повлиять на изменение социальной и политической динамики, которая лежит в основе противодействия всем формам коррупции.
Антикоррупционная политика РТ обеспечивается не только путем разработки и реализации республиканской программы, но и ведомственных и муниципальных программ по реализации антикоррупционной политики <15>. Хотя в практике республиканского антикоррупционного планирования широко используются и иные виды, например текущее планирование деятельности помощников глав муниципальных образований по вопросам противодействия коррупции и иных лиц, вовлеченных в реализацию антикоррупционной политики.
--------------------------------
<15> Закон Республики Татарстан от 4 мая 2006 г. N 34-ЗРТ (в ред. от 16.07.2021 N 48-ЗРТ) "О противодействии коррупции в Республике Татарстан" // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2006. N 5. Ст. 1464.
Реализация документов антикоррупционного планирования обсуждается на заседаниях соответствующих коллегиальных органов, а результаты отражаются в ежегодном отчете о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики Республики Татарстан <16>.
--------------------------------
<16> Отчеты о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики. URL: https://anticorruption.tatarstan.ru/anticorruption/reports.htm.
Проведенное нами исследование показало следующее. Во-первых, антикоррупционное планирование является частью антикоррупционного планирования Российской Федерации и одновременно элементом национальной государственной политики противодействия коррупции РФ.
Антикоррупционное планирование в РТ - это закрепленное в правовом документе требование, которое направлено на обеспечение проведения комплекса мероприятий по реализации республиканского, ведомственных, муниципальных и иных документов, обеспечивающих согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, управленческих, координационных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в Республике Татарстан.
Во-вторых, предлагаем установить контроль за результативностью исполнения документов антикоррупционного планирования РТ, в плане работы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции, установить обязательные и дополнительные мероприятия по противодействию коррупции, которые могут ежегодно изменяться.
В-третьих, в содержание плана работы Комиссии по координации работы по противодействию коррупции РТ необходимо включить рассмотрение вопросов по повышению качества текущего антикоррупционного планирования в органах государственной власти и органах местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан.
Литература
1. Бикеев И.И. Антикоррупционное планирование и программирование: правовые основы, организация и оценка эффективности: учебная программа / И.И. Бикеев, П.А. Кабанов, А.Ю. Панкратов // Антикоррупционный менеджмент: инновационные антикоррупционные образовательные программы: Сборник программ. В 3 томах. Т. 1 / Под общей редакцией И.И. Бикеева и П.А. Кабанова. Казань: Познание, 2013. С. 94 - 110.
2. Бикеев И.И. Антикоррупционное планирование: теоретические основы и правовое регулирование в субъектах Российской Федерации / И.И. Бикеев, П.А. Кабанов. Казань: КИУ: Познание, 2021. 328 с.
3. Кабанов П.А. Антикоррупционные программы субъектов Российской Федерации как средства противодействия коррупции: опыт критического анализа / П.А. Кабанов // Социодинамика. 2014. N 5. С. 42 - 70. DOI: 10.7256/2306-0158.2014.5.12103.
4. Отчеты о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики. URL: https://anticorruption.tatarstan.ru/anticorruption/reports.htm.
5. Селезнев Ю.А. Совершенствование антикоррупционных программ субъектов Российской Федерации: Диссертация кандидата социологических наук / Ю.А. Селезнев. Орел, 2011. 192 с.
6. Хайрутдинова Л.Р. Антикоррупционное планирование в организации / Л.Р. Хайрутдинова // Общество. Доверие. Риски: Материалы 3-го Ежегодного международного форума (г. Москва, 1 декабря 2021 г.): Сборник научных статей. В 3 книгах. Кн. 1 / Редакторы: С.В. Володина, М.А. Положишникова, Р.А. Абрамов [и др.]. Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. С. 190 - 195.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.