Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное частное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О МОДЕЛЬНОМ ЗАКОНЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ "ОБ ИНВЕСТИЦИОННО-ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" И ЕГО ДОКТРИНАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЯХ
А.Д. РУДОКВАС, И. ТЕНБЕРГА
Введение
В современных реалиях тектонические сдвиги в структуре глобальной экономики и обусловленные ими изменения в общественном сознании помимо прочего предопределяют неизбежность принятия ряда нестандартных стратегических решений, в том числе в финансовой повестке государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ).
Принципиально новая экономическая и финансовая ситуация требует от национального законодателя нетривиальных решений невиданных ранее проблем, поскольку привычные механизмы реагирования не могут служить адекватным ответом на вызовы новой эпохи. Закредитованность граждан, а равно малых и средних предприятий, усугубляет проблему дегуманизации, нищеты, социальной незащищенности большей части населения <2>. Поэтому, несмотря на национальные, правовые, культурные и другие различия, государствам - участникам СНГ следует искать адекватный и единообразный юридический ответ на экономические вызовы, обусловленные кризисом "процентного капитализма".
--------------------------------
<2> В частности, согласно опросу экономически активного населения в начале 2016 года большинство россиян (62%) указали, что кредит - это "прямой путь к разорению". При этом 65% участвовавших в опросе представителей сильного пола назвали взятие денег в кредит "узаконенным и безнадежным рабством", а 66% респондентов (с зарплатой от 25 тыс. до 35 тыс. рублей) - "прямой дорогой в долговую яму". С результатами данного опроса можно ознакомиться на сайте исследовательского центра портала Superjob.ru: https://www.superjob.ru/research/artides/111974/kolichestvo-rossiyan/ (дата обращения: 02.07.2023).
Исламское банковское дело как альтернативная финансовая архитектура: опыт государств - участников СНГ
Действующее банковское и гражданское законодательство государств - участников СНГ пока что в основном не способствует созданию альтернативного банковского сектора, свободного от процентных операций и способного стать "тихой гаванью", а также "мотором экономического роста" в период турбулентности традиционной финансовой системы.
Единственным известным современному миру примером такой альтернативной финансовой системы является исламское банковское дело <3>. При этом если от мирового финансового кризиса 2008 года пострадали все западные экономики, а многие крупные банки оказались на грани банкротства, то исламские финансовые учреждения кризисом практически никак задеты не были, что объясняется устойчивостью их модели функционирования.
--------------------------------
<3> Редькин О.И., Рудоквас А.Д., Тенберга И. Инвестиционные технологии исламских банков и перспективы становления беспроцентного банковского сектора в России // Правоведение. 2018. Т. 62. N 4. С. 692 - 713; Тенберга И., Рудоквас А.Д., Примаков Д.Я. Правовая основа деятельности исламских банков // Закон. N 6. 2021. С. 69 - 87.
Процесс развития исламского банковского дела следует отнести к одному из основных направлений социально-экономической политики стран - участниц Исламского банка развития (ИБР) <4>. Она ориентирована главным образом на преодоление бедности и помощь социально незащищенным слоям населения в сочетании с развитием реального сектора экономики <5>. Наиболее влиятельными участниками рынка исламских финансов <6> являются Бахрейн, Индонезия, Иран, Катар, Кувейт, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия и Турция. Исламское банковское дело с разной степенью интенсивности внедряют у себя ряд стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества, а именно Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан.
--------------------------------
<4> Исламский банк развития (англ. Islamic Development Bank) начал осуществлять свою деятельность в 1975 году. По состоянию на 13.07.2019 в ИБР входят 57 государств: IsDB Member Countries // Islamic Development Bank. URL: https://www.isdb.org/isdb-member-countries (дата обращения: 02.07.2023).
<5> На тему устойчивости в исламском мировоззрении см.: Наумкин В.В. О концепции устойчивого развития в исламе // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2017. N 1. С. 28 - 35.
<6> Под исламскими финансами авторы понимают денежные средства, которые находятся в легальном обороте исламских финансовых организаций и используются в целях инвестиций в незапрещенные шариатом активы. О разграничении исламских финансов в модернистском и исламистском значении см.: Беккин Р.И. Исламская экономика в "Исламском государстве"? // Вестник МГИМО-Университета. 2017. N 6(57). С. 132 - 142.
В Китайской Народной Республике полагают, что исламское банковское дело не только полезно для освоения новых инвестиционных механизмов, так как предоставляет новые возможности для расширения финансово-торгового сотрудничества со странами исламской уммы <7>. Демонстрируя заинтересованность КНР в продвижении исламского банковского дела, Торгово-промышленный банк Китая 8 лет назад подписал с ИБР соглашение о совместной работе по созданию новых исламских банковских продуктов <8>. Поскольку свои доходы исламский банк получает не от ссудного процента, а от перепродажи товаров, участия в инвестиционных бизнес-проектах в качестве соинвестора и тому подобных операций, исламская финансовая система не зависит от стоимости кредитных денег, а значит - от денежно-кредитной политики США. По этой причине она рассматривается Китаем как жизнеспособная альтернатива традиционной финансовой системе.
--------------------------------
<7> См. об этом: Erie M.S. China and Islamic Finance: Past, Present and Future // Transnational Dispute Management. November 2022. Vol. 19. No 6. URL: https://dd.web.ox.ac.uk/sites/default/files/dd/documents/media/tv19-6-article06.pdf (дата обращения: 19.07.2023); Hao Y., Yahya M.H.H., Latip M., Ali M.H. Islamic finance in China: Current landscape and future forward // The Journal of Muamalat and Islamic Finance Research. December 2022. Vol. 19. No 2. P. 88 - 101. URL: https://doi.org/10.33102/jmifr.v19i2.464; Vizcaino B. China turns to Islamic finance to expand economic clout. URL: https://www.reuters.com/article/us-islam-financing-china-idUSKCN0RM08020150922 (дата обращения: 02.07.2023); Townsend S. Islamic banking key to financing China's Belt and Road // The National. URL: https://www.thenational.ae/business/banking/islamic-banking-key-to-financing-china-s-belt-and-road-1.786098 (дата обращения: 02.07.2023); Yi R.T. Islamic finance as a tool of Chinese financial diplomacy. URL: https://www.islamicfinance.com/2016/10/islamic-finance-tool-chinese-financial-diplomacy/ (дата обращения: 02.07.2023); Third China - UAE conference on Islamic Banking & Finance concludes successfully amid international acclaim // Hamdan Bin Mohammed Smart University. URL: https://www.hbmsu.ac.ae/news/third-china-uae-conference-on-islamic-banking-finance-concludes-successfully-amid (дата обращения: 02.07.2023); Writer S. China's Belt and Road Initiative and the Islamic Economy. URL: https://salaamgateway.com/story/chinas-belt-and-road-initiative-and-the-islamic-economy (дата обращения: 19.07.2023).
<8> Industrial and Commercial Bank of China Unit partners ICD // Islamic Finance. URL: https://www.islamicfinance.com/2015/05/industrial-commercial-bank-china-unit-partners-icd/ (дата обращения: 02.07.2023).
В государствах - участниках СНГ совершение отдельных беспроцентных финансовых сделок связано почти исключительно с попытками имплементации исламского банковского дела, ориентированного в первую очередь на мусульман, которые в силу религиозных запретов не могут сотрудничать с обычными банками, работающими на основе взимания и выплаты процента. При этом финансовые организации нового типа могут даже не содержать в своем названии или учредительных документах упоминания слова "исламский" или его производных.
В Азербайджане исламские банки не имеют особого статуса. Главной преградой развитию исламского банковского дела и роста привлекательности Азербайджанской Республики для исламских инвесторов является отсутствие законодательства в этой области <9>. Тем не менее на сегодняшний день инвестиции ИБР в экономику Азербайджана в рамках 18 проектов составили около одного миллиарда долларов США <10>. ИБР также проявляет интерес к перспективным проектам в рамках "Национальных приоритетов социально-экономического развития: Азербайджан 2030" <11>.
--------------------------------
<9> Имамназаров Ж. Исламские финансы в СНГ. Очень по-разному // Журнал ПЛАС. 2022. N 8(294). URL: https://plusworld.ru/journal/2022/plus-8-2022/islamskie-finansy-v-sng-ochen-po-raznomu/ (дата обращения: 02.07.2023).
<10> /AZERTACC/ Исламский банк развития до сегодняшнего дня инвестировал в экономику Азербайджана около миллиарда долларов США. URL: https://azertag.az/ru/xeber/Islamskii_bank_razvitiya_do_segodnyashnego_dnya_investiroval_v_ekonomiku_Azerbaidzhana_okolo_milliarda_dollarov_SSHA-2508977 (дата обращения: 02.07.2023).
<11> /Trend News Agency/ Исламский банк развития гордится членством Азербайджана в этой структуре - Мухаммад Сулейман Аль-Джассер. URL: https://www.trend.az/azerbaijan/politics/3715562.html (дата обращения: 02.07.2023).
Иначе обстоит дело в Республике Казахстан. В 2009 году Казахстан стал первой страной в CNT, которая приняла поправки в законы, регулирующие исламское банковское дело. В 2012 году правительство Казахстана разработало "Дорожную карту развития исламского финансирования до 2020 года" <12>.
--------------------------------
<12> Полный текст см.: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1200000371 (дата обращения: 02.07.2023).
Согласно Закону "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования" исламский банк - это "банк второго уровня, осуществляющий банковскую деятельность в соответствии с принципами исламского финансирования... на основании лицензии уполномоченного органа". Казахстанский закон предусматривает, что "наименование исламского банка должно содержать словосочетание "исламский банк".
Власти Казахстана создают равные условия для исламских финансовых институтов. Например, для обеспечения равноправного режима для исламских и традиционных финансовых продуктов в 2009 году были введены специальные новеллы в Гражданский кодекс, Закон о банках и банковской деятельности, Налоговый кодекс, Закон об инвестиционных фондах и другие законы <13>.
--------------------------------
<13> Подробные сведения о предпринимаемых Национальным банком Казахстана мерах по развитию исламских финансов в стране см. в презентации доклада начальника Управления развития исламского финансирования Департамента по развитию регионального финансового центра г. Алматы и исламского финансирования Т.М. Омарова "Алматы - региональный хаб исламского финансирования". URL: https://www.iep.ru/files/Gaidarovskie_chtenia/2015/baku/omarov.pdf (дата обращения: 02.07.2023).
В Казахстане сегмент исламских финансов представлен в основном двумя финансовыми учреждениями. Это АО "Исламский Банк Al Hilal" (Казахстанский филиал банка Al Hilal (Абу-Даби) <14> и "Заман-Банк" <15>. К ним следует добавить еще две компании, оказывающие исламские финансовые услуги, - АО "Казахстанская Иджара Компания" <16> и АО "Аль Сакр Финанс" <17>. Вдобавок к упомянутым можно назвать зарегистрированные в реестре МФЦА <18> Астаны исламские банки - Alif Islamic Bank Ltd. и Al Saqr Islamic Bank Ltd., а равно зарегистрированные там же исламские финансовые компании Tayyab Central Asia Ltd. <19> (исламская финтех-компания) и Kazakhstan Islamic Finance Company Ltd.
--------------------------------
<14> URL: https://www.alhilalbank.kz (дата обращения: 18.07.2023).
<15> URL: https://www.zamanbank.kz (дата обращения: 18.07.2023).
<16> URL: https://kic.kz/?lang=ru (дата обращения: 18.07.2023).
<17> URL: https://alsaqr.kz (дата обращения: 18.07.2023).
<18> См. электронный реестр: URL: https://publicreg.myafsa.com (дата обращения: 18.07.2023).
<19> URL: https://tayyab.kz (дата обращения: 18.07.2023).
В Кыргызской Республике финансирование по исламским принципам начало свое развитие 12 июля 2006 года. Тогда был подписан Указ Президента Кыргызской Республики УП N 373 "О Пилотном проекте внедрения исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике" <20>.
--------------------------------
<20> URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/4508 (дата обращения: 02.07.2023).
30 октября 2006 года Постановлением правления Национального банка Кыргызской Республики N 32/2 было принято Положение "О реализации исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике в рамках пилотного проекта". Положение содержит перечень сделок по исламским принципам и порядок их осуществления, нормы управления рисками, а также вопросы по организации деятельности банка по исламским принципам <21>.
--------------------------------
<21> URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/300539 (дата обращения: 02.07.2023); http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/300540?cl=ru-ru (дата обращения: 02.07.2023).
В Кыргызстане в настоящее время действует исламский банк ЗАО "ЭкоИсламикБанк" <22> и предоставляет услуги исламского лизинга (иджара) ЗАО "Лизинговая Компания Кыргызстан" <23>. Кроме того, финансовые услуги по исламским принципам оказывает целый ряд иных финансовых учреждений, организовавших у себя для этой цели "исламские окна". К числу таковых относятся: Исламский финансовый центр при ОАО "Бакай банк" <24>, ОАО "Коммерческий банк Кыргызстан" <25>, ОАО "РСК Банк" <26>, ОАО "Айыл Банк" <27>, ООО "Микрокредитная компания "М Булак" <28>, ООО "Микрокредитная компания "Байлык-Финанс" <29> и другие микрофинансовые организации.
--------------------------------
<22> URL: http://www.eib.kg (дата обращения: 18.07.2023).
<23> URL: http://www.ick.kg (дата обращения: 18.07.2023).
<24> URL: http://ifcenter.kg (дата обращения: 18.07.2023); http://www.bakai.kg/ru/ (дата обращения: 18.07.2023).
<25> URL: http://mbank.kg/islam finance (дата обращения: 18.07.2023).
<26> URL: http://www.rsk.kg/ru/rskgreen-15/greenfinance/islamfinesg (дата обращения: 18.07.2023).
<27> URL: http://www.ab.kg/finansirovanie_po_islamskim_principam (дата обращения: 18.07.2023).
<28> URL: http://mbulak.kg/ru/islamic-window (дата обращения: 18.07.2023).
<29> URL: http://bf.kg/islamskoe-finansirovanie/ (дата обращения: 18.07.2023).
По состоянию на начало 2022 года суммарное значение активов банков, осуществляющих операции по исламским принципам финансирования в этой стране, составило около 1,5% всех активов банковского сектора. Портфель финансирования по исламским принципам также составил 1,5% кредитного портфеля банковского сектора, а депозитная база по исламским принципам финансирования составила 1,2% всего депозитного портфеля банковского сектора. Доля активов по исламским принципам финансирования небанковских финансово-кредитных организаций Кыргызской Республики составила 6% активов сектора небанковских финансово-кредитных организаций, а суммарное значение портфеля финансирования по исламским принципам составило около 3,7% суммарного портфеля микрокредитных организаций <30>. На сегодняшний день пять банков и восемь микрокредитных компаний имеют лицензии Национального банка Кыргызской Республики на проведение операций по исламским принципам финансирования <31>. Впрочем, качество местного законодательства, предназначенного для регулирования исламского банковского дела, вызывает нарекания у некоторых специалистов <32>.
--------------------------------
<30> Имамназаров Ж. Указ. соч.
<31> /Sputnik Кыргызстан/ Исламские принципы финансирования в КР - объяснение Нацбанка. URL: https://ru.sputnik.kg/20230331/kyrgyzstan-islamskie-principy-finansirovanie-1074042847.html (дата обращения: 02.07.2023).
<32> /Sputnik Кыргызстан/ В Кыргызстане нет настоящих исламских банков - организаторы бизнеса-форума. URL: https://ru.sputnik.kg/20230303/kyrgyzstan-blizhnij-vostok-forum-biznes-islamskij-bank-investor-turizm-1073307023.html.
Для развития этого направления распоряжением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 03.03.2023 N 87-р утверждена Концепция развития исламской экономической платформы в Кыргызской Республике на 2023 - 2027 годы с целью формирования и развития исламской экономической платформы в стране и ее продвижения как регионального центра по исламской экономике и финансам <33>.
--------------------------------
<33> Концепция развития исламской экономической платформы в Кыргызской Республике на 2023 - 2027 годы (приложение к распоряжению Кабинета Министров Кыргызской Республики от 03.03.2023 N 87-р). URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/219483 (дата обращения: 02.07.2023).
В Республике Таджикистан в целях создания правовой базы для внедрения исламского банковского дела в 2014 году был принят специальный Закон "Об исламской банковской деятельности" <34>. В июле 2019 года при содействии Исламской корпорации по развитию частного сектора (ICD), входящей в группу ИБР, "Сохибкорбанк" трансформировался в первый исламский банк в Таджикистане и был переименован в "Тавхидбанк" <35>. На данный момент проходит процесс трансформации в исламский банк "Алиф Банк" - один из лидеров банковской отрасли в инновационной сфере <36>. В этом ряду можно назвать также и микрокредитный фонд "Имон" <37>, предлагающий исламские микрофинансовые услуги через "исламское окно", и ООО "Аср Лизинг", осуществляющее финансовый лизинг по типу сделки иджара <38>.
--------------------------------
<34> Закон Республики Таджикистан от 26.07.2014 N 1108 "Об исламской банковской деятельности" (в редакции Закона Республики Таджикистан от 20.06.2019 N 1627). URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=70095 (дата обращения: 02.07.2023).
<35> URL: https://tawhidbank.tj/?ysclid=lk9h97vr8m426243882 (дата обращения: 19.07.2023).
<36> URL: https://alif.tj/ru/bank/about-us (дата обращения: 19.07.2023).
<37> URL: https://mcf-imon.tj/islam.php (дата обращения: 19.07.2023).
<38> URL: https://asrleasing.tj/ru/about-us/ (дата обращения: 19.07.2023).
Постановлением Правления Национального банка Таджикистана от 24.12.2021 N 195 утверждена Инструкция N 249 о порядке регулирования деятельности исламских микрофинансовых организаций <39>.
--------------------------------
<39> URL: https://www.nbt.tj/files/islamik_banking/2022/Ins_249_pdf_ru.pdf (дата обращения: 02.07.2023).
Наконец, с 1 января 2022 года в Таджикистане заработал новый Налоговый кодекс, призванный сформировать дружественную среду для исламских банков <40>.
--------------------------------
<40> Имамназаров Ж. Указ. соч.
В Республике Узбекистан также предпринимаются шаги по развитию исламского банковского дела.
В апреле 2019 года представитель ИБР в Узбекистане Хусан Хасанов заявил, что посредством внедрения исламского банковского дела можно привлекать в Узбекистан до 10 млрд долларов ежегодно <41>. На конференции BankExpo 2019 он обратил внимание на то, что привлечению инвестиций из стран Ближнего Востока и исламских финансовых институтов препятствует отсутствие соответствующего законодательства, хотя есть компании, готовые финансировать по новым правилам и банковскую сферу, и частный сектор. Также он заявил, что внедрение исламского банковского дела будет способствовать привлечению дополнительных финансовых ресурсов со стороны населения, поскольку свои сбережения верующие люди предпочитают хранить дома и не вкладывают их в традиционную банковскую систему в силу того, что вложение денег под проценты противоречит их религиозным убеждениям. Исламские финансовые институты создают для таких людей возможность приумножать свои накопления посредством их вложения в исламский банк. Еще одним отмеченным в этой связи аспектом стало то, что появление альтернативы традиционной финансовой системе в виде исламского банковского дела дает новый импульс развитию предпринимательства, поскольку многие предприниматели-мусульмане в силу своих религиозных убеждений не берут кредиты, что сдерживает рост их компаний. Таким образом, появление исламских финансовых институтов становится дополнительной поддержкой бизнеса и способствует созданию новых рабочих мест, что идет на пользу национальной экономике в целом <42>.
--------------------------------
<41> Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана. Внедрение исламского банкинга позволит Узбекистану привлечь $10 млрд. URL: http://old.muslim.uz/index.php/rus/mir/item/13972?ysdid=ljelnnq5qe344748638 (дата обращения: 02.07.2023).
<42> Там же.
Постановлением Президента Республики Узбекистан от 05.03.2019 N ПП-4224 "О мерах по дальнейшему расширению и углублению партнерства с Группой Исламского банка развития и фондами Арабской координационной группы" был утвержден План действий ("Дорожная карта") по дальнейшему развитию сотрудничества <43>, вслед за которым появилось Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.05.2019 N 428 "О мерах по дальнейшему развитию сотрудничества с Группой Исламского банка развития и фондами Арабской координационной группы" <44>.
--------------------------------
<43> Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.03.2019 N ПП-4224 "О мерах по дальнейшему расширению и углублению партнерства с Группой Исламского банка развития и фондами Арабской координационной группы". URL: https://lex.uz/ru/docs/4281735 (дата обращения: 02.07.2023).
<44> Полный текст см.: URL: https://static.norma.uz/official_texts/28052019/428.pdf (дата обращения: 02.07.2023).
В 2022 году произошли два события, которые непосредственно связаны с развитием исламских финансов в стране:
1) подписано соглашение с международной исламской консалтинговой компанией IFAAS (Великобритания) по разработке законодательства для внедрения исламского банковского дела в стране;
2) в апреле 2022 года в Узбекистане принят закон о небанковских микрофинансовых организациях, оперирующий понятием "исламские финансы" <45>.
--------------------------------
<45> Усманова С. В Узбекистане начнут оказывать услуги исламского финансирования. URL: https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/v_uzbekistane_nachnut_okazyvat_uslugi_islamskogo_finansirovaniya (дата обращения: 02.07.2023).
Кроме того, в рамках текущего законодательства и исламского права в Узбекистане функционирует целый ряд небанковских финансовых учреждений, оказывающих исламские финансовые услуги. Здесь можно назвать лизинговую компанию, предоставляющую исламский лизинг (иджара) <46>, исламскую страховую организацию, оказывающую страховые услуги по схеме такафуль <47>, платформу халяльных рассрочек <48> и исламскую инвестиционную компанию <49>.
--------------------------------
<46> ИП ООО "Taiba Finance". URL: https://taibaleasing.com/ob-islamskom-finansirovanii/ (дата обращения: 19.07.2023).
<47> ООО "Apex Insurance". URL: https://apextakaful.uz (дата обращения: 19.07.2023).
<48> Zoodmall (финтех-компания). URL: https://www.zoodmall.uz/ru/ (дата обращения: 19.07.2023).
<49> OOO "Iman Halal Investments" (исламская финтех-компания). URL: https://imaninvest.com/ru (дата обращения: 19.07.2023).
В Российской Федерации в последние годы также предпринимаются шаги по созданию правового регулирования для исламского банковского дела. В рабочей группе при Центральном банке Российской Федерации (ЦБ РФ, Банк России) разработан проект закона о партнерском финансировании, направленный на внедрение модели исламского банковского дела в Российской Федерации <50>. Еще в конце ноября 2014 года глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в своем выступлении в Совете Федерации заявила, что Банк России изучает вопрос введения регулирования для исламского банковского дела (под именем партнерского финансирования) <51>. Обсуждаемая экономическая модель основана на привлечении средств клиентов по договорам партнерского инвестирования и их размещения путем приобретения товаров с целью последующей продажи с товарной наценкой на условиях рассрочки, отсрочки платежа или заключения договоров лизинга. При этом инвестор участвует в прибыли и убытках организации партнерского финансирования, что исключает гарантированный возврат вложенных им денежных средств <52>. Теперь этот проект перешел в практическую плоскость, и ЦБ РФ счел возможным непосредственно приступить к поэтапному внедрению в России системы партнерского финансирования, для начала в порядке регуляторного эксперимента.
--------------------------------
<50> Подробнее см., например: Кузнецова Н. России нужны специалисты по исламским финансам // Инвест-Форсайт. Деловой журнал. URL: https://www.if24.ru/rossii-nuzhen-islamski-banking/ (дата обращения: 02.07.2023).
<51> В ЦБ не исключили введения регулирования для исламского банкинга // Forbes. 26 ноября 2014 года. URL: https://www.forbes.ru/news/274315-v-tsb-ne-isklyuchili-vvedeniya-regulirovaniya-dlya-islamskogo-bankinga (дата обращения: 02.07.2023).
<52> Тенберга И. Исламское банковское дело - новый вектор развития банковского законодательства // Закон. 2016. N 8. С. 133.
Так, в докладе Банка России "Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях" за 2022 год отмечается: "Наряду с развитием рынка капитала в изменившихся условиях может усилиться роль партнерского финансирования как еще одного источника ресурсов для экономического развития. Расширение партнерского финансирования будет способствовать привлечению дополнительных средств для финансирования бизнеса, в том числе малых и средних предприятий, повышению благосостояния населения. Российское законодательство не запрещает предоставление услуг партнерского финансирования, в то же время в некоторых случаях оказание таких услуг затруднено без специального законодательного регулирования. Этим отчасти объясняется то, что такие услуги остаются ограниченными как по объемам, так и по географии распространения. Для развития этого направления финансовой деятельности планируется проведение эксперимента на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, по итогам которого будет принято решение о распространении законодательного регулирования партнерского финансирования на другие регионы России" <53>.
--------------------------------
<53> Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях. Документ для общественного обсуждения. М., 2022. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/139354/financial_market_20220804.pdf (дата обращения: 02.07.2023).
В соответствии с цитированной позицией Банка России летом 2022 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен проект Федерального закона "О деятельности по партнерскому финансированию" и ряд необходимых для его внедрения сопутствующих законопроектов. ЦБ РФ по предложению Министерства финансов Российской Федерации планировал пилотное внедрение партнерского финансирования сначала в Чечне и Дагестане, начиная с 2023 года <54>, с возможным расширением ареала действия новой модели на другие регионы. В результате Государственной Думой Российской Федерации в июле 2023 года одобрен <55> проект Федерального закона N 198584-8 "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию в отдельных субъектах Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <56>, которым экспериментальный правовой режим должен быть распространен на Республику Дагестан, Чеченскую Республику, Республику Башкортостан, Республику Татарстан на период с 01.09.2023 по 01.09.2025 <57>. Территория проведения эксперимента может быть расширена Правительством Российской Федерации на другие регионы по согласованию с Банком России.
--------------------------------
<54> Мингазов С. ЦБ протестирует исламский банкинг без процентов и фьючерсов в Чечне и Дагестане // Forbes. 5 августа 2022 года. URL: https://www.forbes.ru/finansy/473593-cb-protestiruet-islamskij-banking-bez-procentov-i-f-ucersov-v-cecne-i-dagestane (дата обращения: 02.07.2023).
<55> Принят Закон об исламском банкинге. URL: http://duma.gov.ru/news/57560/ (дата обращения: 19.07.2023).
<56> См. текст официальной публикации: https://sozd.duma.gov.ru/bill/198584-8 (дата обращения: 19.07.2023).
<57> Принят законопроект о развитии партнерского финансирования // PlusWorld. 18 июля 2023 года. URL: https://plusworld.ru/articles/55951/ (дата обращения: 18.07.2023).
В банковских продуктах, разработанных с учетом требований шариата, запрещена выплата процентов, сделки в условиях неопределенности, например с фьючерсами и опционами, финансирование игорного бизнеса и прочих сомнительных для мусульман с моральной точки зрения видов деятельности. При этом, как указал Председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по финансовому рынку А. Аксаков, если до сих пор многие годы отечественный финансовый рынок зависел от поступления в страну как прямых, так и портфельных инвестиций с Запада, то сейчас ситуация изменилась, а потому есть потребность в активизации усилий по привлечению инвестиционных ресурсов из стран исламского мира, для чего необходимо использовать приемлемые для этих партнеров правовые формы <58>.
--------------------------------
<58> Раскрыт срок появления в России исламских банков // Lenta.ru. 5 июля 2022 года. URL: https://lenta.ru/news/2022/07/15/islambank/ (дата обращения: 02.07.2023).
Модельный закон для государств - участников СНГ "Об инвестиционно-доверительной банковской деятельности"
Разнообразие предпринимаемых в различных государствах - участниках СНГ действий по имплементации исламского банковского дела убедительно демонстрирует, что странам Содружества еще только предстоит выработать единую устойчивую модель финансового будущего в целях повышения кредита доверия граждан и потенциальных инвесторов к внутриэкономическому курсу на постсоветском пространстве. Лишь создание единообразной модели альтернативной финансовой системы на основе опыта лучших исламских банковских практик, но без какой-либо "конфессиональной привязки" способно заложить прочный фундамент для развития инновационной парадигмы банковского финансирования.
В настоящее время отсутствие полноценного регулирования беспроцентного банковского дела не только приводит к монопольному положению на финансовом рынке традиционных банков, но и лишает граждан, вне зависимости от их вероисповедания, права выбора - вступать с коммерческим банком в правоотношения на процентной или же беспроцентной основе. Сложившееся положение нарушает принципы свободы договора и свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Особенно перспективно обсуждение отказа от взимания и выплаты процента выглядит в сфере привлечения внутренних инвестиций через банковский сектор в качестве альтернативы действующей системе выпуска облигаций и привлечению вкладов на условиях выплаты процента. При этом в целях стимулирования создания благоприятного инвестиционного климата желательно не повышать доходность по процентным депозитам, а постепенно выводить объем размещаемых на таких депозитах денежных средств в отрицательную динамику, стимулируя их перетекание в инвестиционный сектор экономики.
В отсутствие отдельного закона, регулирующего банковскую деятельность без взимания и выплаты процента вне контекста какой-либо "конфессиональной привязки" такой деятельности, выход исламских финансов на внутренний рынок СНГ не даст ожидаемого результата в оздоровлении инвестиционного климата и не приведет к нужному экономическому прорыву. В нынешней ситуации можно прогнозировать, что при появлении на рынке финансовых организаций, осуществляющих банковскую деятельность без взимания и выплаты процента, аффилированность такой деятельности с исламом станет способом "религиозной самоидентификации" лишь как некой формальной позиции, не отражающей действительность.
Сейчас практически повсеместно наблюдается внесение в законодательство государств - участников СНГ бессистемных поправок, направленных на развитие исламского банковского дела в этих юрисдикциях; принятие не согласованных между собой инструкций центральных банков государств - участников СНГ с целью развития исламского (партнерского) банкинга и открытия при кредитных банках исламских филиалов; разработка кредитными банками отдельных финансовых программ для клиентов, исповедующих ислам ("исламских окон"); имплементация в практику финансовых организаций отдельно взятых правовых конструкций, сопряженных с предписаниями шариата и позволяющих проводить некоторые исламские банковские операции со ссылкой на принцип свободы договора. Такие разрозненные меры в целом не могут привести к желаемому эффекту повышения уровня благосостояния населения стран Содружества вне зависимости от их вероисповедания.
С учетом вышеизложенного 14 апреля 2023 года на 55-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств (МПА) - участников Содружества Независимых Государств принят Модельный закон для государств - участников СНГ "Об инвестиционно-доверительной банковской деятельности", разработчиками которого стали авторы этих строк <59>. Основной идеей данного модельного законодательного акта является создание правового регулирования, сформированного по модели исламского банковского дела, однако позволяющего функционировать по этим правилам любым субъектам безотносительно к их конфессиональной принадлежности.
--------------------------------
<59> Модельный закон для государств - участников СНГ "Об инвестиционно-доверительной банковской деятельности" (приложение к Постановлению МПА СНГ от 14.04.2023 N 55-21). URL: https://iacis.ru/baza_dokumentov/modelnie_zakonodatelnie_akti_i_rekomendatcii_mpa_sng/modelnie_kodeksi_i_zakoni (дата обращения: 02.07.2023).
При выборе названия нового вида банковской деятельности разработчики исходили из того, что в России нет отдельного законодательства об инвестиционных банках, поэтому использование термина "инвестиционный банк" не потребует внесения изменений в законодательство, а концепция инвестиционного банка будет воспринята как новая и не имеющая аналогов в действующем законодательстве. Более того, термин "инвестиционный банк" близок к термину "инвестиционное общество с переменным капиталом" (SICAV), структуру которого на концептуальном уровне и предполагалось адаптировать для целей создания банка, осуществляющего инвестиционно-доверительную деятельность.
Одно из важных концептуальных отличий данного Модельного закона от одобренного российским парламентом законопроекта о партнерском финансировании могло бы быть выражено словами пункта 2-1 статьи 406 Гражданского кодекса Республики Казахстан: "Особенности купли-продажи товаров исламским банком при осуществлении им банковской деятельности устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан, регулирующими банковскую деятельность". Это - принципиальный вопрос, поскольку без подобного жесткого отграничения особых типов сделок, используемых в рамках модели исламского банковского дела, от отраженных в Гражданском кодексе типологически близких им общегражданских сделок эффективное функционирование упомянутой модели просто невозможно. Экономическая модель деятельности описанных в Модельном законе финансовых учреждений основана на привлечении от клиентов средств по договорам инвестирования и их размещения путем приобретения товаров для целей последующей продажи с товарной наценкой на условиях рассрочки, отсрочки платежа и с использованием иных уже известных гражданскому законодательству видов сделок с их известной модификацией, позволяющей приспособить эти сделки, иногда в составе совокупности взаимосвязанных сделок, для совершения коммерческих операций, направленных в конечном счете на извлечение прибыли без взимания ссудного процента. Именно поэтому в текст данного Закона потребовалось включить описание различных типов гражданско-правовых сделок в том виде, как они существуют в исламском банковском деле, с учетом всех отличий от общегражданского регулирования аналогичных отношений. При этом разработчики проекта Модельного закона, будучи цивилистами, исходили из того, что следует по возможности избегать включения в текст данного Закона норм иной отраслевой принадлежности. Представляется правильным включить нормы публично-правового характера, предназначенные для регулирования деятельности финансовых учреждений нового типа, в подлежащие разработке и принятию в будущем законодательные акты, призванные в совокупности обеспечить создание законодательной "экосистемы", пригодной для экономически эффективного осуществления инвестиционно-доверительной банковской деятельности в аспекте ее государственного регулирования, налогообложения и т.п.
Целью принятия Модельного закона СНГ является развитие на территории СНГ единого (унифицированного) нормативного подхода к регулированию беспроцентного банковского дела. В основу Модельного закона положен опыт стран - участниц ИБР <60>.
--------------------------------
<60> Специальное законодательство, регулирующее беспроцентную банковскую деятельность, принято в целом ряде стран: Бахрейне, Индонезии, Иордании, Катаре, Кувейте, Малайзии, ОАЭ, Омане, Пакистане, Сингапуре, Турции и др.
Помимо юридической составляющей при разработке новых механизмов ведения банковской деятельности, не предусматривающей взимание и выплату процентов, необходимо использовать эмпирические данные институциональной экономики и социологии, а также обратить внимание на научные исследования в области поведенческой экономики, которые доказали, что за пределами уровня бедности люди стремятся производить инвестиции не только в силу прямых экономических стимулов.
Становление инвестиционно-доверительного банковского направления может стимулировать рынок внутренних инвестиций благодаря активному использованию свободных ресурсов резидентов СНГ, которые сегодня размещены на процентных банковских депозитах. Это поможет экономике стран Содружества получать необходимые денежные средства и перераспределять их в реальный сектор экономики вне зависимости от изменения объема внешних инвестиций. Кроме того, выстраивание полноценной беспроцентной банковской системы может способствовать появлению ряда других потенциальных возможностей, в том числе созданию необходимых условий для углубления внешних корпоративных отношений (англ. Investor relations) между частными компаниями и инвесторами из стран - членов ИБР, а также развитию сегмента private banking для обслуживания активов, принадлежащих состоятельным клиентам (англ. Highnet-worth individual), исповедующим ислам.
Для развития межгосударственных финансовых альянсов, базирующихся на отказе от взимания и выплаты процентов, наиболее подходящей платформой для кооперации представляется Шанхайская организация сотрудничества совместно с Турцией. Что касается стран - участниц Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), то для привлечения исламских финансов со стороны арабских инвесторов, не ограничивающихся реализацией отдельных совместных проектов с государственными фондами прямых инвестиций, до недавнего времени могли создаваться внешние препятствия, обусловленные тесными экономическими и военно-политическими связями этих стран с США. Однако в последнее время ситуация становится все более благоприятной и в данном аспекте. По словам вице-президента Корпорации исламского бизнеса и инвестиций (IBIC) Муратбея Секакмии (Алжир), прозвучавшим в его выступлении на 1-м Форуме исламского бизнеса и инвестиций в Бишкеке в марте 2023 года, после того как Запад фактически присвоил активы российских бизнесменов, предприниматели Ближнего Востока не хотят рисковать своими сбережениями, храня их в западных банках, а потому ищут страны, куда можно инвестировать активы <61>.
--------------------------------
<61> /Sputnik Кыргызстан/ В Кыргызстане нет настоящих исламских банков - организаторы бизнеса-форума. URL: https://ru.sputnik.kg/20230303/kyrgyzstan-blizhnij-vostok-forum-biznes-islamskij-bank-investor-turizm-1073307023.html.
Общественная значимость рассматриваемого Модельного закона состоит в том, что предлагаемая им правовая среда для новой финансовой архитектуры подрывает идущее вразрез с идеей экономической свободы монопольное положение коммерческих банков, которые предоставляют услуги исключительно на процентно-спекулятивной основе. В силу этого, а также в целях создания благоприятных условий для социального и производственного прогресса, структурного обновления банковской отрасли, расширения рынка внешних и внутренних инвестиций на повестку дня необходимо вынести вопрос о допуске на рынок СНГ коммерческих банков, специализирующихся на деятельности без взимания и выплаты процента. Разработка единой законодательной базы - это условие для повышения финансовой и социальной стабильности государств - участников СНГ.
Помимо вышеизложенного целью внедрения предлагаемой модели является противодействие увеличению долговой нагрузки на будущие поколения и сдерживание таким образом "институционального ростовщичества".
Отказ от взимания и выплаты процента требует разделения двух секторов: кредитного (как формы движения ссудного капитала) и инвестиционного (как формы объединения материальных ресурсов на беспроцентной основе) <62>. В рамках последнего следует размежевать понятия спекулятивной банковской деятельности, с одной стороны, и инвестиционно-доверительной банковской деятельности - с другой, и отграничить кредитные (конвенциональные) коммерческие банки, специализирующиеся на процентно-спекулятивной банковской деятельности, от коммерческих банков, ориентированных на неспекулятивную банковскую деятельность по модели исламских банков.
--------------------------------
<62> Под объединением материальных ресурсов понимаются материальные вклады в форме денежных средств, а также иные материальные и нематериальные активы, подлежащие денежной оценке экспертом.
Сфера регулирования обсуждаемого Модельного закона - это инвестиционно-доверительная банковская деятельность как совокупность банковских операций и сделок за счет собственных средств и вкладов юридических и физических лиц, осуществляемых на условиях доверия в целях извлечения прибыли: а) от инвестиций посредством прямого долевого имущественного участия; б) доверительного управления объединенными капиталами; в) инвестиций в неспекулятивные материальные и нематериальные активы с целью их перепродажи с фиксированной наценкой.
Секторальная особенность новых финансовых учреждений - полное отсутствие процентного роста по любым банковским операциям и сделкам, запрет на проведение сделок, предметом которых являются традиционные производные финансовые инструменты (деривативы), спекулятивные ценные бумаги, конвертируемые облигации, предусматривающие право владельца (держателя) на получение процента от их номинальной стоимости либо иные имущественные права. Это не значит, что новые банки являются благотворительными организациями. Их деятельность направлена на извлечение прибыли, однако в иной форме и с соблюдением вышеупомянутых институциональных ограничений, что способствует развитию реального сектора экономики посредством вливания в него финансовых ресурсов и в целом оздоровлению макроэкономической ситуации, избавленной от перманентной угрозы образования финансовых пузырей и всеобщей неоплатной задолженности, что так типично для современных экономик стран Запада.
Институциональная форма финансовой организации, действующей в рамках рассматриваемого Модельного закона, - банк полного цикла (англ. Full Fledged), работающий на основе соинвестирования и не подпадающий под систему обязательного страхования вкладов.
Лицензирование коммерческих банков полного цикла, осуществляющих деятельность на инвестиционно-доверительной основе, в качестве самостоятельных участников финансового рынка обеспечит открытую конкуренцию между традиционными кредитно-денежными и новыми инвестиционно-доверительными формами банковской деятельности.
Запрет взимания и выплаты процента предопределяет отсутствие кредитования как формы движения ссудного капитала. Следовательно, в случае инвестиционно-доверительной деятельности не применимы такие понятия, как "кредитный договор", "стоимость денег", "стоимость кредита". Императивность запретов спекуляций и сделок, связанных с неопределенностью (типологически близких к понятиям игр и пари), лишит банки нового типа возможности совершать сделки с традиционными производными инструментами и конвертируемыми облигациями, предусматривающими право на получение гарантированного процента от их номинальной стоимости.
Такой подход по сути коррелирует с идеей некоторых западных экономистов о необходимости институционального разделения утилитарного банкинга, с одной стороны, и азартного банковского дела - с другой, где в первом случае коммерческие банки работают в ранее заданных рамках (англ. narrow banking), а во втором склоняются к процентно-спекулятивной деятельности по принципу казино. После финансового кризиса 2008 - 2009 годов развитие рамочного банковского направления нашло отражение в идее американских экономистов о целесообразности создания "узкоцелевых банков" (англ. limited purpose banking) <63>.
--------------------------------
<63> Chamley C., Kotlikoff L.J., Polemarchakis H. Limited purpose banking moving from "Trust Me" to "Show Me" banking // The American Economic Review. 2012. Vol. 102. No. 3. P. 113 - 119.
Своеобразный правовой режим имущества "инвестиционных банков" легче всего объяснить через описание подобной модели, существующей в европейских странах, тем более что в данном Модельном законе были заимствованы только гражданско-правовые формы, используемые исламскими банками, но не воспроизводится сама структура исламского банка. Напротив, структура банка, как она предстает в Модельном законе, основывается на модели инвестиционного общества с переменным капиталом (SICAV).
Ввиду потребности предпринимателей и физических лиц передать управление инвестициями профессионалу европейское право модифицировало англо-американский траст путем создания европейского аналога траста. В основе европейского аналога траста лежит метод разграничения внутренних и внешних отношений, характерный для института представительства. Европейский аналог траста также активно используется для оформления правоотношений по управлению ценными бумагами и корпоративными правами. В этом случае управляющий приобретает в глазах третьих лиц титул собственника или обладателя права, хотя во внутренних отношениях таковым не является. Учредитель управления прекращает участвовать в правоотношении с юридическим лицом, участниками этого юридического лица или другими третьими лицами. Данное обстоятельство позволяет обеспечить конфиденциальность учредителя юридического лица, а также возможность профессионального управления корпоративными правами <64>.
--------------------------------
<64> Зикун И.И. Гражданско-правовой титул инвесторов на имущество инвестиционных фондов SICAV и SICAF // Вестник гражданского права. 2020. N 6. С. 255 - 301.
Например, в австрийском и германском праве для оформления отношений по инвестированию и по управлению корпоративными правами стали использовать германскую модификацию траста - Treuhand. Управляющий для всех третьих лиц становится субъектом прав на денежные средства и корпоративные права, однако во внутренних отношениях обладателем прав является учредитель управления. Австрийское право активно использует Treuhand для оформления отношений по управлению корпоративными правами и ценными бумагами. Как указал Верховный суд Австрии, в этом случае управляющий осуществляет чужие корпоративные права и к этим правоотношениям субсидиарно применяются положения о договоре поручения. В отличие от российского договора доверительного управления австрийское корпоративное право исходит из того, что учредитель Treuhand в глазах других участников юридического лица перестает быть обладателем корпоративных прав, а на его место встает управляющий. С момента заключения договора о Treuhand учредитель управления перестает находиться в правоотношении с юридическим лицом и его участниками <65>.
--------------------------------
<65> Там же.
Есть как минимум две возможности управления коллективными инвестициями: посредством учреждения инвестиционного общества с переменным капиталом (SICAV) или с постоянным капиталом (SICAF). Оба вида инвестиционных фондов учреждаются в форме акционерного общества. Акции инвестиционного общества с постоянным капиталом не котируются на бирже в отличие от акций инвестиционного общества с переменным капиталом. В отличие от инвестиционных товариществ инвестиционные общества не зависят от персонального состава участников и не требуют какого-либо личного участия инвесторов в деятельности по управлению активами. От инвесторов требуется только внести свой вклад в инвестиционное общество без получения права на принятие участия в управлении обществом, а также права на выбор инвестиционной стратегии или принятие каких-либо решений.
В отличие от SICAF, акционеры которого не делятся на какие-либо категории, акционеры SICAV делятся на акционеров-предпринимателей и просто акционеров. Акционеры-предприниматели находятся в особой тесной связи с SICAV. Капитал акционеров-предпринимателей передается инвестиционному обществу и становится "собственным капиталом" инвестиционного общества. Данное имущество необходимо для существования инвестиционного общества, так как служит минимальным уставным капиталом инвестиционного общества при его учреждении. Нельзя сказать, что передаваемое обычными инвесторами имущество действительно принадлежит на праве собственности инвестиционному обществу, которое только управляет этим имуществом и учитывает его обособленно от своего имущества <66>.
--------------------------------
<66> Там же.
Природа европейского аналога траста и его национальных субститутов может быть описана через легитимационную передачу права собственности и через институт защиты доверия (Vertrauensschutz). Учредитель управления не передает право собственности управляющему, но третьи лица воспринимают управляющего как собственника объекта управления аналогично тому, как это происходит в договоре комиссии. Любые сделки, совершенные управляющим с третьими лицами, вне зависимости от их соответствия условиям договора управления имуществом будут считаться действительными. В связи с тем что третьи лица воспринимают в качестве собственника только управляющего, учредитель управления может распорядиться объектом управления только с одновременным прекращением управления. Управляющий не может заключить договор купли-продажи в отношении объекта управления с учредителем управления, так как для третьих лиц управляющий уже обладает правом собственности.
Легитимационная передача права (создание видимости принадлежности) означает лишь то, что учредитель позволяет выступать управляющему в обороте как собственнику и берет на себя риск наступления неблагоприятных последствий <67>.
--------------------------------
<67> Там же.
Обязательным требованием для банков нового типа является наличие специальной банковской лицензии, позволяющей проводить банковские операции без взимания и выплаты процента, в том числе привлекать в качестве вкладов денежные средства неопределенного круга лиц на инвестиционно-доверительной основе без гарантии безусловного возврата, осуществлять банковские переводы по поручению физических и юридических лиц, открывать текущие расчетные и сберегательные банковские счета на условиях 100% резервирования, выдавать социальные (беспроцентные) займы малоимущим (если необходимость в получении заемных средств связана с защитой первостепенных жизненных потребностей), размещать в виде неспекулятивных активов средства как от своего имени и за свой счет, так и от чужого имени и за чужой счет, управлять активами и неотчуждаемым имуществом, переданным частными лицами на общественные нужды, заниматься инвестиционным посредничеством и посредничеством на межбанковских рынках, вносить имущественные вклады в специальные виды объединений коллективных инвестиций в целях приобретения долей участия, приобретать с целью перепродажи неспекулятивные активы, предоставлять услуги хранения, выдавать банковские гарантии, торговать валютой, выпускать банковские карты, осуществлять целевые "социально-преобразующие" инвестиции, в том числе путем сбора добровольных "благотворительных взносов" от физических и юридических лиц.
Защита вкладов в банках нового типа основывается на доверии и репутации членов независимых внутренних наблюдательных экспертных советов, подлежащих специальному внешнему надзору, созданному при центральных банках. Дополнительная защита вкладов - система взаимного страхования и страхование ответственности правления и иных должностных лиц (англ. Directors and Officers Liability Insurance, D&O).
Первоочередной задачей для внедрения представленной в модельном законе модели является разработка единого стандарта компетенций для членов внутренних наблюдательных экспертных советов и единого стандарта корпоративного управления для участников беспроцентного банковского сектора.
Основное организационное отличие деятельности банков нового типа от работы конвенциональных банков - выстраивание доверительных отношений между вкладчиками и внутренними наблюдательными органами, которые помимо юридического смысла приобретают общественно-политический характер и создают возможность для личностного, стабильного и тесного взаимодействия вовлеченных в инвестиционный процесс сторон.
Инвестиционно-доверительный подход, в отличие от конвенционального, формируется на фундаменте доверия и всегда требует совершения действий в интересах вкладчиков (в значении negozi di fiducia (итал.) и Vertrauensgeschafte (нем.)). Ключевым аспектом здесь является подчинение экономического элемента элементам личностного и субъективного характера, где финансовая организация (доверенное лицо) в случае вверения ей экономического интереса (вкладов) со стороны доверителей (держателей индивидуальных инвестиционных счетов) обязана заботиться об интересах последних больше, чем о своих собственных.
Основные направления банковской деятельности банков нового типа - реализация краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных коммерческих проектов, банковские переводы, проведение импортных и экспортных торговых операций, финансирование оборотных средств, предоставление услуг хранения, перепродажа коммерческой недвижимости, коллективное инвестирование (венчурные инвестиции) на условиях разделения прибыли и убытков, открытие специальных индивидуальных инвестиционных счетов, проведение биржевых сделок, предпоставочное финансирование, торговое финансирование, синдицированное и проектное финансирование, лизинг, подряд, доверительное управление.
Финансовый инжиниринг банков нового типа состоит из двух аспектов, предполагающих разработку двух основных типов банковских инвестиций: первый тип направлен на объединение вкладов банка и клиента посредством сделок участия; второй - на приобретение актива на имя банка и его последующую передачу клиенту в собственность либо пользование посредством совершения возмездных меновых сделок. Соответственно, инвестиционные банки разрабатывают банковские продукты с расчетом коэффициента извлекаемой прибыли, который может альтернативно зависеть, во-первых, от ожидаемой прибыли от конкретного инвестиционного проекта либо от подлежащей разделу прибыли от доли прямого участия в капитале, во-вторых, от размера торговой прибыли, получаемой за счет отчуждения конкретного объекта инвестиций, или размера заранее зафиксированной выручки, добавляемой к первоначальной цене актива в случае купли-продажи с согласованной наценкой, или размера арендной платы за передачу права пользования. При совершении сделок участия выгода банка образуется в результате распределения чистой прибыли на основе показателей финансовой отчетности конкретного инвестиционного проекта или хозяйственной деятельности компании, а при совершении возмездных меновых сделок - в результате разницы между первоначальной ценой и ценой перепродажи объекта инвестиций или платы за передачу права пользования на него.
Структура Модельного закона имеет следующий общий вид: первый раздел содержит общие положения, касающиеся субъектов инвестиционно-доверительной банковской деятельности, а второй раздел детально описывает гражданско-правовые формы осуществления деятельности инвестиционных банков.
Соответственно, в первом разделе определяются понятие и форма инвестиционного банка, требования к деятельности инвестиционного банка, основные банковские операции и сделки инвестиционного банка, благотворительная деятельность инвестиционного банка, общие положения о капитале инвестиционного банка, управляющие акции и статус управляющего акционера, инвестиционные акции и статус акционера-инвестора, порядок распределения прибыли и выплаты дивидендов, резервирование, управление инвестиционным банком, выкуп акций инвестиционным банком.
Второй раздел определяет закрытый перечень (numerus clausus) гражданско-правовых форм осуществления деятельности инвестиционного банка, лишь использование которых позволяет придерживаться тех институциональных ограничений, которые неразрывно связаны со спецификой его деятельности. Соответственно, в этом разделе разработчики Модельного закона постарались в точности скопировать те правовые конструкции исламского права <68>, которые используются в нем для правового оформления деятельности исламских банков.
--------------------------------
<68> Исламское право - это нормативный порядок отношений, основой которого является совокупность предписаний шариата, учение "аль-фикх" (al-fiqh), в частности нормы "фикх-муамалат" (fiqh mu'amalat), которые определяют имущественные права и обязанности субъектов, исповедующих ислам, а также традиция мазхабов с учетом доктринальных воззрений авторитетных ученых-богословов современности (Тенберга И., Дербак А.Н. Коллизионные механизмы защиты "исламского элемента" в трансграничной исламской финансовой сделке // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2020. N 2. С. 122 - 123).
Первую группу таких форм составляют сделки, поименованные в модельном законе как сделки участия, а именно: договорное объединение имущественных вкладов с разделением прибыли и убытков (аналог сделки мушарака в исламском праве <69>) и доверительное управление капиталом с разделением прибыли (аналог сделки мудараба в исламском праве <70>).
--------------------------------
<69> Кузнецова А.Н., Тенберга И. Гражданско-правовая форма мушарака как инструмент прямого участия исламского банка в капитале: ретроспективный анализ и современность // Правоведение. 2020. Т. 64. N 3. С. 326 - 351.
<70> Тенберга И. Исламский банкинг и его основы // Известия Национальной академии наук Азербайджана (НАНА). Серия: Экономика. 2020. N 6. С. 195 - 196.
Далее следует группа возмездных меновых сделок, опосредующих коммерческую деятельность инвестиционного банка и имеющих в своей структуре весьма существенные отличия от зачастую одноименных "общегражданских" сделок в том виде, как эти последние предстают в Гражданском кодексе. В эту группу входят: купля-продажа с предоплатой (аналог сделки салям в исламском праве <71>), купля-продажа с наценкой (аналог сделки мурабаха в исламском праве <72>), купля-продажа товаров в целях получения свободных денежных средств (аналог сделки таваррук в исламском праве <73>), купля-продажа под заказ (аналог сделки истисна в исламском праве <74>), аренда (аналог сделки иджара в исламском праве <75>).
--------------------------------
<71> Примаков Д.Я., Рудоквас А.Д., Тенберга И. Сделка салям в исламской традиции и ее применение в исламском банкинге // Правоведение. 2022. Т. 66. N 4. С. 408 - 421.
<72> Кузнецова А.Н., Тенберга И. Купля-продажа и запрет неопределенности (гарар) в исламской традиции // Правоведение. 2022. Т. 66. N 2. С. 162 - 192; Тенберга И. Исламский банкинг и его основы. С. 196 - 197.
<73> Тенберга И. Исламский банкинг и его основы. С. 197.
<74> Там же. С. 197 - 198.
<75> Там же. С. 198 - 199.
За группой меновых сделок следует группа обеспечительных сделок, в число которых входят: залог (аналог сделки рахн в исламском праве) и поручительство (аналог сделки кяфаля в исламском праве).
Наконец, в заключительной части закона располагаются положения, нормирующие такие отношения, как агентирование (аналог сделки вакаля в исламском праве), хранение (аналог сделки вадия в исламском праве), задаток (аналог сделки арбун в исламском праве), перевод долга (аналог сделки хавала в исламском праве), беспроцентный заем денежных средств (аналог сделки кард в исламском праве <76>).
--------------------------------
<76> Редькин О.И., Рудоквас А.Д., Тенберга И. Указ. соч. С. 702.
Заключение
Основная идея Модельного закона СНГ, ставшего предметом рассмотрения в настоящей статье, может быть как нельзя лучше выражена словами Указа Президента Кыргызской Республики УП N 373 "О Пилотном проекте внедрения исламских принципов финансирования в Кыргызской Республике", где сказано: "Внедрение в Кыргызской Республике исламских принципов банковского дела и финансирования, наряду с традиционным действующим банковским делом и кредитованием, рассматривается как создание условий развития экономических правоотношений, а также конкурирующих систем финансирования и кредитования. В свою очередь, такое внедрение приведет к более полному обеспечению реализации гражданских прав на экономическую свободу, свободному использованию своих способностей и имущества в любой экономической деятельности, не запрещенной Конституцией и законами, с учетом вероисповедания или атеизма" <77>. Иными словами, эта модель в равной мере доступна участникам оборота независимо от их вероисповедания, и как таковая она должна составить достойную конкуренцию привычной модели банковского дела, практически безраздельно господствовавшей до сих пор.
--------------------------------
<77> См.: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/4508 (дата обращения: 15.05.2023).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное частное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.