Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Земельное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ НА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
В.И. ТОРГОВЧЕНКОВ
В соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Указом Президента РФ от 9 января 2011 г. N 26 к приграничным отнесены 50 субъектов Российской Федерации, в том числе и Белгородская область.
Действие соответствующих ограничений распространяется на 10 муниципальных образований региона.
В то же время проводимые прокурорами проверки показывают, что эффективной реализации государственной политики в сфере земельных правоотношении в приграничье препятствуют проблемы как нормативного, так и практического характера.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) документы, представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Между тем указанный Федеральный закон не содержит оснований для приостановления (отказа) государственным регистратором осуществления государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости по причине несоответствия субъектного состава правоотношений требованиям п. 3 ст. 15 ЗК РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что на практике нет правового механизма, препятствующего регистрации перехода права собственности на землю к иностранным гражданам на основании сделки либо в порядке универсального правопреемства, что фактически посягает на публичные интересы.
Существующее положение не позволяет пресечь на ранней стадии формирование правоотношений, противоречащих требованиям закона, что в дальнейшем влечет необходимость вмешательства уполномоченных органов, применения механизма судебного понуждения, который, впрочем, не всегда может быть реализован.
Так, в силу положений пп. 1, 2 ст. 238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в п. 1 этой статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.
Однако механизм принудительной продажи такого объекта недвижимости, принадлежащего иностранному гражданину, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передачи в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом, не проработан.
Еще один нюанс, вызывающий значительные затруднения, с которым сталкиваются на практике правоприменители, - необходимость соблюдения установленной процессуальным законодательством процедуры уведомления участников судебного разбирательства, зарегистрированных и проживающих на территории иностранных государств.
Указанная проблема, с учетом территориального расположения региона, в настоящее время приобретает особую остроту, поскольку Почта России временно прекратила прием почтовых отправлений на территорию Украины. При таких обстоятельствах соблюдение требований о направлении копии искового заявления в адрес собственника земельного участка фактически неисполнимо и в конечном итоге препятствует обращению прокуроров, органов государственной власти и местного самоуправления с исковыми заявлениями указанной категории в суд.
Яркая иллюстрация недостаточной эффективности действующего механизма правового регулирования - сведения, отраженные в Едином государственном реестре недвижимости, согласно которым только на приграничных территориях Белгородской области в собственности иностранных граждан находится более 1 тыс. земельных участков.
Изложенное, с учетом сложившейся в связи с проведением специальной военной операции обстановки на приграничных территориях, принятия в Российскую Федерацию Луганской и Донецкой Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей, введения Президентом РФ специальных экономических мер в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, сегодня приобрело особую актуальность.
В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о внесении дополнений в ст. 27 Закона N 218-ФЗ, предусматривающих обязанность государственного регистратора принимать решение об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности иностранных граждан на земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Регламентация механизма судебного понуждения также нуждается в корректировке с учетом соблюдения баланса публичных интересов, в том числе с точки зрения экономии процессуальных сроков и интересов собственников земельных участков.
Поэтому представляется необходимым ст. 50 ГПК РФ дополнить положениями, наделяющими суд правомочием по назначению адвоката в качестве представителя ответчика, который выбыл на территорию иностранного государства и не может быть вызван в суд или извещен заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Полагаем, что указанное изменение законодательства позволит устранить существующие пробелы, обеспечит защиту интересов не только государства, но и граждан, находящихся под юрисдикцией иностранных государств.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Земельное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.