Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Е.П. АЛБИТОВА
Актуальность проблемы повышения финансовой грамотности в условиях цифровизации в настоящее время набирает особенные обороты. Поднимаемая тема обосновывается широким внедрением цифровых и электронных продуктов, услуг, инструментов, технологий в экономико-правовое пространство финансовой деятельности государства и гражданское общество. Одновременно с этим мы наблюдаем у потребителей недостаточную степень ориентации в сфере цифровых продуктов и услуг, именно поэтому совершается большое количество необдуманных финансовых сделок, невыгодных решений, приводящих к финансовым рискам. Вопросы финансовой грамотности населения, финансовых субъектов обсуждаются на законодательном уровне, их отражение мы находим в Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы <1>, законопроекте 2023 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля" <2>. Эти нормативно-правовые акты как вносят большие изменения в действующее законодательство о банках и банковской деятельности, банкротстве, валютном регулировании, исполнительном производстве, бюджетной, налоговой системе и др., так и отразятся на повседневной жизни каждого финансового субъекта.
--------------------------------
<1> Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. URL: https://vashifinancy.ru/strategy/ (дата обращения: 29.01.2023).
<2> Законопроект N 270838-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/270838-8 (дата обращения: 23.03.2023).
Учеными-юристами, экономистами отмечаются подходы к ведению личного бюджета у финансово грамотных и безграмотных людей. Характеристика финансово грамотных глубоко отличается от характеристики безграмотных людей. Так, у первых можно отметить такие преимущественные стороны, как: готовность к непредсказуемым обстоятельствам; наличие финансовой "подушки безопасности"; ценность и значимость собственного труда; выбор привлекательного пути в жизни; планирование личного бюджета; избегание непосильных платежей, а вместе с тем и финансовых рисков; отсутствие больших кредитных обязательств и др. Данные характеристики финансово грамотной личности оценивают по наличию определенных достоинств, способствующих лучшему и устойчивому существованию в быстроменяющихся условиях. В этой связи обратимся к толкованию понятия "достоинство". В словаре Ожегова С.И. <3> выделено четыре значения, которые сводятся к пониманию "положительных, высоких, моральных качеств, уважения к себе", а также "ценность и титул". Трактовка последнего указывает на обладание титулом, который получали за определенные заслуги или наследовали по роду в силу знатности, почетности, определенных богатств. Это позволяет приравнивать финансово грамотного к богатому, обладающему личными ценными качествами и благодаря им имеющему какое-либо имущество, накопления. В свою очередь, безграмотного - уподоблять с бедным, в личных качествах которого отмечается недостаток, скудность мышления, бедное воображение либо отсутствие какого-либо имущества.
--------------------------------
<3> Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 2000. 940 с.
Из вышесказанного определим "Почему важно быть финансово грамотным гражданином?" Для осмысления этого обратимся к исследованиям понятия "финансовая грамотность". Вопросы изучения финансовой грамотности населения, граждан, финансовых субъектов представлены в трудах таких ученых, как Аликперова Н.В., Краснов В.Н., Левшина Е.В., Маркосян К.В., Пучкина Е.С., Синельников М.В. и др.
Аликперова Н.В., анализирует финансовую грамотность через успешное государственное решение "социально-экономических задач" и эффективную систему просвещения в сфере финансовой грамотности, направленную на обучение социальных групп населения - дошкольников, школьников, студентов, взрослое население, предпенсионеров, пенсионеров, граждан с ограниченными возможностями, слабозащищенных слоев населения. При этом автор различные целевые группы подвергает внутренней дифференциации, в связи с чем процесс обучения финансовой грамотности становится разнообразным, целенаправленным, комплексным, теоретико-методологическим, организационным. В этой связи Аликперова Н.В. правомерно рассуждает о создании персонализированных обучающих продуктов, необходимых "...для каждого сегмента обучения с учетом особенностей, целей и мотивации каждой группы" <4>.
--------------------------------
<4> Аликперова Н.В. Финансовое просвещение россиян: классификация целевых групп / Н.В. Аликперова // Уровень жизни населения регионов России. 2020. N 2. С. 42 - 50.
Такая тенденция, на наш взгляд, способствует положительной динамике для развития финансовых институтов, которые при работе с населением будут учитывать уровень подготовленности, финансовой грамотности и снижать собственные финансовые риски, а значит, уходить от кризисных ситуаций.
Пучкина Е.С., Маркосян К.В., Краснов В.Н. считают, что в понятие "финансовая грамотность" входят знания, умения, установки, развивающие финансовое мышление, финансовую культуру, направленные на формирование осознания таких категорий у финансовых субъектов, как финансовые решения, финансовая ответственность, финансовое накопление и сохранение и пр. <5>.
--------------------------------
<5> Пучкина Е.С. Финансовая грамотность как основа управления личными финансами / Е.С. Пучкина, К.В. Маркосян, В.Н. Краснов // Экономика и предпринимательство. 2017. N 6 (83). С. 1103 - 1109.
Левшина Е.В. считает, что повышение финансовой грамотности является одним из условий, направленных на темпы развития экономики нашей страны <6>.
--------------------------------
<6> Левшина Е.В. Финансовая грамотность населения России: проблемы и перспективы развития / Е.В. Левшина // Вестник экономической теории. 2019. N 11. С. 57 - 65.
Синельников М.В. понятие "финансовой грамотности" дополняет усилиями участников рынка, государства и его политическими решениями, что позволяет рассматривать данное понятие как комплексное, способное развивать "...сектор безналичных финансовых транзакций, снижение наличного денежного оборота, увеличение сбора налогов, прозрачность и подконтрольность финансового сектора" <7>. Это, по мнению автора, оказывает положительное влияние на качество финансовых услуг, определяя круг возможностей финансовых субъектов, стойкость перед финансовыми кризисными ситуациями, снижение рисков, а вместе с тем и различного рода задолженностей, защиту от мошенничества, грамотные решения в инвестиционные вложения и другое.
--------------------------------
<7> Синельников М.В. Финансовая грамотность населения как основа оптимизации финансового поведения в условиях глобализации / М.В. Синельников // Дискуссия. 2018. N 3 (88). С. 77 - 84.
Научные дискуссии о финансовой грамотности, ее трансформации и переходе в цифровой контекст отмечаются обществом как зарубежных, так и отечественных авторов. Среди них Бернхейм Д., Бутенко В.В., Виейра К., Громанн Л., Джонс А., Ким Д., Клеменс Ж., Луо М.Э., Менкхофф Л., Полунин К.Е., Потрич А., Форд Дж. и др.
Ким Д. финансовую грамотность субъекта видит через наличие базовых финансовых знаний, создающих фундамент для выживания в современных условиях <8>.
--------------------------------
<8> Kim J. Financial knowledge and subjective and objective financial well-being. Consumer Interests Annual, 2001. Vol. 47. P. 1 - 3.
Ученые Луо М.Э., Бутенко В.В., Полунин К.Е. в понятие "финансовая грамотность" вводят многообразные познавательные структуры с элементами естественно-научной, математической, читательской, гражданской, финансовой, ИКТ-грамотности <9>. Опираясь на данные рассуждения, мы полагаем, что в обязательном порядке познавательные структуры данных элементов должны быть дополнены правовым аспектом, позволяющим финансовому субъекту выразить личное решение в границах законодательного поля.
--------------------------------
<9> Луо М.Э., Бутенко В.В., Полунин К.Е. Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий / М.Э. Луо, В.В. Бутенко, К.Е. Полунин // Образовательная политика. 2015. N 2 (68). С. 72 - 110.
История зарождения финансовой грамотности обращена к осмыслению функциональной грамотности, которое принято рассматривать авторами как широкое, комплексное понятие.
Леонтьев А.А. функциональную грамотность связывает с индивидом, личностью через его суждения, решения важных задач на жизненном пути с помощью постоянно пополняемого багажа знаний, умений, навыков <10>.
--------------------------------
<10> Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс; Издательский дом РАО, 2003. С. 35.
Фролова П.И. раскрывает суть данного термина в комплексе решений по реализации жизненных задач для выполнения социальных ролей <11>.
--------------------------------
<11> Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия "функциональная грамотность" в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. N 1 (23). С. 179 - 185.
Обдумывая точки зрения авторов о сущности финансовой грамотности, трактуемой через понятие "функциональная грамотность", отметим, что для гражданина, личности, финансового субъекта особую важность для разрешения личных финансовых задач имеют образованность, осведомленность, компетентность, знание правовых аспектов, которые необходимо постоянно пополнять и восполнять. С этих позиций заключаем, что финансовая грамотность состоит из представлений о финансовом образовании, финансовой осведомленности, финансовой уверенности, финансовой компетентности. Подтверждение этого находим у авторов, исследующих финансовую грамотность в плоскости данных представлений.
Проблему финансового образования освещал Бернхейм Д. Автор правильно отмечает его значимость. Его доступность возможна при получении экономического образования. Отличительной особенностью финансового образования становится глубина и специальные, профессиональные знания, предназначенные для экономистов, финансистов, юристов <12>. Поэтому финансовая грамотность - это необходимость, охватывающая всех граждан, потребителей, финансовых субъектов, а финансовое образование есть углубленный результат получения финансовой грамотности с профессиональной направленностью.
--------------------------------
<12> Bernheim D. Do households appreciate their financial vulnerabilities? An analysis of actions, perceptions, and public policy. Tax Policy and Economic Growth, American Council for Capital Formation. Washington; 1995. URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/working_papers/2009/RAND_WR708.pdf (дата обращения: 23.03.2013).
Форд Дж., Джонс А. под финансовой осведомленностью понимают наличие финансовой грамотности, позволяющей потребителю ориентироваться, оценивать риски в сфере финансовых продуктов и услуг <13>.
--------------------------------
<13> Ford J., Jones A. UK Report. In: U. Reifner (ed) Financial literacy in Europe. Baden-Baden: Nomos, 2006. P. 37 - 92.
Позиция Клеменса Ж. расширяет финансовую осведомленность потребителей на финансовом и цифровом рынке в проявлении знаний, умений, стратегий, моделей поведения с помощью новых образовательных форматов <14>.
--------------------------------
<14> Клеменс Ж. Цифровая грамотность, переосмысление грамотности и обучения: педагогический и культурный вызовы: сборник материалов Шестой Международной научно-практической конференции "Чтение и грамотность в образовании и культуре: буква в цифре" / под общ. ред. канд. пед. наук. М.В. Белоколенко, ред. англ. текстов Е.А. Попова, С.К. Павликова, Е.Н. Овчинникова. М.: Русская ассоциация чтения, 2020. 176 с.
В этом отношении финансовая осведомленность - составляющая финансовой грамотности, ориентирующая потребителей на финансовом и цифровом рынке в вопросах существенных характеристик, страховок предлагаемых продуктов, услуг, средств, технологий и различных финансовых рисков.
Финансовая уверенность - это твердая убежденность потребителя финансовых услуг в добросовестности, открытости и честности поставщика, определяющая его рейтинг в сфере финансовых товаров и услуг <15>.
--------------------------------
<15> Canadians and their money: Building a brighter financial future. Ottawa: Task Force on Financial Literacy. 2011. P. 101.
Громанн Л., Менкхофф Л., Потрич А., Виейра К. <16> считают, что финансовая компетенция - очень важный, полезный инструмент для экономического роста государства в XXI в. Благодаря ему у граждан того или иного государства появляется финансовое состояние, достойное пенсионное обеспечение, отсутствие нежелательной задолженности <17>.
--------------------------------
<16> Potrich A.C.G., Vieira K.M. Demystifying financial literacy: a behavioral perspective analysis / A.C.G. Potrich, K.M. Vieira // Management Research Review. 2018. 41(9). P. 1047 - 1068.
<17> Grohmann A., Menkhoff L. School, parents, and financial literacy shape future financial behavior / A. Grohmann, L. Menkhoff // DIW Economic Bulletin. 2015. 5 (30/31). P. 407 - 412.
Представленные позиции отечественных и зарубежных авторов позволили определить нам финансовую грамотность через характеристику потребителя, гражданина, финансового субъекта, населения, состоящую из финансового образования, финансовой осведомленности, финансовой уверенности, финансовой компетентности, правового образовательного поля и охватывающую разные виды деятельности в окружающем современном цифровом мире.
Понятие "финансовая грамотность" представлено через составляющие: финансовое образование, финансовая осведомленность, финансовая уверенность, финансовая компетентность. Оно, по нашему мнению, может быть дополнено не менее важным аспектом современности - правовым образовательным полем потребителя, гражданина, финансового субъекта, населения - далее участников рынка.
Под правовым образовательным полем следует понимать наличие знаний, умений, установок участников рынка, выражающих их волю и действия в границах, установленных нормативно-правовыми актами. Значимость этого аспекта раскрывает всю суть финансовых рисков и их последствий, определяющих либо возможности улучшения финансового состояния, либо его ухудшение у участников рынка.
В настоящее время финансовая грамотность широко развивается в области информационных технологий, заменяющих бумажный документооборот электронным, а ее внедрение осуществляется с помощью Интернета, благодаря которому происходит процесс оцифровывания письменных данных и применение цифровых процессов. Отметим, что для потребителя, гражданина, финансового субъекта, населения появляются новые возможности использования цифровых продуктов и услуг через мессенджеры, устанавливаемые на компьютер, планшет, ноутбук, смартфон, позволяющие произвести интернет-заказы, онлайн-семинары, онлайн-консультации, вебинары и пр.
В этой связи ученые А.К. Лайонс и Д.С. КассХанна <18> вводят в оборот новый термин "цифровая финансовая грамотность", наполнением которого служат базовые показатели, определить их возможно через группы индикаторов. Среди них: базовые финансовые знания о финансовых концепциях, навыки работы на всех цифровых устройствах (компьютер, планшет, мобильный телефон, Интернет); осведомленность о позитивном финансовом поведении или "знание" о финансовых продуктах и услугах, цифровых приложениях, онлайн-средствах, мобильных денежных кошельках, онлайн-банкингах и др.; практические ноу-хау или "знаю, как", реализующиеся через использование цифровых услуг, платформ, программного обеспечения, умение работать с транзакциями, пользоваться услугами кредитования и пр.; процесс принятия решений (отношение и поведение) заключается в принятии надлежащих решений, преодолении разных непредвиденных ситуаций, а также умении обеспечить достойную пенсию, своевременно выполнять финансовые обязанности, определять накопительную и инвестиционную стратегию, надежных поставщиков цифровых финансовых продуктов и услуг и т.д.; самозащита от онлайн-мошенничества, цифровая, финансовая безопасность и др.
--------------------------------
<18> Lyons A., Kass-Hanna J. A Multidimensional Approach to Defining and Measuring Financial Literacy in the Digital Age. Handbook on Financial Literacy Research. Publisher: Routledge, Taylor & Francis Group. Chapter: 5. March 2021. 24 p.
Таким образом, представления отечественных и зарубежных ученых о понятии "финансовая грамотность" в условиях цифровизации выявили границы исследования данного термина как комплексного, интегративного, универсального.
Финансовая грамотность, по нашему мнению, это характеристика потребителя, гражданина, финансового субъекта, населения, состоящая из финансового образования, финансовой осведомленности, финансовой уверенности, финансовой компетентности, правового образовательного поля и охватывающая разные виды деятельности в окружающем современном цифровом мире.
Опираясь на таких ученых, как Бернхейм Д., Бутенко В.В., Виейра К., Громанн Л., Джонс А., Ким Д., Клеменс Ж., Луо М.Э., Менкхофф Л., Полунин К.Е., Потрич А., Форд Дж., мы рассматриваем финансовую грамотность в содержательных аспектах финансового образования, финансовой осведомленности, финансовой уверенности, финансовой компетентности и дополняем правовым образовательным полем, под которым понимаем наличие знаний, умений, установок участников рынка, выражающих их волю и действия в границах, установленных нормативно-правовыми актами. Значимость правового образовательного поля способна раскрыть сущность понимания финансовых рисков, их последствий, которые по-разному отразятся на участниках рынка, определяя возможности улучшения финансового состояния или его ухудшения.
Финансовая грамотность в условиях цифровизации определила основные тенденции через развитие главных финансовых институтов государства, определяющих экономико-правовое пространство финансовой деятельности государства, включающего и гражданское общество, и население страны в целом. К главным институтам следует отнести Центральный банк, кредитные организации, страхование, фондовый рынок, пенсионное обеспечение, систему налогообложения, систему государственных услуг, финансовые риски, валютные рынки, их регулирование. В настоящее время спектр финансовых продуктов и услуг этих институтов практически полностью оцифрован, имеются соответствующие сайты, приложения для потребителей, электронные базы данных, которые получают свое дальнейшее развитие.
Следует помнить, что отсутствие института финансовой грамотности у участников рынка в условиях цифровизации проявляется в негативном развитии государства, начиная с непосильной кредитной нагрузки, "красивой жизни граждан, живущих не по средствам, а в кредит", мошеннических схем, заканчивая большими дебиторскими задолженностями для финансовых институтов, выливающимися в итоге в государственный долг.
Литература
1. Аликперова Н.В. Финансовое просвещение россиян: классификация целевых групп / Н.В. Аликперова // Уровень жизни населения регионов России. 2020. N 2. С. 42 - 50.
2. Левшина Е.В. Финансовая грамотность населения России: проблемы и перспективы развития / Е.В. Левшина // Вестник экономической теории. 2019. N 11. С. 57 - 65.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.