Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ГОСУДАРСТВОМ
К.С. ИНАЛКАЕВА
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что определяется значимостью местного самоуправления как способа организации публичной власти в России. Двоякая природа местной власти разрешает нам установить подходящие критерии взаимоотношения государственной и местной власти в их деятельности по решению вопросов местного и государственного значения.
Законы современных российских муниципальных образований имеют особое значение. Это видно из растущего количества публикаций различных отечественных ученых-юристов, продолжающих обсуждать проблемные аспекты рассматриваемой юридической отрасли. Накоплен большой объем научной литературы и исследований по изучению законов местного самоуправления в образовательных учреждениях, в том числе средних специальных, и систематизации студенческих знаний в форме исследовательской деятельности.
Российская Федерация сейчас активно ищет пути построения местного самоуправления, сочетающего интересы местных сообществ и национальные интересы, и актуальными вопросами в этот период являются улучшение взаимоотношений между органами местного самоуправления и государством, понимание практических и теоретических аспектов взаимоотношений между местной автономией и государством, их реализация в законодательной практике.
Конституцией РСФСР 1918 г. были ликвидированы органы местного самоуправления в России. Вопрос о восстановлении местного самоуправления начал рассматриваться в 1990-е годы, когда Россия взяла курс на демократизацию <1>. Был принят Закон СССР о местном самоуправлении, но как таковые органы местного самоуправления не были сформированы. В Конституцию 1993 г. была внесена норма о приоритете международного права над национальным правом. В связи с закреплением демократического характера государства в Конституции и признанием норм и принципов международного права необходимо было установить местное самоуправление как одну из основ конституционного строя РФ (гл. 1 Конституции). Глава 8 Основного Закона посвящена полностью вопросам местного самоуправления.
--------------------------------
<1> Иналкаева К.С. Актуальные проблемы муниципального права: учебное пособие / К.С. Иналкаева. Грозный, 2017. 342 с.
В 1996 г. Россия подписала международный документ - Европейскую хартию о местном самоуправлении. В 1998 г. Россия путем ратификации присоединилась к странам - участницам Европейской хартии местного самоуправления. В рамках реализации положений указанной Хартии были приняты нормативно-правовые акты как на федеральном, так и на республиканском уровне, т.е. с этих пор на территории России начали формироваться органы местного самоуправления.
Механизм правового регулирования муниципальных общественных отношений крайне специфичен, в них принимают участие различные субъекты права - это и государственная власть, и население, должностные лица местного самоуправления, предприятия и организации, граждане России, иностранцы, лица без гражданства и др., которые вступают в отношения по поводу всевозможных вопросов общественной жизни.
Что касается регионов Российской Федерации, необходимо отметить, что регулирование вопросов местного самоуправления на территории Чеченской Республики отражено как в Конституции Чеченской Республики, так и в законах Чеченской Республики, затрагивающих вопросы организации местного самоуправления. В связи с известными событиями в Чеченской Республике местное самоуправление начало функционировать только с января 2010 г. Осенью 2009 г. прошли выборы депутатов представительных органов муниципальных образований Чеченской Республики. Парламент Чеченской Республики принял свыше 30 законов, касающихся вопросов организации местного самоуправления в Чеченской Республике <2>.
--------------------------------
<2> Иналкаева К.С. Организация публичной власти на местах / К.С. Иналкаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. N 12-4. С. 37 - 41. EDN VHHMZR.
В связи с формированием местного самоуправления в России появилась новая комплексная отрасль - муниципальное (местное) право, которое родилось на стыке таких отраслей, как конституционное право, административное право, финансовое право, земельное право, поэтому оно называется комплексной отраслью <3>.
--------------------------------
<3> Гавриленко В.Р. К вопросу о муниципальном праве как самостоятельной комплексной отрасли Российского права / В.Р. Гавриленко, Н.В. Павлов // Синергия наук. 2019. N 41. С. 525 - 530.
Вопросу становления и развития науки муниципального права в России уделяется большое внимание ученых-исследователей. Так, А.А. Рыжов говорит о существовании как минимум трех основных этапов становления местного самоуправления.
1. На первом этапе происходит переход от "советского строительства" к так называемой демократической концепции местного самоуправления - это от второй половины 1980-х годов до распада Советского Союза в 1991 г.
2. Второй этап становления муниципального права получает начало в конце 1991 г., и за это время принято два Федеральных закона о местном самоуправлении: N 154-ФЗ и пришедший ему на смену в 2003 г. N 131-ФЗ <4>.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
3. Третий этап развития науки муниципального права связан с процессом развития местного самоуправления. Многие изменения и совершенствования нашли свое отражение в действующем Федеральном законе N 131-ФЗ с каждой новой редакцией <5>.
--------------------------------
<5> Рыжов А.А. Специфика муниципального права / А.А. Рыжов // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 3. С. 5.
Изучение дисциплины имеет цель глубже осмыслить роль местного самоуправления как одного из уровней публичной власти современной России, проследить сложность его становления в 90-е годы XX в. в отдельных субъектах Российской Федерации и в Чеченской Республике, обеспечить формирование у студентов углубленных теоретических познаний и приобретение навыков составления правоприменительных документов в сфере муниципально-правовых отношений <6>.
--------------------------------
<6> Безруков А.В. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 6.
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны иметь представление: об основах организации местного самоуправления, о проблемах в сфере муниципального права. Поэтому законодатели не установили четких рамок по вопросу, некоторые ученые не рассматривают муниципальное право с точки зрения подотрасли конституционного права и считают это направление исключительно самостоятельной отраслью.
Необходимо отметить: реализуется реформа в муниципальной сфере, коренные трансформации выдержало законодательство на федеральном уровне, соответственно, изменились региональные законы по вопросам местного самоуправления, на уровне муниципалитетов принято большое количество актов местного значения, пополняются местные бюджеты за счет местных налогов и субвенций, выделяемых из регионального и федерального бюджетов для исполнения отдельных государственных полномочий. Все это во многом обновило правовую основу муниципальной власти, существенно трансформировав общественные отношения в сфере местного самоуправления.
Как мы указывали, в современных условиях эффективность местного самоуправления во многом зависит от его правовой самостоятельности. В этом вопросе не мешало бы перенять положительный опыт зарубежных стран в части организации финансовой поддержки муниципальных образований, увеличения делегирования региональных полномочий на муниципальный уровень, широкого развития различных форм непосредственной демократии, которые не позволяют региональной власти подмять под себя муниципалитеты. В качестве примера следовало бы использовать институт территориального общественного самоуправления, который позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения; петиционные референдумы, проводимые по инициативе местных органов власти, и прочие формы непосредственной демократии, применяемые в ряде зарубежных стран, в частности в Италии, США <7>.
--------------------------------
<7> Иналкаева К.С. Организация публичной власти на местах / К.С. Иналкаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. N 12-4. С. 37 - 41. EDN VHHMZR.
Литература
1. Безруков А.В. Государственная власть и местное самоуправление: проблемы соотношения и взаимодействия / А.В. Безруков // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 6. С. 31 - 35.
2. Гавриленко В.Р. К вопросу о муниципальном праве как самостоятельной комплексной отрасли Российского права / В.Р. Гавриленко, Н.В. Павлов // Синергия наук. 2019. N 41. С. 525 - 530.
3. Иналкаева К.С. Актуальные проблемы муниципального права: учебное пособие / К.С. Иналкаева. Грозный, 2017. 342 с.
4. Иналкаева К.С. Организация публичной власти на местах / К.С. Иналкаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. N 12-4. С. 37 - 41. EDN: VHHMZR.
5. Рыжов А.А. Специфика муниципального права / А.А. Рыжов // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 3. С. 3 - 6.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.