Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ (M&A) В СООТВЕТСТВИИ С РОССИЙСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ НА ПРИМЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
П.А. ХОЛОПОВА
В результате наложения США и странами Европейского союза экономических санкций в отношении Российской Федерации наблюдается ситуация скоротечного вывода иностранного бизнеса с российских рынков, что, в свою очередь, заставило запустить процесс перестройки экономики России, заключающий в себе элементы протекционизма. Для поддержания высокого показателя экономического развития возникла необходимость в поиске новых вариантов инвестиционной деятельности ввиду ухода иностранных инвесторов. К числу таких относятся сделки слияния и поглощения.
Понятие "слияние и поглощение" позаимствовано из зарубежных правопорядков, в частности английского права, и в переводе звучит как "mergers and acquisitions" (M&A). Так, в период перехода к рыночной экономике данный механизм получил широкое практическое применение, что вызвало в дальнейшем и научный интерес.
Практически каждая сделка слияния и поглощения представляет собой сложный комплекс связанных между собой задач, одновременно рассматриваемых и с экономической, и с юридической точки зрения. Ввиду сложности, большого количества временных затрат, высоких издержек и стремления соответствия принципу открытости российские бизнес-представители редко обращаются к процедуре реорганизации. Она не может в должной мере удовлетворить все потребности руководителей российских компаний. Данный процесс требует, как правило, реорганизации основных и дочерних обществ. Сделки M&A не ограничиваются процедурой реорганизации, для них характерна прямая покупка обыкновенных акций (долей).
Как и любые другие сделки, сделки слияния и поглощения начинаются с переговоров. Переговорный процесс является одним из самых сложных и важных этапов в процессе проведения сделки. В нем принимают участие представители обеих сторон, и они обсуждают все важные детали сделки, такие как цена, условия сделки, распределение акций, решают вопросы управления новой компанией. Его особенности включают в себя сложность переговоров, необходимость согласования интересов всех участников, учет юридических и налоговых аспектов, конфиденциальность и иные вопросы, влияющие на итог сделки M&A.
Кроме того, переговоры в рамках сделок слияния и поглощения могут быть очень длительными и требовательными по времени и ресурсам, поэтому важно уметь эффективно управлять ими, определять приоритеты и использовать ресурсы наиболее эффективно.
Исходя из анализа современной практики именно между акционерными обществами чаще всего заключаются сделки слияния и поглощения, поэтому не менее важным элементом данного переговорного процесса является процедура, при которой одна компания предлагает купить все или часть акций другой компании, предложив при этом определенную цену. Вопрос состоит в том, как это все реализуется в рамках российского законодательства?
Сделки слияния и поглощения публичных акционерных обществ имеют несколько правовых механизмов их проведения. К ним относятся следующие законодательно закрепленные варианты:
1) реорганизация ПАО;
2) покупка активов ПАО;
3) покупка акций ПАО:
3.1) покупка более 30% акций;
3.2) покупка более 95% акций.
Подробно разберем каждый из видов.
Вопрос реорганизации юридического лица нашел свое отражение в нескольких нормативных правовых актах, в числе которых можно выделить несколько основных, не считая специализированных законов: Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) <1>, Налоговый кодекс от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (далее - НК РФ) <2>, Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - ФЗ "Об акционерных обществах") <3>, Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") <4>, Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - ФЗ "О рынке ценных бумаг") <5>, Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") <6>.
--------------------------------
<1> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // Российская газета. 1994. 8 декабря. N 238-239.
<2> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.05.2023 // Российская газета. 1998. 3 августа. N 148 - 149.
<3> Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022, с изм. от 19.12.2022) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Российская газета. 1995. 29 декабря. N 248.
<4> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Российская газета. 2001. 10 августа. N 153 - 154.
<5> Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.04.2023) // Российская газета. 1996. 25 апреля. N 79.
<6> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О защите конкуренции" // Российская газета. 2006. 27 июля. N 162.
Приведенные выше положения содержат нормы и четко определенные формы реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, однако в части их разграничения ГК РФ не дает четких указаний, за исключением ст. 58 ГК РФ, конкретизирующей отличия форм реорганизации в разрезе правопреемства. Как уже отмечено ранее, наличие специализированных законов определяет понятие, суть и подробное регулирование каждой формы реорганизации, например, ст. 55 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" регламентирует выделение общества, признающегося созданием одного или нескольких обществ, с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего <7>.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Российская газета. 1998. 17 февраля. N 30.
С экономической точки зрения интерес в достижении синергетического эффекта для нашего исследования представляет реорганизация посредством слияния и присоединения. Так как примером реализации сделок слияния и поглощения выбрано именно ПАО, обратимся к ст. 16 ФЗ "Об акционерных обществах". Данной статьей закреплено, что слияние обществ - это возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних.
Алгоритм процедуры слияния акционерных обществ состоит в следующем. Во-первых, заключение договора о слиянии между реорганизуемыми обществами, включающего в себя условия и порядок слияния, конвертацию акций каждого общества в акции или же иные ценные бумаги нового. Во-вторых, на решение общего собрания акционеров советом директоров каждого общества выносится вопрос о реорганизации, утверждении формы слияния, а также договора о слиянии и передаточного акта. Далее происходит совместное общее собрание акционеров реорганизуемых обществ, на котором утверждается устав, решаются вопросы правопреемства, а также проводятся выборы нового совета директоров. Как итог, акции всех участвующих в слиянии обществ погашаются, а все права и обязанности переходят вновь возникшему обществу.
Законодательство, несмотря на постепенное совершенствование, все-таки не идет в один шаг с практикой, на вопросы которой не всегда находится правовой ответ. Так, например, стоит вопрос о возможности реорганизации юридических лиц с различной организационно-правовой формой. Также непоследовательна при решении данной проблемы была и судебная практика: первое время такую возможность она признавала, однако позже склонилась к невозможности и запрету осуществления реорганизации юридических лиц с различной организационно-правовой формой, что находит свое отражение в п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 года N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" <8>.
--------------------------------
<8> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.
Покупка активов акционерного общества является наиболее распространенным среди иных перечисленных способов, так как выступает в качестве менее сложного способа приобретения контроля над организацией. Причинами того являются желание сохранения статуса "инкогнито" при осуществлении контроля за деятельностью компании и возможность избежать обязательного решения антимонопольного органа для реализации сделки слияния и поглощения.
В случае поглощения посредством приобретения активов акционерное общество, которое приобретается, должно перевести все имеющиеся и используемые при осуществлении деятельности активы покупателю (например, фонды, объекты недвижимости, нематериальные активы и т.д.), который впоследствии решает, каким образом он оформляет приобретаемое имущество: либо сама компания - инициатор поглощения выступает в качестве покупателя, либо создается новое юридическое лицо или филиал, на балансе которого будут числиться активы.
Поглощение будет частичным, если после приобретения активов часть компании-цели остается невыкупленной. При полном поглощении и покупке всех активов фактический корпоративный контроль переходит компании-приобретателю, а компания-цель существует как некая оболочка для приобретенных активов.
Покупка акций акционерного общества является не менее оптимальным способом слияния и поглощения. Однако именно для слияния и поглощения исследуется не любая хаотичная покупка акций, а приобретение необходимого количества в процентном соотношении.
Во избежание недружественных действий при слиянии и поглощении, для стабилизации состава участников правоотношений в бизнес-сфере необходимы были нормы, четко регулирующие права, обязанности и ответственность сторон, совершающих любые действия, направленные на корпоративные изменения, выходящие за рамки одной компании. Уже в январе 2006 года законодателем были внесены ключевые изменения в ФЗ "Об акционерных обществах", который был дополнен главой XI.1 "Приобретение более 30% акций публичного общества" <9>. Данное изменение получило негласное название "Закон о поглощении", более того, оно предзнаменовало "новую попытку создать цивилизованные правила поглощений, подняв их до мировых стандартов" <10>, поскольку схожие нормы содержатся в законодательстве зарубежных стран.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 05.01.2006 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" // Российская газета. 2006. 11 января. N 1.
<10> Дедов Д.И. Совершенствование правового режима поглощения в акционерном праве // Предпринимательское право. 2006. N 1. С. 9.
Как отмечено Ю.С. Поваровым, "законодательство о поглощениях имеет своей целью не только защиту крупных акционеров от мелких, но и наоборот, поскольку акционерная практика свидетельствует о том, что миноритарии нередко злоупотребляют своими правами, "шантажируя крупных акционеров" <11>.
--------------------------------
<11> Поваров Ю.С. Акционерное право России: учебник. М., 2017. С. 375.
Специфика правового регулирования поглощения компаний в форме приобретения акций компании заключается в следующем:
1. Наличие механизма вариативности предложения о выкупе акций (добровольное и обязательное).
Лицо, намеревающееся приобрести крупный пакет акций (более 30% соответственно), имеет право соблюдения особой процедуры, связанной с выкупом у акционеров общества их акций (добровольное предложение). Кроме того, согласно ст. 84.1 ФЗ "Об акционерных обществах" такое лицо не обязано уведомлять акционерное общество о намерении приобрести крупный пакет акций. Таким образом, добровольное предложение - это публичная оферта, содержащая предложение лица, намеревающегося приобрести более 30% от общего числа акций акционерного общества, акционерам и иным владельцам ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в акции данного общества, о приобретении указанных ценных бумаг.
Статья 84.2 ФЗ "Об акционерных обществах" указывает на следствие приобретения крупного пакета акций - "новый" акционер имеет обязательство соблюдения процедуры, связанной с выкупом акций у остальных акционеров (обязательное предложение). По аналогии с добровольным предложением обязательное предложение является такой же публичной офертой, но отличие состоит в статусе приобретателя. Данная процедура позволяет акционеру, приобретающему 30% акций, увеличить свою долю за счет других акционеров. В случае их несогласия с новой фигурой крупного акционера миноритарные акционеры и иные владельцы ценных бумаг общества обладают правом продать акции.
2. Направление предложений о выкупе акций в адрес акционерного общества.
Добровольное и обязательное предложения направляются в адрес общества и считаются сделанными в момент поступления их в общество.
3. Особый механизм оплаты выкупаемых акций.
К добровольному и обязательному предложениям должна быть приложена банковская гарантия (не может быть отозвана), содержащая обязательство гаранта уплатить прежним владельцам ценных бумаг цену проданных ценных бумаг в случае неисполнения инициатором выкупа обязанности оплатить в срок приобретаемые ценные бумаги. При этом срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через 6 месяцев после истечения срока оплаты приобретаемых ценных бумаг, указанного в предложении (п. 5 ст. 84.1 и п. 3 ст. 84.2 ФЗ "Об акционерных обществах").
Более того, п. 5 ст. 84.2 ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрено, что в рамках обязательного предложения должна быть предусмотрена оплата деньгами, однако возможно отклонение от этого правила в виде оплаты другими ценными бумагами.
4. Особый порядок голосования в случае приобретения крупного пакета акций.
С момента приобретения более 30% общего количества акций и до момента направления в общество обязательного предложения новый акционер и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30% таких акций.
Наличие обширной судебной практики обусловлено распространенностью покупки крупного пакета акций как способа приобретения контроля над компанией. Так, Конституционным Судом Российской Федерации отмечена необходимость судов обеспечивать эффективную защиту прав и свобод акционеров, а не акцентировать внимание на оценке экономической целесообразности решений, принимаемых советом директоров или общим собранием акционеров <12>.
--------------------------------
<12> Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N 713-О-П "По жалобе гражданина Цуркина Михаила Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах" во взаимосвязи с частью 5 статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах".
С другой стороны, сложно назвать действующее правовое регулирование покупки акций совершенным, так как юристами, специализирующимися на юридическом сопровождении сделок слияния и поглощения, выявляются недостатки, возникающие в результате практического применения закона и подзаконных актов. Так, например, Д.И. Степановым выделены следующие пробелы, требующие внимания законодателя: чрезмерная затратность и сложность привлечения банковской гарантии при сопровождении добровольного или обязательного предложения, несогласованность законодательства различных отраслей (антимонопольного, банковского и т.д.) при приобретении крупного пакета акций акционерной кредитной организации, когда возникает необходимость направления обязательного предложения, однако разрешение антимонопольного органа еще не получено <13>.
--------------------------------
<13> Степанов Д.И. Следует ли допускать аннулирование обязательного предложения при поглощениях? // Закон. 2009. N 10. С. 83.
Механизмы по защите прав и интересов миноритарных акционеров, установленные указанными нормами, представляются не отвечающими в полной мере критериям эффективности в современной корпоративной практике. Предусмотренные законодательством санкции не оказывают существенного влияния на недобросовестного приобретателя крупного пакета акций.
Поэтому в качестве решения описанной проблемы видится практика взыскания упущенной выгоды с лица, которое не направило обязательную оферту в соответствии с требованиями ст. 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах". Такой вариант защиты представляется сбалансированным, отвечающим интересам и приобретателя акций, и миноритариев, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на российскую корпоративную культуру в целом.
Наиболее частой проблемой и причиной споров является выкупная цена акции. Зачастую акционеры обращаются в суд с требованием о взыскании убытков с руководителя компании, из-за действий которого была занижена рыночная стоимость акции. Зачастую руководитель находится в сговоре с акционерами, обладающими преобладающим процентом акций, и заинтересован в вытеснении оставшихся акционеров, что выражается в выводе активов компании доверенным лицам, фальсификации отчетов о финансовой задолженности для уменьшения стоимости акций <14>.
--------------------------------
<14> Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 декабря 2017 г. по делу N А14-5231/2017.
Также законодателем предусмотрен отдельный режим в случае приобретения более 95% акций, который должен способствовать учету интересов всех участников акционерного общества при большом количестве миноритарных акционеров, которые не всегда заинтересованы в продаже имеющихся у них акций. В разрезе активной работы по выкупу оставшихся акций такая тенденция объясняется выгодой от сокращения затрат на содержание общества, упрощения как процесса управления им, так и выплаты дивидендов. В соответствии с п. 1 ст. 84.7 и п. 1 ст. 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах" особая процедура вытеснения акционеров применима только к публичным акционерным обществам.
Данный режим заключается, во-первых, в праве требования лицом, обладающим более 95% акций, продажи принадлежащих им акций и ценных бумаг, которые могут быть конвертированы в акции, а, во-вторых, в обязанности выкупить указанные ценные бумаги. В соответствии со ст. 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах" данное право возникает у нового акционера по истечении 6 месяцев с момента истечения срока принятия добровольного или обязательного предложения о приобретении акций общества.
Однако российскими исследователями неоднократно указывалось на недоработку законодательства о подобной форме вытеснения миноритарных акционеров, многие из которых впоследствии заявляли о нарушении их прав при принудительном выкупе акций <15>.
--------------------------------
<15> Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. N 1452/08.
В стороне не остался и Конституционный Суд Российской Федерации, выработавший позицию, подтверждающую особенность системы корпоративного управления в нашей стране, которая исходит из интересов контролирующего акционера. Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что законодатель в контексте потребностей правовой политики и развития корпоративного законодательства и на основе оценки интересов мажоритарного акционера и владельцев приобретаемых ценных бумаг вправе благоприятствовать первому, если минимальное количество акций, выкупаемых у миноритарных акционеров, не позволяет им даже совместно оказывать влияние на управление обществом, однако данный факт не является абсолютным и не исключает факт неодобрения ими сделок, заключаемых в интересах общества преобладающим акционером и его аффилированными лицами. В противном случае дисбаланс в правоотношениях может привести к снижению эффективности управления обществом <16>.
--------------------------------
<16> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 714-О-П "По жалобе гражданина Петрова А.Ф. на нарушение его конституционных прав положениями статьи 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах".
Таким образом, рассмотрев механизмы заключения сделок слияния и поглощения, можно сделать вывод, во-первых, о неполноте действующего корпоративного законодательства, а именно о проблемах применения главы XI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующей приобретение более 30% акций общества, порождающих научную дискуссию о том, как заключить подобную сделку в рамках российского законодательства, а во-вторых, о наличии вариативности законодательно регламентированных вариантов заключения сделок M&A на примере реорганизации, покупки активов и акций акционерного общества.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) // Российская газета. 1994. 8 декабря. N 238 - 239.
2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022, с изм. от 19.12.2022) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Российская газета. 1995. 29 декабря. N 248.
3. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.04.2023) // Российская газета. 1996. 25 апреля. N 79.
4. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об обществах с ограниченной ответственностью" // Российская газета. 1998. 17 февраля. N 30.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. 29.05.2023) // Российская газета. 1998. 3 августа. N 148 - 149.
6. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 14.04.2023) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Российская газета. 2001. 10 августа. N 153 - 154.
7. Федеральный закон от 05.01.2006 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" // Российская газета. 2006. 11 января. N 1.
8. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О защите конкуренции" // Российская газета. 2006. 27 июля. N 162.
9. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" // Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.
10. Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N 713-О-П "По жалобе гражданина Цуркина Михаила Юрьевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 84.8 Федерального закона "Об акционерных обществах" во взаимосвязи с частью 5 статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах".
11. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. N 714-О-П "По жалобе гражданина Петрова А.Ф. на нарушение его конституционных прав положениями статьи 84.8 ФЗ "Об акционерных обществах".
12. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2008 г. N 1452/08.
13. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14 декабря 2017 г. по делу N А14-5231/2017.
14. Поваров Ю.С. Акционерное право России: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2017. 705 с.
15. Дедов Д.И. Совершенствование правового режима поглощения в акционерном праве // Предпринимательское право. 2006. N 1. С. 9 - 58.
16. Степанов Д.И. Следует ли допускать аннулирование обязательного предложения при поглощениях? // Закон. 2009. N 10. С. 81 - 102.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.