Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ПРАВА: СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МЕЖДУНАРОДНОЕ КРЕДИТНОЕ ПРАВО?
В.В. КУДРЯШОВ
1. Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами
Система международного финансового права (МФП) до сих пор вызывает многочисленные споры и дискуссии. Некоторые исследователи склонны придавать ему межотраслевой, публично-частный характер, что, естественно, предполагает соответствующую структуру его системы. Однако автор придерживается той точки зрения, что МФП является самостоятельной публичной отраслью права, подотраслью международного экономического права, и регулирует финансовые отношения только между субъектами публичного международного права.
Международное кредитное право (МКП), по мнению некоторых исследователей (В.М. Шумилов, И.М. Лифшиц), претендует на статус самостоятельного правового института в системе МФП. Однако отметим, что система регулирования международных кредитных отношений представляет собой комплекс правовых норм национального регулирования, с одной стороны, и норм четырех групп двухсторонних (курсив мой. - К.В.) кредитных и иных финансовых соглашений: 1) государство - государство, 2) государство - иностранное частное лицо, 3) международная финансовая организация - государство, 4) международная финансовая организация - частное лицо, - с другой стороны.
При этом количество норм международного многостороннего кредитно-финансового регулирования, т.е. конвенций, соглашений или иных актов, принятых несколькими государствами, минимально.
Таким образом, по мнению автора, источниками международного кредитного права являются нормы разной правовой природы - внутреннего национального права государств, права международных организаций и двухсторонних межгосударственных кредитно-финансовых соглашений <1>.
--------------------------------
<1> Для целей настоящей работы термины "кредиты", "государственные кредиты", "займы", "гарантии", "поручительства", "финансовые ресурсы" подразумеваются синонимичными.
Можно ли рассматривать международные отношения, регулируемые нормами трех различных правовых систем, однородными, схожими и позволяющими говорить о совокупности таких норм как о едином правовом институте потому, что они связаны по содержанию, предмету, принципам и объединены единым регулятивным замыслом?
Автор пытается проанализировать качества МКП и выявить, является ли международное кредитное право самостоятельным финансовым институтом в системе МФП или частью другого правового института, например международного права официальной помощи развитию или права международной финансовой стабильности.
2. Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение не разрешенных раньше частей общей проблемы
Изучению системы международного финансового права посвящены работы Л.И. Воловой, В.В. Кудряшова, О.М. Лифшица, Г.В. Петровой, В.Е. Понаморенко, М.А. Шаповалова, В.М. Шумилова и др. Отдельные аспекты международных кредитных отношений рассмотрены в работе автора "Право международных финансовых организаций" <2>.
--------------------------------
<2> Кудряшов В.В. Право международных финансовых организаций: учебное пособие. М.: Кнорус, 2020. 286 с.
Однако правовое наполнение и место международного кредитного права в системе МФП рассматриваются впервые. Поскольку кредитные механизмы между субъектами международного права главным образом опосредуют отношения в сфере официальной помощи развитию и обеспечения международной финансовой стабильности, то возникает вопрос, является ли МКП самостоятельным институтом МФП, или это субинститут одного из перечисленных институтов в системе МФП.
3. Формирование целей статьи (постановка задания)
Для того чтобы определить место МКП в системе МФП, необходимо рассмотреть структуру МКП, правовую природу норм, взаимосвязи и взаимозависимости этих норм между собой и с другими институтами МФП, в частности с правом официальной помощи развитию и правом международной финансовой стабильности, определить степень устойчивости этих связей и на этой основе подтвердить или опровергнуть утверждения о статусе МКП как самостоятельного правового института международного финансового права.
4. Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов
В научных кругах активно обсуждается тема отраслевой принадлежности международного финансового права (МФП) и структуры его системы (В.М. Шумилов <3>, И.М. Лифшиц <4>, Г.В. Петрова <5>, В.Е. Понаморенко <6> и др.). С удовлетворением можно констатировать, что преобладающей является точка зрения, согласно которой МФП является публичной отраслью в составе международного экономического права, которое, в свою очередь, является отраслью международного публичного права.
--------------------------------
<3> Шумилов В.М., Лифшиц И.М. Международное финансовое право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстиция, 2020. 302 с.
<4> Лифшиц И.М. Международное финансовое право и право Европейского союза: взаимодействие и взаимовлияние: монография. М.: Юстицинформ, 2020. 548 с.
<5> Петрова Г.В. Международное финансовое право: учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 319 с.
<6> Понаморенко В.Е. Концептуально-правовые основы интеграции в денежно-кредитной сфере в ЕС и ЕАЭС: дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2021.
Касаясь системы МФП как автономного правового образования, авторы пишут о наличии в нем международного долгового права, международного кредитного права, международного платежного права, международного права по банкротству и др. (И.М. Лифшиц, Г.В. Петрова, В.М. Шумилов).
Тем не менее ввиду практического отсутствия международных универсальных финансово-кредитных соглашений (многосторонних международных финансовых конвенций), а также в силу различных подходов государств и международных организаций к критериям и условиям предоставления финансовых ресурсов возникает вопрос о наличии у МКП статуса самостоятельного правового института, обладании качествами единства, системности и целостности.
В современной юридической науке считается, что правовой институт - это объективно обособившаяся внутри той или иной отрасли группа взаимосвязанных однопорядковых юридических норм; сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений <7>; один из основных структурных элементов системы права, его "составная часть, блок, звено" <8>.
--------------------------------
<7> Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. 2-е изд. М.: Юристъ, 2005. 541 с.
<8> Там же.
Также под правовым институтом понимают единую структурно взаимосвязанную систему норм права, регулирующих общественные отношения, схожие по содержанию и предмету регулирования, а также связанные общим законодательным замыслом <9>.
--------------------------------
<9> Джалилова Е.А. Проблемы определения понятия и сущности института права // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018. С. 22 - 31.
Можно ли считать МКП устойчивой единой группой структурно взаимосвязанных однопорядковых норм, объективно обособившихся в рамках МФП и регулирующих отношения по предоставлению финансовых ресурсов (в виде кредитов, займов, гарантий, поручительств и иных финансовых инструментов) (разновидность), связанных между собой единым регулятивным замыслом?
Прежде чем говорить о качествах института МКП, надо выявить характер и систему норм, которые предположительно формируют сам институт. Для этих целей необходимо определить природу кредитно-правовых норм в зависимости от субъектного состава соответствующих правоотношений, который формируется в зависимости от функций и целей деятельности соответствующих субъектов.
Прежде всего отметим, что все международные кредитные соглашения двухсторонние и в целом делятся на следующие "субъектные пары": 1) государство-государство; 2) государство (национальный центральный банк) - МВФ; 3) международная организация - государство (национальное юридическое лицо); 4) Банк международных расчетов (БМР) - национальный центральный банк.
Для первой "пары" целью предоставления финансовых ресурсов является: для России - оказание иностранным государствам помощи развитию с целью усиления своих международных позиций и расширения своего влияния; для США - оказание иностранным государствам помощи развитию с целью поддержания своей гегемонии, своей валюты в качестве резервной и основного средства международных платежей и др.; для Китая - оказание иностранным государствам помощи развитию с целью усиления своих международных позиций и расширения своего влияния, освоения новых рынков сбыта и др., то есть цели схожи.
Для правоотношений первой "пары" характерно регулирование двумя видами норм: внутреннего права и нормами двухсторонних кредитных соглашений с иностранными государствами при приоритете норм внутреннего права. Первые - это императивные нормы, регулирующие порядок, цели, объем и другие параметры предоставления государственных кредитов иностранным государствам и международным организациям. В России, например, это Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1456-50 "Об утверждении Правил предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам - заемщикам" <10>, согласно которому нормы межгосударственных кредитных соглашений России с государствами и международными организациями - должниками не могут противоречить указанному Постановлению.
--------------------------------
<10> СПС "Гарант".
В США кредитные отношения с иностранными государствами регулируются Законом о внешней помощи 1961 г. <11>, а также нормами учредительных документов Агентства США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID) <12>.
--------------------------------
<11> US Foreign Assistance Act of 1961. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/COMPS-1071/pdf/COMPS-1071.pdf (дата обращения: 10.06.2023).
<12> URL: https://www.usaid.gov/.
В Великобритании эти отношения подчиняются Закону о международном развитии 2002 г. <13>.
--------------------------------
<13> International Development Act 2002. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2002/1/contents (дата обращения: 04.05.2023).
Чаще всего целью двухсторонних кредитных (заемных) соглашений между государствами-кредиторами и государствами-должниками является предоставление помощи развитию (ОПР).
Для второй "пары" целью предоставления финансовых ресурсов является поддержание кредитоспособности МВФ и через это - устойчивости глобальной валютной системы. В данных правоотношениях кредиторами являются государства, заемщиком - МВФ. Предмет этих соглашений - предоставление ликвидности Фонду. Отношения регулируются исключительно нормами двухсторонних заемных соглашений между МВФ и государствами-заимодавцами (Генеральные соглашения о займах, Новые соглашения о займах, Двухсторонние заемные соглашения) <14>.
--------------------------------
<14> IMF Concludes Steps to Maintain its Lending Capacity. January 8, 2021. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2021/01/08/pr214-imf-concludes-steps-to-maintain-its-lending-capacity (дата обращения: 22.06.2023).
Для третьей "пары" целью предоставления финансовых ресурсов является оказание помощи развитию. Правоотношения регулируются нормами двухсторонних кредитных (заемных) соглашений между каждым из МБРР, МАР, МФК, МАГИ, ОЭСР и международными банками развития (ЕБРР, АзБР, АфБР, МаБР, ИсБР), с одной стороны, и государствами и национальными юридическим лицами, с другой стороны, о предоставлении помощи развитию. При этом условия и формы соглашений о предоставлении финансовых ресурсов (кредиты, займы, гранты, гарантии и проч.) определяются внутренними правилами МБРР и ОЭСР, а международные банки развития практически используют их как стандарты.
Для четвертой "пары" целью является предоставление Банком международных расчетов краткосрочной ликвидности национальным центральным банкам - членам БМР в форме двухсторонних кредитных соглашений и свопов для поддержания их устойчивости и устойчивости финансовых систем государств и, опосредованно, всей глобальной финансовой системы. БМР, являясь "банком центральных банков", имеет право осуществлять практически все банковские операции <15> (любые операции с золотом, валютами и ценными бумагами, депозитарные операции, кредитование центральных банков <16>), а также заключать специальные соглашения с центральными банками с целью облегчить проведение расчетов по международным сделкам <17>.
--------------------------------
<15> Согласно ст. 21 Статута БМР // Statutes of the Bank for International Settlements of 20 January 1930 (as amended on 27 June 2005). URL: http://www.bis.org/about/statutes-en.pdf (дата обращения: 26.06.2023).
<16> Banco Central de la Argentina pays off its liabilities to the BIS.2016. URL: https://www.bcra.gob.ar/Noticias/El_BCRA_cancela_pasivos_BIS_i.asp (дата обращения: 26.06.2023).
<17> Кудряшов В.В. Международное финансовое право: учебник. М.: Кнорус, 2021. С. 174.
Как отмечал М. Джованоли, "авансы БМР являются исключительно краткосрочными... и финансовая помощь, предоставляемая [центральным банкам], часто принимала форму промежуточных механизмов, продлеваемых до тех пор, пока не станут доступны долгосрочные авансы от Международного валютного фонда или какого-либо другого источника" <18>.
--------------------------------
<18> Current Legal Issues Affecting Central Banks. 1992. Volume 1. Publisher: International Monetary Fund. Editor: Mr. Robert C. Effros. 660 p. ISBN: 9781557751423. DOI: https://doi.org/10.5089/9781557751423.071. URL: https://www.elibrary.imf.org/display/book/9781557751423/ch03.xml (дата обращения: 26.06.2023).
Таким образом, цель предоставления финансовых ресурсов (оказание помощи развитию, поддержание ликвидности, содействие глобальной финансовой стабильности и др.) является одним из общих идентифицирующих признаков норм международного кредитного права.
Нормы двухсторонних соглашений по понятным причинам не носят универсального характера, невзаимозаменяемы и применяются только в двухсторонних отношениях между соответствующими парами субъектов: Россия (США, Китай и др.) - иностранное государство (международная организация); МВФ - государство (центральный банк); МБРР (МАР, МФК, МАГИ, ОЭСР, МБР) - государство / частное лицо; БМР - национальный центральный банк.
Например, нормы соглашений МВФ с государствами-кредиторами предусматривают такие специальные условия, как деноминация займов, специальное средство платежа, сроки погашения, ликвидность и передача требований, процентные ставки <19>. Таких соглашений насчитывается до нескольких десятков (около 80), они однотипны (курсив мой. - К.В.) и весьма специальны. Их условия не могут считаться пригодными для кредитных соглашений между иными субъектами международного финансового права <20>.
--------------------------------
<19> Кудряшов В.В. Право международных финансовых. С. 156 - 157.
<20> Например, Loan Agreement between the National Bank of Belgium and the International Monetary Fund, 2020. URL: https://www.imf.org/en/News/Articles/2021/01/08/pr214-imf-concludes-steps-to-maintain-its-lending-capacity (дата обращения: 22.06.2023).
Принципами предоставления кредитов МБРР являются: действия совместно с МАР, МАГИ и МФК; операции только в резервных валютах; отсутствие цели получения прибыли; ориентация на развивающиеся страны; предоставление финансирования как государствам, так и частным лицам; кредитование конкретных проектов, а не государств <21>, что тоже не позволяет говорить об их универсальном характере. И т.д.
--------------------------------
<21> Кудряшов В.В. Право международных финансовых организаций. С. 179.
Отметим, что, несмотря на наличие ряда специальных принципов и условий в правоотношениях внутри каждой "пары", что делает их неприменимыми в правоотношениях внутри других "пар", общими принципами регулирования международных кредитных отношений являются принципы возвратности, платности, срочности <22>, прозрачности и подотчетности <23> и ряд других.
--------------------------------
<22> См., например: "О кредитных соглашениях Банка России с МВФ". 2017. URL: http://www.cbr.ru/statichtml/file/36568/nab20170615.pdf (дата обращения: 25.06.2023); International Development Act 2002. UK Public General Acts. 2002. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/2002/1/section/7 (дата обращения: 25.06.2023); World Bank and IMF conditionality: a development injustice. Eurodad report. June 2006. URL: http://www.eurodad.org/uploadedfiles/whats_new/reports/eurodad_world_bank_and_imf_conditionality_report.pdf (дата обращения: 25.06.2023).
<23> Кудряшов В.В. Право международных финансовых организаций. С. 116.
5. Выводы
Таким образом, характерной особенностью международных кредитно-финансовых отношений является отсутствие универсального многостороннего международного регулирования: эти отношения регулируются национальными нормами и нормами четырех видов двухсторонних международных соглашений, объединяемых общим предметом (финансовые ресурсы), целями, методом, рядом принципов (платности, срочности, возвратности) и субъектами-должниками (государства, международные организации, национальные частные лица), но и имеющих отличия как по целям, так и по специальным принципам и условиям.
Главным объединяющим фактором норм международного кредитного права является предмет регулирования, а именно предоставление финансовых ресурсов в форме кредитов, займов, гарантий и проч. Эти нормы обладают единством и системностью в рамках каждой "субъектной пары", а общность и взаимопересечение самих "субъектных пар" обеспечивают единство всего правового института.
Международные финансово-кредитные нормы объединены одним правовым замыслом - обеспечить публичному кредитованию международно-правовую базу. Нормы содержатся в двухсторонних публичных кредитно-заемных соглашениях, в форме, выступающей одновременно и методом регулирования этих отношений. Сами кредитные отношения разделены на четыре группы по субъектному составу.
Кредитование как разновидность публичной финансовой деятельности государств и международных организаций является имманентным элементом современных международных финансовых отношений. Этот вид деятельности свойствен как государствам, так и международным организациям и направлен в конечном итоге на развитие и обеспечение устойчивости международной финансовой системы, как и все иные институты международного финансового права.
Объединению этих норм в единый правовой институт способствует такой фактор, как тесное взаимодействие и взаимовлияние международных финансовых институтов и перекрестное регулирование - ссылки в актах одного финансового института на нормы и регламенты другого, как это делают, например, международные банки развития, использующие условия предоставления финансовой помощи МБРР в качестве стандарта.
Международные кредитные отношения обладают устойчивостью, поскольку использование кредита в капиталистическом экономическом укладе является краеугольным камнем развития. До тех пор пока существует капитализм, будут существовать кредитные отношения, а значит, и правовое регулирование этих отношений в виде соответствующих международных финансово-кредитных норм.
Вероятно, в структуре международного кредитного права можно было бы выделить нормы международных учредительных соглашений международных финансовых организаций (МВФ, институтов Группы Всемирного банка, международных банков развития, БМР, ОЭСР и проч.) в качестве общей части, а все двухсторонние соглашения - в качестве специальной. Но, думается, этот вопрос требует более детального изучения.
Таким образом, международное кредитное право является специальным правовым институтом международного финансового права, имеющим свой предмет, собственную уникальную систему, специфический метод, сочетание общих и специальных принципов и особые цели как идентифицирующий признак. Международное кредитное право является частью системы МФП, скрепляющей и пронизывающей все тело международного финансового права.
Литература
1. Джалилова Е.А. Проблемы определения понятия и сущности института права / Е.А. Джалилова // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018. Т. 1. N 2. С. 22 - 31.
2. Кудряшов В.В. Международное финансовое право: учебник / В.В. Кудряшов. Москва: Кнорус, 2021. 371 с.
3. Кудряшов В.В. Право международных финансовых организаций: учебное пособие / В.В. Кудряшов. Москва: Кнорус, 2020. 286 с.
4. Лифшиц И.М. Международное финансовое право и право Европейского Союза: взаимодействие и взаимовлияние: монография / И.М. Лифшиц. Москва: Юстицинформ, 2020. 548 с.
5. Матузов Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. 2-е изд. Москва: Юристъ, 2005. 541 с.
6. Петрова Г.В. Международное финансовое право: учебник для бакалавриата и магистратуры / Г.В. Петрова. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2019. 319 с.
7. Понаморенко В.Е. Концептуально-правовые основы интеграции в денежно-кредитной сфере в ЕС и ЕАЭС: диссертация ... доктора юридических наук / В.Е. Понаморенко. Москва, 2021. 471 с.
8. Шумилов В.М. Международное финансовое право: учебник / В.М. Шумилов, И.М. Лифшиц. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юстиция, 2020. 302 с.
References
1. Current Legal Issues Affecting Central Banks. Vol. 1 / eds. by R.C. Effros. International Monetary Fund, 1992. 660 p. DOI: 10.5089/9781557751423.071.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.