Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДПРОВЕРОЧНОГО АНАЛИЗА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
С.М. ОГЛЫ МУСТАФАЕВ
С приходом рыночной экономики в нашей стране возникла необходимость создания новой налоговой системы, в том числе разработки налогового права. Вопрос налогов в хозяйственной деятельности имеет определяющее значение <1>.
--------------------------------
<1> Кучеров И.И. Налоги в хозяйственной деятельности имеют определяющее значение // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. Т. 3. N 9 (18). С. 14 - 18.
В современной финансово-экономической ситуации, сформировавшейся в Российской Федерации, особенно приоритетным становится курс на осуществление эффективного контроля и надзора в сфере налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Налоговый контроль является одной из форм государственного контроля. Согласно ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248) под государственным контролем (надзором) понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений <2>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 31 (ч. I). Ст. 5007.
Согласно позиции М.А. Лапиной, цель государственного контроля заключается в обеспечении безопасности личности, общества, государства и иных объектов контрольно-надзорной деятельности, надлежащего качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, что в конечном итоге улучшает качество жизни населения страны <3>.
--------------------------------
<3> Лапина М.А. Сущность государственного контроля (надзора) и генезис его законодательного определения // Вестник Финансового университета. 2016. Т. 20. N 4 (94). С. 152 - 157.
Налоговый контроль является одним из подвидов финансового контроля. По мнению Л.Н. Овсянникова, финансовый контроль представляет собой реализацию права государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер <4>.
--------------------------------
<4> Овсянников Л.Н. Закон о государственном финансовом контроле все-таки нужен // Президентский контроль. 1998. N 9. С. 4 - 11.
Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что налоговый контроль - деятельность налоговых органов, направленная на профилактику, предупреждение, выявление, пресечение нарушений налогового законодательства.
Одной из основных и наиболее эффективных форм налогового контроля являются выездные налоговые проверки, основной целью которых является установление наличия (отсутствия) фактов нарушений налогового законодательства хозяйствующим субъектом.
В Законе N 248 отсутствует определение понятия "планирование проверок", при этом термин "планирование" используется при определении целей создания информационных ресурсов, а также видов взаимодействия при проведении контрольных мероприятий.
Эффективное и качественное проведение мероприятий налогового контроля на стадии планирования выездных налоговых проверок (далее - предпроверочный анализ) влияет как на уровень экономической стабильности государства, так и на благосостояние общества в целом. Именно из этих показателей и формируется финансовая устойчивость Российской Федерации <5>.
--------------------------------
<5> Поветкина Н.А. Государственное управление и система государственных органов в механизме обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации // Государственная служба. 2017. Т. 19. N 2 (106). С. 18 - 26.
По мнению К.С. Григорьевой, "эффективность налоговой системы определяется исходя из соответствия принципов ее построения и выполняемых ею функций поставленным социально-экономическим целям на каждом этапе развития страны" <6>.
--------------------------------
<6> Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе // Вестник Томского государственного университета. 2008. N 317. С. 177 - 179.
В этой связи необходимо рассмотреть понятие эффективности с тактической и стратегической точек зрения.
С тактической точки зрения эффективность налоговой системы - это обусловленность понесенных затрат результатами, которые получает общество, т.е. поступления налогов в бюджет напрямую зависят от эффективности налоговой системы.
Со стратегической точки зрения эффективность налоговой системы - значимость налоговой системы в развитии экономики, т.е. эффективная налоговая система гарантирует экономический подъем.
Критерием эффективности системы налогообложения является признак, который отражает способность налоговой системы полноценно и качественно выполнять возложенные на нее функции <7>.
--------------------------------
<7> Пансков В.Г. О роли показателя налоговой нагрузки в регулировании экономики // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. N 1. С. 99 - 110.
Счетной палатой Российской Федерации в 2022 г. была проведена оценка эффективности выездных налоговых проверок ФНС России за период 2019 - 2021 гг. В результатах проведенного анализа отражены следующие показатели:
- 2019 г.: доля поступлений по результатам контрольно-аналитической работы составила 128,4 млрд руб.; по результатам выездных налоговых проверок составила 195,3 млрд руб.;
- 2020 г.: доля поступлений по результатам контрольно-аналитической работы составила 157,5 млрд руб.; по результатам выездных налоговых проверок составила 119,2 млрд руб.;
- 2021 г.: доля поступлений по результатам контрольно-аналитической работы составила 174,1 млрд руб.; по результатам выездных налоговых проверок составила 119,2 млрд руб. <8>.
--------------------------------
<8> Счетная палата оценила эффективность выездных налоговых проверок ФНС России // Счетная палата Российской Федерации. URL: https://ach.gov.ru/checks/effektivnost-vyezdnykh-nalogovykh-proverok (дата обращения: 10.04.2023).
Как видно из представленных данных, наблюдается рост поступлений в бюджет еще на стадии контрольно-аналитических мероприятий. Данный факт свидетельствует о том, что налоговыми органами актуализируются разработка и внедрение комплекса мероприятий, направленных на повышение результативности налоговых проверок, как выездных, так и камеральных.
В этой связи деятельность работы налоговых органов, в частности предпроверочный анализ как новое явление публичного права, обретает ключевое значение.
Ключевой целью развития финансового контроля является формирование эффективной модели взаимодействия контролирующих органов и подконтрольных субъектов, на сегодняшний день она не достигнута <9>.
--------------------------------
<9> Запольский С.В., Васянина Е.Л. Правовые вопросы цифровизации финансового контроля в России // Российский юридический журнал. 2022. N 4.
Планирование выездных налоговых проверок заключается в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых необходимо провести выездные налоговые проверки. Предпроверочный анализ относится к предварительной форме налогового контроля, главной целью которой является установление факта полноты и своевременности исполнения налоговой обязанности хозяйствующим субъектом за три года, предшествующие году проверки. Особенностью предпроверочного анализа является углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика <10>.
--------------------------------
<10> Едронова В.Н., Подоляко М.Н. Проблемы Концепции планирования выездных налоговых проверок и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 9.
Предпроверочный анализ выступает особой формой налогового контроля. В процессе проведения предпроверочного анализа налоговый орган проводит полный комплекс мероприятий налогового контроля в целях установления фактов наличия или отсутствия нарушений налогового законодательства налогоплательщиком и, соответственно, принимает решение о целесообразности или нецелесообразности проведения выездной налоговой проверки. Анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика проводится по всем налогам и сборам за последние три года, предшествующие году проверки.
Отбор налогоплательщиков в целях проведения предпроверочного анализа осуществляется двумя способами.
1. По риск-баллам. Согласно Приказу ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" <11> (далее - Концепция), существуют определенные критерии, позволяющие сделать вывод о том, что налогоплательщик ведет финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском.
--------------------------------
<11> Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (ред. от 10.05.2012) // ФНС России. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/?ysclid=lfo0t53ztd429320169 (дата обращения: 02.04.2023).
В федеральных законах отсутствуют нормы, определяющие само понятие "предпроверочный анализ", а также регламентирующие деятельность налоговых органов при планировании выездных налоговых проверок. Алгоритм проведения предпроверочного анализа отражается во внутренних актах ФНС России, которые не являются общедоступными, т.е. налогоплательщик не владеет информацией, в рамках какого из видов налогового контроля проводятся мероприятия.
Данный пробел в законодательстве создает негативные прецеденты между субъектами налоговых правоотношений при проведении мероприятий налогового контроля.
На сегодняшний день деятельность налоговых органов при планировании выездных налоговых проверок регламентируется Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок". Данный подзаконный акт дает понятие планирования выездных налоговых проверок, определяя его как открытый процесс отбора налогоплательщика для осуществления выездного контроля. Согласно Концепции, отбор налогоплательщиков осуществляется по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения <12>.
--------------------------------
<12> Там же.
В ходе проведения предпроверочного анализа налоговыми органами проводится проверка финансово-хозяйственной жизни налогоплательщика за три года, предшествующие году проверки. В процессе проведения данного вида контроля налоговый орган проводит следующие мероприятия налогового контроля:
1) истребование документов в соответствии со ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации <13> (далее - НК РФ);
2) осмотр территорий, помещений проверяемого лица в соответствии со ст. 92 НК РФ;
3) допрос свидетелей в соответствии со ст. 90 НК РФ.
--------------------------------
<13> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
Несмотря на то что все указанные мероприятия регламентированы действующим законодательством, предпроверочный анализ как явление публичного права создает негативные прецеденты между субъектами правоотношений.
Пробел законодательства заключается в том, что в гипотезах норм употребляется словосочетание "проводящее проверку". При этом Налоговым кодексом регламентированы только два вида налоговых проверок: камеральная налоговая проверка и выездная налоговая проверка. Данный пробел нарушает принцип гласности. Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ наделяет налоговый орган правом истребования документов вне рамок проведения проверки, но только касаемо конкретной сделки. Указание на конкретную сделку также создает некоторые барьеры в сборе доказательной базы налоговыми органами при проведении предпроверочного анализа. Барьер выражен ограниченностью в периоде запрашиваемых документов и в периоде проверки: как было сказано ранее, предпроверочный анализ предполагает изучение финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за три года, предшествующие году проверки, при истребовании документов сослаться на конкретный договор не всегда представляется возможным, а конкретный счет-фактура не всегда является первичным документом к договору, который отражает финансово-хозяйственные отношения субъектов за последние три года, предшествующие году проверки.
Нередко встречаются случаи, когда налогоплательщик халатно относится к сбору и представлению документов в налоговый орган, а именно: неполное представление запрашиваемых документов, представление документов в виде, который не позволяет их идентифицировать.
В связи с этим налоговые органы истребуют все документы к счетам-фактурам, выставленным за три года, подобная мера создает дополнительную административную нагрузку на хозяйствующих субъектов, с одной стороны, с другой - неполная доказательная база на стадии предпроверочного анализа влечет низкорезультативную или безрезультативную выездную налоговую проверку.
По результатам проведения мероприятий налогового контроля уполномоченными сотрудниками налоговых органов формируются заключение о выявленных нарушениях налогового законодательства или заключение об отсутствии нарушений налогового законодательства.
В вышеуказанных документах отражаются финансово-хозяйственные показатели организации, взаимоотношения с контрагентами (заказчиками/поставщиками, субподрядчиками).
В заключении о выявленных нарушениях налогового законодательства излагается суть нарушения, подкрепленная доказательствами, собранными в ходе мероприятий налогового контроля, согласно которым налоговый орган считает проведение выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика целесообразным. Помимо финансово-хозяйственных показателей организации, а также взаимоотношений с контрагентами, в заключении также отражается следующая информация:
1) сумма предполагаемых доначислений в случае назначения выездной налоговой проверки;
2) количество кадровых ресурсов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки;
3) мероприятия налогового контроля, которые необходимо провести в рамках выездной налоговой проверки;
4) иные контрагенты, в отношении которых рекомендуется провести анализ в ходе выездной налоговой проверки.
В заключении об отсутствии нарушений налогового законодательства отражается доказательная база, которая опровергает факт взаимоотношений анализируемого налогоплательщика с сомнительными контрагентами.
Следует отметить, что ни одно из заключений не имеет какого-либо правового значения для налогоплательщика, т.е. они не вручаются налогоплательщику. Иными словами, указанные документы носят локальный характер, используются в рамках структурных подразделений ФНС России. Данный факт лишает права налогоплательщика на оспаривание того или иного факта своей финансово-хозяйственной деятельности <14>.
--------------------------------
<14> Красюков А.В. Предпроверочный анализ как новый вид налоговой проверки // Финансовое право. 2018. N 1.
Таким образом, в результате анализа действующего законодательства в сфере планирования выездных налоговых проверок предлагается законодательно закрепить понятие "планирование выездных налоговых проверок", или "предпроверочный анализ налогоплательщика", отнести указанное понятие к категории предварительного налогового контроля, а также закрепить перечень мероприятий налогового контроля, которые могут быть реализованы в ходе проведения предпроверочного анализа.
В целях исключения халатного отношения налогоплательщика к исполнению своей обязанности предлагаем внести в Концепцию дополнительные критерии отбора налогоплательщика:
1) несвоевременное представление документов и/или представление документов в виде, который не позволяет идентифицировать их;
2) неявка лиц, сотрудников организации, которые располагают информацией о финансово-хозяйственной деятельности, на допрос;
3) неявка организации (представителей организации) в налоговый орган в рамках ст. 31 НК РФ.
Литература
1. Батуркин А.Н. Счетная палата оценила эффективность выездных налоговых проверок ФНС России / А.Н. Батуркин // Счетная палата Российской Федерации. 2023. 28 февраля.
2. Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе / К.С. Григорьева // Вестник Томского государственного университета. 2008. N 317. С. 177 - 179.
3. Едронова В.Н. Проблемы Концепции планирования выездных налоговых проверок и пути их решения / В.Н. Едронова, М.Н. Подоляко // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 9 (255). С. 24 - 37.
4. Запольский С.В. Правовые вопросы цифровизации финансового контроля в России / С.В. Запольский, Е.Л. Васянина // Российский юридический журнал. 2022. N 4 (145). С. 99 - 109.
5. Красюков А.В. Предпроверочный анализ как новый вид налоговой проверки / А.В. Красюков // Финансовое право. 2018. N 1. С. 44 - 46.
6. Кучеров И.И. Налоги в хозяйственной деятельности имеют определяющее значение / И.И. Кучеров // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2007. Т. 3. N 9 (18). С. 14 - 18.
7. Лапина М.А. Сущность государственного контроля (надзора) и генезис его законодательного определения / М.А. Лапина // Вестник Финансового университета. 2016. Т. 20. N 4 (94). С. 152 - 157.
8. Овсянников Л.Н. Закон о государственном финансовом контроле все-таки нужен / Л.Н. Овсянников // Президентский контроль. 1998. N 9. С. 4 - 11.
9. Пансков В.Г. О роли показателя налоговой нагрузки в регулировании экономики / В.Г. Пансков // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2021. N 1. С. 99 - 110.
10. Поветкина Н.А. Государственное управление и система государственных органов в механизме обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации / Н.А. Поветкина // Государственная служба. 2017. Т. 19. N 2 (106). С. 18 - 26.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.