Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА
Е.Л. ВАСЯНИНА
Сегодня перед представителями финансово-правовой науки стоит серьезная задача, связанная с разработкой современной концепции финансово-правового регулирования денежно-кредитного механизма, направленной на обеспечение стабильного экономического развития государства.
В условиях кардинальных изменений в глобальной финансовой архитектуре требуется переосмыслить подходы к правовому регулированию денежно-кредитного механизма, посредством которого происходит распределение платежных средств между участниками гражданского оборота и обеспечивается соразмерность между ростом денежной массы и экономической активностью хозяйствующих субъектов. Необходимо дать оценку существующим и новым методам управления денежно-кредитной системой. Нуждается в конкретизации порядок управления золотовалютными резервами государства, подвергающимися воздействию со стороны инструментов санкционной политики. До сих пор непонятен механизм дедолларизации банковского сектора и расчетов по внешнеэкономическим сделкам, играющий ключевую роль в освобождении от финансового влияния коллективного Запада. Применяемые Банком России инструменты денежно-кредитной политики зачастую нацелены на обогащение банков, а кредит как инструмент распределения денежной массы между хозяйствующими субъектами не направлен на стимулирование производства, но приводит к закредитованности населения и росту цен на рынках соответствующих товаров.
Эти и другие проблемы, возникающие в сфере реализации денежно-кредитного механизма, требуют разрешения на основе сформированных в экономической и правовой науке подходов к пониманию природы денег и методов управления денежной массой.
Исследуя правовое регулирование денежно-кредитной системы, как правило, авторы акцентируют внимание на изучении порядка введения денежной единицы, денежных знаков в обращение и признаков их платежеспособности <1>. Это и есть первичный уровень регулирования денежно-кредитного механизма, представляющий собой процесс создания денег, т.е. наделения денежных знаков юридическими свойствами законного средства платежа.
--------------------------------
<1> Кучеров И.И. Законные средства платежа: теоретико-правовое исследование: монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2016.
При этом не всегда роль денег в государстве выполняет валюта, эмитируемая Банком России. Существуют многочисленные примеры, когда в периоды экономических кризисов юридические свойства денег приобретали талоны, чеки и иные документы, к созданию которых ЦБ РФ не имеет никакого отношения. В условиях кризиса наличности, вызванного разрушением единой денежной системы государств бывшего СССР, в 90-е годы XX в. появились проекты региональных денег, в том числе "франки" в Свердловской области <2>. В Республике Татарстан были введены чеки на продовольственные товары, а также определен порядок выплаты ежемесячных пособий (компенсаций) в виде жетонов и чеков (Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 марта 1993 г. N 151 и от 7 мая 1997 г. N 399). В целях обеспечения товарооборота и ликвидации задолженности по заработной плате публично-правовыми образованиями были узаконены талоны, чеки или иные заменители расчетных средств, выдаваемых работникам взамен доли заработной платы <3>. Кроме того, роль денег могли выполнять налоговые освобождения - документы, предоставляемые поставщикам продукции, с помощью которых предприятия могли исполнить налоговую обязанность <4>.
--------------------------------
<2> Уральская историческая энциклопедия / глав. ред. В.В. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Академкнига; УрО РАН, 2000. С. 69.
<3> Артемьев А. Заводские деньги - "Зеленки" // Коллекционер. 1997. Вып. 33. С. 313 - 316.
<4> Приказы Минфина России от 3 ноября 1995 г. N 700 "О предоставлении казначейских налоговых освобождений", от 11 октября 1995 г. N 631 "О предоставлении казначейских налоговых освобождений железным дорогам МПС России", от 29 декабря 1995 г. N 924 "О предоставлении казначейских налоговых освобождений". URL: https://normativ.kontur.ru/.
В условиях беспрецедентного санкционного режима в отношении России мы вновь столкнулись с процессом децентрализации денежной системы. Теперь он связан с появлением криптовалюты, которая, по данным Всемирного банка, достаточно активно используется в мировой практике в качестве промежуточного средства обмена в цепочке международных расчетов <5>.
--------------------------------
<5> Von Luckner C.G., Reinhart C.M., Rogoff K. Decrypting New Age International Capital Flows // Working Paper 29337. National bureau of economic research, 2021. P. 1 - 56.
Исследование вопросов использования децентрализованной валюты в современных условиях приобретает особую актуальность в связи с необходимостью осуществления расчетов по внешнеторговым контрактам. Далеко не случайно Центральным банком Российской Федерации и Минфином России активно обсуждается порядок введения экспериментального правового режима регулирования криптовалюты как средства для осуществления расчетов по внешнеэкономическим операциям.
Проблемы, вызванные введением криптовалюты в российское правовое поле, и связанные с этим острые политические дискуссии обусловлены тем, что криптовалюта не укладывается в параметры регулируемых финансовым законодательством эмиссионных финансовых обязательств, опосредованных банковской или бюджетной системой. Разработанные в рамках экономической науки многочисленные теории денег, согласно которым деньги - это "долги, создаваемые государством" <6>, "информация о системе кредитов, счетов и погашении задолженности" <7> и т.д., основаны на подходе, согласно которому деньги - это, прежде всего, мера стоимости овеществленного человеческого труда <8>. Такой подход к пониманию правовой природы денег совершенно неприменим в отношении криптовалюты, создание которой основано на проведении математических вычислений путем эксплуатации вычислительных устройств и программно-аппаратных средств, что исключает возможность достижения соразмерности между ростом денежной массы криптовалют и экономической активности хозяйствующих субъектов.
--------------------------------
<6> Трунев В. Современная денежная теория (ММТ): новая парадигма или набор рекомендаций для макроэкономической политики // Экономическая политика. 2021. Т. 16. N 3. С. 8 - 43.
<7> Мартин Ф. Money. Неофициальная биография денег / пер. с англ. Н. Головина. М.: Синдбад, 2017.
<8> Маркс К. Капитал: Критика политической экономии: в 3 т. Т. 1 / предисл. Ф. Энгельса; пер. И.И. Степанова-Скворцова. М.: Государственное издательство политической литературы, 1952. С. 44.
В целях противодействия геополитическим рискам государство может придать цифровой валюте юридическое свойство законного средства платежа для осуществления расчетов по внешнеторговым контрактам. Однако это приведет к серьезным рискам, поскольку создаст правовые условия для конвертации криптовалюты в национальную валюту Российской Федерации или валюту иностранного государства, что, в свою очередь, будет способствовать активизации процесса легализации доходов, полученных преступным путем.
Поскольку криптовалюта активно встраивается в регулируемую финансовую систему, вопросы управления денежным суррогатом вызывают острые разногласия. В одном случае ученые предлагают применять в отношении криптовалюты существующий в государстве механизм управления денежно-кредитной системой, объясняя это тем, что "...многие функции финансовой системы, такие как предоставление заемных средств, кредитование и сбережение, теперь воспроизводятся в криптомире" <9>. В другом случае исследователи считают, что управление объемами эмиссии криптовалюты должен осуществлять специально созданный международный институт, который будет эмитировать необходимый экономике объем валюты, распределяемой между правительствами стран, создавших эту международную организацию <10>.
--------------------------------
<9> Нараин А., Моретти М. Регулирование криптоактивов // Международный валютный фонд. 2022. Сентябрь.
<10> Роженцова Е.В. Криптовалюта как возможная мировая валюта: дискуссионные аспекты // Журнал экономической теории. 2018. Т. 15. N 2. С. 204 - 212.
Учитывая сформированные в литературе подходы, а также необходимость введения в России экспериментального правового режима регулирования криптовалюты как средства для осуществления расчетов по внешнеэкономическим операциям, полагаем, что в целях усиления контроля за осуществлением операций с криптовалютой целесообразно ввести процедуру выдачи лицензии на осуществление конвертации законных средств платежа в цифровую валюту и наоборот.
Вторичный уровень регулирования денежно-кредитного механизма представляет собой применение инструментов, обеспечивающих распределение платежных средств между участниками гражданского оборота, в том числе посредством осуществления форм денежной эмиссии, к числу которых относятся кредитование, бюджетное финансирование, докапитализация банков и т.д.
Одна из ключевых проблем в сфере применения инструментов управления денежной массой вызвана их привязкой к глобальной финансовой архитектуре, основанной на дипломатическом маневре, проведенном США в 40-е годы XX в. и позволившем им в условиях военного времени выстроить жестко иерархичную международную валютную систему во главе с долларом <11>, обеспечивающим финансирование структурного дисбаланса США.
--------------------------------
<11> Буторина О. Как США обеспечили победу доллара в Бреттон-Вудсе // Вопросы экономики. 2015. N 8. С. 58 - 72.
Отклонение от плана Дж.М. Кейнса, направленного на создание мировой резервной валюты, способной оставаться стабильной в долгосрочной перспективе <12>, повысило общую уязвимость международной финансовой архитектуры, основанной на Статьях Соглашения Международного валютного фонда (МВФ) (1944 г.), Статьях Соглашения Международного банка реконструкции и развития (МБРР) (1945 г.), которые не позволяют российской денежно-кредитной системе освободиться от финансового влияния коллективного Запада. Это проявляется прежде всего в том, что, исполняя обязательства, вытекающие из международных актов, Россия обязана проводить такую финансовую политику, которая "...лишает ее валютной самостоятельности: права повышать или понижать обменный курс, а также делает необходимым привязку обменного курса рубля к иностранной валюте и т.д." <13>.
--------------------------------
<12> Piffaretti N.F. Reshaping the International Monetary Architecture: Lessons from Keynes' Plan // Policy Research Working Paper 5034. The World Bank Development Economics Vice Presidency. 2009. P. 1 - 30.
<13> Пояснительная записка к проекту федерального закона N 254889-8 "О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22 мая 1992 г. N 2815-1 "О вступлении в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/254889-8.
В целях устранения препятствий на пути противодействия геополитическим рискам и дедолларизации экономики в 2022 г. группой депутатов был подготовлен законопроект "О признании утратившим силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22 мая 1992 г. N 2815-1 "О вступлении в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития", который в январе 2023 г. был возвращен субъекту права законодательной инициативы в связи с несоответствием требованиям ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации <14>. Учитывая значимость освобождения Российской Федерации от обязательств, вытекающих из Статей Соглашений МВФ, является ли денонсирование Протокола о вступлении Российской Федерации в члены Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции единственным возможным шагом на пути формирования эффективной правовой модели управления денежно-кредитным механизмом государства?
--------------------------------
<14> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
В контексте поставленного вопроса особо ценным представляется опыт Китая, где освобождение от влияния МВФ происходит посредством проведения реформы экономических институтов, строящейся на разграничении функций Национального банка Китая и Государственного совета КНР. В рамках проводимой институциональной реформы в Китае появилось Государственное управление в сфере финансового надзора и регулирования, которое подчинено Государственному совету КНР. Таким образом, ряд полномочий Национального банка Китая передан высшему государственному исполнительному органу КНР <15>.
--------------------------------
<15> Кулагин В. В Китае представили план реформы правительства // Ведомости. 2023. 9 марта.
Подобный опыт, направленный на изменение правовой модели регулирования финансовой сферы, имеет принципиально важное значение с точки зрения укрепления экономического суверенитета государства, позволяющего обеспечить защиту национальной экономики и усилить контроль государства за функционированием банковской системы.
Очевидно, что применяемые государством инструменты управления денежно-кредитным механизмом зачастую направлены на обогащение банков, что препятствует устойчивому экономическому развитию государства. Например, докапитализация банков, предусматривающая предоставление Агентством по страхованию вкладов субординированных займов путем передачи кредитным организациям облигаций федерального займа (ОФЗ), в конечном итоге привела к появлению у банков возможности предоставлять кредиты субъектам Российской Федерации, что увеличило долю коммерческих кредитов в структуре государственного долга <16>. А размещаемые Минфином России ОФЗ в целях финансирования государственных расходов превратились в инструмент увеличения доходов банков, которые "...с помощью кредитов Банка России выкупают ОФЗ, процент по которым больше, чем по займам в ходе РЕПО с Банком России" <17>.
--------------------------------
<16> См.: Изменения в Порядок и условия размещения имущественного взноса Российской Федерации в имущество государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в субординированные обязательства банков", утв. решением Совета директоров ГК "Агентство по страхованию вкладов" от 16 февраля 2015 г.
<17> Глазьев С., Митяев Д. О рецидиве залоговой обструкции // Ведомости. 2022. 22 ноября.
В условиях недостаточного объема кредитования производственного сектора экономики мы наблюдаем процесс размещения банками средств на депозитах Банка России на определенный срок и под определенную процентную ставку. Осуществляемые Банком России депозитные операции как инструмент абсорбирования ликвидности в условиях слабой инвестиционной активности хозяйствующих субъектов заслуживают дополнительной оценки.
Проблемы вызывают субординированные инструменты управления денежно-кредитным механизмом. Они включаются в расчет капитала и оказывают поддержку нормативам достаточности банков, однако являются рискованными для инвесторов, поскольку при введении мер по предупреждению банкротства банка они могут конвертироваться в инструменты санации банковской системы. Применение субординированных инструментов наносит ущерб не только физическим лицам и организациям, но и публично-правовым образованиям. Например, средства АО "Региональный Фонд", единственным акционером которого является Республика Башкортостан, превратились в инструмент санации банковской системы, поскольку банком в одностороннем порядке были прекращены обязательства по договору субординированного депозита <18>.
--------------------------------
<18> Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 г. N 1224-О. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-29052018-n-1224-o/.
Учитывая изложенное, современная концепция правового регулирования денежно-кредитного механизма должна обеспечить его переориентацию на достижение национальных целей развития государства, что может быть достигнуто в результате: 1) проведения административной реформы, направленной на разграничение функций Правительства РФ и финансового мегарегулятора и подчинение Банка России Правительству РФ; 2) усиления контроля за осуществлением операций с цифровой валютой посредством закрепления процедуры выдачи лицензии на осуществление конвертации законных средств платежа в криптовалюту; 3) увеличения объемов финансирования производственного сектора экономики, выявления и исключения из оборота инструментов управления денежной массой, направленных исключительно на обогащение кредитных организаций и причиняющих ущерб участникам гражданского оборота.
Литература
1. Артемьев А. Заводские деньги - "Зеленки" / А. Артемьев // Коллекционер. 1997. Вып. 33. С. 313 - 316.
2. Буторина О. Как США обеспечили победу доллара в Бреттон-Вудсе / О. Буторина // Вопросы экономики. 2015. N 8. С. 58 - 72.
3. Глазьев С. О рецидиве залоговой обструкции / С. Глазьев, Д. Митяев // Ведомости. 2022. 22 ноября.
4. Кулагин В. В Китае представили план реформы правительства / В. Кулагин // Ведомости. 2023. 9 марта.
5. Кучеров И.И. Законные средства платежа: теоретико-правовое исследование: монография / И.И. Кучеров. Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2016. 392 с.
6. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. В 3 томах. Т. 1 / К. Маркс; предисловие Ф. Энгельса; перевод И.И. Степанова-Скворцова. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1952. 794 с.
7. Мартин Ф. Money. Неофициальная биография денег / Ф. Мартин; перевод с английского Н. Головина. Москва: Синдбад, 2017. 348 с.
8. Нараин А. Регулирование криптоактивов / А. Нараин, М. Моретти // Международный валютный фонд. 2022. Сентябрь.
9. Роженцова Е.В. Криптовалюта как возможная мировая валюта: дискуссионные аспекты / Е.В. Роженцова // Журнал экономической теории. 2018. Т. 15. N 2. С. 204 - 212.
10. Трунев В. Современная денежная теория (ММТ): новая парадигма или набор рекомендаций для макроэкономической политики / В. Трунев // Экономическая политика. 2021. Т. 16. N 3. С. 8 - 43.
11. Уральская историческая энциклопедия / главный редактор В.В. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Академкнига; УрО РАН, 2000. 637 с.
References
1. Piffaretti N.F. Reshaping the International Monetary Architecture: Lessons from Keynes' Plan / N.F. Piffaretti // Policy Research Working Paper 5034. The World Bank Development Economics Vice Presidency. 2009. P. 1 - 30.
2. Von Luckner C.G. Decrypting New Age International Capital Flows / C.G. von Luckner, C.M. Reinhart, K. Rogoff // Working Paper 29337. National bureau of economic research, 2021. P. 1 - 56.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.