Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ ГРАЖДАНИНА КАК ИНСТРУМЕНТ ЭФФЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
И.А. ШАРОВ
Цифровой профиль - это технология, которая позволяет соединять данные о лице в цифровой двойник (англ. digital twin), детальный цифровой динамический образ реального объекта, в том числе живого, потенциально пригодный для прогнозирования. Основу для такого вывода составляет публикация Р. Хоулса, на которую ссылается В.М. Елин <1>. Рассматриваемая технология сегодня широко применяется <2> и в бизнес-сфере, признается как революционная (англ. game-changer) <3>. При этом в российском государственном управлении цифровой профиль понимается иначе, а его применение носит ограниченный характер.
--------------------------------
<1> Елин В.М. Технология цифрового двойника. Понятие и особенности подхода к организационно-правовому обеспечению комплексной безопасности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2020. Т. 20. N 3. С. 70.
<2> Там же. С. 72.
<3> Orlov P. What Businesses Should Know About Digital Twins // Forbes. 2023. 19 April.
В России использование технологии цифрового профиля в публичных целях преимущественно регулируется на подзаконном уровне: актами (постановлениями) Правительства России, приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации <4> (Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минцифры России)). Специальное регулирование цифрового профиля на уровне федерального закона отсутствует. В частности, федеральные законы не дают определение понятия цифрового профиля. Соответствующая дефиниция содержится в ряде документов, в основном ненормативного характера. Наиболее общее определение цифрового профиля представлено в документах Минцифры России, Банка России <5>. В них цифровой профиль представляется как "совокупность цифровых записей о гражданине, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций".
--------------------------------
<4> С 2020 г. было преобразовано в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. N 1389 "О внесении изменений в Положение о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 38. Ст. 5870).
<5> Концепция и архитектура цифрового профиля - ЕСИА 2.0 // Сайт Фонда развития персонифицированной медицины. URL: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Ffrpm.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2021%2F08%2F%25D0%2595%25D0%25A1%25D0%2598%25D0%2590-2.0.docx&wdOrigin=BROWSELINK (дата обращения: 01.06.2023); Сценарии использования инфраструктуры цифрового профиля // Официальный сайт Минцифры России. 2022. URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/7554/ (дата обращения: 01.06.2023).
Различие двух взглядов на цифровой профиль может заключаться в уровне включаемых данных <6> и возможностях применения технологии. Цифровой профиль, который разрабатывается Минцифры России и должен использоваться, например, при предоставлении государственных и муниципальных услуг (функций), состоит только из данных первого уровня - "предоставляемых данных" (англ. volunteered data). Их примером служат паспортные данные, сведения о месте жительства и т.д. - условно неизменяемые сведения, которые гражданин вручную вносит в информационную систему. В дальнейшем такие записи объединяются в цифровой профиль с целью управления ими со стороны граждан и заинтересованных лиц, например банков (с согласия граждан). В таком случае основным результатом является сокращение временных, трудовых, транзакционных и иных издержек.
--------------------------------
<6> Мочалов А.Н. Цифровой профиль: Основные риски для конституционных прав человека в условиях правовой неопределенности // Lex Russica. 2021. N 9 (178). С. 92.
При этом, как пишет А.Н. Мочалов со ссылкой на работу А.И. Савельева, в документах ОЭСР также выделяются следующие два уровня данных: "наблюдаемые данные" (англ. observed data) и прогнозные данные (англ. inferred data). "На втором уровне генерируются данные, собираемые автоматически, в том числе передаваемые электронными устройствами (например, данные о местоположении лица, об устройствах, с которых пользователь выходит в Сеть, о семантике поисковых запросов, о профессиональных связях и т.д.)". Данные третьего уровня создаются благодаря анализу информации первых двух уровней. Эти данные позволяют осуществлять так называемое профилирование субъекта и машинным образом предсказывать его поведение <7>.
--------------------------------
<7> Мочалов А.Н. Указ. соч.
Согласно п. 4 ст. 4 Общего регламента Европейского союза о защите персональных данных (англ. General Data Protection Regulation), профилирование - это "автоматизированное использование персональных данных в целях определения, оценки и анализа определенных индивидуальных аспектов физического лица, в том числе его производственных показателей, экономического положения, здоровья, индивидуальных предпочтений, интересов, надежности, поведения, местоположения или передвижения" <8>. Соединение всех описанных уровней данных, их машинная обработка позволяют создать цифровой профиль гражданина. На наш взгляд, цифровой профиль в рассмотренном понимании является эффективным средством совершенствования этапов составления проекта и контроля за исполнением местного бюджета (абз. 9 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ <9> (далее - БК РФ)), что будет обосновано далее.
--------------------------------
<8> Regulation (EU) 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC // EUR-LEX. EUROPA.EU: An official website of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32016R0679&qid=1685726970231 (дата обращения: 02.06.2023).
<9> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998 N 31. Ст. 3823.
Безусловно, применение технологии цифрового профиля на указанном уровне требует устранения ряда конституционно-правовых рисков. На это обращают внимание многие авторы, например Э.В. Талапина <10>. Настоящая работа не ставит своей целью учет данных рисков. Поэтому использование цифрового профиля будет рассмотрено вне возможного ограничительного регулирования, за исключением необходимости обработки обезличенных данных.
--------------------------------
<10> Талапина Э.В. Алгоритмы и искусственный интеллект сквозь призму прав человека // Журнал российского права. 2020. N 10. С. 25 - 39.
Согласно ценностям, которые закреплены в ст. ст. 2, 7, 18 Конституции России <11>, и клиентоцентричной модели осуществления государственного (муниципального) управления <12>, критерием его эффективности является удовлетворенность клиента - гражданина. Это требует понимания его и его потребностей, что достижимо с помощью профилирования граждан. Так, для целей клиентоцентричного составления проекта и контроля за исполнением местного бюджета профилирование граждан раскроет муниципальным образованиям (далее - МО) следующую значимую информацию:
1) число жителей, чей центр жизненных интересов (англ. centre of main interests) находится в пределах МО, в рамках его полномочий (обоснование и привлечение соразмерного объема финансирования);
2) детализированные потребности граждан, удовлетворение которых входит в полномочия МО и которые граждане не могут удовлетворить вовсе или удовлетворяют иным образом (например, в коммерческом секторе, в другом МО);
3) динамическую оценку эффективности расходования средств местного бюджета (например, перевод ребенка из платного детского сада, расположенного в другом районе города, в муниципальный - свидетельство результативного управления).
--------------------------------
<11> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. N 31.
<12> Астахов Д. Мишустин назвал "государство для граждан" новой культурой госуправления // ТАСС. 2022. 1 февраля.
Использование данных сведений окажет системное положительное влияние на эффективность указанных этапов бюджетного процесса, уровень удовлетворенности граждан. Это подтверждается успешным мировым опытом использования профилирования в деятельности коммерческих организаций <13>. Его относимость обусловлена следующим.
--------------------------------
<13> Brown B., Kanagasabai K., Pant P., Pinto G.S. Capturing value from your customer data // McKinsey & Company. 2017. 15 March.
Расходные обязательства МО установлены п. 1 ст. 86 БК РФ. Их основу составляют обязательства, которые связаны с решением вопросов местного значения - вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <14> (далее - Закон о местном самоуправлении)). Состав вопросов местного значения различных видов МО содержится в ст. ст. 14, 15, 16 Закона о местном самоуправлении и включает от 41 до 48 вопросов <15>. При этом экспертный анализ показал, что 178 отраслевых федеральных законов содержат положения, определяющие 1 766 полномочий и прав органов местного самоуправления <16>.
--------------------------------
<14> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
<15> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
<16> Информационно-аналитический материал к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему "Актуальные вопросы финансового обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления" // Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Москва. 2022. URL: http://council.gov.ru/media/files/AAP0o0U2nVGBwYjx6dRDc3cQmcYQMVoy.pdf (дата обращения: 05.06.2023).
Несмотря на подобную множественность, по данным Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, наибольший удельный вес в структуре расходов по состоянию на 1 января 2022 г. занимают расходы на образование (47,9%), ЖКХ (12,8%), национальную экономику (12,4%), что составляет 73,1% <17>. Таким образом, как минимум 60,7% расходов местных бюджетов (образование, ЖКХ) имеют сервисный характер (ст. 21 БК РФ). Это означает применимость клиентоцентричного подхода и положительного опыта применения цифрового профиля в коммерческой деятельности в целях реформирования бюджетного процесса (на муниципальном уровне).
--------------------------------
<17> Информационно-аналитический материал к заседанию Совета по местному самоуправлению при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему "Актуальные вопросы финансового обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления".
Реформа планирования и расходования средств местных бюджетов предполагает изменение методологии бюджетного процесса. В БК РФ, законодательство о местном самоуправлении необходимо внести положения об обязательном учете обезличенных данных цифровых профилей граждан на этапах составления проекта и контроля за исполнением местного бюджета. Тем не менее описанные изменения в первую очередь требуют разрешения вопросов, которые были опущены в данном исследовании: вопросов "охвата" граждан России технологией профилирования и ее легального оформления (с устранением конституционно-правовых рисков).
Литература
1. Астахов Д. Мишустин назвал "государство для граждан" новой культурой госуправления / Д. Астахов // ТАСС. 2022. 1 февраля.
2. Елин В.М. Технология цифрового двойника. Понятие и особенности подхода к организационно-правовому обеспечению комплексной безопасности / В.М. Елин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2020. Т. 20. N 3. С. 68 - 75.
3. Мочалов А.Н. Цифровой профиль: основные риски для конституционных прав человека в условиях правовой неопределенности / А.Н. Мочалов // Lex Russica (Русский закон). 2021. N. 9 (178). С. 88 - 101.
4. Талапина Э.В. Алгоритмы и искусственный интеллект сквозь призму прав человека / Э.В. Талапина // Журнал российского права. 2020. N 10. С. 25 - 39.
References
1. Brown B. Capturing value from your customer data / B. Brown, K. Kanagasabai, P. Pant, G.S. Pinto // McKinsey & Company. 2017. 15 March.
2. Orlov P. What Businesses Should Know About Digital Twins / P. Orlov // Forbes. 2023. 19 April.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.