Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЦИФРОВОЙ РУБЛЬ И ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА КАК ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
Т.Н. ЗАТУЛИНА
Формирование государственных задач, строящихся на политике активного информационного взаимодействия граждан и органов публичной власти в условиях перехода к цифровым стандартам развития, диктует новый вектор внедрения и адаптации использования национальной валюты и, как следствие, появления нового электронного формата платежной системы.
Финансовая политика Российской Федерации в 2022 г. обозначилась рядом ключевых позиций. Банком России разработана Концепция национальной валюты, имеющая форму цифрового рубля <1>, с использованием двухуровневой розничной модели. Такие страны, как Китай, Южная Корея, Швеция, уже запустили пилотные проекты своих CBDC (цифровые валюты), а иные еще находятся в стадии изучения данной формы денег <2>, осторожно подходя к подобным нововведениям <3>.
--------------------------------
<1> Концепция цифрового рубля (подготовлена Банком России). Документ опубликован не был. URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 15.12.2022).
<2> Вершинина О.В., Лабушева Я.Г., Султаниев И.С. Анализ возможностей и рисков введения в обращение цифровых валют центральных банков на примере "цифрового рубля" // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021. N 1. С. 52.
<3> Затулина Т.Н., Ковалев М.В. Цифровой рубль: новеллы в финансовом законодательстве Российской Федерации // Российское государство и право: история и современность: материалы двадцать второй конференции преподавателей и студентов направления подготовки "Юриспруденция": сб. науч. ст. / отв. ред. В.В. Низовцев, Т.Н. Затулина. Новочеркасск: Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, 2022. С. 80 - 84.
Учитывая темпы развития цифровых технологий, сквозные облачные системы цифрового государственного управления, активность внедрения нового формата национальной валюты <4>, представляется логичным продолжение государственной политики в области реализации национальных проектов, что, с одной стороны, ведет к повышению эффективности денежно-кредитной политики, снижению рисков кредитного моделирования экономики, снижению стоимости транзакций, уменьшению наличных денежных средств, с другой стороны, к вероятности риска, когда формирование новой цифровой платежной системы ставит под сомнение нормы Основного Закона, заложенные в ст. ст. 3, 75, 75.1 Конституции Российской Федерации <5>.
--------------------------------
<4> Проект федерального закона N 270838-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.12.2022). URL: https://sozd.duma.gov.ru/ (дата обращения: 29.12.2022).
<5> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Цифровизация российского финансово-правового пространства становится одним из критериев преодоления мирового финансово-экономического кризиса, утечки денежных средств в зарубежные активы, находящиеся в офшорных зонах, а следовательно, в зонах недосягаемости национальных банков, что в еще большей степени усиливает актуальность изучения своего комплексного подхода в формировании цифровой валюты в форме цифрового рубля.
Однако следует согласиться с авторским мнением <6>, что цифровой рубль в своем содержании представляет собой отдельный институт, обладающий своими, особыми правовыми чертами.
--------------------------------
<6> Правовое регулирование цифровых денег: монография / Е.Н. Абрамова, Е.М. Андреева, А.Ю. Брагинец [и др.]; под ред. Е.Н. Абрамовой. М.: Юстицинформ, 2022. С. 42 - 43.
С одной стороны, авторы обосновывают признание цифрового рубля иным имуществом (наравне с криптовалютой и токенами), отдельно выделив его в ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации <7>. С другой стороны, обращает на себя внимание его особая правовая природа, поскольку цифровой рубль не имеет в себе материального носителя в буквальном понимании этого слова, а следовательно, тяготеет к безналичным денежным средствам, которые признаны имущественными правами. В то же самое время в Концепции Центрального банка России цифровой рубль признан обязательством. Хотя это понятие также требует более детальной разработки, поскольку в нем затрагиваются и иные вопросы, в том числе касающиеся финансового права, одними из которых выступают выпуск (обращение) цифрового рубля и роль Центрального банка России в данном процессе. С этой точки зрения следует констатировать, что именно эти отношения обладают публично-правовой природой и не относятся к сфере частного права.
--------------------------------
<7> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Параллельно возникает ряд вопросов, связанный с конструкцией правового регулирования в денежном обращении и расчетах, что отчасти оговорено на сегодняшний день концептуальными парадигмами национальной платежной системы <8> и не определено нормами денежно-кредитной политики государства <9>.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872; 2021. N 27 (ч. I). Ст. 5078.
<9> Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов (утв. Банком России). Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, введение цифрового рубля значимо повлияет на достижение операционной цели денежно-кредитной политики. В то же время изменение материальной оболочки рубля не меняет государственных устоев нашего общества - рубль остается денежной единицей государства.
При этом следует обратить внимание на особый статус органа, обладающего функцией эмитента цифрового рубля, - самого Банка России, который не подчиняется ни одному органу власти. Исходя из ст. 2 отраслевого законодательства <10>: "Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами". При этом, как следует из Концепции ЦБ РФ <11>, цифровой рубль - это обязательство ЦБ РФ. А последние изменения Основного Закона страны <12> показали и внесенные дополнения в ст. 75.1, согласно которым ЦБ РФ создает условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан. Динамика заинтересованности Банка России в переходе к новым стандартам развития направлена по ускоряющейся траектории, связанной с темпами развития мирового финансового рынка, но тем самым финансовому регулятору придется рано или поздно обеспечить уровень благосостояния граждан новым продуктом, а при условии инфляционных процессов в государстве сделать это весьма сложно. По факту гражданскому обществу придется надеяться, что новый финансовый инструмент даст свои положительные плоды в недалеком 2030 г.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 11.01.2023).
<11> Информация Банка России от 8 апреля 2021 г. "Банк России представил Концепцию цифрового рубля" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 11.01.2023).
<12> Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // СЗ РФ. 2020. N 11. Ст. 1416.
Видится, что позиция главного эмиссионного регулятора расширена масштабным содержанием ст. 75.1 Конституции РФ. При этом, как указывает позиция Конституционного Суда РФ <13>, содержащаяся в ст. 75.1 декларативная норма направлена на достижение в государственной политике и правоприменительной практике оптимального соотношения индивидуальной свободы и солидарности.
--------------------------------
<13> Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. N 1-З "О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 12. Ст. 1855.
Таким образом, разносторонняя трактовка исследуемого института в современных условиях и политических реалиях имеет перед собой цель, обозначенную ст. 75.1 Основного Закона. Однако декларативная форма этой статьи может послужить основанием для более масштабных возможностей со стороны Банка России. В государствах с сильной банковской системой введение официальных цифровых валют может пошатнуть финансовую систему, так как кредитные организации ввиду оттока денежных средств в цифровые кошельки могут остаться без оборотных средств, что ведет к риску потери денежных средств, что прямо противоречит ст. 75.1 Конституции РФ в части повышения уровня благосостояния граждан.
В то же время введение цифрового рубля как вариант выхода из кризисной ситуации, своей государственной финансовой независимости и ухода от международной системы SWIFT, в том числе с условиями использования искусственного интеллекта в транзакциях, способствует абсолютной подконтрольности финансовых операций, совершаемых на территории страны.
На II квартал 2023 г. Банк России запланировал и разработку протоколов интероперабельности цифрового рубля с национальными цифровыми валютами других стран, в частности ЕАЭС и СНГ. Проработка таких протоколов позволит проводить трансграничные платежи и откроет второй канал связи между банками. Все это и иные междисциплинарные вопросы требуют от законодателя рассмотрения вопроса внедрения Цифрового кодекса РФ в правовое пространство, о чем уже давно дискутируется в научном сообществе. Российская правовая действительность требует активного пересмотра вновь существующего законодательства и приведения его в единый кодифицированный формат с последующим учетом перспективы развития искусственного интеллекта, в том числе в финансовом развитии государственности.
Представляется, что цифровой рубль, обозначенный как законное платежное средство Банка России или же цифровой код платежа, с 2023 г. станет частью государственной финансовой политики, встроенной в механизм обеспечения государственного финансового суверенитета. Думается, что ст. 75 Конституции Российской Федерации, определяющая законность официальной денежной единицы - рубля, не подвергнется иной законодательной конструкции с учетом превалирования концепции информационного общества в последние годы. При этом наиболее актуальным вопросом сегодняшнего времени остается формирование правового режима цифровой валюты в целом и цифрового рубля в частности.
Необходимо отметить, что в процессе создания правового поля цифрового рубля особое внимание должно уделяться его влиянию на информационную и экономическую безопасность.
Развитие цифровизации и последующая интеграция цифровых технологий в общественную жизнь могут осуществляться различными способами, но основным, оптимальным вариантом является создание условий по формированию цифрового государства, в котором превалирует благоприятная система взаимодействия общества и органов публичной власти сквозь призму способов реализации прав граждан, заложенных в ст. 3 Основного Закона страны, которая прямо корреспондирует со ст. 75.1, где основным участником в исследуемых нами отношениях выступает Банк России. Таким образом, исходя из указанного выше, государство как институт может быть вовлечено в риски с последствиями, несущими угрозу экономической безопасности, которую следует разрешить нормативным путем в ближайшем времени.
Ускоренный темп, взятый со стороны Банка России по введению цифрового рубля, цифровой валюты, может сказаться и на более незащищенной части населения - на пенсионерах и бюджетных работниках, поскольку, исходя из Концепции <14>, предполагается, что участниками отношений по обороту цифрового рубля будут выступать Федеральное казначейство и финансовые посредники. Использование цифрового рубля через офлайн-расчеты, которые предположительно списываются с мобильного или иного электронного устройства одного обладателя, может быть подвергнуто критике, поскольку может возникнуть ситуация, особенно в сфере пенсионного обеспечения, когда у рядового пенсионера или бюджетного работника не окажется цифрового кошелька, в этой части положительной стороной является и право выбора гражданина при переходе на цифровые кошельки. Тем не менее в этом случае вопрос о цифровых кошельках и их защищенности может быть подвергнут критике, поскольку при защите персональных данных участника такого рода правоотношений при условии использования искусственного интеллекта в транзакционных операциях имеют место организационные, управленческие и информационно-технические ошибки, что в конечном итоге поднимает вопрос о необходимости обеспечительных мер безопасности сквозных и оборотных данных в едином распределительном реестре.
--------------------------------
<14> Информация Банка России от 8 апреля 2021 г. "Банк России представил Концепцию цифрового рубля".
Хотелось бы подчеркнуть, что, невзирая на опасности и риски, формирование цифрового государства является неизбежным процессом. Это означает, что необходимо искать оптимальные варианты построения цифрового государства, которые бы способствовали развитию страны. В связи с этим при исследовании проблем, оговоренных автором в работе, необходимо учитывать их влияние на национальную, экономическую, информационную безопасность государства.
Проведенный анализ свидетельствует о необходимости детальной проработки вопросов, прямо затрагивающих финансовый суверенитет, в связи с чем требует внедрения в правовое пространство Цифрового кодекса с установлением четкой регламентации прав и обязанностей всех участников информационных, организационных, технических, технологических отношений, в том числе затрагивающих экономическую функцию государства.
Литература
1. Вершинина О.В. Анализ возможностей и рисков введения в обращение цифровых валют центральных банков на примере "цифрового рубля" / О.В. Вершинина, Я.Г. Лабушева, И.С. Султаниев // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021. N 1. С. 51 - 60.
2. Затулина Т.Н. Цифровой рубль: новеллы в финансовом законодательстве Российской Федерации / Т.Н. Затулина, М.В. Ковалев // Российское государство и право: история и современность: материалы двадцать второй конференции преподавателей и студентов направления подготовки "Юриспруденция" (г. Новочеркасск, 11 мая - 8 июля 2022 г.): сборник научных статей / ответственные редакторы В.В. Низовцев, Т.Н. Затулина. Новочеркасск: Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, 2022. С. 80 - 84.
3. Правовое регулирование цифровых денег: монография / Е.Н. Абрамова, Е.М. Андреева, А.Ю. Брагинец [и др.]; под редакцией Е.Н. Абрамовой. Москва: Юстицинформ, 2022. 235 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.