Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ХАРТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА РОССИЙСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
М.В. ПЕНИЗЕВ
В своем Послании Федеральному Собранию в этом году Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил особую роль и значимость института местного самоуправления в развитии гражданского общества и решении повседневных проблем <1>.
--------------------------------
<1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. // Официальный сайт Администрации Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/70565 (дата обращения: 09.03.2023).
Это выступление происходило на фоне того, как Государственная Дума готовилась проголосовать за президентский законопроект о денонсации ратифицированных Россией международных договоров Совета Европы, к числу которых отнесена в том числе Европейская хартия местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.; ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ и вступила в силу 1 сентября 1998 г.; далее - Хартия) <2>.
--------------------------------
<2> Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985) // СЗ РФ. 1998. N 36. Ст. 4466.
В конечном счете парламентариями эта инициатива Президента РФ была одобрена, что выразилось в принятии Федерального закона от 28 февраля 2023 г. N 43-ФЗ "О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы" <3>.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. N 43-ФЗ "О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы" // СЗ РФ. 2023. N 10. Ст. 1566.
В контексте обозначенной Президентом значимости местного самоуправления для современной системы российского государства нельзя пройти мимо вопроса о том, какое влияние почти за 25 лет на российское законодательство и правоприменение в сфере местного самоуправления оказала денонсированная в числе прочих актов Совета Европы Хартия.
Прежде всего стоит отметить, что для отечественного законодательства и правоприменения (в советский период) было свойственным как формальное, так и фактическое "огосударствление" местной власти <4>.
--------------------------------
<4> Бухвальд Е.М. Европейская хартия местного самоуправления и зарубежный опыт в муниципальной реформе в России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2014. N 2. С. 99. EDN SBWXDR.
С учетом указанного исторического контекста весьма верным является замечание О.Н. Валентик, которая отметила, что благодаря Хартии появилась возможность привести стандарты деятельности местного самоуправления в России в соответствие с проверенными временем моделями муниципального устройства, применяемыми в странах, имеющих богатое историческое наследие в этой области. Стремясь к интеграции в мировое сообщество, в России закономерно стремились воспринять лучший опыт экономических и социально-политических преобразований, ввиду чего представляется, что ратификация Хартии через несколько лет после принятия Конституции Российской Федерации <5> (далее - Конституция РФ) была закономерной <6>.
--------------------------------
<5> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
<6> Валентик О.Н. Европейская хартия и новый вектор муниципальной реформы в Российской Федерации // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. N 1. С. 42 - 43. DOI 10.24412/2071-6435-2022-1-42-56. EDN MLAXTE.
В 2018 г. И.В. Бабичев, анализируя значение Хартии для сферы местного самоуправления, указывал, что она в своих нормах-принципах аккумулировала вековой опыт Европы по созданию дееспособной системы местного самоуправления и ее институтов, а также принципов их функционирования в рамках континентальной правовой системы, потому могла быть вполне полезна как правовой инструмент для формирования модели местного самоуправления по европейскому образцу и в России <7>.
--------------------------------
<7> Бабичев И.В. Нормы-принципы Европейской хартии местного самоуправления как составная часть правовой доктрины российской модели местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 6. С. 67.
Однако если на первых этапах положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <8> (далее - Закон о местном самоуправлении) были близки к положениям Хартии, то с течением времени ее влияние на российское правотворчество все более ослабевало.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
С момента принятия Закона о местном самоуправлении и до настоящего времени он претерпел сотни изменений, которые были внесены 190 федеральными законами.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) своими Постановлениями от 29 марта 2011 г. N 2-П <9>, от 7 июля 2011 г. N 15-П <10>, от 3 июля 2019 г. N 26-П <11>, от 23 ноября 2021 г. N 50-П <12> четырежды признавал нормы Закона о местном самоуправлении неконституционными.
--------------------------------
<9> Постановление Конституционного Суда РФ от 29 марта 2011 г. N 2-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 3.
<10> Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 г. N 15-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 5.
<11> Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2019 г. N 26-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2019. N 5.
<12> Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2021 г. N 50-П // СЗ РФ. 2021. N 49 (часть II). Ст. 8396.
Из этих четырех постановлений КС РФ обратился к Хартии единожды - в Постановлении от 7 июля 2011 г. N 15-П, где рассматривался вопрос о возможности применения пропорциональной избирательной системы на выборах в малочисленных по населению муниципальных образованиях. При этом Хартия в этом Постановлении была упомянута пять раз.
Первое упоминание сделано в контексте взаимосвязи положений ч. 1 ст. 17 Конституции РФ и ст. 3 Хартии, которые по своему смыслу рассматривают местное самоуправление в качестве одной из основ любого демократического строя, которое должно осуществляться путем формирования органов местного самоуправления на основах свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.
Следующее упоминание Хартии было сделано Конституционным Судом в контексте права государства самостоятельно определять применимые к муниципальным выборам избирательные системы.
Третий раз в тексте Постановления от 7 июля 2011 г. N 15-П Хартия (а именно преамбула, ст. 3 и 4) упомянута КС РФ во взаимосвязи с положениями ст. 3 (ч. 3), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1) и 130 (ч. 2) Конституции РФ, которые указывают, что местное самоуправление в пределах своих территорий должно обеспечивать подлинное, без искажения, волеизъявление избирателей, выраженное в результатах голосования.
Четвертый раз Конституционный Суд РФ отсылает к Хартии через призму сравнительно-правового аспекта с правовым регулированием в других государствах - участниках Хартии, указывая, что при установлении пропорциональной избирательной системы на местном уровне основными субъектами избирательного процесса становятся местные политические партии и объединения.
В завершение Конституционный Суд РФ указывает, что и Конституция России, и Хартия в целях необходимости учета многообразия видов муниципальных образований и различия между ними допускают возможность применения на местном уровне не только пропорциональной, но и мажоритарной и смешанной избирательных систем.
Такое внимание Конституционного Суда РФ к положениям Хартии в указанном случае и отсутствие даже упоминания в иных Постановлениях, касающихся Закона о местном самоуправлении, обусловлено, несмотря на ранее упомянутую многовековую историю местного самоуправления в Европе, вынужденной абстрактностью и рамочностью Хартии, которая хотя и обобщает опыт правового регулирования, однако не может устанавливать безусловно единообразные правила для всех аспектов реализации местного самоуправления.
Так, иные три Постановления Конституционного Суда РФ, которыми признаны неконституционными отдельные положения Закона о местном самоуправлении, касаются тех вопросов, которые не нашли своего непосредственного отражения в Хартии и даже, напротив, являются полной свободой усмотрения для государства, - вопросов местного значения муниципальных образований (Постановление от 29 марта 2011 г. N 2-П <13>), правопреемства муниципальных образований (Постановление от 3 июля 2019 г. N 26-П <14>) и процедурных вопросов избрания главы муниципального образования (Постановление от 23 ноября 2021 г. N 50-П <15>).
--------------------------------
<13> Постановление Конституционного Суда РФ от 29 марта 2011 г. N 2-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 3.
<14> Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2019 г. N 26-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2019. N 5.
<15> Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2021 г. N 50-П // СЗ РФ. 2021. N 49 (ч. II). Ст. 8396.
Таким образом, при признании неконституционными отдельных положений Закона о местном самоуправлении Конституционный Суд упоминал Хартию не столь часто.
Однако это не говорит о том, что Хартия не имеет своего практического значения для правоприменения, поскольку в тех случаях, когда Конституционный Суд РФ не находил оснований для признания положений Закона о местном самоуправлении неконституционными, он также неоднократно обращался к положениям Хартии (например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2003 г. N 19-П <16> Хартия упомянута при анализе регионального законодательства с указанием на необходимость обеспечения в органах местного самоуправления подбора высококвалифицированных кадров, основанного на принципах учета опыта и компетентности; в Постановлениях КС РФ от 26 июня 2014 г. N 19-П <17> и от 5 июля 2016 г. N 15-П <18> Хартия упомянута в контексте права органов местного самоуправления на судебную защиту).
--------------------------------
<16> Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2003 г. N 19-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. N 1.
<17> Постановление Конституционного Суда РФ от 26 июня 2014 г. N 19-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2014. N 5.
<18> Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2016 г. N 15-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. N 6.
Значимость Хартии для российской правовой действительности прослеживается и в том, как часто иные судебные органы обращаются к ее положениям.
Так, Верховный Суд Российской Федерации (ВС РФ) в своем Решении от 22 апреля 2021 г. N АКПИ21-132 <19>, анализируя правомерность приостановления службы в таможенных органах Российской Федерации в связи с избранием депутатом, обратился к положениям п. 1 ст. 7 Хартии, согласно которым статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата.
--------------------------------
<19> Решение Верховного Суда РФ от 22 апреля 2021 г. N АКПИ21-132. URL: https://vsrf.ru/lk/practice/cases/11031745 (дата обращения: 07.05.2023).
Судебная коллегия по административным делам ВС РФ обращалась к положениям Хартии неоднократно, например, в Апелляционном определении от 4 апреля 2018 г. N 16-АПГ18-3 <20> положения Хартии были применены при рассмотрении вопроса о правомерности вмешательства главы субъекта РФ в деятельность органов местного самоуправления при доказанном со стороны последних бездействии по решению вопросов местного значения.
--------------------------------
<20> Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2018 г. N 16-АПГ18-3. URL: https://vsrf.ru/lk/practice/cases/10947247 (дата обращения: 07.05.2023).
Положения Хартии были упомянуты и Пленумом ВС РФ в его Постановлении от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" <21>, указывая, что Хартия является одним из актов, который содержит нормы международного права в сфере избирательного законодательства.
--------------------------------
<21> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". URL: https://vsrf.ru/documents/owN/8270/ (дата обращения: 09.05.2023).
Распространенной является практика обращения к положениям Хартии и в нижестоящих судах.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, исследуя доводы органа местного самоуправления о формальном подходе суда к оценке заключения эксперта, своим Определением от 3 марта 2022 г. по делу N 88-580/2022 <22> отменил судебный акт апелляционной инстанции и указал, что, согласно положениям Хартии, органы местного самоуправления должны быть способны регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения, что предполагает необходимость непосредственной проверки судом оснований вынесения органом местного самоуправления того или иного решения.
--------------------------------
<22> Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 3 марта 2022 г. по делу N 88-580/2022. URL: https://clck.ru/34N4Nv (дата обращения: 07.05.2023).
И таких судебных решений, где можно найти упоминание и применение Хартии, еще очень и очень много, что свидетельствует о ее значимости для российской системы правосудия.
Вместе с тем нельзя не отметить и некоторую формальность в упоминаниях судами Хартии.
Ранее указанная рамочность Хартии предопределила характер контроля за ее исполнением. В отличие от основополагающего акта Совета Европы - Конвенции о защите прав человека и основных свобод <23> - Хартия не предусматривала создание надгосударственного контролирующего органа, подобного Европейскому Суду по правам человека, который мог бы оценивать правильность законодательного регулирования и правоприменения в сфере местного самоуправления в государствах - участниках Хартии.
--------------------------------
<23> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.
Как указывает Е.В. Гриценко, защита положений Хартии организуется по так называемому мягкому варианту, который выражается не в возможности осудить какое-либо государство, а через использование политических механизмов взаимодействия <24>.
--------------------------------
<24> Гриценко Е.В. Европейская хартия местного самоуправления и ее реализация в российском праве // Европейское право и национальное законодательство: сб. науч. тр. / Центр социальных науч.-информ. исслед. Отдел правоведения; РАП. Отв. ред. Алферова Е.В. М., 2007. С. 206. EDNN BQAOZ.
В результате главным минусом Хартии, безусловно, стала ее излишняя декларативность, которая вкупе с отсутствием какого-либо органа, способного истолковать и проконтролировать ее выполнение, превратила ее скорее в декларацию неких идеалов и пожеланий, чем в реальный механизм, с помощью которого местное самоуправление, слабое во всех отношениях с государством, могло бы защитить свои интересы и предоставить толчок к развитию территории.
Однако даже при таких рамочных и декларативных условиях ценность Хартии нельзя преуменьшать, тем более нельзя не отметить, какое особое место Хартия заняла в отечественной доктрине, и, по утверждению А. Никанорова и Е. Михайловой, именно Хартия стала источником для новой отрасли российского права - "муниципального права" <25>.
--------------------------------
<25> Михайлова Е.В., Никоноров А.А. Развитие местного самоуправления в России и роль Европейской хартии местного самоуправления в его становлении // Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. N 1. С. 94. EDN WRLCEN.
Вопросы изучения влияния Хартии на местное самоуправление, ее роли и значимости, возможности имплементации были актуальны начиная с момента ее ратификации и первых шагов по имплементации <26> и остаются актуальными даже сегодня <27>.
--------------------------------
<26> См., например: Жеребцова К.В. Особенности реализации положений Европейской хартии местного самоуправления во внутреннем законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2011. N 3 (7). С. 57 - 60. EDN QEIUGO.
<27> См., например: Крепышева В.В., Симакина Д.В. Действие Европейской хартии местного самоуправления в сфере российского муниципального права // Молодой ученый. 2019. N 50 (288). С. 522 - 526. EDN IFREOW.
Таким образом, можно констатировать, что современному научному, а за ним законодательному и правоприменительному пониманию института местного самоуправления и его роли в России мы обязаны положениям именно Хартии, которая пусть и в общих чертах, но определила основы реализации института местного самоуправления, которое мы видим в современной России.
Литература
1. Бабичев И.В. Нормы-принципы Европейской хартии местного самоуправления как составная часть правовой доктрины российской модели местного самоуправления / И.В. Бабичев // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 6. С. 67 - 74.
2. Бухвальд Е.М. Европейская хартия местного самоуправления и зарубежный опыт в муниципальной реформе в России / Е.М. Бухвальд // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2014. N 2. С. 97 - 109. EDN: SBWXDR.
3. Валентик О.Н. Европейская хартия и новый вектор муниципальной реформы в Российской Федерации / О.Н. Валентик // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. N 1. С. 42 - 56. DOI 10.24412/2071-6435-2022-1-42-56. EDN: MLAXTE.
4. Гриценко Е.В. Европейская хартия местного самоуправления и ее реализация в российском праве / Е.В. Гриценко // Европейское право и национальное законодательство: сборник научных статей / ответственный редактор Е.В. Алферова. Москва, 2007. С. 201 - 222. EDN: NBQAOZ.
5. Жеребцова К.В. Особенности реализации положений Европейской Хартии местного самоуправления во внутреннем законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран / К.В. Жеребцова // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. 2011. N 3 (7). С. 57 - 60. EDN: QEIUGO.
6. Крепышева В.В. Действие Европейской хартии местного самоуправления в сфере российского муниципального права / В.В. Крепышева, Д.В. Симакина // Молодой ученый. 2019. N 50 (288). С. 522 - 526. EDN: IFREOW.
7. Михайлова Е.В. Развитие местного самоуправления в России и роль Европейской хартии местного самоуправления в его становлении / Е.В. Михайлова, А.А. Никоноров // Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. N 1. С. 91 - 95. EDN: WRLCEN.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.