Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
С.Р. БАКИЕВА
В общем понимании безопасность в сфере атомной энергетики - это комплекс мер и условий, которые направлены на обеспечение защиты человека, окружающей среды и материальных ценностей от негативных последствий использования ядерной энергии. Она включает в себя обеспечение безопасности на всех этапах ядерного цикла - от добычи урана до утилизации отработанных ядерных топливных элементов и хранения радиоактивных отходов. В основе безопасности в сфере атомной энергетики лежит строгое соблюдение норм и правил, а также использование передовых технологий и методов контроля и мониторинга радиационной обстановки. Чтобы обеспечить соблюдение данного комплекса мер и условий, человечество законодательно регламентирует свою деятельность, в том числе с помощью норм международного права. Важнейшим международным документом в этой сфере является Конвенция о ядерной безопасности <1>. Она была подписана с целью установления минимальных стандартов для безопасности ядерных установок во всем мире. Конвенция содержит обязательства для государств-участников, они должны принимать меры для обеспечения безопасности ядерных установок, предотвращения аварий и минимизации последствий аварий. Кроме того, она создает национальные регулирующие органы, они должны иметь права и полномочия для контроля ядерной безопасности.
--------------------------------
<1> Конвенция о ядерной безопасности // International Atomic Energy Agency. URL: https://www.iaea.org/sites/default/files/19/09/19-00679r_web_cns.pdf (дата обращения: 25.06.2023).
Важный орган в сфере обеспечения ядерной безопасности - Международное агентство по атомной энергии (далее - МАГАТЭ) - создало секцию оценки безопасности (SAS). Она включает в себя соответствующие международные стандарты, методы и механизмы, которые позволяют проводить обзоры, оценки и контроль безопасности ядерных установок. Обзоры должны проводиться периодически и оценивать уровень соответствия ядерной установки стандартам безопасности. Данные обзоры должны регулярно предоставляться регулирующим органам для контроля за безопасностью. Кроме того, представители МАГАТЭ разработали Кодекс поведения <2>, в котором отражены основные важные принципы, выработанные Международной конференцией по сохранности радиоактивных источников, состоявшейся в Вене в марте 2003 г. Он содержит регулятивные требования для обеспечения защиты от радиации во время хранения, использования и освобождения радиоактивных материалов.
--------------------------------
<2> Кодекс поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников // United Nations. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/code-04.pdf (дата обращения: 25.06.2023).
Стоит отметить, что правовая международная база в сфере атомной безопасности регулярно обновляется, эти обновления сопровождаются дебатами. Так, в учебнике П.Г. Лахно и Ф.Ю. Зеккера отмечается, что, например, в рамках вопроса утилизации ядерных отходов комиссия ЕС представила проект соответствующей Директивы, где были четко прописаны сроки сооружения странами - членами ЕС могильника радиоактивных отходов. Но проект провалился по причине того, что в нем отсутствовали четко обозначенные полномочия ЕС в данной сфере <3>. Это не единственный вопрос, по которому среди стран - членов ЕС нет согласия: как отмечает А.А. Нукушева, сейчас определенные идеи о переходе на безопасные возобновляемые источники энергии демонстрируют Швеция, Венгрия и Литва. Однако некоторые другие страны ЕС (в частности Франция, Венгрия, Словакия и Великобритания) намерены и дальше извлекать энергию из ядерного распада или синтеза <4>. Говоря о ЕС, нельзя не упомянуть, что в Европе одним из основных документов в сфере обеспечения ядерной безопасности является Соглашение Евроатома <5> - Европейского сообщества по атомной энергии. Данный документ регулирует вопросы радиационной защиты работников и общественности, поставки ядерных материалов для развития атомной энергетики и многое другое. Стоит отметить, что с 2022 г. Европейская комиссия исключила российские общественные организации из программ Евроатома.
--------------------------------
<3> Зеккер Ф.Ю., Лахно П.Г. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование. М.: Юрист, 2011. С. 889.
<4> Нукушева А.А. Международно-правовые аспекты регулирования в области атомной энергетики // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2022. N 3(70). С. 171 - 181.
<5> Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии // Право Европейского союза. URL: https://eulaw.ru/treaties/teuratom/ (дата обращения: 25.03.2023).
Полагаем, что на данный момент международное правовое регулирование в сфере атомной энергетики и обеспечения безопасности является развивающимся направлением в силу того, что условия и угрозы применения атома растут. Тем не менее на данный момент в правовом смысле оно регулируется достаточно качественно.
Атомная энергетика - одно из наиболее перспективных направлений промышленности современного мира. Сегодня Российская Федерация является одним из лидеров в этой области. Это обусловлено в том числе высоким уровнем безопасности, который обеспечивается законодательством Российской Федерации в области атомной энергетики. Одним из главных федеральных нормативных правовых актов в данной сфере является Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" <6>. В ст. 2 данного документа законодателем объясняются принципы и задачи правового регулирования в области использования атомной энергии, причем упор делается именно на обеспечение безопасности. Другой не менее важный Федеральный закон "Об охране окружающей среды" <7> устанавливает правовые и организационные основы охраны окружающей среды и здоровья человека, обеспечения экологической безопасности при использовании объектов атомной энергетики.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (ред. от 28.06.2022) (с изм. вступ. в силу с 01.12.2022) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4552.
<7> Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 26.03.2022) // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Как отмечают А.С. Олейник и А.Ю. Токмачева, отечественное законодательство реализует требования международных актов и вместе с тем расширяет область организации защиты критически важных объектов, включающих предприятия атомной промышленности, посредством закрепления правовых норм федерального уровня <8>, в том числе и в рассмотренных в данной работе Федеральных законах.
--------------------------------
<8> Олейник А.С., Токмачева А.Ю. Правовые основы защиты объектов атомной отрасли // Труды Академии управления МВД России. 2017. N 2(42). С. 25 - 31.
Помимо этих Законов, в России создан ряд нормативных актов, которые регулируют основные аспекты безопасности на объектах атомной энергетики, вводят обязательные требования для эксплуатации и строительства таких объектов. Наряду с федеральными законами, к основным нормативным актам можно отнести Федеральный закон "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <9>, где устанавливаются правила обращения с радиоактивными отходами и охраны от радиационных воздействий. С нашей точки зрения, это один из самых спорных Федеральных законов, так как именно он узаконивает ввоз радиоактивных отходов, об этом же писал ранее Б.Е. Серебряков, отмечавший, что данный Закон разрабатывался без привлечения к его разработке и обсуждению ведущих специалистов в области радиационной безопасности <10>.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 21.12.2021) (с изм. вступ. в силу с 01.01.2022) // СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4281.
<10> Серебряков Б.Е. О недостатках Закона N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами..." // ProAtom. 2011. 27 июля.
Впрочем, это не единственная правовая проблема в Российской Федерации. Как отмечает О.Г. Парамузова, одна из проблем обеспечения безопасности на потенциально опасных объектах, так или иначе связанных с атомной энергетикой, заключается в засекреченности <11>. В Российской Федерации вопросами регулирования безопасности в рамках мирного использования атомной энергии занимается Ростехнадзор, который объединяет различные ведомства России, контролирующие деятельность, связанную с атомной энергией, но в рамках осуществления контроля за военными атомными объектами РФ надзорные функции осуществляет, естественно, Министерство обороны РФ, основные документы которого имеют гриф государственной тайны. Поэтому правовое обеспечение безопасности в сфере атомной энергетики в России носит полузакрытый характер, с нашей точки зрения.
--------------------------------
<11> Парамузова О.Г. Современные международно-правовые проблемы ядерной безопасности и радиационной защиты // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. С. 56 - 65.
Несоблюдение мер атомной безопасности чревато последствиями для всей планеты, о чем свидетельствуют последствия ядерных катастроф в Чернобыле и на АЭС Фукусимы. Чернобыльская авария случилась в результате несчастного случая при проведении эксперимента на атомной электростанции на территории Советской Республики Украина в 1986 г. Четверо из шести реакторов были уничтожены, что привело к выбросу радиоактивных веществ, на тот момент самому большому в истории. Пункт размещения радиоактивных отходов был закрыт, и огромная территория вокруг зоны аварии была замкнута под строгим наблюдением. Также следует отметить, что крупные размеры радиоактивного облака привели к загрязнению территорий других государств. В результате аварии в Чернобыле моментально умерло более 40 человек, а еще около 100 000 человек были вынуждены эвакуироваться из зоны аварии <12>.
--------------------------------
<12> Чернобыль, мифы и факты / Ред. М. Сметанникова // ТАСС. Специальный проект. URL: https://tass.ru/spec/chernobyl (дата обращения: 25.06.2023).
В Фукусиме, Япония, в 2011 г. произошло землетрясение и последовавшее за ним цунами, которое повредило реактор на атомной электростанции фирмы "Тепко" в городе Окума, а отсутствие электропитания привело к последующей аварии с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу <13>. Радиоактивный выброс был ограниченного масштаба из-за противоветра. В результате катастрофы в Фукусиме 15 тысяч человек погибли, а еще 2,5 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
--------------------------------
<13> Ядерная авария на АЭС "Фукусима-дайити" // International Atomic Energy Agency. URL: https://www.iaea.org/ru/temy/yademaya-avariya-na-aes-fukusima-dayiti (дата обращения: 25.06.2023).
Это не единственные аварии, но, пожалуй, одни из самых крупных. Но так или иначе они не связаны с правовыми проблемами, скорее, речь идет о несчастном случае и природной катастрофе. Но есть и аварии, которых можно было бы избежать, если бы все участники соблюдали правовые нормы, например ядерная авария, случившаяся на комбинате "Маяк" на территории Урала в 1957 г. (Кыштымская трагедия), когда озеро оказалось загрязненным, а местные жители не были проинформированы о том, что в воду попала радиоактивная жидкость. С нашей точки зрения, если бы власть соблюдала нормы и стремилась обеспечить безопасность гражданского населения хотя бы путем оповещения, последствия трагедии в виде человеческих жертв можно было бы минимизировать. Но стремление власти к засекречиванию привело к трагедии.
Стоит отметить, что это не только характерная черта Советского Союза, аналогичные ситуации можно наблюдать и в других странах, например в США. В 1959-м в полевой ядерной лаборатории НАСА в Санта-Сусанне проводился эксперимент на натриевом ядерном реакторе, разработанном компанией Atomics International, в результате чего произошел выброс радиации в атмосферу <14>. Очистка территории прошла не вполне успешно, до сих пор она считается одной из самых загрязненных в США.
--------------------------------
<14> Филиппов А. США десятки лет скрывают страшную ядерную катастрофу // Взгляд. 2019. 17 июля.
Целесообразно было бы действовать в сторону объединения и консолидации усилий по обеспечению безопасности Земли, но на данном отрезке истории можно говорить только о засекречивании, что не способствует обеспечению комплексных мер безопасности.
Ориентируясь на специфику проблем в изучаемой сфере, был составлен собственный список по совершенствованию правовой системы безопасности ядерных объектов: разработка системы динамического мониторинга и управления безопасностью ядерных объектов на основе искусственного интеллекта и машинного обучения; создание единого реестра ядерных материалов; внедрение технологии ядерного детектора. Последнее предложение актуально тем, что внедрение подобной технологии позволит обнаруживать даже самые маленькие количества ядерных материалов и предотвращать их перевозку через границу. Реализация ядерного детектора в международных портах и других точках особо важна в свете угрозы ядерной плутониевой диверсии в мире. Правительства и межгосударственные организации в настоящее время осуществляют широкий спектр мер по обеспечению безопасности ядерных материалов. Эти меры включают в себя установку ядерных детекторов на ключевых инфраструктурных объектах, чтобы обнаруживать и предотвращать их контрабанду. Без правового обеспечения и соответствующей регулятивной рамки установка ядерного детектора не может достичь своих полных возможностей. Регулирующие аспекты должны охватывать всю цепь от производства, хранения, транспортировки до использования ядерных материалов. Вопросы, связанные с легальными действиями с ядерными материалами, должны быть урегулированы правовой системой, чтобы обеспечить безопасность в сфере атомной энергетики.
В завершение отметим, что атомная энергетика является одним из наиболее важных источников энергии в современном мире, которая обеспечивает потребности многих стран, однако ее использование сопряжено с риском для окружающей среды и здоровья людей, поэтому обеспечение безопасности в данной сфере является одной из основных задач, над решением которой работают государства и международные организации.
Литература
1. Зеккер Ф.Ю. Энергетическое право России и Германии: сравнительно-правовое исследование / Ф.Ю. Зеккер, П.Г. Лахно. Москва: Юрист, 2011. 1076 с.
2. Нукушева А.А. Международно-правовые аспекты регулирования в области атомной энергетики / А.А. Нукушева // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2022. N 3(70). С. 171 - 181.
3. Олейник А.С. Правовые основы защиты объектов атомной отрасли / А.С. Олейник, А.Ю. Токмачева // Труды Академии управления МВД России. 2017. N 2(42). С. 25 - 31.
4. Парамузова О.Г. Современные международно-правовые проблемы ядерной безопасности и радиационной защиты // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2020. С. 56 - 65.
5. Серебряков Б.Е. О недостатках Закона N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами..." / Б.Е. Серебряков // ProAtom. 2011. 27 июля.
6. Филиппов А. США десятки лет скрывают страшную ядерную катастрофу / А. Филиппов // Взгляд. 2019. 17 июля.
7. Чернобыль, мифы и факты / Редактор М. Сметанникова // ТАСС. Специальный проект. URL: https://tass.ru/spec/chernobyl (дата обращения: 25.06.2023).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.