Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
К.А. ПЕТУХОВА
Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России, а также настоящим Положением.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" <1> ФССП России осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
--------------------------------
<1> Российская газета. 1997. 5 авг. N 149.
Правовые основы деятельности органов ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов конкретизированы в первую очередь в Указе Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" <2>. Согласно данному документу ФССП России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее - государственный реестр), и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр.
--------------------------------
<2> Российская газета. 2004. 19 окт. N 230.
ФССП России подведомственна Минюсту России.
Основными задачами ФССП России являются <3>:
1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - суды);
2) организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее - судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - акты других органов);
3) управление территориальными органами ФССП России (далее - территориальные органы);
4) ведение государственного реестра;
5) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.
--------------------------------
<3> Функции и задачи ФССП России // https://fssp.gov.ru/functions/.
Функции практической реализации организации обеспечения установленного порядка деятельности судов возложены на Управление по организации обеспечения установленного порядка деятельности судов <4>.
--------------------------------
<4> Приказ ФССП России от 29 мая 2020 г. N 425 "Об утверждении Положения об Управлении по организации обеспечения установленного порядка деятельности судов" // СПС "КонсультантПлюс".
Деятельность управления направлена на выполнение следующих задач:
1) организация деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - ОУПДС) при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации, старших смены на объекте - судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, младших судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, территориальных органов принудительного исполнения по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, обеспечению установленного порядка деятельности судов, препровождению иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации до специальных учреждений и до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, выявлению и пресечению административных правонарушений, оказанию органам внутренних дел содействия в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, осуществлению привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя или судебного пристава-исполнителя;
2) организация и контроль за деятельностью отделений оперативного дежурства и специального назначения территориальных органов принудительного исполнения;
3) организация служебно-боевой подготовки и развития служебно-прикладных видов спорта в органах принудительного исполнения Российской Федерации;
4) обеспечение организационного и методического руководства за деятельностью территориальных органов принудительного исполнения Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий, установленного порядка деятельности судов и административной практики судебных приставов по ОУПДС;
5) обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) органов принудительного исполнения Российской Федерации;
6) координация деятельности территориальных органов принудительного исполнения по порядку выдачи и ношения оружия, патронов к нему и специальных средств;
7) организация в пределах компетенции сотрудничества органов принудительного исполнения Российской Федерации с органами государственной власти;
8) организационно-методическое руководство подразделениями территориальных органов принудительного исполнения;
9) мониторинг правоприменения в установленной сфере деятельности и подготовка предложений по совершенствованию законодательства, затрагивающего деятельность органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Помимо этого Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" <5> определены обязанности сотрудников ФССП по ОУПДС. В соответствии с данным Законом судебный пристав по ОУПДС обязан:
1) обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;
2) обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;
3) поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;
4) выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;
5) осуществлять охрану здания, помещений суда;
6) в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;
7) на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;
8) на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;
9) по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей;
10) при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;
11) взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;
12) проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;
13) оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда;
14) по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания.
--------------------------------
<5> Российская газета. 1997. 5 авг. N 149.
Также этот Закон определяет, что при осуществлении своих должностных полномочий судебный пристав по ОУПДС имеет право:
- при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;
- при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);
- в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "Об исполнительном производстве";
- проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях органов принудительного исполнения, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя;
- в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях органов принудительного исполнения, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;
- не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения органов принудительного исполнения лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;
- осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
- при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;
- применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Кроме того, применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия регулируется также ст. ст. 15 - 18 данного Закона в тех случаях, когда другие применяемые меры не обеспечивают реализации возлагаемых обязанностей.
Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в свою очередь, обязывает судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности к выполнению следующих действий:
- по предупреждению о намерениях применить их, предоставляя лицам, в отношении которых будет применена физическая сила, спецсредства и огнестрельное оружие, достаточное количество времени для исполнения своих требований, в исключении те случаи, когда промедление может создать угрозу жизни и здоровью судебного пристава или иных граждан, привести к другим тяжким последствиям или, если при данной ситуации нет возможности предупредить об этом;
- применению физической силы, спецсредств и оружия только лишь в соразмерности с характером и степенью угрозы совершаемого или совершенного правонарушения, силой оказываемого противодействия, и непосредственным стремлением к минимальному причинению ущерба;
- обеспечению оказания доврачебной медицинской помощи лицам, которые получили телесные повреждения, и в наиболее кратчайшие сроки уведомить их родственников о произошедшем.
О каждом случае, произошедшем с применением физической силы, спецсредств или огнестрельного оружия судебный пристав по ОУПДС обязан в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме сообщить старшему судебному приставу и председателю соответствующего судебного учреждения, а в случаях, когда была причинена смерть или ранение, уведомляется прокурор. Главным условием применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия является то, что не должна создаваться угроза жизни или здоровья иных лиц, находящихся в судебном учреждении. Если при применении физической силы, спецсредств или оружия, судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов были превышены его полномочия, то это влечет устанавливаемую законом ответственность.
Судебные приставы обязаны использовать предоставленные им права строго в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан. За неправомерное использование физической силы, специальных средств и оружия предусмотрена уголовная ответственность, предусмотренная ст. 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий".
Помимо Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" и Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" деятельность приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов регулируется таким документом, как Приказ ФССП России от 17 декабря 2015 г. N 596 "Об утверждении Порядка организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов" <6>.
--------------------------------
<6> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2016. N 7.
Кроме общих положений данный Приказ содержит информацию об организации работы территориального органа ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов; организации охраны зданий, помещений судов и зданий, помещений ФССП России, безопасности судей, присяжных; организации обеспечения безопасности должностных лиц.
ФССП России при исполнении служебных обязанностей заседателей и иных участников судебного процесса; организации препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение; организации препровождения иностранного гражданина или лица без гражданства до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Таким образом, исполнение ФССП Российской Федерации своих полномочий по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляется на основании действующей законодательной базы.
ФССП России является одним из заказчиков Федеральной программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы", и при характеристике проблем, на решение которых направлена данная программа, выделена проблема надлежащего исполнения обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов <7>. Это говорит о недостаточной эффективности работы ФССП России и наличии проблем, связанных с обеспечением установленного порядка деятельности судов <8>.
--------------------------------
<7> Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" // СЗ РФ. 2013. N 1. Ст. 13.
<8> Сабуров Е.Н. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, его полномочия // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: сборник научных статей по итогам работы Девятого международного круглого стола. М.: КОНВЕРТ, 2019. С. 35.
Одной из проблем является правовое регулирование деятельности ФССП России по ОУПДС. Так в настоящее время нет четкого законодательного закрепления понятия "установленный порядок деятельности судов". Как правило, данное понятие подразумевает совокупность требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок судебного разбирательства, деятельность судей, работников судов и судебных приставов.
Особую проблему для российской судебной деятельности представляет крайне высокая загруженность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Судебные приставы приступают к исполнению своих должностных обязанностей в зданиях суда, которые начинаются задолго до судебных заседаний. Прежде чем распахнуть двери суда, судебные приставы по ОУПДС проводят в обязательном порядке осмотр зала, всех служебных и подсобных помещений, территории вокруг суда. На протяжении дня, находясь на посту, они проверяют документы посетителей, осуществляют проверку наличия запрещенных предметов в здание суда, сверяют персональные данные граждан со списками лиц, находящихся в розыске, которые размещены на каждом посту, и многое другое.
ФССП России является одной из наиболее загруженных структур органов исполнительной власти. Согласно интервью Директора Федеральной службы судебных приставов <9> в 2021 г. в рамках выполнения задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов судебными приставами обеспечивается безопасность всех федеральных судов и около 99% судебных участков мировых судей. Выполнено более 2 млн заявок на обеспечение безопасности судебных заседаний, доставку вещественных доказательств и материалов дела, а также около 1,8 млн заявок на обеспечение безопасности должностных лиц ФССП при исполнении служебных обязанностей. Осуществлено более 260 тыс. приводов лиц, уклонявшихся от явки по вызову суда (судьи). Более 270 тыс. лиц доставлено по постановлениям судебных приставов-исполнителей и дознавателей ФССП. Судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов задержано свыше 9 тыс. лиц, находящихся в розыске. Более 800 из них - за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
--------------------------------
<9> Стенограмма выступления директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации на заседании коллегии ФССП России "Об итогах работы Федеральной службы судебных приставов за 2020 год и задачах на 2021 год" // https://fssp.gov.ru/2719187/?print=1&ysclid=l26ednsotmhttps://r55.fssp.gov.ru/konkursnaja_rabota_administrativno_pravovojj_status_sudebnogo_pristava_po_obespecheniju_ustanovlennogo_porjadka_dejatelnosti_sudov/document22913792/?print=1.
Поскольку численность сотрудников недостаточна для выполнения задач, возложенных на приставов по ОУПДС, на одного пристава приходится слишком большой объем работы, с которым пристав по ОУПДС иногда не в состоянии справится. Кроме того, выполнение одной задачи может негативно сказываться на реализации другой задачи. Так, нередки случаи, когда для обеспечения безопасности судебных процессов или доставки уголовного дела и вещественных доказательств пристав по ОУПДС вынужден покидать пропускной пост. Это приводит к ослаблению пропускного режима в зданиях судов.
Немаловажной проблемой в деятельности судебных приставов по ОУПДС является высокая текучесть кадров. Данная проблема связана с колоссальной загруженностью и отсутствием практических навыков у молодых работников, низкой заработной платой судебных приставов (в среднем 20 - 30 тыс. руб. <10>; несмотря на то, что их зарплата была увеличена, она все равно не соответствует тому объему работы и ответственности, который на них возлагается). Все это способствует отсутствию у сотрудников ФССП мотивации в исполнении своей трудовой функции. По статистическим материалам ФССП по Смоленской области, показатель текучести кадров в 2021 г. составил 4,1% <11>.
--------------------------------
<10> Постановление Правительства РФ от 1 января 2020 г. N 1 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 2 (ч. 2). Ст. 203.
<11> Об итогах деятельности УФССП России по Смоленской области в 2021 году // https://r67.fssp.gov.ru/2021_god/?print=1.
Также необходимо добавить, что в настоящее время в обществе отсутствует понимание всей важности и ответственности в деятельности судебных приставов по ОУПДС. В научной литературе такая функция государства, как обеспечение установленного порядка деятельности судов, не изучается. Проанализировав все общественные мероприятия, которые проводит Федеральная служба судебных приставов, можно сделать вывод о том, что все они нацелены на предельное информирование граждан по вопросу исполнения судебных актов. В то же время официальных мероприятий, которые были бы нацелены на установление максимальной открытости и осведомленности граждан о реализации служебных обязанностей должностными лицами органа, уполномоченного на обеспечение установленного порядка деятельности судов, не организуется. Следствием этого является то, что осуществление судебными приставами по ОУПДС своих должностных обязанностей рассматривается гражданами как составная часть судебной системы.
Кроме того, следует отметить, что наиболее острой проблемой можно назвать то, что граждане рассматривают суд как ту власть, которая отняла у человека право владеть и пользоваться каким-либо благом. Судебные же приставы, осуществляющие свои служебные обязанности в здании суда, расцениваются как ограничитель права граждан в доступе к правосудию. Именно на данном этапе происходит рост напряженности, которая в дальнейшем способствует увеличению числа жалоб на действия судебных приставов по ОУПДС, большое количество которых абсолютно не аргументированно. Согласно статистическим данным за 2020 г., наибольшее число жалоб от граждан поступает на действия приставов при проведении процедуры их досмотра и имеющейся при них ручной клади на наличие запрещенных предметов <12>.
--------------------------------
<12> Информация об итогах деятельности Федеральной службы судебных приставов по профилактике и выявлению коррупционных и иных правонарушений за 2020 год // https://fssp.gov.ru/2731981/.
Решение указанных выше проблем и проведение соответствующих мероприятий может в перспективе существенно улучшить деятельность судебной системы и повысить доверие граждан к государству в целом и к судебной власти в частности.
В целях повышения эффективности судебных приставов по ОУПДС можно предложить следующее:
- следует уточнить некоторые моменты деятельности судебных приставов по ОУПДС на законодательном уровне. В частности, следует четко закрепить в законодательстве понятие "установленный порядок деятельности судов" и прописать в специальных нормативных актах детально установленный порядок работы ФССП по ОУПДС в суде;
- для решения проблемы большой загруженности рекомендуется увеличить численность судебных приставов по ОУПДС;
- необходимо повысить информированность граждан о деятельности судебных приставов по ОУПДС, о специфике их работы;
- необходимо повысить заинтересованность судебных приставов по ОУПДС в ответственном исполнении своих обязанностей путем поощрения их работы;
- для повышения профессиональных качеств молодых специалистов следует проводить различные курсы, тренинги, которые помогут им приобрести необходимые умения и навыки в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов;
- следует усилить контроль за степенью физической, правовой и моральной подготовки судебных приставов по ОУПДС;
- необходимо довести до граждан информацию о правильном поведении в зале суда, о процедуре досмотра вещей;
- необходимо популяризировать профессию судебный пристав по ОУПДС среди населения, в частности среди молодежи. Для этого рекомендуется устраивать встречи, мероприятия, посвященные обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- необходимо усилить контроль за деятельностью судебных приставов по ОУПДС <13>.
--------------------------------
<13> Пак В.А. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов: монография. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014. С. 131.
Таким образом, была проанализирована работа ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исследованы нормативно-правовое регулирование и деятельность судебных приставов. Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.
ФССП России в рамках выполнения функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов решает следующие задачи: обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и т.д.; обеспечение безопасности в судах; создание условий для надлежащего отправления правосудия и препровождение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации; охрана здания (зданий) суда, помещений суда и совещательных комнат; обеспечения в суде безопасности судей, участников судебного процесса, присяжных заседателей, свидетелей и иных граждан, находящихся в судебных помещения; поддержание общественного порядка в судебных помещениях, доставка к месту проведения судебного процесса вещественных доказательств и обеспечения их сохранности.
ФССП активно взаимодействует с МВД России, ФСБ России, Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по вопросам и обеспечения безопасности социально значимых процессов.
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка должен обладать высокой квалификацией, поскольку от эффективности исполнения государственной функции судебными приставами по ОУПДС зависит не только авторитет судебной власти, но и жизнь участников судебного процесса <14>, свидетелей и иных граждан, находящихся в судебных помещениях.
--------------------------------
<14> Маркелов Е.А. Административно-правовой статус судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов // https://r55.fssp.gov.ru/konkursnaja_rabota_administrativno_pravovojj_status_sudebnogo_pristava_po_obespecheniju_ustanovlennogo_porjadka_dejatelnosti_sudov/document22913792/.
В ходе изучения информации об обеспечении установленного порядка деятельности судов ФССП были выявлены следующие проблемы:
- недостатки правового регулирования деятельности приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- высокая загруженность судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- текучесть кадров;
- отсутствие понимания всей важности и ответственности в деятельности судебных приставов по ОУПДС со стороны части общества;
- судебные приставы, исполняющие свои служебные обязанности в здании суда, часто расцениваются участниками судебного процесса как ограничитель права граждан в доступе к правосудию <15>.
--------------------------------
<15> Ивков Д.П. Некоторые проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов // Молодой ученый. 2021. N 47 (389). С. 191 - 193.
Для решения вышеобозначенных проблем можно предложить следующее:
- внести определенные изменения в систему правового регулирования деятельности судебных приставов по ОУПДС на законодательном уровне. В частности, следует четко закрепить в законодательстве понятие "установленный порядок деятельности судов";
- увеличить численность судебных приставов по ОУПДС, что поможет решить проблему высокой загруженности;
- повышать степень информированности граждан о деятельности судебных приставов по ОУПДС, о специфике их работы;
- усилить меры материального стимулирования судебных приставов по ОУПДС в ответственном исполнении своих обязанностей;
- обеспечить систематическое повышение квалификации специалистов службы путем проведения различных курсов, тренингов;
- усилить контроль за степенью физической, правовой и моральной подготовки судебных приставов по ОУПДС;
- оперативно доводить до граждан информацию о правильном поведении в зале суда, о процедуре досмотра вещей;
- популяризировать профессию судебного пристава по ОУПДС среди населения, в частности, среди молодежи. Для этого рекомендуется устраивать встречи, мероприятия, посвященные обеспечению установленного порядка деятельности судов;
- усилить контроль за деятельностью судебных приставов по ОУПДС.
За время своего существования Федеральная служба судебных приставов заняла достойное место в системе органов исполнительной власти, внося существенный вклад в защиту и восстановление нарушенных конституционных прав граждан и юридических лиц. Решение перечисленных в работе проблем в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов Федеральной службой судебных приставов позволит повысить степень защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.
Список литературы
Бикмулина А.М. К вопросу об обеспечении безопасности судей судебными приставами по установлению порядка деятельности судов // Молодой ученый. 2019. N 52 (290).
Вилкова Т.Ю., Насонов С.А., Хохряков М.А. Судоустройство и правоохранительные органы: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022.
Гриненко А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022.
Ивков Д.П. Некоторые проблемы обеспечения установленного порядка деятельности судов // Молодой ученый. 2021. N 47 (389).
Маркелов Е.А. Административно-правовой статус судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов // https://r55.fssp.gov.ru/konkursnaja_rabota_administrativno_pravovojj_status_sudebnogo_pristava_po_obespecheniju_ustanovlennogo_porjadka_dejatelnosti_sudov/document22913792/.
Пак В.А. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов: монография. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2014.
Попова Н.Ф. Основы управления в судебных и правоохранительных органах: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022.
Сабуров Е.Н. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, его полномочия // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве: сборник научных статей по итогам работы девятого международного круглого стола. М.: КОНВЕРТ, 2019.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.