Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Исполнительное производство. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОЗЫСКА ДОЛЖНИКОВ, ИХ ИМУЩЕСТВА И РОЗЫСКА ДЕТЕЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
Д.О. КОТКОВ
Розыск должника, его имущества и ребенка регулируется нормами Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" <1> (далее также - ФЗ N 229-ФЗ). Розыск должника, его имущества и ребенка является мерой принудительного исполнения и применяется тогда, когда истек срок добровольного исполнения, и должник не исполнил в добровольном порядке требования исполнительного документа. При этом в теории исполнительного права вводится понятие исполнительных действий и мер принудительного исполнения. Исполнительные действия являются более широким понятием, чем меры принудительного исполнения, поскольку они охватывают меры принудительного исполнения как таковые, а также включают в себя подготовительные действия по исполнительному производству. Отличием мер принудительного исполнения от исполнительных действий является то, что они позволяют защитить нарушенные права взыскателя с применением специальных мер принуждения, преодолевающих волю должника <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Свирин Ю.А. Исполнительное производство и трансгрессия исполнительного права. М.: Оверлей, 2009.
Понятие мер принудительного исполнения изложено в нормах ФЗ N 229-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 68 ФЗ N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Таким образом, исполнительными действиями по российскому законодательству являются либо действия, напрямую указанные в исполнительном документе, либо действия, которые может совершать судебный пристав в целях получения с должника имущества или денежных средств по исполнительному документу. То есть существом мер принудительного исполнения являются два источника права: судебное решение или иной исполнительный документ, содержащий требования принудительного характера, т.е. требования, которые должны быть исполнены как по воле должника, так и вне такого волеизъявления, и Закон об исполнительном производстве, который регулирует виды и порядок исполнения и применения мер принудительного исполнения.
Виды мер принудительного исполнения содержатся в п. 2 ст. 68 ФЗ N 229-ФЗ. Розыск должника, его имущества и ребенка как таковые не относятся напрямую к перечню мер принудительного исполнения, однако такой розыск является подготовительным действием к совершению таких мер принудительного исполнения, как изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях, обращение взыскания на имущественные права должника, обращение взыскания на имущество должника, в том числе и на денежные средства. Совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника, может являться мерой принудительного исполнения под названием отобрание ребенка, для чего необходимо произвести розыск ребенка <3>.
--------------------------------
<3> Аргунов В.В., Борисова Е.А., Бочарова Н.С. Гражданский процесс: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014.
Сам по себе розыск должника не является также мерой принудительного исполнения - он может быть признан лишь исполнительным действием принудительного вида, необходимым для личного участия должника в исполнительном производстве. Розыск должника в рамках ФЗ N 229-ФЗ получает название исполнительный розыск.
Согласно ч. 1 ст. 65 ФЗ N 229-ФЗ в случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.
В соответствии с п. 2 ст. 65 ФЗ N 229-ФЗ к исполнительному розыску относятся исполнительно-розыскные действия судебного пристава, направленные на установление должника, его имущества или ребенка. Таким образом, речь идет об исполнительном розыске, что не является самостоятельной мерой принудительного исполнения, но является предварительными исполнительными действиями для применения мер принудительного исполнения. Проблемы исполнительного розыска и его правового статуса исследовались в работах таких авторов, как М.Л. Гальперин <4>, Н.С. Чернова <5>, Т.В. Ширяева <6>. В целом необходимо отметить, что полноценных работ, посвященных исполнительному розыску, в российской доктрине исполнительного права практически не встречается.
--------------------------------
<4> Гальперин М.Л. Исполнительные действия - меры ответственности? // Lex Russica. 2018. N 3 (136). С. 9 - 23.
<5> Чернова Н.С. Административно-правовое регулирование деятельности судебных приставов: маг. дис. Томск, 2018.
<6> Ширяева Т.В. Производство по делам об обжаловании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007.
Необходимо отметить, что исполнительный розыск размещен в гл. 7 об исполнительных действиях, поэтому правовым статусом исполнительного розыска является статус исполнительных действий. Согласно ч. 1 ст. 64 ФЗ N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. В связи с подобным определением необходимо отметить, что исполнительный розыск направлен на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а также на то, чтобы понудить должника к своевременному и полному исполнению требований исполнительного документа.
Одной из главных проблем исполнительного розыска является то, что реализация такого розыска возлагается на такие подразделения, которые заняты выполнением иных функций и задач. Так, в соответствии с наименованием, исполнительный розыск понимался ранее как оперативно-розыскные мероприятия, в связи с чем такой розыск был возложен на органы внутренних дел, которые занимались оперативно-розыскной деятельностью в соответствии с Федеральным законом N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <7>. Это порождало существенные проблемы. Как отмечают в своей работе М.А. Толмачева и О.М. Дементьев, с учетом значительного объема возложенных на органы внутренних дел задач, розыск должников по исполнительным производствам никогда не являлся для них приоритетным направлением в их деятельности и осуществлялся по остаточному принципу. В связи с этим Президент РФ подписал Указ N 1240 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316" <8>. Данный Указ вносил изменения в полномочия ФССП, которые наделяли службу судебных приставов полномочиями по розыску должника и розыску ребенка, в том числе во взаимодействии их с органами и организациями в соответствии с их компетенцией <9>.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".
<8> Указ Президента РФ от 23 сентября 2011 г. N 1240 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1316" // СПС "КонсультантПлюс".
<9> Толмачева М.А., Дементьев О.М. Проблемы и перспективы развития исполнительного розыска должника // Science time. 2016. N 4. С. 371 - 377.
Исполнительный розыск является упорядоченной законом процедурой. В силу своего правового статуса исполнительного действия розыск регулируется также нормами ФЗ N 229-ФЗ. Местом розыска является место исполнения исполнительного документа или последнее известное место жительства должника или его место пребывания, местонахождение его имущества, либо место жительства взыскателя. При объявлении исполнительного розыска такая процедура осуществляется на всей территории Российской Федерации. Таким образом, указанная норма Закона п. 2 ст. 65 ФЗ N 229-ФЗ содержит в себе территориальный принцип исполнительного розыска, однако эта же норма Закона содержит и целый ряд неясностей и пробелов. Так, непонятно, где на самом деле производится исполнительный розыск - на всей территории РФ или же по месту жительства должника или же по месту исполнения исполнительного документа <10>. В то же самое время, как правило, местом исполнения исполнительного документа и является последнее известное место жительства должника, а равно адрес его регистрации. Данная норма исполнительного законодательства содержит множество разнообразных вариаций территориальных привязок проведения исполнительного розыска, однако такая вариативность приводит к тому, что юридическая сила исполнительного розыска теряется. Либо закон должен был конкретно указывать, что исполнительный розыск проводится на всей территории России, либо исполнительный розыск должен разделяться по территориальному принципу в зависимости от того, является ли розыск розыском должника (по месту его жительства), ребенка (по месту жительства должника), либо его имущества (по месту нахождения имущества). Данная норма Закона в конце дополняется тем, что розыск может производиться по всей территории России. И, если розыск может вестись вообще по всей территории России, зачем нужно было до этого вводить розыск по месту нахождения должника, по месту нахождения его ребенка или по месту нахождения взыскателя. Полагаем, что данная норма Закона требует проработки. Она должна быть изменена с указанием того, что исполнительный розыск проводится по всей территории России, а также на территориях иностранных государства, согласно заключенным международным договорам <11>.
--------------------------------
<10> Мурзабулатов У.М. Концептуальные пробелы в законодательстве об исполнительном производстве // Правовое государство: теория и практика. 2014. N 5. С. 43 - 47.
<11> Нагимова З.Р. Имущество должника в рамках исполнительного производства // Сборник научных статей общероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 34 - 39.
Финансовым порогом, на основании которого объявляется исполнительный розыск, является денежная сумма задолженности в размере свыше 10 000 руб. (п. 3 ст. 65 ФЗ N 229-ФЗ). При этом под исполнительный розыск попадают следующие виды взыскания: взыскание алиментов, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, ущерб, причиненный преступлением, защита интересов РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, отбывание обязательных работ или взыскание штрафа как наказания за совершенное преступление.
Розыск ребенка осуществляется на основании наличия исполнительного требования об отобрании ребенка.
Согласно п. 5 ст. 65 ФЗ N 229-ФЗ по исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск:
1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника;
2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 руб.;
3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 руб.
Исполнительный розыск инициируется судебным приставом в том случае, если все предпринятые приставом меры не помогли установить местонахождение должника, его имущества или ребенка. Такими мерами, которые могли быть инициированы приставом, является направление запросов в регистрирующие органы о наличии имущества у должника. Как видно из п. 5 ст. 65 ФЗ N 229-ФЗ, розыск самого должника инициируется в том случае, если без его личного участия невозможно исполнить в отсутствие должника. Это будет относиться к требованиям неимущественного характера. Также сам должник будет необходим, если в его отсутствие исполнение судебного решения невозможно, и сумма взыскания превышает 10 000 руб. С учетом отмеченного, наличие суммы задолженности свыше 10 000 руб. является универсальным порогом объявления исполнительного розыска, при этом вид исполнительного требования как природа и предмет взыскания не представляет существенной важности, в связи с чем норма п. 3 ст. 65 ФЗ N 229-ФЗ является уточняющей по отношению к п. 5 ст. 65, является излишней и может быть устранена из текста закона, поскольку вне зависимости от вида исполнительного требования при задолженности свыше 10 000 руб. судебный пристав может по своей инициативе или по инициативе взыскателя объявить розыск должника и его имущества <12>. Розыск ребенка осуществляется по исполнительному требованию об отобрании ребенка.
--------------------------------
<12> Миронова Г.Н. О некоторых вопросах несовершенства законодательства об исполнительном производстве // Современное право. 2009. N 12. С. 116 - 126.
Исполнительный розыск инициируется на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Для вынесения постановления о розыске должника или его имущества установлен трехдневный срок с момента поступления заявления взыскателя и однодневный срок для розыска ребенка после обращения взыскателя с исполнительным требованием.
Постановление о розыске утверждается старшим судебным приставом и передается в специализированный отдел по розыску службы судебных приставов. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления судебного пристава-исполнителя направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника.
Копия постановления о розыске ребенка направляется в органы опеки и попечительства. Судебный пристав из специализированного отдела по розыску должников, их имущества и детей наделен такими же исполнительными полномочиями, как и судебный пристав-исполнитель, вынесший постановление о розыске.
При этом если должник и его имущество обнаруживаются на территории, на которую у судебного пристава нет полномочий, соответствующие исполнительные поручения направляются в территориальный отдел службы судебных приставов, на территории которой находится должник, его имущество или разыскиваемый ребенок.
Особенностью розыска ребенка является то, что к исполнительным действиям в обязательном порядке привлекаются органы опеки и попечительства. Так, в случае объявления ребенка в розыск об этом информируются органы опеки и попечительства по месту регистрации ребенка не позднее дня, следующего за днем вынесения постановления о розыске. Как правило, ребенок проживает по месту жительства одного из родителей, поэтому розыск должника производится совместно с розыском ребенка, поскольку обязанным лицом по требованию об отобрании ребенка будет являться сам должник.
При розыске ребенка применяются те же особенности, что и при розыске имущества и самого должника - так, если ребенок будет обнаружен на территории, на которую не распространяется юрисдикция данного отдела судебных приставов, то осуществляется взаимодействие с инициатором розыска, а также органами опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и по месту нахождения инициатора розыска - территориального отдела судебных приставов. Такая ситуация может иметь место в том случае, если ребенок вместе с должником не находится по месту своего жительства и регистрации, а выехал в другое место в целях уклонения от отобрания ребенка. В случае обнаружения ребенка исполнительные действия проводятся по месту его обнаружения.
Согласно п. 14 ст. 65 ФЗ N 229-ФЗ при обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа.
Исполнение требования об отобрании ребенка производится с обязательным участием органа опеки и попечительства. По факту отобрания и передачи ребенка составляется акт.
Вместе с тем отличительной особенностью исполнения судебного акта об определении порядка общения ребенка с родителем является то, что судебный пристав должен установить факт беспрепятственного общения второго родителя и ребенка. Вместе с тем, уже сам факт розыска ребенка, если будет установлено, что общение невозможно из-за пропажи ребенка, может являться основанием для того, чтобы установить, что должник препятствует исполнению исполнительного документа о порядке общения с ребенком <13>.
--------------------------------
<13> Тансыккужина А.К. Особенности розыска детей в сравнительном анализе РФ и зарубежных стран // Скиф: вопросы студенческой науки. 2017. N 9. С. 54 - 59.
Если порядок общения родителя с ребенком соблюдается, то такое исполнительное производство оканчивается фактическим исполнением. Однако, как правило, в том случае, если инициируется розыск ребенка, общение ребенка с родителем невозможно из-за недопуска второго родителя к ребенку. В таком случае по заявлению той стороны, кому препятствуют в общении с ребенком, решение суда об определении порядка проживания и общения с ребенком может быть отменено, и ребенок может быть передан другому родителю.
Таким образом, факт неисполнения определения суда о порядке общения с ребенком может повлечь розыск ребенка, установление препятствия в исполнении требований суда, а впоследствии - отмену первоначального решения суда и отобрание ребенка с передачей его другому родителю. В таком случае осуществляется розыск ребенка.
Еще одной характерной особенностью розыска детей является отграничение криминальной составляющей пропажи ребенка от некриминальной гражданско-правовой или исполнительной составляющей. То есть как взыскатель, так и сам орган исполнения должен установить, является ли пропажа ребенка преступлением, либо носит характер уклонения от исполнения требований исполнительного документа. Как отмечает в своей работе В.Ю. Деминова, розыск детей, пропавших без вести или при обстоятельствах, которые прямо указывают на криминальный характер исчезновения, находится в компетенции не судебных приставов, но органов МВД РФ. Такой розыск регулируется уже не ФЗ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", но ФЗ N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <14>.
--------------------------------
<14> Деминова В.Ю. Особенности исполнительного розыска ребенка // Молодой ученый. 2017. N 15 (149). С. 237 - 240.
Как отмечает ученый, розыск ребенка включает в себя два этапа: 1) подготовка судебного пристава к розыску (организация), 2) совершение непосредственно розыскных мероприятий. На первом этапе судебный пристав готовит всю исполнительную документацию, судебный акт, постановление о розыске ребенка, выходит по месту жительства ребенка и производит опрос свидетелей по факту отсутствия или наличия ребенка, после чего составляет акт о том, что ребенка обнаружить не представилось возможным, в связи с чем для исполнения исполнительного документа необходимо инициировать его розыск. На основном этапе постановление о розыске направляется в отдел розыска ФССП, а также органам опеки и попечительства региона проживания ребенка с родителем, а также регионов предполагаемого убытия.
Основным отличием системы принудительного исполнения зарубежных стран от российской исполнительной модели является то, что в иностранных государствах все исполнение судебных актов основано на частноправовых началах, т.е. сами взыскатели выполняют роль службы судебных приставов. Они инициируют исполнительные действия, инициируют розыск должника, его имущества и ребенка. Такая модель имеет, в какой-то степени, ряд преимуществ, поскольку взыскатель не остается пассивным наблюдателем, как в российской системе. Именно взыскатель по своему усмотрению направляет ход исполнительного производства, он самостоятельно относит исполнительные документы во все возможные органы и учреждения, а исполнительная надпись, сделанная судом на решении, позволяет взыскателю самостоятельно, без участия дополнительных государственных органов, обращать решения к исполнению <15>.
--------------------------------
<15> Малюшкин А.С. Развитие исполнительного производства в России с учетом зарубежного опыта // Актуальные проблемы теории и истории права и государства на современном этапе: сборник научных трудов X международной научно-практической конференции, посвященной двадцатилетию Конституции Российской Федерации: спецвыпуск. Кострома: Изд-во Костромск. госуд. технол. ун-та, 2014. С. 205 - 210.
Частноправовые модели исполнения успешно зарекомендовали себя во Франции, Италии, Бельгии, где судебным исполнителем является пристав-исполнитель, не входящий в систему органов государственной власти и являющийся независимым лицензированным экспертом в сфере исполнения судебных актов. Розыск имущественных прав должника, его имущества, получение сведений о транспортных перемещениях должника, установление местонахождения должника - все это осуществляется таким специалистом. Контролируют такую деятельность частного взыскателя со стороны государства такие государственные органы, как прокуратура, суд, органы профессиональных объединений судебных приставов-исполнителей <16>. Такая деятельность в наибольшей степени напоминает детективную деятельность частных детективов, которые также не встроены в систему органов государственной власти.
--------------------------------
<16> Организационная структура органов принудительного исполнения Франции // http://fssprus.ru/inter_experience97?print=1.
В Германии вообще взыскателю не выдается исполнительный лист как исполнительный документ, а выдается решение суда с надписью о том, что "заверенная копия решения выдается для принудительного исполнения" <17>.
--------------------------------
<17> Ванина К.А. Исполнительное производство: российский и зарубежный опыт // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки. 2017. N 2 (11). С. 38 - 40.
В Великобритании исполнение судебных актов и совершение исполнительных действий осуществляется Маршальской службой. Главным отличием от системы судебных приставов России является то, что маршалы полностью следуют указаниям взыскателя. В России же судебные приставы практически никак не связаны со взыскателем и действуют в соответствии с указаниями своего руководства. Именно взыскатель в английской системе принудительного исполнения определяет очередность совершения исполнительных действий, и именно он осуществляет розыск должника, его имущества и ребенка, а также решает вопросы наложения ареста на найденное имущество <18>. Такое прямое участие взыскателя в исполнительном производстве прямо защищает его права и законные интересы. Однако, на наш взгляд, такое участие не говорит об абсолютной эффективности, ведь государство, имея колоссальные ресурсы, более лучшим образом сможет осуществить исполнительное производство. Судебные приставы в российской системе исполнения все же должны и дальше существовать как класс государственных органов, и нет необходимости все исполнение, весь розыск делать частным и передавать самим взыскателям, ведь ФССП как ведомство давно зарекомендовало себя.
--------------------------------
<18> Морозова Л.А. Исполнение судебных решений или уважение к суду // Lex Russica. 2015. N 11. С. 126 - 134.
В США довольно интересная для изучения исполнительная система. Там существует конкуренция между исполнителями судебных решений. Так, функции судебных исполнителей осуществляют в США частные юридические (коллекторские) агентства, шерифы и их заместители, маршальская служба на федеральном уровне и судебные приставы-исполнители. Маршалы входят в состав Министерства юстиции и подчиняются Генеральному прокурору США. Каждый из маршалов назначается на четыре года Президентом и утверждается Сенатом, выполняет свои функции в пределах федерального округа. Аналогом этого в российской исполнительной системе могут служить руководители территориальных органов службы судебных приставов <19>.
--------------------------------
<19> Усманова Д.Р., Фаткуллин Б.Х. Особенности исполнительного производства в зарубежных странах // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. N 2 (64). С. 39 - 44.
Большинство исполнительных функций совершается коллекторскими агентствами по взысканию. В США очень развита система цессий, когда судебное решение продается кредитором специализированным агентствам по взысканию, и такая продажа утверждается судом, вынесшим решение. В России также есть такой механизм - это уступка права требования по договору цессии, к нему также часто прибегают коллекторские агентства.
В США развита система признания решений судов одних штатов в других штатах в связи с высокой степенью федерализации государственного управления. Решения судов одного штата, подлежащие исполнению на территории других штатов, необходимо признавать в судах штатов исполнения. Такая процедура аналогична российской процедуре признания решения суда иностранного государства, согласно нормам Гражданского процессуального кодекса РФ <20>.
--------------------------------
<20> Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
В США если кредитору неизвестно о наличии собственности у должника, то должник может быть вызван в суд с целью проведения процедуры дополнительного раскрытия доказательств. Суд вправе потребовать от должника раскрыть сведения об имеющемся у него имуществе с целью последующего обращения на него взыскания. В случае неявки должника по повестке суда либо при его отказе раскрыть информацию о наличии имущества и его местонахождении должник может быть подвергнут заключению в тюрьме за неуважение к суду.
Розыск имущества должника в США осуществляют адвокаты взыскателя, которые при этом используют как формальные (например, путем запроса через суд, кредитные агентства), так и неформальные (например, через частных детективов) пути поиска имущества. Взыскатель также может прибегнуть к услугам специальных агентств по сбору долгов.
Таким образом, вся процедура розыска имущества так же, как и в Европе, отдана в распоряжение самому взыскателю, который может использовать для розыска имущества самые широкие способы и средства <21>.
--------------------------------
<21> Суханова Д.Д., Пивцайкина К.А. Служба маршалов как федеральная структура правоохранительных органов исполнительного производства США // Молодежный вестник Иркутского государственного технического университета. 2018. Т. 8. N 2. С. 166 - 169.
Основным отличием является порядок организации, когда в зарубежных государствах все исполнение осуществляет сам взыскатель, который сам определяет ход исполнения исполнительного документа и определяет порядок исполнительных действий. Сам взыскатель самостоятельно направляет запросы в государственные органы и осуществляет розыск имущества должника. Как показывает мировая практика, сложилось три системы принудительного исполнения - частная, государственная и смешанная. В России государственная система исполнения судебных актов, в США это смешанная система. В США, Израиле и ряде других государств предусмотрена такая процедура розыска имущества, когда взыскатель обращается к помощи суда для раскрытия информации об имуществе должника. Взыскатель инициирует специальное производство, в ходе которого должник вызывается в суд повесткой, и сам должник должен раскрыть сведения о своем имуществе в пределах задолженности. Если должник отказывается это сделать, то он может быть подвергнут уголовной ответственности за неуважение к суду. Это достаточно интересная процедура, поскольку суд, вынесший решение о взыскании, обладает большей информацией о деле, и именно он рассматривал дело и выносил решение, т.е. фактически не существует разрыва между вынесением решения и его исполнением, как это существует в России <22>. Российская система принудительного исполнения в определенной степени имеет проблему в том, что есть большой разрыв между судебным решением и его исполнением. Такая практика является в определенной мере неюридической, поскольку во многих случаях тщательное изучение решения суда и его обстоятельств может указывать на способ и характер как исполнения решения, так и формирования задолженности. Такому характеру исполнения способствует сам исполнительный лист - дополнительный документ, который и приводит к тому, что не само решение суда является определяющим и решающим, а именно сам лист с резолютивной частью <23>. Если бы из процедуры исполнения исключить исполнительный лист и делать исполнительную надпись на самом решении, это бы позитивно сказалось на механизме исполнения.
--------------------------------
<22> Гуреев В.А. Развитие института информирования в исполнительном производстве или проблема расширения презумпции надлежащего извещения // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 6. С. 27 - 31.
<23> Одинцова Т.К. Исправление ошибок судебных приставов-исполнителей: практика применения судами пункта 3 статьи 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" // Исполнительное право. 2014. N 1. С. 11 - 15.
Американский опыт внесудебного исполнения решения также представляет интерес, поскольку сведения о неплатежеспособности должника получает агентство по кредитным рейтингам. Негативный рейтинг должника приводит к тому, что ему не выдадут кредитную карту и не предоставят кредит <24>. В России такого механизма нет, что способствует росту неплатежеспособности по кредитам, когда должник, который не оплачивает один кредит, в некоторых случаях с легкостью получает еще несколько кредитов, и в итоге оказывается в "кредитной ловушке", после чего вынужден признавать себя банкротом, и в итоге кредиторы не получают свою задолженность. Должен быть создан единый механизм уведомления кредиторов о платежной несостоятельности, причем такие сведения должны быть доступны обычным физическим лицам, которые бы могли уведомлять такой ресурс о неплатеже должника даже по обычной расписке, а не только по банковским кредитным договорам. Наличие подобного механизма позволяет эффективно и без принудительных исполнительных процедур исполнительного розыска понудить должника оплатить кредит или задолженность, поскольку любой кредитор в таком случае получает эффективный механизм оказания воздействия на должника. Это существенно отличается от российской практики, где кредиторы не имеют никакой информации об источниках средств должника и не могут препятствовать ему далее получать невозвратные кредиты.
--------------------------------
<24> Иванчин К.М. Мировые системы принудительного исполнения. Особенности исполнительного производства в зарубежных странах // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2012. N 10. С. 18 - 24.
Европа предпочитает частную модель судебного исполнения. Так, во Франции, к примеру, регламентация деятельности приставов начинает свой отсчет с XVI в. К исполнению исполнительного документа допущены сразу несколько лиц, которые сочетают в себе элементы частно-государственного правового статуса - это судебный исполнитель, прокурор, командиры и офицеры полицейских сил. Судебный исполнитель имеет соответствующую лицензию на исполнение судебных актов, которую он получает от независимой аккредитованной организации негосударственного характера, которая является саморегулирующим органом в данной отрасли <25>. Это сказывается на всей отрасли исполнения, поскольку она становится подконтрольной не только государству, но и независимым сторонним организациям, которые, по сути, представляют собой гражданское общество. Исполнитель за незаконные и грубые нарушения может быть лишен лицензии, что прекратит его деятельность.
--------------------------------
<25> Черкашенинова М.С. Мировые системы принудительного исполнения. Особенности исполнительного производства в зарубежных странах // Практика исполнительного производства. 2014. N 3. С. 38 - 45.
Таким образом, все модели зарубежных стран содержат в себе больше частных элементов, чем государственных. В российской же модели все наоборот.
Сходством с зарубежными моделями является то, что никаких иных способов взыскания и обнаружения имущества должника, его имущества и ребенка в мировой практике не разработано, и везде применяется один и тот же исполнительный розыск, который заключается в наведении справок, получении информации у тех или иных органов, учреждений и организаций в целях принудительного исполнения судебного акта.
Также хочется отметить, что новой темой для Российской Федерации стал Федеральный закон "О частных судебных приставах" в качестве нового законопроекта. В частности, деятельность частного судебного пристава будет основываться на Федеральном законе от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и Федеральном законе от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах". Конечно же, полномочия частных судебных исполнителей будут ограничены, и, вероятно, они будут брать на себя те дела, до которых у сотрудников ФССП "не дотянулись руки" в связи с огромнейшей нагрузкой. Это очень интересное нововведение, которое говорит нам о возможном заимствовании Россией практики стран Запада с целью снизить ту большую нагрузку с ФССП, которая лежит сейчас на данной государственной службе, путем внедрения частных судебных приставов в качестве дополнения к российской системе исполнительного производства. Это говорит нам о том, что данная сфера стремительно развивается.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Правовое регулирование розыска должника, его имущества и ребенка регулируется нормами Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также Указами Президента РФ от 2011 и 2004 гг. Розыск должника, его имущества и ребенка является исполнительным розыском, что законом отнесено к исполнительным действиям, которые создают условия для своевременного и полного исполнения требований исполнительных документов. При помощи исполнительного розыска судебный пристав может отыскать имущество, ребенка, а также самого должника, после чего возможно применение мер принудительного исполнения, которые предусмотрены законом. Таким образом, исполнительный розыск является подготовительным этапом перед реализацией мер принудительного исполнения. Розыск создает возможности для исполнения требований исполнительного документа. Однако проблема заключается в ограниченных полномочиях соответствующих подразделений ФССП. Поэтому, как нам кажется, нужно расширить полномочия таких подразделений по аналогии с полномочиями отделов по розыску органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Порядок инициирования и осуществления исполнительного розыска имеет некоторые проблемы, для чего требуется законодательное урегулирование. Как нам представляется, кадровый состав специальных отделов по розыску должен быть увеличен, а их полномочия по розыску должников, их имущества, розыску детей должны расширяться. За основу можно взять Федеральный закон N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", а именно полномочия отделов по розыску органов внутренних дел. Это позитивно скажется на качестве, эффективности, результате розыска должников, их имущества, и, конечно же, положительно повлияет на розыск детей. В связи с этим есть основания полагать, что состав ст. 65 ФЗ N 229-ФЗ должен быть изменен или дополнен.
Розыск ребенка производится также судебным приставом-исполнителем, в чьем производстве находится исполнительное производство, либо специализированным отделом розыска службы судебных приставов. Обязательное участие в розыске принимают органы опеки и попечительства, которые сразу же уведомляются о начале процедуры розыска. При этом для инициации процедуры розыска необходимо наличие следующих моментов: наличие возбужденного исполнительного производства неимущественного характера, связанного с ребенком (отобрание ребенка, лишение родительских прав с передачей под опеку и попечительство и т.д.), установление фактической невозможности исполнить требования исполнительного акта, подтвержденные опросом свидетелей и актом судебного пристава и совершение судебным приставом исполнительных действий, направленных на установление местонахождения (ст. 64 ФЗ N 229-ФЗ). После установления отсутствия местонахождения ребенка судебный пристав инициирует его розыск.
В зарубежных государствах вся процедура исполнения суда отдана на реализацию самим взыскателям, поскольку сам взыскатель самостоятельно руководствуется нормами закона и сам определяет, на какое имущество должника и каким образом обратить взыскание, но это не является гарантией качественной процедуры исполнения и результата, по причине отсутствия у взыскателя как таковых ресурсов. Исполнительный розыск осуществляет сам должник - вся система взыскания является частноправовой, что составляет разительный контраст с российской системой, где все взыскания отданы государству. В Великобритании и США введены службы маршалов, которые хотя и являются государственными должностными лицами, однако полностью выполняют указания взыскателя. В целом, вся система исполнительного розыска зарубежных государств построена на том, что сам взыскатель разыскивает имущество должника и обращает на него взыскание. В ином случае он может продать долг специализированным агентствам по взысканию долгов. В России также есть коллекторские агентства, однако их деятельность далека до "цивилизованной" и упорядоченной. В основном, можно сказать, что сфера исполнения в России развивается в правильном русле.
Сходством моделей принудительного исполнения в России и в зарубежных государствах является то, что везде применяются практически одни и те же исполнительные действия в рамках исполнительного розыска должника, его имущества и ребенка. Большим отличием является то, что модели зарубежных государств идут по пути предоставления максимальных прав взыскателям, и это, как мне кажется, неправильный путь, поскольку взыскатель не может осуществить качественное исполнение исполнительного документа. Существует государственная, частная и смешанная модель системы принудительного исполнения. В России действует полностью государственная модель принудительного исполнения. В Европе более развита частная модель, развито сотрудничество с различными детективными агентствами, которые помогают проводить розыск имущества должника, в связи с чем растет бюрократизация. В США развит рынок продажи судебных решений специальным агентствам по взысканию и исполнению. Крайне эффективным средством защиты прав взыскателя является создание единого информационного механизма, который уведомляет кредиторов и иные финансовые учреждения о неплатежеспособности должника, даже когда это не связано с банкротством, а просто с фактом задержки внесения платежа или отказом выплатить ту или иную задолженность даже обычному физическому лицу. Россия может создать аналог единого информационного механизма, что положительно скажется на исполнительном производстве. Российская Федерация должна и дальше развивать государственную модель и двигаться по этому пути, ибо наличие большого количества частных элементов в исполнительном производстве, как это устроено в странах Запада, лишь вызовет различные проблемы, что, конечно же, негативным образом повлияет на всю картину в целом. Однако появление в России частных судебных исполнителей в перспективе очень положительно скажется на всей системе исполнительного производства, поэтому появление нового законопроекта говорит нам о том, что это может случиться в скором времени.
Список литературы
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.