Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СДЕЛКА С ИНОСТРАННЫМ КОНТРАГЕНТОМ: НАЛОГОВЫЕ ТОНКОСТИ
А. ОСТРОВСКАЯ
Если в сделке принимает участие иностранное лицо, то всегда возникает огромное количество вопросов, связанных с налогообложением. Один из таких вопросов касается определения места реализации работ/услуг/прав в целях НДС. Причем он важен вне зависимости от того, кем именно выступает российская компания (исполнителем или заказчиком). Другой вопрос связан с необходимостью удерживать налоги в качестве налогового агента. И это еще далеко не все. Подробнее читайте в статье, в том числе о позициях Минфина и ФНС России по сложным ситуациям.
Сделка с иностранным контрагентом может быть как по поставке товара, так и по выполнению работ или оказанию услуг, передаче прав. С поставкой обычно вопросов меньше. Если ваша компания покупает у иностранной компании товары или иное имущество, то речь, как правило, идет об импорте, при котором возникает "ввозной" НДС, уплачиваемый либо на таможне (если контрагент не из ЕАЭС), либо налоговому органу в специальном порядке (если контрагент из ЕАЭС).
Соответственно, если ваша организация продает иностранной какое-либо имущество, то речь идет, как правило, об экспортной отгрузке, которая облагается НДС по нулевой ставке, право на применение которой необходимо дополнительно подтвердить. По налогу на прибыль для российской компании каких-либо особенностей тут не возникает.
Подробнее на сделках, связанных с поставкой товаров, мы останавливаться не будем, т.к. гораздо большее количество вопросов на практике возникает у компаний по сделкам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ (а также передача прав). Их мы и рассмотрим детально.
Место реализации услуг/работ/прав
Самое первое, что необходимо сделать (прежде чем подписывать договор) - это определить место реализации работ/услуг/прав в целях НДС. И вот тут, как показывает практика, компании часто допускают ошибки, которые при выявлении их налоговыми органами влекут негативные налоговые последствия в виде доначислений и штрафов.
Но сначала отметим, для чего именно важно корректно определять место реализации в целях НДС. Это нужно, чтобы понять, облагаются соответствующие работы/услуги/права НДС или нет. Причем для российской организации этот вопрос важен вне зависимости от того, кем именно она будет выступать по сделке: исполнителем или заказчиком. Просто в первом случае (если она исполнитель) ей, как налогоплательщику, придется включать в налоговую базу по НДС стоимость выполненных работ / оказанных услуг / переданных прав, а во втором случае - ей, как налоговому агенту, придется удерживать НДС при выплате вознаграждения иностранному контрагенту (п. п. 1, 2 ст. 161 НК РФ). Если, конечно, местом реализации конкретной работы/услуги/прав будет считаться территория России.
Сразу отметим, что ответ на вопрос о том, каково место реализации в целях НДС тех или иных работ/услуг/прав, не зависит от формулировок договора относительно фактического места реализации. Иногда, например, в договоре оказания услуг стороны специально оговаривают, что услуги фактически оказываются, допустим, на территории иностранного государства. Имейте в виду, что для целей НДС такая оговорка не несет никакого смыслового значения. Попросту говоря, она не должна приниматься во внимание, если мы рассматриваем вопрос с позиции НДС.
Дело в том, что порядок определения места реализации работ и услуг (а также прав) в целях НДС регулируется отдельным образом. Правила определения места реализации, если контрагентом по договору является резидент государства, входящего в ЕАЭС, установлены ст. 148 НК РФ либо п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014).
Согласно им место реализации определяется в зависимости от того, о каких именно работах/услугах и пр. идет речь. Так, если это работы/услуги/права, непосредственно связанные с движимым или недвижимым имуществом (например, аренда, ремонт), то в этом случае следует ориентироваться на то, где именно находится такое имущество (подп. 1, 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). Если на территории иностранного государства, то тогда и работы/услуги/права считаются оказанными/выполненными/переданными за пределами территории РФ, а значит, объекта налогообложения по НДС в данном случае возникать не будет. И напротив, если указанное имущество в момент оказания услуг расположено на территории РФ, то такие услуги будут образовывать объект налогообложения НДС.
В отношении услуг по перевозке или транспортно-экспедиторских важное значение имеет то, кто именно является перевозчиком/экспедитором (иностранный контрагент или ваша компания), а также где находятся пункты отправления и назначения груза. Если по такой сделке перевозчиком является иностранное лицо, то, скорее всего, услуги не будут облагаться НДС, т.к. для того, чтобы возник объект налогообложения, в этом случае нужно, чтобы оба пункта (отправления и назначения) были расположены на территории России. А вот если перевозчиком являетесь вы (российская компания), то для возникновения объекта налогообложения по НДС достаточно, чтобы один из пунктов (либо отправления, либо назначения) находился на территории РФ. Такой порядок следует из подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ.
Если же речь идет об услугах/правах, которые перечислены в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (консультационные, юридические, маркетинговые, права на результаты интеллектуальной деятельности и т.д.), то место их реализации определяется по местонахождению покупателя услуг/прав. И если покупателем таких услуг является иностранное лицо, то услуги будут считаться оказанными не на территории РФ. А значит, они не должны облагаться российским НДС. Поэтому у вас, как у поставщика этих услуг, НДС по этим операциям не возникает. Но если вы, наоборот, приобретаете такие услуги, то в этом случае местом реализации является территория РФ. Это значит, что ваша компания как налоговый агент обязана удержать НДС при выплате дохода иностранцу.
И по всем остальным услугам/работам, которые не перечислены в подп. 1 - 4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ, действует одно общее правило: место реализации в целях НДС определяется по местонахождению исполнителя услуг/работ.
Особенности по вычету НДС
Предположим, вы определили, что при выплате вознаграждения иностранному контрагенту ваша компания является налоговым агентом по НДС. Безусловно, этот НДС хотелось бы принять к вычету. Возможно ли это? Да, если ваша компания применяет общую систему налогообложения, а приобретенные у иностранца работы/услуги/права будут использоваться в облагаемой НДС деятельности (п. 3 ст. 171 НК РФ).
Теперь рассмотрим ситуацию, когда работу/услугу/права для иностранца выполняет / оказывает/передает ваша компания. Здесь также необходимо учесть особенности, связанные с вычетом НДС.
Так, если вы определили, что оказываемые вами услуги не считаются оказанными на территории РФ, то обращаем внимание на два момента. Первый - данные по таким услугам следует отражать в разделе 7 декларации по НДС. И второй момент - раздельный учет входного НДС, который обычно ведется при осуществлении операций, не облагаемых НДС, в данном случае вести не нужно. Это связано с тем, что в целях принятия входного НДС к вычету с 01.07.2019 операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ, считаются облагаемыми НДС (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ) и входной НДС по ним не распределяется, а полностью принимается к вычету.
Подробнее о приостановке СИДН и как она отразится на российских компаниях, расскажем в следующих номерах.
Налог с доходов и соглашения об избежании двойного налогообложения
Вопросы возникают не только в части НДС. Выплачивая иностранному контрагенту вознаграждение, необходимо также проверить, не возникает ли у вашей организации обязанности по удержанию налога с дохода.
Сразу отметим, что здесь так же, как и с НДС, нет единого правила: удерживать либо не удерживать. Очень многое зависит:
- от предмета сделки;
- страны, в которой зарегистрирован иностранный контрагент (главное, имеется ли с этой страной действующее международное соглашение об избежании двойного налогообложения),
- а также от факта получения от контрагента соответствующих документов.
Но об общих принципах мы тем не менее расскажем. Так, если предметом сделки является оказание услуг или выполнение работ, то, как правило, при их оплате удерживать налог с доходов не нужно. Исключение составляют те услуги/работы, которые приведены в п. 1 ст. 309 НК РФ (например, услуги по международным перевозкам). Вот по "исключительным" услугам/работам (а также прочим доходам, приведенным в п. 1 ст. 309 НК РФ), - чтобы ответить на вопрос о том, надо удерживать налог при выплате вознаграждения или нет, - необходимо обратиться к положениям международного соглашения об избежании двойного налогообложения (далее - СИДН), если таковое, конечно же, заключено со страной, резидентом которой является иностранный контрагент. Обращаем внимание, что с 08.08.2023 было частично приостановлено 38 СИДН (и Конвенций) с недружественными странами (например, Кипром, США, Великобританией, Швейцарией, Сингапуром и пр.) <1>.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 08.08.2023 N 585 "О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения".
Положения СИДН могут предусматривать, что, например, в отношении определенного рода дохода налог уплачивается по месту нахождения получателя дохода. Соответственно, если получатель - иностранец, то российского налога с доходов не возникает. Либо положения СИДН могут определять налогообложение по местонахождению источника выплаты (тогда возникает российский налог с доходов), но при этом устанавливать ставку налога более низкую, чем та, что установлена в стране источника выплаты дохода.
Положения СИДН необходимо учитывать, если иностранный контрагент получает любой доход, указанный в п. 1 ст. 309 НК РФ, т.е. это и "процентный" доход, и лицензионные платежи, и дивиденды. Все эти доходы обобщенно называются доходами от источников в РФ, с которых - по умолчанию (если иное не предусмотрено нормами СИДН) - источник выплаты, т.е. ваша компания, обязана удержать налог с дохода.
Но это еще не все. Чтобы воспользоваться преференциями, которые дает СИДН, необходимо в обязательном порядке получить от иностранного контрагента соответствующие документы. О них мы расскажем далее.
Если со страной, резидентом которой является иностранный контрагент, действующее СИДН отсутствует (либо приостановлено, как это было сделано недавно в отношении многих стран), то при выплате ему дохода, относящегося к перечисленным в п. 1 ст. 309 НК РФ, российской организации однозначно придется удержать налог по ставкам, предусмотренным ст. 284 НК РФ.
Сертификат о резидентстве
Предположим, вы выплачиваете иностранному контрагенту доход, который в рамках имеющегося с его страной СИДН в России налогом не облагается (либо облагается, но по пониженной ставке). В этом случае - чтобы иметь возможность использовать данные преференции - вам необходимо получить у контрагента документы, предусмотренные п. 1 ст. 312 НК РФ.
Что это за документы? Основной - это документ, подтверждающий местонахождение налогоплательщика в иностранном государстве, заверенный компетентным органом (коротко его называют либо справка о резидентстве, либо сертификат резидентства). По поводу этого документа возникает масса вопросов: по какой форме он должен заполняться, должен ли он апостилироваться, необходим ли его перевод на русский язык, какова периодичность его получения и т.д.? Давайте разбираться.
Итак, по какой форме должна быть составлена справка о резидентстве? Положения НК РФ не содержат каких-либо требований к ее оформлению. Обычно она составляется по форме, принятой в том государстве, резидентом которого является иностранный контрагент. При этом в п. 1.1 письма ФНС России от 20.02.2021 N ШЮ-4-13/2243@ сказано, что представленный документ может рассматриваться как должное подтверждение российскими налоговыми агентами и налоговыми органами, если содержит в том числе:
- наименование налогоплательщика;
- подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства;
- период действия (может быть не указан);
- наименование СИДН (может быть не указано);
- указание на то, что данное лицо является резидентом или лицом с постоянным местом пребывания в данной юрисдикции.
Относительно необходимости апостилирования сертификатов резидентства отметим, что отсутствие апостиля на сертификате не должно вызвать претензии со стороны налоговиков. Судя по последним разъяснениям официальных органов, сертификаты, подтверждающие постоянное местопребывание (резидентство), без легализации или апостилирования применяются со всеми государствами, с которыми у России действуют соглашения об избежании двойного налогообложения (независимо от наличия или отсутствия в них положений об отмене апостилирования). Такие разъяснения содержатся, в частности, в письме Минфина РФ от 28.08.2018 N 03-08-05/61095.
Теперь что касается момента и периодичности получения справки о резидентстве. Справка должна представляться иностранной компанией российской организации до момента выплаты дохода. Прямо об этом не говорится в п. 1 ст. 312 НК РФ, но косвенно следует. Чиновники в своих разъяснениях это подтверждают. Минфин РФ в письме от 07.02.2023 N 03-08-05/9528 так и утверждает: для освобождения от удержания налога у источника выплаты дохода или удержания налога у источника выплаты дохода по пониженным ставкам организация должна иметь справку о резидентстве непосредственно на момент выплаты дохода, что следует из смысла п. 1 ст. 312 НК РФ.
ФНС России в данном вопросе, честно говоря, единообразия не придерживается. В одних разъяснениях ведомство соглашается с Минфином России, утверждая, что "если на момент выплаты дохода иностранной организации российская организация - источник выплаты дохода не располагает подтверждением, предусмотренным п. 1 ст. 312 НК РФ, то она на основании положений ст. 310 НК РФ она обязана произвести удержание налога по ставке, предусмотренной п. 1 ст. 310 НК РФ (в отношении соответствующего вида дохода)" (письмо ФНС России от 04.08.2022 N ШЮ-4-13/10104@).
В более раннем письме от 20.02.2021 N ШЮ-4-13/2243@ налоговая служба отмечала, что в случае, когда сертификат о резидентстве был выдан компетентным органом иностранного государства после даты выплаты дохода, но при этом содержит указание на период выплаты дохода, "отказ налоговым органом в применении преференций, предусмотренных СИДН, не может считаться обоснованным". По сути, данным письмом чиновники разрешили пользоваться налоговыми преференциями, которое дают положения СИДН даже при отсутствии на момент выплаты дохода подтверждающего резидентство документа. Главное, чтобы в конечном итоге этот документ, во-первых, все-таки был получен от иностранца, а, во-вторых, в нем был бы указан период выплаты дохода.
В целом при получении сертификатов следует придерживаться такого порядка:
- если сертификат содержит указание на конкретный период, в рамках (пределах) которого подтверждается статус налогоплательщика как налогового резидента соответствующего государства, данный документ считается подтверждающим налоговое резидентство налогоплательщика в течение всего обозначенного периода;
- в случае если документ, подтверждающий налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, не содержит информации о периоде, за который подтверждается статус налогоплательщика, таковым считается календарный год, в котором упомянутый документ был выдан.
Исходя из этого, при неоднократной выплате дохода в течение года документ, подтверждающий налоговое резидентство, может быть представлен (письмо Минфина России от 19.04.2021 N 03-08-05/29250):
- перед первой выплатой в году - если в документе указано, что он подтверждает статус резидента на определенную дату (дату выдачи документа);
- в конце года - если в документе сказано, что он подтверждает статус резидента за прошедший период.
Также в п. 1.3 упомянутого нами выше письма ФНС России от 20.02.2021 N ШЮ-4-13/2243@ имеется разъяснение для случая, когда правоотношения являются длящимися. Чиновники пояснили, что если сертификат о резидентстве содержит указание на более ранний и последующий периоды по сравнению с периодом выплаты дохода, то отказ налоговым органом в применении преференций, предусмотренных СИДН, не может считаться обоснованным.
Ну и отметим, что, если документ о резидентстве составлен на иностранном языке, в обязательном порядке должен иметься перевод этого документа на русский язык. Об этом прямо сказано в п. 1 ст. 312 НК РФ. При этом не требуется нотариального заверения перевода этого документа, о чем неоднократно пояснял Минфин РФ (см., например, письмо от 19.11.2018 N 03-08-05/83170).
Помимо справки о резидентстве в наличии должен также быть другой документ, который подтверждает наличие фактического права на получение дохода. Формы этого документа нет. Чиновники поясняют так: "...отсутствие в НК РФ упоминания о конкретных документах, необходимых для определения фактического получателя дохода, свидетельствует о том, что законодатель не ограничивает налоговых агентов каким-либо перечнем, отдавая предпочтение содержательной части полученной налоговым агентом информации" (письмо Минфина России от 13.11.2018 N 03-08-05/81549).
А в письме Минфина России от 22.06.2021 N 03-08-05/49013 сказано, что наряду с другими документами (информацией) в качестве подтверждений наличия у иностранного получателя фактического права на получаемый доход могут приниматься в том числе письменные подтверждения иностранной организации статуса бенефициарного собственника в отношении дохода от российского источника в форме письма, подписываемого директорами иностранной компании.
Когда подавать налоговый расчет?
При выплатах иностранному контрагенту доходов необходимо всегда рассматривать вопрос о том, не возникает ли у вашей компании обязанность по представлению в налоговую инспекцию налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по форме, утв. Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@.
Некоторые полагают, что если организация в силу положений СИДН не удерживает налог при выплате дохода, то, значит, это автоматически свидетельствует об отсутствии у нее обязанности по представлению такого налогового расчета. Но так ли это? Давайте разберемся.
В соответствии с п. 4 ст. 310 НК РФ "налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов".
Из данной формулировки следует, что налоговый расчет должен подаваться налоговым агентом. Кто такой налоговый агент? Тот, кто исчисляет, удерживает у налогоплательщика налог и перечисляет его в российский бюджет (п. 1 ст. 24 НК РФ). Исходя из этого, можно было бы предположить, что если организация в силу положений СИДН не удерживает налог при выплате дохода, то, значит, налоговым агентом она не является. Следовательно, у нее не возникает обязанности по представлению налогового расчета.
Однако если мы проанализируем Порядок заполнения налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов <2>, то его положения говорят об обратном. Согласно п. 1.1 расчет составляется и представляется налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций, выплачивающими иностранным организациям доходы от источников в РФ, т.е. доходы, приведенные в п. 1 ст. 309 НК РФ.
--------------------------------
<2> Утвержден Приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ (далее - Порядок).
При этом в данном Порядке содержатся определенные правила, которые следует соблюдать в случае, если доход не подлежит налогообложению в РФ в соответствии с положениями международных договоров. Так, в п. 8.15 Порядка сказано, что при заполнении налогового расчета следует указывать подпункт, пункт, статью международного договора (соглашения) РФ по вопросам налогообложения, устанавливающие пониженную ставку налога или освобождение конкретного дохода.
Разъяснения ведомств также подтверждают вывод о необходимости отражения в налоговом расчете доходов, являющихся доходами от источников в РФ, но не подлежащих налогообложению на территории нашей страны в соответствии с международным соглашением. В частности, в письме ФНС России от 12.04.2022 N СД-4-3/4421@ сказано следующее: "...выплачиваемые иностранной организации доходы, признаваемые доходами от источников в Российской Федерации в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ, в том числе не подлежащие налогообложению в Российской Федерации, подлежат отражению в представляемом налоговым агентом в налоговый орган налоговом расчете".
Таким образом, налоговый расчет лучше заполнять и представлять в ИФНС, даже если ваша компания не удерживает налога при выплате иностранцу в силу положений СИДН.
Удержание налога иностранцем
Если ваша компания оказывает для иностранного контрагента услуги или выполняет работы (либо передает какие-либо права), то может статься так, что ваш доход в силу местного (иностранного) закона должен облагаться на территории этого государства налогом или даже налогами (аналогом нашего "налога с доходов", или НДС). В этом случае факт удержания иностранным контрагентом налога (т.е. иностранный контрагент, по сути, выступает налоговым агентом) требует отдельного рассмотрения.
Такой налог закладывается в сумму сделки и при оплате ваша компания получит сумму за минусом удержанного налога.
Первое, что в этом случае следует знать при отнесении суммы дохода по сделке в налоговую базу по налогу на прибыль организаций: в налогооблагаемый доход следует включать сумму сделки, включающую в себя сумму иностранных налогов, подлежащих удержанию. Прямо об этом в НК РФ не говорится, однако следует косвенно из взаимосвязи некоторых положений.
Во-первых, положения п. 1 ст. 248 НК РФ разрешают исключать из налогооблагаемого дохода только суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). То есть исключается только российский НДС. Соответственно, иностранные налоги исключать нельзя. Чиновники подтверждают данный вывод, правда, в части иностранного НДС (письмо ФНС РФ от 18.10.2005 N 03-4-03/1800/31). При этом такой НДС можно отнести в состав расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. Основание - подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Хотя ранее официальные органы не разрешали учитывать иностранный НДС в расходах для целей налога на прибыль (письма Минфина России от 08.04.2011 N 03-03-06/1/226, от 05.04.2012 N 03-03-06/1/182), однако позже их позиция изменилась (письма Минфина России от 10.02.2017 N 03-03-06/1/7449, от 18.03.2019 N 03-03-06/1/17684, от 14.09.2020 N 03-03-06/1/80340). Для возможности учета иностранного НДС в составе уменьшаемых расходов необходимо иметь документ, подтверждающий удержание налога. Его следует перевести на русский язык.
Во-вторых, ст. 311 НК РФ предусматривают процедуру зачета, целью которой служит недопущение двойного налогообложения, возникающего в рассматриваемой ситуации, когда одна и та же стоимость услуги облагается и российским, и иностранным налогом на прибыль. Положениями этой статьи предусмотрено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, зачитываются при уплате этой организацией налога на прибыль организаций в РФ.
Имейте в виду, что засчитывать можно только тот иностранный налог, который является аналогом налога на прибыль / с доходов. Поэтому иностранный аналог НДС зачету подлежать не может.
Порядок зачета
Итак, что нужно, чтобы произвести такой зачет? Для начала необходимо получить от иностранного контрагента документ, подтверждающий удержание налога (на каждый факт удержания).
Обязательной формы для такого документа нет. Он может быть составлен по форме, которая установлена внутренними законами или обычаями делового оборота иностранного государства (письма Минфина России от 21.02.2014 N 03-08-05/7410, от 21.05.2018 N 03-08-05/34062). Главное, этот документ должен подтверждать, что налоговый агент удержал налог, подлежащий уплате в иностранном государстве (письмо Минфина России от 21.05.2018 N 03-08-05/34062).
Документ-подтверждение, составленный на иностранном языке, нужно перевести на русский язык (письма Минфина России от 28.06.2013 N 03-0805/24718, от 21.02.2014 N 03-08-05/7410). В отдельных письмах финансовое ведомство требует, чтобы перевод был заверен нотариально (см., например, Письмо Минфина России от 17.12.2009 N 03-08-05). Однако мы считаем, что нотариально заверять перевод такого документа не требуется, поскольку положения НК РФ не содержат такого требования.
Также в целях зачета налога по ст. 311 НК РФ необходимо будет заполнить специальную налоговую декларацию о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами РФ (по форме, утв. Приказом МНС РФ от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@). Ее можно подавать в любом отчетном (налоговом) периоде независимо от времени уплаты (удержания) налога в иностранном государстве одновременно с подачей декларации по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации (п. 3 Инструкции по заполнению налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, утв. Приказом МНС РФ от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@).
Налоговым законодательством не установлено ограничение проведения процедуры зачета налога одним налоговым периодом, в котором получены доходы. В письме от 24.09.2019 N СД-4-3/19469@ ФНС России разъясняется, что российская организация вправе произвести зачет как в текущем, так и в 3 налоговых периодах, следующих после налогового периода, в котором доходы были получены и учтены в целях налогообложения прибыли в РФ. При этом следует учитывать, что зачет возможен только при наличии документа, подтверждающего факт удержания, который действует в течение налогового периода, в котором документ представлен (абз. 3 п. 3 ст. 311 НК РФ).
Также нужно иметь в виду, что имеется ограничение по сумме иностранного налога, которую можно зачесть. Согласно с п. 3 ст. 311 НК РФ "размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации".
Подробные разъяснения относительно того, как рассчитывать сумму налога, подлежащего зачету, приведены в письме Минфина РФ от 24.05.2011 N 03-03-06/1/304. В нем сказано, что необходимо определить сумму налога с дохода, полученного за пределами РФ, выше которой налог, фактически уплаченный российской организацией в иностранном государстве, не может быть принят к зачету, то есть следует определить предельную сумму налога, подлежащую зачету (предельную сумму зачета). Для этого к сумме исчисленных в соответствии с российским налоговым законодательством доходов, полученных за пределами РФ, с учетом (в установленных случаях) аналогичным образом исчисленных расходов, произведенных в связи с получением таких доходов, применяется ставка налога на прибыль организаций по российскому законодательству. Полученная предельная сумма зачета сравнивается с суммой налога, фактически уплаченного за границей.
В случае превышения предельной суммы зачета над фактически уплаченной в иностранном государстве суммой налога зачет предоставляется на всю сумму налога. То есть сумма налога на прибыль, исчисленная согласно положениям российского налогового законодательства, уменьшается на сумму фактически уплаченного за границей аналогичного налога, что будет составлять сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в нашей стране. Если сумма налога, фактически уплаченная с доходов за границей, превышает предельную сумму зачета, то сумма налога на прибыль в РФ уменьшается только на исчисленную предельную сумму зачета.
Рассчитанную сумму налога, фактически подлежащего зачету, необходимо отразить в соответствующей строке налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по текущему отчетному (налоговому) периоду (строки 240 - 260 листа 02 декларации).
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.