Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданский процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЦИВИЛИСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Н.Е. ГАВРЮШОВ
В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений по совершенствованию всего судебного процесса, в том числе и цивилистического, является цифровизация судопроизводства, особенная актуальность и необходимость которой была вызвана ограничительными мерами, введенными на территории Российской Федерации в связи с пандемией COVID-19. Отсутствие возможности свободного передвижения вызвало острую необходимость проведения судебных заседаний удаленным способом.
В настоящий момент процессуальное законодательство предусматривает две возможности удаленного доступа к участию в судебном заседании:
Видео-конференц-связь (ст. 155.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ); ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ); ст. 142 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ)) предполагает участие в судебном заседании путем использования ресурсов судебной системы, что позволяет не ездить в другие города, а участвовать из суда, расположенного по месту проживания лица или нахождения организации. Плюсом такого способа участия является то, что в суде, способствующем проведению судебного заседания, дежурный судья подтверждает личность пришедших участников и подлинность документов, что обеспечивает дополнительные гарантии соблюдения законодательства.
Веб-конференции (онлайн-заседание) (ст. 155.2 ГПК РФ, ст. 153.2 АПК РФ, ст. 142.1 КАС РФ) - данная форма участия как раз появилась в результате событий пандемии и была введена в декабре 2021 г. Для участия в судебном заседании посредством веб-конференции необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале "Госуслуги", направить ходатайство через электронную систему "Мой арбитр" или ГАС "Правосудие", к которому приложить отсканированную доверенность и паспорт; в момент проведения самого заседания необходимо показать в камеру оригинал паспорта в раскрытом виде, для того чтобы можно было сопоставить фотографию и данные с личностью, его предъявляющей (участником процесса).
Разница между видео-конференц-связью и веб-конференцией заключается в том, что в первом случае судебные заседания проходят в судах, которые непосредственно проводят рассмотрение дела, и в суде, который предоставляет техническую возможность, территориально расположен по местонахождению одной из сторон; а во втором случае у участника рассмотрения дела есть возможность воспользоваться персональным средством видеосвязи из любого удобного и пригодного для участия в судебном заседании места.
Подобная система существенно упрощает проведение судебных разбирательств, но при этом возникает множество вопросов, связанных с безопасностью и достоверностью данных, которые предоставляются в суд, а также установлением личности, участвующей в судебном разбирательстве. На данный момент не установлены какие-либо требования к качеству видеооборудования у участника судебного разбирательства, а также не установлены ограничения для мест, откуда может принимать участие участник процесса (наличие посторонних шумов, наличие иных лиц, создающих помехи или воздействующих на него (к примеру, участнику могут угрожать оружием, для того чтобы он озвучил свою позицию против воли)). В том числе через видеозапись, особенно низкого качества, невозможно точно определить, оригинал паспорта или нет представляет участник процесса.
При этом если в настоящий момент контроль должного уровня за частными лицами не позволяют сделать технологии и нормативные ограничения (к примеру, некорректно будет отказать лицу в онлайн-заседании ввиду того, что он не обладает достаточно хорошим устройством, позволяющим передавать качественную видео- и аудиоинформацию), то обеспечить каждый государственный орган оборудованием для проведения видео-конференц-связи возможно, тем более большинство органов им обладают для проведения совещаний с руководством и иными органами власти. Также для государственных органов упрощается процедура подтверждения личности ввиду большего доверия, обусловленного специальными полномочиями и степенью ответственности, контролем за сохранностью данных (в том числе и электронных), а также уже в настоящий момент многие сотрудники государственных органов получают электронные цифровые подписи для подписания документов в системах электронного документооборота <1>. Все это позволит использовать такую электронную цифровую подпись для ресурса судебной системы, через которую проводится судебное заседание, посредством видео-конференц-связи.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 890 "О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти" // СЗ РФ. 2012. N 38. Ст. 5102.
Оснащенность и удаленность государственного органа позволяет оптимизировать работу суда по многим делам в цивилистическом процессе, которые предполагают формальное участие государственных органов, в которых они обязаны обеспечить явку, но при этом не принимают активного участия, которое носит формальный характер, и должны участвовать в судебных заседаниях посредством видео-конференц-связи. Такое принудительное ограничение позволит представителям государственных органов охватить больший объем дел, где необходима явка представителей. Сэкономленные время и затраты на транспортные расходы позволят сотрудникам более качественно подготовиться ко всем судебным заседаниям, особенно к тем, в которых требуется личная явка, и тем самым сделать более квалифицированной позицию государственных органов по охране государственных и чужих интересов. В том числе проведение онлайн-заседаний позволит уменьшить количество людей в помещении суда для сохранения и регулирования благоприятной эпидемиологической обстановки.
В научном сообществе, помимо обсуждения уже рядовых изменений по цифровизации гражданского процесса, стал подниматься вопрос об использовании искусственного интеллекта при рассмотрении судебного дела: авторы сходятся во мнении, что подобное нововведение достаточно рано вводить на практике ввиду несовершенства и непроработанности систем искусственного интеллекта, а также нарушения этических норм, исключающих правовую оценку человеком - судьей, а не машиной <2>.
--------------------------------
<2> Брановицкий К.Л., Ярков В.В. Возможные направления трансформации цивилистического процесса в условиях цифровизации и пандемии: предиктивное правосудие // Российское право: образование, практика, наука. 2021. N 4. С. 19 - 26.
Несмотря на то что подобные совершенствования выглядят нереально, вопрос их введения на практике - это только вопрос времени, так как пандемия COVID показала, как динамично могут меняться мир и все его сферы, даже такая традиционная и консервативная, как судебная система.
Вторым, более реальным элементом цифровизации цивилистического судопроизводства является переход на электронный документооборот.
Одним из наиболее значимых шагов, связанных с переходом от бумажных носителей на электронные, стало принятие Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" <3>. Целью этого Закона можно считать совершенствование процессуального статуса государственных органов.
--------------------------------
<3> О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ // СЗ РФ. 2016. N 26 (часть I). Ст. 3889.
В настоящий момент документооборот в цивилистическом процессе выглядит следующим образом.
В статье 96 КАС РФ о судебных извещениях и вызовах не содержится информации об обязательном уведомлении сторон путем размещения информации на электронном ресурсе или о возможности подачи документов в электронном виде, также КАС РФ не содержит отдельной отсылки, которая бы регулировала порядок извещения государственных органов. Тем самым, несмотря на новизну КАС РФ, его положения не отражают необходимость применения прогрессивных технологий.
Арбитражный процессуальный кодекс представляет собой прямую противоположность КАС РФ, поскольку в абз. 2 ч. 1 ст. 122 АПК РФ указано, что, если арбитражный суд располагает доказательствами получения лицами, участвующими в деле, и иными участниками арбитражного процесса определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, информации о времени и месте первого судебного заседания, судебные акты, которыми назначаются время и место последующих судебных заседаний или совершения отдельных процессуальных действий, направляются лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса посредством размещения этих судебных актов на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в разделе, доступ к которому предоставляется лицам, участвующим в деле, и иным участникам арбитражного процесса.
Следовательно, Арбитражный процессуальный кодекс РФ представляет собой наиболее современную систему отечественного правосудия, о чем свидетельствует внедрение одного из эффективных государственных электронных ресурсов - "Мой арбитр". Указанный ресурс предоставляет возможность не только ознакомиться с документами, которые составил суд, но и направлять их в суд, а с помощью указанного в определении специального кода доступа можно получить все электронное дело с документами от других участников судебного разбирательства. Вместе с тем АПК РФ распространяет указанную возможность на всех участников процесса, вне зависимости от их организационно-правовой формы. Следовательно, в отношении государственных органов не содержится отдельной нормы, обязывающей или освобождающей их от использования электронных ресурсов.
Гражданский процессуальный кодекс содержит схожее с АПК РФ положение по уведомлению государственных органов. Согласно ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в срок, достаточный для подготовки к делу и своевременной явки в суд, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно принимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. При этом в отношении указанных лиц имеется определенный риск в наступлении негативных последствий, связанных с ненадлежащим получением информации о ходе судебного заседания. Отсутствие технической возможности в получении информации в электронном виде может быть заявлено в ходатайстве, и в таком случае судебные извещения будут направляться посредством почтовой связи.
Исходя из оценки изученных подходов, можно сделать вывод, что только ГПК РФ отдельно отмечает необходимость в извещении государственных органов в электронном виде, в отличие от других судопроизводств. При этом, несмотря на наличие ресурса ГАС "Правосудие" для гражданского и административного судопроизводств, он не может сравниться с проработанностью и возможностями ресурса "Мой арбитр", который уже в настоящий момент позволяет перевести всю судебную систему в электронное поле и электронный документооборот, полностью отказавшись от передачи данных на бумажных носителях.
В.В. Ярков, Д.Я. Малешин, М.А. Филатова достаточно давно выдвигают предложение по информационному и интерактивному развитию государственных органов (например, Федеральная налоговая и таможенная службы, прокуратура Российской Федерации, федеральные агентства), внебюджетных фондов (пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования) - при обращении в суд с целью защиты государственных и общественных интересов использовать электронную форму подачи документов <4>. Аналогичную точку зрения высказывает Е.С. Смагина: "Государственным органам необходимо направлять в суд процессуальные документы в электронном виде, вместе с электронной формой документа, что, помимо явных преимуществ удобства и простоты, позволит улучшить условия надлежащей защиты не только публичных интересов, которые обязаны защищать государственные органы, но и интересов частных лиц в спорах с властью. Указанные действия позволят существенно сократить сроки рассмотрения дел, суть которых может иметь жизненно важное значение для отдельного лица или всего общества" <5>.
--------------------------------
<4> Малешин Д.Я., Филатова М.А., Ярков В.В. Тенденция развития современного гражданского процесса (по материалам XIII Всемирного конгресса процессуального права, 2007) // Вестник ВАС РФ. 2008. N 11. С. 97.
<5> Смагина Е.С. Новые обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. N 3. С. 12.
Вместе с тем указанный выше Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ содержит только общие нормы для всех участников процессов о порядке использования электронных документов.
При этом использование электронных документов, которые изначально представляли электронный образ, должно исключить использование бумажных носителей ввиду технической возможности участников цивилистического процесса.
Вместе с тем в настоящее время на практике указанный Закон не работает, а дополнительные предложения выступают слишком оптимистическим начинанием. Примером этого является и новый КАС РФ, который даже не содержит отдельной отсылки на необходимость использования электронных ресурсов вместо бумажных носителей.
Самый адаптированный в цифровом плане арбитражный процесс не развивает дальше систему цифровизации, получив технологию электронного документооборота, некоторые судьи игнорируют развитие электронного документооборота, дополнительно запрашивая доказательства на бумажных носителях и требуя представления оригиналов документов <6>. При этом даже такое усовершенствование подверглось вполне существенным ограничениям, без достаточной для этого необходимости, что отражается в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов": документы, прилагаемые к обращению, подаваемому в суд в электронном виде, и подтверждающие соблюдение предусмотренных законом процессуальных условий подачи обращения, представляются в виде электронных образов документов, заверенных простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего документы, либо в виде электронных документов.
--------------------------------
<6> Решение Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-51510/2019. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/8ef3e315-04ee-42c0-997c-eb8579c57ea4/48241bd2-f154-44bd-a916-4413-d975fdad/A76-51510-2019_20191219_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 12.12.2020).
В случае подачи указанных документов в виде электронных образов суд после принятия обращения к производству вправе потребовать представления подлинников данных документов либо их копий, заверенных в порядке, предусмотренном для заверения соответствующих письменных доказательств (ч. 2 ст. 71 ГПК РФ, ч. 8 ст. 75 АПК РФ, ч. 2 ст. 70 КАС РФ). При непредставлении подлинников или копий таких документов в указанный судом разумный срок исковое заявление, заявление, административное исковое заявление, жалоба (представление) могут быть оставлены без рассмотрения (п. 5 ч. 1 ст. 196 КАС РФ, ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 5 ст. 3 АПК РФ).
Активное развитие цифровизации цивилистического процесса проходит в Казахстане, доступность которого можно назвать более высокой. В своей работе А.А. Амангельды описывает возможность рассмотрения судебных дел в режиме видео-конференц-связи посредством Zoom, WhatsApp и проч.; гражданское производство возможно провести полностью в электронном формате по выбору истца; подлинником судебного акта является электронный судебный акт, размещенный в автоматизированной информационной системе <7>. Описанные нововведения говорят о более свободном и доступном судопроизводстве, чем забюрократизированное в Российской Федерации.
--------------------------------
<7> См. подроб.: Амангельды А.А. Внедрение норм о цифровых технологиях в законодательство Республики Казахстан // Вестник ИЗПИ. 2021. N 3. С. 34 - 43.
Современные общественные отношения активно подвержены цифровизации, в том числе цифровизация влияет на цивилистический процесс. Подобный процесс является неизбежным, и необходимо его удержать под контролем, для того чтобы цифровизация цивилистического процесса соответствовала процессуальному законодательству. В качестве первого этапа необходимо активно вовлекать в процесс цифровизации государственные органы и продолжить развитие электронного документооборота. Государственные органы и их сотрудники обладают электронными цифровыми подписями, соответственно, могут быть освобождены от представления документов в суд на бумажных носителях, при этом суд, в свою очередь, также будет освобожден от обязанности направления заверенных копий процессуальных актов государственным органам, ввиду того что им будет предоставлен доступ к электронным документам, также обладающим цифровым кодом, подтверждающим достоверность документа.
Таким образом, представленные государственным органом в суд доказательства в электронной форме, подписанные электронной цифровой подписью, должны приравниваться по своей доказательственной силе к подлинникам письменных документов.
Литература
1. Амангельды А.А. Внедрение норм о цифровых технологиях в законодательство Республики Казахстан / А.А. Амангельды // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2021. N 3. С. 34 - 43.
2. Брановицкий К.Л. Возможные направления трансформации цивилистического процесса в условиях цифровизации и пандемии: предиктивное правосудие / К.Л. Брановицкий, В.В. Ярков // Российское право: образование, практика, наука. 2021. N 4. С. 19 - 26.
3. Малешин Д.Я. Тенденция развития современного гражданского процесса (по материалам XIII Всемирного конгресса процессуального права, 2007) / Д.Я. Малешин, М.А. Филатова, В.В. Ярков // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2008. N 11. С. 96 - 110.
4. Смагина Е.С. Новые обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов в гражданском процессе / Е.С. Смагина // Арбитражный и гражданский процесс. 2017. N 3. С. 11 - 15.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданский процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.