Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданский процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУДЕБНОГО ПРИМИРЕНИЯ
Г.С. ШЕРЕМЕТОВА
Правовое закрепление в России судебное примирение получило в 2019 г., когда были внесены соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Однако фактически данная процедура заработала с 2020 г., после разработки и принятия необходимых правовых актов: Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 г. N 41 "Об утверждении Регламента судебного примирения", Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2020 г. N 1 "Об утверждении списка судебных примирителей" и Постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. N 504 "Об утверждении Правил оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей". С этого момента были созданы правовые условия для применения процедуры судебного примирения.
В целом, полагаем, судебное примирение в соотношении с другими примирительными процедурами должно быть весьма привлекательным для участников судопроизводства в связи с тем, что для них оно бесплатно (в отличие от медиации, которая практически всегда осуществляется на возмездной основе) и предполагает участие независимого посредника (в отличие от обычных переговоров, которые такого не предполагают). Действительно, за прошедшие три года можно наблюдать постепенный рост востребованности данной процедуры. Так, например, по статистике судов общей юрисдикции, рассматривавших гражданские и административные дела по первой инстанции, в 2020 г. по результатам судебного примирения было утверждено 163 мировых соглашения; в 2021 г. - 402 мировых соглашения и соглашения о примирении; в 2022 г. - 445 мировых соглашений и соглашений о примирении <1>. Безусловно, данная статистика охватывает не все случаи проведения судебного примирения, а лишь те, которые закончились положительно, и не просто положительно, а именно мировым соглашением или соглашением о примирении. Тем не менее это остается каплей в море количества дел, по которым потенциально возможно проведение судебного примирения.
--------------------------------
<1> URL: http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2021/F3-svod-vse-sudy-2020.xls; http://www.cdep.ru/userimages/sudebnaya_statistika/2022/F3-svod-vse_sudy-2021.xls; http://www.cdep.ru/userimages/Statistika_2022_godovaya/F3-svod_vse_sudy-2022.xls (дата обращения: 31.05.2023).
В связи с этим возникает необходимость анализа данной процедуры и выработки рекомендаций для ее совершенствования.
Полагаем, в качестве условий эффективного функционирования института судебного примирения можно назвать следующие:
1. Условия, касающиеся судебного примирителя как субъекта данной процедуры.
Список судебных примирителей, утвержденный Верховным Судом Российской Федерации, предполагает совсем небольшое количество судебных примирителей на каждый субъект Российской Федерации. Изначально было утверждено 342 судебных примирителя, до 5 человек на субъект Российской Федерации, в последующем список изменялся лишь в сторону уменьшения числа лиц <2>. Полагаем, такое количество судебных примирителей объективно не может удовлетворить желание участников судебного процесса на проведение судебного примирения в масштабах нашей страны и объема судебных дел. В то же время полагаем, что простое увеличение количества судебных примирителей не является необходимым условием повышения эффективности функционирования данной процедуры. Как представляется, отсутствие специальных требований к подготовке судебных примирителей по проведению процедуры судебного примирения не способствует надлежащему функционированию данного института.
--------------------------------
<2> На 31 мая 2023 г. из первоначально утвержденного списка судебных примирителей исключили 15 человек соответствующими постановлениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с законом судебным примирителем является судья в отставке, включенный в соответствующий список Верховным Судом Российской Федерации. При этом дополнительных требований об образовании данного субъекта нормативные правовые акты не содержат.
При этом анализ Регламента судебного примирения показывает, что процедура судебного примирения является достаточно схожей с процедурой медиации: посредник в данных процедурах решает схожие задачи по организации и управлению переговорным процессом спорящих сторон, не вправе принимать решение, обязательное для сторон, проводит процедуру в соответствии со схожими этапами. Такое близкое содержание деятельности судебного примирителя и медиатора предопределяет необходимость установления похожих требований к данным субъектам. Однако похожи ли они? В соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" по спорам, находящимся в производстве суда, медиацию может проводить только медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе. К такому медиатору упомянутый Закон устанавливает следующие требования: достижение возраста 25 лет, наличие высшего образования, получение дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации.
Если в отношении первых двух требований (возраст и высшее образование) профессиональный медиатор и судебный примиритель совпадают (с учетом особенностей получения статуса судьи в отставке), то в отношении последнего требования о наличии дополнительного образования имеется неоправданное различие. Как уже упоминалось, к судебному примирителю требование о дополнительном образовании не предъявляется. В то же время, в соответствии со ст. 17 Регламента проведения судебного примирения, "судебный примиритель управляет переговорным процессом, формирует и поддерживает его конструктивный и созидательный характер, предоставляет каждой стороне возможность высказать свое мнение... обеспечивает соблюдение культуры ведения переговорного процесса, снижает уровень эмоциональности суждений сторон, не допускает высказывания сторонами грубых и оскорбительных выражений, призывов к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом, следит за соблюдением корректного и уважительного отношения сторон друг к другу, судебному примирителю и иным участникам, предпринимает иные действия для создания благоприятной атмосферы для переговоров", а также "устанавливает фактические отношения сторон, выясняет содержание взаимных претензий, мнения сторон относительно возможностей урегулирования спора, способствует выявлению интересов сторон, оказывает сторонам содействие в поиске взаимовыгодных результатов примирения".
Указанные формулировки Регламента судебного примирения фактически возлагают на судебного примирителя обязанность владения техниками эффективной коммуникации, конфликт-анализа, переговорными техниками, которые он должен уметь применять для реализации возложенных на него задач по урегулированию спорной ситуации. Без специального обучения формирование таких техник у каждого индивида так или иначе происходит (в силу жизни в социуме), но происходит стихийно, зачастую неосознанно, что приводит к тому, что человек не умеет управлять данными техниками и руководит переговорным процессом интуитивно, основываясь на собственном предшествующем опыте. Полагаем, такое функционирование судебного примирения нельзя признать эффективным.
К сожалению, статистические отчеты о деятельности судов не позволяют сделать выводы о соотношении успешных процедур судебного примирения к их общему числу. Поэтому однозначно утверждать сложно, тем не менее можно предположить, что прохождение специального обучения по применению указанных техник способствовало бы повышению эффективности процедуры судебного примирения.
Безусловно, повышение требований к доступу к определенной деятельности должно сопровождаться дополнительными стимулами для судей в отставке заниматься этой деятельностью. Представляется, что такие стимулы могут быть как материального (увеличение размеров вознаграждения, надбавки к пожизненному содержанию или иное) <3>, так и нематериального характера (благодарственные письма, грамоты, иные знаки уважения и благодарности за труд).
--------------------------------
<3> Вариативный подход к финансированию деятельности судебного примирителя, в частности, предлагается в работе: Долова М.О., Багрянская П.Д. Судебное примирение по гражданским делам // Журнал российского права. 2020. N 5. С. 104 - 119.
2. Условия, касающиеся механизма взаимодействия судебного примирителя и суда, рассматривающего дело.
Действующее процессуальное законодательство и Регламент судебного примирения заложили некоторые аспекты взаимодействия суда и судебного примирителя. Так, судебный примиритель утверждается судом, рассматривающим дело; он вправе знакомиться с материалами дела с согласия суда; судья вправе запрашивать у судебного примирителя информацию о движении примирительной процедуры; суд утверждает мировое соглашение или осуществляет иные действия по фиксации результатов примирительной процедуры; суд выносит определение о выплате судебному примирителю вознаграждения на основании его письменного заявления. Помимо этого, Регламент судебного примирения также закрепляет проведение судебного примирения в здании суда.
Можно положительно оценить наличие некоторых установленных правил взаимодействия. Если вспомнить ситуацию с внедрением медиации в гражданское судопроизводство, имевшую место при введении данной процедуры, то одной из основных проблем можно отметить отсутствие каких-либо механизмов взаимодействия медиатора и суда. Для разрешения этой и других сложностей в 2011 г. был организован первый в России правовой эксперимент "Разработка и апробация механизмов интеграции медиации в гражданское судопроизводство" <4>. Участниками данного эксперимента стали Центр медиации Уральского государственного юридического университета (на тот момент - академии), Свердловский областной суд и Управление Судебного департамента по Свердловской области. В качестве основных направлений эксперимента были выделены:
1) обучение судей основам медиации, разработка методики разъяснения судьями участникам гражданского процесса права на урегулирование спора в рамках процедуры медиации;
2) углубленное обучение группы судей медиативным техникам;
3) проведение медиации по гражданским делам, разработка форм и механизмов взаимодействия медиатора и суда.
--------------------------------
<4> Загайнова С.К. Формирование в России практики медиации по гражданским делам на примере правового эксперимента "Разработка и апробация механизмов интеграции медиации в гражданское судопроизводство" // Вестник гражданского процесса. 2012. N 6. С. 26 - 37.
Результаты эксперимента показали, что владение судьями методикой разъяснения права на урегулирование спора в рамках процедуры медиации в разы повышает востребованность данной процедуры (во второй год эксперимента рост обращений к медиаторам составил 290% по сравнению с первым годом; в третий год - 140% по сравнению со вторым годом) <5>.
--------------------------------
<5> Шереметова Г.С. О практике медиации в Уральском регионе: краткие итоги правового эксперимента // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2012 - 2013. N 10 - 11. С. 504.
Углубленное обучение медиации позволило повысить у каждого конкретного судьи, прошедшего такое обучение, количество дел, завершенных в связи с примирением сторон, в 1,5 - 2 раза в сравнении с аналогичным периодом до обучения <6>.
--------------------------------
<6> Загайнова С.К. Указ. соч.
Разработка форм и механизмов взаимодействия медиатора и суда позволила: 1) наработать образцы такого взаимодействия и формы их документального оформления; 2) сформулировать предложения по совершенствованию законодательства.
В дальнейшем наработки, сделанные в рамках данного эксперимента, стали основой для организации и проведения подобного проекта в Липецкой области, а также развития практики медиации в Пермском крае, Челябинской области, Красноярском крае.
Возьмем на себя смелость утверждать, что отчасти те правила разъяснения судом права на примирение, оформления начала процедуры и ее завершения, которые содержит действующее процессуальное законодательство, основаны на результатах указанных правовых экспериментов.
Возвращаясь к тематике судебного примирения, необходимо отметить, что здесь, как уже отмечалось, имеются некоторые элементы регулирования взаимодействия суда и примирителя, которые учитывают проблемы, существовавшие (отчасти существующие и сейчас) в сфере медиации. Тем не менее установленное регулирование взаимодействия суда и судебного примирителя порождает множество вопросов.
Несмотря на то что процессуальное законодательство сегодня возлагает на суд обязанность довольно подробно разъяснить право на примирение (ст. 150 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 135 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 135 Кодекса административного судопроизводства РФ) <7>, не в каждом деле такое подробное разъяснение будет необходимо, в связи с тем что не любое дело может быть урегулировано в примирительной процедуре. Для оптимального использования времени судебного заседания и решения вопроса, затрачивать его на подробное разъяснение или нет, суду необходимо понимать, где есть перспектива мирного урегулирования спора, а где ее нет. Также для эффективного разъяснения существа примирительных процедур судье необходимо самому понимать, что происходит в данных процедурах, чем они отличаются друг от друга, какие преимущества и недостатки имеются у каждой из процедур. Кроме того, шаблонное разъяснение и формальный подход со стороны суда, как правило, не вызывают у участников процесса желания использовать примирительные процедуры. В связи со сказанным представляется, что повышению эффективности использования судебного примирения (как и в целом примирительных процедур) будет способствовать овладение судьями технологией разъяснения права на примирение (о которой упоминалось при описании правового эксперимента).
--------------------------------
<7> Указанные статьи содержат примерно одинаковую формулировку: суд при подготовке дела и разъяснении права на примирение "разъясняет условия и порядок реализации данного права, существо и преимущества примирительных процедур... и последствия таких действий".
Дальше, после решения об использовании судебного примирения в конкретном деле, возникают иные сложности. Так, например, судебный примиритель утверждается судом, рассматривающим дело, при этом ни мнение судебного примирителя, ни его занятость или, к примеру, состояние здоровья в текущий момент правового значения не имеют. Суд в силу действующих правил должен учесть только специализацию и регион проживания судебного примирителя. В то же время малоэффективно назначение такого примирителя, который не сможет в силу различных обстоятельств провести судебное примирение в сроки, которые устанавливает суд. Нормативными актами не предусмотрено, каким образом, в какие сроки и кто информирует судебного примирителя о необходимости проведения судебного примирения. Также закон не предусматривает, как должно быть выражено согласие суда на ознакомление с материалами дела судебного примирителя. Судебный примиритель не является участником процесса, в связи с чем возникает проблема использования им способов дистанционного взаимодействия с судом по конкретному делу посредством автоматизированных систем (ГАС "Правосудие", системы "Мой арбитр") <8>.
--------------------------------
<8> Тимофеев Ю.А. Судебное примирение онлайн // Арбитражный и гражданский процесс. 2022. N 11. С. 51 - 55.
Регламент судебного примирения предусматривает проведение судебного примирения в здании суда, в отдельном помещении. Полагаем, что не всякий суд может себе позволить выделение отдельного помещения на постоянной основе для проведения судебного примирения. Проблема может быть разрешена (и, как правило, разрешается) через временное предоставление зала судебного заседания или иной комнаты, что порождает необходимость согласования даты и времени со стороны суда и со стороны участников судебного примирения. Безусловно, это может быть легко при наличии в доступе свободных помещений, но может быть и весьма сложно при большой загруженности суда и большом количестве судебных заседаний. Кроме того, подобный подход не предполагает возможности проведения судебного примирения онлайн, с использованием современных технологий связи <9>.
--------------------------------
<9> Там же. С. 52 - 53.
С учетом сказанного повышению эффективности судебного примирения, полагаем, способствовали бы формирование у судебных примирителей специальных умений и навыков по урегулированию спора в процедуре судебного примирения; совершенствование стимулов заниматься деятельностью судебного примирителя; отбор дел, которые могут быть урегулированы с помощью данной процедуры, и качественное разъяснение права на примирение со стороны судьи, рассматривающего дело (что возможно после овладения соответствующей методикой); совершенствование механизма привлечения судебного примирителя к осуществлению данной деятельности; формирование единых подходов к осуществлению взаимодействия суда и судебного примирителя при проведении примирительной процедуры и фиксировании ее результатов.
Литература
1. Долова М.О. Судебное примирение по гражданским делам / М.О. Долова, П.Д. Багрянская // Журнал российского права. 2020. N 5. С. 104 - 119.
2. Загайнова С.К. Формирование в России практики медиации по гражданским делам на примере правового эксперимента "Разработка и апробация механизмов интеграции медиации в гражданское судопроизводство" / С.К. Загайнова // Вестник гражданского процесса. 2012. N 6. С. 26 - 37.
3. Тимофеев Ю.А. Судебное примирение онлайн / Ю.А. Тимофеев // Арбитражный и гражданский процесс. 2022. N 11. С. 51 - 55.
4. Шереметова Г.С. О практике медиации в Уральском регионе: краткие итоги правового эксперимента / Г.С. Шереметова // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2012 - 2013. N 10 - 11. С. 501 - 507.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданский процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.