Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданский процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ НЕРОДИВШЕГОСЯ РЕБЕНКА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
Е.С. СЕРГЕЕВА
Вопрос правового статуса насцитуруса, возможности защиты его прав и интересов является дискуссионным практически во всех отраслях права. В большинстве научных исследований статус неродившегося ребенка рассматривается с точки зрения момента возникновения права на жизнь. В настоящей статье делается попытка определить положение ребенка от момента зачатия до рождения с позиции гражданского процесса, а также ответить на вопрос, можно ли говорить о наличии права зачатого ребенка на судебную защиту и вообще о наличии у него прав и интересов, предполагающих такую защиту. "Виден" ли суду его интерес, существует ли механизм защиты интересов неродившегося ребенка в судопроизводстве, а также каков процессуальный статус потенциальных родителей?
Международное и национальное законодательство не дает ответа на вопрос, с какого момента лицо считается ребенком: с момента зачатия или рождения, указывая только на то, когда прекращается этот статус (ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), ст. 1 Конвенции ООН "О правах ребенка"). При этом в целом ряде материальных правоотношений законный интерес еще не рожденного ребенка признается прямо или как минимум подразумевается. В то же время неясно, с какого момента и с использованием каких процессуальных механизмов обеспечивается защита интересов эмбриона в гражданском процессе.
Преамбула Конвенции "О правах ребенка" содержит ссылку на Декларацию прав ребенка 1959 г.: "Ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения". Как видно, необходимость защиты еще не родившегося ребенка признается Конвенцией.
О существовании интереса у зачатого ребенка и возможности его защиты говорят и нормы российского законодательства:
- ст. 17 СК РФ - запрет отцу ребенка инициировать расторжение брака с беременной супругой (здесь защита не только прав беременной женщины, но и интереса зачатого ребенка). В случае подачи такого искового заявления, несмотря на отсутствие согласия супруги, следует отказ в его принятии, а если оно принято, суд прекращает производство по делу (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака");
- ч. 2 ст. 89 СК РФ - возможность взыскания алиментов на содержание супруги во время беременности. В данном случае взыскание алиментов ставится в зависимость от наступления беременности, то есть учтен интерес зачатого ребенка на здоровое внутриутробное развитие, получение полноценного питания, наличие здоровой и эмоционально устойчивой матери, получающей соответствующее материальное содержание. Размер алиментов должен учитывать потребности в дополнительных обследованиях плода, приобретении лекарственных препаратов, назначенных для сохранения беременности и правильного внутриутробного развития ребенка, - женщина может ссылаться на это в суде, а учет судом интереса неродившегося ребенка будет выражаться в достаточном размере алиментов;
- ст. 1166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) направлена на охрану интересов зачатого наследника. Еще в римском праве существовало правило: "Плод принимается во внимание, как если бы он существовал в социальном плане" <1>. Нотариус приостанавливает выдачу свидетельств о праве на наследство при наличии сведений о зачатом наследнике (п. 3 ст. 1163 ГК РФ); такой вопрос может быть решен и судом в порядке принятия мер по обеспечению иска (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").
--------------------------------
<1> Дождев Д.В. Римское частное право: учебник для вузов / под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА, 2002. С. 286.
А.Ю. Касаткина считает, что правило ст. 1166 ГК РФ свидетельствует о возникновении наследственной правоспособности у зачатого ребенка, в том числе автор допускает составление завещания на имя эмбриона <2>. Р.Р. Янева предлагает дополнить ст. 215 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) положением об обязанности суда приостановить производство по наследственному спору при наличии зачатого наследника <3>. Данное предложение заслуживает внимания.
--------------------------------
<2> Касаткина А.Ю. Наследственно-правовое положение ребенка в Российской Федерации: монография. М.: Проспект, 2015. С. 6.
<3> Янева Р.Р. Особенности рассмотрения судами дел, связанных с наследованием: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 8.
Среди норм, направленных на защиту интересов насцитуруса, можно назвать и ч. 3 ст. 48 СК РФ (подача заявления об установлении отцовства до рождения ребенка) - здесь речь идет о защите права ребенка знать своих родителей.
В целом если законодатель защищает права беременной женщины, то, как правило, можно говорить и об опосредованной защите интереса зачатого ребенка.
Спорным вопросом в науке является возможность защиты интереса неродившегося ребенка в рамках деликтных правоотношений, к примеру, если эмбриону был причинен вред в результате оказания некачественной медицинской помощи.
Н.Д. Антипова предлагает законодательно закрепить понятие "плод-пациент" и наделить родителей быть его законными представителями в вопросах предоставления ему медицинской помощи <4>. Л.Т. Гибадуллина выступает за введение концепции, что "плод является пациентом и обладает самостоятельным правовым статусом" <5>.
--------------------------------
<4> Антипова Н.Д. О правовой защите плода человека // Человек. 2007. N 2. С. 113.
<5> Гибадуллина Л.Т. О проблеме правового статуса плода как пациента // Медицинское право. 2017. N 5. С. 19 - 24.
Е.И. Холодова, Л.Д. Туршук предлагают ввести гражданско-правовую ответственность за причинение вреда эмбриону, а до ее введения применять в таких случаях положения гл. 59 ГК РФ <6>. О.Ю. Фомина ставит вопрос о защите интереса плода при причинении ему вреда во время проведения процедуры редактирования генома и приходит к выводу о необходимости предоставить возможность обращаться в суд родителям со ссылкой на п. 5 ст. 37 ГПК РФ <7>.
--------------------------------
<6> Холодова Е.И., Туршук Л.Д. Биоэтика и права человека: международно-правовое регулирование и пути имплементации // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 3. С. 197.
<7> Фомина О.Ю. О возможности судебной защиты при редактировании генома человека // Lex russica. 2019. N 6. С. 44.
Эти примеры показывают, насколько неоднозначен процессуальный статус нерожденного ребенка, равно как и его родителей, и порядок осуществления ими процессуальных прав и обязанностей в интересах представляемого ребенка-эмбриона.
Неродившееся лицо с точки зрения закона не обладает ни материально-правовой, ни процессуальной правоспособностью. Однако взгляды ученых на время возникновения правоспособности лица расходятся.
К примеру, Е.С. Резник высказывает мнение о возникновении правоспособности с момента зачатия <8>.
--------------------------------
<8> Резник Е.С. Право на жизнь: гражданско-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2007. С. 11.
В свою очередь, Г.Б. Романовский признает, что государство защищает права нерожденных, однако считает, что до рождения лицо не наделяется правосубъектностью <9>. Об эмбрионе как о потенциальном субъекте права говорит Е.М. Журавлева: автор вводит понятие "охрана интересов потенциального насцитуруса" <10>. Е.С. Кизыма указывает на наличие у неродившегося ребенка исключительного гражданско-правового статуса и частичной правоспособности, в состав которой входят права на рождение, жизнь, здоровье, честь и достоинство <11>.
--------------------------------
<9> Романовский Г.Б. Теоретические проблемы прав человека на жизнь: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 11.
<10> Журавлева Е.М. Статус насцитуруса в гражданском праве Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 21.
<11> Кизыма Е.С. Правоспособность насцитуруса: постановка проблемы // Образование и право. 2016. N 1. С. 42.
По мнению А.М. Рабец, у неродившегося ребенка правоспособность отсутствует полностью <12>. К.А. Жирикова относит эмбрион к особой категории, которая требует детального законодательного регулирования, отмечая, что это и не объект, и не субъект права <13>.
--------------------------------
<12> Рабец А.М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник и практикум для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2022. С. 113.
<13> Жирикова К.А. Эмбрион человека: правовой режим или правовой статус? // Семейное и жилищное право. 2022. N 1. С. 6.
Стоит согласиться с тем, что полная правоспособность, в том числе процессуальная, у зачатого ребенка не возникает до момента рождения, так как эмбрион защищается как потенциальный субъект права, его интересы охраняются законодателем с целью предотвращения невозможности последующей полноценной реализации прав, которые возникнут после рождения. Но можно говорить об условной правоспособности, так как уже с момента зачатия у эмбриона появляется интерес, защита которого может быть процессуально обеспечена, хотя и не в такой степени, как у ребенка родившегося. Наличие такого интереса и признание его законодателем прослеживается в вышеприведенных примерах.
Еще один момент, на который стоит обратить внимание, заключается в том, важен ли срок беременности для возникновения права потенциального родителя ссылаться на наличие интереса зачатого ребенка и выступать в его защиту.
Д.А. Белова предлагает дифференцировать правовой статус эмбриона в зависимости от стадии эмбрионального развития <14>. Капитонова выделяет три стадии развития неродившегося ребенка с точки зрения отношения права к нему: эмбрион (до 8 недель с момента зачатия) - объект права, плод (от 8 до 12 недель с момента зачатия) - часть организма матери, насцитурус (после 12 недель от зачатия) - носитель законного интереса <15>.
--------------------------------
<14> Белова Д.А. Проблемы правового статуса эмбриона // Семейное и жилищное право. 2020. N 3. С. 8.
<15> Капитонова Е.А. Правовой статус неродившегося ребенка: новый подход к определению // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Серия: Общественные науки. 2019. N 4 (52). С. 70.
Для дискуссии о моменте возникновения права на жизнь такое деление может быть целесообразно. Однако для целей защиты интересов плода в гражданском процессе не имеет значения, сколько времени прошло после зачатия. Защита и учет интереса эмбриона возможны независимо от того, на какой стадии внутриутробного развития он находится. К примеру, зачатый ребенок будет считаться потенциальным наследником независимо от срока беременности, так же как и в случае назначения алиментов беременной женщине такой срок не имеет юридического значения.
Защита насцитуруса осуществляется его потенциальными родителями. Будущий родитель, защищая в судебном порядке интерес эмбриона, фактически выступает как законный представитель.
Интерес зачатого ребенка в зависимости от категории правоотношения либо тесно связан с интересом родителя, либо является самостоятельным.
В первом случае будущий родитель представляет и защищает в суде не только свои права, но и интерес насцитуруса: в этой ситуации представляется допустимым в исковом заявлении указывать, что он действует в своих интересах и интересах зачатого ребенка, по аналогии с подачей иска в защиту родившегося ребенка. И суду в таком случае следует учесть интерес зачатого ребенка либо обосновать, почему в конкретном споре такой интерес либо не затронут, либо вообще отсутствует. Думается, что суд в рамках выполнения обязанности по определению обстоятельств, имеющих значение для дела, может и по своей инициативе поставить перед сторонами вопрос о наличии интереса зачатого ребенка, предложить представить свои доводы, доказательства на этот счет.
Во втором случае, например в наследственных спорах, законный представитель защищает только интерес ребенка, и здесь стоит рассмотреть возможность предъявлять самостоятельный иск в защиту эмбриона.
А.К. Полянина указывает на то, что уже сам факт беременности влечет за собой возникновение родительских прав и обязанностей <16>. В части возникновения родительских обязанностей, с учетом действующего законодательства, данное мнение видится спорным.
--------------------------------
<16> Полянина А.К. Факт беременности как основание возникновения родительских обязанностей // Семейное и жилищное право. 2012. N 1. С. 10.
С момента возникновения факта беременности будущий родитель становится законным представителем зачатого ребенка, а у самого ребенка появляется охраняемый законом интерес. Однако факт беременности дает только право на защиту интересов зачатого ребенка, но не обязанность. Понуждение к защите интереса эмбриона невозможно, в том числе и с привлечением органов опеки и попечительства, прокурора, так как родительские обязанности возникнут только в момент рождения ребенка. Законное представительство неродившегося ребенка возможно только в усеченной форме, в виде дозволения выступить в защиту интереса перед судом, нотариусом, органами государственной власти. Поэтому, в отличие от споров о правах родившихся детей, представляется верным рассмотрение подобных дел без отступления от принципов состязательности и диспозитивности.
В науке высказываются мнения о необходимости закрепления на законодательном уровне нормы об охране интересов зачатого ребенка, разработке в доктрине "концепции нового субъекта правоотношений (гражданских, семейных, здравоохранительных и иных) - неродившегося ребенка" <17>.
--------------------------------
<17> Мохов А.А. Неродившийся ребенок - субъект правоотношений? // Семейное и жилищное право. 2019. N 4. С. 17.
Н.Н. Тарусина предлагает дополнить п. 1 ст. 54 СК РФ "положением о том, что в предусмотренных законом случаях осуществляется охрана интересов неродившегося ребенка" <18>. Г.Б. Романовский и О.В. Романовская считают необходимым дополнить СК РФ отдельной статьей "Защита прав ребенка до рождения". Причем предлагается ввести ответственность матери (авторами именно ей отдается приоритет в защите прав зачатого ребенка) за действия, которые наносят вред плоду <19>.
--------------------------------
<18> Тарусина Н.Н. Ребенок в пространстве семейного права: монография. М.: Проспект, 2014. С. 123.
<19> Романовский Г.Б., Романовская О.В. Насцитурус в семейно-правовых отношениях и современная биомедицина // Семейное и жилищное право. 2013. N 6. С. 27.
Предложения о законодательном закреплении охраны интересов зачатого ребенка заслуживают внимания, однако нужно исходить из того, что излишнее публичное вмешательство в семью, в том числе при ее планировании, недопустимо.
Исходя из действующих норм, можно сделать вывод, что законодатель видит интерес насцитуруса, допускает его защиту, в том числе в гражданском процессе. Это, как правило, происходит опосредованно, в совокупности с защитой прав и интересов беременной женщины. Однако прямую отсылку в решении суда на учет интереса не только потенциального родителя, но и зачатого ребенка встретить практически невозможно. Это видится недостатком, судам стоит при определении предмета доказывания, в случае если интерес зачатого ребенка затрагивается, выносить это на обсуждение сторон, предлагать сторонам представлять доказательства по этим обстоятельствам. И впоследствии в решении суду необходимо излагать свои выводы: установлено ли наличие интереса неродившегося ребенка, в чем он заключается, выполнена ли сторонами обязанность по доказыванию этих обстоятельств. Если же интерес зачатого ребенка является самостоятельным, стоит допускать подачу иска в его защиту потенциальным родителем как законным представителем.
Литература
1. Антипова Н.Д. О правовой защите плода человека / Н.Д. Антипова // Человек. 2007. N 2. С. 109 - 114.
2. Белова Д.А. Проблемы правового статуса эмбриона / Д.А. Белова // Семейное и жилищное право. 2020. N 3. С. 6 - 8.
3. Гибадуллина Л.Т. О проблеме правового статуса плода как пациента / Л.Т. Гибадуллина // Медицинское право. 2017. N 5. С. 19 - 24.
4. Дождев Д.В. Римское частное право: учебник для вузов / Д.В. Дождев; под общей редакцией В.С. Нерсесянца. 2-е изд., изм. и доп. Москва: Норма, 2002. 784 с.
5. Жирикова К.А. Эмбрион человека: правовой режим или правовой статус? / К.А. Жирикова // Семейное и жилищное право. 2022. N 1. С. 3 - 6.
6. Журавлева Е.М. Статус насцитуруса в гражданском праве Российской Федерации: автореферат диссертации кандидата юридических наук / Е.М. Журавлева. Москва, 2014. 28 с.
7. Капитонова Е.А. Правовой статус неродившегося ребенка: новый подход к определению / Е.А. Капитонова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Серия: Общественные науки. 2019. N 4 (52). С. 70 - 79.
8. Касаткина А.Ю. Наследственно-правовое положение ребенка в Российской Федерации: монография / А.Ю. Касаткина. Москва: Проспект, 2015. 96 с.
9. Кизыма Е.С. Правоспособность насцитуруса: постановка проблемы / Е.С. Кизыма // Образование и право. 2016. N 1. С. 38 - 44.
10. Мохов А.А. Неродившийся ребенок - субъект правоотношений? / А.А. Мохов // Семейное и жилищное право. 2019. N 4. С. 14 - 18.
11. Полянина А.К. Факт беременности как основание возникновения родительских обязанностей / А.К. Полянина // Семейное и жилищное право. 2012. N 1. С. 9 - 11.
12. Рабец А.М. Ювенальное право Российской Федерации: учебник и практикум для вузов / А.М. Рабец. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2022. 362 с.
13. Резник Е.С. Право на жизнь: гражданско-правовые аспекты: автореферат диссертации кандидата юридических наук / Е.С. Резник. Екатеринбург, 2007. 27 с.
14. Романовский Г.Б. Насцитурус в семейно-правовых отношениях и современная биомедицина / Г.Б. Романовский, О.В. Романовская // Семейное и жилищное право. 2013. N 6. С. 23 - 27.
15. Романовский Г.Б. Теоретические проблемы прав человека на жизнь: конституционно-правовое исследование: автореферат диссертации доктора юридических наук / Г.Б. Романовский. Москва, 2006. 56 с.
16. Тарусина Н.Н. Ребенок в пространстве семейного права: монография / Н.Н. Тарусина. Москва: Проспект, 2014. 142 с.
17. Фомина О.Ю. О возможности судебной защиты при редактировании генома человека / О.Ю. Фомина // Lex russica (Русский закон). 2019. N 6. С. 37 - 47.
18. Холодова Е.И. Биоэтика и права человека: международно-правовое регулирование и пути имплементации / Е.И. Холодова, Л.Д. Туршук // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 3. С. 193 - 198.
19. Янева Р.Р. Особенности рассмотрения судами дел, связанных с наследованием: автореферат диссертации кандидата юридических наук / Р.Р. Янева. Москва, 2009. 25 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданский процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.