Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ <*>
К.Н. ГРИГОРОВ
--------------------------------
<*> Данная статья выполнена с использованием справочной правовой системы "КонсультантПлюс".
На сегодняшний день различные вопросы, связанные с перспективами совершенствования Налогового кодекса Российской Федерации <1> (далее - НК РФ, Кодекс), представляют объективный интерес для исследователей. Отдельного внимания заслуживает информация о подготовке новой редакции НК РФ. При этом А. Макаров <2> обозначил планы по подготовке новой редакции не только НК РФ, но и Бюджетного кодекса Российской Федерации <3> (далее - БК РФ). Указано начало работы над соответствующими проектами <4>, заявлено о необходимости обновлять НК РФ в соответствии с заложенными в него принципами <5>. А. Жуков <6> сообщил о создании рабочей группы по подготовке новой редакции НК РФ <7>. Представляется важным указать на то обстоятельство, что в целом вопрос подготовки новой редакции НК РФ ранее уже становился предметом обсуждений. Например, в апреле 2019 г. Минфину России было поручено представить в Правительство Российской Федерации (далее - РФ) предложения по подготовке новой редакции НК РФ <8>. Как отмечается, "планировалось подготовить законопроект, идентичный по существу действующей редакции Налогового кодекса РФ, но имеющий исправленную нумерацию разделов, глав и статей" <9>. Необходимо добавить, что в контексте инициативы по подготовке новой редакции Кодекса, обозначенной несколько лет назад, С.Г. Пепеляев обратил внимание на парламентские слушания, в ходе которых данных Кодекс подвергался определенной критике <10>, и отметил, что "нумерацией дело не ограничится" <11>.
--------------------------------
<1> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
<2> Макаров Андрей Михайлович - председатель комитета Государственной Думы по бюджету и налогам // Официальный сайт Государственной Думы. URL: http://duma.gov.ru/duma/persons/99100248/ (дата обращения: 19.08.2023).
<3> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
<4> Отмечается, что "депутаты вместе с экспертами и представителями бизнеса начнут предметную работу по этим проектам только после внесения правительством в Госдуму проекта основных направлений политики в налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной сферах".
<5> См.: Спиридонов Н. В Госдуме рассказали о планах разработать новые редакции Налогового и Бюджетного кодексов // Газета.ru. 2022. 25 апреля.
<6> Жуков Александр Дмитриевич - первый заместитель председателя Государственной Думы // Официальный сайт Государственной Думы. URL: http://duma.gov.ru/duma/persons/99100145/ (дата обращения: 19.08.2023).
<7> См.: Шушкина А. Жуков сообщил о планах Госдумы по созданию новой редакции Налогового кодекса // Парламентская газета. 2022. 2 декабря; Картина месяца // Налоговед. 2023. N 1. С. 8.
<8> В связи с этим в комментарии Минфина России было, в частности, отмечено, что "в Налоговый кодекс по-прежнему вносятся изменения и при обсуждении поправок нумерацию некоторых статей "сложно даже произнести".
<9> См.: Голещихин В.С. Переопубликование федеральных законов как выход из юридико-технического тупика // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 6. С. 31 - 34. DOI: 10.18572/1813-1247-2020-6-31-34.
<10> Данный автор указывает на то, что "на парламентских слушаниях Кодекс упрекнули в том, что он содержит большое число отсылок как к своим нормам, так и к другим актам, что между его статьями есть противоречия, что он уже не служит законом прямого действия" и т.д.
<11> См.: Пепеляев С.Г. Кодекс: перезагрузка? // Налоговед. 2019. N 6. С. 5.
Возвращаясь к современной инициативе <12> по подготовке новой редакции НК РФ, следует прежде всего проанализировать причины, положенные в основу данной инициативы. В частности, А. Макаров считает "проблемой ситуацию, когда нормы налогообложения формируются не только в законах страны, но и внутри отдельных ведомств" <13>. В связи с этим в работе Е.Л. Васяниной указывается на появление не предусмотренных НК РФ обязанностей и административных процедур <14>. А. Жуков отметил, что "пользоваться сейчас Налоговым кодексом очень трудно", а также предложил улучшить сам процесс законотворческой деятельности <15>. При этом, говоря о данных причинах, следует учитывать не только проблемные аспекты, но и, в частности, вопросы экономического развития России. Например, высказанное в контексте бюджетного законодательства утверждение о том, что "будущий документ должен способствовать экономическому развитию страны" <16>, как представляется, может быть также применимо к новой редакции НК РФ. На основании вышеуказанного можно сделать вывод о том, что дискуссии, касающиеся современной инициативы по подготовке новой редакции НК РФ, допустимо проводить в отношении как в большей степени формальных моментов, например структуры или нумерации статей НК РФ, так и в отношении содержательной стороны данного нормативного правового акта.
--------------------------------
<12> В целях настоящей статьи под современной инициативой по подготовке новой редакции НК РФ понимается инициатива, обозначенная в 2022 г.
<13> См.: Спиридонов Н. Указ. соч.
<14> Обращается внимание, в частности, на проведение налоговыми органами не регламентированных законодательством процедур, предшествующих проведению налоговой проверки. Это так называемые формы предпроверочного анализа. См.: Васянина Е.Л. Формирование современной модели правового регулирования финансовых отношений // Финансовое право. 2022. N 11. С. 2 - 6. DOI: 10.18572/1813-1220-2022-11-2-6.
<15> См. подробнее: Шушкина А. Указ. соч.; Картина месяца. С. 8.
<16> См.: Спиридонов Н. Указ. соч.
С учетом ранее указанных слов А. Макарова относительно обновления НК РФ возникает вопрос о глубине и пределах такого обновления, причем не только в контексте вопроса новой редакции Кодекса. Необходимо обратить внимание на ряд утверждений, касающихся изменений НК РФ и налоговой системы. Так, можно встретить мнение о том, что Кодекс не требует коренных изменений <17>. Относительно совершенствования НК РФ в качестве более предпочтительного варианта указывается продуманная эволюция, а не революция <18>. Минфин России в соответствующем Письме <19> отметил, что налоговая система не нуждается в глубоком реформировании <20>. Кроме того, в связи с инициативой подготовки новой редакции НК РФ также представляет интерес другая инициатива, а именно инициатива по принятию нового Налогового кодекса в Республике Казахстан <21>. В контексте некоторых недочетов и ошибок действующего Налогового кодекса Республики Казахстан <22> в статье Е.В. Порохова отмечается, что в целом разработчики могут устранить такие недочеты и ошибки, "внеся изменения и дополнения в действующий Кодекс, а не принимая новый" <23>. На основании данных утверждений предпочтительным представляется совершенствование НК РФ, которое при этом не сопровождается коренными изменениями данного Кодекса. В связи с работой по подготовке новой редакции НК РФ это может означать, что глубина и пределы обновления НК РФ имеют соответствующие рамки, однако определение конкретных рамок требует серьезных обсуждений. Если же говорить о продолжительности работы над новой редакцией НК РФ, то существуют основания характеризовать эту продолжительность как значительную <24>.
--------------------------------
<17> При этом дальнейшее совершенствование налогового законодательства признается необходимым. См.: Борзунова О.А. Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования. М.: Юстицинформ, 2010. 296 с.
<18> См.: Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций (подготовлен для системы "КонсультантПлюс") // СПС "КонсультантПлюс", 2020.
<19> Письмо Минфина России от 4 марта 2020 г. N 03-01-11/16044 // СПС "КонсультантПлюс".
<20> О пояснениях Минфина России см. подробнее в данном Письме. Также об актуальных вопросах правового регулирования налоговой системы РФ см.: Мигачева Е.В. Правовое регулирование функционирования налоговой системы Российской Федерации в условиях цифровой экономики // Безопасность бизнеса. 2022. N 3. С. 37 - 43.
<21> В.М. Зарипов, комментируя статью Е.В. Порохова, прямо указывает, что инициатива принятия нового Налогового кодекса Республики Казахстан перекликается с голосами о необходимости подготовки новой редакции НК РФ. См.: Порохов Е.В. Новая налоговая политика Казахстана // Налоговед. 2022. N 11. С. 20.
<22> URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120.
<23> См.: Там же. С. 13.
<24> В частности, на вопрос о том, можно ли серьезно и вдумчиво, но оперативно пересмотреть такой беспрецедентный по объему законодательный акт, каким является НК РФ, С.Г. Пепеляев дает отрицательный ответ. См.: Пепеляев С.Г. Указ. соч. С. 5.
Текущие реалии вызывают необходимость выделять новые аспекты в рассмотрении вопроса, заявленного для исследования в настоящей статье. На данный момент времени этот вопрос необходимо изучать во взаимосвязи с задачами, стоящими сегодня перед Россией. В соответствующем документе Минфина России <25> констатируется, в частности, негативный эффект от разрыва хозяйственных связей, указывается на необходимость финансовой и ценовой стабилизации, обсуждаются инструменты контрцикличного характера главным образом через финансирование различных расходов из бюджета <26>. Следует учитывать роль финансового права в новых экономических условиях <27>. При этом важно, что современные реалии оказывают неоднозначное влияние на вопрос подготовки новой редакции НК РФ. Текущую ситуацию можно воспринимать как аргумент в пользу положительного решения данного вопроса, например в случае, если новая редакция Кодекса сделает менее сложным восприятие норм НК РФ субъектами налоговых правоотношений <28>.
--------------------------------
<25> Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов (утв. Минфином России) // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте: URL: https://minfin.gov.ru/ по состоянию на 27.10.2022.
<26> Подробнее об указанном документе Минфина России см.: Щекин Д.М. Новые вызовы, стоящие перед Россией, и ответ на них в налоговой политике // Закон. 2022. N 11. С. 18 - 29. DOI: 10.37239/0869-4400-2022-19-11-18-29.
<27> В новых экономических условиях роль финансового права состоит прежде всего в создании правовых условий финансирования структурной перестройки экономики, а также в формировании эффективной модели взаимодействия субъектов финансовых правоотношений. См.: Васянина Е.Л. Указ. соч. С. 2 - 6. DOI: 10.18572/1813-1220-2022-11-2-6.
<28> В непростых экономических условиях это важно, в частности, для налогоплательщиков, причем не только предпринимателей.
В то же время вопрос подготовки новой редакции Кодекса можно рассматривать в другом значении. В данном случае важен не только сам факт проблем с поиском прецедентной судебной практики, комментариев, разъяснений, прочих относимых документов <29>. Необходимо иметь в виду, что негативное воздействие данных проблем, в частности на налогоплательщиков, может быть усиленным именно из-за реалий сегодняшнего дня. Это связано с тем, что вызовы, стоящие перед Россией и, в частности, российской экономикой, носят особый характер, являясь, как представляется, более серьезными, чем вызовы, стоящие перед большинством других государств. В данном случае важно, что, наряду с указанием на существенность рисков разрывов хозяйственных связей и ценовой дестабилизации, относительно тех вызовов, с которыми столкнулась Россия в 2022 г., отмечается, что они гораздо масштабнее и серьезнее этих рисков <30>. В этих условиях неизбежные сложности адаптации, в частности налогоплательщиков, к новой редакции НК РФ могут негативно сказаться на их деятельности в еще большей степени по сравнению, например, с 2019 г. <31>.
--------------------------------
<29> Такие проблемы выделяет С.Г. Пепеляев, комментируя инициативу подготовки новой редакции НК РФ, высказанную несколько лет назад. См.: Пепеляев С.Г. Указ. соч. С. 5.
<30> См. подробнее: Щекин Д.М. Указ. соч. С. 18 - 29. DOI: 10.37239/0869-4400-2022-19-11-18-29.
<31> Хотелось бы обратить внимание на то, что из вышеуказанного не обязательно следует необходимость отказа от подготовки новой редакции НК РФ. Возможно, что более предпочтительным было бы обеспечить налогоплательщикам определенный период времени, например два или три года, для большей адаптации к новым экономическим условиям, и только после этого решить вопрос новой редакции НК РФ.
А. Макаров обратил внимание на технологические возможности, появившиеся сегодня у налогоплательщиков, государства и налоговой службы <32>. В данном контексте необходимо проанализировать вопрос цифровизации <33>. Цифровые технологии и программные комплексы важны, например, применительно к налоговому контролю <34>. Относительно взаимодействия бизнеса и органов власти отмечается, что в настоящее время такое взаимодействие цифровизовано по ряду направлений, в том числе в вопросах представления налоговой и бухгалтерской (финансовой) отчетности <35>. Упрощение связи между налогоплательщиком и налоговым органом представляет собой явление, которое, как указывается, развертывается на наших глазах <36>.
--------------------------------
<32> Данные возможности, как отметил А. Макаров, "нельзя сравнить с теми, которые были, когда эти документы писались, - в конце прошлого века или в начале этого, т.е. более 20 лет тому назад", имея в виду такие документы, как НК РФ и БК РФ. См.: Спиридонов Н. Указ. соч.
<33> Так, цифровизация экономики и вызванные этим процессом изменения деловых практик существенно влияют на развитие общественных отношений в целом. См.: Грачева Е.Ю., Артемов Н.М., Пономарева К.А. Трансформация правового регулирования налоговых отношений в условиях цифровой экономики // Правоприменение. 2021. Т. 5. N 3. С. 48. DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(3).45-56.
<34> Повсеместное использование цифровых технологий и различного рода программных комплексов ставит налоговые органы РФ на одно из лидирующих мест в мире по вопросу осуществления налогового контроля. См.: Цинделиани И.А., Гусева Т.А., Изотов А.В. Совершенствование налогового контроля в условиях цифровизации // Правоприменение. 2022. Т. 6. N 1. С. 78. DOI: 10.52468/2542-1514.2022.6(1).77-87.
<35> При этом о том, что "работа продолжается", свидетельствуют регулярно появляющиеся электронные сервисы от ФНС России, новации в НК РФ. См.: Левашенко А.Д., Ермохин И.С., Черновол К.А., Писарева А.А., Качай А.Р. Концепция цифрового юридического лица: возможности для развития налогового администрирования // Налоговед. 2023. N 5. С. 47.
<36> См.: Казачкова З.М., Казачков В.А. Риск-ориентированный налоговый контроль в условиях цифровой экономики // Налоги. 2023. N 2. С. 34 - 38. DOI: 10.18572/1999-4796-2023-2-34-38.
Однако в контексте работы по подготовке новой редакции НК РФ цифровизация налоговых правоотношений не означает лишь упрощения такой работы. Примером является цифровизация налоговых обязательственных правоотношений, на которую обращается внимание в работе А.В. Красюкова <37>. Также данный автор указывает на трансформацию субъектного состава налогового обязательственного правоотношения посредством включения в состав его участников дополнительных субъектов <38>. Применительно к специальному налоговому режиму "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" <39> такая трансформация прослеживается особенно наглядно <40>. Вышеуказанный пример, как представляется, свидетельствует о том, что вследствие процессов цифровизации правовое регулирование налоговых отношений может в определенной степени усложняться. Поэтому цифровизация не меняет необходимости тщательной и подробной регламентации указанных правоотношений в новой редакции НК РФ. Кроме того, необходимо сказать о продолжительности работы, касающейся законодательных изменений. На примере соответствующего федерального закона <41> представляется допустимым отметить, что подобная работа занимает определенное время <42>. Поэтому продолжительность работы над новой редакцией НК РФ, о которой было сказано ранее, и с учетом современных технологических возможностей может быть значительной ввиду своей сложности.
--------------------------------
<37> Цифровизация налоговых обязательственных правоотношений, как отмечено в работе данного автора, среди прочего приводит к трансформации их юридического содержания, уменьшая объем обязанностей налогоплательщика и соразмерно увеличивая объем обязанностей налоговых органов.
<38> В некоторых случаях на современном этапе государство, освобождая налогоплательщика от исполнения определенных обязанностей, не возлагает их на налоговые органы, а привлекает для этого третьих лиц. Тем самым происходит указанная трансформация.
<39> Федеральный закон от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (принят ГД ФС РФ 16.02.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
<40> В структуру налогового обязательства указанным специальным налоговым режимом вводится новый субъект, а именно уполномоченная кредитная организация. См. подробнее: Красюков А.В. Трансформация налогового обязательства в рамках автоматизированной упрощенной системы налогообложения // Налоги. 2022. N 4. С. 10 - 13. DOI: 10.18572/1999-47962022-4-10-13.
<41> Имеется в виду Федеральный закон от 14 апреля 2023 г. N 125-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.04.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru.
<42> Разработка данного Федерального закона, как отмечено в статье А.В. Лащенова, проводилась Минфином России совместно с Минцифры России, Минэкономразвития России, Минюстом России и ФНС России в течение последних 3 лет. См.: Лащенов А.В. Комментарий к Федеральному закону от 14 апреля 2023 г. N 125-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (по вопросам электронного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами через ЕПГУ) // Налоговая политика и практика. 2023. N 6 (246). С. 20.
Наряду с этим положительные стороны цифровизации налоговых правоотношений не исключают возникновения определенных проблем. Для пояснения необходимо обратиться к вопросу единого налогового платежа и единого налогового счета <43>. Применительно к введению нового порядка уплаты налогов можно обнаружить указание на то, что новое правовое регулирование не только существенно усложнило взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, но и значительным образом негативно повлияло на сопряженные с налоговыми бюджетные отношения <44>. Необходимо заметить, что проблемы с внедрением единого налогового счета представлены не только теми проблемами, которые условно можно назвать техническими, поскольку они касаются систем, данных и т.д. <45>. Одна из проблем функционирования института единого налогового счета связана со сложностью для восприятия, запутанностью и многоступенчатостью норм, его регулирующих <46>. Таким образом, можно подтвердить, что современные реалии предоставляют новые возможности для совершенствования правового регулирования налоговых отношений. Однако определенные проблемы и сложности правового регулирования этих отношений сохраняются и сегодня, что необходимо учитывать при подготовке новой редакции НК РФ.
--------------------------------
<43> Так, институт единого налогового счета характеризуется в качестве одного из направлений цифровизации системы налогового администрирования. См. подробнее: Васильева Е.Г. Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2022. N 2. С. 27 - 34. DOI: 10.18572/2072-3644-2022-2-27-34.
<44> См.: Пансков В.Г. Единый налоговый платеж: проблемы и направления решения // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 2. N 5 (137). С. 195.
<45> На проблемы с внедрением единого налогового счета указали в ФНС России. См. подробнее: Картина месяца // Налоговед. 2023. N 7. С. 12.
<46> См. подробнее: Цветков М.А., Юстус О.И. О совершенствовании функционирования единого налогового счета // Финансы. 2023. N 6. С. 21 - 24.
В связи с тем что причины, положенные в основу современной инициативы по подготовке новой редакции Кодекса, связаны в том числе с проблемными аспектами, возникает необходимость подробнее исследовать вопрос о том, какие проблемы правового регулирования налоговых отношений возможно решить в рамках данной работы. Очевидным образом в первую очередь речь идет о тех проблемах, которые заявлены официальными лицами. Поэтому в новой редакции НК РФ, например, возможно подробно регламентировать те вопросы, которые не имеют должной правовой регламентации в Кодексе. Данный вывод можно сделать на основании обозначенного ранее примера, связанного с предпроверочным анализом <47>.
--------------------------------
<47> Широкое распространение предпроверочных процедур в контрольной деятельности налоговых органов вызвало в том числе справедливую постановку вопроса о законодательном регулировании такой формы взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. См. подробнее: Ногина О.А. Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля // Закон. 2022. N 11. С. 64 - 72. DOI: 10.37239/0869-4400-2022-19-11-64-72.
В то же время логично предположить, что прорабатываться могут и другие проблемные аспекты, определить конкретный круг которых при этом достаточно сложно. Причина заключается в необходимости соотносить проблемы, которые выделяются в науке, а также специалистами-практиками, с потенциальным кругом проблем, решение которых будет признано необходимым при подготовке новой редакции Кодекса. Например, следует указать на частоту, с которой в НК РФ вносятся изменения, их содержание, скорость прохождения законотворческих процедур. Эти моменты обращали на себя внимание исследователей и ранее 2022 г. <48>. При этом можно обратить внимание на мысль о том, что сложная нумерация статей НК РФ - это не самая большая проблема налогового законодательства <49>. Также в контексте инициативы по подготовке новой редакции НК РФ, обозначенной несколько лет назад, сформулировано предположение о том, что речь может идти о консервации практики потокового изменения данного Кодекса <50>. В целом изменения НК РФ, включая их частоту, можно рассматривать в различных аспектах, в том числе во взаимосвязи с законотворчеством в налоговой сфере <51>. Важно то, что существенную частоту изменений НК РФ можно считать проблемой, например с точки зрения налогоплательщиков.
--------------------------------
<48> Частота, с которой в НК РФ вносятся изменения, их содержание, скорость прохождения законотворческих процедур заставляют задуматься о реализации принципа стабильности налоговой системы, а также об обоснованности и качестве принимаемых налоговых законов, соблюдении процедуры их принятия. См. подробнее: Реут А.В. Понятие и основные элементы концепции налогового законопроекта // Налоговед. 2017. N 8. С. 17 - 18.
<49> В качестве того, "на что постоянно жалуются", указаны крайняя нестабильность налогового законодательства, непрекращающийся поток изменений.
<50> См.: Пепеляев С.Г. Указ. соч. С. 4.
<51> О законотворчестве в налоговой сфере см., например: Кузнеченкова В.Е. Налоговый правотворческий процесс в системе правовых категорий // Финансовое право. 2016. N 6. С. 36 - 40.
Однако возникает вопрос о том, каким образом можно отреагировать на данную проблему в рамках работы по подготовке новой редакции НК РФ. Как представляется, частота изменений НК РФ может быть уменьшена при условии, что законодатель будет специально ориентироваться на такое уменьшение, т.е. в данном случае это в существенной степени вопрос не новой редакции НК РФ, а законотворческого процесса. Говоря об изменениях НК РФ, можно отметить, что, например, В.М. Зарипов, анализируя вопрос налоговой реформы <52>, выразил уверенность в том, что "налоговое законодательство и дальше будет заметно меняться" <53>. При этом с 2022 г. вопрос изменений НК РФ необходимо рассматривать в ином контексте по сравнению с предыдущими годами. В отношении некоторых поправок, внесенных в данный Кодекс в 2022 г., отмечается, что они представляют собой результат реагирования законодателя в первую очередь на недружественные действия в отношении России со стороны иностранных государств <54>. Очевидно, что изменения, обусловленные именно реакцией на подобные действия в адрес России, продолжат вноситься в НК РФ и в дальнейшем. Поэтому в случае, если внешнее давление на Россию, вызывающее необходимость законодательных изменений, сохранится в дальнейшем, то частота будущих законодательных изменений может быть равной частоте текущих изменений или, возможно, увеличится вне контекста с вопросом новой редакции НК РФ. В итоге можно отметить, что в современных условиях новая редакция НК РФ должна разрабатываться с учетом вероятности сохранения существенной частоты законодательных изменений в будущем <55>. При этом не вызывает сомнений тот факт, что будущие предложения по конкретным законодательным изменениям, включая и такой момент, как число подобных изменений, следует подвергать взвешенной оценке.
--------------------------------
<52> В том числе В.М. Зарипов прокомментировал инициативу по подготовке новой редакции НК РФ, сформулированную несколько лет назад.
<53> См.: Зарипов В.М. Налоговая реформа - реформа forever // Закон.ру. 2018. 3 августа.
<54> При этом у данных поправок имеются и другие цели. См. подробнее: Назаренко Б.А. Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы // Финансовое право. 2023. N 1. С. 18 - 21. DOI: 10.18572/1813-1220-2023-1-18-21.
<55> Причина заключается в том, что реалии сегодняшнего дня, следует думать, в большей степени свидетельствуют о сохранении существенной частоты законодательных изменений, чем о снижении частоты таких изменений.
В рамках работы над новой редакцией НК РФ возможно проанализировать не только какие-либо проблемные аспекты, но, как представляется, и некоторые дискуссионные моменты и предложения, касающиеся правового регулирования налоговых отношений. Потенциальный круг таких дискуссионных моментов и предложений значителен. В частности, если говорить о понятийном аппарате НК РФ, то дискуссии касаются в том числе важнейших понятий Кодекса, например, таких, как налог <56>. Можно предположить, что в контексте работы над новой редакцией НК РФ отдельное внимание будет уделяться решению в том числе тех вопросов, которые нашли отражение в соответствующих документах. Интерес представляют прежде всего документы Минфина России <57>. В качестве примера можно назвать вопрос интеграции законодательства РФ о ККТ в законодательство о налогах и сборах, содержащийся в Приложении 2 <58> соответствующего документа Минфина России <59>. При этом вопрос соответствующей интеграции исследуется в науке <60>.
--------------------------------
<56> Так, вопрос о ценности нормативной дефиниции п. 1 ст. 8 НК РФ, как отмечено в работе Д.В. Тютина, с течением времени все более становится дискуссионным. Выделяя соответствующие проблемы, Д.В. Тютин указывает на то, что эти проблемы достаточно существенны для того, чтобы с учетом современных достижений науки финансового права их можно было бы разрешить даже качественным совершенствованием дефиниции п. 1 ст. 8 НК РФ. См. подробнее: Тютин Д.В. Юридическое определение налога: современные проблемы // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 9 (73). С. 119. DOI: 10.17803/2311-5998.2020.73.9.114-120.
<57> Необходимо обратить внимание на утверждение о том, что осмысление стоящих перед страной вызовов и ответ на них инструментами фискальной политики должны даваться прежде всего Министерством финансов Российской Федерации. См. подробнее: Щекин Д.М. Указ. соч. С. 18 - 29. DOI: 10.37239/0869-4400-2022-19-11-18-29.
<58> Приложение 2. Меры налоговой политики по видам налогов.
<59> Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России) // Официальный сайт Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/index.php?id_4=131644 (дата обращения: 14.01.2021).
<60> Например, в работе А.А. Батарина указано на предпосылки к интеграции правового регулирования сферы применения ККТ в налоговое законодательство. См.: Батарин А.А. Налоговое законодательство государства и правила применения контрольно-кассовой техники: вопросы интеграции // Правоприменение. 2023. Т. 7. N 1. С. 64.
В то же время необходимо признать наличие мер налоговой политики, реализация которых в рамках новой редакции Кодекса в целом возможна, но в текущих обстоятельствах может быть затруднена. В качестве примера хотелось бы обратить внимание на вопрос реформы так называемых неналоговых платежей. Данный вопрос не является новым. Относительно путей реформы можно найти указание на два пути, которые обсуждались в экспертных кругах, а именно с включением таких платежей в НК РФ или с принятием отдельного закона <61>. В Приложении 2 <62> соответствующего документа Минфина России <63> указано на предположительное включение ряда платежей, имеющих квазиналоговый характер, в НК РФ <64>. Далее необходимо выделить установление налога на сверхприбыль <65>. Установление нового налога и включение неналоговых платежей в НК РФ следует разграничивать, но для части налогоплательщиков такое разграничение может быть не столь очевидным. Поэтому, учитывая экономические сложности, в краткосрочной перспективе включение неналоговых платежей в НК РФ представляется затруднительным.
--------------------------------
<61> См.: Селиванов А. и др. Неналоговые платежи в российском законодательстве: грядет систематизация? // Закон. 2018. N 3. С. 14 - 26.
<62> Приложение 2. Меры налоговой политики по видам налогов.
<63> Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) // Официальный сайт Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2019/10/main/ONBNiTTp_2020-2022.pdf (дата обращения: 07.11.2021).
<64> В качестве таких платежей в документе указаны утилизационный сбор, обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, курортный сбор.
<65> Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль" (принят ГД ФС РФ 21.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru; Федеральный закон от 4 августа 2023 г. N 415-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и статью 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 21.07.2023) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru. О налоге на сверхприбыль также см., например: Обзор "Налог на сверхприбыль придется заплатить в 2024 г., но в октябре - ноябре можно получить скидку" (СПС "КонсультантПлюс", 2023) // Обзор подготовлен специалистами СПС "КонсультантПлюс". Актуально на 23.08.2023.
В итоге следует отметить, что в вопросе подготовки новой редакции НК РФ, сложном вне контекста с какими-либо периодами времени, на сегодняшний день появляется еще больше дискуссионных аспектов. Инициатива по подготовке новой редакции НК РФ представляет интерес для исследований в связи с необходимостью решения задач, стоящих перед государством в новых экономических условиях. Однако новая редакция данного Кодекса может повлечь существенные затруднения для части налогоплательщиков. Это особенно важно учитывать в связи с непростой ситуацией в российской экономике. Поэтому необходимы серьезные дискуссии по указанному вопросу между представителями органов государственной власти, экспертным и предпринимательским сообществами.
Литература
1. Батарин А.А. Налоговое законодательство государства и правила применения контрольно-кассовой техники: вопросы интеграции / А.А. Батарин // Правоприменение. 2023. Т. 7. N 1. С. 62 - 71. DOI: 10.52468/2542-1514.2023.7(1).62-71.
2. Борзунова О.А. Налоговый кодекс Российской Федерации: генезис, история принятия и тенденции совершенствования / О.А. Борзунова. Москва: Юстицинформ, 2010. 296 с.
3. Васильева Е.Г. Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации / Е.Г. Васильева // Безопасность бизнеса. 2022. N 2. С. 27-34. DOI: 10.18572/2072-3644-2022-2-27-34.
4. Васянина Е.Л. Формирование современной модели правового регулирования финансовых отношений / Е.Л. Васянина // Финансовое право. 2022. N 11. С. 2 - 6. DOI: 10.18572/1813-1220-2022-11-2-6.
5. Голещихин В.С. Переопубликование федеральных законов как выход из юридико-технического тупика / В.С. Голещихин // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. N 6. С. 31 - 34. DOI: 10.18572/1813-1247-2020-6-31-34.
6. Грачева Е.Ю. Трансформация правового регулирования налоговых отношений в условиях цифровой экономики / Е.Ю. Грачева, Н.М. Артемов, К.А. Пономарева // Правоприменение. 2021. Т. 5. N 3. С. 45 - 56. DOI: 10.52468/2542-1514.2021.5(3).45-56.
7. Зарипов В.М. Налоговая реформа - реформа forever / В.М. Зарипов // Закон.ру. 2018. 3 августа.
8. Казачкова З.М. Риск-ориентированный налоговый контроль в условиях цифровой экономики / З.М. Казачкова, В.А. Казачков // Налоги. 2023. N 2. С. 34 - 38. DOI: 10.18572/1999-4796-2023-2-34-38.
9. Красюков А.В. Трансформация налогового обязательства в рамках автоматизированной упрощенной системы налогообложения / А.В. Красюков // Налоги. 2022. N 4. С. 10 - 13. DOI: 10.18572/1999-4796-2022-4-10-13.
10. Кузнеченкова В.Е. Налоговый правотворческий процесс в системе правовых категорий / В.Е. Кузнеченкова // Финансовое право. 2016. N 6. С. 36 - 40.
11. Лащенов А.В. Комментарий к Федеральному закону от 14 апреля 2023 г. N 125-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (по вопросам электронного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами через ЕПГУ) / А.В. Лащенов // Налоговая политика и практика. 2023. N 6 (246). С. 20 - 23.
12. Левашенко А.Д. Концепция цифрового юридического лица: возможности для развития налогового администрирования / А.Д. Левашенко, И.С. Ермохин, К.А. Черновол [и др.] // Налоговед. 2023. N 5. С. 47 - 58.
13. Мигачева Е.В. Правовое регулирование функционирования налоговой системы Российской Федерации в условиях цифровой экономики / Е.В. Мигачева // Безопасность бизнеса. 2022. N 3. С. 37 - 43. DOI: 10.18572/2072-3644-2022-3-37-43.
14. Назаренко Б.А. Трансформация законодательства о налогах и сборах в условиях применения антикризисных мер: теоретико-правовые проблемы / Б.А. Назаренко // Финансовое право. 2023. N 1. С. 18 - 21. DOI: 10.18572/1813-1220-2023-1-18-21.
15. Ногина О.А. Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля / О.А. Ногина // Закон. 2022. N 11. С. 64 - 72. DOI: 10.37239/0869-4400-2022-19-11-64-72.
16. Пансков В.Г. Единый налоговый платеж: проблемы и направления решения / В.Г. Пансков // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 2. N 5 (137). С. 194 - 199. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2023.05.02.028.
17. Пепеляев С.Г. Кодекс: перезагрузка? / С.Г. Пепеляев // Налоговед. 2019. N 6. С. 4 - 5.
18. Порохов Е.В. Новая налоговая политика Казахстана / Е.В. Порохов // Налоговед. 2022. N 11. С. 13 - 23.
19. Реут А.В. Понятие и основные элементы концепции налогового законопроекта / А.В. Реут // Налоговед. 2017. N 8. С. 16 - 25.
20. Селиванов А. Неналоговые платежи в российском законодательстве: грядет систематизация? / А. Селиванов [и др.] // Закон. 2018. N 3. С. 14 - 26.
21. Спиридонов Н. В Госдуме рассказали о планах разработать новые редакции Налогового и Бюджетного кодексов / Н. Спиридонов // Газета.ru. 2022. 25 апреля.
22. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций (подготовлен для системы "КонсультантПлюс") / Д.В. Тютин // СПС "КонсультантПлюс", 2020.
23. Тютин Д.В. Юридическое определение налога: современные проблемы / Д.В. Тютин // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 9 (73). С. 114 - 120. DOI: 10.17803/2311-5998.2020.73.9.114-120.
24. Цветков М.А. О совершенствовании функционирования единого налогового счета / М.А. Цветков, О.И. Юстус // Финансы. 2023. N 6. С. 21 - 24.
25. Цинделиани И.А. Совершенствование налогового контроля в условиях цифровизации / И.А. Цинделиани, Т.А. Гусева, А.В. Изотов // Правоприменение. 2022. Т. 6. N 1. С. 77 - 87. DOI: 10.52468/2542-1514.2022.6(1).77-87.
26. Шушкина А. Жуков сообщил о планах Госдумы по созданию новой редакции Налогового кодекса / А. Шушкина // Парламентская газета. 2022. 2 декабря.
27. Щекин Д.М. Новые вызовы, стоящие перед Россией, и ответ на них в налоговой политике / Д.М. Щекин // Закон. 2022. N 11. С. 18 - 29. DOI: 10.37239/0869-4400-2022-19-11-18-29.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.