Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ И ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ИХ АНАЛОГОВ
Д.О. САВОЧКИНА, Н.В. БРОВКО
Правовое пространство Российской Федерации содержит различные механизмы регулирования тех или иных общественных отношений, которые возникают в практике взаимодействия органов исполнительной власти. К тому же обеспечение должного режима функционирования всех институтов и органов управления, задействованных в реализации антинаркотической политики государства, выступает важнейшим условием обеспечения его поступательного развития и свидетельствует о наличии особого статуса в системе правовых отношений.
Глобальная проблема наркотиков еще больше осложняет ситуацию, производство кокаина достигло рекордного уровня, а изъятия амфетаминов и метамфетаминов резко возросли, рынки сбыта этих наркотиков выходят на новые и более уязвимые мировые территории.
Данные, полученные из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, свидетельствуют о том, что конфликтные ситуации создают благоприятные условия для производства синтетических наркотиков и что этот эффект усиливается при расположении района конфликта вблизи крупных потребительских рынков. Число ликвидированных лабораторий по производству амфетамина в Украине выросло с 17 в 2019 г. до 79 в 2020 г. - это наибольшее число обнаруженных лабораторий по производству амфетамина в мире, о которых сообщили страны в 2020 г. <1>. Эти факты свидетельствуют о потенциально новых объектах, которые создают новые потенциальные угрозы для борьбы с преступностью в нашей стране. В то же время пандемия заставила правительства многих стран сосредоточиться на контроле над наркотиками, а внутренние фонды и другие ресурсы направить на здравоохранение. В то же время ограничительные меры, введенные большинством стран, во многом способствовали развитию теневого сегмента интернет-торговли, в частности DarkNet. Наркоторговцы используют такие схемы распространения наркотиков, чтобы избежать внимания правоохранительных органов.
--------------------------------
<1> Всемирный доклад о наркотиках, 2022 г. (издание Организации Объединенных Наций, 2022 г.). URL: https://www.unodc.org/res/wdr2022/MS/WDR22_Booklet_1_russian.pdf.
В январе - декабре 2022 г. в России было выявлено 177,7 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 1,1% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. При этом сотрудниками органов внутренних дел выявлено 172,6 тыс. преступлений (-0,7%). По сравнению с январем - декабрем 2021 г. на 7,2% выросло число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Также вырос их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, с 57,6% в январе - декабре 2021 г. до 62,4% <2>.
--------------------------------
<2> Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2022 года. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/item/35396677/.
Глобальные тенденции в "наркоситуации" коррелируют с процессами, происходящими в Российской Федерации, и это подтверждают результаты мониторинга: по итогам 2022 г. оперативная обстановка в сферах незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков существенно не изменилась, а в некоторых субъектах произошли сдвиги в негативную сторону. Так, например, в Красноярском и Краснодарском краях, Республике Крым, Волгоградской области количество таких деяний увеличилось более чем на 12%. Более половины (57,6%; 103 447; -7,9%) всех наркопреступлений в стране связаны с незаконным сбытом наркотиков <3>. Продолжается негативное влияние миграционного процесса на оперативную обстановку. Следует отметить, что в преступлениях, связанных с контрабандой наркотиков из-за рубежа в Россию, как правило, участвуют иностранные граждане, а количество задержаний за последние три года увеличилось. Так, на примере Республики Крым миграционная ситуация в регионе характеризуется миграционным приростом, который составляет 12 343 чел. (АППГ - 9 940 чел.), и обусловлена увеличением количества граждан, прибывших с освобожденных территорий Украины (в настоящее время новых субъектов Российской Федерации). По состоянию на 1 января 2023 г. на миграционный учет в Республике Крым поставлено иностранных граждан и лиц без гражданства 168 214 чел. (АППГ - 112 142, +50,0%). Из числа иностранных граждан, поставленных на миграционный учет, 58,6% (98 502 чел.) составляют граждане Украины (в сравнении с АППГ +69%), 14,9% - граждане Узбекистана, 6,3% - граждане Таджикистана, 4,7% - граждане Республики Беларусь, 2,6% - граждане Армении, 1,9% - граждане Кыргызстана, 7,5% составляют граждане Грузии, стран Балтии, граждане иных государств. Анализируя складывающуюся наркоситуацию в Республике Крым, необходимо отметить, что ситуация с потреблением наркотических средств в регионе относительно стабильна на протяжении пяти последних лет и характеризуется как "сложная" <4>.
--------------------------------
<3> Там же.
<4> Доклад о наркоситуации в Республике Крым в 2022 году (утвержден протоколом заседания антинаркотической комиссии N 1 от 27.03.2023). URL: https://rk.gov.ru/uploads/txteditor/main/attachments/.
По нашему мнению, к числу наиболее значимых вопросов, требующих постоянного внимания государства, относится должное функционирование системы взаимодействия подразделений полиции с другими службами, государственными органами и общественностью в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
К тому же современные правовые средства обеспечения контроля за оборотом наркотиков указывают на ключевую роль механизмов межведомственного взаимодействия в практическом воплощении государственной антинаркотической политики с учетом реалий наркопреступности и возникающих потребностей в области обеспечения антинаркотической деятельности на местах. Рассмотрим наиболее распространенные сферы межведомственного взаимодействия более подробно.
I. Взаимодействие в сфере административной деятельности полиции по линии противодействия незаконному обороту наркотиков. Определяющую роль в государстве в области обеспечения антинаркотической деятельности выполняют органы исполнительной власти в лице правоохранительных органов, правовая деятельность которых носит строго регламентированный характер, а сами субъекты их реализации обладают необходимым набором властных и властно-распорядительных полномочий. Однако взаимодействие такого рода субъектов в возникших административно-правовых отношениях зачастую связано с применением в установленном законом порядке разнообразных мер принудительного воздействия на лиц в целях исполнения административного законодательства.
По своей совокупности административно-правовые аспекты межведомственного взаимодействия субъектов антинаркотической деятельности по видам и правовому охвату целесообразно рассматривать в следующем разрезе:
а) меры предупредительного воздействия, направленные на своевременное предупреждение административных правонарушений в области наркоконтроля (МВД России, ФСБ России, Войска национальной гвардии России, ФСИН России);
б) меры правового пресечения, связанные с применением в установленном законом порядке принудительных действий, в том числе и применение мер административно-процессуального обеспечения (МВД России, Министерство сельского хозяйства России, Россельхознадзор);
в) меры контрольного характера, имеющие своей целью обеспечение механизма учета лиц, потребляющих наркотики, проходящих лечение от наркомании, а также лиц, находящихся в зоне риска (МВД России, Минздрав России, Росздравнадзор);
г) меры санкционного характера, вбирающие в себя механизмы возложения ответственности на лицо за совершение правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков (МВД России, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Россельхознадзор, ФТС России).
II. Взаимодействие в сфере оперативно-разыскного противодействия. Отметим, что в рамках межведомственного взаимодействия органы внутренних дел вправе привлекать иные государственные органы и организации, а также граждан в целях достижения правоохранительных целей в сфере противодействия наркопреступности. Так, прослушивание телефонных переговоров в аспекте противодействия незаконному обороту наркотиков представляет собой негласный контроль, аудиозапись и прослушивание переговоров, осуществляемых по телефонным, сотовым линиям связи и IP-телефонии, а также передачу аудиоинформации одного телефонного абонента на записывающее устройство другого в автоматическом режиме. Добываемые в ходе осуществления данного оперативно-разыскного мероприятия сведения нередко проводятся при взаимодействии МВД России, ФСБ России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, что отличает получаемые таким образом сведения уникальностью и индивидуальностью, так как они содержат в себе информацию, получаемую из первых уст о планируемом, совершаемом или уже совершенном наркопреступлении <5>.
--------------------------------
<5> Иванов В.В., Холопова Е.Н. Использование результатов оперативно-розыскного мероприятия "прослушивание телефонных переговоров" в выявлении и раскрытии преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов // Российский следователь. 2013. N 9. С. 33.
Рассматривая межведомственное взаимодействие МВД России с Федеральной таможенной службой России и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, отметим, что такое оперативно-разыскное мероприятие, как контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, относится к числу ключевых контрольных мероприятий.
В свою очередь, взаимодействие МВД России, ФСБ России, СВР России, ФСИН России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России имеет место быть и при проведении оперативно-разыскного мероприятия по получению компьютерной информации. Механизм такого взаимодействия представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих обязательные юридически значимые материально-правовые основы, направленные на получение компьютерной информации как единичного оперативно-разыскного мероприятия <6>.
--------------------------------
<6> Шумилов А.Ю. Получение компьютерной информации как новое оперативно-розыскное мероприятие: первые шаги научного познания // Оперативник (сыщик). 2016. N 4 (49). С. 35 - 36.
III. Взаимодействие в сфере проведения профилактических операций по линии противодействия незаконному обороту наркотиков.
Ключевым инструментарием качественного и своевременного взаимодействия подразделений полиции с другими службами, государственными органами и общественностью в области контроля за незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов наряду с оперативно-разыскными мероприятиями являются комплексные оперативно-профилактические операции. Подобного рода оперативно-профилактические мероприятия занимают важное место в общей системе основных направлений, форм и методов предупреждения преступлений, осуществляемых органами внутренних дел, включая различные формы как внутриведомственного, так и межведомственного взаимодействия <7>.
--------------------------------
<7> Сысенко А.Р., Сысенко А.А. Содержание оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и его поисковые признаки // Вестник Омского университета. Серия "Право". 2007. N 3 (12). С. 164.
При этом о значимости такого рода операций свидетельствует наличие специальной Инструкции об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России <8>, в которой приводятся понятия, цели и виды комплексных оперативно-профилактических операций; раскрываются особенности проведения таких операций и регламентируется порядок подведения их итогов.
--------------------------------
<8> Приказ МВД России от 13 августа 2002 г. N 772 (ред. от 21.12.2017) "О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России". URL: http://www.pravo.gov.ru.
В системе межведомственного взаимодействия важное значение придается проведению целевых оперативно-профилактических операций по определенным направлениям и линиям правоохранительной деятельности. Так, в содержательном плане комплексная оперативная профилактическая операция "Мак" представляет собой межведомственную операцию, задействующую оперативные ресурсы пяти федеральных министерств (МВД России, Минобороны России, Минсельхоза России, ФСБ России, ФТС России), и имеет целью выявление, уничтожение незаконных посевов и популяций наркосодержащих растений и культур, блокирование доступа заготовителей к местам их произрастания, а также задержание и изобличение изготовителей, перевозчиков и сбытчиков наркотиков. Также в реализации целевых оперативно-профилактических операций принимают участие целый ряд министерств и ведомств: МВД России, ФСБ России, ФТС России, Министерство транспорта России, Министерство сельского хозяйства России, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Россельхознадзор.
Приведенные виды комплексных оперативно-профилактических операций относятся к одним из наиболее действенных форм реагирования органов внутренних дел во взаимодействии с иными министерствами и ведомствами на негативные изменения наркоситуации в стране, инициатором и координатором таких операций выступает ГУНК МВД России.
IV. Взаимодействие в сфере антинаркотического просвещения населения.
Основной разновидностью государственно-ориентированного подхода по сдерживанию наркопреступности в социально-приемлемых рамках выступает механизм просвещения населения. Согласимся с позицией Д.А. Шестакова, по мнению которого осуществление контрольных мер над преступностью являет по своей сути социальный механизм, направленный на поддержание уровня законопослушного поведения среди населения и уменьшение детерминант для совершения преступлений <9>.
--------------------------------
<9> Шестаков Д.А. Проблемы совершенствования использования уголовных наказаний. Рязань, 1992. С. 12.
Сущность антинаркотического просвещения населения носит целенаправленный, конкретизированный характер; его непосредственная задача состоит в доведении до широких слоев российского общества исчерпывающих сведений об опасностях, заключенных в незаконном обороте наркотиков и их употреблении, проведении соответствующих тематических акций, форумов и иных просветительских мероприятий, создании и распространении социальной рекламы, видеороликов и др. Помимо указанного взаимодействие в сфере антинаркотического просвещения населения обладает возможностью воздействовать на весь причинный ряд негативных социальных явлений, подталкивающих лицо к совершению наркопреступления.
Данное направление антинаркотической деятельности входит в число приоритетных направлений в деятельности МВД России, Минкульта России, Министерства науки и высшего образования России, Министерства просвещения России, Министерства спорта России и Росмолодежи.
Таким образом, раскрытие ключевых аспектов взаимодействия подразделений полиции с другими службами, государственными органами и общественностью в области контроля за незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов позволило сформулировать следующие выводы.
1. Мы считаем, что межведомственное взаимодействие органов внутренних дел с иными субъектами антинаркотической деятельности представляет собой совокупность строго определенных действий в области противодействия наркоугрозе, носящих как открытый, так и скрытый, завуалированный характер и направленных на выявление фактов незаконной реализации наркотиков, пресечение деятельности лиц, вовлеченных в данного рода преступную деятельность, документирование выявленных фактов распространения наркотиков, их незаконного культивирования и иной оперативно-значимой информации, а также применение исчерпывающих мер к задержанию лиц, причастных к сбыту наркотиков.
2. Необходимо подчеркнуть, что роль и значение взаимодействия подразделений полиции с иными субъектами антинаркотической деятельности состоит в объединении общих усилий по ликвидации всей криминальной цепочки незаконного оборота наркотиков начиная с выявления конкретных мест его производства, логистики, определения субъектного состава причастных к данному преступлению лиц и непосредственного сбора предметов и документов, которые в дальнейшем могут иметь доказательственное значение.
3. По нашему убеждению, межведомственное взаимодействие в ходе реализации административных, оперативно-разыскных и профилактических мероприятий зарекомендовало себя как наиболее эффективная совокупность правовых, организационных, материально-технических и иных сил, средств и методов, направленных на минимизацию негативного воздействия на российское общество со стороны наркопреступности. При этом надо понимать, что особенности проведения такого рода мероприятий зачастую связаны с изменяющейся оперативной обстановкой и необходимостью осуществления своевременного противодействия преступным посягательствам со стороны крупных наркокартелей, наркосиндикатов и криминальных сообществ, деятельность которых носит преступный транснациональный характер.
Литература
1. Иванов В.В. Использование результатов оперативно-розыскного мероприятия "прослушивание телефонных переговоров" в выявлении и раскрытии преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов / В.В. Иванов, Е.Н. Холопова // Российский следователь. 2013. N 9. С. 33 - 37.
2. Сысенко А.Р. Содержание оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и его поисковые признаки / А.Р. Сысенко, А.А. Сысенко // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2007. N 3 (12). С. 164 - 174.
3. Шестаков Д.А. Об управлении преступностью / Д.А. Шестаков // Проблемы совершенствования использования уголовных наказаний: материалы секции научно-практической конференции "Человек: преступление и наказание", состоявшейся в РВШ МВД РФ 25 - 26 марта 1992 г.: сборник научных статей / члены редколлегии: В.И. Гуськов, Н.В. Есин, А.А. Лакеев, В.Е. Южанин; ответственный редактор А.И. Васильев. Рязань: РВШ МВД РФ, 1992. С. 12 - 13.
4. Шумилов А.Ю. Получение компьютерной информации как новое оперативно-розыскное мероприятие: первые шаги научного познания / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). 2016. N 4 (49). С. 35 - 38.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.