Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА КАК ЛОКОМОТИВ РАЗВИТИЯ
Н.С. ТИМОФЕЕВ
Основная идея этой статьи заключается в рассмотрении принципиальной возможности и практической реализации провозглашенных конституцией новелл в обеспечении эффективности публичных властей - государственных и муниципальных.
Качество властей носит сложный собирательный характер. За широкими понятиями решения проблем социально-экономической жизни чаще всего принимают эффективность деятельности государственных и муниципальных органов. Как-то в стороне остаются проблемы, которые на себе ощущает каждый человек, повседневно сталкиваясь с системными последствиями федеральных, бюджетных, экономических и социальных реформ.
Дело в том, что эффективность реформ связывают с качеством государственного и муниципального управления, в то же время качественные показатели обеспечения жизнедеятельности каждого муниципального образования, административных образований (сел, деревень, поселков, аулов, кишлаков и т.д.) остаются под покровом программ развития обобщенного характера.
Результаты деятельности публичных властей должны быть тесно связаны не только с реализацией усовершенствования административных регламентов, но и с оценочными показателями решения индивидуализированных по территориям муниципальных образований и административных поселений общественно значимых проблем, а также проблем, связанных с выполнением государственных обязательств.
Переход к оценке деятельности органов публичной власти "на результат" должен предполагать не только качество деятельности органов государственных и муниципальных властей, но в первую очередь достижение установленных критериев оценки динамики решения конкретных проблем, индивидуализируемых по территориям разноплановых местных сообществ.
Представляется, что в основе этого должна быть задействована муниципальная статистика оценочного характера, которую можно было бы определить как информационно-мобилизующий фактор.
Стоит задуматься: не пора ли статистику использовать не только как средство, но и как цель.
Требуется концептуальная реорганизация государственной статистики, в основе которой должны находиться проблемы, которые традиционно находились в ведении муниципальной статистики. Должно уйти в прошлое постоянное противопоставление власти и общества, чиновника и гражданина. В очередной раз необходимо поставить проблему реализации провозглашенных конституционных ценностей.
8 ноября 2021 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин своим Указом утвердил Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в стране. Насколько это актуально, можно понять, если принять во внимание, что, по данным Минэкономики, развитие в 2021 г. реализуется через 45 госпрограмм, 13 национальных проектов, 50 федеральных и 3 676 региональных проектов. В то же время в заключениях Счетной палаты на отчет Правительства указывается на рассогласованность госпрограмм и низкий уровень исполнения.
Особенно много вопросов возникало к Социальной поддержке граждан. В этой программе не установлены показатели, характеризующие исполнение указа Президента по обеспечению Темпов устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции <1>.
--------------------------------
<1> См.: РФ сегодня. 2021. N 12. С. 30 - 33.
Современное стремление и постоянные призывы к общественной активности тесно связаны с современной земской статистикой, оценочный характер которой связан с потребностями жизнеобеспечения не непосредственно, а опосредованно и в большей степени замкнут на органы публичной власти.
Представляется, что во всем блоке, определяющем сбор соответствующей статистической информации, ее анализ и обработку при подготовке планов стратегического развития, особое значение приобретает муниципальная статистика как наиболее полная, свидетельствующая о насущных проблемах жизнеобеспечения, что должно быть основой формирования правового поля для реализации единой политики.
Есть возможность превратить муниципальную статистику в локомотив, влекущий за собой существенный прорыв в государственной политике в сфере образования, медицинского обслуживания, преобразований в сельском хозяйстве, как это имело место в годы Великих реформ России XIX в.
В приветствии Президента Российской Федерации В.В. Путина участникам Международной научно-практической конференции "Земские учреждения и местное самоуправление: история и современность", проведенной в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Президент Российской Федерации выразил уверенность, что "бесценный и богатый опыт земского самоуправления должен быть обязательно востребован в развитии муниципальной власти в современных условиях" (12 апреля 2014 г., Москва, Кремль, N Пр-828) <2>.
--------------------------------
<2> Земские учреждения и местное самоуправление. История и современность. М., 2017. С. 8.
Для нас особый интерес представляет то обстоятельство, что муниципально-земская статистика с самого начала представляется (в современном восприятии) как синтез государственной и муниципальной статистик. Земская статистика XIX в. возникла на уровне губернских земств, чем определяется ее региональный (в современном понимании) характер.
Статистические бюро охватывали основные характеристики социально-экономического характера как губернских, так и уездных земств.
Программы статистических исследований были зачастую объемнее и достовернее официальной государственной статистики. Очень важно то, что земская статистика, в отличие от существовавшей государственной статистики, возникла как оценочная <3>.
--------------------------------
<3> См. подробнее: Журавский Д.П. Объ источниках и употреблении статистических сведений. Кiевъ, 1846.
В публицистике обращалось внимание на то, что "Земская статистика находилась под непосредственным влиянием сближения с народом" <4>. "Занятия в земстве вообще, в частности статистикой, мы считали в духе наших старых народнических идеалов" <5>.
--------------------------------
<4> Пошехонцев А.В. Кризис земской статистики // Русское богатство. 1901. N 12. С. 167 - 189.
<5> Бунин Ю.А. Русская государственная библиотека. Отдел рукописей. Ф. 218. Картон. N 765. А1.
Народническая идеология оказала определенное влияние на направление статистических исследований, на их методологию, технику проведения, на разработку программ статистических работ. Земская статистика стала объектом постоянного преследования со стороны правительства, консервативных земских гласных.
"Земская статистика, - писал "Вестник Европы", - испытала на себе все превратности, с которыми приходилось иметь дело земским учреждениям. Ее ограничивала администрация, против нее открывались походы в самих земских собраниях, статистические работы обрекались на сожжение, статистические бюро то открывались, то закрывались. В земских статистах одни видели пионеров нового метода, одинаково важных и в научных, и в практических отношениях, другие - опасных агитаторов" <6>.
--------------------------------
<6> Из общественной жизни (текст) // Вестник Европы. 1898. Кн. 3. С. 439 - 452.
В советское время в стране существовала единая четко взаимодействующая и централизованно финансируемая система Госкомстата, включающая федеральные, республиканские (региональные) и местные органы государственной статистики.
В постсоветской системе Конституция РФ 1993 г. и принятые на ее основе акты способствовали развитию государственно-муниципального противопоставления. Провозглашение принципа самостоятельности местного самоуправления и невхождение его органов в систему государственной власти создали проблему статистического коллапса.
Произошел разрыв единой публичной власти советской на государственную и муниципальную и, соответственно, разрыв объектов управления на административно-территориальные единицы и муниципальные образования. Таким образом, муниципальное управление, мало того что проходило сложные турбулентные формирования, но и было лишено полноценного информационного ресурса.
Современное индикативное планирование как метод территориального управления, пришедший на смену директивному планированию, имеющему силу закона, рассматривается как план в рамках информационно-ориентирующего подхода по достижению общих целей создания будущего <7>.
--------------------------------
<7> Индикативное планирование: определение понятия и российская практика // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. N 4(82). С. 105 (104 - 113); Бузгалин А., Колганов А. Общенациональное планирование: перезагрузка // Альтернатива. 2015. N 1(86). С. 52 - 69.
Несомненно, что к основной трактовке индикативного планирования относятся целевые ориентиры развития, с помощью которых оценивается степень достижения как государственных обязательств, так и планов развития местных сообществ.
К основным показателям этих целей относятся: уровень жизни (индикатор отношения доходов населения к минимальному потребительскому бюджету), состояние здоровья населения (индикаторы продолжительности жизни, смертности от туберкулеза, детской смертности), уровень комфортности жилья (индикаторы обеспеченности жилой площадью одного жителя, доли семей, обеспеченных изолированными квартирами, уровня благоустройства муниципального жилого фонда), уровень инфраструктурной обеспеченности (индикаторы обеспеченности объектами здравоохранения, образования, культуры, спортивными сооружениями, транспортом и дорогами), уровень экологической безопасности (индикаторы доли объема нормативно очищенной воды в общем объеме водоотведения), состояние правоохранительной системы (количество расследуемых преступлений на 100 единиц штатного состава МВД) и уровень доверия к власти (уровень доверия к Президенту, Кабинету министров, госсовету республики) <8>.
--------------------------------
<8> Примеры данных основных показателей-индикаторов взяты из презентационного материала Кабинета Министров Республики Татарстан "Система индикативного управления экономикой в Республике Татарстан". Казань, 2006. С. 93. См. также: Лексин В.Н., Лексин И.В., Чучелина Н.Н. Качество государственного и муниципального управления и административная реформа. М., 2006. С. 156.
Наиболее полное представление о целевых ориентирах - индикаторах, касающееся местного самоуправления, содержится в экономико-правовой базе муниципальной статистики, во многом замкнутой на стратегическое планирование.
Оценка места муниципальной статистики на основе современной нормативно-правовой базы свидетельствует о значительных проблемах. Исследователи обращают внимание на неоднородность объектов наблюдения, их многочисленность и раздробленность. Многие методики анализа, используемые на сегодняшний день в России, разработаны для уровня страны, региона или крупного муниципального образования. Информация о социально-экономических процессах, происходящих на уровне небольших муниципальных образований, скудно представлена в официальной статистике, а информация из других источников разрознена <9>.
--------------------------------
<9> Гоголева Т.Н., Петрыкина И.Н., Солосина М.М., Щепкина И.Н. Разработка методики анализа поселений на основе комплексного использования баз данных региональной и муниципальной статистики // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2016. N 4. С. 166.
Многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие становление муниципальной статистики, до настоящего времени не создали необходимых условий встроенной в систему государственной статистики. Да и само законодательство не соответствует этой цели. В чем проявляется действие ст. 12 Конституции РФ, отделяющей местное самоуправление от государственной власти.
Обращение к аналитическим работам, посвященным развитию современной муниципальной статистики, к правовой базе муниципальной статистики свидетельствует о том, что основными задачами признаются:
- исследования происходящих на муниципальной территории экономических, социальных, духовных и экологических явлений в их взаимосвязи; обобщение и прогнозирование тенденций их развития;
- обеспечение муниципальных органов управления оперативно-статистической информацией для осуществления управления территорией муниципального образования;
- управление муниципальным хозяйством, распоряжение имуществом и объектами муниципальной собственности, формирование и исполнение местного бюджета;
- обеспечение необходимой статистической информацией процедуры разработки муниципальных программ и наблюдения за ходом выполнения;
- информирование населения о социально-экономических явлениях, происходящих на муниципальной территории <10>.
--------------------------------
<10> Пашинцева Н.И. Формирование системы муниципальной статистики // Вопросы статистики. 2005. N 12; Гуськова Т.Н. Становление муниципальной статистики в современной России и опыт земской статистики // Вестник СамГУПС. 2015. N 1-2; Гоголева Т.Н., Петрыкина И.Н., Солосина Н.И., Щепкина И.Н. Указ. соч. С. 166; Емельянова Т.В. Методологические аспекты статистического исследования деятельности муниципальных образований // Вестник Ростовского государственного экономического университета "РИНХ". 2008. N 2; Черемисина Н.В. К вопросу о формировании российской региональной и муниципальной статистики // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России. 2013. Т. 14. N 1-2. С. 147 - 153; Заварина Е.С. Организация муниципальной статистики в условиях цифровизации // Наука о данных: Сб. материалов международной научно-практической конференции. М., 2020. С. 110 - 112.
Очевидно, что исследования носят преимущественно экономический характер.
Становится ясно, что муниципальная статистика полностью может заработать и приобрести стратегический характер, если станет основой развития муниципальных образований. Минусом современного состояния социального благополучия следует признать отсутствие прямого влияния и независимости государственной политики именно от необходимости первоочередного решения многочисленных "проблем местного значения".
Системное обновление российского общества имеет возможность превратиться в центр всеобщего притяжения, если преобразования на основе конституционного единства публичных властей приобретут именно это направление.
Фактически речь идет о возврате к принципу демократического централизма на новом этапе развития с усилением роли форм непосредственной демократии.
В философской литературе обращается внимание на современные тенденции постмодернизации, начавшейся во второй половине XX в., рассматриваемые иногда как соединение параллельных линий исторического процесса или даже задач истории, при котором процесс ориентации может сменить процесс модернизации <11>.
--------------------------------
<11> См. Неклесса А.И. Конец цивилизации, или Зигзаг истории // Знамя. 1998. N 1. С. 165 - 179.
Основой правовой базы муниципальной статистики является Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ). Целью данного Закона провозглашено создание правовых основ для реализации единой государственной политики в сфере официального статистического учета. В качестве одного из принципов официального статистического учета и системы государственной статистики указано (п. 2 ст. 4) "обеспечение возможности формирования официальной статистической информации по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям".
Официальную статистическую информацию формируют субъекты официального статистического учета, которыми являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности (ч. 4 ст. 2). То есть официальную статистическую информацию формируют исключительно федеральные органы.
В ч. 8 ст. 2 органы местного самоуправления отнесены к числу пользователей официальной статистической информации, обращающихся к системе государственной статистики или субъектам официального статистического учета за получением необходимой им статистической информации и (или) пользующихся такой информацией.
Обращение органов местного самоуправления к субъектам официального статистического учета за информацией, не размещенной для всеобщего доступа, осуществляется по письменным запросам или в связи с соглашением сторон об информационном взаимодействии (ч. 12 ст. 5). Условия соглашений в Законе не обозначены, однако сказано, что в этом случае информация предоставляется субъектами официального статистического учета бесплатно.
Между тем статистической информации, получаемой от субъектов официального статистического учета, для органов местного самоуправления зачастую недостаточно. По многим позициям им нужна более полная и более детальная информация, необходимая для принятия управленческих решений.
Ранее в неоднократно изменявшемся Положении о Федеральной службе государственной статистики (Росстат) в качестве одного из ее полномочий указано предоставление официальной статистической информации органам местного самоуправления, однако объем и состав этой информации не были перечислены.
Постановлением Правительства России от 12 августа 2004 г. N 410 "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов" была определена обязанность налоговых органов предоставлять органам местного самоуправления информацию о налоговых поступлениях по муниципальной территории по отдельным налогам и сборам. В соответствии с Постановлением Правительства России от 11 ноября 2006 г. N 670 "О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования" Росстатом были утверждены формы федерального государственного статистического наблюдения, содержащие статистические показатели, характеризующие состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и инструкции по их заполнению.
Постановлением Росстата от 29 декабря 2006 г. N 88 был утвержден статистический инструментарий для организации статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования, включающий 53 группы показателей (всего около 150 показателей).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" количество показателей было существенно увеличено. Органы местного самоуправления ежегодно до 1 мая года, следующего за отчетным, представляют в высший исполнительный орган субъекта Федерации доклады о достигнутых и планируемых значениях показателей социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов, содержащие большой объем статистической информации, включенные Правительством России в федеральную программу статистических работ. Однако система показателей зачастую выходит за пределы непосредственного влияния органов местного самоуправления <12>.
--------------------------------
<12> Муниципальное право России / Отв. ред. проф. С.А. Авакьян. М., 2019. С. 518 - 519.
Таким образом, правовая база муниципальной статистики вроде бы имеется, однако ее несовершенство не позволяет органам местного самоуправления получать полную и необходимую для их деятельности статистическую информацию.
Ранее в нормативно-правовом аспекте предпринимались попытки организации муниципальной статистики путем принятия в 1995 и 1997 гг. Постановлений Госкомстата Российской Федерации об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения в сферах:
- приватизации и акционирования государственных и муниципальных предприятий (объектов) <13>;
- проведения торгов (конкурсов) на закупку товаров, работ, услуг для муниципальных нужд <14>.
--------------------------------
<13> Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 16 ноября 1995 г. N 166 "Об утверждении форм единовременного федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью предприятий, созданных путем приватизации и акционирования государственных и муниципальных предприятий (объектов) и инструкции по их заполнению". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_10287 (дата обращения: 26.03.2023).
<14> Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 30 июля 1997 г. N 51 "О федеральном государственном статистическом наблюдении за проведением торгов (конкурсов) на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд" (документ не применяется). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15950 (дата обращения: 26.03.2023).
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были определены полномочия органов местного самоуправления, в том числе по организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставлению указанных данных органам государственной власти.
Однако фактически действия, предпринятые органами государственной власти до 2006 г., не привели к формированию системы муниципальной статистики.
В связи с этим в 2006 г. Президент В. Путин в своих выступлениях на заседаниях Президиума Государственного совета неоднократно подчеркивал целесообразность приведения государственных статистических работ в соответствие с современными требованиями становления и развития системы муниципальной статистики <15>.
--------------------------------
<15> Путин В.В. Вступительное слово на заседании Государственного совета "О механизмах взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов", 22 июня 2006 г. URL: http://www.gisa.ru/35053.html (дата обращения: 30.09.2015).
В результате актуализации Президентом Российской Федерации вопроса развития муниципальной статистики было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 670 "О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования" <16>. Согласно названному Постановлению органы местного самоуправления не являются субъектами официального статистического учета и выступают лишь в качестве респондентов. Такой подход способствует унификации представляемой муниципальными образованиями информации, поскольку Федеральная служба государственной статистики утверждает единые формы федерального государственного статистического наблюдения.
--------------------------------
<16> Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 670 "О порядке предоставления органами местного самоуправления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63844 (дата обращения: 30.09.2015).
По подсчетам С.Н. Леонова, за десятилетие, с 1995 по 2005 г., в целях организации работы муниципальной статистики Правительством РФ и Росстатом было принято свыше 25 нормативно-правовых актов, большинство из которых посвящены дополнению или изменению существующих форм федеральных статистических наблюдений. В период с 2006 по 2014 г. были приняты еще два десятка нормативно-правовых актов. С одной стороны, это демонстрирует заинтересованность органов власти в совершенствовании системы муниципальной статистики, с другой - ежегодное принятие двух-трех нормативно-правовых актов, зачастую изменяющих состав и методологию обработки статистических данных, значительно затрудняет деятельность ОМСУ по представлению статистических показателей, а также органов государственной власти, ответственных за обработку информации <17>.
--------------------------------
<17> Леонов С.Н. Становление муниципальной статистики, ее современное состояние и соответствие потребностям исследования региональной экономики // Вестник Томского государственного университета. 2015. N 400. С. 223 - 230. DOI: 10.17223/15617793/400/36.
Система показателей муниципальной статистики включает свыше 650 показателей, объединенных в 28 блоков, и должна быть приспособлена для глубокого изучения муниципальной территории, проведения сравнительного анализа и управления муниципальным образованием. Показатели в блоках различаются по значимости, подобно тому, как полномочия и задачи органов управления подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательные связаны с жизнеобеспечением деятельности муниципального образования - им придается общегосударственное значение, и они исполняются в обязательном порядке (водоснабжение, транспорт, общественная безопасность, здравоохранение, санитария и т.д.). Факультативные обусловлены рядом социальных и культурных функций, реализуются местными властями по их усмотрению в зависимости от имеющихся финансовых возможностей (строительство школ, содержание общественных парков, библиотек, озеленение территории и др.).
В последнее десятилетие XX в., признавая отсутствие статистической информации о состоянии дел в муниципалитетах серьезной проблемой, органы местного самоуправления, их союзы и ассоциации стремились, как во времена расцвета земской статистики, создавать собственные базы данных, определять подходы к построению комплексной системы показателей муниципальной статистики.
Наиболее заметными проектами того времени, пригодными для использования в практической деятельности ОМСУ, явились "Инвентарная книга территории", макет которой был разработан в Кубанском государственном университете <18>, а также сформированная в Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ) система показателей социально-экономического положения муниципальных образований <19>.
--------------------------------
<18> Пенюгалова А.В. Методологические основы и опыт применения информационной базы местного сообщества. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2005; Филиппов Ю.В., Пенюгалова А.В., Авдеева Т.Т. Инвентаризация и анализ ресурсов МСО: практическое руководство по составлению "Инвентарная книга муниципального образования" и ее применению в стратегическом планировании развития // Стратегическое планирование в российских муниципалитетах. М., 2000.
<19> Показатели социально-экономического развития муниципальных образований // Ассоциация сибирских и дальневосточных городов // Официальный сайт. URL: http://www.asdg.ru/ser/pokaz (дата обращения: 30.09.2015).
Следует отметить, что накопленная база страдает отрывочностью представления информации как в содержательном, так и во временном аспектах. Не удалось соблюсти единство методологии расчета показателей, сопоставимость их во времени, постоянство хранения и другие принципы официального статистического учета, которые следуют из содержания ст. 4 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" <20>.
--------------------------------
<20> Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (в ред. от 28.02.2023). URL: http://base.garant.ru/12157384 (дата обращения: 26.03.2023).
В настоящее время ситуация меняется, и на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru) в разделе "База данных "Показатели муниципальных образований"" (БД ПМО)" формируется общедоступная база статистической информации по муниципальным образованиям. Эта находящаяся в компетенции Росстата официальная статистическая информация разрабатывается в соответствии с разделом "Муниципальная статистика" Федерального плана статистических работ <21> в разрезе муниципальных образований. В идеале она должна включать информацию по каждому муниципальному образованию.
--------------------------------
<21> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р "Об утверждении Федерального плана статистических работ" (с изм. от 30.01.2023). URL: http://docs.cntd.ru/document/902101255 (дата обращения: 26.03.2023).
На начало 2015 г. база данных муниципальных образований включала 28 информационных блоков, количество показателей, по которым осуществляется выгрузка информации в базу данных муниципалитетов, увеличилось со 198 в 2007 г. до 652 <22>.
--------------------------------
<22> Доклад о результатах деятельности федеральной службы государственной статистики в 2014 г. и основных направлениях на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2015. 119 с.
Кроме вышеназванной базы данных по муниципальным образованиям Росстат обладает информационным массивом, сформированным на основе Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проведенной в 2006 г. Отметим, что отличие муниципальной и региональной статистик в значительной мере объясняется широтой охвата явлений <23>.
--------------------------------
<23> Заварина Е.С., Чобану К.Г. Основы региональной статистики. М.: Финансы и статистика, 2009. 446 с.
Во-первых, если региональная статистика, являясь частью централизованной государственной статистики, связана с административно-территориальным делением России и используется для упорядоченного осуществления функций государственного управления, то муниципальная статистика охватывает своим наблюдением меньшие по размеру территории и базируется на муниципальном территориальном делении, а сам объект муниципальной статистики определяется не только территориальными, но и хозяйственными границами. Во-вторых, для муниципальной статистики свойственно меньшее разнообразие числа показателей, чем для региональной. В-третьих, в России органы местного самоуправления традиционно обладают меньшими полномочиями, чем региональные органы государственной власти, поэтому муниципальная статистика ориентируется на показатели, связанные с деятельностью органов местного самоуправления (здравоохранение, образование, социальное обслуживание, коммунальная сфера, бытовое обслуживание населения, розничная торговля и общественное питание, строительство жилья и др.).
Тем не менее в настоящее время муниципальная статистика как составная часть управленческой деятельности МСУ приобретает самостоятельный характер с точки зрения форм организации статистического наблюдения при безусловном соблюдении требований государственной статистики к методологии и установленному порядку представления статистических данных.
Разработка системы показателей, обеспечивающих информацию о жизнедеятельности и развитии МО, - главное звено муниципальной статистики. В настоящее время местным самоуправлением используется Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, разработанная и утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 9 января 1998 г. N 2 (с изменениями) <24>.
--------------------------------
<24> Постановление Госкомстата РФ от 9 января 1998 г. N 2 "Об утверждении Унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования" (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru/1965965 (дата обращения: 26.03.2023).
Унифицированная система показателей является типовым документом и рекомендуется к использованию местными органами управления с учетом специфики муниципального образования, полномочий муниципальных органов управления, закрепленных уставом муниципального образования, муниципальных программ развития.
В части формирования Унифицированной системы показателей органы государственной статистики не только обеспечивают методологию организации муниципальной статистики, но и являются как получателями, так и разработчиками ряда показателей.
Система показателей муниципальной статистики включает свыше 650 показателей, объединенных в 28 блоков, и должна быть приспособлена для глубокого изучения муниципальной территории, проведения сравнительного анализа и управления муниципальным образованием. Показатели в блоках различаются по значимости, подобно тому как полномочия и задачи органов управления подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательные связаны с жизнеобеспечением деятельности муниципального образования - им придается общегосударственное значение и они исполняются в обязательном порядке (водоснабжение, транспорт, общественная безопасность, здравоохранение, санитария и т.д.). Факультативные обусловлены рядом социальных и культурных функций, реализуются местными властями по их усмотрению в зависимости от имеющихся финансовых возможностей (строительство школ, содержание общественных парков, библиотек, озеленение территории и др.).
О степени значения муниципальной статистики в стратегическом планировании свидетельствует место местного самоуправления в федеральной организации публичной власти. Присоединяясь к позиции А.Н. Кокотова: "Местное самоуправление в его конституционном закреплении - это своеобразный третий уровень российского федерализма. Если субъекты Российской Федерации есть форма децентрализации государства в целом, то муниципальные образования в субъектах Российской Федерации - это децентрализация в децентрализации. Такая конституционная конструкция разворачивает вертикаль публичной власти в равнобедренный треугольник, в котором федеральный центр (вершина треугольника) в равной мере может (должен) опираться как на субъекты Российской Федерации, так и на муниципальные образования, в том числе используя муниципальный фактор в качестве средства воздействия на субъекты Российской Федерации с целью удержания последних в русле единой государственной политики, а в конечном счете - в рамках единого правового пространства" <25>, - стоит добавить, что это не просто своеобразный уровень российского федерализма, это фундамент российской государственности.
--------------------------------
<25> Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ А.Н. Кокотова к Постановлению от 1 декабря 2015 г. N 30-П.
В Стратегии развития Росстата и системы государственной статистики Российской Федерации до 2024 года (утв. Минэкономразвития России 06.09.2019 N МО-104) явно недостаточно уделено внимания муниципальной статистике. Отмечается традиционная ориентированность на удовлетворение потребностей органов государственной власти. Обращается внимание на качественность детализированной статистической информации коммерческих, научных, образовательных организаций, органов массовой информации, физических лиц.
Акцентируется то, что Стратегия разработана с учетом комплексного анализа предложений органов власти, экспертного и бизнес-общества, как мы видим, но не муниципального сообщества.
В целях более полного удовлетворения информационных потребностей органов власти РФ, субъектов, муниципальных образований, граждан, местных сообществ, различного рода общественных формирований и т.д. должны быть выделены не только прогнозы развития, но и социально значимые показатели, дающие возможность контроля за деятельностью, за выполнением публичных обязательств государственных, муниципальных и общественных.
Именно в этом заключается превращение статистики из средства управления в средство достижения целей. Доверие граждан к государству получает конкретную основу.
Литература
1. Гоголева Т.Н. Разработка методики анализа поселений на основе комплексного использования баз данных региональной и муниципальной статистики / Т.Н. Гоголева, И.Н. Петрыкина, М.М. Солосина, И.Н. Щепкина // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2016. N 4. С. 166 - 177.
2. Гуськова Т.Н. Становление муниципальной статистики в современной России и опыт земской статистики / Т.Н. Гуськова // Вестник СамГУПС. 2015. N 1-2. С. 84 - 87.
3. Емельянова Т.В. Методологические аспекты статистического исследования деятельности муниципальных образований / Т.В. Емельянова // Вестник Ростовского государственного экономического университета "РИНХ". 2008. N 2. С. 231 - 238.
4. Журавский Д.П. Объ источниках и употреблении статистических сведений / Д.П. Журавский. Киев: тип. И. Вальнера, 1846. 210 с.
5. Заварина Е.С. Организация муниципальной статистики в условиях цифровизации / Е.С. Заварина // Наука о данных: Материалы Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 5 - 7 февраля 2020 г). Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. С. 110 - 112.
6. Заварина Е.С. Основы региональной статистики / Е.С. Заварина, К.Г. Чобану. Москва: Финансы и статистика, 2009. 414 с.
7. Земские учреждения и местное самоуправление. История и современность: Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 21 - 22 апреля 2014 г.). Москва: Изд-во Московского ун-та, 2017. 846 с.
8. Колганов А.И. Общенациональное планирование: перезагрузка / А.И. Колганов, А.В. Бузгалин // Альтернативы. 2015. N 1. С. 52 - 70.
9. Лексин В.Н. Качество государственного и муниципального управления и административная реформа / В.Н. Лексин, И.В. Лексин, Н.Н. Чучелина. Москва: Европроект, 2006. 350 с.
10. Леонов С.Н. Становление муниципальной статистики, ее современное состояние и соответствие потребностям исследования региональной экономики / С.Н. Леонов // Вестник Томского государственного университета. 2015. N 400. С. 223 - 230. DOI: 10.17223/15617793/400/36.
11. Муниципальное право России: Учебник / Ответственный редактор С.А. Авакьян. Москва: Проспект, 2019. 656 с.
12. Неклесса А.И. Конец цивилизации, или Зигзаг истории / А.И. Неклесса // Знамя. 1998. N 1. С. 165 - 179.
13. Пашинцева Н.И. Формирование системы муниципальной статистики / Н.И. Пашинцева, Т.И. Саймукова // Вопросы статистики: Научно-информационный журнал. 2005. N 12. С. 32 - 37.
14. Пенюгалова А.В. Методологические основы и опыт применения информационной базы местного сообщества: Диссертация доктора экономических наук / А.В. Пенюгалова. Краснодар, 2005. 343 с.
15. Пошехонцев А.В. Кризис земской статистики / А.В. Пошехонцев // Русское богатство. 1901. N 12. С. 167 - 189.
16. Устюжанина Е.В. Индикативное планирование: определение понятия и российская практика / Е.В. Устюжанина, С.Г. Евсюков // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2015. N 4(82). С. 104 - 113.
17. Черемисина Н.В. К вопросу о формировании российской региональной и муниципальной статистики / Н.В. Черемисина // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России. 2013. Т 14. N 1-2. С. 147 - 153.
18. Шахворостов Г.И. О проблеме соотношения понятий "ветхое" и "аварийное" жилье в нормативно-правовых актах и статистике в государственном и муниципальном управлении / Г.И. Шахворостов, О.В. Злобина // Регион: системы, экономика, управление. 2020. N 2(49). С. 156 - 164.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.