Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
В.К. АНДРЕЕВ
Экономика предложения, основные положения которой изложены Президентом РФ на Петербургском экономическом форуме 16 июня 2023 г., предполагает усиление взаимодействия государства, определяющего политику в области технологического суверенитета страны и деятельности предпринимательского сообщества по его достижению. Основами технологического суверенитета заявлены: наращивание производительных сил, обеспечение инфраструктурой, адаптация цифровых технологий к отечественным производственным циклам, освоение новых индустриальных и наукоемких отраслей промышленности <1>.
--------------------------------
<1> Российская газета. 2023. 19 июня.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства граждан и юридических лиц как участников регулируемых им отношений, свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Как провозглашается в Конституции РФ, Правительство РФ содействует развитию предпринимательства и частной инициативы, обеспечивая государственную поддержку научно-технологического развития страны. При правовом регулировании предпринимательства важно установить органическое сочетание имущественных отношений, основанных на публично-властном подчинении, которые прямо не входят в сферу действия Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), с имущественными связями, основанными на диспозитивных началах взаимодействия участников рынка и их производственно-хозяйственной самостоятельности.
Российская Федерация, ее субъекты и муниципалитеты также могут участвовать в частноправовых отношениях на равных началах с физическими и юридическими лицами. Непонятно, какую правовую нагрузку несет применяемый к ним термин "субъекты гражданского права", употребленный в п. 2 ст. 124 ГК РФ, если в следующей статье Кодекса предусматривается, что действия публичных органов власти совершаются в рамках их компетенции от имени субъектов гражданского права. В пункте 5 ст. 66 ГК РФ органы публичной власти названы публично-правовыми образованиями, которые могут стать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками товариществ на вере. Как указывал В.В. Лаптев, такие юридические лица не участвуют в отношениях публично-правового характера, а создаются лишь по нормам публичного права <2>. Орган публичной власти приобретает и осуществляет права и обязанности как обычное юридическое лицо, а имя соответствующего субъекта гражданского права характеризует принадлежность его имущества к тому или иному виду собственности, - никаких отношений представительства здесь не возникает.
--------------------------------
<2> Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М., 2010. С. 32.
Четко разграничивается имущество, принадлежащее публичным и частным собственникам и направляемое на инвестирование производства продукции, организация обеспечения которого относится к ведению органов государственной власти и местного самоуправления в Федеральном законе от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве и муниципально-частном партнерстве". В нем перечисляются семь видов государственных организаций, которые не могут быть частными партнерами или участвовать на их стороне. В то же время в Законе установлено право публичного партнера на осуществление контроля за исполнением соглашения о партнерстве и предусмотрены дополнительные полномочия органов публичной власти, что свидетельствует о властном характере отношений. Законодательство в этой области основывается на Конституции РФ, Гражданском, Бюджетном и еще шести кодексах, нормы которых регулируют имущественные отношения, основанные как на равенстве сторон, так и властном подчинении одной стороны другой.
Интересно отметить, что в Концепции технологического развития до 2030 г. (далее - Концепция) <3> к частному инвестору государственно-частного партнерства относятся государственные корпорации. В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации..." имущество государственной корпорации принадлежит ей на праве собственности и используется для достижения целей деятельности и осуществления возложенных на нее функций и полномочий <4>. При таком правовом регулировании вполне обоснованным выглядит рассмотрение М.И. Клеандровым собственности государственных корпораций как "иной", не частной формы собственности, что допускается Конституцией РФ <5>.
--------------------------------
<3> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 20 мая 2023 г. N 1315-р. См.: СЗ РФ. 2023. N 22. Ст. 3952.
<4> Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<5> Клеандров М.И. Право собственности государственных корпораций: некоторые вопросы. Вещные права: система, содержание, приобретение // Сборник научных трудов в честь профессора Б.Л. Хаскельберга / под ред. Д.О. Тузова. М., 2008. С. 30 - 39.
В настоящее время меняется подход к правовому регулированию деятельности промышленности в пользу обеспечения технологического суверенитета страны, усиления роли государства и публично-правовых институтов по поддержке внедрения сквозных и критических технологий. В Концепции технологического развития большое значение уделено правовому обеспечению включения высоких технологий в промышленное производство путем договора инвестиционного товарищества, создания новых форм интеграции научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности. В частности, для усиления их организационной интеграции предстоит обозначить новые правовые моменты в объединениях, включающих образовательную, исследовательскую, опытно-конструкторскую и производственные компоненты, в определении места индустриальных центров компетенций либо в структуре государственных корпораций, либо в территориальных образованиях развития промышленности. В связи с созданием института главных конструкторов и главных технологов по направлениям критических и сквозных технологий следует разработать и утвердить на уровне закона или постановления Правительства РФ положение с указанием их прав и обязанностей, а также определить роль главного конструктора (технолога) в праве на риск в реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки.
В целях реализации крупномасштабных инновационных проектов в Концепции поставлена задача закрепить в законодательстве новую организационно-правовую форму - исследовательский консорциум. Экономика предложения предполагает установление особенностей правового положения юридических лиц в зависимости от сферы их деятельности, определяя необходимость применения инновационных технологий в производстве своей продукции.
В Рекомендациях XII ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся по теме "Проблемы правосубъектности на современном этапе" отмечалась потребность в оценке понятия "элемент правосубъектности", его признаков и порядка реализации. Кроме отмеченных в преамбуле и рекомендациях конференции четырех составных частей правосубъектности - правоспособность, дееспособность, сделкоспособность, деликтоспособность, на наш взгляд, необходимо добавить компетенцию как органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ), так и органов юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК РФ) и исключительную компетенцию высшего органа корпорации (п. 2 ст. 65.2 ГК РФ).
В статье 50 ГК РФ перечислены организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций, а в последующих статьях Кодекса сформулированы признаки, элементы отдельных видов юридических лиц. Наиболее распространенные в социально-экономической жизни общества формы юридического лица регулируются как нормами ГК РФ, так и специальными законами. Так, правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников определяются ГК РФ (п. 3 ст. 87) и Законом об ООО <6>. Такая редакция Закона предполагает, что в ГК РФ должны быть сформулированы существенные элементы этой организационно-правовой формы юридического лица. Дискуссионность в формулировании принципиальных и второстепенных признаков организационно-правовой формы возросла в связи с полномочиями собрания участников непубличного общества, принимаемыми единогласно, например, по установлению структуры органов общества и их компетенции. Дальнейшая конкретизация правового положения общества с ограниченной ответственностью осуществляется федеральными законами в сферах банковской, страховой, инвестиционной и иной деятельности. При таких правовых условиях реализация требования о регистрации организации в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных ГК РФ, представляется трудно выполнимой, а само ограничение видов организационно-правовых форм юридического лица - не отвечающим гражданско-правовой диспозитивности в регулировании имущественных и предпринимательских отношений.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СПС "КонсультантПлюс".
Одним из инструментов реализации крупных инновационных проектов в Концепции названо, как уже отмечалось, создание исследовательских консорциумов. Последнее в доктрине определяется как временное объединение коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей с целью осуществления какого-либо финансового или промышленного проекта по контракту с третьим лицом <7>. Обычно консорциум рассматривается как субъект, участвующий в предпринимательской деятельности, хотя такие его признаки, как временный характер существования и предназначение для осуществления определенного проекта для третьего лица, вызывают сомнение при рассмотрении его в качестве новой организационно-правовой формы юридического лица. Тем более что в Концепции назван такой правовой инструмент, как договор инвестиционного товарищества для осуществления прямых и (или) венчурных инвестиций. Представляется, что исследовательский консорциум следует предусмотреть в законодательстве как юридическое лицо, созданное на определенный срок научно-исследовательскими организациями, выразившими желание объединить свои усилия для реализации предпринимательского проекта, финансируемого третьей стороной.
--------------------------------
<7> См.: Лаптев В.А. Корпоративное право. Правовая организация корпоративных систем: монография. М., 2019. С. 213.
В отличие от инновационного научно-исследовательского центра, создание и деятельность которого предусмотрены Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ <8>, исследовательский консорциум представляет собой более слабое образование в организационном отношении, покоящееся на договоре участников консорциума. В нем нет правил проекта, не создается управляющая компания в форме акционерного общества, которая осуществляет функции по управлению ИН-ТЦ, учредителем которого является Правительство РФ и (или) инициатор проекта <9>. Возможно, исследовательский консорциум целесообразно строить как временное юридическое лицо научных организаций для выполнения крупномасштабного инвестиционного проекта, тем самым отграничивая их от инновационных образований, работающих на основе договора инвестиционного товарищества без образования юридического лица.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (последняя редакция) // СПС "КонсультантПлюс".
<9> См.: Андреев В.К. Понятие и состав инновационного научно-технологического центра // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 11 (84).
В.А. Лаптев под предпринимательским объединением понимает объединение двух или более взаимосвязанных хозяйствующих субъектов, имеющих общие цели, соответствующие проводимой единой экономической политике, либо экономическую и (или) организационную зависимость в форме участия в уставном капитале или по иным основаниям <10>. Предпринимательское объединение автором рассматривается как субъект предпринимательского права со специальной правосубъектностью (хозяйственной компетенцией), соответствующей проводимой единой экономической политике объединения.
--------------------------------
<10> См.: Лаптев В.А. Указ. соч. С. 206 - 207.
Предпринимательское объединение как лицо, участвующее в гражданском обороте, не обозначено в ГК РФ и иных законах, регулирующих предпринимательскую деятельность. В связи с этим нет правовых оснований рассматривать его как родовое понятие, а другие совокупности субъектов предпринимательской деятельности как вид, как это делает К.И. Поморцев в отношении кластеров <11>. Представляется более основанным на законе считать объединение ведущих совместную деятельность юридических лиц видом юридического лица, созданного для осуществления деятельности в определенной сфере. Так, интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса представляет собой вторичную структуру самостоятельных юридических лиц, правовым признаком которой является право головной организации определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами, и нести субсидиарную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение государственного оборонного заказа организациями, входящими в состав соответствующей структуры ОПК. В таком понимании сочетание юридических лиц можно называть предпринимательским объединением, т.е. в том случае, когда есть какой-то юридический признак, их соединяющий.
--------------------------------
<11> См.: Поморцев К.И. Правовое положение кластеров в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2020. С. 10, 17.
Важным направлением включения высоких технологий в промышленное производство должна стать деятельность технологических компаний, применяющих инновационные технологии в рамках осуществления основного вида экономической деятельности, включенного в установленном законодательством порядке в общероссийский классификатор. Коммерческая корпорация может рассматриваться технологической компанией в случаях, когда уполномоченными органами устанавливается применение инновационных технологий при разработке и (или) производстве продукции (оказании услуг, выполнении работ). Для повышения уровня инновационной активности бизнеса в технологических компаниях государством будет устанавливаться уровень соответствия научно-технологического потенциала организации уровню, определенному в установленном законом порядке. Само по себе название "технологическая организация" как раз и свидетельствует о том, соответствует ли данная коммерческая организация этим критериям, но это не меняет ее организационно-правовую форму. В компаниях с преобладающим государственным участием их гражданско-правовые сообщества должны ориентировать хозяйственные общества на большее инвестирование своей прибыли для повышения уровня конкурентности высокотехнологичной продукции за счет применения высоких технологий.
Создавая комфортную правовую среду для деятельности малых технологических компаний и малых инновационных предприятий, необходимо также учитывать положения п. 4 ст. 49 ГК РФ об особенностях правового положения юридических лиц для осуществления деятельности в определенных сферах. Так, положения ГК РФ регулируют не только участие организаций в гражданском и торговом обороте, но и порядок управления их деятельностью. Видится, что указанные организации должны создаваться публично-правовыми образованиями на основе специальных законов, а положения ГК РФ должны носить субсидиарный характер их применения - поскольку иное не будет предусмотрено соответствующим законом.
В литературе отмечалось, что отечественное гражданское право не имеет значимых средств различения статуса юридических лиц - организаций торговли, промышленности, в части прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Лицам промышленного и научного производства не предоставлено право точно и юридически ответственно определять в уставе особый, специальный статус в инновационном цикле <12>. Предмет и цели деятельности коммерческой организации могут быть определены уставом, но это не ведет к изменению правового положения. В то же время особенности правового положения юридических лиц, создаваемых для осуществления деятельности в определенных сферах, определяются ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами, что должно быть установлено для исследовательских консорциумов, технологических компаний, технологических холдингов, малых технологических компаний и малых инновационных предприятий.
--------------------------------
<12> См.: Казанцев Н.М. Правовые смыслы экономической деятельности: правовое определение экономики // Право и экономическая деятельность: современные вызовы. М., 2015. С. 43, 44.
Литература
1. Андреев В.К. Понятие и состав инновационного научно-технологического центра / В.К. Андреев // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 11 (84). С. 115 - 120.
2. Казанцев Н.М. Правовые смыслы экономической деятельности: правовое определение экономики / Н.М. Казанцев // Право и экономическая деятельность: современные вызовы: монография / ответственный редактор А.В. Габов. Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Москва: Статут, 2015. С. 36 - 44.
3. Клеандров М.И. Право собственности государственных корпораций: некоторые вопросы. Вещные права: система, содержание, приобретение / М.И. Клеандров // Сборник научных трудов в честь профессора Б.Л. Хаскельберга / под редакцией Д.О. Тузова. Москва: Статут, 2008. С. 30 - 39.
4. Лаптев В.А. Корпоративное право. Правовая организация корпоративных систем: монография / В.А. Лаптев. Москва: Проспект, 2019. 384 с.
5. Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики / В.В. Лаптев. Москва; Берлин: Инфотропик Медиа, 2010. 88 с.
6. Поморцев К.И. Правовое положение кластеров в Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / К.И. Поморцев. Екатеринбург, 2020. 28 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.