Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Банковское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАНКОМ РОССИИ: ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В.А. ВИНОКУРОВ
В соответствии с Конституцией <1> Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, при этом "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им" (из ч. 1 и 2 ст. 35). Одновременно Основной Закон государства предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, но исключительно федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (из ч. 3 ст. 55).
--------------------------------
<1> Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2022, 6 октября. N 0001202210060013. Конституция Российской Федерации далее для удобства восприятия текста статьи может именоваться Основной Закон государства, Основной Закон страны.
Из процитированных конституционных норм следует, что наряду с другими правами и свободами человек и гражданин в Российской Федерации может быть ограничен в своем праве по распоряжению собственностью (включая, как известно из норм гражданского законодательства <2>, и денежные средства), но при наличии соответствующей нормы в федеральном законе.
--------------------------------
<2> См.: ст. 128 ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Обратим внимание на Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <3>, принятие которого обусловлено конституционной нормой. В ст. 1 названного Федерального закона указано, что статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; 3) другими федеральными законами.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
Конституционные полномочия Центрального банка Российской Федерации изложены следующим образом:
- денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации (ч. 1 ст. 75);
- защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч. 2 ст. 75).
Из других федеральных законов можно выделить лишь Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" <4>, в котором определены дополнительные к основным функции Банка России, осуществляемые им в процессе процедуры банкротства юридических или физических лиц.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не определяет статус Банка России, фиксируя лишь то, что данная организация "функции и полномочия... осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" и "является юридическим лицом". Названным Федеральным законом установлены цели деятельности Банка России и его функции (ст. 3 и 4).
Наличие в указанном Федеральном законе фразы "независимо от других органов" позволило отдельным авторам предположить, что Банк России является органом государственной власти <5>. При этом некоторые исследователи, на наш взгляд безосновательно, апеллируют к Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 268-О по запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ч. 3 ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <6>, в котором лишь подтверждаются полномочия Банка России, установленные названным Федеральным законом. В то же время ряд ученых придерживаются позиции, по которой Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти <7>. В дополнение к доводам, подтверждающим эти выводы, полагаем, что Банк России не является ни органом государственной власти, ни иным государственным органом, которые не относятся к органам государственной власти, поскольку эти образования должны, во-первых, содержаться за счет средств государственного бюджета и, во-вторых, их штат должен состоять из государственных служащих, что предусмотрено Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" (ст. 10, 18). Банк России и его работники не отвечают указанным условиям.
--------------------------------
<5> См., напр.: Авакьян С.А. О конституционных основах статуса Банка России // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации / Отв. ред., сост. П.Д. Баренбойм. М.: Юридический дом "Юстицинформ", 2000. С. 28 - 31; Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". М.: Дело, 2013. С. 12 - 13; Тарабан Н.А. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в системе органов государственной власти: конституционно-правовые основы организации и деятельности // Финансовое право. 2017. N 6. С. 45.
<6> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. N 2.
<7> См., напр.: Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.; Пастушенко Е.Н. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (гл. 3) // Банковское право: Учебник / Отв. ред. Е.В. Покачалова, Е.Н. Пастушенко. М.: Директ-Медиа, 2020. С. 56 - 62.
Учитывая существующее правовое положение Банка России, включающее набор функций, присущих органам государственной власти, государственным учреждениям и даже государственным предприятиям <8>, можно определить Центральный банк Российской Федерации как государственную организацию, т.е. организацию, созданную государством, со специальным статусом, предусматривающим ее право на осуществление от имени государства властных полномочий в области денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля.
--------------------------------
<8> Малыхина Е.А. Правовое регулирование отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг Центральным банком Российской Федерации (Банком России) // Финансовое право. 2021. N 2. С. 18.
Как уже было отмечено, ограничения прав и свобод допускаются, но федеральным законом и при наличии определенных Конституцией Российской Федерации условий.
Указанные функции Центрального банка содержатся в гл. 3 Основного Закона страны, именуемой "Федеративное устройство", т.е. не относятся к основам конституционного строя, изложенным в гл. 1 Конституции РФ, а также не решают вопросы защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц. В части обороны страны Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривает наличие полевых учреждений Банка России (ст. 86), а по вопросам безопасности государства - обязывает Банк России согласовать с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, обязательные требования для кредитных организаций в области защиты информации (ст. 57.4, 76.4-1, 76.9-7).
В то же время данным Федеральным законом предусмотрено право Совета директоров Банка России принимать решения о прямых количественных ограничениях (ст. 18), под которыми понимается "установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций" (ч. 1 ст. 43), что означает "ограничение прав банковских и кредитных учреждений на получение кредитов от Банка России в рамках их рефинансирования, а также ограничения по некоторым банковским операциям" <9>, причем, как сказано в исследуемом нами Федеральном законе, такие ограничения возможны "в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации" (ч. 2 ст. 43).
--------------------------------
<9> Шаповалов М.А., Никифорова С.Т., Слесарев С.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (постатейный). Комментарий к ст. 43 // СПС "КонсультантПлюс".
Интересно заметить, что Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", с одной стороны, запрещает Банку России "устанавливать прямо или косвенно не предусмотренные федеральными законами ограничения на проведение операций клиентами кредитных организаций" (ч. 2 ст. 58), а с другой стороны, предоставляет ему право устанавливать "правила наличных расчетов, включая ограничения наличных расчетов между юридическими лицами, а также расчетов с участием граждан, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности" (ст. 82.3).
Как видим, формально-юридически у Банка России отсутствует право на установление ограничений для физических лиц в каких бы то ни было случаях, в том числе в отношении имущества, находящегося в собственности этих лиц. Допускаем, что под лимитами на "проведение кредитными организациями отдельных банковских операций" могут скрываться ограничения, вводимые для физических лиц через требования, устанавливаемые кредитным организациям Банком России. Однако ученые, комментируя данную норму, полагают, что в упомянутом случае речь идет об ограничениях "по объему привлекаемых средств или, напротив, объему выдаваемых кредитов или по размерам процентов по кредитам или депозитам" <10>. И одновременно отмечают, что в любом случае право Банка России применять прямые количественные ограничения может быть реализовано только при соблюдении "следующих условий: во-первых, они должны в равной степени касаться всех кредитных организаций; во-вторых, могут применяться только в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики и, в-третьих, только после консультаций с Правительством Российской Федерации" <11>.
--------------------------------
<10> Актуальные проблемы финансового права: Монография / Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов, О.В. Болтинова и др.; Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2016. С. 149.
<11> Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Публичное банковское право: Учебник для магистров. М.: Проспект, 2016. С. 171.
Несмотря на предусмотренный порядок, Банк России без соблюдения установленных законом условий самостоятельно ввел <12>, а затем продлил ограничение на выдачу средств с валютных вкладов или счетов граждан <13>. Причем сделано это было информационными письмами, которые не были зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, как это предписывается Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" для нормативных актов Банка России (ч. 4 ст. 7), с одновременным нарушением запрет на издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм <14>. В указанных информационных сообщениях не сказано, что наступил какой-либо исключительный случай, а также о том, что по этому поводу были проведены консультации с Правительством Российской Федерации.
--------------------------------
<12> Банк России вводит временный порядок операций с наличной валютой (информация Центрального банка Российской Федерации от 9 марта 2022 г.) (документ опубликован не был) // СПС "КонсультантПлюс".
<13> Банк России продлил еще на полгода, до 9 сентября 2023 г., ограничения на снятие наличной иностранной валюты (информация Центрального банка Российской Федерации от 6 марта 2023 г.). URL: https://cbr.ru/press/event/?id=14596 (дата обращения: 05.06.2023).
<14> См.: Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 // СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.
Изложенное выше означает, что установленные Банком России ограничения на снятие гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства принадлежащей им наличной валюты со счетов в коммерческих банках вступили в противоречие как с конституционной нормой, так и с нормами Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". На наш взгляд, письма (сообщения, извещения и т.п.), безосновательно, т.е. в нарушение законодательных норм, ограничивающие права и свободы граждан, должны быть отменены или оформлены надлежащим образом.
Поскольку Центральный банк Российской Федерации подотчетен Государственной Думе, то именно данная палата парламента Российской Федерации и должна осуществлять контрольные полномочия в отношении Банка России (ст. 5). Однако указанный Федеральный закон не устанавливает каких-либо форм или видов контроля Государственной Думы в отношении изданных Банком России нормативных правовых актов, в том числе в части соблюдения данным органом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Интересно, что Банк России не включен в число организаций, в отношении которых осуществляется прокурорский надзор <15>. Лишь Счетная палата Российской Федерации проводит государственный аудит (в данном случае - в денежно-кредитной сфере), а также исключительно по решению Государственной Думы - проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации <16>. В отношении актов Банка России, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, административный контроль не осуществляется ни одним из государственных органов Российской Федерации. Разрешить дело в судебном порядке по указанным информационным письмам Банка России невозможно, поскольку Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании изданных Центральным банком Российской Федерации нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами <17>, к каковым информационные сообщения Банка России отнесены быть не могут (курсив мой. - В.В.).
--------------------------------
<15> См.: Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.
<16> См.: ст. 15 и 23 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1649.
<17> См.: ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 550.
Налицо наличие в стране органа, образованного государством для решения установленных Конституцией Российской Федерации денежно-финансовых вопросов, без формального определения его статуса, не контролируемого ни одним из существующих государственных органов в части соблюдения Банком России прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Существующее правовое положение Центрального банка Российской Федерации позволяет его органам принимать решения, нарушающие права и свободы человека и гражданина, поскольку эти права ограничиваются без определения конституционной необходимости такого ограничения и даже оформляются по форме, не предусмотренной законодательством.
Исходя из изложенных правовых проблем, а также норм законодательства Российской Федерации предлагается:
1) включить в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предложенное определение указанной структуры, дополнив ст. 1 новой ч. 2 следующего содержания:
"Банк России является организацией, созданной Российской Федерацией (государственной организацией), наделенной специальным статусом, предусматривающим его право на осуществление от имени государства властных полномочий в области денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля";
2) обязать Генеральную прокуратуру Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Центральным банком Российской Федерации, для чего дополнить абз. 3 п. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" после слов "федеральными органами исполнительной власти," словами "Центральным банком Российской Федерации,".
Указанные предложения позволят исключить возможность нарушения Центральным банком Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Литература
1. Авакьян С.А. О конституционных основах статуса Банка России / С.А. Авакьян // Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации / Ответственный редактор, составитель П.Д. Баренбойм. Москва: Юридический дом "Юстицинформ", 2000. 168 с.
2. Актуальные проблемы финансового права: Монография / Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов, О.В. Болтинова и др.; Ответственный редактор Е.Ю. Грачева. Москва: НОРМА; ИНФРА-М, 2016. 208 с.
3. Малыхина Е.А. Правовое регулирование отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг Центральным банком Российской Федерации (Банком России) / Е.А. Малыхина // Финансовое право. 2021. N 2. С. 17 - 20.
4. Пастушенко Е.Н. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (гл. 3) / Е.Н. Пастушенко // Банковское право: Учебник / Ответственные редакторы Е.В. Покачалова, Е.Н. Пастушенко. Москва: Директ-Медиа, 2020. 304 с.
5. Рождественская Т.Э. Публичное банковское право: Учебник для магистров / Т.Э. Рождественская, А.Г. Гузнов. Москва: Проспект, 2016. 448 с.
6. Тарабан Н.А. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в системе органов государственной власти: конституционно-правовые основы организации и деятельности / Н.А. Тарабан // Финансовое право. 2017. N 6. С. 44 - 47.
7. Тосунян Г.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" / Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин. Москва: Дело, 2013. 246 с.
8. Шаповалов М.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (постатейный) / М.А. Шаповалов, С.Т. Никифорова, С.А. Слесарев // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Банковское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.