Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ПРОФИЛЕЙ СОТРУДНИКОВ ФТС КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
Г.А. ТРУНИН
Развитие таможенных органов и развитие знаний в различных отраслях и науках увеличили спрос на специалистов с новыми знаниями, умениями и навыками. Процесс подготовки и развития персонала становится все сложнее и носит все более масштабный междисциплинарный характер. Процесс цифровизации представляет собой процесс внедрения самых современных IT-решений и технологий <1>. Новые стратегические интересы развития ФТС России привели к необходимости не только расширения штатной численности, но и переориентации системы кадрового развития таможенных органов.
--------------------------------
<1> Репушевская О.А. Цифровизация таможенных органов как инструмент развития внешней торговли / О.А. Репушевская, Т.В. Скудалова, Н.Л. Лагвилава // Таможенное дело. 2023. N 2. С. 21.
Штатная численность структуры ФТС России за последние годы выросла и превысила 68,2 тыс. штатных единиц. При этом за последние 12 лет штатная численность подразделения претерпела существенные изменения, которые были обусловлены процессами автоматизации и передачи части функций на аутсорсинг. Более того, вопросы цифровизации также определили необходимость укомплектования штатной структуры соответствующими специалистами в области информационных технологий и безопасности. С 2020 года ФТС России запустила процесс смены статуса части должностных лиц с государственных служащих на постоянных сотрудников таможенной службы, что увеличило их долю до 43% <2>.
--------------------------------
<2> Медведева М.В. Кадровое обеспечение таможенных органов в условиях их цифровизации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. N 4(80). С. 22.
Общее бюджетное финансирование ФТС РФ за последние четыре года увеличилось на 10,9 млрд руб., или на 13,51%, достигнув в 2022 г. значения в размере 91,6 млрд руб. Анализ расходов на оплату труда всего персонала ФТС вырос до 50,7 млрд руб., увеличившись на 21% (или 8,8 млрд руб.). Важно отметить, что доля расходов на оплату труда выросла до 55,35%. Таким образом, расходы на оплату труда в структуре бюджетных ассигнований занимают более половины всех расходов, что вполне характерно для подразделений, ориентированных на работу высококвалифицированных кадров. Кроме того, также наблюдается рост расходов на социальные выплаты и социальное обеспечение <3>.
--------------------------------
<3> Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России за 2019 - 2022 годы. URL: https://academy.customs.gov.ru/ob-akademii (дата обращения: 07.07.2023).
Данные факты свидетельствуют о необходимости более высокой координации действий кадровой службы ФТС с целью соответствия стратегическим планам развития, а также поддержания высокой гибкости и обучаемости персонала в эпоху глобальных цифровых преобразований. Автором предлагается использование технологии цифровых двойников с целью оптимизации и повышения эффективности деятельности кадровой службы ФТС России. Предлагаемые решения носят унифицированный характер и могут быть применены в других государственных органах.
Под цифровым двойником (дубликатом) будем понимать модель виртуального (цифрового) аналога реального физического объекта или процесса, позволяющего прогнозировать поведение и развитие модели в заданных рамочных условиях <4>. Важно разделять цифровых двойников объектов и процессов, так как их природа и решаемые задачи сильно различаются.
--------------------------------
<4> Рахманов М.Л. Современные цифровые технологии и цифровой двойник / М.Л. Рахманов, А.В. Шишкин // Качество и жизнь. 2021. N 2(30). С. 57.
Таможенный персонал является ключевым ресурсом, и его можно рассматривать как человеческий капитал государственной структуры управления. При этом эффективность деятельности персонала часто рассматривается через призму динамических показателей, характеризующих развитие системы <5>. Количественные показатели используются в статистическом учете и часто служат общими метриками оценки эффективности деятельности отдельных организационных групп и единиц. При этом в практике часто используются мультипликаторы для оценки результативности деятельности сотрудников и отдельных служб (количество выявленных правонарушений на одного сотрудника, количество поданных таможенных деклараций на сотрудника или пост и проч.). Формируя контур цифровых двойников, часто ориентируются на первичный сбор именно этих показателей.
--------------------------------
<5> Вагин В.Д. К вопросу о профессиональном росте и развитии должностных лиц таможенных органов Российской Федерации // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2019. N 9. С. 37.
Однако следует учитывать качественные характеристики персонала <6>. Данный контур цифровых двойников предполагает формирование персонализированных профилей сотрудников ФТС с множественным учетом индивидуальных и профессиональных метрик.
--------------------------------
<6> Семенова Н.К. Об оценке эффективности деятельности кадровых подразделений таможенных органов // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. N 1(102). С. 95 - 97.
Рассмотрим более подробно механизм работы цифровых двойников в управлении персоналом ФТС. В первую очередь следует определить решаемые задачи с использованием технологий цифровых двойников:
1. Формирование цепочек ценностей и оценка их предварительной эффективности и результативности с минимальными вложениями за счет цифровизации метрик сотрудников.
2. Обнаружение проблем и уязвимостей механизмов развития персонала таможенных органов.
3. Многократное повышение эффективности процессов и систем за счет оптимизации административных и кадровых процессов как внутри ФТС России, так и по направлению к объектам кадрового развития.
4. Снижение рисков и их превентивное обнаружение.
5. Повышение результативности показателей и удовлетворенности конечных получателей программ развития кадров.
6. Формирование долгосрочных точных прогнозов развития компетенций сотрудников ФТС <7>, <8>, <9>.
--------------------------------
<7> Цифровые двойники объектов в решении задач управления / В.А. Минаев, А.В. Мазин, К.Б. Здирук, Л.С. Куликов // Радиопромышленность. 2019. N 3. С. 71 - 72.
<8> Мартынов В.В. Дизайн цифрового двойника человека и классов задач на нем в приложении к подготовке кадров / В.В. Мартынов, Е.И. Филосова // Эргодизайн. 2022. N 3(17). С. 170 - 171.
<9> Никитченко И.И. Освоение профессиональных компетенций студентами Российской таможенной академии с использованием контура, имитирующего работу ЦЭД // Таможенное дело. 2021. N 2. С. 32 - 33.
Формирование системы цифровых двойников (дубликатов) позволяет рассчитывать предельные кадровые нагрузки на бюджет, а также обеспечивать оценку возможных уязвимостей и даже кибератак на информационные системы ФТС России. Важно отметить, что внедрение цифровых двойников, например карты компетенций сотрудника ФТС, позволяет не только прогнозировать компетентностную модель развития сотрудника, но и осуществлять прогнозирование профессиональных траекторий карьерного развития. Кроме того, данные технологии позволяют формировать индивидуальные программы подготовки с высокой степенью удовлетворенности, что особенно важно при адаптации новых сотрудников <10>.
--------------------------------
<10> Профессиональная адаптация молодых специалистов к таможенной службе: обзор подходов и выявление факторов / В.В. Горчаков, М.В. Ниязова, В.В. Стецюк, Ю.Д. Исмагилова // Таможенное дело. 2020. N 4. С. 31 - 33.
Дополнительным эффектом является снижение значительного объема бюрократической волокиты и уровня кадровых ошибок. Первичным инструментом в данном направлении становится мера по разработке цифровой платформы системы развития кадров ФТС. Сложившаяся система развития кадров ФТС должна быть адаптирована под внедряемую информационную платформу, которая представляет собой совокупность компьютерных и аппаратных технологий и системных решений. Стоит отметить, что ФТС имеет базовую цифровую платформу по работе с участниками ВЭД, которая также может стать основой для развития цифрового кадрового делопроизводства.
Другой составной частью является создание сопутствующей информационной архитектуры, которая представляет собой набор приложений, данных, стандартов и интерфейсов, которые обеспечивают реализацию комплекса различных услуг и соответствующих мер социальной поддержки и развития кадров ФТС. К примеру, это может быть приложение по обучению проверке текущего уровня развития компетенций.
В результате разработка цифровых двойников - это сложный и многоуровневый процесс, который требует пересмотра общей парадигмы управления кадрами во всей организации. Однако данное ограничение вписывается в стратегию преобразования ФТС на ближайшие десять лет, что облегчает внедрение соответствующих цифровых решений. Следует не только произвести согласование целей кадровой политики ФТС, но и определиться с программно-аппаратными решениями <11>.
--------------------------------
<11> Ворона А.А. От стратегии развития к стратегии цифровизации / А.А. Ворона, В.Ю. Дианова // Таможенное дело. 2020. N 4. С. 18 - 20.
Первичным (базовым) звеном внедрения новой технологии является создание цифровых профилей сотрудников ФТС. В компоненты профиля должны входить персональные данные, а также данные, связанные с необходимостью контроля деятельности сотрудников и оценки перспектив их развития. В зависимости от дальнейшей направленности могут быть оцифрованы данные, связанные с пенсионным обеспечением (звание, стаж, военный профиль и прочие параметры), или может формироваться виртуальный профиль медицинских данных (рост, вес, физическая подготовка, анализ крови, сердечный ритм и прочие параметры) и т.д. Эти данные позволят более широко оценивать различные инициальные потребности индивидов и точнее выстраивать личностные траектории развития персонала ФТС.
Формирование цифровой карты сотрудника ФТС должно включать в себя следующие возможные блоки: персональные данные, сведения бухгалтерии, сведения о работе, сведения об образовании, карту здоровья и карту компетенций. Персональные данные и сведения о бухгалтерии нужны для идентификации конкретных пользователей и их классификации и сегментирования. Метрика сведений бухгалтерии в виде среднего уровня материального обеспечения позволяет определить уровень средней оплаты труда как результирующий фактор оценки компетенций специалиста.
Сведения о работе состоят из таких метрик, как наименование структурного подразделения, должность, специальное звание, стаж, различные показатели эффективности деятельности и упоминания о замечаниях и выговорах. Данная информация будет использоваться для сопоставления цифровой карты компетенций сотрудника с занимаемой должностью и имеющимся специальным званием, что позволяет более точно идентифицировать необходимые навыки и умения, требуемые для изучения.
Карта здоровья позволяет учесть индивидуальные физиологические особенности сотрудников ФТС при назначении их на конкретные должности и разработке индивидуальных программ развития.
Ключевым атрибутом цифровой карты сотрудника является наличие карты компетенций, которая состоит из следующих метрик: наименование и уровень освоения компетенций, план развития компетенций и соответствие карты компетенций занимаемой должности. Важно отметить, что сведения об образовании обеспечивают контроль цифровых метрик соответствия уровня образования требуемым характеристикам, позволяют отслеживать качество овладения программами дополнительного профессионального образования (ДПО) и переподготовки аналогично американскому опыту <12>. Кроме того, выгружаемые данные о специальности позволяют сформировать базовый профиль компетенций сотрудника для разработки программ повышения квалификации.
--------------------------------
<12> Прогунова Л.В. Особенности подготовки специалистов таможенного дела в США // Таможенное дело. 2023. N 2. С. 35 - 36.
Институты высшего образования обеспечивают базовую подготовку специалистов по специальности "Таможенное дело". Университет формирует базовые компетенции, которые после оценки их соответствия при приеме на работу в ФТС заносятся в цифровую карту компетенций. Далее эти компетенции за счет институтов переподготовки могут дополняться и включаться в программы развития кадров ФТС.
Большую сложность вызывают наполнение и выбор метрик карты компетенций и их идеальных моделей должностей в рамках полномочий и обязанностей должностных лиц ФТС. Особую роль при этом играет уровень развития цифровых компетенций.
Непосредственная оценка каждой компетенции может проводиться по пятиуровневой системе. Нулевой уровень освоения предполагает отсутствие либо крайне низкий уровень освоения компетенции. Начальный уровень предполагает решение примитивных и несложных задач, в основном связанных с такими операциями, как открытие, создание, изменение, печать, и другими действиями. Основной уровень предполагает умение решать основные профессиональные задачи в таможенной деятельности. Продвинутый уровень предполагает, что работник способен настраивать, создавать и использовать цифровые системы для решения сложных профессиональных задач, включая использование автоматизированных систем. Экспертный уровень предполагает, что сотрудник способен создавать, формировать цифровые системы для решения нетиповых задач профессиональной деятельности.
Использование цифровых карт компетенций сотрудника достаточно сложная система структурирования информации. С целью ее систематизации и оценки общего уровня компетенций предлагается использовать средневзвешенную оценку компетенций по шести блокам: организационно-управленческому, экономическому, аналитическому, внешнеэкономическому, правоохранительному, информационно-коммуникационному. Однако данный перечень является ориентировочным и может изменяться в зависимости от занимаемых должностей. Такой подход позволяет оценивать качества подготовки сотрудника и его соответствие требуемой компетентностной модели должности. Однако требуется конкретизировать набор знаний, умений и навыков в соответствии с реальными потребностями.
Таким образом, цифровые двойники позволяют повысить ряд показателей качества управления кадрами, а также способствуют более эффективной оценке персонала. Кроме того, цифровые двойники обеспечивают прогнозирование и систематизацию данных о профессиональном карьерном развитии сотрудников ФТС. Новая технология открывает возможности для кадрового делопроизводства в ФТС и обеспечивает новые функциональные области развития.
Литература
1. Вагин В.Д. К вопросу о профессиональном росте и развитии должностных лиц таможенных органов Российской Федерации / В.Д. Вагин // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2019. N 9. С. 36 - 41.
2. Ворона А.А. От стратегии развития к стратегии цифровизации / А.А. Ворона, В.Ю. Дианова // Таможенное дело. 2020. N 4. С. 17 - 21.
3. Горчаков В.В. Профессиональная адаптация молодых специалистов к таможенной службе: обзор подходов и выявление факторов / В.В. Горчаков, М.В. Ниязова, В.В. Стецюк, Ю.Д. Исмагилова // Таможенное дело. 2020. N 4. С. 29 - 35.
4. Мартынов В.В. Дизайн цифрового двойника человека и классов задач на нем в приложении к подготовке кадров / В.В. Мартынов, Е.И. Филосова // Эргодизайн. 2022. N 3(17). С. 168 - 176. DOI: 10.30987/2658-4026-2022-3-168-176.
5. Медведева М.В. Кадровое обеспечение таможенных органов в условиях их цифровизации / М.В. Медведева // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. N 4(80). С. 22 - 25.
6. Минаев В.А. Цифровые двойники объектов в решении задач управления / В.А. Минаев, А.В. Мазин, К.Б. Здирук, Л.С. Куликов // Радиопромышленность. 2019. N 3. С. 68 - 78. DOI: 10.21778/2413-9599-2019-29-3-68-78.
7. Никитченко И.И. Освоение профессиональных компетенций студентами Российской таможенной академии с использованием контура, имитирующего работу ЦЭД / И.И. Никитченко // Таможенное дело. 2021. N 2. С. 32 - 34. DOI: 10.18572/2071-1220-2021-2-32-34.
8. Прогунова Л.В. Особенности подготовки специалистов таможенного дела в США / Л.В. Прогунова // Таможенное дело. 2023. N 2. С. 35 - 37. DOI: 10.18572/2071-1220-2023-2-35-37.
9. Рахманов М.Л. Современные цифровые технологии и цифровой двойник / М.Л. Рахманов, А.В. Шишкин // Качество и жизнь. 2021. N 2(30). С. 57 - 59. DOI: 10.34214/2312-5209-2021-30-2-57-59.
10. Репушевская О.А. Цифровизация таможенных органов как инструмент развития внешней торговли / О.А. Репушевская, Т.В. Скудалова, Н.Л. Лагвилава // Таможенное дело. 2023. N 2. С. 21 - 24. DOI: 10.18572/2071-1220-2023-2-21-24.
11. Семенова Н.К. Об оценке эффективности деятельности кадровых подразделений таможенных органов / Н.К. Семенова // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2023. N 1(102). С. 95 - 102.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.