Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОГОВОРНОГО РЕЖИМА В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ. АКЦЕССОРНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО
Н.И. ПОПОВА
Железнодорожный транспорт имеет существенное значение для осуществления перевозок грузов и пассажиров. Есть специфические особенности, которые характерны для сферы регулирования железнодорожных перевозок. В соответствии с УЖТ РФ принят целый комплекс нормативно-правовых актов Минтранса, куда включены условия для операций приемки груза, проведения работ по ремонту и обслуживанию объектов железнодорожной инфраструктуры и т.д. Регулирование отношений в области железнодорожных перевозок имеет свою специфику. Она связана с особенностями установления и несения ответственности за нарушение договорных обязательств.
Гражданско-правовая ответственность в железнодорожной отрасли имеет под собой общие основания. А.А. Лукьянцев в своем исследовании пишет о том, что наступающая ответственность гражданско-правового характера обеспечивает появление определенных правовых отношений по поводу совершенных правовых нарушений и из неблагоприятных последствий для нарушителя. Н.С. Малеин, проводя исследование, рассмотрел ответственность, проявляющуюся как особое отношение, на основе которого в итоге наступают определенные имущественные последствия для того, кто нарушает действующий закон.
С учетом выполненного анализа разных существующих в настоящее время точек зрения проблематично сформировать окончательный вывод о гражданско-правовой ответственности. Тем не менее чаще всего она представляет собой специальное правовое отношение, которому свойственен свой состав участников. Применительно к договорам осуществления перевозки товарных позиций, как правило, ответственность вытекает из подписываемых договоров.
Спецификой гражданско-правовой ответственности в железнодорожной отрасли является ее особенный субъектный состав. В качестве субъектов выступают отправители и получатели груза, а также его перевозчики. Ответственность в рамках осуществляемых перевозочных правовых отношений появляется вследствие осуществления нарушителем определенных действий. Эти действия связаны с теми или иными нарушениями существующих обязательств. Ответственность при этом может оказаться сведенной к выплате неустойки, а также компенсации причиненного морального вреда и т.д. Теперь обратимся к понятию акцессорного обязательства, которое может фигурировать в том числе в договорных отношениях в железнодорожной отрасли <1>.
--------------------------------
<1> Транспорт России (информационно-статистический бюллетень). 2020. Январь - июнь. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/7/10880.
Под акцессорным обязательством необходимо понимать обязательство, которое является дополнительным к основному соглашению, обычно оно носит обеспечительный характер. Данное обязательство не является самостоятельным, его судьба аналогична основному обязательству. Если прекращается основное обязательство, то прекращается и акцессорное обязательство. Акцессорные обязательства находятся в тесной связи с основными обязательствами по договору.
Есть исключительные акцессорные обязательства, которые не перестают действовать после прекращения действия основного обязательства, на них имеется прямая ссылка в законе. В качестве примера здесь можно привести залог. Для акцессорных обязательств характерны определенные особенности. К ним относятся не все средства обеспечения основного обязательства. В основном акцессорные обязательства носят обеспечительный характер. Однако не все обеспечительные обязательства относятся к категории акцессорных. Исключением здесь будет независимая гарантия, предусматриваемая п. 1 ст. 368 ГК РФ.
Акцессорное обязательство может быть добавлено к любому договору. Акцессорные обязательства могут быть прописаны в основном договоре или включены в отдельное соглашение. Возникновение акцессорного обязательства может происходить не только в силу действия договора, но и в связи с прямым указанием закона. В соответствии со ст. 97 и 108 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ в силу вступает Устав железнодорожного транспорта РФ. В соответствии с указанными статьями предусматривается акцессорное обязательство в виде законной неустойки, которое вытекает не из договора, а в силу прямого указания закона.
Если же принимать во внимание непосредственно формат, в котором осуществляется реализация гражданско-правовой ответственности, можно сделать вывод о том, что он пребывает в зависимости от порядка защиты права, которое было нарушено. Возможно, вариант будет добровольным либо процессуальным. В рассматриваемой ситуации уровень ответственности пребывает в зависимости не только от исполнения обязанности со стороны правонарушения, но также от осуществления прав потерпевшей стороны <2>.
--------------------------------
<2> Рынок железнодорожных перевозок грузов: результаты 2020 г. и перспективы 2021 г. // Экономика железных дорог. 2021. N 1. С. 11 - 12. EDN UGAHVB.
В случае нарушения подписанного договора обеспечение исполнения правонарушителем существующих у него обязанностей требует проявления активности от пострадавшей стороны. Если нарушитель действует сознательно, он может сам принимать необходимые меры, которые требуют реализации ответственности.
В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения подписанного сторонами договора между всеми ними появляется определенная связь. При этом потерпевшая сторона оказывается в зависимом положении по причине того, что в случае нарушений подписанного договора оказываются попраны ее права потерпевшего. При этом появляются дополнительные обязанности, которые связаны с удовлетворением имеющихся у данной стороны имущественных интересов. Но все же при этом нельзя вести речь о существовании правового неравенства различных участников договорных отношений.
Акцент в публичной отрасли права делается на наступлении ответственности, проявляемой как наказание правонарушителей. В случае реализации гражданско-правовой ответственности первоначально учитывают имущественные интересы, имеющиеся у пострадавшего <3>.
--------------------------------
<3> Беланова Г.О. Договоры, связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом // Закон и право. 2017. N 6. С. 57 - 59.
Наряду с нарушениями нынешнего права и имущественным положением в рамках допущения погрешностей в договоре потерпевшая сторона утрачивает все, что ей полагалось. Также она не получит то, что рассчитывает получить при заключении договора.
Если речь ведется непосредственно о восприятии ответственности как обязанности, можно сделать вывод о том, что динамика рассматриваемого отношения оказывается связанной с исполнением со стороны нарушителя существующей имущественной обязанности, с реализацией иных существующих субъективных гражданских прав сторонами подписанного договора <4>.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ред. от 23.11.2020) // СЗ РФ. 2020. N 48. Ст. 7631.
Смысл наступления ответственности в сфере железнодорожных перевозок оказывается сведен в первую очередь к денежному аспекту. Возмещение в случае невыполнения условий подписанного договора либо при его ненадлежащем исполнении должно быть осуществлено посредством предоставления денежных средств. Существуют основания, подразумевающие наступление ответственности гражданско-правового характера. Они традиционно вытекают из договорного соглашения о перевозке пассажиров и грузов, которое обычно подписывается заблаговременно.
Если принимать во внимание подобные основания, не составит труда отметить и выделить вред, который появился. Еще один момент заключается в том, что субъект договорных отношений ведет себя противоправно. Наряду с этим к перечню оснований не составит труда отнести взаимосвязь, сформированную между противоправным поведением субъекта, а также негативными последствиями, к которым оно приводит.
Особого внимания заслуживает труд В.А. Тархова, который отметил, что правовое основание в плане наступления ответственности закрепляется в рамках права. Соответствующие нормативы в области закона при этом отличаются от того, что существует в ФЗ "О защите прав потребителей". Так, в рассматриваемой законодательной норме не содержится определения особых нормативов для регуляции порядка привлечения перевозчика к наступлению ответственности, которая имеет гражданско-правовой характер. В роли потребителя может выступать и сам перевозчик <5>.
--------------------------------
<5> Тархов В.А. Гражданское право. Общая часть. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2019. С. 307.
Обзор имеющейся на сегодня соответствующей судебной практики дает возможность убедиться, что судами данное положение принимается за обоснованное. В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ за 1994 г. N 7 Закон, действующий сейчас в сфере защиты прав потребителей, может применяться в том числе к договорным отношениям в транспортной сфере, если обязательства между участниками договорных отношений были нарушены. В документе при этом присутствует оговорка о том, что нормы данного Закона могут применяться лишь в части, не урегулированной со стороны действующего в настоящее время транспортного законодательства в РФ. В том случае, когда существующие аспекты ответственности оказываются затронуты УЖТ РФ, законодательство в сфере обеспечения защиты прав потребителей не применяется.
Анализ существующей позиции высших судов дает возможность убедиться, что решения, принимаемые судами, указывают на преимущество действующего в РФ транспортного законодательства над действующими в сфере защиты прав потребителей нормами закона. Это положительно сказывается на правовом статусе перевозчика. Что до других участников складывающихся отношений в транспортно-перевозочной сфере, для них предусмотрены возможности обеспечения защиты имеющихся у них субъективных прав.
Основания для наступления ответственности у отправителя грузов следующие: непредъявление требуемого количества перевозимого груза в соответствии с имеющейся заявкой; неподача вагонов по причинам, зависящим от отправителя груза. Это может быть также невыполнение среднесуточной нормы погрузки и выгрузки и т.д. <6>
--------------------------------
<6> Чурилов А.Ю. К вопросу о классификации договоров в пользу третьего лица // Российская юстиция. 2017. N 11. С. 12 - 15.
Ответственность появляется у перевозчика в случае невыполнения им принятой им заявки, а также в других случаях, например при неподаче вагонов под погрузку или если под погрузку подаются не вполне пригодные для осуществления перевозки тех или иных грузов отправителя вагоны.
Перевозчик несет свою ответственность за то, что он не обеспечил сохранность перевозимого груза после того, как груз был принят к перевозке. Ответственность перевозчика наступает в случае, если он не сможет доказать того, что утрата возникла ввиду обстоятельств, которые невозможно было предотвратить. Подобные обстоятельства могут появиться ввиду наличия определенных причин, например тех или иных недостатков тары или упаковки, используемой для перевозки, если эти недостатки нельзя было заметить, и т.п. Ущерб, который был получен при осуществлении перевозки, подлежит обязательному возмещению перевозчиком при повреждении багажа. Ущерб возмещается на сумму, на которую понизилась стоимость груза.
Перевозчик груза железнодорожным транспортом при возмещении им причиненного ущерба должен вернуть внесенную оплату за провоз багажа по железной дороге, а также различные другие платежи, которые были внесены. Наступление у перевозчика грузов гражданско-правовой ответственности происходит в случае соблюдения сроков, которые отведены в соответствии с действующим сейчас законом для составления претензий. Если оказывается невозможно обеспечить защиту прав в ходе претензионной работы, предполагается возведение возможности обеспечения защиты нарушенных прав пострадавшей стороной через суд.
На уровне действующего в настоящее время Закона не определено то, что отправитель либо получатель берут на себя обязанность представить суду доказательства, которые подтверждают вину перевозчика.
С учетом вышесказанного можно констатировать, что главное отличие наступления ответственности сторон в сфере осуществляемых грузо-транспортных отношений - это наступление ответственности перевозчика, которая применимо к железнодорожной сфере имеет несколько ограниченный характер. Это относится к существующим фактическим условиям применения ответственности, а также к соотношению величины взыскиваемой суммы для обеспечения компенсации причиненного пострадавшей стороне ущерба.
Установление ответственности оказывается напрямую связанным с установлением имеющейся вины. Наступление гражданско-правовой ответственности в рамках существующих договорных отношений сторон в сфере железнодорожных перевозок основано на действующих в настоящее время общих принципах в области гражданского законодательства. При этом особенности гражданско-правовой ответственности связаны в данном случае с особым видом осуществляемой хозяйственной деятельности в области грузо-транспортных перевозок.
С учетом выполненного анализа разных существующих в настоящее время точек зрения в результате можно сделать вывод о том, что гражданско-правовая ответственность - это особенное правовое отношение, которому присущ свой состав участников. Применимо к договорам осуществления перевозки товаров железнодорожным транспортом ответственность вытекает из подписываемых договоров.
Законодательство, посредством которого осуществляется регламентирование железнодорожных грузоперевозок, выступает в качестве составной части гражданских норм законодательства и не может вступать в противоречие с основным началом, закрепленным в рамках ГК РФ.
Для того чтобы обеспечить оптимальное решение в рамках сложившейся ситуации, требуется сокращение количества нормативно-правовых актов, которые регулируют грузовые перевозки и железнодорожный транспорт.
Литература
1. Беланова Г.О. Договоры, связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом / О.Г. Беланова // Закон и право. 2017. N 6. С. 57 - 59.
2. Рынок железнодорожных перевозок грузов: результаты 2020 г. и перспективы 2021 г. // Экономика железных дорог. 2021. N 1. С. 11 - 12. EDN UGAHVB.
3. Тархов В.А. Гражданское право. Общая часть / В.А. Тархов. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2019. 330 с.
4. Чурилов А.Ю. К вопросу о классификации договоров в пользу третьего лица / А.Ю. Чурилов // Российская юстиция. 2017. N 11. С. 12 - 15.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.