Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Муниципальное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗА КОНКРЕТНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ
М.С. ЧАКАЛОВА
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, проживающих на территории, за которой закреплена образовательная организация, согласно ч. 3 ст. 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-273).
Если к полномочиям органов местного самоуправления (далее - ОМСУ) по решению вопросов местного значения в сфере образования относится закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципальных образований (далее - МО) в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 9 ФЗ-273, то такое же полномочие органов государственной власти субъектов РФ (далее - ОГВ) в отношении государственных образовательных организаций в ст. 8 ФЗ-273 не установлено.
В Порядке приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденном Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. N 458 (далее - Приказ N 458), также говорится о закреплении только ОМСУ муниципальных образовательных организаций за территориями.
Проведем анализ п. 6 Приказа N 458. Вместо понятия "распорядительный акт", определение которого не дано действующим законодательством, предлагаем использовать "правовой акт". Так указано в отношении МО - "муниципальный правовой акт" в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ-131), а в отношении регионов - правовой акт субъекта РФ <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
В ФЗ-273 словосочетание "распорядительный акт" используется только в отношении образовательных организаций.
В данном случае речь идет не о распорядительном акте органов публичной власти, а о нормативном, так как в правовом акте о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями устанавливаются права граждан, связанные с получением общего образования, следовательно, он подлежит официальному опубликованию (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ) и может быть размещен на официальном сайте образовательного учреждения только после вступления его в силу, т.е. после его обнародования (официального опубликования) соответствующими органами публичной власти, а не издания.
Необходимости ежегодного издания такого документа нет, так как он не принимается на год и с истечением года после его принятия свое действие не прекращает. Изменение территорий не привязано к этим срокам, происходит реже, при этом достаточно бывает и внесения изменений в соответствующий правовой акт.
Порядок принятия правовых актов утверждается соответствующими органами публичной власти, он един для всех правовых актов, принимаемых ими.
Хочется обратить внимание на неоправданное увеличение объема работы региональных и местных органов власти, связанное с ежегодным принятием рассматриваемых правовых актов: проведением их антикоррупционной экспертизы соответствующими органами и их должностными лицами, органами прокуратуры РФ, размещением их и их проектов на официальных сайтах для институтов гражданского общества и граждан <2>, а также внесением их в регистры нормативных правовых актов <3>.
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2008 г. N 657 "О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов" // СПС "КонсультантПлюс".
Ссылка на принятие документа органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования необоснованна, так как такого органа нет. Органом местного самоуправления в рассматриваемом случае является местная администрация (ч. 1 ст. 34 ФЗ-131), ее структура утверждается представительным органом МО (ч. 8 ст. 37 ФЗ-131). Одним из основных принципов деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти, является самостоятельное осуществление ими своих полномочий <4>, подразумевающее в том числе, что они сами определяют, кто какие полномочия осуществляет. Такие решения принимаются в виде постановления администрации МО, не ее структурным подразделением, исполняющим ее функции и полномочия в сфере образования, т.к. речь идет о территории МО.
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, федеральные органы исполнительной власти не могут устанавливать, какие ОМСУ или ОГВ должны осуществлять определенные полномочия, какие документы (нормативные или распорядительные) принимать, сроки их принятия (не позднее 15 марта текущего года).
Иначе получается, что принятие ОМСУ решения о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями, подлежащее обнародованию, как и наличие такого решения в актуальной редакции, но не принятого в текущем году до установленной даты, хоть и изданного в соответствии с действующим законодательством и муниципальными правовыми актами, не соответствует таким приказам.
Предлагается закрепление образовательных организаций за соответствующими конкретными территориями МО или субъекта РФ. Территория России состоит из территорий субъектов РФ, которые, в свою очередь, состоят из территорий МО. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ-131, т.е. речь может идти только о территориях МО, так как территории субъекта РФ, не отнесенной к территории МО, нет.
Установлено, что муниципальные (государственные) образовательные организации размещают на своих информационном стенде и официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет рассматриваемый документ.
Статьей 29 ФЗ-273 и Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - ФЗ-7) установлены правила размещения информации об образовательной организации на ее официальном сайте в сети Интернет, об информационных стендах в них не говорится, а уставы образовательных организаций разрабатываются на основании именно этих законов.
Перечень документов, подлежащих размещению на официальном сайте в сети Интернет, установлен в ч. 2 ст. 29 ФЗ-273, п. 3.3 ст. 32 ФЗ-7, Постановлении Правительства РФ от 20 октября 2021 г. N 1802 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1802), Приказе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14 августа 2020 г. N 831 "Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления информации" (далее - Приказ N 831). В них не говорится о размещении правового акта о закреплении образовательных организаций за территориями.
Можно подразумевать, что он отнесен к иной информации, опубликование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как его размещение установлено Приказом N 458, согласно п. 6 ч. 2 ст. 29 ФЗ-273. Для большей определенности предлагаем рассмотреть его в Приказе N 831, определив, в каком подразделе его стоит разместить.
На него распространяются требования Постановления N 1802. Указание на размещение образовательными организациями правового акта о закреплении их за территориями "в течение 10 календарных дней с момента его издания" предлагаем исключить и осуществлять его в соответствии с п. 16 Постановления N 1802, т.е. не позднее 10 рабочих дней со дня его получения.
Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 236 (далее - Приказ N 236), также содержит ссылки на "распорядительный акт", на сроки приема региональных и муниципальных документов (не позднее 1 апреля текущего года), устанавливает размещение государственной организацией распорядительного акта ОМСУ, что противоречит п. 6 ч. 1 ст. 9 ФЗ-273, наделяющему ОМСУ такими полномочиями только в отношении своих организаций.
Сложность этого вопроса заключается в том, что правовой основы для принятия ОГВ такого решения нет, как и не установлен порядок взаимодействия ОГВ и ОМСУ в данном случае.
Полномочие по закреплению государственной образовательной организации за территориями не входит в компетенцию ни ОГВ, ни ОМСУ согласно ФЗ-273, следовательно, принятие соответствующего решения ими незаконно.
При этом в целях реализации государственной гарантии на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, установленной ч. 2 ст. 43 Конституции РФ, за всеми территориями МО должны быть закреплены такие образовательные организации.
Предлагаем отнести полномочие по закреплению муниципальных и государственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, за территориями МО к полномочиям ОМСУ. Считаем, что только они могут определить, за какими конкретными территориями МО должны закрепляться образовательные организации. К тому же должен быть единый целостный подход к территории МО.
Территория МО - одна из основных характеристик МО, в пределах которой осуществляют свою деятельность ОМСУ. Именно ОМСУ владеют полной информацией о территории МО, утверждают схему территориального планирования, присваивают адреса объектам адресации и наименования элементам улично-дорожной сети на основании п. 15 и 34 ч. 1 ст. 15, п. 26 и 27 ч. 1 ст. 16 ФЗ-131. Только при принятии решения ОМСУ или ОГВ по согласованию с ОМСУ возможно закрепление образовательных организаций за всеми территориями МО. Проведем анализ обоих вариантов.
При принятии решения ОМСУ достаточно им внести изменения в свой правовой акт, добавив наименование государственной образовательной организации и перераспределив территории МО, на основании выписки из ЕГРЮЛ, скачав ее из сети Интернет. Это возможно как при официальном обращении ОГВ, так и без него.
При принятии решения ОГВ ОМСУ по официальному обращению ОГВ необходимо внести изменение в свой нормативный правовой акт, исключив территории МО (нужно обоснование, иначе речь может идти о нарушении прав граждан), которые будут предложены ОГВ для закрепления за ними государственной образовательной организации, и внести такое предложение им. Затем ОГВ принимают такой нормативный правовой акт. При изменении территории (добавлении или изменении наименования улиц, нумерации домов и т.д.) ОМСУ должны об этом информировать ОГВ.
В любом случае за закрепление государственных и муниципальных образовательных организаций за всей территорией МО прямо или косвенно несут ответственность ОМСУ. Зачем же привлекать ОГВ?
В п. 6 ч. 1 ст. 9 ФЗ-273 также говорится об учете детей, подлежащих обучению по основным общеобразовательным программам, который относится к исключительному ведению только ОМСУ согласно ч. 5 ст. 63 ФЗ-273. Кроме того, при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования они должны информировать об этом именно ОМСУ, на территориях которых они проживают.
Не всеми общеобразовательными организациями реализуются все уровни общего образования. Если речь идет о государственной основной общеобразовательной организации, то возникает вопрос о закреплении территории, к которой она относится, также за близлежащей муниципальной средней общеобразовательной организацией, в целях предоставления ее обучающимся возможности получения среднего общего образования. То же возможно в отношении муниципальной основной общеобразовательной организации.
В таких случаях право на получение среднего общего образования гражданами, проживающими на определенной конкретной территории МО, может быть реализовано только в случае, если за ней будут закреплены две общеобразовательные организации: средняя и основная, государственная и муниципальная. Принятие государственного и муниципального правового акта по одной территории считаем некорректным.
Наиболее эффективным в рассматриваемом случае считаем принятие муниципального правового акта, действующего на всей территории МО.
На основании вышеизложенного предлагаем:
1. В п. 6 ч. 1 ст. 9 ФЗ-273 в словосочетании "закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями" после слова "муниципальных" дополнить "и государственных".
2. В Приказе N 831 установить размещение на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет муниципального правового акта о закреплении муниципальной (государственной) образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, за конкретными территориями муниципального образования, определив, в каком подразделе его стоит разместить.
3. В Приказах N 458 и 236 не рассматривать порядок осуществления региональными и муниципальными органами власти своих полномочий, исключив п. 6 (изложение их в соответствии с действующим законодательством приведет к дублированию).
Это позволит устранить пробел в действующем законодательстве и коллизии, связанные с несоответствием рассматриваемых приказов федеральным законам, что приведет к соблюдению гарантий муниципальных и региональных органов власти, уменьшению их необоснованно увеличенного объема работы.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.