Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Информационное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ
О.Г. КОВАЛЕВ, М.Ю. БАГНЫЧЕВ
Информационно-телекоммуникационные технологии в настоящее время активно внедряются во все сферы государства и общества, гражданские институты, влияют на состояние экономических отношений, качественно меняя жизнь людей, выступая важным условием совершенствования человеческого сознания. Национальные приоритеты и цели развития Российской Федерации на период до 2030 г. включают и так называемую цифровую трансформацию, реализуемую различными органами государственной и исполнительной власти, включая Федеральную службу исполнения наказаний <1>.
--------------------------------
<1> Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" // Российская газета. 2020. 22 июля.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. N 201, Приказом ФСИН России от 30 мая 2022 г. N 312 было создано Управление цифровой трансформации Федеральной службы исполнения наказаний (УЦТ ФСИН России). Данное подразделение призвано реализовывать полномочия ведомства по организации методического обеспечения и координации цифровой трансформации, информатизации деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<2> Цифровая трансформация ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. N 10 (245). С. 4 - 8. EDN HHARXT.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 г. предусмотрена специальная гл. XIV "Цифровая трансформация и научно-техническое развитие уголовно-исполнительной системы", в которой определены цели и подходы к созданию и внедрению в деятельность ФСИН России, ее территориальных органов и учреждений единой информационной системы.
Проводимое нами на протяжении 5 лет комплексное теоретико-эмпирическое исследование проблемы внедрения цифровых технологий и инноваций в УИС сочетало анализ отечественного и зарубежного опыта применения информационно-телекоммуникационных технологий, интегрированных систем безопасности в пенитенциарной сфере.
Осуществлено анкетирование практических работников 4 субъектов Федерации: ОФСИН России по Карачаево-Черкесской Республике, УФСИН России по Новгородской и Псковской областям, Ставропольскому краю.
Методологической базой исследования явились основополагающие положения отечественной юридической науки, сравнительно-правовой и статистический методы, контент-анализ нормативных правовых и литературных источников. Также использовались методы системного и структурного анализа, опроса сотрудников инженерно-технических отделов и режимных подразделений и метод включенного наблюдения.
В ходе исследования были выявлены современные подходы к реализации цифровой трансформации в УИС, к которым относятся:
- собирание и обработка информационного массива данных посредством искусственного интеллекта для обеспечения быстрого и аргументированного принятия решений по различным вопросам служебной деятельности на основе мгновенного анализа различных составляющих конкретной задачи и ситуации;
- создание защищенного ведомственного информационного ресурса и его внедрение в пенитенциарную практику, а также для обеспечения качественного оперативного межведомственного взаимодействия в уголовно-исполнительной сфере;
- повышение информационного профессионализма, совершенствование умений и навыков создания информационной базы оперативно-служебной деятельности, хранения и использования служебной и правовой документации ФСИН России и ее территориальных органов, в целях ознакомления, проведения обучающих тренингов, соблюдения правил составления служебных документов, их движения, работы с ними и принятия зачетов у сотрудников служб и подразделений УИС;
- развитие научного потенциала проведения комплексных научных разработок по теме;
- обеспечение соблюдения права осужденных и лиц, содержащихся под стражей, на предоставление свиданий с родственниками, проведение встреч с уполномоченными по правам человека и членами общественных наблюдательных комиссий, а также на участие в судебных заседаниях в режиме видеоконференц-связи;
- внедрение в деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы электронных баз данных, обновляющихся нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности лиц, содержащихся в учреждениях УИС, а также для защиты их интересов в судах;
- применение системы электронных очередей для посещения адвокатами своих подзащитных в СИЗО, приобретения для них продуктов питания и т.д.
Указанные направления должны быть ориентированы на комплексное применение информационных ресурсов, развитие цифровизации всех направлений пенитенциарной деятельности.
В рассматриваемом контексте мы солидаризируемся с мнением В.В. Сурина, полагающего, что цифровая трансформация ФСИН России представляет собой создание качественно новых моделей организации деятельности сотрудников и подразделений. Она не должна ограничиваться лишь внедрением современных технических устройств.
Исследованием установлено, что эффективность внедрения предполагает цифровизацию и интеллектуализацию информационных систем ФСИН России, инновационных решений по организации режима и надзора в исправительных учреждениях, а также контроля лиц, отбывающих наказание без изоляции от общества, создание интегрированных баз данных для хранения служебной информации, которая посредством искусственного интеллекта будет в кратчайшие сроки выдаваться в обработанном виде пользователям.
В настоящее время в России разработан Национальный стандарт в области Big Data (ГОСТ "Информационные технологии. Большие данные. Обзор и словарь"), описывающий характеристики больших данных, методы анализа и контроль безопасности в данной сфере <3>.
--------------------------------
<3> ГОСТ Р ИСО/МЭК 20546-2021 Информационные технологии - Большие данные - Обзор и словарь.
Использование анализа получаемых данных в пенитенциарной среде в отношении спецконтингента повышает роль возможного взаимодействия всех служб ИУ, а также роль взаимодействия с правоохранительными органами в отношении осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества.
Для реализации данных необходимо: фиксирование постоянной информации об осужденном (порядок отбывания наказания, состояние здоровья осужденного, его психологическое состояние, поведение в период отбывания наказания и множество других показателей, которые ранее были недоступны или считались маловажными обстоятельствами при отбывании наказания) <4>.
--------------------------------
<4> Бочкарев В.В. Совершенствование использования в исправительных учреждениях инженерно-технических средств // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 4. С. 170.
Весь спектр получаемых данных в период отбывания наказания спецконтингентом образует Big Data, или так называемые "большие данные", которые необходимо обрабатывать, структурировать и анализировать для успешного внедрения в исправительные учреждения.
Сотрудники пенитенциарного ведомства с помощью анализа больших данных получают информацию для прогнозирования и автоматизации принятия решений в случае нарушения порядка отбывания наказания не только со стороны осужденных, отбывающих уголовные наказания, но и сотрудников администрации пенитенциарного учреждения и иных лиц, находящихся на режимной территории.
Big Data, или так называемые "большие данные", полученные ФСИН России, могут представлять различного рода информацию, которая несет разный объем, скорость ее получения, анализ обработки и достоверность передаваемых данных. Для анализа полученной информации, представляющей интерес для сотрудников тюремного ведомства, необходимо применение технологий, которые образуют Data Science - область, включающую программное обеспечение (NoSQL, SAP HANA, MapReduce и Hadoop), сервисные услуги и аппаратное обеспечение.
В исправительных учреждениях, в зависимости от планируемого предназначения разных структурных подразделений, видеоаналитика должна реализовывать как одну, так и несколько служебных функций, которые представлены ниже (в частности, для обеспечения пенитенциарной безопасности) <5>:
--------------------------------
<5> Ковалев О.Г. Теоретико-правовые аспекты использования информационных технологий при обеспечении безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы // Актуальные вопросы информационно-технического обеспечения деятельности территориальных органов и образовательных организаций ФСИН России: сб. мат. науч.-практ. семинара / под общ. ред. А.А. Бабкина. Вологда, 2023. С. 82 - 87.
1. Обнаружение осужденных в исправительном учреждении представляет собой программный комплекс, осуществляемый посредством программных видеодетекторов движения, связанных с обработкой изображения полученных видеокамер. Они направлены на обнаружение и фиксацию осужденных или сотрудников, находящихся в исправительном учреждении. Кроме того, данный программный комплекс позволит осуществлять и фиксировать шаблонное обнаружение, например определение номерных знаков транспортных средств, въезжающих на территорию исправительного учреждения, фиксацию человеческих лиц, оставления на территории подозрительных объектов.
2. Контроль за поведением осужденного, состоящего, например, на профилактическом учете, отрицательно характеризующегося, предполагает возможность отслеживания траектории его движения и перемещения в поле зрения нескольких камер, выявления объекта, движущегося и пытающегося совершить побег из ИУ. Данная функция программного комплекса предполагает определение модели поведения, значительно отличающейся от законопослушной.
3. Классификацию осужденных в случае сокрытия и невозможности идентификации видеоаналитики осуществляют, используя селективные методы диагностики по различным признакам (конституционному сложению, особенностям передвижения, скорости перемещения и др.). С помощью данной классификации возможно определять осужденных, участвующих в дезорганизации деятельности ИУ, пытающихся скрыть свою личность.
4. Распознавание критических ситуаций позволяет выявлять внештатные ситуации и своевременно реагировать на поступающие сигналы (выявление и пресечение конфликтов в среде осужденных, применения физической силы, переброса запрещенных предметов, возгорания объектов исправительного учреждения и др.).
В результате работы видеоаналитики при обнаружении определенных ситуаций формируются события (сообщения), которые передаются на пульт системы охранного телевидения. В результате комплексной программной обработки формируются метаданные, описание выявленного события. Полученные данные сохраняются вместе с видеозаписью. Данная методика может реализовываться совместно с другими правоохранительными органами (МВД, ФСБ, МО России) <6>.
--------------------------------
<6> Бердников Н.Г. Особенности применения инженерных и технических средств охраны и надзора в УИС на современном этапе // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы: сб. мат. Международной науч.-практ. межведомственной конференции / ФКОУ ВО Воронежский институт ФСИН России. Воронеж, 2016. С. 6 - 7.
В части вопросов контроля за осужденными, отбывающими наказание без изоляции от общества, условно-досрочно освободившимися, состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в отношении которых избран административный надзор, данный комплекс возможно реализовать во взаимодействии ФСИН и МВД, в основу которого будет включен программный комплекс "безопасный город". Тем самым мы предупредим нарушения, совершаемые осужденными и лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительной инспекции <7>.
--------------------------------
<7> Ковалев О.Г., Вилкова А.В., Швырев Б.А. Методология формирования знаний об информационной и компьютерной безопасности учреждений УИС // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2022. N 4. С. 25 - 27.
В ходе проведенного нами исследования, в частности анкетирования сотрудников служб режима и охраны, надзора и конвоирования, оперативных аппаратов, было установлено, что в подразделениях УИС, где внедрен программный комплекс "видеоаналитика", должностные обязанности сотрудниками выполняются более качественно и эффективно, своевременно принимаются меры реагирования на противоправное поведение осужденных, более полно и основательно собирается доказательная база в случае совершения осужденными правонарушений <8>.
--------------------------------
<8> Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" // Российская газета. 2020. 22 июля.
Опрошенные сотрудники подразделений по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, указали, что применение данных информационных технологий в деятельности УИИ позволит получать информацию:
- об изменении места жительства осужденных, возможности фиксации мест их фактического проживания. Посредством видеоаналитики также можно передавать указанную информацию, устанавливать круг общения объектов наблюдения, осуществлять контроль поведения в свободное от работы время;
- отслеживании осужденных к ограничению свободы, контроле исполнения возложенных судом ограничений (не покидать места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и т.п.). Оперативно реагировать сотрудникам на нарушения порядка отбывания наказания.
В работе исправительных центров позволит контролировать:
- маршрут движения осужденного к месту работы и обратно к исправительному центру;
- нарушения общественного порядка в период нахождения вне исправительного центра;
- нахождение осужденного в период рабочего времени на рабочем месте;
- качество выполнения должностных обязанностей осужденным на рабочем месте.
В деятельности исправительных колоний позволит контролировать:
- местонахождение осужденного в ИК;
- фиксирование противоправных действий осужденных;
- фиксирование рабочего времени осужденного, находящегося в производственной зоне;
- своевременное реагирование на попытки переброса запрещенных предметов в ИК.
В работе отделов собственной безопасности позволит предупреждать и выявлять:
- нарушения закона, допускаемые сотрудниками УИС в ходе служебной деятельности;
- из числа сотрудников лиц, требующих особого внимания и включения их в группу риска;
- сотрудников, вступающих в неслужебные связи с осужденными и их родственниками.
В научно-педагогической деятельности образовательных организаций, подведомственных ФСИН России:
- эффективное применение цифровых технологий для реализации персонализированного и ориентированного результата освоения дисциплин;
- развитие цифровой инфраструктуры. Создание новых учебных мест, возможность пользоваться на занятии современными цифровыми и информационными технологиями;
- внедрение в образовательный процесс цифровых программ. Проведение комплексных занятий по изучению возможностей искусственного интеллекта, применения его в пенитенциарной практике;
- развитие обучения через электронно-информационную образовательную среду по программам повышения квалификации, высшего и среднего профессионального образования. Возможность осваивать дисциплины посредством полноценного доступа к библиотеке, в том числе электронной, рекомендуемой литературы, нормативно-правовых актов;
- ведение электронных журналов пройденных занятий посредством системы управления образовательным процессом;
- ведение электронного дела обучающегося с внесением в портфолио личных достижений в учебной, научной, спортивной, общественной деятельности вуза.
Важным направлением развития информатизации и цифровой трансформации является внедрение специальных технологий в профессиональную деятельность отделов защиты государственной тайны и технической защиты информации.
Одним из приоритетных направлений здесь является создание единого защищенного управляемого информационного пространства ФСИН России и ее территориальных органов для обеспечения внедрения и эксплуатации информационных систем и информационных ресурсов уголовно-исполнительной системы, предполагающих обработку конфиденциальной информации, в том числе персональных данных и сведений о подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также для обеспечения межведомственного электронного взаимодействия с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительных и судебных органов <9>.
--------------------------------
<9> Ковалев О.Г. Использование информационных технологий в архивной деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе: исторические и правовые аспекты // Тенденции развития науки и образования. 2023. N 93-4. С. 142 - 144.
В ходе проведенного теоретико-эмпирического исследования нами также были выявлены некоторые частные проблемные вопросы, с которыми наиболее часто сталкиваются сотрудники УИС в процессе реализации профессиональной деятельности.
Обобщен уровень внедрения СЭД УИС. Так, в уголовно-исполнительных инспекциях, как правило, он установлен на рабочих местах, и пользуются им все ответившие респонденты. Характерной особенностью именно в уголовно-исполнительных инспекциях является то, что доступ к СЭД УИС имеется у всех сотрудников, в отличие от исправительных колоний и исправительных центров (где он установлен в канцелярии и в приемной у начальника), и в связи с чем ведения электронного делопроизводства в учреждении как такового нет. Связано это прежде всего с тем, что при подготовке документов сотрудник не направляет электронный документ начальнику отдела (учреждения) на согласование, в связи с чем отсутствует работа в СЭД УИС.
Трудности и проблемы также были отмечены более 50% опрошенных респондентов, указавших на недостаточный уровень развития навыков владения СЭД УИС. Многие респонденты используют документооборот в учреждениях на бумажных носителях. В связи с этим опрошенные сотрудники высказались о необходимости повышения квалификации в ведомственных образовательных организациях ФСИН России по данному направлению.
Проблемные вопросы возникли и у сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, связанные с ведением двойного дела и затрачиванием большего количества времени, в отличие от ведения только бумажного делопроизводства. Так, на практике сотрудники УИИ объясняют это тем, что не у каждого начальника филиала имеется электронная подпись, в связи с чем приходится распечатывать подготовленный документ и отдавать на подпись начальнику, после подписи сканировать документ и только потом его регистрировать в СЭД УИС, переносить на распечатанный документ исходящие реквизиты (дату и номер).
Таким образом, в современных условиях развития УИС дальнейшие информационные преобразования в системе возможны при условии коррекции программы и плана цифровой трансформации, подготовки правовых актов, регулирующих вопросы цифровизации ФСИН России. Цифровая трансформация ФСИН России не должна сводиться только лишь к увеличению применяемых технических средств <10>. Основным содержанием цифровой реформы должна стать разработка принципиально новых моделей организации деятельности сотрудников и подразделений, изменение их идеологии и подходов к пенитенциарной деятельности.
--------------------------------
<10> Цифровая трансформация ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2022. N 10 (245). С. 4 - 8. EDN HHARXT.
Литература
1. Бердников Н.Г. Особенности применения инженерных и технических средств охраны и надзора в УИС на современном этапе / Н.Г. Бердников // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы: материалы Международной научно-практической межведомственной конференции (г. Воронеж, 19 - 20 октября 2016 г.): сборник научных статей / редактор Д.Г. Зыбин. Воронеж: Научная книга, 2016. С. 6 - 8.
2. Бочкарев В.В. Совершенствование использования в исправительных учреждениях инженерно-технических средств / В.В. Бочкарев // Актуальные проблемы российского права. 2016. N 4 (65). С. 168 - 175.
3. Ковалев О.Г. Использование информационных технологий в архивной деятельности уголовно-исполнительной системы на современном этапе: исторические и правовые аспекты / О.Г. Ковалев // Тенденции развития науки и образования. 2023. N 93-4. С. 142 - 144.
4. Ковалев О.Г. Методология формирования знаний об информационной и компьютерной безопасности учреждений УИС / О.Г. Ковалев, А.В. Вилкова, Б.А. Швырев // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2022. N 4. С. 25 - 27.
5. Ковалев О.Г. Теоретико-правовые аспекты использования информационных технологий при обеспечении безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы / О.Г. Ковалев // Актуальные вопросы информационно-технического обеспечения деятельности территориальных органов и образовательных организаций ФСИН России: материалы научно-практического семинара (г. Вологда, 27 октября 2022 г.): сборник научных статей / под общей редакцией А.А. Бабкина. Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2023. С. 82 - 87.
6. Сурин В.В. Цифровая трансформация ФСИН России: правовые и организационные аспекты / В.В. Сурин // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: материалы IX Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 6 - 8 апреля 2022 г.) / составитель А.И. Согрина. Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2022. С. 296 - 299. EDN: LKHQOG.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.