Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРИНЦИП СУВЕРЕННОГО РАВЕНСТВА ГОСУДАРСТВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ: ЗАБЫТ ИЛИ ВОЗРОЖДЕН?
Г.П. ЕРМОЛОВИЧ
ООН учреждалась как площадка для поддержания международного мира, решения наиболее важных вопросов международной жизни, осуществления взаимовыгодного сотрудничества, разрешения международных споров, защиты прав и свобод человека. Эти и другие вопросы должны были решаться на основе суверенного равенства государств - членов ООН. Получилось ли задуманное?
В Нью-Йорке уже не одно десятилетие идет дискуссия о трансформации Устава, необходимости реформы ООН, и прежде всего у многих стран вызывает недовольство та несправедливость, которая, по их мнению, отражена в Уставе Организации <1> относительно неравноправного положения государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН и остальных государств. Протестуя против такого положения, бывший лидер Ливии Муаммар Каддафи даже разорвал Устав ООН на трибуне этой организации в 2009 г. <2>. По мнению этих стран, наличие права вето у США, России, Великобритании, Франции и Китая нарушает один из общепризнанных принципов международного права - суверенного равенства государств. По отношению к этому принципу в международном сообществе существуют различные точки зрения. Одна группа стран - Япония, Германия, Италия и ряд других государств - считает, что настало время расширить число постоянных членов ООН за счет новых государств, и они видят на этом месте прежде всего себя. Другая группа стран считает, что общее количество можно и сохранить, но обязательно надо исключить из этого органа Российскую Федерацию. Наконец, США вообще предлагают отказаться от права вето и расширить число стран в Совете Безопасности ООН за счет их союзников.
--------------------------------
<1> URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text.
<2> Что пророчил Каддафи в 2009 г. на Генассамблее. Зачем порвал устав ООН. URL: https://pulse.mail.ru/article/chto-prorochil-kaddafi-v-2009-godu-na-genassamblei-zachem-porval-ustav-oon-2560871602904957311-8001497860708152828/ (дата обращения: 16.02.2023).
Позиция Российской Федерации по данному вопросу предельно простая: наша страна также выступает за расширение членства в Совете Безопасности ООН, но не за счет тех стран, которые идут за США в вопросах глобального мироустройства, а за счет тех государств, которые стали новыми центрами принятия политических и экономических решений в своих регионах, стали своеобразными точками роста, например Индия, Бразилия и ряд других.
Стоит отметить, что желание отдельных государств исключить Россию из Совета Безопасности ООН абсолютно невыполнимо по причине того, что в Уставе ООН такой механизм не предусмотрен. И более того, в Уставе ООН из 50 государств, подписавших первыми этот документ, персонально названы только пять государств, от ратификации которыми Устава ООН зависит вступление его в силу (ст. 110 Устава ООН). Среди этих стран указан СССР, чье место сейчас по праву занимает Российская Федерация.
Начинать процесс внесения поправок в Устав ООН пока также никто не решается в силу непредсказуемости данного шага и неочевидности положительного результата. Относительно отказа от права вето у России также есть четкая позиция: ни при каких обстоятельствах наша страна не пойдет на такой шаг. Как отметил бывший постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, "мы это право не в лотерею выиграли. И не собираемся уступать напору недружественных стран, предпринимающих попытки пересмотра итогов Второй мировой войны и подрыва системы международных отношений, подменяя Устав ООН псевдоправилами, навязанными США" <3>. За идеей США по поводу отказа от права вето просматриваются дальнейшие действия американцев, связанные с тем, что если все постоянные члены Совета Безопасности ООН откажутся, то и перед Россией поставят такой же вопрос. Теоретически можно представить, что если право вето будет отсутствовать, то тогда понятно, что при голосовании в Совете Безопасности ООН наша страна всегда будет в меньшинстве и тот сдерживающий механизм, который есть сейчас, будет утрачен, а тогда судьбу ООН постигнет та же участь, что и Лигу Наций. На такие безответственные действия наша страна пойти не может ни при каких условиях.
--------------------------------
<3> "Дырку вы от бублика получите, а не вето": Россия и Китай не сдадут позиции в СБ ООН. URL: https://eadaily-com.turbopages.org/eadaily.com/s/ru/news/2022/09/23/dyrku-vy-ot-bublika-poluchite-a-ne-veto-rossiya-i-kitay-ne-sdadut-poziciy-v-sb-oon (дата обращения: 16.02.2023).
Относительно отсутствия принципа равноправия между постоянными членами Совета Безопасности ООН и остальными членами ООН автор уже формулировал свою точку зрения <4>, и здесь только следует отметить, что данное право было добровольно вверено в руки стран-союзников по антигитлеровской коалиции. Если бы государства не пожелали именно так поступить, то и право вето не существовало бы. Поэтому можно сделать вывод, что в той ситуации, которая сложилась в 1945 г., это был абсолютно оправданный и взвешенный шаг, на который пошли добровольно все первоначальные страны, учредившие данную организацию и закрепившие принцип суверенного равенства в своем Уставе. В то время ни у кого не возникало сомнений относительно совершенного ими якобы ошибочного шага. Авторитет стран-победителей был незыблем, и это было справедливо на тот момент.
--------------------------------
<4> См.: Ермолович Г.П. Основные принципы международного права и их отражение в межгосударственных отношениях // Закон. Право. Государство. Lex. Jus. Civitas. СПбГУАП. 2020. N 1 (25). С. 218 - 228.
Следующим фактом, якобы подрывающим веру в суверенное равенство государств, выступает принцип взвешенного голосования в финансовых организациях в рамках ООН. Это прежде всего Международный банк реконструкции развития (МБРР) и другие структуры Всемирного банка, а также Международный валютный фонд (МВФ). Создание этих международных финансовых структур проходило в конце Второй мировой войны, а США не только инициировали создание подобных организаций, но и убедили другие страны, что справедливым будет принцип, основанный на квотах, т.е., "кто больше вносит финансовый вклад в бюджет организации, тот и имеет большее количество голосов при обсуждении вопросов, поставленных на голосование". Например, квота США в МВФ составляет 75%, а РФ только 3% <5>. К этому же периоду относится идея американцев сделать доллар мировой резервной валютой. Данное предложение, как и взвешенное голосование, также было предложено на всеобщее обсуждение, и, согласившись без всякого принуждения с такими условиями, страны - участники конференции в Думбартон-Оксе (США) посчитали на тот момент это правило оправданным с экономической точки зрения. В современных условиях страны - члены международных финансовых структур пытаются изменить данный порядок принятия решений, но пока политическая ситуация не позволяет им исправить данное положение.
--------------------------------
<5> См.: Бекяшев К.А. Международное публичное право. М.: Проспект, 2020. С. 396.
Следующим якобы препятствием на пути реализации принципа суверенного равенства государств являются международные договоры с ограниченным числом участников. В теории международного права они получили название "закрытые договоры". Как указывает проф. И.И. Лукашук, "в закрытом договоре участвуют только заключившие его государства" <6>. Данные договоры показывают, что страны-члены не допускают других участников в свои ряды и установили конкретные критерии для стран-основателей, или стран-учредителей, данных договоров. К таким договорам можно отнести все двусторонние договоры, а также некоторые многосторонние конвенции, например Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г. <7>. Данный договор подписан государствами Арктического региона: Данией, Канадой, Норвегией, СССР и США. Других стран в Арктическом регионе нет. Что здесь несправедливого, хочется спросить? Основной критерий, который закладывался странами-учредителями данного договора, - это географический фактор. Арктические, или приполярные, государства, подписав между собой договор, ограничили число участников по понятным причинам: не существует других приполярных государств. Договариваться по вопросам, их интересующим, в узком кругу гораздо легче, чем в широком. Другие же страны могут быть государствами-наблюдателями, и это справедливо для создавшейся ситуации.
--------------------------------
<6> Лукашук И.И. Современное право международных договоров: в 2 т. Т. 1. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 162.
<7> URL: https://docs.cntd.ru/document/1900923?ysclid=llaq399rvi322322174.
Рассматривая отношения между государствами в рамках ООН, в настоящее время приходится констатировать, что, к сожалению, авторитет ООН постепенно падает, и неслучайно, замечая данную тенденцию, Президент РФ В.В. Путин, выступая в честь 75-летия Великой Победы над нацистской Германией, отметил, что "система ООН работает сейчас с напряжением и не так эффективно, как могла бы" <8>.
--------------------------------
<8> Российская газета. 2020. 19 июня.
Осознавая, что данная организация уже не будет такой, как прежде, по причине того, что странам, строго придерживающимся общепризнанных принципов международного права, активно мешают США и их союзники, Россия инициировала создание новых форматов работы на международной арене, взяв за основу основные принципы ООН: суверенное равенство всех государств; добросовестное выполнение международных обязательств; разрешение любых споров мирными средствами; неприменение силы или угрозы силой; невмешательство во внутренние дела; сотрудничество государств; равноправие и самоопределение народов. Вышеуказанные принципы - это своеобразный скелет, на котором держится вся конструкция ООН. Необходимость существования данных принципов признается всеми странами без исключения, включая США и их союзников. Другое дело, что, например, США обращаются к ним только тогда, когда им это выгодно с учетом их национальных интересов.
Распад Советского Союза поставил вопрос о новой организационно-правовой форме дальнейшего существования стран на постсоветском пространстве. Такой интеграционной основой послужило создание Содружества Независимых Государств (СНГ), в Уставе которого сказано, что "для достижения целей Содружества государства-члены исходя из общепризнанных норм международного права и хельсинкского Заключительного акта" <9> будут выстраивать взаимовыгодные отношения на основе тех принципов, которые зафиксированы в вышеуказанных документах.
--------------------------------
<9> Устав Содружества Независимых Государств. URL: https://cis.minsk.by/page/180 (дата обращения: 08.02.2023).
По мере развития международных отношений среди когда-то бывших социалистических республик, с подачи первого президента Казахстана Н.А. Назарбаева, в 1994 г. возникла идея создать Евразийский союз и объединить государства на основе принципов суверенного равенства и взаимной выгоды <10>. Этот процесс занял не одно десятилетие, и в настоящее время эта структура получила современное название "Евразийский экономический союз" (ЕАЭС), в котором представлены Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Армения. В преамбуле Договора об образовании ЕАЭС сказано, что "государства будут руководствоваться принципом суверенного равенства, необходимостью соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина" <11>.
--------------------------------
<10> См. подр.: Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза: моногр. / отв. ред. Е.Г. Моисеев. М.: Проспект, 2015. 176 с.
<11> См.: Договор о Евразийском экономическом союзе. М.: РГ-Прогресс, 2015. С. 3.
Из-за желания защитить территорию на постсоветском пространстве от возможных угроз в г. Ташкенте в 1992 г. был подписан Устав Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - новой структуры, основанной на принципе суверенного равенства государств, объединенных единой целью - обезопасить себя от возможных экзистенциональных угроз <12>. В январе 2022 г. структуры ОДКБ зарекомендовали себя весьма позитивно, предотвратив попытку военного переворота в Казахстане.
--------------------------------
<12> См. подр.: Право международных организаций: учебн. и практ. для бакал. и магистр. / под ред. А.Х. Абашидзе. М.: Юрайт, 2016. 505 с.
Дальнейшее интеграционное поступательное развитие привело к созданию принципиально новой межрегиональной международной структуры - Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Согласно своей Декларации о создании ШОС от 15 июня 2001 г. она опирается на принцип суверенного равенства государств - членов этой международной структуры и другие принципы ООН <13>. Практическая работа в рамках организации привлекла в ШОС многие страны. У нее появились не только страны-наблюдатели, но и партнеры по диалогу - новые участники, чьи роль и правовое положение пока еще не нашли своего отражения в научных работах по международному праву.
--------------------------------
<13> Декларация о создании Шанхайской Организации Сотрудничества. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3406 (дата обращения: 16.02.2023).
Заслуживают внимания и новые форматы международного сотрудничества, которые напрямую не относятся к международным организациям, но их деятельность очень заметна на международной арене. Имеются в виду G-20 и БРИКС (аббревиатура, составленная из первоначальных букв стран-участниц - Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки). Несмотря на то что эти межгосударственные объединения не имеют своего устава и всех необходимых организационных элементов, присущих международной организации, тем не менее практика встреч глав государств-участников показывает, что все они привержены общепризнанным принципам международного права и строят свою работу в духе взаимоуважения и суверенного равенства сторон.
Таким образом, краткий анализ отдельных международных структур и межгосударственных интеграционных объединений показывает, что если в рамках ООН знамя в виде одного из общепризнанных принципов суверенного равенства государств упало, то его подняли другие государства в новых интеграционных объединениях и организациях. На наш взгляд, за этим и другими общепризнанными принципами будущее международного сообщества.
Литература
1. Бекяшев К.А. Международное публичное право / К.А. Бекяшев. Москва: Проспект, 2020. 1048 с.
2. Ермолович Г.П. Основные принципы международного права и их отражение в межгосударственных отношениях / Г.П. Ермолович // Закон. Право. Государство. 2020. N 1 (25). С. 218 - 228.
3. Лукашук И.И. Современное право международных договоров: в 2 томах: Т. 1 / И.И. Лукашук. Москва: Волтерс Клувер, 2004. 672 с.
4. Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза: монография / ответственный редактор Е.Г. Моисеев. Москва: Проспект, 2015. 176 с.
5. Право международных организаций: учебник и практикум для бакалавров и магистратуры / под редакцией А.Х. Абашидзе. Москва: Юрайт, 2016. 505 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.