Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В УСЛОВИЯХ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ
И.Г. ПЛОТНИКОВ
В свете противодействия недружественным действиям некоторых государств особое место занимают меры, направленные на укрепление финансовой системы Российской Федерации и ее суверенитета, в связи с чем в Российской Федерации последовательно проводится финансовая политика, направленная на развитие и совершенствование национальной инфраструктуры финансового рынка. Неслучайно Е. Кудряшова обращает внимание, что конституционной ценностью является положение ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации <1>, отраженное и в п. 5 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации <2>, а именно "свобода перемещения финансов, товаров и услуг", обеспечивающая "единство экономического пространства, в котором функционирование национальной ПС - это залог единства экономического пространства любого государства" <3>.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Кудряшова Е.В. Национальная платежная система: значение и цели правового регулирования // Финансовое право. 2020. N 8. С. 13.
По данным финансового маркетплейса Banki.ru, в настоящее время под санкциями находится 31 российский банк (данные на конец февраля 2023 г.), при этом в SDN-листе (SDN, Specially Designated Nationals - "специально назначенные лица", лица, в отношении которых действуют самые жесткие ограничения со стороны США), с которыми запрещено осуществлять какую-либо деятельность, находятся 20 российских банков <4>.
--------------------------------
<4> Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, МТС Банк, Промсвязьбанк, Открытие, Совкомбанк, Новикомбанк, Транскапиталбанк, Инвестторгбанк, Дальневосточный банк, Ланта Банк, Металлинвестбанк, Левобережный, Приморье, СДМ-банк, Уральский банк реконструкции и развития, Уралсиб, Санкт-Петербург, Зенит. Какие банки находятся под санкциями в 2023 г.: полный список. URL: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10965728&ysclid=lhz6wbkyzt439418519 (дата обращения: 22.05.2023).
Нахождение банка под санкциями влечет его отключение от иностранной платежной инфраструктуры, от системы SWIFT и, в частности, остановку валютных операций за рубежом <5>.
--------------------------------
<5> В Росбанке рассказали о нежелании Китая работать с банками под санкциями. URL: https://www.rbc.ru/finances/31/01/2023/63d8f6f29a794775cb675690?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 31.01.2023).
В настоящее время данный негативный аспект деятельности банков в большей степени компенсирован созданием отечественной платежной инфраструктуры. Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" <6> (далее - Закон о НПС), заблаговременно принятый и реализованный в деятельности финансовых институтов <7>, является правовой основой обозначенной инфраструктуры. Заметим, что изначально основные векторы развития платежной системы (далее - ПС) России были определены в Стратегии развития ПС в конце 90-х годов прошлого столетия, что указывает на прозорливость регулятора во времена, когда ничего не предвещало подобного развития событий на финансовом рынке <8>.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О национальной платежной системе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.
<7> С 27 января 2023 г. Газпромбанк прекратил трансграничные переводы в долларах. Это связано с односторонним решением двух американских банков JPMorgan Chase Bank и Bank of New York Mellon прекратить обслуживание корреспондентских счетов российской компании. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5784525?ysclid=ldam1kt1sb475028638 (дата обращения: 24.01.2023).
<8> Информация Банка России "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 г." / Приложение "Стратегия развития платежной системы России" // Вестник Банка России. 1997. N 38.
И. Шувалов отмечает, что санкционный режим, введенный в 2014 г. рядом государств, определил "необходимость совершенствования денежно-кредитной политики и в первую очередь расчетных механизмов с целью снижения зависимости российского платежно-расчетного механизма от МПС. Уже в тот период финансовые власти США стали использовать механизм МПС как инструмент политического манипулирования, направленного на создание сложностей в системе международных расчетов" <9>.
--------------------------------
<9> Шувалов И.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в период социально-экономического кризиса: теория и практика: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2022. С. 236 - 237.
Аналогичного мнения придерживается и И. Рудерман, отмечающий, что учрежденное в 1973 г. Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication, SWIFT <10> - ММСПИ и совершения платежей) "являлось идеальным решением для функционирования международных телекоммуникационных каналов связи, но по факту оказалось довольно уязвимым механизмом в политическом и правовом контексте".
--------------------------------
<10> SWIFT. About US. URL: https://www.swift.com/about-us (дата обращения: 23.05.2023).
В настоящее время общеизвестно, что функционирование данной системы зависит от политической воли ряда государств, в основном США и финансово зависимых от них стран. Являясь юридическим лицом бельгийского права, SWIFT подчиняется решениям Европейского союза в части вводимых санкций в отношении банковского сектора России. Следует согласиться с В. Кудряшовым, что "для западных стран выгодно иметь "домашнего" поставщика глобальных финансовых услуг, которого можно в любой момент побудить выполнить те или иные решения, включая политические. Налицо злоупотребление юридическим лицом бельгийского права статусом глобального системно значимого финансового института в мировой финансовой системе, но, учитывая "русофобскую направленность" действий органов Европейского союза, добиться отмены подобного решения практически невозможно" <11>.
--------------------------------
<11> Кудряшов В.В. Система межбанковских финансовых коммуникаций СВИФТ: правовой статус, правосубъектность, санкционный потенциал // Финансовое право. 2022. N 7. С. 28.
Следует отметить, что использование в международных отношениях одним из государств односторонних ограничений и манипулирование каким-либо инструментом рано или поздно приводят к созданию альтернативных механизмов, в связи с чем многие государства, учитывая опыт отключения санкционных государств от SWIFT, занимаются разработкой национальных ПС <12>.
--------------------------------
<12> Рудерман И.Ф. Международные расчеты в цифровую эпоху: основные правовые проблемы и пути их решения // Банковское право. 2021. N 6. С. 24 - 32.
В данном случае для России и дружественных ей стран в рамках существующих союзов (БРИКС, СНГ, ЕврАзЭс и др.) есть необходимость разработки подобных аналогов SWIFT, с использованием в качестве основы национальной ПС какого-либо из участников объединения.
На необходимость развития национальной ПС обращает внимание и Е. Лаутс, которая предлагала обеспечить устойчивое антикризисное развитие и безопасность для национальной банковской системы в современных условиях "путем создания, внедрения, правового регулирования расчетных инструментов банковского регулирования (защита золотовалютных резервов, включение рубля в число расчетных валют, а также повышение конкурентоспособности национальной ПС, в том числе путем создания Национальной системы платежных карт (НСПК) и Системы передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) как аналога SWIFT)" <13>.
--------------------------------
<13> Лаутс Е.Б. Правовые аспекты антикризисного регулирования рынка банковских услуг и институт банкротства кредитных организаций: моногр. М., 2018.
В связи с присоединением Крыма в марте 2014 г. в отношении Российской Федерации были введены санкции, частью которых стало прекращение обслуживания банковских карт, выпущенных российскими банками МПС Visa и MasterCard <14>.
--------------------------------
<14> Зозуля В.В., Горюнова И.С. Перспективы развития российской денежной системы в современных условиях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2021. N 19. С. 10.
Для обеспечения денежных переводов внутри России в 2014 г. было создано АО "Национальная система платежных карт" (АО НСПК), весь пакет акций которого принадлежит Банку России. АО НСПК является оператором ПС "Мир". Все внутренние трансакции по картам Visa и MasterCard к середине 2015 г. стали осуществляться через НСПК. Как справедливо отмечает Е. Васильева, "появление национальной ПС "МИР" - тот редкий случай, когда ухудшение международной ситуации послужило мощным толчком к развитию новой российской технологии" <15>.
--------------------------------
<15> Васильева Е.Г. Проблемы и пути совершенствования платежной системы "Мир" // Налоги. 2020. N 4. С. 12 - 16.
Е. Лаутс в связи с анализируемой ситуацией обращает внимание, что "кризис выявляет давно существующие, назревшие проблемы, требовавшие разрешения задолго до его наступления", "создание НСПК как антикризисную антисанкционную меру, реализованную на основе изменений Закона о НПС в результате отключения ряда банков от обслуживания международных платежных систем" <16>.
--------------------------------
<16> Лаутс Е.Б. Новые банковские технологии и антикризисное регулирование рынка банковских услуг // Банковское право. 2017. N 4. С. 36 - 44.
Обратим внимание, что созданные санкционные ограничения, в том числе и в сфере использования российских платежных карт за рубежом, не устранили возможность для граждан России осуществлять различные международные поездки. С учетом незначительного количества недружественных стран остается открытой большая часть мира. С учетом потребности российских граждан в осуществлении расчетов за рубежом необходима активная работа по созданию кобейджинговых карт (работающих с несколькими операторами платежных систем), как это происходит при использовании российских карт "Мир", работающих с национальной платежной системой Китая UnionPay.
В Стратегии развития национальной ПС на 2021 - 2023 годы заявлено, что на 1 января 2021 г. внутренняя структура национальной ПС составила 28 ПС, в том числе ПС Банка России, имеющие стратегическое значение и НРД Банка России, 36 операторов услуг платежной инфраструктуры - операционных, платежных клиринговых и расчетных центров. Всего в 2020 г. через российские ПС проведено около 22 млрд переводов денежных средств общей суммой 1 852,3 трлн рублей, или более 1 годового объема ВВП страны в месяц <17>.
--------------------------------
<17> Стратегия развития национальной платежной системы на 2021 - 2023 годы (утв. Банком России) // СПС "КонсультантПлюс".
В комментариях к Закону о НПС сказано, что "ряд норм, касающихся функционирования национальной платежной системы, содержится в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Статьи 82.1 - 82.5 Закона определяют полномочия Банка России в сфере надзора за национальной ПС и в сфере надзора за ПС, в рамках которых осуществляется эмиссия платежных карт" <18>.
--------------------------------
<18> Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СПС "КонсультантПлюс", 2021; Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Национальная платежная система как объект надзора // Банковское право. 2011. N 4. С. 19 - 25.
В статье 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" <19> (далее - Закон о Банке России) в качестве основных направлений деятельности указаны в том числе обеспечение стабильности и развитие национальной ПС, а также отечественного финансового рынка.
--------------------------------
<19> СПС "КонсультантПлюс".
В процессе непосредственного правоприменения Банк России осуществляет разработку и принятие нормативных актов, регламентирующих различные аспекты функционирования национальной ПС. К ним относятся положения и указания Банка России <20>.
--------------------------------
<20> Например, Указание Банка России от 26 декабря 2019 г. N 5379-У; Положения Банка России от 4 июня 2020 г. N 719-П, от 27 октября 2020 г. N 738-П, от 24 сентября 2020 г. N 732-П, от 25 июня 2021 г. N 760-П, от 18 декабря 2019 г. N 705-П и др. нормативные акты. См.: СПС "КонсультантПлюс".
Необходимо обратить внимание, что функционирование национальной ПС затрагивает и иностранных субъектов в рамках осуществления трансграничных переводов <21>. Практика трансграничных переводов обусловливает необходимость нормативного регулирования взаимодействия с поставщиком иностранных платежных услуг. Изначально данный аспект не рассматривался в рамках принятия Закона о НПС. Неслучайно, что некоторые авторы, анализируя субъектный состав участников ПС, отмечали, что "к субъектам национальной ПС не отнесены международные и иностранные организации (международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки). Это исключение можно объяснить с учетом термина "национальная платежная система": субъектами национальной российской ПС могут выступать только российские организации" <22>.
--------------------------------
<21> В соответствии с п. 13 ст. 3 Закона о НПС под трансграничным переводом денежных средств понимается "перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами Российской Федерации, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк".
<22> Комаров А.А. Субъекты российских платежных систем: правовые основы статуса // Финансовое право. 2014. N 7. С. 37.
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в Законе о НПС появились понятия "иностранные поставщики платежных услуг", а также "операторы иностранных платежных систем" <23>.
--------------------------------
<23> Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // СЗ РФ. 2019. N 31. Ст. 4423.
С учетом внесенных изменений нарушается логика действия Закона о НПС, цель которого - обеспечить единство экономического пространства Российской Федерации. Неслучайно Е. Кудряшова заявляет, что "с точки зрения логики правового регулирования этот иностранный элемент повисает в воздухе" <24>. Но в то же время для потребителей данных услуг важна бесперебойность функционирования НПС, а также ее надежность и удобство; что касается вопросов субъектного состава участников отношений, то они не имеют значения.
--------------------------------
<24> Кудряшова Е.В. Указ. соч. С. 15.
Следует отметить, что на момент внесения изменений в Закон о НПС в российском правовом поле использовались формулировки "недружественные страны" в отношении иностранных субъектов. В настоящее время сложилась ситуация, когда российский регулятор не осуществляет взаимодействие с иностранными регуляторами за исключением взаимодействия посредством крупнейших международных организаций, наподобие Всемирного банка, а также Международного валютного фонда, на площадках которых председатели центральных банков и министры финансов встречаются для решения основных задач <25>. И наоборот, происходит активное взаимодействие с иностранными регуляторами из дружественных стран. По нашему мнению, подобная ситуация диктует необходимость более активного использования понятия "недружественный иностранный субъект" при регулировании отношений с участием иностранных лиц.
--------------------------------
<25> Финрынку нужно обрести убеждение, что не обязательно все новации реализовывать за полгода. Интервью "Интерфаксу" первого зампреда Банка России В. Чистюхина. URL: https://www.cbr.ru/press/event/?id=14763 (дата обращения: 22.05.2023).
С учетом сказанного предлагаем использовать в Законе О НПС понятия "иностранные поставщики платежных услуг из недружественных стран", а также "операторы иностранных платежных систем из недружественных стран".
Не следует отождествлять развитие национальной ПС только с принятием и совершенствованием нормативной правовой базы. В пункте 1 ст. 3 Закона о НПС дано понятие национальной ПС, в котором перечисляются различные участники, участвующие в денежных переводах. Пункт 1 ст. 3 Закона о НПС не раскрывает содержание данного понятия и отражает только одну из технических сторон данного сложного явления - исключительно совокупность операторов по денежным переводам. Национальная ПС - это не только совокупность составляющих ее субъектов, это более содержательное системное образование, состоящее из различных элементов.
Закрепленное в Законе понятие отражает лишь определенные аспекты данной системы, в связи с чем подверглось справедливой критике у исследователей, которые отмечают, что в нем "не отражается вся многоаспектность национальной ПС", а показывается лишь "институциональная составляющая", "ставится знак равенства между национальной ПС и совокупностью субъектов, составляющих ее". Полагаем возможным присоединиться к мнению А. Ситника, который оправданно заявляет, что национальная ПС может быть предметом рассмотрения как сложная структура, состоящая из нескольких крупных подсистем: нормативная подсистема; институциональная подсистема; технологическая подсистема; сервисная <26>.
--------------------------------
<26> Ситник А.А. Надзор в национальной платежной системе // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 11. С. 75.
Расширяет данную систему А. Гузнов, который выделяет следующие ее структурные элементы: институциональную, продуктовую, нормативно-правовую и регулятивно-надзорную <27>.
--------------------------------
<27> Гузнов А.Г., Рождественская Т.Э. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации: учеб. пособ. для вузов. 3-е изд. М.: Юрайт, 2023. 583 с.
Следует согласиться с указанными авторами, так как по своему содержанию указанная система является сложно структурированным механизмом, включает в себя различные аспекты, а с учетом постоянного совершенствования законодательства о национальной ПС (за прошедшие 4 года изменения были внесены 23 раза) и введения новых субъектов, новых механизмов, доработки прав и обязанностей участников правоотношений, с учетом развития новых финансовых технологий необходимость теоретического осмысления данной системы будет продолжаться.
В рамках развития национальной ПС Банк России интегрирует Систему передачи финансовых сообщений, реализующую:
- передачу и контроль финансовых сообщений в форматах SWIFT;
- передачу сообщений в собственных форматах клиента;
- настройку клиентом списка своих контрагентов и типов принимаемых от них финансовых сообщений;
- передачу финансовых сообщений в формате ISO 20022 <28>.
--------------------------------
<28> Банк России. Система передачи финансовых сообщений. URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/92866/SPFS_25082022.pdf.
В соответствии с данными, размещенными на официальном информационном ресурсе Банка России, "Система передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) - это канал передачи электронных сообщений по финансовым операциям (финансовых сообщений). СПФС гарантирует бесперебойность передачи финансовых сообщений как внутри страны, так и за ее пределами. Расчеты при этом осуществляются между кредитными организациями в рамках корреспондентских отношений" <29>. Банк России оказывает услугу по передаче сообщений по финансовым операциям в соответствии с его нормативным актом <30>.
--------------------------------
<29> Система передачи финансовых сообщений. URL: http://www.cbr.ru/PSystem/fin_msg_transfer_system/ (дата обращения: 21.03.2023).
<30> Указание Банка России от 20 сентября 2019 г. N 5263-У (ред. от 26.10.2021) "О порядке оказания Банком России услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям российским юридическим лицам" // Вестник Банка России. 2019. N 73.
Считаем многообещающим проект подстраивания канала передачи финансовых сообщений Банка России на единый международный стандарт ISO 20022 "Финансовые услуги. Универсальная схема сообщений финансовой индустрии", который разработан Международной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO). Его особенностью является построение автоматизированных "бесшовных" процессов финансовой коммуникации между всеми участниками расчета. В настоящее время данный стандарт используется во многих развитых странах, во многих странах на его основе построены национальные ПС быстрых платежей. Банк России строит свою платежную инфраструктуру на основе указанного стандарта, для интеграции национальной системы с платежными инфраструктурами других стран.
Таким образом, развитие национальной инфраструктуры финансового рынка продолжается в нескольких направлениях, с учетом недружественных действий иностранных государств идет переориентация экономики на южное и азиатское направление. Это, безусловно, потребует совершенствования отношений, связанных с использованием ПС, необходимость развития которых и создание аналогов системы SWIFT не вызывают сомнений.
Литература
1. Васильева Е.Г. Проблемы и пути совершенствования платежной системы "Мир" / Е.Г. Васильева // Налоги. 2020. N 4. С. 12 - 16.
2. Гузнов А.Г. Регулирование, контроль и надзор на финансовом рынке в Российской Федерации: учебное пособие для вузов / А.Г. Гузнов, Т.Э. Рождественская. 3-е изд. Москва: Юрайт, 2023. 583 с.
3. Зозуля В.В. Перспективы развития российской денежной системы в современных условиях / В.В. Зозуля, И.С. Горюнова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2021. N 19. С. 10 - 23.
4. Комаров А.А. Субъекты российских платежных систем: правовые основы статуса / А.А. Комаров // Финансовое право. 2014. N 7. С. 32 - 38.
5. Кудряшов В.В. Система межбанковских финансовых коммуникаций СВИФТ: правовой статус, правосубъектность, санкционный потенциал / В.В. Кудряшов // Финансовое право. 2022. N 7. С. 23 - 29.
6. Кудряшова Е.В. Национальная платежная система: значение и цели правового регулирования / Е.В. Кудряшова // Финансовое право. 2020. N 8. С. 12 - 15.
7. Лаутс Е.Б. Новые банковские технологии и антикризисное регулирование рынка банковских услуг / Е.Б. Лаутс // Банковское право. 2017. N 4. С. 36 - 44.
8. Лаутс Е.Б. Правовые аспекты антикризисного регулирования рынка банковских услуг и институт банкротства кредитных организаций: монография / Е.Б. Лаутс. Москва: Юстицинформ, 2018. 411 с.
9. Рудерман И.Ф. Международные расчеты в цифровую эпоху: основные правовые проблемы и пути их решения / И.Ф. Рудерман // Банковское право. 2021. N 6. С. 24 - 32.
10. Ситник А.А. Надзор в национальной платежной системе / А.А. Ситник // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 11. С. 74 - 83.
11. Шувалов И.И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в период социально-экономического кризиса: теория и практика: диссертация ... доктора юридических наук / И.И. Шувалов. Москва, 2022. 401 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.