Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЧЕТВЕРТЬВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.В. РЫБАКОВА
В 1998 г. в России впервые был принят акт, кодифицировавший действующее на тот момент бюджетное законодательство, - Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) <1>. Его сопровождал Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" <2>.
--------------------------------
<1> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
<2> Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3492.
Безусловно, для принятия подобного нормативного правового акта должны были иметься не только потребности, но и соответствующие возможности, так называемые необходимые и достаточные условия, при наличии которых кодификация бюджетного законодательства могла быть состоятельной и состоявшейся. Н.В. Омелехина верно подчеркивает, что общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования данным Кодексом, сформировались только к середине XIX в. <3>, что свидетельствует о незначительном временном периоде существования самих искомых общественных отношений.
--------------------------------
<3> См.: Омелехина Н.В. Специфика источников бюджетного права и бюджетного законодательства // Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции / Н.А. Поветкина, Р.Е. Артюхин, А.Ю. Демидов [и др.]. М.: Норма; ИНФРА-М, 2023. С. 23.
Вопрос кодификации той или иной области законодательств решается всегда сложно <4>. Т.Я. Хабриева отмечает то обстоятельство, что, например, предпринималась "попытка подготовки проекта Социального кодекса, который должен был охватить все сферы социального регулирования. Но документ оказался неудачным, и его реанимация вряд ли возможна в будущем, поскольку слишком разнородны компоненты социального законодательства, в связи с чем предпочтительными представляются систематизация и кодификация его отдельных сфер" <5>.
--------------------------------
<4> См. о кодификации банковского законодательства: Рыбакова С.В. К вопросу о систематизации банковского законодательства // Банковское право. 2006. N 2. С. 4 - 6.
<5> Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. N 8 (212). С. 5 - 15. С. 9. DOI: 10.12737/5271.
Как представляется, предпосылки для кодификации бюджетного законодательства на момент принятия Кодекса существовали. К ним можно отнести зрелость имеющегося массива бюджетного законодательства, сформировавшуюся систему бюджетных отношений и бюджетного процесса, а также соответствующую политическую волю.
Существенный вклад в систематизацию как законов, так и подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования бюджетных отношений внес Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации <6> (далее - Институт).
--------------------------------
<6> См.: Сборник по финансовому законодательству / под ред. Т.В. Конюховой. М.: Юридическая литература, 1980. 664 с.; Сборник по финансовому законодательству: в 2 т. Т. 1 / сост. Т.В. Конюхова, Т.В. Крутышев и др.; отв. ред. Т.В. Конюхова; под общ. ред. Л.В. Окунькова. М.: Городец, 2000. 623 с.
Вопросы доходов и расходов государственного бюджета, а также государственного кредита были аккумулированы в сборнике по финансовому законодательству (1980), который состоял из 8 разделов. Позднее (2000) вышел одноименный сборник по финансовому законодательству в 2 томах, содержащий 9 разделов, названия которых, в отличие от предыдущих, уже соотносились с новым устройством финансовой и денежно-кредитной систем государства. Кроме того, и названия, и, как следствие, содержание соответствующих разделов основывались уже на новом понятийно-категориальном аппарате финансового права, в значительной степени преобразовавшемся под влиянием экономических и политических отношений, а также ином территориальном устройстве государства. В частности, раздел, посвященный бюджетному праву, назывался разделом о правовом регулировании бюджетного устройства и бюджетного процесса.
В Концепции развития российского законодательства (1994), подготовленной Институтом, соответствующий раздел назывался "Концепция развития финансового и налогового законодательства". В ней было отмечено, что на текущий период акты финансового права в общем объеме законодательных актов составляют примерно одну десятую часть. Бюджетное законодательство, безусловно, было названо одним из векторов развития финансового законодательства <7>.
--------------------------------
<7> Концепции развития российского законодательства / под ред. Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского; ИЗиСП. М., 1994. С. 111, 115.
Поскольку о кодификации бюджетного законодательства на тот момент (всего на 5 лет отделяющий его от принятия БК РФ) говорить было, безусловно, рано, в Концепции были определены основные векторы развития бюджетного законодательства и актов Правительства Российской Федерации в этой сфере, следование которым и позволило позднее кодифицировать то достигнутое в бюджетном законодательстве, что в 1994 г. рассматривалось лишь в качестве перспектив. Например, было отмечено, что необходимо принять правительственные акты о порядке открытия бюджетных кредитов, о специальных средствах бюджетных учреждений, законодательно урегулировать бюджетную классификацию <8>.
--------------------------------
<8> Там же. С. 118 - 119.
В концепции развития финансового и налогового законодательства (1995) предлагалось определить права субъектов Российской Федерации по конкретизации бюджетной классификации и расширить ее - к классификации доходов и расходов добавить финансирование бюджета и государственный долг <9>, что и было сделано позднее.
--------------------------------
<9> Правовая реформа: концепции развития российского законодательства: сб. ст. / редкол.: Л.А. Окуньков, Ю.А. Тихомиров, Ю.П. Орловский; ИЗиСП. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995. С. 83. (Авторы раздела - Г.В. Петрова, Т.В. Конюхова.)
В основание БК РФ, прежде всего, были положены конституционные основы устройства государства, публичной власти, конституционно-гарантированные ценности экономики и социальной жизни.
В частности, в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации <10> (далее - Конституция РФ) в БК РФ были сформированы и разграничены бюджетные полномочия публично-правовых образований различного территориального уровня. В соответствии с указанной статьей к сфере исключительного ведения Российской Федерации относятся финансовое регулирование и федеральный бюджет, а в ст. 75 Конституции РФ закреплено, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, устанавливается федеральным законом. Кроме того, в соответствии со ст. 114 Основного Закона разработка федерального бюджета отнесена к полномочиям Правительства Российской Федерации, а в соответствии с его ст. 114 федеральные законы по вопросам федерального бюджета подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
--------------------------------
<10> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
Ряд основ рыночной экономики, закрепленных в Конституции РФ, также имеют самое непосредственное отношение к актам бюджетного законодательства. В частности, это касается равенства всех форм собственности, единства экономического пространства (ст. 8) и др. То же можно отнести и к территориальному устройству государства, а также к организации публичной власти. Например, положение ст. 12 Конституции РФ гласит, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
На период кодификации бюджетного законодательства в Российской Федерации действовали следующие законы: 1) Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" <11> (далее - Закон об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса); 2) Закон РФ от 15 июля 1992 г. N 3303-1 "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу" <12>; 3) Закон РФ от 13 ноября 1992 г. N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" <13>; 4) Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" <14>; 5) Федеральный закон от 26 декабря 1994 г. N 76-ФЗ "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и Международным организациям" <15>; 6) Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" <16>; 7) Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" <17>.
--------------------------------
<11> Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. N 1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. 1991. N 46. Ст. 1543.
<12> Закон РФ от 15 июля 1992 г. N 3303-1 "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 34. Ст. 1972.
<13> Закон РФ от 13 ноября 1992 г. N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 1. Ст. 4.
<14> Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4807-1 "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 18. Ст. 635.
<15> Федеральный закон от 26 декабря 1994 г. N 76-ФЗ "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" // СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3656.
<16> Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4030.
<17> Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4464.
Помимо двух последних из указанных законов, все другие перечисленные акты, содержащие нормы бюджетного права, в связи с вступлением в силу БК РФ утратили силу. Кодекс вступил в силу с 1 января 2000 г.
В определенном смысле конституирующим актом бюджетного законодательства из всех перечисленных законов был Закон об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса, который содержал основы организации и функционирования бюджетной системы и осуществления бюджетного процесса. Однако в сравнении с БК РФ количество правового массива в нем было значительно мало. Кроме того, в 90-х годах правила осуществления бюджетного процесса устанавливались ежегодно принимаемыми законами о порядке рассмотрения и утверждения бюджета на очередной финансовый год <18>.
--------------------------------
<18> См.: Федеральный закон от 5 ноября 1994 г. N 36-ФЗ "О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1995 год" // СЗ РФ. 1994. N 28. Ст. 2929; Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 118-ФЗ "О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на 1996 год" // СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2989; Федеральный закон от 10 июля 1996 г. N 95-ФЗ "О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 1997 год" // СЗ РФ. 1996. N 29. Ст. 3454.
Для сравнения понятийного аппарата бюджетного законодательства, действовавшего до и после принятия БК РФ, можно привести в пример определение понятия "бюджетный процесс".
В соответствии со ст. 4 Закона об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса это "регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней".
В соответствии со ст. 6 Кодекса бюджетный процесс - это "регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности".
Действующая редакция БК РФ, безусловно, существенным образом отличается от его первоначальной редакции, так как спустя четверть века изменились многие правовые институты, а также экономические решения и технологические возможности.
К числу федеральных законов, значительным образом изменивших положения Кодекса, следует отнести: 1) Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации <19>; 2) Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 184-ФЗ "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации" <20>; 3) Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" <21>; 4) Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" <22>; 5) Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" <23>; 6) Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" <24>; 7) Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" <25>; 8) Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" <26>; 9) Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 521-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <27> и др.
--------------------------------
<19> Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3339.
<20> Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 184-ФЗ "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации" // СЗ РФ. 2003. N 52 (часть I). Ст. 5036.
<21> Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3535.
<22> Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2117.
<23> Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<24> Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" // СЗ РФ. 2019. N 31. Ст. 4437.
<25> Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений" // СЗ РФ. 2019. N 31. Ст. 4466.
<26> Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" // СЗ РФ. 2019. N 52 (часть I). Ст. 7797.
<27> Федеральный закон от 19 декабря 2022 г. N 521-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2022. N 52. Ст. 9351.
В перечень приведенных законов входят правовые нормы, изменяющие регулирование порядка предоставления межбюджетных трансфертов, предоставления субсидий, не относящихся к числу межбюджетных трансфертов (иных субсидий), создания резервных фондов, исполнения бюджетов, уточнения круга участников бюджетного процесса и др.
Однако имеются законопроекты, связанные не только с внесением изменений в действующий БК РФ, но и с принятием его новой редакции.
Так, в пояснительной записке (2017) к проекту БК РФ (2018), названного новой редакцией БК РФ (НРБК), в частности, отмечалось, что "основной идеей подготовки законопроекта является консолидация в единую систему принятых за последние годы федеральных законов... и подготовленных в Правительстве Российской Федерации проектов федеральных законов". Также в документе содержалась информация о том, что с даты введения в действие БК РФ было принято более 130 федеральных законов, вносящих изменения или приостанавливающих действие отдельных положений Кодекса (т.е. в среднем 7 законов в год) <28>.
--------------------------------
<28> См.: официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/archive/policy/bud_codex?id_65=121601-soprovoditelnye_materialy_k_proektu_byudzhetnogo_kodeksa_rossiiskoi_federatsii (дата обращения: 15.06.2023).
Например, в соответствии с указанным проектом бюджетный процесс включается в состав бюджетной системы, а закрепленное в проекте определение понятия "получатель средств из бюджета" легло в основу того определения данного понятия, которое на сегодняшний день закреплено в Кодексе <29>. С точки зрения правовой теории в НРБК при определении сферы правового регулирования положениями предполагаемого к принятию кодекса используется понятие "отношения" (ст. 2) взамен используемого БК РФ понятия "правоотношения" (ст. 1).
--------------------------------
<29> См.: Федеральный закон от 1 июля 2021 г. N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. N 27 (часть I). Ст. 5072.
БК РФ с точки зрения законодательной техники представляет собой такой акт, который исключительным образом сочетает в себе и материальные, и процедурные нормы. Здесь важно подчеркнуть, что именно процедурные, а не процессуальные (в том смысле, в котором это принято понимать в общей теории права и в теории отдельных отраслей). Защита прав участников бюджетных правоотношений осуществляется в той процессуальной форме, в которой она предусмотрена для участников иных общественных отношений.
Так, в соответствии с ч. 5 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации <30> его положения не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением предусмотренных им случаев. А в соответствии с ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <31> дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривает арбитражный суд.
--------------------------------
<30> Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1391.
<31> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
БК РФ, так же как и Налоговый кодекс Российской Федерации <32>, содержит нормы и позитивного права, негативного характера. Это означает, что помимо воздействия на регулятивные общественные отношения БК РФ оказывает влияние и на охранительные отношения.
--------------------------------
<32> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
Однако крайне важно подчеркнуть, что Кодексом урегулированы бюджетное нарушение и бюджетные меры принуждения, а не бюджетные правонарушения и меры бюджетно-правовой ответственности соответственно.
Данная проблематика представляет собой самостоятельный пласт научных изысканий <33> и не может быть освещена в рамках представленного исследования ввиду ограниченности его рамок.
--------------------------------
<33> См., напр.: Ваймер Е.В. Проблемы процессуальной конструкции применения бюджетных мер принуждения // Финансовое право. 2021. N 5. С. 7 - 10; Ибрагимов Р.Г. Меры принуждения в системе правовых средств обеспечения бюджетной дисциплины // Финансовое право. 2021. N 6. С. 43 - 47; и др.
Действующая редакция БК РФ включает в себя достаточно значительное количество правовых норм, создавших новые механизмы и конструкции в сфере бюджетной деятельности государства. Например, можно назвать институт субсидий, предоставляемых физическим и юридическим лицам. Урегулирование именно таким способом возможностей участия государства и хозяйствующих субъектов в решении публично значимых задач позволяет задействовать и финансовый потенциал публично-правовых образований и лиц, владеющих ресурсами на иных основаниях (помимо государственной и муниципальной форм собственности). Это обеспечивает конвергентные процессы в сфере финансов, в ходе которых удовлетворяются интересы и потребности субъектов различной формы собственности на финансовые ресурсы.
Ряд новых институтов бюджетного права во многом своим появлением обязаны потенциалу цифровизации. Н.А. Поветкина и А.Ю. Демидов справедливо подчеркивают, что, например, институт казначейского сопровождения - это пример "смены парадигмы финансового контроля как средства выявления правонарушений на контроль как средство предупреждения нарушений" <34>. И это стало возможно именно благодаря внедрению в процедуры бюджетного процесса новых технологий и технических средств.
--------------------------------
<34> Поветкина Н.А., Демидов А.Ю. Казначейское сопровождение // Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции. М.: Норма; ИНФРА-М, 2023. С. 155.
Оценивая в целом современное состояние бюджетно-правового регулирования, можно резюмировать, что оно характеризуется сформированными благодаря положениям БК РФ механизмами, отвечающими реалиям времени и с точки зрения технологических решений, и с точки зрения высокого уровня управленческой зрелости. По сути, современное бюджетное право являет собой пример взаимопроникновения в его нормы таких формулировок, правовых конструкций и приемов законодательной техники, которые позволяют удовлетворять указанному требованию многозадачности.
Литература
1. Ваймер Е.В. Проблемы процессуальной конструкции применения бюджетных мер принуждения / Е.В. Ваймер // Финансовое право. 2021. N 5. С. 7 - 10.
2. Ибрагимов Р.Г. Меры принуждения в системе правовых средств обеспечения бюджетной дисциплины / Р.Г. Ибрагимов // Финансовое право. 2021. N 6. С. 43 - 47.
3. Концепции развития российского законодательства / под редакцией Л.А. Окунькова, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. Москва: ИЗиСП, 1994. 243 с.
4. Омелехина Н.В. Специфика источников бюджетного права и бюджетного законодательства / Н.В. Омелехина // Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции / Н.А. Поветкина, Р.Е. Артюхин, А.Ю. Демидов [и др.]. Москва: Норма: ИНФРА-М; 2023. С. 22 - 45.
5. Поветкина Н.А. Казначейское сопровождение / Н.А. Поветкина, А.Ю. Демидов // Новые институты бюджетного права в условиях цифровой революции / Н.А. Поветкина, Р.Е. Артюхин, А.Ю. Демидов [и др.]. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2023. С. 155 - 174.
6. Правовая реформа: концепции развития российского законодательства: сборник статей / редколлегия: Л.А. Окуньков, Ю.А. Тихомиров, Ю.П. Орловский. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: ИЗиСП, 1995. 218 с.
7. Рыбакова С.В. К вопросу о систематизации банковского законодательства / С.В. Рыбакова // Банковское право. 2006. N 2. С. 4 - 6.
8. Сборник по финансовому законодательству / под редакцией Т.В. Конюховой. Москва: Юридическая литература, 1980. 664 с.
9. Сборник по финансовому законодательству. В 2 томах. Т. 1 / составители: Т.В. Конюхова, Т.В. Крутышев [и др.]; ответственный редактор Т.В. Конюхова; под общей редакцией Л.В. Окунькова. Москва: Городец, 2000. 623 с.
10. Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. 2014. N 8 (212). С. 5 - 15. DOI: 10.12737/5271.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.