Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОТМЕНА ЗАКУПКИ ЗАКАЗЧИКОМ: ГАРАНТИЯ ПРИЗНАНИЯ ЖАЛОБЫ НЕОБОСНОВАННОЙ?
Д. БЛИНЦОВ
Если при осуществлении закупки поступают жалобы на положения извещения, многие заказчики по тем или иным причинам принимают решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Возникает вопрос: действительно ли самостоятельная отмена заказчиком закупки на основании ст. 36 Закона N 44-ФЗ является гарантией того, что поступившая жалоба будет признана необоснованной и все допущенные нарушения сойдут заказчику с рук? Поиску ответа и посвящается предлагаемая статья.
Необходимо напомнить, что в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием ЕИС извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в ЕИС. С момента размещения указанного извещения в ЕИС закупка считается отмененной. Согласно ч. 4 ст. 105 Закона N 44-ФЗ при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок исключительно с использованием ЕИС <1>.
--------------------------------
<1> За исключением случаев проведения закрытых конкурентных способов и закупок, предусмотренных ст. 111 Закона N 44-ФЗ, когда жалоба подается в контрольный орган в сфере закупок в письменной форме без использования ЕИС. Подача жалобы с использованием факсимильной связи, электронной почты не допускается, см. ч. 10 ст. 105 Закона N 44-ФЗ.
Ключевым моментом в данной ситуации становится время поступления жалобы. Рассмотрим два возможных варианта.
Вариант 1. Жалоба поступила после отмены заказчиком закупки
Пример. Извещение об отмене электронного аукциона в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ размещено заказчиком в ЕИС 31 марта 2023 г., а жалоба предпринимателя на положения извещения о закупке поступила в контрольный орган посредством функционала ЕИС только 4 апреля 2023 г.
Правовая оценка УФАС: жалоба ИП на положения извещения о закупке поступила после отмены закупки заказчиком. При указанных обстоятельствах на момент рассмотрения жалобы по существу предмет спора между заявителем и заказчиком отсутствует. Таким образом, в действиях заказчика, ввиду неосуществления спорной закупочной процедуры, нарушения действующего законодательства не выявлены <2>.
--------------------------------
<2> Решение Белгородского УФАС России от 11.04.2023 по делу N 031/06/106-288/2023 (изв. N 0126300035823000337). См. также: решения Липецкого УФАС России от 30.06.2023 по делу N 048/06/106-546/2023 (изв. N 0346200018623000077); от 18.05.2023 по делу N 048/06/106-400/2023 (изв. N 0346300089523000003); Алтайского республиканского УФАС России от 25.05.2023 по делу N 004/06/31-199/2023 (изв. N 0377300042923000002); Чукотского УФАС России от 21.03.2023 по делу N 087/06/106-35/2023 (изв. N 0888600000423000028).
Подтверждает вышеуказанные доводы и судебная практика.
Пример. Заказчик объявил электронный аукцион на поставку одноразового хирургического материала. Поступила жалоба, по результатам рассмотрения которой контрольный орган установил в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ: незаконные требования к участникам закупки, противоречивое описание объекта закупки. И хотя жалоба была признана обоснованной, контрольный орган предписание заказчику выдавать не стал, т.к. закупка была отменена заказчиком. Вместе с тем было принято решение о привлечении ответственных должностных лиц заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение.
Заказчик с успехом обжаловал решение антимонопольного органа во всех судебных инстанциях <3>.
--------------------------------
<3> Решение Пермского УФАС России от 03.06.2022 по делу N б/н (изв. N 0356200002022000559).
Аргументация судов: 27 мая 2022 г. (за один рабочий день до окончания подачи заявок) заказчик разместил в ЕИС решение об отмене закупки. Материалами дела подтверждается, что жалоба поступила в контрольный орган после отмены закупки ее организатором. Следовательно, оспариваемый ненормативный акт является неправомерным, поскольку нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях (бездействии) заказчика не установлены. Кроме того, из Закона N 44-ФЗ не следует, что антимонопольный орган не вправе отказать в признании жалобы обоснованной, если заказчик самостоятельно отменил закупку, или не вправе признать жалобу обоснованной, но не признавать в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе <4>.
--------------------------------
<4> Постановление ФАС Уральского округа от 30.05.2023 по делу N А50-22065/2022.
Таким образом, если заказчик самостоятельно исправился (отказался от дальнейшего осуществления противоправных действий посредством отмены извещения о закупке, нарушавшего требования действующего законодательства), его действия не нарушают ничьих прав и наказывать его не за что.
Теперь рассмотрим второй вариант, где не все так однозначно.
Вариант 2. Жалоба поступила до момента отмены заказчиком закупки
Начнем с благоприятного исхода для заказчика.
Пример. 7 июня 2023 г. в контрольный орган посредством ЕИС поступила жалоба на положения извещения об электронном аукционе на поставку автобусов. Затем 9 июня 2023 г. уполномоченным учреждением размещено в ЕИС извещение об отмене закупки заказчиком.
Правовая оценка УФАС: отмена закупки произведена заказчиком в срок, установленный ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ. В действиях заказчика, отменившего электронный аукцион, не прослеживается нарушение принципа обеспечения конкуренции, т.к. никто из участников закупки не был поставлен в преимущественное положение по отношению к другим участникам. Таким образом, на момент рассмотрения жалобы заказчик не может считаться допустившим нарушение прав и законных интересов заявителя, выступающего в качестве потенциального участника закупки, условиями извещения о закупке. Жалоба признана необоснованной <5>.
--------------------------------
<5> Решение Липецкого УФАС России от 15.06.2023 по делу N 048/06/106-495/2023 (изв. N 0846600002123000379). См. также: решения Новосибирского УФАС России от 06.06.2022 по делу N 054/06/33-1000/2022 (изв. N 0351300082322000160), Дагестанского УФАС России от 16.06.2023 по делу N 005/06/106-1478/2023 (изв. N 0103200008423001612); от 19.06.2023 по делу N 005/06/106-1486/2023 (изв. N 0103200008423001612).
В следующем примере, когда закупку отменили непосредственно в день подачи жалобы, контролеры вменили заказчику нарушение.
Пример. Согласно сведениям ЕИС жалоба общества была подана в антимонопольный орган 16 мая 2023 г. в 08:00 (информация отражена в журнале событий карточки жалобы), в то время как решение об отмене закупки было опубликовано заказчиком в тот же день в 09:31. В связи с этим контрольный орган отклонил довод заказчика о том, что на момент подачи жалобы предмет спора отсутствовал. Жалоба была признана обоснованной, материалы дела переданы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Однако с учетом того, что определение поставщика было отменено, контрольный орган решил предписание заказчику не выдавать <6>.
--------------------------------
<6> Решение Ульяновского УФАС России от 23.05.2023 по делу N 073/06/106-292/2023 (изв. N 0368400000223000272). См. также: решения Санкт-Петербургского УФАС России от 27.06.2023 по делу N 44-2563/23 (изв. N 0372200117623000001); от 04.07.2023 по делу N 44-2641/23 (изв. N 0372200187923000002); от 04.07.2023 по делу N 44-2642/23 (изв. N 0372200200423000003).
Для заказчика наступают все возможные неблагоприятные последствия, а в отдельных случаях <7> выдается еще и предписание с целью отмены извещения об отмене закупки, протоколов, составленных в ходе закупки, внесения соответствующих изменений в извещение в части устранения выявленных нарушений, продления срока подачи заявок на участие в закупке и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
--------------------------------
<7> См.: решения Свердловского УФАС России от 15.05.2023 по делу N 066/06/36-1641/2023 (изв. N 0362200054823000076); Липецкого УФАС России от 24.04.2023 по делу N 048/06/106-357/2023 (изв. N 0346300089523000003).
* * *
Таким образом, на вопрос, который был вынесен в заголовок данной статьи, автор отвечает отрицательно: отмена закупки заказчиком не гарантирует, что жалоба непременно будет признана необоснованной и заказчик избежит какой-либо ответственности за допущенные нарушения. Можно констатировать, что в случае, когда жалоба поступила уже после отмены закупки заказчиком, контрольные и судебные органы выступают на его стороне. Но если жалоба поступила до момента отмены закупки заказчиком, в поведении антимонопольного органа прослеживается четкая линия учитывать обстоятельства, присущие каждому конкретному делу, изучать доказательства в их неразрывной совокупности, руководствоваться телеологическим <8> (целевым) толкованием норм Закона N 44-ФЗ.
--------------------------------
<8> От греч. telos - цель, конец.
Рекомендуем заказчикам при подготовке извещений неукоснительно соблюдать требования законодательства о контрактной системе и не злоупотреблять правом на отмену закупки.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.