Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА И ОСНОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Д.В. ГВОЗДЕВ
Традиционно в содержании понятия иска выделяют два элемента: предмет и основание <1>. Содержание административного иска как отраслевой разновидности родового понятия также включает в себя рассматриваемые элементы.
--------------------------------
<1> См., например: Тихиня В.Г., Волгина Н.Л. Иск как средство судебной защиты в гражданском процессе. Минск: Право и экономика. 2020. С. 7.
Понятие административного иска содержится в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). При этом содержание данного понятия в рассматриваемом нормативном правовом акте не раскрывается, что актуализирует необходимость теоретического анализа составляющих его элементов.
Предмет административного иска. Несмотря на определенную дискуссионность проблематики предмета правового иска, мы придерживаемся точки зрения, в соответствии с которой он включает в себя материальную и процессуальную составляющие.
В данном контексте правомерной представляется позиция В.А. Уездина: "Иск представляет собой единое понятие, которое имеет материально-правовую и процессуальную стороны. Процессуальная сторона иска о защите права составляет требование к суду, а истец составляет требование к ответчику - материально-правовой стороне иска, так как в едином понимании иска сосредоточены процессуальная и материальная стороны иска" <2>.
--------------------------------
<2> Уездин А.В. Понятие иска в современной науке гражданского процессуального права // Конституция Российской Федерации: 20 лет спустя: материалы Междунар. научно-практ. конфер. (Саратов, 24 - 25 октября 2013 г.), Саратов. 2014. С. 104.
Таким образом, если вести речь о требовании, предъявляемом управомоченной стороной административно-правового спора (административного истца) к органу публичной администрации (административному ответчику) при его судебном разрешении, то оно представляет собой материальную составляющую предмета административного искового заявления. "Иск в материально-правовом смысле представляет собой требование истца, направленное на восстановление ответчиком нарушенных или оспариваемых прав, защищаемых интересов" <3>. "Различают две стороны иска: материально-правовую и процессуально-правовую. В первом случае речь идет о возможности удовлетворения заявленного требования по существу на основе установленных фактов и юридических норм" <4>.
--------------------------------
<3> Подгруша В.В. Гражданское право: Справочник-комментарий. Мн.: Книжный дом, 2003. С. 338.
<4> Борисов А.Б. Большой юридический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2012. С. 261.
Рассмотренные положения нашли отражение в КАС РФ. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 125 данного нормативного правового акта в административном исковом заявлении должно быть указано содержание требований к административному ответчику.
В данном контексте следует обратить особое внимание на то, что, как правомерно отмечают авторы учебника под редакцией М.К. Треушникова: "Предметом административного иска, несмотря на многочисленные дискуссии по этому поводу, является не спорное правоотношение, не субъективное право, не права и обязанности, нарушенные ответчиком. И тем более не спор о праве, а всегда требование административного истца к административному ответчику" <5>.
--------------------------------
<5> Треушников М.К. и др. Административное судопроизводство: учебник для студентов юридических вузов, факультетов и юристов, повышающих квалификацию / под ред. проф. М.К. Треушникова. М.: Городец, 2007. С. 114 - 115.
Такой же точки зрения придерживаются А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов: "Административный иск возникает из спорных административно-правовых отношений и как требование о правовой защите всегда связан с административно-правовым спором" <6>.
--------------------------------
<6> Зеленцов А.Б., Кононов П.И., Стахов А.И. Административно-процессуальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2016. С. 261.
Иными словами, для предмета административно-правового иска самого правового разногласия (несогласия) недостаточно. Такое несогласие должно быть доведено в соответствующей форме до другой стороны административно-правового спора и на основании этого несогласия сформулированы требования по его устранению. "Признание административного иска как средства обращения в суд с требованием о защите нарушенного публичного права ведет к усилению состязательных начал в административном судопроизводстве и повышению правовых гарантий для участников административного процесса" <7>.
--------------------------------
<7> Зеленцов А.Б. Понятие и вилы административного иска // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2005. N 1 (17). С. 19.
При этом наличие в предмете административного иска требования кардинальным образом отличает его от административной жалобы, предметом которой является просьба о защите права.
В различных толковых словарях термин "требование" определяется, во-первых, как настоятельная просьба, желание, выраженные в категоричной форме, во-вторых, как правило, условие, обязательное для выполнения <8>.
--------------------------------
<8> Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т.: ок. 160 000 слов. М.: АСТ: Астрель, 2006. Т. IV: Р - Я. С. 554.
Как представляется, категоричность требований, составляющих предмет административного иска, обеспечивается степенью доказанности приведенных фактов, положенных в его основание. Полагаем, что требование, предъявляемое сторонами спора друг к другу, должно основываться на доказательствах. Именно доказательства придают административному иску категоричность требования.
Таким образом, одним из условий подачи административного иска является наличие доказательств фактов, могущих нарушить права и интересы административного истца. При этом под доказательствами понимаются любые сведения о фактах, входящих в предмет доказывания, полученные в результате использования средств доказывания. Немаловажным является то, что доказательствами могут являться только те сведения, которые соответствуют таким критериям оценки, как относимость, допустимость, достоверность и достаточность.
В данном контексте следует обратить внимание на некоторую противоречивость положений КАС РФ. Так, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 125 рассматриваемого нормативного правового акта в административном исковом заявлении должны быть указаны содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования.
Как видно, в обоснование своих требований административный истец должен представить не доказательства, а доводы, которыми он обосновывает свои требования.
Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Согласно ч. 2 рассматриваемой статьи административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых... решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что... решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Анализ рассматриваемых положений позволяет сделать несколько выводов:
1) лица, участвующие в деле, в обоснование своих требований представляют именно доказательства, но не доводы;
2) административный истец, а также лица, действующие в его интересах, не обязаны (вправе не) представлять часть доказательств. При этом данная часть касается только тех доказательств, которые свидетельствуют о незаконности, по сути, о нарушении компетенции органом публичной администрации, что является в целом логичным, поскольку, как правило, у административного истца банально отсутствуют полномочия по оценке законности действий и решений государственных органов, составляющие, в свою очередь, компетенцию суда.
Вместе с тем из смысла ч. 2 ст. 62 КАС РФ вытекает, что необоснованность принятого решения, а также действий (бездействия) данного органа должна быть доказана стороной истца, что подтверждается п. 2, 3 ч. 2 рассматриваемой статьи.
Что касается доводов, то чаще всего под ними понимается мысль, приводимая в доказательство чего-либо <9>, соображение, какое-либо положение, факт, приводимые в доказательство чего-либо <10>. То есть довод сам по себе не является доказательством и может не соответствовать критериям его (доказательства) оценки, что свидетельствует о том, что доводы не могут быть положены в основание требования, являющегося предметом правового (в том числе административно-правового) иска. Доводы могут быть положены в основание просьбы, являющейся предметом административной жалобы.
--------------------------------
<9> Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Мир и Образование", 2008. С. 215.
<10> Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т.: ок. 160 000 слов. М.: АСТ: Астрель, 2006. Т. 1: А - Л. С. 395.
Указанное подтверждается в том числе положениями нормативных правовых актов, регулирующих порядок обжалования действий и решений органов публичной администрации. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае необходимости (как видим, не во всех случаях. - Д.Г) в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии <11>.
--------------------------------
<11> Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", жалоба должна содержать основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть (! - Д.Г.) представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии <12>.
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" // СПС "Консультант Плюс".
Проще говоря, наличие права предъявлять требование обусловливает наличие обязанности доказывать его обоснованность, и наоборот.
В этой связи представляется более логичным в п. 5 ч. 2 ст. 125 КАС РФ термин "доводы" заменить на термин "доказательства".
Под процессуальной составляющей предмета правового иска, как правило, понимается оформленное в соответствии с требованиями обращение истца к суду о разрешении правового спора. При рассмотрении процессуальной стороны иска речь идет о правомерности обращения в суд с целью получения судебного решения <13>. Иск в процессуальном смысле - юридический документ, на основании которого производятся возбуждение дела и весь дальнейший судебный процесс <14>.
--------------------------------
<13> Борисов А.Б. Указ. соч. С. 261.
<14> Подгруша В.В. Указ. соч. С. 338.
Полагаем, что процессуальная составляющая иска включает в себя два аспекта. Первый - это порядок предъявления иска в суд, включая требования к самому исковому заявлению, его форме и содержанию, документам, прилагаемым к нему, исковую давность и т.д. Второй заключается в установлении требований непосредственно к суду по принятию иска. В частности, это установление обязанности принять исковое заявление, сроков рассмотрения этого заявления, обязанности возбудить дело и вынести об этом соответствующее процессуальное решение. Помимо этого, рассматриваемый аспект процессуальной составляющей иска включает основания отказа в принятии искового заявления, возвращения искового заявления, оставления административного искового заявления без движения и т.д.
Процессуальное основание административного иска нашло отражение в ст. 125 КАС РФ, в соответствии с которой административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд. При этом согласно ст. 127 КАС РФ вопрос о принятии административного искового заявления к производству суда рассматривается судьей единолично в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд, если иной срок не предусмотрен Кодексом. О принятии административного искового заявления к производству суда судья выносит определение, на основании которого в суде первой инстанции возбуждается производство по административному делу.
Таким образом, анализ положений КАС РФ свидетельствует о том, что административный иск - это не только материально-правовое требование, обращенное к административному ответчику, но и процессуальный документ, содержащий обращение к суду о производстве разбирательства и являющийся юридическим фактом, порождающим возникновение соответствующих процессуальных отношений.
Основание иска составляют юридические факты, на которых истец основывает свое материально-правовое требование к ответчику <15>. Так, согласно п. 4 ч. 2 ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.
--------------------------------
<15> См., например: Иванкин В.Н. Фактическое основание иска: понятие и состав // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 4. С. 75.
Юридический факт как правовой феномен является элементом механизма правового регулирования и представляет собой условие возникновения, изменения или прекращения того или иного правоотношения <16>.
--------------------------------
<16> См., например: Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 459.
В науке обосновывается мнение, в соответствии с которым юридические факты могут иметь исключительно волевое основание <17>. Вместе с тем, учитывая дискуссионность данного утверждения, мы придерживаемся традиционного подхода, согласно которому в зависимости от наличия либо отсутствия волевого основания юридические факты подразделяются на деяния (действия, бездействие) и события. В свою очередь, деяния в зависимости от их соответствия праву могут быть правомерными и неправомерными <18>.
--------------------------------
<17> См., например: Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 14 - 16.
<18> См., например: Белов В.А. Юридические факты в гражданском праве: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. С. 28; Чувакова А.М. Юридические факты, фактические составы и их дефекты: монография. Одесса: Фенiкс, 2009. С. 23 - 26.
Наступление юридических фактов, выступающих в качестве основания правового иска, предусмотрено (урегулировано) соответствующими материальными отраслями права (гражданского, хозяйственного, административного и т.д.). При этом они могут влечь нарушение прав и интересов субъектов соответствующих материальных правоотношений либо порождают их несогласие с их (фактов) наступлением.
Как отмечает В.Н. Иванкин: "В основание иска могут входить различные факты, имеющие юридическое значение: совершение сделки (заключение договора); нарушение права; обстоятельства, обусловливающие возникновение права наследования; причинение вреда и др. В зависимости от характера порождаемых ими правовых последствий эти факты классифицируют на правообразующие, правопрепятствующие, правоизменяющие и правопрекращающие <19>.
--------------------------------
<19> Иванкин В.Н. Указ. соч. С. 76.
При этом если рассматривать классификацию юридических фактов в зависимости от правовых последствий, которые влечет их наступление, то, по мнению М.А. Рожковой, "четкое, однозначное и окончательное подразделение юридических фактов на правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие и правопрепятствующие невозможно" <20>. В обоснование своей позиции автор приводит тезис о том, что прекращающий одно правоотношение юридический факт одновременно может являться и образующим и изменяющим другие правоотношения, и наоборот.
--------------------------------
<20> Рожкова М.А. Юридические факты гражданского и процессуального права: соглашения о защите прав и процессуальные соглашения. М.: Статут, 2009. С. 57.
Однако, если исходить из структуры механизма правового регулирования, с этим утверждением возможно не согласиться. Так, механизм урегулирования конкретного персонально определенного общественного отношения имеет свое начало и свое окончание <21>. Например, нарушение права подвластного субъекта административных правоотношений может возникать в результате принятия необоснованного государственно-управленческого решения, которое явилось результатом некачественной реализации должностным лицом органа публичной администрации своих должностных полномочий, необходимость реализации которых, в свою очередь, была обусловлена поданным заявлением о реализации определенного права.
--------------------------------
<21> См., например: Рябов А.Е. Юридические факты в механизме правового регулирования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2005. С. 17.
Анализируя данное общественное отношение, отметим, что бесспорным является то, что подача заявления - это юридический факт, порождающий данное конкретное материальное административное правоотношение (правообразующий), принятие необоснованного решения - факт, завершающий данное конкретное материальное административное правоотношение (правопрекращающий).
Несомненно, нарушение права в результате принятия необоснованного государственно-управленческого решения влечет обязанность органа публичной администрации или его должностного лица это право восстановить. Но сам по себе рассматриваемый факт не порождает процессуальных отношений по разрешению административно-правового противоречия, а соответственно, не возлагает непосредственную обязанность на должностное лицо по восстановлению нарушенного права. Он так и остается завершающим элементом механизма административно-правового регулирования и правообразующим не становится. Правообразующим фактом, порождающим процессуальное правоотношение по восстановлению данного права, будет являться подача жалобы или обращение с административным иском в суд.
Рассматривая основание административного иска, следует выделить два вида юридических фактов в зависимости от правовых последствий, порождаемых ими.
К первой группе относятся юридические факты, являющиеся завершающим элементом механизма административно-правового регулирования и представляющие собой результат реализации прав, обязанностей и полномочий субъектов материальных административных правоотношений. Таким результатом является государственно-властное решение, касающееся реализации прав и интересов лица, оформленное как индивидуальный правоприменительный акт <22>. При этом такое решение противоречит интересам данного лица и (или) порождает его несогласие. Таким юридическим фактом может выступать, например, принятие решения об отказе в предоставлении лицензии, об отказе в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и т.д.
--------------------------------
<22> См., например: Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов. М.: Норма; ИНФРА-М, 2002. С. 488.
Рассматриваемые юридические факты могут влечь непосредственное нарушение прав и интересов подвластной стороны административных правоотношений. Исходя из изложенного данные юридические факты относятся к категории правопрекращающих, поскольку представляют собой завершающий элемент урегулирования конкретного персонифицированного материального административного правоотношения.
Ко второй группе юридических фактов, являющихся основанием административного иска, относятся действия (бездействие) должностных лиц, предшествующие принятию управленческих решений. С точки зрения механизма правового регулирования такие факты представляют собой акты реализации прав, обязанностей и полномочий, по результатам (на основании) которых орган публичной администрации принимает соответствующее управленческое решение в виде индивидуального правоприменительного акта.
Указанные полномочия реализуются на различных стадиях государственно-управленческой деятельности (сбор и анализ информации, прогнозирование, планирование, организация, руководство, контроль и надзор) и являются условием принятия управленческого решения. Значение рассматриваемых фактов заключается в том, что совершение действий органом публичной администрации или его должностным лицом, не соответствующих их компетенции на стадиях государственно-управленческой деятельности, предшествующих непосредственному изданию индивидуального правоприменительного акта, является условием принятия необоснованного или неправомерного управленческого решения.
Немаловажно отметить, что необходимость или возможность совершения рассматриваемых управленческих действий урегулирована соответствующими нормативными правовыми актами, являющимися источниками материального административного права и устанавливающими компетенцию органов публичной администрации и их должностных лиц. И поскольку рассматриваемые действия являются условием принятия управленческого решения, такие юридические факты следует относить к правообразующим.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что правопрекращающие юридические факты как основание административного иска свидетельствуют о непосредственной возможности нарушения прав и интересов административного истца. В свою очередь, правообразующие юридические факты, положенные в основание административного иска, свидетельствуют о возможном нарушении компетенции органом публичной администрации или его должностным лицом, что, в свою очередь, может повлечь (опосредует) принятие управленческого решения, нарушающего права административного истца.
Таким образом, можно классифицировать юридические факты, составляющие основание административного иска, по критерию влияния на фактическую возможность нарушения прав административного истца:
1) факты непосредственного значения (индивидуальные правоприменительные акты органа публичной администрации). Такие факты, исходя из структуры механизма административно-правового регулирования, относятся к правопрекращающим;
2) факты опосредованного значения ((действия, бездействие) должностных лиц органа публичной администрации по реализации государственно-властных полномочий). Такие факты относятся к категории правообразующих.
Проведенный анализ свидетельствует о том, что любые юридические факты, являющиеся основанием административного иска, так или иначе в конечном итоге связаны с оспариванием управленческого решения, могущего нарушить права и интересы подвластного субъекта административных правоотношений.
Исходя из изложенного, можно выделить характерные признаки юридических фактов, составляющих основание административно-правового иска:
1) необходимость (возможность) их наступления предусмотрена (урегулирована) нормами материального административного права;
2) по своей юридической природе представляют собой закрепленную в административном законодательстве компетенцию по реализации должностных полномочий либо по принятию управленческих решений относительно возможности реализации прав и интересов подвластной стороны административных правоотношений;
3) с точки зрения механизма административно-правового регулирования являются актами реализации прав и обязанностей либо индивидуальными правоприменительными актами, направленными на урегулирование конкретного персонально определенного государственно-управленческого правоотношения;
4) противоречат интересам подвластного субъекта административных правоотношений и (или) порождают у него несогласие с принятым решением.
Таким образом, представляется возможным сформулировать теоретическое понятие административно-правового иска: административно-правовой иск - это процессуальное основание судебного разрешения административно-правового спора, обращенное к суду и содержащее материально-правовое требование к органу публичной администрации (административному ответчику) о реализации, восстановлении или защите субъективного публичного права, основанное на представленных административным истцом доказательствах возможности его нарушения посредством совершения действий (бездействия) административным ответчиком, нарушающих его компетенцию, и (или) принятия им необоснованного решения.
Литература
1. Административное судопроизводство: учебник для студентов юридических вузов, факультетов и юристов, повышающих квалификацию / М.К. Треушников [и др.] / под редакцией профессора М.К. Треушникова. Москва: Городец, 2007. 464 с.
2. Белов В.А. Юридические факты в гражданском праве: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.А. Белов. Москва: Юрайт, 2019. 450 с.
3. Борисов А.Б. Большой юридический словарь: второе изд., перераб. и доп. / А.Б. Борисов. Москва: Книжный мир, 2012. 848 с.
4. Ефремова ТФ. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах: ок. 160 000 слов / Т.Ф. Ефремова. Москва: АСТ: Астрель, 2006. Т. IV: Р - Я. 973 с.
5. Зеленцов А.Б. Понятие и виды административного иска / А.Б. Зеленцов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки: научный журнал. Москва: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2005, N 1 (17). 2005. 176 с.
6. Зеленцов А.Б. Административно-процессуальное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.Б. Зеленцов, П.И. Кононов, А.И. Стахов. Москва: Юрайт, 2016. 341 с.
7. Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования / С.А. Зинченко. Москва: Волтерс Клувер, 2007. 152 с.
8. Иванкин В.Н. Фактическое основание иска: понятие и состав / В.Н. Ивакин // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 4. С. 74 - 82.
9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. Москва: Норма; ИНФРА-М, 2002. 552 с.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. Москва: ООО "Издательство Оникс": ООО "Мир и Образование", 2008. 1200 с.
11. Подгруша В.В. Гражданское право: Справочник-комментарий / В.В. Подгруша. Минск: Книжный дом, 2003. 832 с.
12. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций / А.В. Поляков. Санкт-Петербург: Издательство "Юридический центр Пресс", 2001. 642 с.
13. Рожкова М.А. Юридические факты гражданского и процессуального права: соглашения о защите прав и процессуальные соглашения / М.А. Рожкова. Москва: Статут, 2009. 332 с.
14. Рябов А.Е. Юридические факты в механизме правового регулирования: автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.Е. Рябов. Нижний Новгород, 2005. 34 с.
15. Тихиня В.Г. Иск как средство судебной защиты в гражданском процессе / В.Г. Тихиня, Н.Л. Волгина. Минск: Право и экономика, 2020. 146 с.
16. Уездин А.В. Понятие иска в современной науке гражданского процессуального права / А.В. Уездин // Конституция Российской Федерации: 20 лет спустя: материалы Международной научно-практической конференции (Саратов, 24 - 25 октября 2013 г.). Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", 2014. С. 104 - 105.
17. Чувакова А.М. Юридические факты, фактические составы и их дефекты: монография / А.М. Чувакова. Одесса: Фешкс, 2009. 112 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.