Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Экологическое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ РАЗВЕДКЕ И ДОБЫЧЕ НЕФТИ И ГАЗА В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
В.Б. АГАФОНОВ
Арктический регион всегда был и остается центром внимания всего мирового сообщества, причем не только приарктических государств, но и практически всех государств, являющихся крупнейшими потребителями традиционных (топливных) видов энергоресурсов (Китай, Индия, Япония, Пакистан и др.), главным образом из-за наличия в данном регионе значительного количества запасов стратегических ценных полезных ископаемых, в первую очередь таких, как нефть и газ.
Несмотря на провозглашенную США, Канадой, Европейским союзом и рядом других государств политику декарбонизации и развития возобновляемой энергетики, в настоящее время, с учетом современных вызовов и угроз, в условиях негарантированности энергетической безопасности и энергетической независимости практически каждого государства становится все более очевидным тот факт, что использование традиционных видов энергоресурсов в течение достаточно длительного времени все еще будет играть доминирующую роль в структуре топливно-энергетического баланса практически каждого современного государства.
Ситуация с обеспечением мировой энергетической безопасности осложняется снижением спроса на нефть и газ в рамках соглашения между странами ОПЕК, а также общемировой тенденцией истощения действующих нефтегазовых месторождений и увеличения в связи с этим объема трудноизвлекаемых запасов в общем объеме добываемой нефти и газа.
По данным ряда ведущих аналитических агентств, в 2035 - 2045 гг. основная добыча нефти и газа будет вестись именно в Арктическом регионе, вследствие этого уже сейчас Арктику рассматривают в качестве важнейшего геостратегического объекта, использование природных ресурсов которого позволит приарктическим государствам обрести в долгосрочной перспективе энергетическую безопасность и, что самое важное, энергетическую независимость, а также обеспечить устойчивое развитие для настоящего и будущих поколений, когда основные запасы на действующих месторождениях полезных ископаемых полностью иссякнут.
Согласно обобщенным статистическим данным (ввиду отсутствия достоверных данных геологоразведки по региону, так как комплексное геологическое изучение Арктического региона приарктическими государствами практически не проводилось), прогнозные запасы в Арктической зоне составляют более 15 млрд т нефти и более 90 трлн куб. м природного газа, при этом в российской зоне "только запасы нефти российской арктической зоны оцениваются в 7,3 млрд т, конденсата - 2,7 млрд т, природного газа - около 55 трлн кубометров" <1>.
--------------------------------
<1> Кобылкин Д.Н. Ресурсы арктического шельфа - это наш стратегический запас // Энергетическая политика. 14.11.2019. URL: https://energypolicy.ru/ (дата обращения: 30.03.2023).
Всего в российском секторе Арктики "открыто 360 месторождений нефти и газа, в том числе 334 на суше и 26 - на шельфе, по оценкам, на российском арктическом шельфе имеются запасы нефти и газа, которые смогут обеспечить 20 - 30% добычи нефти к 2050 г., при этом на данный момент ресурсная база нефтегазовых запасов нашей страны оценивается в 259 млрд т и 96 млрд т соответственно, или около 37%, - это месторождения, расположенные на шельфе" <2>.
--------------------------------
<2> В условиях вечной мерзлоты: как добывают нефть и газ в Арктике // Инвестиционный портал Арктической зоны России. 03.12.2020. URL: https://arctic-russia.ru/ (дата обращения: 30.03.2023).
Важность Арктической зоны Российской Федерации для обеспечения энергетической и экологической безопасности государства неоднократно отмечалась в документах государственного стратегического планирования: Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 г., утвержденных Указом Президента РФ от 05.03.2020 N 164 <3>, предусматривающих необходимость достижения ряда ключевых показателей, характеризующих устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации, конкретизированных в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г., утвержденной Указом Президента РФ от 26.10.2020 N 645 <4>, и Едином плане мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 г., Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г., утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15.04.2021 N 996-р <5>. Экологические аспекты защиты морской среды отмечались в качестве приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в Морской доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.07.2022 N 512 <6>.
--------------------------------
<3> СЗ РФ. 2020. N 10. Ст. 1317.
<4> СЗ РФ. 2020. N 44. Ст. 6970.
<5> СЗ РФ. 2021. N 17. Ст. 3022.
<6> СЗ РФ. 2022. N 31. Ст. 5699.
Отметим также роль Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" <7>, принятие которого фактически определило вектор развития государственной политики в Арктике на долгосрочную перспективу, а именно: экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации; поддержка предпринимательской и инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации; создание условий для опережающего социально-экономического развития и улучшения качества жизни в Арктической зоне Российской Федерации.
--------------------------------
<7> СЗ РФ. 2020. N 29. Ст. 4503.
К сожалению, в данном Законе не нашли отражения особенности эколого-правовой охраны Арктической зоны Российской Федерации, о необходимости которой прямо говорилось в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176) <8>, в свою очередь, в действующем экологическом законодательстве таких специальных требований, содержащихся в отдельном законе или ином нормативном правовом акте, полностью посвященном экологическому развитию Арктической зоны Российской Федерации, до настоящего времени так и не было принято.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 2017. N 17. Ст. 2546.
Как справедливо отмечали С.А. Боголюбов, И.О. Краснова и И.А. Игнатьева в своих научных исследованиях по проблемам эколого-правового обеспечения Арктической зоны Российской Федерации, "арктический регион - уникальная экологическая система, природное достояние народов России, индикатор климатических процессов, наиболее заметным образом испытывающая негативные последствия глобальных изменений, где динамика природных процессов замедлена, поглотительная способность природных объектов снижена, вследствие чего Арктика является особо уязвимой экосистемой" <9>, вместе с тем "принятый Федеральный закон "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"... использует понятие Арктической зоны Российской Федерации для целей экономического и частично социального характера, в то же время очевидно, что уникальная природа Арктики, которая неизбежно подвергнется воздействию в процессе законодательно обеспеченного стимулирования экономической и иной деятельности в Арктическом регионе, нуждается именно в предметной, отвечающей вызовам современного этапа развития защите" <10>.
--------------------------------
<9> Боголюбов С.А., Краснова И.О. Право и спасение природы российской Арктики // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 6. С. 178 - 190. DOI: 10.17803/1994-1471.2018.91.6.178-190.
<10> Игнатьева И.А. Арктическая зона Российской Федерации: вопросы определения территории и учета экологических особенностей в правовом регулировании // Экологическое право. 2021. N 3. С. 3 - 7. DOI: 10.18572/1812-3775-2021-3-3-7.
Характеризуя существующие экологические угрозы и риски Арктического региона, следует отметить, что на экосистему Арктической зоны Российской Федерации в первую очередь негативно влияют процессы и последствия глобального потепления климата. Таяние вечной мерзлоты приводит к выбросам метана, размыванию берегов, наносит критический ущерб инфраструктуре, необходимой для судоходства и транспортировки, а также для добычи газа, нефти и полезных ископаемых в северных широтах.
В соответствии с Парижским соглашением по климату стороны взяли на себя обязательства реализовать такие вариативные сценарии эмиссии CO2, чтобы удержать рост глобальной средней температуры намного ниже 2 °C сверх доиндустриальных уровней и приложить усилия для ограничения роста температуры величиной 1,5 °C; вместе с тем с использованием системы компьютерного моделирования глобального потепления Арктической зоны Земли, если сохранится текущая динамика выбросов и не будет принято кардинальных управленческих решений, ученые предсказывают, что к 2100 г. удержать прирост среднегодовой температуры удастся только не более чем на 3,0 °C, что для Арктической зоны может оказаться критическим.
Безусловно, Арктика в настоящее время особо уязвима к климатическим изменениям, поскольку они могут привести к необратимым последствиям для природной среды из-за повышения уровня моря в результате таяния ледников, высвобождения углерода и распространения вредных загрязняющих веществ (особенно это касается находящихся пока в условиях вечной мерзлоты потенциально опасных химических и биологических веществ) в масштабах, которые даже невозможно в настоящее время представить или каким-либо образом спрогнозировать ввиду отсутствия комплексных научных исследований по данному вопросу.
Арктические прибрежные изменения в ближайшем будущем, безусловно, окажут влияние и на среду обитания человека, угрожая прибрежным населенным пунктам и соответствующей инфраструктуре. Отдельно следует выделить проблемы, связанные с обеспечением прав на традиционное природопользование коренных малочисленных народов, проживающих в границах сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации (в первую очередь это касается ухудшения условий для традиционной охоты и рыболовства, развития северного оленеводства и обеспечения рационального землепользования). Экологической проблемой также являются "отходы, образующиеся в ходе недропользования, в частности при осуществлении такого его вида, как разведка и добыча полезных ископаемых" <11>.
--------------------------------
<11> Пономарев М.В. Эколого-правовые проблемы обращения с отходами недропользования в Арктической зоне Российской Федерации // Журнал российского права. 2021. N 10. С. 143 - 156. DOI: 10.12737/jrl.2021.129.
Применительно к сфере охраны окружающей среды при пользовании недрами для Арктической зоны Российской Федерации существенную экологическую угрозу представляют и аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, которые без проведения специальных ликвидационных мероприятий в сложных климатических условиях северных арктических широт в итоге могут привести к длительному негативному антропогенному воздействию на природную среду.
В целом следует констатировать, что общее негативное антропогенное воздействие на природную среду и ее отдельные природные компоненты от реализации проектов в области нефтегазодобычи в Арктической зоне не поддается комплексной оценке ввиду ограниченной доступности данного региона для фундаментальных научных исследований и, как следствие, отсутствия достоверных наблюдательных, океанографических и экологических данных.
При этом в освоении сырьевого потенциала Арктической зоны Российская Федерация, равно как и иные приарктические государства, пока не достигла прорывных результатов, этот процесс пока находится на начальном этапе своего развития, поскольку далеко не все месторождения полезных ископаемых данного региона детально изучены. Так, по экспертным данным, применительно к Арктической зоне Российской Федерации "еще не до конца изучены структура и залегание нефти и газа в целом ряде нефтегазоносных провинций: в море Лаптевых, Северо-Сибирской провинции, в районе запада Чукотки и в Охотском море (субарктический пояс)" <12>, а также ряде иных перспективных участков.
--------------------------------
<12> В условиях вечной мерзлоты: как добывают нефть и газ в Арктике.
Указанные факторы существенным образом влияют на правовую регламентацию порядка и условий пользования данными месторождениями в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и необходимости соблюдения специальных требований в области охраны окружающей среды и экологической безопасности при пользовании недрами в данном регионе, однако в условиях беспрецедентных санкционных ограничений, применяемых к Российской Федерации со стороны ряда недружественных государств, вопросы обеспечения энергетической и экологической безопасности в Арктической зоне Российской Федерации в настоящее время стоят особенно остро.
Как справедливо отмечали по данному вопросу Н.Г. Жаворонкова и Ю.Г. Шпаковский, "санкционная политика Европейского союза, США и других стран в отношении России приняла настолько беспрецедентно жесткий и всеобъемлющий характер, что стала оказывать самое непосредственное воздействие и на состояние окружающей среды, природопользование, экологическую безопасность, а также перспективы участия России в глобальном международном экологическом сотрудничестве" <13>.
--------------------------------
<13> Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях влияния внешних экономических санкций // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. N 8 (141). С. 158. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.141.8.157-169.
Следует отметить, что в настоящее время требования в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на континентальном шельфе Российской Федерации также были существенно ужесточены.
Среди основных ключевых изменений в первую очередь следует выделить изменения, внесенные Федеральным законом от 13.07.2020 N 207-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <14>, в соответствии с которыми были конкретизированы требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции.
--------------------------------
<14> СЗ РФ. 2020. N 29. Ст. 4517.
Следует выделить и такие нормативные правовые акты, как:
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2020 N 2366 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" <15>;
- Приказ Минтранса России от 27.11.2020 N 523 <16>, утвердивший новые Требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации;
- Приказ Минприроды России от 13.02.2019 N 85 <17>, утвердивший Методику расчета финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным биоресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
--------------------------------
<15> СЗ РФ. 2021. N 2 (ч. I). Ст. 416.
<16> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 31.12.2020.
<17> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 02.07.2019.
Данный комплекс реализованных законодательных инициатив в 2019 - 2020 гг. позволил существенно снизить антропогенное воздействие хозяйственной и иной деятельности субъектов права природопользования на континентальном шельфе Арктической зоны Российской Федерации, однако в настоящее время возникли гораздо более серьезные экологические проблемы и риски.
Так, в условиях новых вызовов и угроз, стоящих перед Российской Федерацией на современном этапе, актуальной проблемой, требующей неотложного решения, является проблема обеспечения экологической безопасности при транспортировке нефти и нефтепродуктов, в том числе на континентальном шельфе Арктической зоны Российской Федерации.
Данная проблема изначально возникла в результате диверсии на газопроводах "Северный поток - 1" и "Северный поток - 2", что привело к утечкам метана в объеме, соответствующем примерно 14 млн т CO2, и было признано в ЕС крупнейшей техногенной катастрофой с точки зрения невозможности выполнения отдельными пострадавшими европейскими государствами обязательств климатической повестки, однако даже сам факт аварии газопроводов в настоящее время уже не столь существенен.
С учетом негарантированности физической защиты и обеспечения безопасной эксплуатации линейных объектов магистрального трубопроводного транспорта, в том числе на континентальном шельфе и в Арктической зоне Российской Федерации, возможно, назрела объективная необходимость пересмотра существующих подходов к обеспечению внутренней и внешней энергетической политики и стратегии посредством перехода от концепции использования системы магистрального трубопроводного транспорта для транспортировки и транзита энергоресурсов, которая, безусловно, была оптимальным и экологичным решением для уязвимой экосистемы Арктики, к концепции транспортировки энергоресурсов силами морского транспорта, в том числе с использованием возможностей перспективного проекта беспилотного судовождения "Маринет", однако в данном случае возрастает угроза аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в связи с чем требуется и актуализация действующих документов государственного стратегического планирования в области охраны окружающей среды, недропользования, а также в области обеспечения устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
Экологическая проблема обеспечения безопасной транспортировки энергоресурсов в Арктической зоне Российской Федерации усугубляется и ситуацией с санкциями западных стран на Северном морском пути России, которую в настоящее время следует оценить как сложную из-за проблем с технологиями и развитием инфраструктуры. В рамках реализации пятого пакета санкций в отношении Российской Федерации Европейский союз после 16 апреля 2022 г. закрыл все порты для захода судов под флагом Российской Федерации, под запрет попали и суда, сменившие флаг Российской Федерации или регистрацию после 24 февраля 2022 г.
В связи с этим следует выделить три возможных варианта перспективного развития Северного морского пути в условиях санкционных ограничений (однако каждое из данных направлений связано с повышенными экологическими рисками):
1) транспортировка энергоресурсов морем (отказ от магистрального трубопроводного транспорта после разрушений газопроводов "Северный поток - 1" и "Северный поток - 2"). Вместе с тем придется учитывать возможные экологические риски разливов нефти и нефтепродуктов;
2) диверсификация поставок энергоресурсов с запада на восток в связи с реализацией ЕС политики декарбонизации и отказом от традиционных топливно-энергетических ресурсов. Однако в настоящее время существуют проблемы с рентабельностью проектов, интересных странам Юго-Восточной Азии, а экологические требования не систематизированы и не гармонизированы;
3) развитие атомного флота. По данному направлению существуют риски, связанные с обеспечением безопасности морского судоходства в Арктической зоне Российской Федерации, главным образом ввиду отсутствия единой системы российских коммерческих аппаратов дистанционного зондирования земли, что, в свою очередь, влечет возможные экологические риски и угрозы.
Подводя некоторые итоги рассмотрения особенностей правового обеспечения экологической безопасности Арктической зоны Российской Федерации при разведке и добыче нефти и газа в условиях санкционных ограничений, выделим наиболее значимые меры, которые, на наш взгляд, в существующих условиях возможны и необходимы:
1. В условиях новых вызовов и угроз, стоящих перед Российской Федерацией, в первую очередь следует концептуально пересмотреть содержание документов государственного стратегического планирования в сфере недропользования, а также всех документов государственного стратегического планирования Арктической зоны Российской Федерации.
2. Изменить систему подготовки целевых специалистов-экологов в сфере недропользования в системе подготовки кадров высшего образования, в том числе увеличить квоту по целевому набору бакалавров и специалистов для подготовки высококвалифицированных отраслевых рабочих кадров с высшим геологическим образованием с одновременной возможностью получения дополнительного гуманитарного образования (концепция будущих управленцев в нефтегазовом комплексе = базовая техническая специальность (геология, геофизика, геоэкология и др.) + гуманитарная специальность (экономика, право), что особенно актуально для подготовки специалистов-экологов в сфере недропользования со знанием специфики законодательства Арктической зоны Российской Федерации).
3. Провести комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня экологической ответственности пользователей недр, поддержание безопасности работ, соблюдение экологических требований и минимизацию экологических рисков, в том числе за счет собственных средств предприятий в Арктической зоне Российской Федерации.
4. В целях снижения избыточной антропогенной нагрузки на минерально-сырьевой комплекс страны в Арктической зоне Российской Федерации максимально развивать использование возобновляемых источников энергии.
Библиография
1. Боголюбов С.А., Краснова И.О. Право и спасение природы российской Арктики // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 6. С. 178 - 190. DOI: 10.17803/1994-1471.2018.91.6.178-190.
2. В условиях вечной мерзлоты: как добывают нефть и газ в Арктике // Инвестиционный портал Арктической зоны России. 03.12.2020. URL: https://arctic-russia.ru/ (дата обращения: 30.03.2023).
3. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях влияния внешних экономических санкций // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. N 8 (141). С. 158. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.141.8.157-169.
4. Игнатьева И.А. Арктическая зона Российской Федерации: вопросы определения территории и учета экологических особенностей в правовом регулировании // Экологическое право. 2021. N 3. С. 3 - 7. DOI: 10.18572/1812-3775-2021-3-3-7.
5. Кобылкин Д.Н. Ресурсы арктического шельфа - это наш стратегический запас // Энергетическая политика. 14.11.2019. URL: https://energypolicy.ru/ (дата обращения: 30.03.2023).
6. Пономарев М.В. Эколого-правовые проблемы обращения с отходами недропользования в Арктической зоне Российской Федерации // Журнал российского права. 2021. N 10. С. 143 - 156. DOI: 10.12737/jrl.2021.129.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Экологическое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.