Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Е.Е. ЯКУШЕВА
Одной из тенденций современной мировой экономики является стремительное развитие высокотехнологической сферы, определяющей не только экономический, научный и инновационный потенциал государства, но и эффективность его экономической системы. Производство высокотехнологичной продукции, без преувеличения, выступает решающим фактором конкурентоспособности на международном уровне и внутри страны, а внедрение в производственную деятельность высоких технологий рассматривается в качестве необходимого элемента для экономического роста с переходом к инновационному типу экономики <1>. В нынешних реалиях, в условиях закрытия доступа к иностранным разработкам и решениям в различных областях высокотехнологичных производств, ожидается существенное возрастание интереса государства к деятельности отечественных высокотехнологичных компаний (далее - ВТК), что в полной мере согласуется с государственными программами <2>, утвержденными в целях формирования инновационной среды, необходимой для обеспечения высокотехнологичного и конкурентоспособного российского производства.
--------------------------------
<1> Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2022 г.) "О промышленной политике".
<2> Так, целью Государственной программы "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 377, является в равной степени развитие интеллектуального потенциала нации, научно-техническое и интеллектуальное обеспечение структурных изменений в экономике, а также эффективная организация и технологическое обновление научной, научно-технической и инновационной (высокотехнологичной) деятельности.
Прежде всего, следует определить содержание понятия "высокие технологии" и критерии отнесения компаний к категории высокотехнологичных. В обобщенном виде высокие технологии могут рассматриваться как вид современных технологий, характеризующихся высокой востребованностью на мировом рынке, в основе которых лежат достижения науки и ноу-хау, а в их создании существенная доля принадлежит интеллектуальному труду. Критерии же высоких технологий подробно определены в современной микроэкономической теории, к ним некоторые исследователи относят, например, следующие аспекты:
1) в структурах затрат компании на технологию наибольшая доля приходится на научную деятельность и исследовательские работы;
2) используемая технология способна обеспечить создание принципиально новых по своим свойствам и качествам товаров и услуг;
3) государство участвует в правовом регулировании соответствующего рынка и принимает меры поддержки для развития технологии <3>, при этом правительства в таком развитии играют основную роль.
--------------------------------
<3> Лаптев А.А. Понятие "высокотехнологичной компании" в современной микроэкономической теории // Качество. Инновации. Образование. 2008. N 1. С. 62 - 69.
Отечественное законодательство не включает в себя унифицированные понятия как высоких технологий, так и высокотехнологичной продукции, что в отдельных случаях вызывает затруднения при разрешении вопроса об относимости товаров к тем или иным категориям. Так, в Постановлении Правительства РФ от 15 июня 2019 г. N 773 лишь перечислены требования к критериям, учет которых позволяет считать конкретные товары высокотехнологичными <4>, тогда как в Приказе Росстата от 15 декабря 2017 г. N 832 критерием отнесения отрасли к категории высокотехнологичных назван высокий уровень технологического развития, определяемый по отношению затрат на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) к валовой добавленной стоимости <5>. В теории маркетинга, в рамках которого углубленному исследованию подвергаются основы инновационной и высокотехнологичной деятельности компаний, под высокотехнологичной продукцией понимают "продукцию материального производства, в затратах на создание опытного образца которой значительную долю составляют затраты интеллектуального научного труда" <6>.
--------------------------------
<4> Постановление Правительства РФ от 15 июня 2019 г. N 773 "О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции".
<5> Приказ Росстата от 15 декабря 2017 г. N 832 (в ред. от 17 января 2019 г.) "Об утверждении Методики расчета показателей "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" и "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации".
<6> Маркетинг инноваций: учеб. и практикум для вузов: в 2 ч. / под общ. ред. Н.Н. Молчанова. М.: Юрайт, 2023. Ч. 1. С. 20.
Относимость той или иной отрасли промышленности к категории высокотехнологичных определяется с учетом отношения среднегодового объема затрат на исследования и разработку к годовому объему реализации продукции отрасли.
Деятельность ВТК носит разносторонний, зачастую межотраслевой характер, при этом каждая ВТК, помимо отраслевых особенностей, имеет уникальные черты <7>. Как отмечает Е.В. Игнатов, к подобным компаниям следует относить организации, как создающие, так и использующие наукоемкие технологии для производства высокотехнологичного продукта <8>. Так, наукоемкие отрасли обрабатывающей промышленности включают в себя, например, аэрокосмические, компьютерные отрасли, фармацевтику, электронную коммуникацию, научное приборостроение, электрооборудование, химические технологии, судостроение, нефтепереработку и др. Для отнесения компании к категории высокотехнологичных необходимо установление соответствия производимых ею товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг перечню высокотехнологичной продукции, работ и услуг <9>. Последние могут быть разделены на такие виды, как новые предметы потребления, новое оборудование, новые технологии, новые материалы, новые стандарты, новые проекты объектов капитальных строений, новые формы организации труда <10>.
--------------------------------
<7> Востриков В.С. Высокотехнологичные компании как фактор стратегического развития отечественной экономики // Креативная экономика. 2015. Т. 9. N 4. С. 475.
<8> Игнатов Е.В. Особенности и направления совершенствования стоимостной оценки высокотехнологичных компаний: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. С. 6.
<9> Приказ Минпромторга России от 16 сентября 2020 г. N 3092 (в ред. от 29 ноября 2022 г.) "Об утверждении Перечня высокотехнологичной продукции, работ и услуг с учетом приоритетных направлений модернизации российской экономики".
<10> Маркетинг инноваций. Ч. 1. С. 21.
Одним из важнейших инструментов развития сферы высокотехнологичного производства выступает налогово-правовое стимулирование деятельности соответствующих предприятий и компаний, в том числе путем предоставления налоговых льгот, получение которых позволяет перенаправить высвободившиеся средства на создание нового высокотехнологичного продукта, обеспечить модернизацию имеющихся производственных процессов.
Различные виды налогово-правового стимулирования неоднократно выступали предметом научных исследований. При этом по большей части налоговое стимулирование рассматривается учеными через институт налоговых льгот, включающий в себя широкий перечень преимуществ, предоставляемых определенным группам налогоплательщиков. В теории налогового права под налоговой льготой понимается "предусмотренное налоговым законодательством отклонение от базовой (нормативной) структуры налога, обусловленное необходимостью достижения целей социально-экономической политики государства, позволяющее отдельным категориям плательщиков налогов и сборов получать те или иные преимущества, состоящие в облегчении налогового бремени" <11>. По мнению А.А. Тедеева, В.А. Парыгиной, налоговые льготы представляют собой определенное "преимущество" отдельных категорий налогоплательщиков перед другими налогоплательщиками, в том числе их возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере <12>. Обобщенный анализ положений теории налогового права позволяет выделить такие виды налоговых льгот, как налоговые вычеты, освобождение от уплаты налога, изменение срока налоговых выплат, а также снижение ставки налога. Ю.А. Крохина предлагает классифицировать налоговые льготы на два вида: возможности не уплачивать налог и возможности уплаты налога в меньшем, чем установлено, размере <13>.
--------------------------------
<11> Энциклопедия теоретических основ налогообложения / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: Юнити-Дана, 2016. С. 127.
<12> Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право России: учеб. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. С. 160.
<13> Крохина Ю.А. Налоговое право: учеб. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. С. 38.
Особое значение имеет поддержка государством путем применения налоговых льгот ВТК, осуществляющих свою деятельность в области информационных технологий. Примечательно, что критерии отнесения IT-компаний к категории высокотехнологичных действующим законодательством также не определены. При этом в науке распространен подход, в соответствии с которым к высокотехнологичным IT-компаниям относятся:
1) компании, осуществляющие производство IT-оборудования (Hardware Manufacturers);
2) компании, осуществляющие производство и разработку программного обеспечения (Software Developers);
3) провайдеры доступа и контент-провайдеры (Access & Content Providers);
4) компании, использующие для сбыта, закупки товаров, сырья информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (E-Commerce) <14>.
--------------------------------
<14> Попов М.Л. Особенности управления высокотехнологичными информационными компаниями // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. N 4. URL: https://www.cfin.ru/press/management/2001-4/04.shtml (дата обращения: 25.01.2023).
Налоговые льготы для IT-компаний рассматриваются в науке в качестве важнейшего инструмента межгосударственной налоговой конкуренции, прежде всего в рамках ЕАЭС, в силу трансграничного характера их деятельности <15>. Российская Федерация наравне с иными государствами стремится к созданию необходимых и достаточных институциональных и инфраструктурных условий, а также устранению имеющихся препятствий и ограничений для формирования и развития высокотехнологических бизнесов как в традиционных, так и в новых отраслях экономики, например цифровой экономики.
--------------------------------
<15> Меньков В.В. Финансово-правовое стимулирование внедрения цифровых технологий коммерческими организациями: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2022. С. 142 - 143.
До 2020 г. IT-компаниям в России не предоставлялись значимые налоговые льготы. Эти компании, в том числе осуществляющие деятельность в высокотехнологичной сфере, применяли общую систему налогообложения и могли использовать:
1) "мгновенную амортизацию" в отношении электронно-вычислительной техники, т.е. учитывать расходы на ее покупку единовременно, без учета постепенной амортизации, в соответствии с п. 6 ст. 259 НК РФ. Указанная льгота в условиях масштабного реформирования и оптимизации системы государственной поддержки компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, отменена с 1 января 2021 г. <16>;
2) право включения затрат на НИОКР в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 <17> в силу п. 7 ст. 262 НК РФ. Реализация этого права зависит от отнесения производимых компанией товаров и работ к НИОКР, критерием при этом выступает элемент новизны. Так, при рассмотрении требований АО "Лаборатория Касперского" к ФНС России о признании недействительным решения о привлечении акционерного общества к административной ответственности и доначислении налога на прибыль суды трех инстанций, в том числе Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ, отказали в их удовлетворении, поддержав позицию налогового органа по вопросу о возможности квалификации выполненных работ в качестве НИОКР для целей применения повышающего коэффициента к понесенным затратам с обязательным учетом критерия новизны. В рассматриваемом случае обществом были созданы новые для него технологии и программные продукты, однако полученная в результате выполнения указанных работ новизна не являлась ни научной, ни научно-технической <18>.
--------------------------------
<16> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (в ред. от 23 ноября 2020 г.) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
<17> Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 988 (в ред. от 15 декабря 2022 г.) "Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5".
<18> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 января 2021 г. N Ф05-28322/2021 по делу N А40-158523/2020; Определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2022 г. N 305-ЭС22-4580 по делу N А40-158523/2020.
Осознавая важность поддержки деятельности предприятий в IT-сфере, Правительство РФ в 2020 г. решило перераспределить их налоговую нагрузку. Налоговые льготы стали применяться к IT-компаниям в зависимости от наличия государственной аккредитации, установленной среднесписочной численности сотрудников и процентного показателя доходов от IT-деятельности. Широкое распространение получили следующие льготы:
снижение налоговой ставки для IT-компаний, зарегистрированных на территории РФ, по налогу на прибыль с 20 до 3%;
применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6% при их стандартном размере 30%;
освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при передаче исключительных прав, в том числе по лицензионным договорам, на программы и базы данных, входящие в Единый реестр отечественного программного обеспечения.
Очередным витком в формировании благоприятного инвестиционного климата внутри страны для компаний, осуществляющих свою деятельность в области информационных технологий, в том числе относящихся к категории высокотехнологичных, стало введение налоговых послаблений в марте 2022 г. в ответ на экономические санкции ряда недружественных государств. Так, для подобных компаний на период до 2024 г. была установлена "нулевая" ставка по налогу на прибыль <19>, они были освобождены от налогового и валютного контроля на срок до трех лет <20> (профилактические мероприятия в виде консультирования и информирования, а также самообследования под установленный запрет не подпадают <21>). С 1 января 2023 г. законодателем введены дополнительные налоговые льготы для IT-компаний, в том числе высокотехнологичных: им может быть предоставлен инвестиционный налоговый вычет в отношении затрат на внедрение программ для ЭВМ и баз данных, а также радиоэлектронной продукции. Для организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности, применяется пониженная ставка по налогу на прибыль организаций.
--------------------------------
<19> Федеральный закон от 26 марта 2022 г. N 67-ФЗ (в ред. от 19 декабря 2022 г.) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
<20> Указ Президента РФ от 2 марта 2022 г. N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации".
<21> Постановление Правительства РФ от 24 марта 2022 г. N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
При этом высокотехнологичным компаниям, осуществляющим деятельность в области информационных технологий, могут быть предоставлены как меры налогового стимулирования, принятые в рамках "налогового маневра" для IT-компаний, так и общие меры налогового стимулирования, установленные для участников инновационного центра "Сколково", что подтверждается правовой позицией Минфина РФ <22>.
--------------------------------
<22> Письмо ФНС России от 29 октября 2020 г. N СД-4-3/17736@ "О применении организацией налоговых преференций, предусмотренных для организаций-участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в инновационном центре "Сколково" и для IT-компаний" (вместе с письмом Минфина России от 28 сентября 2020 г. N 03-03-10/84983).
Проект создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" реализуется в целях развития исследовательской деятельности и коммерциализации ее результатов <23>, в том числе в области высоких технологий, а его участники трудятся над наукоемкими разработками мирового уровня в приоритетных направлениях: информационном, биомедицинском, энергоэффективном, а также создают передовые производственные, ядерные и космические технологии. Частью проекта "Сколково" выступает Сколковский институт науки и технологии (далее - Сколтех), целью деятельности которого является формирование отечественной базы для развития высокотехнологичной промышленности и продукции. Согласно отчету о деятельности инновационного центра "Сколково" по состоянию на декабрь 2020 г., в Сколтехе функционировали пять лабораторий, проводящих совместные исследования с такими высокотехнологичными компаниями, как Сбербанк, "Газпром нефть", Huawei, Oerlikon и TUM <24>; кроме того, в нем работают лаборатории мирового уровня, позволяющие внедрять результаты глубоких научных исследований на предприятиях реального сектора российской экономики.
--------------------------------
<23> Часть 2 ст. 1 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2022 г.) "Об инновационном центре "Сколково".
<24> URL: https://old.sk.ru/foundation/results/annual_reports_ru/ (дата обращения: 29.01.2023).
В целях поддержки участников проекта "Сколково" законодателем предусмотрен широкий перечень мер нефинансового и финансового характера. Первую группу составляют меры по обеспечению защиты права интеллектуальной собственности участников, созданию городских сервисов, в том числе для медицинского обслуживания, дошкольного и школьного образования. Во вторую группу входят меры по привлечению венчурного финансирования, грантовой поддержке, таможенные льготы и собственно меры налогового стимулирования. Так, в силу положений ст. 145.1 НК РФ компания-участник проекта "Сколково" в течение десяти лет со дня получения указанного статуса имеет право на освобождение от обязанностей по уплате НДС и по уплате налога на прибыль (ст. 246.1 НК РФ).
Налоговые льготы по уплате НДС, исчислению ставки налога на прибыль и ставки налога на имущество предоставляются и резидентам инновационного научно-технологического центра "Сириус" <25>.
--------------------------------
<25> Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 373-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Одной из мер налогово-правового стимулирования выступает предоставление налоговых льгот инвесторам, осуществляющим инвестирование в деятельность российских ВТК. Подобные инвесторы освобождаются от уплаты НДФЛ на доход, возникающий при продаже или погашении ценных бумаг высокотехнологичных организаций, при условии непрерывного владения ими на протяжении одного года. Актуальный перечень ценных бумаг высокотехнологичного сектора экономики приводится на официальном сайте Московской биржи <26>, в него включены ценные бумаги таких компаний, как "HeadHunter", Институт стволовых клеток человека, "Фармсинтез", НПО "Наука", Международный медицинский центр обработки и криохранения биоматериалов, "ВТОРРЕСУРСЫ" и др.
--------------------------------
<26> См., например: URL https://www.moex.com/ru/markets/rii/rii.aspx (дата обращения: 22.06.2023).
Эффективность применения мер налогового стимулирования деятельности ВТК может быть оценена с учетом налоговых поступлений от них в бюджет и по итогу развития промышленной сферы, количеству фактически представленных или реализованных на рынке продуктов. Как отмечает Минцифры, только за период с января по сентябрь 2021 г. "налоговый маневр" в отношении IT-компаний, в том числе высокотехнологичных, принес бюджету дополнительно 48 млрд руб. в виде налоговых платежей <27>. Вместе с тем эффективность налоговых льгот находится в тесной взаимосвязи с принятыми нормами и практикой их применения.
--------------------------------
<27> К чему привел налоговый маневр в IT-отрасли // Ведомости. 2021. 28 дек. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2021/12/28/902908-nalogovii-manevr (дата обращения: 22.06.2023).
Проведенный анализ мер налогового стимулирования деятельности IT-компаний, в том числе высокотехнологичных, свидетельствует о наличии пробелов в законодательстве и разрозненности норм, подлежащих применению в рамках налоговых правоотношений с ВТК, что существенно снижает эффективность правового регулирования рассматриваемых отношений. Открытым остается и вопрос об освобождении IT-компаний от налогового контроля, предусмотренном до конца 2024 г., поскольку неясной является перспектива осуществления налоговыми органами выездной налоговой проверки в отношении исследуемых субъектов за три предшествующих года в соответствии с положениями п. 4 ст. 89 НК РФ.
Некоторые ученые полагают, что двигателем инновационной и высокотехнологичной деятельности являются прежде всего регионы страны, в которых формируются целостные системы, позволяющие преобразовать новые продукты и технологии и вывести их на национальный и международный рынок <28>. Усиление регионального аспекта развития и поддержки деятельности ВТК видится обоснованным. С учетом тенденций к расширению мер налоговой поддержки ВТК следует ожидать дальнейших налоговых послаблений в исследуемом секторе экономики, адаптированных к новым социально-экономическим условиям. При этом с учетом нестабильной социально-экономической и геополитической обстановки наиболее перспективным представляется предоставление ВТК налоговых льгот в виде пониженной ставки по налогу на прибыль и НДС по аналогии с налоговыми льготами, установленными для участников инновационного проекта "Сколково".
--------------------------------
<28> Ключарев Г.А. Инновационные предприятия в вузах: вопросы интеграции с реальным сектором экономики. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. С. 13.
Существующие сегодня налоговые льготы для ВТК не могут рассматриваться как достаточные для достижения планируемого и ожидаемого уровня поддержки высокотехнологичного сектора экономики. Необходимо также учитывать, что эффективность мер налоговой поддержки ВТК находится вне пределов воли законодателя, в связи с чем особенно важно отслеживать развитие законодательства и основанной на нем правоприменительной практики и своевременно адаптировать их к новым социально-экономическим условиям. Следует принимать меры по усилению регионального аспекта развития и поддержки деятельности ВТК и повышению их инвестиционной привлекательности, в том числе путем налогового стимулирования инвесторов.
В качестве перспективного пути совершенствования законодательства можно предложить разработать налоговые льготы в рамках введения нового, третьего, типа индивидуального инвестиционного счета (далее - ИИС-3), которое планируется осуществить к 2024 г. На 1 июня 2023 г. Минфин России внес в Правительство РФ законопроект об ИИС-3, предусматривающий создание нового финансового инструмента для формирования долгосрочных сбережений граждан <29>. Предлагаем предусмотреть в законопроекте такие меры поддержки, как дополнительные налоговые вычеты и отсрочки. Эти преференции должны применяться в отношении инвесторов, вкладывающих средства в российские ВТК. Помимо этого, следует расширять возможности получения ВТК финансирования, в том числе льготного и субсидированного федеральным бюджетом кредитования.
--------------------------------
<29> Минфин России внес в Правительство РФ законопроект о введении ИИС-III // Минфин России. 2023. 1 июня. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38506-minfin_rossii_vnes_v_pravitelstvo_rf_zakonoproekt_o_vvedenii_iis-iii (дата обращения: 22.06.2023).
Отдельно следует отметить меры по совершенствованию налоговых льгот для IT-компаний. "Нулевая" налоговая ставка по налогу на прибыль и пониженные тарифы по страховым взносам, предусмотренные п. 1.15 ст. 284 НК РФ и подп. 3 п. 1, п. п. 5, 2.2 ст. 427 НК РФ, действуют до конца 2024 г. Предлагаем внести в Налоговый кодекс РФ поправки, предусматривающие продление срока применения этих льгот. Кроме того, в соответствии с абз. 10 и 11 п. 1.15 ст. 284, абз. 10 и 11 п. 5 ст. 427 НК РФ доходы от реализации, а также сопровождения программно-аппаратных комплексов (далее - ПАК) включаются в число доходов от деятельности в области информационных технологий только при условии отчуждения прав на них заказчикам или иным правообладателям. Полагаем, что формулировки, содержащиеся в НК РФ, существенно сужают сферу применения налоговой льготы для IT-компаний, которые занимаются оказанием услуг при помощи ПАК без отчуждения прав на них. Предлагаем внести поправки в НК РФ, предусматривающие расширение видов IT-деятельности, доходы от которых включаются в льготируемые без отчуждения прав на ПАК.
Список литературы
Востриков В.С. Высокотехнологичные компании как фактор стратегического развития отечественной экономики // Креативная экономика. 2015. Т. 9. N 4. С. 473 - 484.
Игнатов Е.В. Особенности и направления совершенствования стоимостной оценки высокотехнологичных компаний: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. 24 с.
Ключарев Г.А. Инновационные предприятия в вузах: вопросы интеграции с реальным сектором экономики. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. 382 с.
Крохина Ю.А. Налоговое право: учеб. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 503 с.
Лаптев А.А. Понятие "высокотехнологичной компании" в современной микроэкономической теории // Качество. Инновации. Образование. 2008. N 1. С. 62 - 69.
Маркетинг инноваций: учеб. и практикум для вузов: в 2 ч. / под общ. ред. Н.Н. Молчанова. М.: Юрайт, 2023. Ч. 1. 257 с.
Меньков В.В. Финансово-правовое стимулирование внедрения цифровых технологий коммерческими организациями: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2022. 206 с.
Попов М.Л. Особенности управления высокотехнологичными информационными компаниями // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. N 4. URL: https://www.cfin.ru/press/management/2001-4/04.shtml (дата обращения: 22.06.2023).
Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право России: учеб. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 410 с.
Энциклопедия теоретических основ налогообложения / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: Юнити-Дана, 2016. 503 с.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.