Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Налоговое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ НАЛОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
А.А. КОПИНА
Вопрос о функциональном значении налога давно является предметом дискуссий. Очевидно, что фискальная функция для налога является основной, поскольку именно она напрямую закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации, например, применительно к налогу на добавленную стоимость указал, что он выполняет прежде всего фискальную функцию, "...но, кроме этого, он используется в качестве правового инструмента регулирования экономических отношений и для стимулирования определенных экономических процессов" <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2020 г. N 31-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 12 пункта 1 и пункта 3 статьи 164, а также пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой компании "Gazprom Neft Trading GmbH" // СПС "КонсультантПлюс".
Поиски справедливого налогообложения <2> и другие факторы (уровень развития экономики, налоговой дисциплины и т.д.) поддерживают дискуссию о необходимости более системного подхода при выборе налогов для налоговой системы конкретных государств с учетом не только выполнения общей фискальной функции, но и того, какое влияние они могут оказывать на поведение обязанных субъектов, экономику, общество. Указанное приводит к росту исследований о функциях налога в рамках экономической науки <3> и социологии <4>. Вместе с тем необходимо согласиться с тем, что юристы могут быть не менее полезны, чем экономисты или иные специалисты в выявлении общественного блага и выработке правовых средств его достижения <5>. Указанное обусловливает необходимость не только идентифицировать функции налога с правовой точки зрения, но также и определить возможные правовые механизмы их реализации для выработки рекомендаций по построению эффективно функционирующей налоговой системы.
--------------------------------
<2> См., напр.: Кучеров И.И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект) // Финансовое право. 2009. N 4; Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): монография. М.: ЮрИнфоР, 2009.
<3> См., напр.: Антонова М.Е. Роль регулирующей функции налогов в налоговой системе Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2009; Тебердиева И.А. Усиление стимулирующей функции налогов как фактор экономического и социального развития: дис. ... канд. экон. наук. М., 2000; Бочарова О.Ф. Развитие регулирующей функции налогов в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей (по материалам Краснодарского края): дис. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2007 и др.
<4> См., напр.: Доспишил Д.В. Реализация социальной функции налоговой политики в странах с постсоциалистической экономикой: на примере России и Чехии: дис. ... канд. соц. наук. М., 2003. 163 с.; Гребенчук А.О. Налогообложение как социальный процесс и его влияние на формирование налогового поведения населения в России: дис. ... канд. соц. наук. М., 2009. 207 с. и др.
<5> Щекин Д.М. Новые вызовы, стоящие перед Россией, и ответ на них в налоговой политике // Закон. 2022. N 11. С. 18 - 29.
Будет ошибочным считать, что все налоги выполняют все функции одновременно и с одинаковой эффективностью. Налоги различаются между собой, поэтому, говоря о функциях налога, мы говорим об объединенном понятии, а не о конкретном налоге. Необходимость введения того или иного налога может быть напрямую обусловлена выполнением той функции, ради которой он вводится, именно от этого будет зависеть конструкция вводимого налога <6>. Таким образом, реализация функций, которые должен выполнять тот или иной налог налоговой системы, обосновывает формирование налоговой системы с множеством налогов, которая, впрочем, должна учитывать накапливаемый эффект от реализации всеми этими налогами фискальной функции и предел допустимых изъятий, поэтому именно от баланса функций налогов налоговой системы зависит ее эффективное функционирование, а значит - будут созданы условия как для обеспечения текущих потребностей государства в финансовых ресурсах, так и основа для устойчивого развития.
--------------------------------
<6> См., напр.: Avi-Yonah R.S. The Three Goals of Taxation // Tax Law Review. 2006. Vol. 60. Iss. 1. P. 1 - 28.
Налог считается установленным только тогда, когда определены все его обязательные элементы (ст. 17 НК РФ), вместе с тем это не исключает установления специальных конструктивных элементов, определяющих его особенности. Так, Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что "...именно соблюдение конституционных предписаний относительно формальной определенности и полноты элементов налогового обязательства при формировании структуры налога и учет объективных характеристик экономико-правового содержания налога обеспечивают эффективность налогообложения и реальность его целей и позволяют налогоплательщикам своевременно уплатить налог, а налоговым органам - осуществлять контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налоговых сумм в бюджет.
При этом налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и как элементы единой налоговой системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику определяются объективными закономерностями и требованиями, включая их экономическую обоснованность и недопустимость произвольного установления" <7>.
--------------------------------
<7> Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2020 г. N 31-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 12 пункта 1 и пункта 3 статьи 164, а также пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой компании "Gazprom Neft Trading GmbH".
Изложенное позволяет утверждать, что реализация функций налога может быть осуществлена через установление как обязательных, так и факультативных элементов.
Среди множества видов выделяемых исследователями функций налога обратим внимание на перераспределительную, регулирующую, стимулирующую, экологическую и контрольную функции <8>.
--------------------------------
<8> Выделяют и другие функции, однако анализ таких видов показывает, что они имеют незначительные отличия от указанных, поэтому отдельное их рассмотрение не представляется в рамках одной статьи целесообразным.
Распределительная (перераспределительная, социальная) функция налога направлена на уменьшение неравномерного распределения доходов и богатства, возникающего в результате нормального функционирования рыночной экономики. Во многом именно с эффективностью реализации этой функции налога связывают достижение принципа справедливости построения всей системы. Очевидно, непосредственное перераспределение может быть осуществлено только благодаря работе всей финансовой системы, так как недостаточно только изъять излишки, но необходимо ими правильно распорядиться. Можно согласиться и с тем, что распределительная функция налога является самостоятельной функцией и не может быть поглощена регулирующей <9>.
--------------------------------
<9> Тасалов К.А. Теория функций налогов: сравнительный анализ подходов отечественной юриспруденции и правовой доктрины Европейского союза // Финансовое право. 2021. N 11. С. 26 - 28.
Вместе с тем реализация распределительной функции налогов российской налоговой системы обоснованно критикуется <10>, поскольку многие инструменты, которые, как правило, используются для реализации этой функции, например в подоходных налогах, в российском налоге на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), были введены относительно недавно и не в полном объеме. Так, прогрессивная ставка НДФЛ была введена в 2021 г., однако она не сопровождалась введением таких необходимых элементов, как, например, необлагаемый минимум, кроме того, она затрагивает только некоторые виды объектов обложения.
--------------------------------
<10> См., напр.: Рябова Е.В. Функции публичных финансов и процессы цифровизации в сфере публичного управления // Финансовое право. 2022. N 8. С. 7 - 11; Щекин Д.М. Региональное резидентство физических лиц по налогу на доходы физических лиц // Финансовое право. 2022. N 4. С. 38 - 40; Болдырев О.Ю. Социальное государство: как приблизить реальность к конституционному принципу // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 2. С. 11 - 16 и др.
Самой же существенной проблемой видится отставание налоговой системы от запросов общества и целей государства ввиду недостаточной реализации механизмов распределительной функции при установлении элементов данного налога. Так, принятые в 2020 г. поправки к Конституции Российской Федерации <11> определяются как закономерное продолжение правовой эволюции Российской Федерации, отражающее преемственность в ее конституционном развитии и задающее направление для устойчивого роста государства и общества <12>. Указанными поправками, в частности, был провозглашен приоритет детей и семейного воспитания в государственной политике (ст. 67.1 Конституции Российской Федерации). Однако как закрепление данных приоритетов сказалось на налоговой политике применительно к основным налогам, взимаемым с физических лиц? Стала ли эффективнее реализовываться распределительная функция налога в связи с выделением данных общественных и государственных приоритетов?
--------------------------------
<11> Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" // СПС "КонсультантПлюс".
<12> Хабриева Т.Я., Клишас А.А. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти". М.: Норма, ИНФРА-М, 2020. 240 с.
Введение прогрессивной ставки по НДФЛ сопровождалось установлением целевой направленности полученных сверх обычной ставки средств в специально созданный фонд "Круг добра", который осуществляет помощь детям, страдающим редкими и тяжелыми заболеваниями, закупку для них дорогих лекарств, медицинского оборудования, оплату операций. Кроме того, существуют и меры поддержки семьи на разных уровнях <13>.
--------------------------------
<13> См. подр.: Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей // Журнал российского права. 2021. N 5. С. 92 - 105.
Вместе с тем рассмотрение официальных документов налоговой политики показывает, что существенных шагов по усилению перераспределительной функции налога через его непосредственную трансформацию с учетом объявленных приоритетов не планируется. Так, в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов слово "семья" употребляется 9 раз и только в контексте выплат пособий, а также реализации государственных программ, однако в контексте налоговой политики рассматриваемое слово уже не фигурирует, в документе на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов из 12 предложений по НДФЛ и 5 по имущественным налогам только два касаются мер поддержки семей с детьми, на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов - из 15 предложений по НДФЛ и одному по имущественному налогу 3 можно отнести к мерам, которые затрагивают интересы семьи. Существующие механизмы, такие как вычеты, которые должны выполнять функции по балансировке интересов государства и налогоплательщика, а также реализовывать принцип учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога <14>, давно уже не индексировались <15>. Аналогичная ситуация складывается в имущественном налогообложении <16>. Таким образом, на примере налогообложения семей можно констатировать, что распределительная функция налога в налоговом регулировании реализована не в полной мере, однако у нее есть большой потенциал именно в чувствительных для общества сферах.
--------------------------------
<14> См. подр.: Суляева Д.Д. Налоговые вычеты как механизм обеспечения баланса интересов государства и налогоплательщиков // Финансовое право. 2011. N 6. С. 32 - 36; Гармаева М.А. Регулирование института налоговых вычетов как социальной услуги // Журнал российского права. 2007. N 6 (126). С. 40.
<15> Часто отказ происходит по причине выпадающих доходов, которые нечем компенсировать. См., напр.: Заключение Правительства РФ от 24 ноября 2021 г. N 12397п-П45 "На проект федерального закона "О ежегодной выплате семьям, имеющим детей, обучающихся по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего, а также очной формы среднего и высшего образования, реализуемым в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<16> См., напр.: Копина А.А., Рябова Е.В. Имущество супругов как объект налогообложения: российские реалии и зарубежные практики // Финансовое право. 2022. N 6. С. 30 - 34.
Для восполнения данного пробела при регулировании ключевого налога для физических лиц представляется необходимым не только провести индексацию и пересмотр налоговых вычетов, но и разработать систему налогообложения семьи как консолидированного налогоплательщика. В нашей стране до 1 января 2023 г. существовала система консолидированного налогоплательщика для уплаты налога на прибыль, однако в отношении налога на доходы физических лиц введение этой системы не предусматривалось, что допустимо при классической шедулярной системе без прогрессии. Введение прогрессивного налогообложения и дальнейшее его развитие представляется невозможным без учета интересов семей, а также разрешения ситуаций семейного бизнеса. Очевидно, что назрела необходимость трансформации налогообложения физических лиц, поскольку связывающие развитие проблемы налогового контроля уже решаются с использованием цифровых и электронных систем, а новые платформенные решения отрабатываются через экспериментальные режимы. Такая трансформация должна проводиться с учетом накопленного, в том числе негативного, опыта консолидации для целей налогообложения юридических лиц и с учетом возможных бюджетных последствий, что может потребовать введения регионального налогового резидентства <17> и других изменений.
--------------------------------
<17> См. подр.: Щекин Д.М. Региональное резидентство физических лиц. С. 38 - 40.
Дополнительной проблемой, связанной с реализацией данной функции, можно назвать непрозрачную систему установления мер налогового стимулирования <18>, поскольку это может приводить к индивидуализации льготы и нарушению принципа всеобщности налогообложения, тем самым создавая препятствия к реализации как фискальной, так и распределительной функции налога. Современные системы введения налоговых льгот и оценки их эффективности не взаимосвязаны, что затрудняет контроль за их установлением и функционированием.
--------------------------------
<18> См., напр.: Юмаев М.М., Анищенко В.А. Налогообложение российской нефтегазовой отрасли: к новой модели // Финансы. 2017. N 7. С. 28 - 31.
Регулирующая функция предполагает, что поведение лица будет корректироваться экономическими мерами, а не путем государственных запретов или ограничений. Введение налогов может иметь своей целью, например, сокращение потребления определенных продуктов (акцизы на алкоголь, сигареты, сахаросодержащие напитки и т.д.) или, напротив, стимулировать деятельность в определенной сфере, выравнивая налоговую нагрузку таким образом, чтобы деятельность в этой сфере была выгодна с экономической точки зрения. Можно согласиться с тем, что в силу косвенного характера регулирующей функции налога законодательство о налогах не может обязывать налогоплательщиков зарабатывать (не зарабатывать) деньги или владеть (не владеть) облагаемым имуществом, поэтому объем налоговых поступлений в бюджетную систему в первую очередь зависит от того, в каком объеме частноправовые субъекты занимаются облагаемыми видами деятельности и владеют облагаемым имуществом, а не от активности налоговых органов <19>.
--------------------------------
<19> Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций // СПС "КонсультантПлюс", 2020.
Чаще всего реализация данной функции связывается с установлением налоговых льгот, которые по общему правилу относятся к факультативным элементам налога. Налоговые льготы требуют оценки их эффективности, которая отталкивается в том числе и от того, насколько успешно выполняется цель установления такой льготы <20>. Однако практика последних лет показывает, что не все цели налоговых льгот очевидны и не всегда можно с достоверностью опереться на пояснительные записки к проектам федеральных законов <21>. Данные обстоятельства не только не способствуют формированию понятного правового регулирования, но и создают риски для налогоплательщика и государства. Как правило, эффективность налоговых льгот оценивается с точки зрения государства, однако не менее важна такая оценка и со стороны лиц, на регулирование поведения которых она направлена, поскольку наличие высоких рисков признания неправомерности использования налоговой льготы приводит к отказу от ее использования, а значит - при множественности льгот поставленные цели могут не только не достигаться, но даже, напротив, отодвигаться, поскольку риски неопределенности, возложенные на налогоплательщиков, которые такими льготами воспользовались, могут приводить к их банкротству, а значит, не к приумножению количества субъектов, занимающихся, например, вложениями в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а к их уменьшению <22>.
--------------------------------
<20> См. подр.: Рябова Е.В. Концепция подхода к оценке эффективности налоговых льгот в Российской Федерации // Финансовое право. 2014. N 4. С. 36 - 40.
<21> См. подр.: Журавлева О.О. Правовой режим налоговых льгот // Журнал российского права. 2021. N 1. С. 127 - 142; Журавлева О.О. Налоговая льгота или пробел? // Финансовое право. 2020. N 6. С. 23 - 27.
<22> О проблемах стимулирования данных видов деятельности см. подр.: Леднева Ю.В. Стимулирование научной и инновационной деятельности посредством налоговых преференций // Финансовое право. 2021. N 8. С. 27 - 31.
В последнее время все активнее обсуждается вопрос о роли налогов в выполнении экологических целей государства, в связи с этим поднимается также вопрос о наличии экологической функции налога. Вместе с тем нельзя воспринимать введение такой функции исключительно через призму налоговых льгот только определенным субъектам, поскольку целью государства не является поддержка ограниченного количества нерентабельных хозяйствующих субъектов, напротив, его задача - создание условий для максимально широкого распространения позитивного поведения, поэтому необходим баланс стимулирующих и дестимулирующих мер <23>. В настоящее время в Российской Федерации реализуется большое количество программ, направленных на сохранение экологии и биоразнообразия, вместе с тем очевидные в этой ситуации налоговые меры не принимаются. Так, автомобили являются загрязнителями экологии, вместе с тем в государстве экологические меры, связанные со стимулированием ответственного производства и их использования, реализуются по большей части на уровне субъектов Российской Федерации через налоговые льготы (например, в г. Москве введены льготы по транспортному налогу для владельцев электромобилей), однако принципы установления транспортного налога и утилизационного сбора не связаны с экологией. Восстановление же лесов и вовсе дело специальных некоммерческих организаций, поскольку коммерческая организация столкнется с проблемами учета расходов на такие мероприятия. Технологии домов с "нулевым потреблением" уже давно не являются исключительными, принадлежащими только конкретным странам или компаниям, и в Российской Федерации с ее территориями и протяженностью централизованных систем могли бы стать решением для улучшения жилищных условий, однако налоговые меры, направленные на поддержание их производства и повсеместное внедрение, не только не вводятся, но даже и не обсуждаются.
--------------------------------
<23> Копина А.А. Налоговые стимулы энергетического перехода и реализации стратегий зеленой экономики // Финансовое право. 2021. N 12. С. 24 - 34.
Большая дискуссия проводилась между Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) о цифровых валютах и майнинге. По мнению ЦБ РФ, опасность майнинга заключается также и в больших энергозатратах, с ним связанных, которые не только увеличивают углеродный след, но и являются угрозой для стабильной работы энергосистем <24>. Правительство Российской Федерации, указывая на необходимость регулирования криптовалют для целей финансовой стабильности и защиты прав инвесторов, вместе с тем не предложило никаких способов минимизировать выявленные ЦБ РФ экологические риски, вместе с тем можно было бы налоговыми мерами стимулировать использовать для майнинга возобновляемые источники энергии - через изменения в порядке взимания водного налога и акциза, тем самым усилив их экологические функции.
--------------------------------
<24> См. подр.: Криптовалюты: тренды, риски, меры: доклад Банка России для общественных консультаций. М., 2022. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf.
В последнее время можно также наблюдать и повышение внимания к контрольной функции налога. Так, обсуждается важное значение налога на наследование с точки зрения контроля за исполнением обязанностей по имущественным и подоходным налогам. Кроме того, взаимосвязи основных налогов налоговой системы также позволяют налоговым органам обнаруживать нарушения в процессе анализа показателей налоговых деклараций по разным налогам, однако, как правило, это осуществляется вне основных мероприятий налогового контроля, что также требует отдельного внимания и доработки.
Существующий порядок принятия актов законодательства о налогах и сборах не предусматривает оценки функции вводимого налога, фактически ограничиваясь только расчетом проектируемого объема средств, которые будут получены при его введении <25>, при анализе регулирующего воздействия такие оценки также не предусмотрены <26>. Предполагается, что концепция законопроекта должна содержать описание проблемы, на которую направлен проект федерального закона, и то, почему ее разрешение возможно таким способом. Вместе с тем анализ пояснительных записок к проектам федеральных законов показывает, что это правило редко выполняется при изменении налогового регулирования. Так, в 2018 г. было принято решение об увеличении ставки налога на добавленную стоимость, пояснительная записка к данному акту содержит в себе только описание содержания проекта федерального закона <27>, а финансово-экономическое обоснование - только размер сумм, которые будут получены. Таким образом, необходимо закрепить обязательный анализ последствий предлагаемых изменений в налоговой сфере не только с точки зрения выполнения фискальной функции, но и других функций налога, что должно стать обязательной частью пояснительной записки к проекту федерального закона, раскрывающей концепцию такого проекта. Так, в качестве негативного примера можно привести пояснительную записку к проекту федерального закона, устанавливающему акциз на сахаросодержащие напитки <28>, в которой указано, что изменения, касающиеся исчисления и уплаты акцизов, вводятся в целях обеспечения дополнительных доходов федерального бюджета для возможности выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2023 и на плановый период 2024 и 2025 годов на реализацию мероприятий федерального проекта "Борьба с сахарным диабетом". Таким образом, выполнение государственной программы ставится в зависимость от количества произведенных и реализуемых сахаросодержащих напитков, которые повышают риск развития сахарного диабета согласно данным некоторых исследований, тем самым порождая своеобразный замкнутый круг, что само по себе странно, а с точки зрения регулирования - спорно <29>. Определение же не только фискальной функции налога в данном случае могло бы позволить проследить реализацию принципа экономического основания налога, породить дискуссию для поиска иного оптимального механизма, показать открытость принятия важных фискальных решений.
--------------------------------
<25> Например, в Приказе Минфина России от 19 марта 2015 г. N 42н "Об утверждении формы финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом акта" не содержится специальных требований к финансово-экономическому обоснованию проекта акта законодательства о налогах и сборах // СПС "Гарант".
<26> Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<27> Пояснительная записка "К проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
<28> Проект федерального закона N 201629-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" // СПС "КонсультантПлюс".
<29> Так, сложилось два подхода о роли акцизов в регулировании: один, что акцизы - это налоги с самым высоким регулирующим потенциалом, поскольку снижают потребление за счет роста цены (Жильцова Ю.В., Березина О.В. Социально-экономические аспекты акцизного налогообложения в России // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. N 4. С. 2 - 12), а другой - что это самый эффективный с точки зрения фискальной функции налог, а вот его регулирующая роль спорна, поскольку воздействует не на производство, а на потребление, поэтому не происходит смены привычек, но усиливается социальное неравенство, чувство социальной несправедливости и т.д. (см., напр.: Напсо М.Б. К вопросу о введении новых налогов и сборов (часть 1) // Налоги. 2019. N 5. С. 33 - 37).
Изложенное позволяет прийти к выводу, что недостаточное внимание к функциям налога обусловлено отсутствием понимания сущности налоговой системы и ее элементов, поэтому необходимо начать работу именно с закрепления условий функционирования налоговой системы с учетом взаимосвязи всех элементов, что осуществлено в настоящее время только в общих чертах <30>. Складывающиеся вызовы для государства, обусловленные последствиями эпидемии, а также действиями недружественных стран, усиливают значение поддержания доверия граждан к принимаемым решениям, поэтому необходимо установление условий для устойчивого и системного функционирования механизма налогообложения, в котором налоги должны эффективно реализовывать свои функции, что также предъявляет высокие требования и к процессу принятия актов законодательства о налогах и сборах.
--------------------------------
<30> Например, Д.В. Тютин указывает, что анализ актов КС РФ (в том числе Постановления от 1 июля 2015 г. N 19-П, от 10 июля 2017 г. N 19-П, от 6 июня 2019 г. N 22-П; Определения от 8 июня 2004 г. N 224-О, от 5 февраля 2009 г. N 367-О-О, от 4 июня 2013 г. N 966-О и др.) позволяет утверждать: термин "налоговая система" применяется в них в узком смысле - как система налогов и сборов. В то же время правовая взаимосвязь различных налогов существует только тогда, когда это прямо следует из закона. Тютин Д.В. Указ. соч.
Литература
1. Антонова М.Е. Роль регулирующей функции налогов в налоговой системе Российской Федерации: диссертация кандидата экономических наук / М.Е. Антонова. Москва, 2009. 159 с.
2. Болдырев О.Ю. Социальное государство: как приблизить реальность к конституционному принципу / О.Ю. Болдырев // Конституционное и муниципальное право. 2020. N 2. С. 11 - 16.
3. Бочарова О.Ф. Развитие регулирующей функции налогов в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей (по материалам Краснодарского края): диссертация кандидата экономических наук / О.Ф. Бочарова. Краснодар, 2007. 211 с.
4. Гармаева М.А. Регулирование института налоговых вычетов как социальной услуги / М.А. Гармаева // Журнал российского права. 2007. N 6 (126). С. 36 - 46.
5. Гребенчук А.О. Налогообложение как социальный процесс и его влияние на формирование налогового поведения населения в России: диссертация кандидата социологических наук / А.О. Гребенчук. Москва, 2009. 207 с.
6. Доспишил Д.В. Реализация социальной функции налоговой политики в странах с постсоциалистической экономикой: на примере России и Чехии: диссертация кандидата социологических наук / Д.В. Доспишил. Москва, 2003. 163 с.
7. Жильцова Ю.В. Социально-экономические аспекты акцизного налогообложения в России / Ю.В. Жильцова, О.В. Березина // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2022. N 4. С. 2 - 12.
8. Журавлева О.О. Налоговая льгота или пробел? / О.О. Журавлева // Финансовое право. 2020. N 6. С. 23 - 27.
9. Журавлева О.О. Налогово-правовые меры поддержки семей / О.О. Журавлева // Журнал российского права. 2021. N 5. С. 92 - 105.
10. Журавлева О.О. Правовой режим налоговых льгот / О.О. Журавлева // Журнал российского права. 2021. N 1. С. 127 - 142.
11. Копина А.А. Имущество супругов как объект налогообложения: российские реалии и зарубежные практики / А.А. Копина, Е.В. Рябова // Финансовое право. 2022. N 6. С. 30 - 34.
12. Копина А.А. Налоговые стимулы энергетического перехода и реализации стратегий зеленой экономики / А.А. Копина // Финансовое право. 2021. N 12. С. 24 - 34.
13. Кучеров И.И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект) / И.И. Кучеров // Финансовое право. 2009. N 4. С. 24 - 29.
14. Кучеров И.И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): монография / И.И. Кучеров. Москва: ЮрИнфоР, 2009. 471 с.
15. Леднева Ю.В. Стимулирование научной и инновационной деятельности посредством налоговых преференций / Ю.В. Леднева // Финансовое право. 2021. N 8. С. 27 - 31.
16. Напсо М.Б. К вопросу о введении новых налогов и сборов (часть 1) / М.Б. Напсо // Налоги. 2019. N 5. С. 33 - 37.
17. Рябова Е.В. Концепция подхода к оценке эффективности налоговых льгот в Российской Федерации / Е.В. Рябова // Финансовое право. 2014. N 4. С. 36 - 40.
18. Рябова Е.В. Функции публичных финансов и процессы цифровизации в сфере публичного управления / Е.В. Рябова // Финансовое право. 2022. N 8. С. 7 - 11.
19. Суляева Д.Д. Налоговые вычеты как механизм обеспечения баланса интересов государства и налогоплательщиков / Д.Д. Суляева // Финансовое право. 2011. N 6. С. 32 - 36.
20. Тасалов К.А. Теория функций налогов: сравнительный анализ подходов отечественной юриспруденции и правовой доктрины Европейского союза / К.А. Тасалов // Финансовое право. 2021. N 11. С. 26 - 28.
21. Тебердиева И.А. Усиление стимулирующей функции налогов как фактор экономического и социального развития: диссертация кандидата экономических наук / И.А. Тебердиева. Москва, 2000. 203 с.
22. Тютин Д.В. Налоговое право: курс лекций / Д.В. Тютин. СПС "КонсультантПлюс", 2020.
23. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020. 240 с.
24. Щекин Д.М. Новые вызовы, стоящие перед Россией, и ответ на них в налоговой политике / Д.М. Щекин // Закон. 2022. N 11. С. 18 - 29.
25. Щекин Д.М. Региональное резидентство физических лиц по налогу на доходы физических лиц / Д.М. Щекин // Финансовое право. 2022. N 4. С. 38 - 40.
26. Юмаев М.М. Налогообложение российской нефтегазовой отрасли: к новой модели / М.М. Юмаев, В.А. Анищенко // Финансы. 2017. N 7. С. 28 - 31.
References
1. Avi-Yonah R.S. The Three Goals of Taxation / R.S. Avi-Yonah // Tax Law Review. 2006. Vol. 60. Iss. 1. P. 1 - 28.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Налоговое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.