Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Д.С. ВЕЧЕРНИН
В современных условиях среди большого количества современных глобальных проблем с каждым годом все большее значение приобретает продовольственная проблема, поскольку продовольствие служит базовым индикатором жизнедеятельности как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Складывающаяся в настоящее время ситуация на мировом агропродовольственном рынке, по мнению многих представителей научного сообщества <1>, все больше обостряется и постепенно приобретает черты мирового продовольственного кризиса, о чем все активнее заявляют лидеры ведущих развитых стран <2>.
--------------------------------
<1> Например: Алтухов А.И. Основные мировые тенденции в обеспечении продовольственной безопасности // Вестник национального института бизнеса. 2022. N 1 (45). С. 9 - 10.
<2> Балийская декларация лидеров "Группы двадцати". URL: https://www.g20.org/en/media-resources/documents/ (дата обращения: 18.02.2023).
Данные процессы происходят в условиях неуклонно сокращающихся мировых запасов продовольствия, разрыва логистических цепочек, усиления взаимных санкций, обострения конкуренции между основными странами - экспортерами агропродовольственной продукции. В конечном счете все это приводит к возрастанию неопределенности, неустойчивости, противоречивости, непредсказуемости и напряженности в обеспечении населения продовольствием, в первую очередь в беднейших странах мира с многомиллионным населением, что, в свою очередь, может спровоцировать как глобальные, так и локальные конфликты на земном шаре.
Обеспечение глобальной продовольственной безопасности продолжает оставаться чрезвычайно актуальной проблемой, а ее решение в современных условиях стало важным императивом международного права и международных отношений в целом.
Целью данной работы является анализ регулирования продовольственной безопасности в международном праве и национальном законодательстве, и на этой основе выработка предложений по изменению действующих международных правовых актов позволит актуализировать содержание понятия "продовольственная безопасность" и привести его в соответствие с существующими геополитическими реалиями.
Как отмечают эксперты Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2021 г. в мире насчитывалось от 702 до 828 млн голодающих (8,9 и 10,5 процента мирового населения соответственно). Согласно обновленным прогнозам ФАО в отношении численности недоедающих, в 2030 г. от недоедания будут страдать по меньшей мере 670 млн человек <3>. В этой связи в ежегодном докладе ФАО о положении дел в области продовольственной безопасности и питания в мире делается предположение, что человечество все более отдаляется от достижения глобальной цели устойчивого развития, направленной на ликвидацию голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания к 2030 г.
--------------------------------
<3> ФАО, МФСР, ЮНИСЕФ, ВПП и ВОЗ. 2022 г. Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире - 2022. Переориентация политики в области продовольствия и сельского хозяйства в интересах повышения экономической доступности здорового питания. Рим, ФАО. URL: https://www.fao.org/3/cc0639ru/online/cc0639ru.html (дата обращения: 18.02.2023).
В условиях нарастания геополитической напряженности в международных отношениях, увеличения потребности в продовольствии, обострения климатических и экологических проблем в различных частях земного шара становится очевидным, что в рамках реализации текущей концепции продовольственной безопасности невозможно решить проблему голода и недоедания.
Как справедливо отмечает А.Ю. Белугин <4>, концептуальные основы современной доктрины продовольственной безопасности впервые начали обсуждаться на международной конференции в Хот-Спрингсе (США) в 1943 г.
--------------------------------
<4> Белугин А.Ю. Эволюция понятия "продовольственная безопасность": история, этапы, современное понимание // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2019. Т. 11. Вып. 2. С. 128.
Однако первое по-настоящему содержательное обсуждение термина "продовольственная безопасность" на международном уровне произошло в 1974 г. на состоявшейся в Риме Всемирной продовольственной конференции, которой предшествовал резкий рост мировых цен на зерно. В принятой по итогам конференции Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания были провозглашены ключевые принципы и направления сотрудничества государств в области создания эффективной системы обеспечения мировой продовольственной безопасности <5>, но определение термина "продовольственная безопасность" было сформулировано в общих чертах без необходимой конкретизации и закономерно вызвало множество дальнейших дискуссий по поводу его фактического содержания <6>.
--------------------------------
<5> Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания. Принята 16 ноября 1974 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hunger.shtml (дата обращения: 18.02.2023).
<6> В рамках Всемирной продовольственной конференции было разработано следующее определение продовольственной безопасности: "Снабжение во все времена и во всем мире надлежащих основных продуктов питания в объемах, достаточных для поддержания неуклонного роста потребления продовольствия и регулирования колебаний производства и цен".
Следующая попытка международно-правового регулирования продовольственной безопасности была предпринята по итогам Всемирного саммита по продовольственной безопасности в 1996 г. в Римской декларации о всемирной продовольственной безопасности. Согласно данному документу, продовольственная безопасность имеет место только в том случае, когда у всех людей есть физический и экономический доступ к достаточному, безопасному и полноценному продовольствию, необходимому для активного и здорового образа жизни <7>.
--------------------------------
<7> Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности. Принята 13 ноября 1996 г. URL: https://www.fao.org/3/w3613e/w3613e00.htm (дата обращения: 18.02.2023).
Необходимо отметить, что зафиксированное в Римской декларации определение продовольственной безопасности актуально и в настоящее время, за исключением того, что доступ к продовольствию в Декларации Всемирного саммита по продовольственной безопасности в 2009 г., кроме физического и экономического, получил также социальное содержание <8>.
--------------------------------
<8> Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности. Принята 16 ноября 2009 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summit2009_declaration.shtml (дата обращения: 18.02.2023).
Глобальный финансовый кризис 2007 - 2008 годов и его негативные социально-экономические последствия привели к переосмыслению роли и значения процесса глобализации в различных сферах, в том числе в области продовольственной безопасности.
В Декларации Всемирного саммита по продовольственной безопасности 2009 г. были сформулированы пять Римских принципов устойчивой глобальной продовольственной безопасности, один из которых предполагает инвестирование средств в реализацию планов, принимаемых самими странами, с целью выделения ресурсов <...> на конкретные результаты, что на практике означает увеличение государственной поддержки сельскохозяйственных программ.
На наш взгляд, данный принцип оказал существенное влияние на реализацию Концепции глобальной продовольственной безопасности на национальном уровне. В частности, ведущие страны-производители сельскохозяйственной продукции, оценив последствия глобального финансового кризиса 2007 - 2008 годов и руководствуясь принципами Декларации Всемирного саммита по продовольственной безопасности 2009 г., начали принимать соответствующие национальные стратегические документы, направленные на решение проблемы продовольственной безопасности.
В связи с тем что международно-правовые нормы оказывают активное влияние на российское законодательство <9>, во второй половине 2000-х в Российской Федерации также происходило изменение стратегических нормативных правовых актов в сфере продовольственной безопасности.
--------------------------------
<9> Тиунов О.И., Каширкина А.А., Морозов А.Н. Влияние норм международного права на развитие национального законодательства // Журнал российского права. 2010. N 6. С. 36.
В утвержденной в январе 2010 г. Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации декларируется учет рекомендаций ФАО. Однако определение понятия "продовольственная безопасность" существенно отличается от определений в вышеуказанных международных декларациях <10>. В частности, определение в Доктрине продовольственной безопасности делает основной акцент на обеспечении продовольственной независимости Российской Федерации, т.е. на самообеспечении страны отечественными продуктами питания.
--------------------------------
<10> Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации". URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/30563.
Как отметила министр сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник в ходе разработки проекта Доктрины <11>, продовольственная безопасность представляет собой состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость, а стабильность внутреннего производства продовольствия является гарантией ее достижения.
--------------------------------
<11> Скрынник Е.Б. Продовольственная безопасность - стратегическая задача агропродовольственной политики России // Пищевая промышленность. 2009. N 12. С. 10.
Концептуальное видение продовольственной безопасности как состояния, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, нашло свое дальнейшее развитие в действующей Доктрине продовольственной безопасности 2020 г. <12> и иных документах стратегического планирования <13>.
--------------------------------
<12> Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<13> Например: Распоряжение Правительства РФ от 8 сентября 2022 г. N 2567-р "Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 г." // СПС "КонсультантПлюс".
Российские ученые-экономисты, изучающие различные аспекты реализации агропродовольственной политики, считают самообеспеченность необходимым условием высокого уровня продовольственной безопасности и в своих трудах уделяют особое внимание проблеме развития производства продовольствия и независимости от импорта продуктов питания, что в современных условиях особенно актуально <14>.
--------------------------------
<14> См.: Афанасьев С.Г. Продовольственная безопасность России: теория, методология, практика: дис. ... д-ра экон. наук. М., 2005. 274 с.; Серова Е.В. Перспективы реформирования агропромышленной политики России // Общество и экономика. 2004. N 7 - 8. С. 254 - 302; Ушачев И.Г. Обеспечение продовольственной безопасности - первоочередная задача российской экономики // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2008. Т. 14. N 5 (08). С. 5 - 10.
В частности, как справедливо отмечает А.И. Алтухов, в текущих социально-экономических условиях постепенно меняются глобальная концепция продовольственной безопасности и организационно-экономический механизм ее реализации, так как все больше государств меняют приоритеты и переходят от продовольственной помощи другим странам к преимущественной реализации программ снабжения продовольствием своего населения <15>.
--------------------------------
<15> Алтухов А.И. Указ. соч. С. 16.
В начале XXI в. становится все более очевидным, что продовольственная безопасность любой страны не может быть гарантирована без региональных интеграционных формирований, целью функционирования которых должно быть в том числе достижение максимального самообеспечения населения основными продовольственными товарами. В этой связи нельзя не согласиться с мнением о том, что обеспечение продовольственной безопасности является перспективным и одним из важнейших направлений работы государственных интеграционных объединений и прежде всего Евразийского экономического союза <16>.
--------------------------------
<16> Воронина Н.П. Стратегическое планирование обеспечения продовольственной безопасности // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. 2022. N 5. С. 68.
В июне 2019 г. для общественного обсуждения был представлен проект Концепции коллективной продовольственной безопасности государств - членов Евразийского экономического союза <17>, в котором коллективная продовольственная безопасность государств-членов рассматривается как способность обеспечивать достаточный уровень физической и экономической доступности продуктов питания для населения государств-членов <...> преимущественно за счет собственного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
--------------------------------
<17> О проекте решения Совета Евразийской экономической комиссии "О проекте решения Евразийского межправительственного совета "О Концепции коллективной продовольственной безопасности государств - членов Евразийского экономического союза". URL: https://docs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/DisplayDiscussion.aspx?s=e1f13d1d-5914-465c-835f-2aa3762-eddda&w=9260b414-defe-45cc-88a3-eb5c73238076&l=108e71be-32c8-4857-acd0-eba1329ae911&EntityID=3906.
Данная концепция пока официально не принята, но сформулированный в ней подход к определению понятия коллективной продовольственной безопасности нашел закрепление в Общих принципах и подходах к обеспечению продовольственной безопасности государств - членов ЕАЭС <18>.
--------------------------------
<18> Решение Совета ЕЭК от 14 сентября 2021 г. N 89 "Об общих принципах и подходах к обеспечению продовольственной безопасности государств - членов Евразийского экономического союза". URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01030281/err_08102021_89 (дата обращения: 18.02.2023).
В частности, в качестве одного из главных для стран ЕАЭС подходов к обеспечению продовольственной безопасности названо повышение уровня продовольственной независимости государств-членов в условиях влияния внутренней и внешней конъюнктуры рынка.
Китайская Народная Республика является мировым лидером по производству сельскохозяйственной продукции и одним из крупнейших доноров Всемирной продовольственной программы ООН. В этой связи китайский опыт регулирования продовольственной безопасности представляет особый интерес в современных условиях.
Во время глобального продовольственного кризиса 2007 - 2008 годов Китай представил первый в истории национальный среднесрочный и долгосрочный план продовольственной безопасности (2008 - 2020 годы), в котором правительство подтвердило свое обязательство достичь 95-процентного уровня самообеспечения зерном, а после XVIII съезда Коммунистической партии Китая (КПК) в 2012 г. Центральный комитет КПК во главе с Си Цзиньпином рассматривает продовольственную безопасность как одну из главных государственных проблем. В целях достижения продовольственной безопасности центральное руководство провозгласило политику "обеспечения базовой самообеспеченности зерном и абсолютной безопасности основных продуктов питания", которая была в дальнейшем формально зафиксирована в Стратегии продовольственной безопасности КНР в 2013 г. <19>.
--------------------------------
<19> Чжунян "и хао" вэньцзянь чунши цзецзюэ "саньнун" вэньти. (В "Первом центральном документе" подробно разъясняется проблема "Три деревни"). URL: http://news.sina.com.cn/z/sannong/ (дата обращения: 15.02.2023).
Данная стратегия существенно ограничила экспорт продовольствия из Китая, обязав производителей вначале наполнить внутренний рынок и лишь затем осуществлять экспорт сельскохозяйственной продукции. Таким образом, предполагается достижение национальной продовольственной безопасности в первую очередь за счет использования внутренних ресурсов КНР.
Как отмечают исследователи <20>, благодаря реализации вышеуказанной стратегии в настоящее время Китай имеет возможность поддерживать продовольственную безопасность за счет собственных ресурсов.
--------------------------------
<20> Ерохин В.Л., Гао Т. Продовольственная безопасность Китая: современное состояние и стратегические ориентиры // Маркетинг и логистика. 2019. N 5 (25). С. 15.
Канада, занимающая лидирующие позиции в Глобальном рейтинге стран по уровню продовольственной безопасности <21>, с 2019 г. также реализует концепцию продовольственного суверенитета, которая предусматривает обеспечение диверсифицированного инклюзивного экономического роста в сельском хозяйстве и пищевой промышленности <22>. Согласно этому документу продовольственная безопасность должна базироваться на устойчивой и инновационной продовольственной системе, поддерживающей окружающую среду и экономику, и обеспечивать доступ населения Канады к достаточному количеству безопасной, питательной и разнообразной пищи с учетом культурных особенностей разных территорий.
--------------------------------
<21> Глобальный индекс продовольственной безопасности - 2022. URL: https://impact.economist.com/sustainability/project/food-security-index/ (дата обращения: 16.02.2023).
<22> A Food Policy for Canada // Food Secure Canada. 2019. URL: https://foodsecurecanada.org/policy-advocacy/timeline-food-policy-canada (дата обращения: 16.02.2023).
Анализ опыта ведущих сельскохозяйственных держав в сфере нормативного обеспечения продовольственной безопасности свидетельствует о том, что каждое суверенное государство стремится как можно быстрее и эффективнее обеспечить национальную продовольственную безопасность, в первую очередь за счет самообеспечения важнейшими продовольственными товарами.
Представляется, что отсутствие существенного прогресса в решении глобальной проблемы голода требует не только повышения эффективности системы многостороннего управления в области обеспечения всемирной продовольственной безопасности, как уже отмечали ученые <23>, но и совершенствования международно-правового регулирования с учетом существующих реалий.
--------------------------------
<23> Валетова Ю.А. Этапы развития международно-правового сотрудничества государств в обеспечении всемирной продовольственной безопасности // Наука и современность. 2011. N 13-3. С. 190.
В этой связи с учетом остроты продовольственной проблемы в условиях преодоления последствий пандемии COVID-19 и российско-украинского противостояния предлагается созвать международную конференцию с целью принятия международно-правовых актов, в которых необходимо уточнить содержание понятия "продовольственная безопасность" как состояния, при котором в государстве обеспечивается социальный, физический и экономический доступ к продуктам питания для населения в количестве, необходимом для активного и здорового образа жизни, преимущественно за счет собственного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Литература
1. Алтухов А.И. Основные мировые тенденции в обеспечении продовольственной безопасности / А.И. Алтухов // Вестник национального института бизнеса. 2022. N 1 (45). С. 9 - 19.
2. Афанасьев С.Г. Продовольственная безопасность России: теория, методология, практика: диссертация доктора экономических наук / С.Г. Афанасьев. Москва, 2005. 274 с.
3. Белугин А.Ю. Эволюция понятия "продовольственная безопасность": история, этапы, современное понимание / А.Ю. Белугин // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2019. Т. 11. Вып. 2. С. 122 - 143.
4. Валетова Ю.А. Этапы развития международно-правового сотрудничества государств в обеспечении всемирной продовольственной безопасности / Ю.А. Валетова // Наука и современность. 2011. N 13-3. С. 186 - 190.
5. Воронина Н.П. Стратегическое планирование обеспечения продовольственной безопасности / Н.П. Воронина // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. 2022. N 5. С. 59 - 70.
6. Ерохин В.Л. Продовольственная безопасность Китая: современное состояние и стратегические ориентиры / В.Л. Ерохин, Т. Гао // Маркетинг и логистика. 2019. N 5 (25). С. 12 - 32.
7. Серова Е.В. Перспективы реформирования агропромышленной политики России / Е.В. Серова // Общество и экономика. 2004. N 7 - 8. С. 254 - 302.
8. Скрынник Е.Б. Продовольственная безопасность - стратегическая задача агропродовольственной политики России / Е.Б. Скрынник // Пищевая промышленность. 2009. N 12. С. 10.
9. Тиунов О.И. Влияние норм международного права на развитие национального законодательства / О.И. Тиунов, А.А. Каширкина, А.Н. Морозов // Журнал российского права. 2010. N 6. С. 35 - 44.
10. Ушачев И.Г. Обеспечение продовольственной безопасности - первоочередная задача российской экономики / И.Г. Ушачев // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2008. Т. 14. N 5 (08). С. 5 - 10.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.