Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ: ОБЩЕПРАВОВЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ДИЛЕММЫ
Н.В. ОМЕЛЕХИНА
Стабильность, предсказуемость процессов, происходящих в природе и обществе, очевидно, являются идеальными условиями для существования и развития всякого социума, в том числе публично-правового образования как особой формы организации социальных связей. В то же время ординарность существования общественных отношений не статична, а может проявляться в поступательном, предсказуемом, ожидаемом либо развитии, либо спаде. Более того, природа, социальные связи многообразны и сложны, синергия происходящих в них процессов порой дает неожиданный, непрогнозируемый результат, что влечет возникновение различного рода нестандартных явлений как в природе, так и в обществе. Данные обстоятельства не может не учитывать право, выступая основным регулятором общественных отношений. В связи с этим в системе права в целом и в каждой отрасли, ориентированной на тот или иной вид общественных отношений, закрепляются специальные механизмы, правила в виде особых правовых норм, рассчитанных на неординарное, непредвиденное, непредсказуемое развитие событий, отношений. Однако современный уровень российского законодательства и отечественной правовой доктрины по вопросам правовой идентификации процессов, отличающихся от ординарных, их видового разнообразия, системной организации их правового регулирования сложно признать достаточным.
Действующее законодательство представлено традиционно группой специальных федеральных конституционных законов и федеральных законов о некоторых видах чрезвычайных ситуаций, специальных мерах по их предупреждению и ликвидации последствий <1>. Кроме того, в акты отраслевого законодательства включаются отдельные положения, касающиеся установления особых правил при возникновении неординарных ситуаций в соответствующих сферах общественных отношений. Так, гражданское законодательство определяет правовой режим обстоятельств непреодолимой силы (ст. 401 ГК РФ), финансовое законодательство определяет режим временного управления бюджетом (ст. 190 БК РФ) и проч. Кроме того, анализ действующего законодательства позволяет обнаружить, что правовой режим чрезвычайных ситуаций определяется через формирование правового режима обеспечения безопасности и введения особых правил для предупреждения возникновения непредвиденных природных, технологических, социальных процессов в той или иной сфере. Примером тому являются акты отраслевого законодательства, устанавливающие нормы, обеспечивающие безопасность на тех или иных объектах (как антропогенных - социальных, промышленных, космических, радиационных и проч., так и природных - водных, лесных и др.).
--------------------------------
<1> См. Федеральные законы от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральные конституционные законы от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении".
Исследования правовой сущности чрезвычайных ситуаций наиболее распространены в административно-правовой науке <2>, в которых чрезвычайные ситуации рассматриваются в том числе с позиций специальных административно-правовых режимов <3>. Правовой анализ чрезвычайных ситуаций встречается и в цивилистике <4>, однако зачастую эти исследования сводятся к анализу соотношения категорий чрезвычайной ситуации и непреодолимой силы, которая является более традиционной для гражданского права <5>, компенсации ущерба, возникшего вследствие чрезвычайной ситуации, использования института страхования как инструмента защиты от неблагоприятных последствий <6>. В последние годы пандемия, вызванная процессом распространения новой коронавирусной инфекции, охватившим все человеческое сообщество, вызвала всплеск научного интереса к чрезвычайным ситуациям в сфере охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения <7>.
--------------------------------
<2> См.: Тихомиров Ю.А. Способы преодоления критических ситуаций как деформирующего фактора развития государства и мирового сообщества // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. N 1. С. 13 - 15.
<3> См.: Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия "административно-правовой режим" // Журнал российского права. 2017. N 2. С. 98 - 110; Ноздрачев А.Ф., Стародубова О.Е. Административно-правовые режимы: современное содержание и тенденции развития // Журнал российского права. 2016. N 9. С. 146 - 153; Громов М.А. Чрезвычайные правовые режимы в системе административно-правовых режимов // Пробелы в российском законодательстве. 2008. N 1.
<4> См.: Гольцов В.Б. О чрезвычайных ситуациях в цивилистике // Гражданское право. 2008. N 1; Степанян А.С. Некоторые проблемы применения мер защиты имущественных интересов одиноких матерей и отцов в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций // Семейное и жилищное право. 2021. N 1. С. 31 - 34.
<5> См.: Мун О. Компенсация ущерба за утраченное имущество вследствие чрезвычайной ситуации // Жилищное право. 2013. N 5. С. 43 - 63.
<6> См.: Маркина М.В. Чрезвычайные ситуации как причина расширения обязательного страхования // Гражданское право. 2021. N 4. С. 24 - 26.
<7> См.: Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В. Правовые проблемы повышения эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в современных условиях // Журнал российского права. 2021. Т. 25. N 1. С. 111 - 126; Винокуров В.А. Новый вид чрезвычайных ситуаций и проблемы правового регулирования, возникающие при их ликвидации // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. N 1. С. 12 - 16.
Что касается финансово-правовых исследований, связанных с данной тематикой, то отметим в связи с этим изданную Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ трилогию, посвященную разработке проблематики финансовой безопасности государства как правовой категории, ее институциональной структуры, рискам и правовым средствам обеспечения <8>. В монографических исследованиях была предпринята попытка правовой идентификации финансовой безопасности как сущностной категории финансового права, справедливо делался акцент на формировании превентивных механизмов ее обеспечения <9>.
--------------------------------
<8> См.: Институты финансовой безопасности: монография / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М., 2017; Риски финансовой безопасности: правовой формат: монография / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М., 2018; Правовые средства обеспечения финансовой безопасности: монография / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М., 2019.
<9> См.: Хабриева Т.Я. Правовые проблемы финансовой безопасности России // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. N 10. С. 48 - 54.
Кроме того, вызывают интерес немногочисленные исследования, посвященные анализу понимания чрезвычайного законодательства <10>, легальное определение которого отсутствует, а в доктрине встречаются его различные интерпретации. Так, в теории права нередко используют понятие чрезвычайного законодательства, приведенное в Российской юридической энциклопедии, определяя чрезвычайные (специальные) законы как законы, принимаемые парламентом, как правило, в порядке той же процедуры, что и обычные законы (иногда для их принятия требуется квалифицированное большинство голосов), но обладающие большей юридической силой, чем иные законы, включая Конституцию. При этом допускается, что чрезвычайные законы содержат положения, которые могут противоречить любым законодательным нормам, в том числе конституционным, изменять или приостанавливать их действие <11>. Некоторые исследователи предлагают расширительное определение чрезвычайного законодательства, относя к нему всю совокупность правовых актов (как законов, так и подзаконных актов), вступающих в действие при необходимости предотвращения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций <12>.
--------------------------------
<10> См.: Калина Е.С. О "чрезвычайном праве" и чрезвычайной ситуации // Административное право и процесс. 2013. N 10. С. 40 - 44.
<11> См.: Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А.Я. Сухарев. М., 1999. С. 320.
<12> См.: Мелехин А.В. Роль и место правового режима чрезвычайной ситуации в системе чрезвычайных правовых режимов Российской Федерации // Труды академии управления МВД России. 2010. N 3 (15). С. 7 - 12.
Противники данного подхода полагают, что чрезвычайного законодательства как особой системы законодательства не существует. Появление этой категории связано с отсутствием терминологического единообразия в понимании административно-правовых режимов, которые дифференцируют на ординарные и экстраординарные, вводимые в случае возникновения чрезвычайных ситуаций <13>.
--------------------------------
<13> См.: Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2007. С. 489.
Обозначенный дискурс свидетельствует о выделении в российском законодательстве и правовой доктрине двух подходов к правовой идентификации чрезвычайной ситуации: чрезвычайную ситуацию рассматривают как событие, явление и как правовой режим.
В свою очередь, рассматривая российское право и российское законодательство как системные образования, имеющие внутриотраслевую дифференциацию, очевидным становится выделение двух уровней (двух порядков) проблематики правовой идентификации чрезвычайных ситуаций и правового регулирования в условиях чрезвычайных ситуаций: общеправового (общеотраслевого) и отраслевого, в составе которых выделяются проблемы финансово-правового регулирования.
Из числа общеправовых проблем правовой идентификации и правового регулирования (для целей настоящего исследования финансово-правовой направленности) прежде всего следует указать на нерешенные дилеммы легализации в законодательстве категории "чрезвычайная ситуация", а также соотношение категории "чрезвычайная ситуация" со смежными категориями "риск", "кризис", "угроза".
В этимологическом значении термин "чрезвычайный" рассматривается как превосходящий обычную меру, исключительный, экстренный, не предусмотренный обычным течением дел <14>. Под кризисом понимают резкий, крутой перелом в чем-нибудь, затруднительное тяжелое положение <15>, состояние, при котором существующие средства для достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы <16>. Риск, в свою очередь, представляет собой возможность опасности, неудачи; действие наудачу в надежде на счастливый конец <17>. Угроза есть запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло; возможная опасность <18>. В обществе используются и иные термины для обозначения неординарных событий, неординарного течения процессов.
--------------------------------
<14> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1981. С. 788.
<15> Там же. С. 271.
<16> См.: Современный словарь по общественным наукам / авт.-сост. О.Г. Данильян и др. М., 2013.
<17> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 605.
<18> Там же. С. 733.
При категорировании чрезвычайной ситуации как неординарного события, явления указывают на недостатки легальной формулировки закрепления ее определения в Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в котором под чрезвычайной ситуацией понимают обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Отмечают узость содержания предложенного определения (в частности, не включаются ситуации антропогенного характера и проч.); неопределенность соотношения его со смежными в этимологическом аспекте категориями, такими как "риск", "кризис", "угроза", а также легализованными в отдельных отраслях права и отраслях законодательства правовыми конструкциями, в частности "непреодолимая сила", "источник повышенной опасности", "нормальный производственный риск".
Углубляясь в анализ понимания ординарности и непредвиденности тех или иных природных и социальных явлений, сфер и частоты их возникновения, особенно на современном этапе, очевидно, что в ряде случаев общество признает необходимость использования в интересах социума источников повышенной опасности, допускает риски тех или иных неблагоприятных последствий для обеспечения дальнейшего своего развития. Понимая, что неблагоприятные природные, техногенные и даже антропогенные процессы возникают по объективным причинам, порой прогнозируемым и ожидаемым, создается впечатление, что подобное состояние и есть ординарное существование социума. Очевидно, что требует правовой определенности разграничение случаев сознательного допущения рисков, угроз, опасностей, влекущих возникновение определенных негативных последствий, и чрезвычайных ситуаций как состояний и явлений, возникновение которых недопустимо в обществе. Данный вывод свидетельствует о необходимости формирования ординарного права и ординарного законодательства, направленного на предотвращение возникновения таких чрезвычайных ситуаций и на определение стандартных механизмов ликвидации их последствий в случае возникновения.
Кроме того, текущее состояние современных публично-правовых образований и динамика происходящих в них социально-экономических и административно-политических процессов сложно поддается систематизации. Обращаясь к исследованиям в различных сферах и направлениях, можно обнаружить, что их проводят по различным критериям и дифференцируют по различным основаниям. Так, применительно к вектору движения тех или иных процессов в публично-правовых образованиях различают развитие, спад и стагнацию. По скорости происходящих процессов выделяют поступательное движение и стремительное, рассматривая всплеск как стремительное развитие и кризис как стремительный спад. По сфере общественных отношений выделяют процессы, происходящие в социальной, экономической, административной, политической сферах, и смешанные процессы, захватывающие одновременно несколько сфер. При этом выделяют внутренние и внешние процессы.
Поступательное развитие общественных отношений, как отмечалось, влечет эволюцию правового регулирования, и это рассматривается как аксиома. Однако, во-первых, особого внимания в процессе правового регулирования, в нормотворчестве требует оценка того, как резкое изменение предмета правового воздействия (общественных отношений) должно отражаться на средствах и инструментах такого воздействия, на правовом регулировании, не забывая при этом, что общество в определенных случаях признает и сознательно допускает возможное неординарное развитие тех или иных событий, процессов, а в других - нет. Во-вторых, учитывая системную организацию и отраслевое деление права, в процессе правового регулирования, в нормотворчестве необходимы предвидение, прогнозирование и учет того, как изменение предмета, средств и инструментов правового воздействия одной отрасли права отразится или должно отразиться на других отраслях права.
Перечисленные особенности правового регулирования, нормотворчества возвращают нас к упоминавшимся в настоящем исследовании проблемам структурирования так называемого чрезвычайного законодательства в системе отраслей российского законодательства, которое бы легализовывало правовую категорию "чрезвычайная ситуация" как особое явление в обществе, формировало правовое понимание чрезвычайной ситуации как особого правового режима, вводимого при возникновении непредвиденных неординарных ситуаций и явлений и в то же время разграничивало их с ординарными, но при этом специальными правовыми режимами функционирования объектов, осуществления тех или иных видов деятельности, представляющих повышенную опасность для общества (строительных, транспортных, ядерных, космических, военных и других объектов).
Поиск ответов на поставленные вопросы применительно к финансовой сфере осложняется тем, что, с одной стороны, финансовое право и финансовое законодательство, будучи самостоятельными отраслями, рассматриваются как некое "вторичное" регулирование, возникающее для обеспечения задач и функций государства, местного самоуправления, основанное на актах, правовых нормах, сформировавшихся в иных отраслях права и отраслях законодательства, в частности конституционного, административного, социального обеспечения и проч. С другой стороны, ключевой особенностью финансово-правового регулирования является встречное воздействие его на все сферы социальных отношений, поскольку перераспределительные процессы фондов денежных средств пронизывают всю систему социальных связей, независимо от их отраслевой принадлежности, влияя на их развитие. Кроме того, финансовая система государства основана на движении денежных средств из частных фондов в публичные и наоборот.
Соответственно, можно предположить, что финансовое право и финансовое законодательство должны быть регулятивно-нейтральными к содержательным изменениям задач и функций государства и местного самоуправления, формировать такой обеспечительный механизм, который являлся бы стандартной моделью финансирования изменяющегося содержания задач и функций, поскольку предмет финансового права не изменяется. Какими бы ни были задачи и функции публично-правового образования, они должны быть материально обеспечены путем перераспределения фондов денежных средств, изъятия денег из частных фондов, направления их в публичные и наоборот.
Так, в объем задач и функций любого публично-правового образования на современном этапе его развития входит обеспечение безопасности всех сфер жизнедеятельности, защита населения, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий. Создание системы защиты от чрезвычайных ситуаций, равно как и содержание вооруженных сил, системы гражданской обороны, силовых структур, - одна из функций государства, подлежащая текущему материальному обеспечению, финансированию посредством ординарных финансово-правовых механизмов.
В соответствии с положениями п. "з" ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" конкретизированы в указанной части полномочия органов власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (в частности, подп. 5, 8, 65, 89, 93, 95, 96, 114, 139, 170 п. 1, п. 6 ст. 44 названного Закона). В свою очередь, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определены вопросы местного значения муниципальных образований, связанные с участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (в частности, подп. 7.1, 9, 21 п. 1 ст. 15 названного Закона). Аналогичные полномочия определены для органов местного самоуправления в проекте федерального закона N 40361-8 "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" <19>. Соответственно, расходы на материальное обеспечение перечисленных полномочий органов власти публично-правовых образований предусматриваются в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований ежегодно в качестве ординарных.
--------------------------------
<19> URL: https://sozd.duma.gov.ru/.
Однако возникают случаи, когда на реализацию подобных задач и функций требуются дополнительные средства, запланированных материальных ресурсов не хватает для полноценной их реализации в текущий момент. Думается, что для финансово-правового регулирования данные ситуации не являются неординарными, чрезвычайными. В таких случаях включаются ординарные механизмы перераспределения денежных средств, которые предусмотрены в финансовом законодательстве. В частности, используется так называемая коррекционная стадия бюджетного процесса, реализуемая в двух формах: путем внесения изменений в бюджет либо без внесения изменений в бюджет, путем изменения бюджетной росписи в порядке, предусмотренном действующим финансовым законодательством РФ (в частности, ст. 217.1 БК РФ). Либо используются средства резервных фондов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, которые изначально формируются в составе расходной части бюджета в порядке, также предусмотренном ординарным финансовым законодательством РФ (ст. 81, 81.1 БК РФ). В то же время для смягчения фискального бремени на те или иные сферы общественных отношений предусмотрены стандартные финансово-правовые механизмы налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, дифференцированных размеров налоговых ставок, изменения сроков уплаты фискальных платежей путем предоставления отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов и проч.
Соответственно, можно предположить, что чрезвычайные ситуации, неординарное развитие различных процессов в публично-правовом образовании, неординарное изменение общественных отношений не меняют финансово-правовые механизмы обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Финансово-правовое регулирование использует традиционный инструментарий.
В связи с этим при введении таких механизмов обращает на себя внимание процедурная проблема, например, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, влекущей невозможность осуществления деятельности представительным органом власти, наделенным полномочиями по внесению изменений в бюджет с целью перераспределения расходов или установления налоговых льгот и проч. В таких условиях, думается, для целей организации финансово-правового регулирования следует использовать предусмотренные в законодательстве механизмы особых правовых режимов функционирования органов управления, вводимые при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, таких как режимы повышенной готовности, чрезвычайной ситуации, чрезвычайного положения, военного положения, содержание которых определяется соответствующими правовыми актами <20>. Заметим, что исследователи в сфере финансового права обращали внимание на необходимость обеспечения законности использования правовых механизмов материального обеспечения задач и функций государства при возникновении чрезвычайных ситуаций в тех или иных сферах общественных отношений <21>.
--------------------------------
<20> См., например, Федеральный закон "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральные конституционные законы "О чрезвычайном положении", "О военном положении".
<21> См.: Журавлева О.О. Принцип законности налогообложения в условиях преодоления чрезвычайных ситуаций // Налоги. 2022. N 1. С. 16 - 22.
Иная ситуация складывается, когда неординарные процессы возникают в системе финансовых отношений, составляющих предмет финансового права и финансового законодательства РФ. В связи с этим для целей финансово-правового регулирования, думается, есть необходимость дифференцировать неординарные ситуации в социальных процессах на три группы: неординарные процессы, возникающие в тех или иных сферах жизнедеятельности общества, не затрагивающие непосредственно сферу финансов; неординарные процессы, возникающие в финансовой сфере; смежные неординарные процессы, затрагивающие иные сферы, в том числе финансовую.
Однако сложно достичь абсолютной чистоты такой дифференциации, поскольку синергия социальных процессов сложная, многоуровневая и многовекторная. Строго говоря, неординарность развития процессов в любой сфере в той или иной степени отражается на сфере публичных финансов, либо в части сокращения доходов публичных фондов денежных средств от того или иного источника, либо в части требования дополнительных средств на те или иные задачи и функции. В связи с этим полагаем, что подобную классификацию можно применять с некоей долей условности для целей создания правовых моделей с высокой степенью абстрагирования как использования равного масштаба к разным субъектам и отношениям.
В свою очередь, чрезвычайные ситуации в финансовой сфере неоднородны и для целей формирования правовых режимов их предупреждения, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайные ситуации можно дифференцировать по различным основаниям.
Так, по сфере финансов различаются чрезвычайные ситуации, возникающие в сфере частных, в сфере публичных финансов, и смешанные, затрагивающие и частные, и публичные финансы одновременно. При этом строгую дифференциацию по данному критерию провести крайне затруднительно, поскольку перераспределительные процессы зачастую затрагивают обе сферы одновременно, так как частные финансы являются единственным источников формирования публичных, в то же время публичные финансы расходуются путем перераспределения между частными.
По масштабам распространения чрезвычайные ситуации в финансовой сфере могут затрагивать муниципальные образования, субъекты РФ, их группы или государство в целом. Применительно к сфере частных финансов можно выделять чрезвычайные ситуации, затрагивающие отдельные хозяйствующие субъекты, категории таких субъектов или субъекты тех или иных отраслей экономики либо финансово-экономическую сферу в целом.
Кроме того, различия видятся в возможных чрезвычайных ситуациях по институтам финансового права (например, в бюджетной, банковской, валютной сферах и проч.).
В связи с этим, анализируя действующее законодательство, замечено отсутствие системного подхода к разработке специальных правовых механизмов, направленных на обеспечение финансовой безопасности государства, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций собственно в финансовой сфере. В частности, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. N 400, в качестве самостоятельного направления обеспечение финансовой безопасности не выделено, вопросы финансовой безопасности государства рассматриваются в составе экономической безопасности.
Тем не менее справедливости ради отметим, что в отдельных финансовых институтах точечно те или иные инструменты, направленные на обеспечение финансовой безопасности государства, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере, предусматриваются. Примерами являются различные бюджетные правила, институт временной финансовой администрации, институт страхования вкладов, институт противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, институт национальной платежной системы, разработка концепции цифрового рубля как еще одной формы денежного обращения наряду с наличной и безналичной, постановка проблемы использования криптовалюты в качестве законного платежного средства, использование драгоценных металлов в платежно-расчетных отношениях и проч.
В части формирования специальных финансово-правовых режимов, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере, таковые можно рассматривать как вторичные (специальные), к сущностным признакам которых можно отнести ряд характеристик.
Во-первых, такие специальные, экстраординарные финансово-правовые режимы являются модификацией общего правового режима финансового права, имеют с ним общую цель, состоящую в материальном обеспечении задач и функций, отраженных в предметах ведения публично-правовых образований, и тип правового регулирования - разрешительный. Различие между общим и специальным, так называемым чрезвычайным финансово-правовым режимом, составляет присутствие в последнем специальной цели, заключающейся в стабилизации финансовой системы, обеспечении ее устойчивости путем предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации и ликвидации ее последствий.
Во-вторых, такой специальный "чрезвычайный" финансово-правовой режим сочетает два вида модифицированных правовых режимов: режим ограничений и режим преимуществ. В процессе его применения не только вводятся дополнительные запреты, ограничиваются те или иные права субъектов в финансовой сфере, возлагаются на них дополнительные обязанности, но и устанавливаются определенные преференции в виде дополнительных прав, временного снятия тех или иных обязанностей и запретов.
В-третьих, введение таких специальных финансово-правовых режимов прежде всего должно быть основано на общих принципах финансового права, принципах, сформулированных в подотраслях и институтах финансового права, закрепленных в соответствующих правовых актах (в Бюджетном, Налоговом кодексах РФ и др.). Вероятно, требует правового анализа и оценки необходимость структурирования специальных принципов, действующих в условиях чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере.
В-четвертых, наряду с общими гарантиями обеспечения реализации прав и интересов субъектов в условиях специальных финансово-правовых режимов при возникновении чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере должны быть предусмотрены специальные гарантии, в том числе финансовое обеспечение вводимых дополнительных мер, используемых правовых средств, а также мероприятий по ликвидации негативных последствий их применения.
В-пятых, необходимо определить механизмы (включая основания, процедуры, формы) введения и отмены специальных финансово-правовых режимов, субъектов, наделенных такими полномочиями, временные параметры действия, механизм мониторинга и контроля за их реализацией. В настоящий период этот процесс идет стихийно. Тем не менее следует признать, что происходит определенная эмпирическая отработка правового материала, о чем свидетельствуют многочисленные изменения финансового законодательства в этом направлении.
Соответственно, специальный экстраординарный, чрезвычайный финансово-правовой режим является модификацией общего правового режима финансового права, цель введения которого состоит в стабилизации финансовой системы государства, обеспечении ее устойчивости путем предупреждения, пресечения чрезвычайных ситуаций, возникших в финансовой сфере, и ликвидации их последствий, и который состоит в установлении дополнительных ограничений и (или) преимуществ для субъектов финансовых отношений путем временного предоставления дополнительных прав, снятия ограничений, запретов и (или) возложения дополнительных обязанностей, ограничений, запретов, вводимый при наличии оснований в порядке, предусмотренном в законодательстве.
Поскольку российская модель позитивного права стремится к высокой степени абстрагирования в регулятивных процессах, идеальным (однако в современных условиях, возможно, выглядящим в некоторой степени утопическим, но допустимым) вариантом развития финансово-правового регулирования могло бы явиться определение модельного, типового содержания таких режимов: дополнительные запреты, позитивные обязывания либо дополнительные права и обязывания, отмена или введение тех или иных ограничений и запретов с целью их неоднократного применения при возникновении тех или иных чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере, а также действие таких режимов в пространстве, во времени и по кругу лиц. Очевидно, допустимым к использованию будет весь спектр таких правовых инструментов.
При этом справедливо, что конкретный набор правовых средств, применяемый в той или иной ситуации, не только может, но и должен быть уникальным, учитывающим не только общую типизацию, но также реальные вызовы и угрозы, существующие в данное время и в определенных условиях.
В связи с этим для целей формирования защитных финансово-правовых механизмов предотвращения либо ликвидации неблагоприятных последствий возникновения неординарных ситуаций в финансовой сфере перед представителями финансово-правовой науки и законодателем в настоящее время стоит масштабная задача систематизации внутренних неординарных процессов, чрезвычайных ситуаций финансовой сферы и формирования так называемого собственного чрезвычайного финансово-правового регулирования. Очевидно, что в финансово-правовой доктрине следует сформировать концепции общего финансово-правового режима, применяемого при ординарном развитии общественных отношений в различных сферах общественных отношений, в том числе в сфере публичных финансов, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в иных сферах общественных отношений, не отражающихся на финансовой сфере, на финансово-правовых механизмах перераспределения денежных средств; превентивных правовых режимов, используемых для целей обеспечения финансовой устойчивости и финансовой безопасности, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций в финансовой сфере; и чрезвычайных правовых режимов, используемых при возникновении неординарных, непредвиденных процессов в собственно финансовой сфере для их предотвращения и ликвидации неблагоприятных последствий.
Список литературы
1. Тихомиров Ю.А. Способы преодоления критических ситуаций как деформирующего фактора развития государства и мирового сообщества // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. N 1.
2. Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия "административно-правовой режим" // Журнал российского права. 2017. N 2.
3. Ноздрачев А.Ф., Стародубова О.Е. Административно-правовые режимы: современное содержание и тенденции развития // Журнал российского права. 2016. N 9.
4. Громов М.А. Чрезвычайные правовые режимы в системе административно-правовых режимов // Пробелы в российском законодательстве. 2008. N 1.
5. Гольцов В.Б. О чрезвычайных ситуациях в цивилистике // Гражданское право. 2008. N 1.
6. Степанян А.С. Некоторые проблемы применения мер защиты имущественных интересов одиноких матерей и отцов в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций // Семейное и жилищное право. 2021. N 1.
7. Мун О. Компенсация ущерба за утраченное имущество вследствие чрезвычайной ситуации // Жилищное право. 2013. N 5.
8. Маркина М.В. Чрезвычайные ситуации как причина расширения обязательного страхования // Гражданское право. 2021. N 4.
9. Жаворонкова Н.Г., Выпханова Г.В. Правовые проблемы повышения эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в современных условиях // Журнал российского права. 2021. Т. 25. N 1.
10. Винокуров В.А. Новый вид чрезвычайных ситуаций и проблемы правового регулирования, возникающие при их ликвидации // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. N 1.
11. Институты финансовой безопасности: монография / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М., 2017.
12. Риски финансовой безопасности: правовой формат: монография / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М., 2018.
13. Правовые средства обеспечения финансовой безопасности: монография / отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М., 2019.
14. Хабриева Т.Я. Правовые проблемы финансовой безопасности России // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. N 10.
15. Калина Е.С. О "чрезвычайном праве" и чрезвычайной ситуации // Административное право и процесс. 2013. N 10.
16. Мелехин А.В. Роль и место правового режима чрезвычайной ситуации в системе чрезвычайных правовых режимов Российской Федерации // Труды академии управления МВД России. 2010. N 3(15).
17. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. М., 2007.
18. Журавлева О.О. Принцип законности налогообложения в условиях преодоления чрезвычайных ситуаций // Налоги. 2022. N 1.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.