Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Финансовое право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫПУСКА ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ
А.М. ЛАПТЕВА
С момента принятия Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о ЦФА), закрепляющего правовой режим цифровых финансовых активов (далее - ЦФА), прошло три года. Закон предусматривает в том числе ведение реестра операторов информационных систем.
Однако на момент подготовки настоящей статьи в упомянутый реестр было включено только три оператора <1>, при этом осуществлено 17 выпусков ЦФА <2>. Сопоставляя ситуацию с Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об инвестиционных платформах), регламентирующим схожие отношения, отметим, что в реестре операторов информационных платформ значительно больше субъектов (66) <3>. Однако перечень способов инвестирования на инвестиционной платформе шире, поскольку предусматривает, что кроме использования цифровых прав возможно инвестирование посредством предоставления займов, а также посредством приобретения эмиссионных ценных бумаг.
--------------------------------
<1> ООО "Атомайз", ПАО Сбербанк, ООО "Лайтхаус" (URL: http://www.cbr.ru/finm_infrastructure/registry/ (дата обращения: 12.11.2022)). ООО "Атомайз" стало первым оператором информационной системы, включенным в реестр операторов. См.: Курбанов Р.А., Налетов К.И. Статус оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 12. С. 45.
<2> Отметим, что выпуск ЦФА начался только в середине 2022 г. Так, первая сделка, де-факто открывшая рынок ЦФА в России, была реализована 29 июня 2022 г. компанией ВТБ Факторинг на платформе "Лайтхаус". См.: Пресс-релиз ООО "Лайтхаус". URL: https://www.cfa.digital/28-06-2022 (дата обращения: 12.11.2022). В настоящее время на основании опубликованных решений о выпусках ЦФА можно говорить о 17 выпусках ЦФА, большая часть которых приходится на октябрь 2022 г. В частности, у ПАО "Сбербанк" пять выпусков (см. решение о выпуске ООО "СбербанкФакторинг" от 8 июля 2022 г., решение о выпуске АО ДЖИ групп от 13 сентября 2022 г., решение о выпуске ООО "Элемент Лизинг" от 11 ноября 2022 г., решение о выпуске ООО "Априори" от 12 декабря 2022 г., решение о выпуске ПАО "Сбербанк" от 9 декабря 2022 г.) (URL: http://www.sberbank.ru/ru/legal/services/digital-assets?tab=release (дата обращения: 12.11.2022)), у ООО "Лайтхаус" - четыре выпуска (см. решение N 1 о выпуске ЦФА (токенов) от 28 июня 2022 г., решение N 2 о выпуске ЦФА (токенов) от 20 октября 2022 г., решение N 3 о выпуске ЦФА (токенов) с оплатой денежными средствами от 21 октября 2022 г., решение N 4 о выпуске ЦФА (токенов) от 1 декабря 2022 г.) (URL: https://www.cfa.digital/disclosure (дата обращения: 12.11.2022)), и самое большое количество выпусков у ООО "Атомайз" - 10 (выпуски ЦФА N 1, 2 от 15 июля 2022 г., N 1 от 1 августа 2022 г., N 1 - 7 от 5 октября 2022 г.) (URL: https://atomyze.ru/emission (дата обращения: 12.11.2022)).
<3> См.: URL: http://www.cbr.ru/finm_infrastructure/registry/ (дата обращения: 12.11.2022).
В связи с этим возникает вопрос: насколько предложенная законодателем модель регулирования отношений, возникающих по поводу ЦФА, эффективна и соответствует потребностям рынка инвестиционной деятельности? Исходя из этого, попытаемся проанализировать регламентацию процедуры выпуска ЦФА, а также правовые последствия, связанные с их выпуском.
Процедура выпуска ЦФА в некоторой степени схожа с выпуском эмиссионных ценных бумаг <4>. Так, Закон о ЦФА использует аналогичную терминологию: "выпуск ЦФА", "решение о выпуске ЦФА", "размещение ЦФА", "учет и обращение ЦФА" и т.д. Законом, хотя и в усеченном виде, предусмотрена обязанность по раскрытию информации. В качестве примера можно привести указание на обязанность по размещению на сайте оператора информационной системы и на сайте лица, выпускающего ЦФА, решения о выпуске ЦФА (ч. 7 ст. 3 Закона о ЦФА).
--------------------------------
<4> О схожести ЦФА и эмиссионных ценных бумаг говорилось в юридической литературе и экспертных заключениях. Например, в Экспертном заключении по проекту федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указывалось, за основу правового режима ЦФА взят известный действующему законодательству институт что бездокументарных ценных бумаг (§ 3 гл. 7 ГК РФ). См.: Экспертное заключение по проекту федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принято на заседании Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 29 ноября 2018 г. N 182-3/2018). URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7 (дата обращения: 12.11.2022). Е.А. Суханов пишет, что фактически ЦФА получили правовой режим бездокументарных ценных бумаг, являющихся особой (электронной, или цифровой) формой фиксации некоторых имущественных прав. См.: Суханов Е.А. О гражданско-правовой природе "цифрового имущества" // Вестник гражданского права. 2021. N 6. С. 28 - 29.
Между тем, сравнивая процедуру эмиссии и процедуру выпуска ЦФА, несложно заметить, что последняя является более "либеральной". Это проявляется в следующем.
Во-первых, выпуск ЦФА менее детально регламентирован по сравнению с процедурой эмиссии, предполагающей не только жесткую последовательность этапов эмиссии (принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, утверждение решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг, регистрация выпуска, размещение эмиссионных ценных бумаг, государственная регистрация отчета об итогах выпуска, представление уведомления об итогах выпуска), но и раскрытие информации, сопровождающее каждый ее этап.
При обращении к положениям Закона о ЦФА, касающимся выпуска ЦФА, можно увидеть, что они посвящены главным образом требованиям к решению о выпуске ЦФА (ст. 3), частично - их учету и обращению (ст. 4) <5>. При этом значительная часть положений Закона носит отсылочный характер (например, в ст. 4 Закона о ЦФА словосочетание "в соответствии с правилами информационной системы" используется практически в каждой ее части (ч. 1 - 3, 5, 6, 8)).
--------------------------------
<5> В связи с этим утверждается, что ЦФА, удостоверяющий право требования денежных средств, по экономической сути фактически идентичен облигации. См.: Пресс-релиз ООО "Лайтхаус". URL: https://www.cfa.digital/28-06-2022 (дата обращения: 12.11.2022).
Во-вторых, основными актами, регламентирующими выпуск ЦФА, являются правила информационной системы <6>. Об этом свидетельствует ч. 3 ст. 5 Закона о ЦФА, в соответствии с которой правила информационной системы должны содержать правила выпуска ЦФА, являющиеся ее составной частью.
--------------------------------
<6> Правила информационной системы утверждает ее оператор и согласовывает Банк России (ст. 7 Закона о ЦФА).
Полагаем, что законодатель в данном случае решил использовать аналогию с организованными торгами, где обязательным условием для их осуществления является наличие специальных правил (далее - правила торгов), принимаемых организатором торговли и регистрируемых в Банке России (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах"). Особенность этих правил состоит в том, что они регулируют деятельность не только организатора торговли, но и других участников торгов. В юридической литературе подобного рода правила относят к разновидности локальных нормативных актов <7>.
--------------------------------
<7> См.: Шевченко О.М. Правовое регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг: новации российского законодательства и актуальные проблемы. М., 2022. С. 147.
При сравнении правил торгов и правил информационной системы можно увидеть схожие черты: 1) специальный порядок введения в действие; 2) санкционирование государством (согласование, регистрация); 3) сфера действия (не только субъекты, которые их принимают, но и третьи лица (участники торгов, пользователи информационной системы)).
Между тем прослеживается и существенное различие между ними, в частности, правила информационной системы должны содержать правила выпуска ЦФА или, другими словами, порядок "появления объекта гражданского права". Если обратиться к рынку ценных бумаг, то появление ценных бумаг (процедура эмиссии) регламентирована законом.
Что касается правовой природы правил информационной системы, на наш взгляд, они, как и правила торгов, тяготеют к локальным актам <8>, поскольку содержат правила поведения для неоднократного применения, действуют для определенного круга лиц, регулируют относительно ограниченную сферу общественных отношений, связанную с ЦФА <9>.
--------------------------------
<8> Схожую позицию занимают Р.А. Курбанов и К.И. Налетов, которые приравнивают их к источникам права. См.: Курбанов Р.А., Налетов К.И. Указ. соч. С. 46 - 47. Между тем вопрос об отнесении локальных нормативных актов к источникам права является дискуссионным. Ряд авторов допускают такую возможность (см.: Букреева Е.Н. Локальные правовые акты о труде как источники трудового права России в современных условиях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007; Лескова Ю.Г., Диденко А.А. Корпоративные акты как источники корпоративного права // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 4. С. 15), другие - пишут об условности такого отнесения (см.: Ионцев М.Г. Акционерные общества: Правовые основы. Имущественные отношения. Управление и контроль. Защита прав акционеров. М., 2002).
<9> Подробнее о локальных актах см.: Пытикова Т.А., Бошно С.В. Правовая природа и признаки локальных правовых актов // Юрист. 2006. N 5; Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. N 5. С. 72 - 80.
Таким образом, в отличие от процедуры эмиссии, подробно урегулированной на уровне закона, регламентация процедуры выпуска ЦФА отдана на откуп профессиональным участникам (операторам информационной системы) <10>, контроль за деятельностью которых осуществляет Банк России в том числе путем согласования правил.
--------------------------------
<10> В юридической литературе подвергалось сомнению такое делегирование регламентации. Аргументировалось это тем, что в силу новизны предмета законодательного регулирования могут возникнуть разнобои при использовании участниками финансового рынка различных правовых конструкций, следствием чего будет правовая неопределенность (см.: Шамраев А.В. Цифровые финансовые активы: международные подходы к регулированию и их влияние на российское право // Банковское право. 2021. N 1. С. 75).
Обращаясь к правилам операторов информационной системы <11>, отметим следующие особенности их содержания.
--------------------------------
<11> См.: Правила информационной системы, утвержденные протоколом Совета директоров ООО "Лайтхаус" от 24 августа 2022 г. N 9 (URL: https://www.cfa.digital/disclosure (дата обращения: 12.11.2022)) (далее - Правила Лайтхаус), Правила информационной системы Сбера, приложение к Постановлению Правления от 15 марта 2022 г. марта 2022 г. N 695, § 168а (далее - Правила Сбера) (URL: http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/legal/docs/digital-assets/pravila_inf_sistemy.pdf (дата обращения: 12.11.2022)), Правила информационной системы ООО "Атомайз", утвержденные решением Совета директоров ООО "Атомайз". Протокол от 20 декабря 2021 г. N 12 (далее - Правила Атомайз) (URL: https://atomyze.ru/storage/app/media/legal/rules_atomize_03022022.pdf (дата обращения: 12.11.2022)).
Во-первых, ярко проявляется разноречивость терминологии, используемой в правилах. Это заключается, с одной стороны, в том, что эти акты содержат термины, отсутствующие в законодательстве (например, валидатор, смарт-контракт, токен, реестр токенов, узел Валидатора, блокчейн), с другой - в использовании одинаковых терминов в разном значении. В частности, в п. 1.29 Правил Лайтхаус закреплено понятие "токен", под которым подразумевается ЦФА, включающий денежные требования, и (или) цифровое право, содержащее одновременно ЦФА с денежными требованиями, и иные цифровые права по смыслу ч. 6 ст. 1 Закона о ЦФА, которые выпускаются или выпущены в системе в соответствии с требованиями законодательства и Правилами. При обращении к п. 2.1.53 Правил Сбера можно увидеть, что под токеном понимается единица учета ЦФА пользователя в информационной системе, содержащая информацию об адресе и виде ЦФА. Следовательно, Правила Лайтхаус в целом отождествляют токен с определенным видом ЦФА, т.е. с объектом гражданских прав, а Правила Сбера исходят из того, что это элемент учета ЦФА.
Еще одним примером является термин "смарт-контракт", используемый во всех правилах операторов. Так, в Правилах Атомайз под смарт-контрактом понимается программное средство, которое обеспечивает исполнение обязательств по любым сделкам, связанным с любыми видами цифровых прав, а также обязательств, возникающих в связи с признанием выпуска цифровых прав несостоявшимся, без направленного на исполнение таких обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон, а также автоматизированное отражение информации о фактах зачисления и списания денежных средств по номинальному счету и об их объеме в виде соответствующих записей по кошелькам пользователей и (или) кошельку оператора информационной системы при проведении расчетов. При этом каждому цифровому праву соответствует определенный смарт-контракт.
Правила Лайтхаус (п. 1.27) определяют смарт-контракт через термин "алгоритм системы", обеспечивающий внесение записей о токенах на основании сделки, предусматривающей исполнение сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий на основании ч. 2 ст. 309 ГК РФ.
Правила Сбера (п. 2.1.51) определяют смарт-контракт как информационную структуру, состоящую из набора определенных полей и подписанную пользователем, инициирующую уникальный алгоритм, при использовании которого обязательства сторон могут исполняться при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон.
Таким образом, перечисленные определения смарт-контракта используют специальные технические терминологии, отличающиеся друг от друга (программное средство, алгоритм системы, информационная структура) и сложные для восприятия неспециалистами. При этом приведенные определения прямо или косвенно связаны с положениями ч. 2 ст. 309 ГК РФ, касающейся автоматизированного исполнения обязательств. В юридической литературе эти положения ч. 2 ст. 309 ГК РФ связывают с понятием "смарт-контракт", под которым понимают процедуру исполнения обязательства, возникшего из договора <12>. Следовательно, операторы информационных систем попытались увязать понятие смарт-контракта с исполнением обязательств.
--------------------------------
<12> Е.Д. Суворов отмечает, что автоматизация исполнения обязательства не отменяет того, что мы имеем дело именно с обязательством и его исполнением: вопрос только в том, что воля на исполнение выражается путем помещения блага под воздействие алгоритма (см.: Суворов Е.Д. К вопросу о месте цифровых технологий в рамках института исполнения обязательств // Закон. 2020. N 8. С. 119 - 120).
Между тем возникают определенные сомнения в использовании специальной терминологии, которая не имеет единообразного понимания в актах, предназначенных для широкого круга лиц. Указанное может привести к неточности восприятия этих понятий и, как следствие, повлечь нестабильность правоприменения.
Второй момент, на который следует обратить внимание, касается видов цифровых прав, выпускаемых в этой системе, для обозначения которых правила также используют различную терминологию <13>.
--------------------------------
<13> Например, в Правилах Лайтхаус (п. 1.29) говорится о токенах, охватывающих ЦФА и цифровые права, в Правилах Атомайз используется термин "цифровое право", которое сводится к ЦФА, Правила Сбера (п. 2.1.56, 2.1.58) содержат определения ЦФА и утилитарного цифрового права.
Практически все правила устанавливают закрытый перечень ЦФА, которые могут выпускаться в системе. Так, п. 1.29 Правил Лайт-хаус указывает на денежный характер ЦФА и отдельно оговаривает, что токенами не являются ЦФА, включающие возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, права требования передачи эмиссионных ценных бумаг. Поскольку в правилах отсутствует упоминание об утилитарных цифровых правах (далее - УЦП), можно предположить, что в этой системе они не выпускаются. При этом могут выпускаться так называемые гибридные ЦФА, состоящие из ЦФА и цифровых прав <14>. Правда, остается не вполне понятным, что еще, кроме денежных требований, может быть включено в такие ЦФА. Между тем на основании существующих нормативных правовых актов (ГК РФ, Закона о ЦФА и Закона об инвестиционных платформах) систему цифровых прав можно представить в виде схемы (см. рис.).
--------------------------------
<14> Существование таких ЦФА допускают положения ст. 26 Закона о ЦФА.
Система цифровых прав <15>
(рисунок не приводится)
--------------------------------
<15> О системе цифровых прав см.: Лаптева А.М., Скворцов О.Ю. Инвестиционное право: учебник для вузов. 2-е изд. М., 2022. С. 650.
Таким образом, в настоящее время возможен выпуск ЦФА, УЦП или гибридных прав, при этом гибридные права, несмотря на наличие в Законе о ЦФА возможности включать в них иные цифровые права (ч. 6 ст. 1), фактически могут состоять только из ЦФА и УЦП, поскольку в отношении цифровых прав действует принцип легалитета, т.е. они должны быть поименованы в Законе в качестве таковых. Между тем на сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует указание на какие-либо иные цифровые права, кроме перечисленных выше.
Согласно Правилам Атомайз в информационной системе могут выпускаться как обычные ЦФА, так и гибридные цифровые права, включающие ЦФА и цифровые права. При этом ЦФА могут включать только денежные требования.
Толкование положений п. 2.1.56 и 2.1.58 Правил Сбера позволяет прийти к выводу, что в информационной системе регламентированы ЦФА, удостоверяющие денежные требования, гибридные цифровые права, включающие УЦП, удостоверяющие право требовать передачи вещи (вещей), и ЦФА, удостоверяющие денежные требования.
Таким образом, проанализировав виды ЦФА и цифровых прав, предлагаемых к выпуску операторами, можно заметить, что все правила допускают возможность выпуска ЦФА, удостоверяющих денежные требования <16>. При этом все правила прямо или косвенно исключают выпуск ЦФА, удостоверяющих права участия в капитале непубличного акционерного общества, а также право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.
--------------------------------
<16> Такое положение вполне соответствует потребностям оборота, поскольку денежные требования традиционно одни из самых ликвидных.
Полагаем, что такое исключение связано с особенностями выпуска этих ЦФА, установленными в ст. 12 и 13 Закона о ЦФА. В качестве примера можно привести положения ст. 13 Закона о ЦФА, указывающие, что выпуск акций непубличного акционерного общества в виде ЦФА осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о РЦБ). На практике это означает необходимость пройти процедуру эмиссии с особенностями, определенными Законом о ЦФА. При этом на оператора информационной системы возлагаются обязанности профессионального участника рынка ценных бумаг, касающиеся учета прав на акции такого общества, регистрации выпуска таких акций. Как следствие, такой оператор должен иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра (ч. 14 ст. 5 Закона о ЦФА). Эти особенности, на наш взгляд, послужили основанием для исключения из правил операторов ЦФА указания на ЦФА, удостоверяющие права участия в капитале непубличного акционерного общества, поскольку на такие ЦФА фактически распространяется правовой режим эмиссионных ценных бумаг, который по сравнению с правовым режимом цифровых прав более сложный и длительный по времени.
Кроме того, обратим внимание на закономерность имевших место выпусков ЦФА: все они удостоверяют денежные требования <17>. В связи с этим можно предположить, что в настоящее время ЦФА - это "новая оболочка", предназначенная для оборота денежных прав требований <18>.
--------------------------------
<17> См. четыре выпуска ООО "Лайтхаус" (денежное требование), три выпуска ПАО "Сбербанк" (денежное требование), 10 выпусков ООО "Атомайз" (единовременная выплата по определенной формуле, денежное требование).
<18> О востребованности ЦФА, удостоверяющих денежные требования, говорится операторами платформы. Например, ООО "Лайтхаус" отмечает, что ускорение времени привлечения денежных средств приводит к экономии на сопутствующих расходах, а также к более низкой ставке по сравнению с кредитованием (URL: https://www.cfa.digital/01-12-2022 (дата обращения: 21.12.2022).
Третий аспект рассматриваемой проблемы касается регламентации выпуска. Часть 3 ст. 5 Закона о ЦФА закрепляет обязательность наличия такого раздела в правилах оператора информационной системы <19>. Как правило, этот раздел включает описание ЦФА, выпускаемых в этой информационной системе, требования к решению о выпуске <20>, особенности оформления такого решения, порядок доступа эмитентов, совершение сделок, заявок и погашения. В некоторых правилах указаны особенности признания выпуска несостоявшимся и основания приостановления выпуска <21>.
--------------------------------
<19> См. разд. 12 Правил Лайтхаус, разд. 3 Правил Атомайз, разд. 10 Правил Сбера.
<20> Отметим, что в них отражены, как правило, положения ст. 3 Закона о ЦФА или отсылают к ним. Исключением, пожалуй, можно назвать Правила Лайтхаус, в которых предпринята попытка описания особенностей выпуска в зависимости от вида токена (ЦФА). См. п. 12.3, 12.4 Правил Лайтхаус.
<21> См. Правила Атомайз, Правила Сбера.
Таким образом, процедура выпуска ЦФА - это принятие, проверка и размещение решения о выпуске ЦФА, признание выпуска состоявшимся. Другими словами, она значительно проще и быстрее по сравнению с эмиссией ценных бумаг.
Четвертый момент, на который следует обратить внимание, касается субъектного состава (пользователей информационной системы). В Законе о ЦФА термин "пользователь информационной системы" является обобщающим и охватывает такие понятия, как "лицо, выпускающее ЦФА" (используя терминологию инвестиционного права - реципиент инвестиций), "обладатель ЦФА" (инвестор), "оператор обмена цифровых финансовых активов" и "номинальный держатель цифровых финансовых активов" (п. 3 ч. 2 ст. 8 Закона о ЦФА).
В силу прямого указания в Законе о ЦФА требования к пользователям информационной системы должны содержаться в правилах этой системы (ч. 3. ст. 5). Кроме того, оператор информационной системы должен вести реестр пользователей с указанием статуса каждого пользователя.
Закон о ЦФА в отличие от Закона об инвестиционных платформах не содержит требований к потенциальному инвестору и реципиенту инвестиций. При этом в нем присутствуют отсылочные нормы к законодательству о рынке ценных бумаг и соответствующим актам Банка России. В частности, в Законе о ЦФА используется понятие "квалифицированный инвестор" и допускается возможность получения статуса квалифицированного инвестора у оператора информационной системы.
На основании законодательства в области рынка ценных бумаг инвесторов можно разделить на несколько групп:
1) квалифицированные инвесторы: а) наделенные таким статусом в силу прямого указания в законе; б) приобретшие такой статус при наличии оснований, предусмотренных в ст. 51.2 Закона о РЦБ;
2) неквалифицированные инвесторы, в том числе: а) юридические лица; б) физические лица, прошедшие тестирование, предусмотренное ст. 51.2-1 Закона о РЦБ, и не прошедшие его.
Такая дифференциация инвесторов влияет на возможность приобретения ими финансовых инструментов на рынке ценных бумаг. Соответственно, наиболее сложные и рисковые инструменты доступны только для квалифицированных инвесторов.
В связи с этим возникает вопрос о применении указанной градации инвесторов к рынку ЦФА. С одной стороны, как ранее отмечалось, в Законе о ЦФА есть отсылочные положения к Закону о РЦБ в части статуса квалифицированного инвестора. С другой стороны, в нем отсутствует указание на отсылочные нормы, касающиеся тестирования физических лиц. Кроме того, при обращении к Указанию Банка России от 25 ноября 2020 г. N 5635-У, устанавливающему признаки ЦФА, предназначенные для разных видов инвесторов, можно увидеть иную классификацию инвесторов. В частности, в Указании инвесторы делятся на (1) квалифицированных и (2) неквалифицированных, которые в свою очередь включают (а) юридические лица и (б) физические лица, для которых предусмотрены не только ограничения по видам ЦФА, но и лимиты по объему приобретения.
Следовательно, в отношении ЦФА установлена своя классификация инвесторов, которая только в определенной части совпадает с классификацией инвесторов на рынке ценных бумаг.
Анализируя правила операторов информационных систем в части требований и состава пользователей, можно наблюдать отсутствие единообразия в наименовании субъектного состава. Так, в некоторых правилах используется терминология, характерная для рынка ценных бумаг: эмитент (п. 1.33 Правил Лайтхаус, п. 1.1 Правил Атомайз), владелец (п. 2.1.11 Правил Сбера). В других - содержится иная терминология: инвестор (п. 2.1.22 Правил Сбера), участник (п. 2.1.57 Правил Сбера).
Далее остановимся на исследовании решений состоявшихся выпусков ЦФА. Напомним, что на момент подготовки настоящей работы состоялось 17 таких решений.
Начнем с выпусков Сбера. Все выпуски ЦФА <22>, осуществляемые в информационной системе Сбера, удостоверяют денежные требования, которые могут быть предъявлены к погашению в определенный период времени, указанный в решении о выпуске. При этом, несмотря на значительное количество ЦФА (10 тыс. шт.), приобрести их можно только "одним лотом", т.е. инвестор может приобрести только весь выпуск сразу. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности наличия множественности ЦФА в одном выпуске. Вероятно, это связано с тем, что в дальнейшем инвестор может передать их третьим лицам, т.е. разделить имеющийся "пакет" ЦФА.
--------------------------------
<22> См. решение о выпуске ООО "Сбербанк Факторинг" от 8 июля 2022 г., решение о выпуске АО "Джи-групп" от 13 сентября 2022 г., решение о выпуске ООО "Элемент Лизинг" от 11 ноября 2022 г. (URL: http://www.sberbank.ru/ru/legal/services/digital-assets?tab=release (дата обращения: 05.01.2023)).
В первых выпусках Сбер не предъявлял каких-либо требований к потенциальным инвесторам, это было связано с тем, что конкретный выпуск ЦФА предназначался для определенного инвестора, указанного в решении о выпуске ЦФА. Однако в последующих решениях о выпуске стали появляться дополнительные требования к инвесторам (например, наличие статуса юридического лица) <23>. Кроме того, появилась возможность приобретения ЦФА "партиями", другими словами, ЦФА одного выпуска могли приобрести несколько инвесторов <24>.
--------------------------------
<23> См. решение о выпуске ПАО "Сбербанк" от 9 декабря 2022 г. (URL: http://www.sberbank.ru/ru/legal/services/digital-assets?tab=release (дата обращения: 05.01.2023)).
<24> См. решение о выпуске ПАО "Сбербанк" от 9 декабря 2022 г., решение о выпуске ООО "Априори" от 12 декабря 2022 г. (URL: http://www.sberbank.ru/ru/legal/services/digital-assets?tab=release (дата обращения: 05.01.2023)).
Анализируя выпуски Сбера, обратим внимание на их сходство с вексельным обязательством в части предъявления к платежу. В частности, для получения исполнения (погашения ЦФА) инвестору необходимо подать эмитенту заявку для погашения, которая должна быть исполнена им в определенный срок. То есть для реализации прав, удостоверенных ЦФА, необходимы активные действия кредитора.
Следующая группа выпусков ЦФА - это выпуски в информационной системе ООО "Лайтхаус", которые также удостоверяют денежные требования, но в отличие от выпусков Сбера они погашаются в определенную календарную дату. По сравнению с решениями Сбера порядок погашения ЦФА в решениях не содержится. Отдельные положения можно найти в п. 12.5 Правил Лайтхаус, однако ими регламентируется в значительной части техническая составляющая - внесение записи погашения, уведомление об исполнении, подтверждение обладателем факта исполнения и т.д.
Что касается круга инвесторов, то либо он непосредственно указан в решении о выпуске ЦФА <25>, либо им может быть любой пользователь информационной системы <26>, в том числе розничные инвесторы. Отметим, что исполнение обязательств реципиента инвестиций (в терминологии Правил Лайтхаус - эмитент) обеспечивается залогом <27> и неустойкой <28>.
--------------------------------
<25> См. решение N 1 о выпуске ЦФА (токенов) от 28 июня 2022 г., решение N 3 о выпуске ЦФА (токенов) от 21 октября 2022 г. (URL: https://www.cfa.digital/disclosure (дата обращения: 06.01.2023)).
<26> См. решение N 2 о выпуске ЦФА (токенов) от 20 октября 2022 г., решение N 3 о выпуске ЦФА (токенов) от 21 октября 2022 г., решение N 4 о выпуске ЦФА (токенов) от 1 декабря 2022 г. (URL: https://www.cfa.digital/disclosure (дата обращения: 06.01.2023)).
<27> См. решение N 1 о выпуске ЦФА (токенов) от 28 июня 2022 г., решение N 4 о выпуске ЦФА (токенов) от 1 декабря 2022 г. (URL: https://www.cfa.digital/disclosure (дата обращения: 06.01.2023)).
<28> См. решение N 2 о выпуске ЦФА (токенов) от 20 октября 2022 г., решение N 4 о выпуске ЦФА (токенов) от 1 декабря 2022 г. (URL: https://www.cfa.digital/disclosure (дата обращения: 06.01.2023)).
Наибольшее количество выпусков, как отмечалось ранее, у ООО "Атомайз". Практически все они <29> связаны с ЦФА, удостоверяющими денежные требования, эквивалентные рыночной стоимости различных драгоценных металлов (палладия, золота, серебра, платины, родия, иридия, рутения) <30>. Как следствие, в СМИ их именуют индустриальными токенами <31>.
--------------------------------
<29> В качестве исключения можно назвать лишь Выпуск ЦФА N 1 от 1 августа 2022 г., где ЦФА удостоверял денежное требование к эмитенту без привязки к какому-либо активу (URL: https://atomyze.ru/emission (дата обращения: 12.11.2022)).
<30> В частности, палладия - выпуски ЦФА N 1, 2 от 15 июля 2022 г. и N 4 от 5 октября 2022 г.; золота - выпуск ЦФА N 1 от 5 октября 2022 г.; серебра - выпуск ЦФА N 2 от 5 октября 2022 г.; платины - выпуск ЦФА N 3 от 5 октября 2022 г.; родия - выпуск ЦФА N 5 от 5 октября 2022 г.; иридия - выпуск ЦФА N 6 от 5 октября 2022 г.; рутения - выпуск ЦФА N 7 от 5 октября 2022 г. (URL: https://atomyze.ru/emission (дата обращения: 12.11.2022)).
<31> URL: https://www.interfax.ru/digital/852635 (дата обращения: 06.01.2023).
Количество выпускаемых ЦФА отличается от выпуска к выпуску (например, 166, 300, 1 и т.д.). Кроме того, в одном из выпусков ЦФА предусмотрена возможность дробления ЦФА, т.е. выделение доли ЦФА <32>. Наличие такой возможности представляется дискуссионным, поскольку, с одной стороны, законодательство в области ЦФА не предусматривает возможность разделения ЦФА на какие-либо части, с другой - это весьма сомнительно с точки зрения правового режима ЦФА.
--------------------------------
<32> Выпуск ЦФА N 1 от 1 августа 2022 г. (URL: https://atomyze.ru/emission (дата обращения: 12.11.2022)).
ЦФА в соответствии со ст. 128 ГК РФ представляет собой объект гражданских прав, относящийся к имущественным правам. Как известно, в законодательстве существуют определенные правила, касающиеся раздела объектов, а именно раздел имущества, выдел доли в натуре и т.д. При этом раздел объекта по общему правилу возможен при соблюдении условий, предусмотренных в законодательстве, например, при возникновении права общей собственности, обращении взыскания, необходимости соблюдения предельных и минимальных размеров, в частности, земельных участков, иных объектов недвижимости. Более того, в отношении некоторых объектов гражданских прав такой раздел невозможен в силу их специфики (например, неделимые вещи, права, удостоверяемые ценными бумагами) <33>. Следовательно, если допустить возможность деления ЦФА, то возникает вопрос: какие нормы необходимо применять к такому делению? Допустима ли аналогия с общедолевой собственностью, уступкой права требования и т.д.? Полагаем, что применение аналогии в данном случае невозможно по следующей причине. Ранее отмечалось, что за основу правового режима ЦФА взят режим бездокументарных ценных бумаг. Следовательно, можно предположить невозможность раздела прав, удостоверенных ЦФА, по аналогии с ценными бумагами. Об этом свидетельствуют некоторые положения Закона о ЦФА. В частности, ч. 1 ст. 2 Закона о ЦФА говорит о том, что права, удостоверенные ЦФА, возникают у первого обладателя с момента внесения в информационную систему, в которой осуществляется выпуск ЦФА, записи о зачислении ЦФА указанному лицу. Другими словами, законодатель предполагает, что права, удостоверяемые ЦФА, едины и переходят в комплексе.
--------------------------------
<33> Так, согласно п. 1 ст. 146 ГК РФ с переходом права на документарную ценную бумагу переходят все удостоверенные ею права в совокупности. Следовательно, переход отдельных прав, стоящих за ценной бумагой, невозможен. Аналогичное можно наблюдать и у бездокументарных ценных бумаг. Например, Д.В. Ломакин, ссылаясь на положения п. 2 ст. 149.2 ГК РФ, пишет, что законодатель прямо говорит о едином моменте перехода комплекса прав участия (членства), удостоверяемых акцией, и приурочивает его к акту внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя, открытому в реестре акционеров (см.: Корпоративное право: учебник / отв. ред. И.С. Шиткина. М., 2019 (автор главы - Д.В. Ломакин)).
В отличие от выпусков других операторов информационных систем цена приобретения ЦФА не является фиксированной, а определяется по формуле <34>, содержащейся в решении о выпуске. Еще одной особенностью ЦФА, выпускаемых оператором ООО "Атомайз", является указание на наличие <35> или отсутствие <36> у ЦФА номинальной стоимости. При этом остается не вполне ясной необходимость употребления этого понятия применительно к ЦФА. Так, в гражданском законодательстве понятие "номинальная стоимость" используется в отношении доли участника ООО <37>, акций <38>, облигаций <39>. Применительно к ЦФА законодатель этот термин не использует. Кроме того, в юридической литературе отмечается, что в словосочетании "номинальная стоимость" смысловой акцент стоит на слове "номинальная", т.е. условная. С экономической точки зрения это бессодержательный реквизит ценной бумаги или доли в уставном капитале ООО, который не связан ни с ценой размещения, ни с реальной рыночной стоимостью <40>.
--------------------------------
<34> Выпуски ЦФА N 1, 2 от 15 июля 2022 г., N 1 - 7 от 5 октября 2022 г. (URL: https://atomyze.ru/emission (дата обращения: 12.11.2022)).
<35> Выпуск ЦФА N 1 от 1 августа 2022 г. (URL: https://atomyze.ru/emission (дата обращения: 12.11.2022)).
<36> Выпуски ЦФА N 1, 2 от 15 июля 2022 г., N 1-7 от 5 октября 2022 г. Единственный выпуск с наличием номинальной стоимости - это выпуск ЦФА N 1 от 1 августа 2022 г. (URL: https://atomyze.ru/emission (дата обращения: 12.11.2022)).
<37> См. ст. 14 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
<38> См. п. 1 ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
<39> См. ст. 2 Закона о РЦБ.
<40> См.: Глушецкий А.А. Уставный капитал: стереотипы и их преодоление. Экономический анализ норм корпоративного права. М., 2017.
Что касается срока погашения, то он, как и у других операторов, представляет собой определенный период времени <41> или календарную дату <42>, при этом некоторые ЦФА предусматривают возможность их досрочного погашения <43>. Круг инвесторов во всех выпусках ЦФА указан в решении о выпуске <44>, т.е. фактически каждый выпуск приобретается одним конкретным инвестором. Еще одной особенностью выпусков в данной информационной системе можно назвать ограничение ответственности реципиента инвестиций (в терминологии Правил Атомайз - эмитента) <45>, ее размер содержится в решении о выпуске ЦФА.
--------------------------------
<41> Выпуски ЦФА N 1, 2 от 15 июля 2022 г., N 1 - 7 от 5 октября 2022 г. (URL: https://atomyze.ru/emission (дата обращения: 12.11.2022)).).
<42> Выпуск ЦФА N 1 от 1 августа 2022 г. (URL: https://atomyze.ru/emission (дата обращения: 12.11.2022)).
<43> Выпуск ЦФА N 1 от 15 июля 2022 г. (URL: https://atomyze.ru/emission (дата обращения: 12.11.2022)).
<44> Выпуски ЦФА N 1, 2 от 15 июля 2022 г., N 1 от 1 августа 2022 г., N 1 - 7 от 5 октября 2022 г. (URL: https://atomyze.ru/emission (дата обращения: 12.11.2022)).
<45> Выпуски ЦФА N 1, 2 от 15 июля 2022 г., N 3, 4, 6, 7 от 5 октября 2022 г. (URL: https://atomyze.ru/emission (дата обращения: 12.11.2022)).
Таким образом, на основании анализа выпущенных ЦФА можно заключить следующее.
Во-первых, все ЦФА связаны с денежными требованиями, что предсказуемо, поскольку правила всех операторов ограничились в той или иной степени только выпусками ЦФА, удостоверяющими денежные требования. Следовательно, в настоящее время ЦФА используются на денежном рынке как механизм заимствования.
Во-вторых, несмотря на декларируемую операторами информационных систем доступность ЦФА для различных инвесторов, значительная часть состоявшихся выпусков фактически была предназначена не для широкого круга лиц, а для определенных инвесторов. Полагаем, это связано с тем, что в целом все выпуски можно назвать "пилотными": операторы проверяют на них работоспособность своих информационных систем, стараясь избежать негативных последствий.
Регулирование выпусков ЦФА состоит из двух уровней: 1) законодательный, определяющий правовой режим ЦФА, порядок их выпуска, требования к субъектам и учету и обращению ЦФА; 2) локальный, представляющий собой правила информационной системы, утверждаемые оператором и согласовываемые с Банком России. Изучение действующих правил информационной системы показало, что в них присутствует значительное количество технических терминов, отсутствует единообразная терминология, заимствуются элементы правового режима бездокументарных ценных бумаг. В связи с этим представляется целесообразным унифицировать терминологию, используемую в правилах, а также закрепить на законодательном уровне процедуру выпуска ЦФА.
Список литературы
1. Курбанов Р.А., Налетов К.И. Статус оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 12.
2. Суханов Е.А. О гражданско-правовой природе "цифрового имущества" // Вестник гражданского права. 2021. N 6.
3. Шевченко О.М. Правовое регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг: новации российского законодательства и актуальные проблемы. М., 2022.
4. Букреева Е.Н. Локальные правовые акты о труде как источники трудового права России в современных условиях: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
5. Лескова Ю.Г., Диденко А.А. Корпоративные акты как источники корпоративного права // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 4.
6. Ионцев М.Г. Акционерные общества: Правовые основы. Имущественные отношения. Управление и контроль. Защита прав акционеров. М., 2002.
7. Пытикова Т.А., Бошно С.В. Правовая природа и признаки локальных правовых актов // Юрист. 2006. N 5.
8. Рубайло Э.А. Локальные акты в системе правовых актов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. N 5.
9. Шамраев А.В. Цифровые финансовые активы: международные подходы к регулированию и их влияние на российское право // Банковское право. 2021. N 1.
10. Суворов Е.Д. К вопросу о месте цифровых технологий в рамках института исполнения обязательств // Закон. 2020. N 8.
11. Лаптева А.М., Скворцов О.Ю. Инвестиционное право: учебник для вузов. 2-е изд. М., 2022.
12. Глушецкий А.А. Уставный капитал: стереотипы и их преодоление. Экономический анализ норм корпоративного права. М., 2017.
13. Корпоративное право: учебник / отв. ред. И.С. Шиткина. М., 2019.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Финансовое право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.