Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ЭКСПОРТА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ СРЕДСТВАМИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
Т.А. ДИКАНОВА, О.В. СИЗЕЕВА
Состояние законности в сфере оборота леса и лесоматериалов, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время еще не находится на должном уровне. Нарушения законов в этой области и факторы, им способствующие, связаны с деятельностью как хозяйствующих субъектов, работающих в лесном секторе экономики, так и органов управления этим сектором, контролирующих и правоохранительных органов.
Эти нарушения представляют угрозу национальной безопасности, посягая на экологическую и экономическую безопасность. Особую опасность представляет крупномасштабный незаконный экспорт, сопряженный с предшествующими незаконными вырубками леса. Нельзя не учитывать, что незаконные вырубки леса направлены чаще всего именно на вывоз леса за рубеж.
Есть разные оценки ситуации с незаконной вырубкой леса и его экспортом. По данным Минприроды России, в последние годы эта ситуация улучшалась. За девять месяцев 2022 г. объемы незаконной рубки снизились до рекордно низкого уровня за 16 лет и составили 450 тыс. куб. м. Это на 15% ниже уровня аналогичного периода 2021 г. В целом объем ежегодной незаконной рубки не превышает 0,3% от объема легальной заготовки древесины. В 2021 г. объем незаконной рубки оказался ниже 1 млн куб. м - 828 тыс. куб. м. Как правило, нарушения, связанные с нелегальной заготовкой древесины, выявляются в мелких и средних компаниях. По мнению Рослесхоза, наведен порядок и с так называемыми санитарными рубками леса, под видом которых, по оценкам экспертов, осуществляются незаконная вырубка и экспорт леса за рубеж. Введены правила лесопатологического обследования - теперь для такой вырубки требуется согласование с Рослесозащитой и департаментом Рослесхоза <1>. Соответственно, не могли не снизиться и масштабы незаконного экспорта.
--------------------------------
<1> https://rg.ru/2022/12/13/shchepki-vletiat.html (дата обращения: 22.05.2023).
Однако аналитики отмечают, что реальных объемов вырубки и вывоза лесных ресурсов не знает никто <2>. Как пояснил представитель Рослесхоза, с марта 2023 г. должна была начаться разработка новых нормативных правовых актов, регламентирующих вырубку леса. Для пресечения серых схем будет продумано правовое регулирование, позволяющее иметь актуальные данные о каждой лесосеке, сколько конкретно на участке находится древесины, какой она породы, возраста и объема. Каждый арендатор перед тем, как начать рубку, должен будет отвести лесосеку: посчитать деревья, указать породы, установить объем. Эти данные будут направляться региональным властям. Таким образом, в настоящее время существующий порядок проведения рубок "позволяет хитрить на объемах леса" <3>. Нужно также учитывать, что в связи с антироссийскими санкциями были либерализованы законодательство и контроль в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД), отменялись проверки участников ВЭД на длительные периоды, что также не могло не создать якобы благоприятную картину с экспортом леса.
--------------------------------
<2> В российские леса придет госинспекция. https://www.pnp.ru/economics/v-rossiyskie-lesa-pridyot-gosinspekciya.html (дата обращения: 03.04.2023).
<3> https://rg.ru/2022/12/13/shchepki-vletiat.html (дата обращения: 22.05.2023).
Надзор за исполнением лесного законодательства осуществляют территориальные и природоохранные прокуроры, а за исполнением законов об экспорте леса - транспортные прокуроры. Этот надзор является и останется еще на долгие годы одним из приоритетных направлений надзора транспортных прокуратур, поскольку масштабы вырубок и экспорта леса останутся прежними. Так, экспорт леса будет и впредь оставаться важнейшим сектором экономики России. Разработанный Минэкономразвития Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов исходит из того, что лесопромышленный комплекс Российской Федерации характеризуется экспортно-сырьевой направленностью. По итогам 2021 г. рост экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 21,3%. С учетом ограничений, вступивших в силу с 2022 г. и предусматривающих запрет вывоза необработанной древесины и сырых пиломатериалов, темпы роста отрасли будут умеренными. Тем не менее к середине 2022 г. большая часть предприятий уже должна была закупить необходимое для сушки древесины оборудование, в связи с чем существенного падения производства пиломатериалов не ожидается, как и снижения их экспорта. Экспорт леса имеет важнейшее значение для экономики России в целом, особенно для Сибири и Дальнего Востока. Так, доля древесины и изделий из нее в структуре экспорта Дальнего Востока составляет 48% от объема и 13% от общей стоимости экспорта. В регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления экспортировано в 2022 г. 4,5 (в 2021 г. - 6,4) млн тонн лесопродукции. Размер уплаченных таможенных платежей составил 3,6 (5,7) млрд руб. Снижение объемов экспортированных лесоматериалов связано с введением запрета на вывоз в недружественные иностранные государства необработанного леса и древесины в виде щепок и стружки.
Значительные лесные ресурсы и прямое транспортное сообщение со странами Азиатско-Тихоокеанского региона делает спрос на древесину и изделия из нее стабильно высоким. Основными импортерами леса традиционно являются Китай, Республика Корея, Япония и страны ближнего зарубежья - Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан.
Экспорт леса находился под особым контролем Генеральной прокуратуры РФ. Указанием от 4 августа 2021 г. N 432/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования" транспортные прокуроры, приравненные к прокурорам субъектов Федерации, обязаны обеспечить на системной основе надзор за исполнением законодательства о противодействии незаконному обороту древесины при ее отгрузке, транспортировке и экспорте; систематически проводить анализ сведений об объемах и о маршрутах транспортировки древесины; наладить взаимодействие и обмен информацией с территориальными органами ФТС России, ФНС России, Россельхознадзора, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления; усилить надзор за исполнением таможенными органами законодательства при проверке достоверности заявляемых декларантами сведений о происхождении, об объемах, о классификации и таможенной стоимости лесоматериалов, соблюдением экспортерами установленных запретов и ограничений, законностью получения ими льгот и преференций; пресекать факты экспорта круглого необработанного леса под видом обработанного путем его отнесения к товарам группы 4407 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) с целью вывоза за границу без лицензии и без оплаты соответствующих таможенных платежей; контролировать исполнение таможенными органами полномочий по разработке, утверждению и применению профилей рисков при экспорте древесины и лесоматериалов, оценивать эффективность применения системы управления рисками при выборе форм таможенного контроля, пресекать факты незаконных грузовых операций после выпуска товаров; незамедлительно реагировать на случаи бездействия органов валютного контроля, а также необоснованного возмещения экспортерами НДС, вовлечения в ВЭД фирм-однодневок и подставных лиц; во взаимодействии с территориальными прокурорами оценивать полноту реализации органами Россельхознадзора полномочий по фитосанитарному контролю, в том числе законность выдачи фитосанитарных сертификатов.
Транспортные прокуроры, осуществляя надзор за исполнением законов в сфере экспорта леса, с одной стороны, обеспечивают соблюдение прав и интересов государства, в том числе предупреждение запрещенного экспорта леса и экспорта леса с нарушением установленных правил, поступление таможенных платежей от экспорта в бюджет страны, привлечение виновных к ответственности и принятие мер предупреждения нарушений, а с другой стороны - являются гарантом соблюдения прав экспортеров, что чрезвычайно важно в условиях антироссийских санкций, направленных на нанесение ущерба российской ВЭД.
Законодательство, регламентирующее экспорт древесины из России, это прежде всего международные соглашения: Международная конвенция по карантину и защите растений (Рим, 6 декабря 1951 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), и др., международные конвенции о внешней торговле, в том числе лесом, и таможенном контроле: Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.) и др. Экспорт леса, как и другие сферы ВЭД, подчиняется таможенному законодательству ЕАЭС. Это - Таможенный кодекс ЕАЭС, решение Совета Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) от 14 сентября 2021 г. N 80, которым утверждены ТН ВЭД ЕАЭС и Единый таможенный тариф ЕАЭС; Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение N 7 к Договору о ЕАЭС); решение Коллегии ЕЭК от 21 апреля 2015 г. N 30, утвердившее меры нетарифного регулирования (запреты и ограничения); решение Коллегии ЕЭК от 6 ноября 2014 г. N 199 "Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров"; решение Коллегии ЕЭК от 16 августа 2012 г. N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования", которым был утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (Приложение N 1), и др. Действуют решения органов Таможенного союза. Это - решение Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения". Действует также решение Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском таможенном союзе" и др.
Экспорт леса регламентирует и российское законодательство. Прежде всего - лесное законодательство, Лесной кодекс РФ, который содержит положения о договоре купли-продажи лесных насаждений, обязанностях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершивших вывоз древесины из Российской Федерации, в том числе обязанность представлять оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа. Это и таможенное законодательство: Федеральные законы от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и др.
К рассматриваемым НПА относятся и указы Президента РФ. Указом от 8 марта 2022 г. N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности" установлены запрет и ограничение на вывоз до 31 декабря 2023 г. включительно за пределы территории Российской Федерации продукции и (или) сырья согласно перечням, определяемым Правительством РФ.
Экспорт леса регламентируется и Постановлениями Правительства РФ от 19 сентября 2015 г. N 995 "Об утверждении Правил осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции", от 2 сентября 2022 г. N 1553 "Об утверждении Правил представления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней", от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей" и др.
Изданы приказы ФТС России, относящиеся к этому вопросу. Есть соответствующие постановления Конституционного Суда РФ.
Транспортные прокуроры анализируют состояние законности в сфере экспорта леса и лесоматериалов. Выявляют многочисленные нарушения таможенного, валютного, лесного законодательства. Прежде всего это - недостоверное декларирование экспортируемого леса, в результате чего участники ВЭД занижают таможенную стоимость древесины, снижают размеры подлежащих уплате таможенных платежей или уклоняются от их выплаты, под видом неценных пород деревьев вывозят древесину, относящуюся к стратегически важным сырьевым товарам и ресурсам. Например, в таможенной стоимости экспортируемых лесоматериалов не учитываются транспортно-экспедиционные расходы. Недостоверное декларирование заключается в занижении в десятки кубометров объемов экспортируемых лесоматериалов, указании неверного их кода по ТН ВЭД ЕАЭС. Из-за непринятия таможенными органами мер контроля таможенной стоимости уровень ее индекса по лесоматериалам, экспортируемым в Китай, Узбекистан и другие страны, оказывался меньше общероссийского показателя более чем в 2 раза.
Выявляются нарушения установленных запретов и ограничений при экспорте древесины, для чего используются поддельные сертификаты или в нарушение требований сертификаты не представляются. Виновные в этих правонарушениях привлекаются к ответственности за контрабанду (ч. 1 ст. 226.1 УК РФ). Прокуроры выявляют случаи выдачи за взятки сертификатов без проведения проверок сертификационным органом. Виновные в выдаче таких документов привлекаются к ответственности по ч. 1 ст. 292, ч. 3 ст. 290 УК, взяткодатели - по ч. 3 ст. 291 УК.
Недостоверное декларирование заключалось в фальсификации происхождения товаров с использованием, например, фиктивных договоров комиссии, заключенных на подставных лиц. Были случаи экспорта древесины, происхождение которой в установленном порядке не подтверждено с использованием недействительных товаросопроводительных документов.
Участники ВЭД не исполняли требований ст. 50.2, 50.5, 50.6 Лесного кодекса о предоставлении информации о сделках с древесиной в ЕГАИС. Некоторые юридические лица, осуществлявшие поставки древесины в Казахстан, в уполномоченный таможенный орган не представили статистические формы учета. Возбуждены дела по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Недобросовестные экспортеры требовали возмещения НДС, когда в действительности товар на экспорт не направлялся. Таких лиц привлекали в уголовной ответственности за мошенничество (ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 159 УК).
Как правило, экспортеры-нарушители совершали незаконный экспорт лесоматериалов с помощью фирм-однодневок. Содеянное ими квалифицировалось по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 226.1, ч. 1 ст. 173.1 и ч. 1 ст. 173.2 УК.
Прокуроры выявляли многочисленные факторы, способствующие названным нарушениям. В частности, это отсутствие технических средств таможенного контроля, их ненадлежащее состояние, истекшие сроки их проверки. В результате могут быть использованы средства контроля, которые выдадут недостоверные сведения. Так, лицо было привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП по причине необоснованной переквалификации товара на другой код ТН ВЭД ЕАЭС без учета его фактических характеристик в результате использования в ходе таможенного контроля измерительных приборов, не прошедших проверку.
К таким факторам, которые могут быть также и коррупционными, относится непривлечение виновных к административной или уголовной ответственности при наличии к этому оснований. Например, при непредставлении информации о маркировке пиломатериалов ценных лесных пород - дуба монгольского, вывозимых из Российской Федерации, таможенные органы не привлекли к ответственности виновных по ч. 4 ст. 8.28.1 КоАП. Нарушения такого рода отмечены и при осуществлении таможенными органами валютного контроля. Так, несмотря на то, что в акте таможенной проверки Иркутской таможни содержались выводы о наличии в действиях виновного лица признаков административного правонарушения, процессуальное решение не выносилось.
Прокуроры выявляли случаи незаконного привлечения к административной ответственности (то есть нарушения прав участников ВЭД), в том числе привлечение к ответственности по истечении срока давности и др.
Помимо ненадлежащего таможенного контроля, транспортные прокуроры выявляли факты отсутствия контроля таможенных органов за уплатой штрафов. В нарушение ст. 32.2 КоАП таможенные органы не принимали мер по истребованию информации из управления Федеральной службы судебных приставов о проведенных исполнительных действиях и причинах неуплаты штрафов по делам об административных правонарушениях, рассмотренным судами.
Помимо указанных транспортные прокуроры выявляли и другие нарушения:
нарушения в работе пунктов приема и отгрузки лесоматериалов: не соблюдался порядок учета древесины, в учетные документы вносились недостоверные сведения об объеме принятой и отгруженной древесины. Виновные привлечены к ответственности по п. 3 ст. 4.5 Закона Красноярского края "Об административных правонарушениях";
нарушения при эксплуатации и обслуживании путей необщего пользования, используемых для перевозки древесины (отклонение от номинальных размеров ширины колеи, зазоры, неудовлетворительное крепление рельсов к шпалам, неисправность стрелочных переводов, кустовая и одиночная гнилость шпал);
нарушения, допущенные грузоотправителями, которые передают для перевозки вагоны с лесоматериалами со значительным превышением грузоподъемности вагона.
Нарушения закона допускались и при перевозке древесины водным транспортом. Нарушались требования пп. 450, 454, 479 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. N 623): причал эксплуатировался с отступлением от проектных характеристик, режима и параметров, принятых в проектной документации сооружения, не проводились периодические осмотры этого сооружения. По инициативе прокурора виновные привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено дело по ч. 1 ст. 14.43 КоАП в виде штрафа. Выявлялись случаи перевозки древесины в нарушение п. 216 Технического регламента: при отсутствии действующих судовых документов.
Вопреки требованиям ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" владельцы инфраструктуры участков железнодорожных путей полосу отвода от порубочных остатков древесины и сухостоя своевременно не очищали, складировали в ее границах строительные материалы и шпалы. Пожарные поезда не были оснащены должным образом. Возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.32 КоАП.
Находящиеся на балансе 13 беспилотных авиационных систем вертолетного типа для профилактики лесных пожаров фактически не использовались из-за того, что сотрудники лесоохранной организации не проходили соответствующего обучения. К выполнению лесоавиационных работ привлекались лица, не обученные должным образом. Не изжиты факты несвоевременной оплаты выполняемых авиапредприятиями лесоавиационных работ, несвоевременного доведения лимитов бюджетных средств до уполномоченных учреждений на цели охраны лесов от пожаров. Транспортные прокуроры выявили нарушения антимонопольного законодательства при реализации мероприятия государственной программы Новосибирской области "Развитие лесного хозяйства Новосибирской области" (утв. Постановлением правительства области от 24 ноября 2014 г. N 464-п). Установлено, что Новосибирская база авиационной охраны лесов провела 6 аукционов на право оказания услуг по защите лесов от пожаров с использованием авиации, по результатам которых заключены договоры. Оплата работ осуществлялась за счет средств субвенции из федерального бюджета, в связи с чем заказчик обязан был применять конкурентные процедуры, чего не было сделано. Кроме того, руководитель авиабазы при проведении аукционов в нарушение требований закона в приоритетном порядке предоставлял одному из участников таких закупок информацию о ходе процедур, иных участниках, а также координировал его действия в целях заключения договоров, тем самым создавая дискриминационные условия для иных добросовестных участников закупок. Этот руководитель освобожден от должности и привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП.
Транспортные прокуроры выявляли факты незаконной рубки деревьев в полосе отвода железной дороги.
Нарушения выявлялись и при осуществлении надзора за исполнением закона в оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД) и при производстве предварительного расследования. Нарушения совершали и правоохранительные подразделения таможенных органов, и сотрудники органов внутренних дел на транспорте и органов СК на транспорте. Это - возбуждение уголовных дел о контрабанде леса (ст. 226.1 УК) в отношении лиц, не участвовавших в экспорте; квалификация содеянного по ст. 226.1 УК при том, что не было доказательств принадлежности древесины к СВСТР, направление прокурору обвинительного заключения при неполноте проведенного расследования (не истребованы сведения об объеме экспортируемого лесоматериала, не допрошены сотрудники Рослесхознадзора, осуществлявшие осмотр леса, не осмотрены изъятые в ходе обысков документы и т.д.). Прокуроры возвращали дела для дополнительного расследования.
В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого в полной мере не были изложены НПА ЕАЭС, регулирующие порядок перемещения лесоматериалов через Государственную границу Российской Федерации, и нарушения этого порядка обвиняемым. Не конкретизирована роль каждого соучастника преступления, а также сведения, на основании которых получены недостоверные фитосанитарные сертификаты и товаросопроводительные документы.
Есть значительное число дел, производство по которым было необоснованно приостановлено. Например, не выполнены следственные и процессуальные действия, направленные на установление лица, совершившего преступление, и самого события преступления, не устранены имеющиеся противоречия в материалах дела и пр. Постановления о приостановлении прокурорами отменены.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 152 УПК РФ, ст. 14 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" должностные лица таможни в установленный законом срок не исполняли поручения следователя о проведении ОРМ по установлению лиц, причастных к совершению преступления, ответы в следственный орган не направляли.
Вместе с тем в отдельных случаях сами поручения, направляемые следователями, содержали формальные требования: "установить лиц, причастных к совершению преступления". В связи с этим по результатам исполнения указанных поручений информация, имеющая существенное значение для расследования уголовного дела, как правило, не добывалась.
Характерными нарушениями закона и ведомственных нормативных актов при осуществлении ОРД были, как правило, формальное планирование ОРМ по делу оперативного учета (ДОУ), непроведение всего комплекса ОРМ, заведение ДОУ без оснований.
В заключение следует отметить, что, на наш взгляд, есть нерешенные проблемы в рассматриваемой сфере. В частности, это вопрос о таможенных платежах, подлежащих уплате при экспорте древесины. На круглом столе, организованном НИИ Университета прокуратуры РФ 30 марта 2023 г. и посвященном вопросам прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере импортозамещения, выступили ученые Российской таможенной академии, которые заявили о том, что, по результатам их исследований, нет должной правовой регламентации начисления таможенных платежей и эти платежи в России многократно занижены. Они отметили, что во многих других странах этот вопрос четко прописан в НПА.
Нельзя не учитывать, что есть основания, при которых таможенные платежи при экспорте древесины существенно уменьшаются, чем пользуются недобросовестные участники ВЭД. Следует, на наш взгляд, либо их пересмотреть, либо установить дополнительные механизмы проверки соблюдения этих оснований.
В частности, в 2017 г. с тем, чтобы перейти с экспорта кругляка на экспорт переработанной древесины, было закреплено, что таможенные пошлины существенно снижаются, если имеет место переработка древесины. Как сообщается в СМИ, китайские "инвесторы" начали активно создавать в России пилорамы, после чего минимально обработанные лесоматериалы, значительно менее облагаемые выездными пошлинами, обошли кругляк по объему экспорта. Благодаря "инвестициям" в лесозаготовки в России значительно увеличилось количество зарегистрированных китайских компаний. В 2017 г. в Китай из России было поставлено почти 200 млн кубометров древесины, что составило 30% от всех ввозимых в Китай лесоматериалов. Тенденция сохраняется.
В СМИ отмечалось, что зачастую китайский предприниматель берет в аренду на 49 лет участок земли под вырубку по средней цене около 2 долларов за годовую аренду гектара. Такая деятельность тоже рассматривается как "привлечение иностранных инвестиций".
В 2021 г. в ходе журналистского расследования было выявлено, что лесоматериалы после сибирских "санитарных вырубок" компания российского чиновника поставляет на китайские и индонезийские фабрики IKEA. Организаторы незаконных вырубок зачастую устраивают лесные пожары тайги как для сокрытия уже осуществленных вырубок, так и для создания новых, когда низовой пожар повреждает корни деревьев и принимается решение вырубить такой лес с целыми стволами <4>. Вместе с тем в СМИ встречаются интервью представителей лесной отрасли, где отрицается существование проблемы незаконных вырубки и экспорта и звучат обвинения в распространении недостоверной информации <5>.
--------------------------------
<4> https://ru.wikipedia.org/wiki/Вырубка_лесов_в_Сибири_и_на_Дальнем_Востоке (дата обращения: 26.06.2023).
<5> https://ria.ru/20180719/1524911949.html (дата обращения: 26.06.2023).
Снижению эффективности работы правоохранительных органов по делам рассматриваемой категории способствует то, что в подавляющем большинстве случаев контрабанда лесоматериалов выявляется в результате проведенных проверок деятельности участников ВЭД после фактического вывоза этого стратегически важного ресурса с территории Российской Федерации либо Таможенного союза, в связи с чем на момент принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела нет возможности изъятия леса и продукции его переработки. Это обстоятельство создает трудности в решении задачи по возмещению ущерба, причиненного преступлениями, предусмотренными ст. 194 УК, за счет изъятых лесоматериалов. При этом лица, совершившие противоправные деяния, как правило, не имеют имущества, в том числе денежных средств, на которое может быть наложен арест, что в большинстве случаев обусловлено оформлением имущества на третьих лиц в целях исключения возможности применения правоохранительными органами соответствующих мер обеспечительного характера. Кроме того, зачастую при совершении таких преступлений используются фирмы-однодневки.
Представляется, что указанные факторы способствуют тому, что, как отмечают специалисты, лесопромышленный комплекс России якобы имеет крайне низкую рентабельность. Объем платежей в бюджет страны с одного гектара леса составляет чуть более 20 руб. <6>.
--------------------------------
<6> https://ria.ru/20180719/1524911949.html (дата обращения: 26.06.2023).
Эту ситуацию необходимо менять. И одно из направлений решения проблемы - устранение указанных нарушений в работе участников ВЭД, контролирующих и правоохранительных органов. Руководство Генеральной прокуратуры РФ видит решение этой задачи в том числе в цифровизации. Так, п. 2.2 указания Генерального прокурора РФ от 27 апреля 2018 г. N 254/23 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере" требует исключить случаи проведения проверок исполнения таможенного законодательства без использования возможностей Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов.
Нужно отметить важное значение роли транспортных прокуроров в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с рассматриваемой преступностью, межведомственных групп по противодействию правонарушениям и преступлениям в области экономики и в таможенной сфере, в состав которых включены представители таможенных органов, органов внутренних дел на транспорте, подразделений ФСБ России СК России на транспорте; организации взаимного обмена информацией о нарушениях законодательства в сфере оборота древесины с пограничными органами и территориальными подразделениями Росприроднадзора, окружными департаментами лесного хозяйства. Актуален вопрос взаимодействия транспортных, природоохранных и территориальных прокуратур, их активное участие в мероприятиях, проводимых региональными и местными властями в указанной сфере, проведение ими совместных анализов состояния законности. Перспективной представляется разработка совместных с природоохранными и территориальными прокуратурами планов декриминализации лесной отрасли по различным регионам России.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.