Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РАВНЫЙ ДОСТУП К СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ПОНЯТИЕ И КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В.А. ТРИФОНОВ
В современных реалиях государственного строительства в нашем государстве актуализируется вопрос обеспечения государственного аппарата квалифицированными кадрами, способными реализовать одну из важнейших государственных функций - правоохранительную. Эффективное функционирование государственных органов по обеспечению законности и правопорядка, прав и свобод личности, неукоснительное соблюдение российского законодательства могут быть обеспечены посредством привлечения на государственную службу кадрового состава, способного по своим профессиональным и личностным качествам выполнить такого рода задачи.
При осуществлении правоохранительной деятельности государства требуется соблюдение прав и свобод граждан представителями государственных органов. Одним из таких прав является право на равный доступ к государственной службе, закрепленное в Конституции Российской Федерации (далее по тексту - Конституция РФ), а именно в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. Данное конституционное положение о равном доступе к государственной службе находится в неразрывной связи с другими конституционными положениями. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится о гарантиях недопустимости дискриминации по различным основаниям (пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии и т.п.).
Право на равный доступ к государственной службе большинством исследователей относится к группе политических прав и свобод. Важно отметить, что право на равный доступ к государственной службе является составной частью более обширного в юридическом смысле права - "права участвовать в управлении делами государства" <1>. Помимо права на равный доступ к государственной службе в его состав входят: активное и пассивное избирательное право и право участвовать в отправлении правосудия. Вместе с тем "управление" как функция публичной администрации может трактоваться и в более узком смысле, исключая политическую деятельность и правосудие, т.е. как строго исполнительно-распорядительная деятельность и объект административно-правового регулирования <2>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Васильева С.В. "Нижние этажи" демократии: правовые формы участия некоммерческих неправительственных организаций в управлении делами государства // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 1. С. 8 - 13.
<2> См.: Прокошина Т.В. Реализация права граждан на равный доступ к государственной службе: конституционный и административно-правовой анализ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 8.
С другой стороны, по мнению П.А. Астафичева, право на участие в управлении делами государства в более узком, административно-правовом смысле не может исчерпываться лишь равнодоступностью государственной службы. Граждане, во всяком случае, вправе участвовать в административной деятельности исполнительно-распорядительных органов государства помимо непосредственного занятия административных должностей и вовлечения в конкурсы на их замещение (общественный контроль, индивидуальные и коллективные петиции, публичные мероприятия и т.п.) <3>. В этом смысле право граждан на участие в управлении делами государства является более широким, чем это предписано ч. 2 - 5 ст. 32 Конституции РФ <4>.
--------------------------------
<3> См.: Астафичев П.А. Административно-правовые гарантии и ограничения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 7. С. 42.
<4> См. подробнее: Липчанская М.А. Конституционные проблемы соотношения понятий "управление делами государства" и "участие граждан в управлении делами государства" // Вестник Саратовской государственной академии права. 2011. N 1. С. 32 - 35.
Переходя к рассуждениям об обеспечении равного доступа к государственной службе в органах внутренних дел, следует определить место и роль данного вида службы в системе государственной службы. Нормативный правовой массив, регулирующий правоотношения на государственной службе, представляет достаточно обширный перечень нормативных правовых актов.
Основополагающим законодательным актом в исследуемой сфере выступает Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <5> (далее по тексту - Федеральный закон N 58-ФЗ). Данный нормативный правовой акт, помимо прочего, устанавливает виды государственной службы, существующие в нашей стране (в ст. 2). В настоящее время она (система государственной службы) представлена следующими видами службы: государственная гражданская служба, военная служба, государственная служба иных видов.
--------------------------------
<5> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.
Для целей настоящего исследования наибольший интерес представляет категория "государственная служба иных видов", которая пришла на смену другой категории "правоохранительная служба". Необходимо отметить, что в научной среде велись активные дискуссии относительно статуса правоохранительной службы, вплоть до исключения этой категории из законодательства (с 2003 по 2015 г.).
При разъяснении позиции Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению отмечалось, что применение понятия "правоохранительная служба" являлось одной из существенных проблем Федерального закона N 58-ФЗ <6>. В подтверждение необходимости отказа от правоохранительной службы можно привести следующую позицию. Все попытки на законодательном и доктринальном уровнях не привели к созданию выверенной концепции правоохранительной службы. Причиной тому стало отсутствие совместимости законодательных статусов различных правоохранительных органов <7>.
--------------------------------
<6> См.: Разъяснение Комитета об исключении из системы государственной службы "правоохранительной службы" и включении в нее "государственной службы иных видов". URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Razyasneniya-po-otdelnym-voprosam/item/154902 (дата обращения: 11.02.2023).
<7> См.: Ороева О.Д., Маюров П.Н. К вопросу о месте службы в органах внутренних дел в системе государственной службы в Российской Федерации // Problems of the development of modern science: theory and practice: collection of scientific articles. 2018. С. 119 - 127.
Вместе с тем Н.А. Селяков и Ж.А. Жданов полагают, что вне зависимости от того, как законодатель именует государственную службу в правоохранительных органах, служба в органах внутренних дел (полиции) имеет правоохранительную сущность <8>.
--------------------------------
<8> См.: Селяков Н.А., Жданов Ж.А. Вопросы правового статуса государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации // На пути к гражданскому обществу. 2019. N 2(34). С. 19.
Некоторая ясность в вопросе места службы в органах внутренних дел была внесена Верховным Судом Российской Федерации, который указал <9>, что данный вид службы относится к федеральной государственной службе.
--------------------------------
<9> См.: Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 г.) (текст Обзора официально опубликован не был).
Обратимся к федеральному законодательству, регулирующему государственно-служебные правоотношения на службе в органах внутренних дел, в частности к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <10> (далее по тексту - Федеральный закон о службе в ОВД). При раскрытии содержания термина "служба в органах внутренних дел" в ст. 1 Федерального закона о службе в ОВД используется формулировка "федеральная государственная служба". При этом упоминания о правоохранительной направленности службы в органах внутренних дел отсутствуют.
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 1). Ст. 7020.
Стоит согласиться с мнением Б.В. Россинского, по словам которого бесперспективным является выделение термина "государственная служба в правоохранительных органах", так как фундаментальные отличия между государственными органами правоохранительного блока и иными государственными органами строятся на основе разграничения специальных званий и дипломатических рангов <11>.
--------------------------------
<11> Россинский Б.В. О законодательной дефиниции государственной службы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М.: Новая правовая культура, 2003. С. 161.
Таким образом, можно предположить, что появление государственной службы иных видов вместо категории "правоохранительная служба" в российском законодательстве вполне целесообразное изменение, которое было воплощено в жизнь в 2015 г. <12>
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 262-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения видов государственной службы и признании утратившей силу части 19 статьи 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4388.
Вместе с тем не стоит окончательно отрицать возможность возвращения к широкой научной дискуссии в среде ученых юристов, законодателей и общественных деятелей относительно обсуждения концепции рамочного федерального закона о правоохранительной службе. Наибольшее влияние на развитие законодательных основ правоохранительных органов оказывает законодательство о службе в органах внутренних дел, которое может стать основой для разработки единого федерального закона о правоохранительной службе <13>.
--------------------------------
<13> См.: Ороева О.Д., Маюров П.Н. К вопросу о месте службы в органах внутренних дел в системе государственной службы в Российской Федерации // Problems of the development of modern science: theory and practice: collection of scientific articles. 2018. С. 125.
Перейдем к рассмотрению вопросов равнодоступности государственной службы в органах внутренних дел для граждан нашей страны. Прежде всего отметим, что конкретизация конституционного положения о равном доступе к государственной службе содержится в Федеральном законе о службе в ОВД (ст. 4). При доступе к государственной службе в органах внутренних дел предусмотрен обязательный профессиональный отбор. В качестве дополнения к положению о равенстве содержится запрет дискриминации по основаниям, не связанным с личными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел. Кроме того, важным уточнением положения о равном доступе к службе в органах внутренних дел является создание условий для продвижения по службе в данных органах.
Следует отметить, что норма о равном доступе к службе в органах внутренних дел не исключает ряда ограничений, связанных с уровнем квалификации кандидата на службу, возрастом кандидата, состоянием здоровья, и иных установленных в законодательстве о службе в органах внутренних дел оснований для ограничения доступа к этому виду государственной службы <14>.
--------------------------------
<14> См.: Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Положение о равном доступе к государственной службе, закрепленное в тексте Конституции РФ и Федеральном законе о службе в ОВД, может быть эффективно обеспечено деятельностью всех органов государственной власти. Значимая роль в данном случае может отводиться Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Однако из анализа доклада этого государственного органа за 2020 г. следует, что за защитой права на равный доступ к государственной службе не обратился ни один гражданин <15>.
--------------------------------
<15> См.: Воронин А.Н., Надирова Р.Р. Организационно-правовые методы обеспечения и защиты равного доступа граждан к государственной службе в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. N 12-1(75). С. 62.
Другим не менее эффективным способом защиты права на равный доступ к государственной службе в органах внутренних дел является судебная защита. По убеждению М.С. Матейковича, судебная защита представляет собой "гарантированный каждому индивиду конституционный механизм охраны его прав и свобод, который выражается деятельностью органов судебной власти по предотвращению нарушений прав и свобод, устранению препятствий для их реализации либо восстановлению нарушенного права посредством установленных законом форм судопроизводства" <16>.
--------------------------------
<16> См. подробнее: Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: проблемы теории и практики. М.: МГУ, 2018. 304 с.
В научной и публицистической литературе встречается упрощенное и ошибочное, по мнению П.А. Астафичева, представление о судебной защите прав человека как обязанности суда "встать на защиту" интересов личности как наиболее слабой стороны в процессуальных отношениях. Вместе с тем обязанность судов по защите прав и свобод стоит воспринимать в институциональном, чем в ином юридическом смысле. Права человека и гражданина защищает не конкретный суд, а правосудие и судебная власть в целом <17>.
--------------------------------
<17> См.: Астафичев П.А. Судебная форма защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: приоритеты и проблемы совершенствования // Реализация Конституции Российской Федерации: состояние и перспективы: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Омск, 2022. С. 75.
Вопрос обеспечения прав и свобод граждан лежит на почве организации конституционного (до недавнего времени уставного) правосудия. Особое место в защите исследуемого конституционного права граждан принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации (далее по тексту - Конституционный Суд РФ) как высшему судебному органу конституционного контроля.
Конституционный Суд РФ в Определении от 21 ноября 2013 г. N 1865-О указал на специфику служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Данная специфика вкратце сводится к следующему. Служба в данных органах представляет собой особый вид государственной службы, которая направлена на реализацию публичных интересов, что, в свою очередь, предопределяет наличие у сотрудников органов внутренних дел специального правового статуса. Для этой категории государственных служащих существуют особые требования к личным и деловым качествам, что обусловлено задачами, которые стоят перед органами внутренних дел.
Необходимость судебной защиты и выявления подлинного конституционно-правового смысла оспариваемых законоположений при обращении в Конституционный Суд РФ по вопросам поступления на государственную службу, в том числе в органах внутренних дел, связана с наличием противоправных или неконституционных оснований для отказа в доступе к государственной службе. В одном из своих относительно ранних решений Конституционный Суд усмотрел возрастную дискриминацию в практике увольнения по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, без учета воли увольняемого и его способности к продолжению несения службы <18>.
--------------------------------
<18> См.: Астафичев П.А. Административно-правовые гарантии и ограничения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 7. С. 40 - 44.
Существуют правовые позиции Конституционного Суда РФ, непосредственно не связанные со службой в органах внутренних дел, вместе с тем оказывающие влияние на механизм реализации равного доступа к данному виду государственной службы. Такого рода решением можно считать Постановление от 7 июля 2022 г. N 29-П.
Позицию Конституционного Суда РФ можно вкратце охарактеризовать следующим образом. Служебная деятельность в качестве гражданского служащего осуществляется в публичных интересах, неразрывно связана с осуществлением особых государственных функций и должна отвечать принципу стабильности как часть единой и целостной системы государственной службы в нашем государстве. Данное обстоятельство предполагает сохранение статуса государственного служащего в единой системе органов государства при перераспределении кадрового состава. Принципиально важным является баланс частных и публичных интересов на государственной службе, при их соответствии конституционным нормам и принципам. Важной особенностью государственной службы является существенное ограничение свободы служебного контракта, значительная часть которого устанавливается в нормативном порядке <19>.
--------------------------------
<19> 11 июля 2022 г. Конституционный Суд РФ опубликовал Постановление N 29-П, принятое в соответствии со ст. 47.1 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. URL: http://www.ksrf.ru (дата обращения: 06.02.2023).
Итак, на основе изложенного сделаем ряд теоретических выводов и предположений относительно перспектив реализации равного права на доступ к службе в органах внутренних дел в нашем государстве.
Развитие нормативных правовых основ государственной службы к настоящему времени происходит по пути дифференцированной юридической регламентации ввиду отсутствия совместимости законодательных статусов различных правоохранительных органов. Представляется, что в современных реалиях отсутствует необходимость в правоохранительной службе как собирательной категории, объединяющей иные виды государственной службы, за исключением гражданской и военной службы.
Равный доступ к службе в органах внутренних дел - это закрепленное в Конституции РФ и уточненное в федеральном законодательстве о службе в этих органах конституционное положение, предоставляющее возможность гражданам поступить на службу в органы внутренних дел без какой-либо дискриминации и реализовать свой личностный и профессиональный потенциал на благо общества и государства.
Литература
1. Астафичев П.А. Административно-правовые гарантии и ограничения конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе / П.А. Астафичев // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. N 7. С. 40 - 44.
2. Астафичев П.А. Судебная форма защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: приоритеты и проблемы совершенствования / П.А. Астафичев // Реализация Конституции Российской Федерации: состояние и перспективы: Материалы VI Международной научно-практической конференции (г. Омск, 15 - 16 декабря 2021 г.): Сборник научных статей / Члены редакционной коллегии: В.А. Гусев, М.А. Бучакова, С.М. Гасанова [и др.]; Председатель редакционной коллегии С.К. Буряков. Омск: Омская академия МВД РФ, 2022. С. 75 - 79.
3. Васильева С.В. "Нижние этажи" демократии: правовые формы участия некоммерческих неправительственных организаций в управлении делами государства / С.В. Васильева // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 1. С. 8 - 13.
4. Воронин А.Н. Организационно-правовые методы обеспечения и защиты равного доступа граждан к государственной службе в Российской Федерации / А.Н. Воронин, Р.Р. Надирова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. N 12-1(75). С. 60 - 64.
5. Липчанская М.А. Конституционные проблемы соотношения понятий "управление делами государства" и "участие граждан в управлении делами государства" / М.А. Липчанская // Вестник Саратовской государственной академии права. 2011. N 1. С. 32 - 35.
6. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации: проблемы теории и практики / М.С. Матейкович. Москва: МГУ, 2018. 304 с.
7. Ороева О.Д. К вопросу о месте службы в органах внутренних дел в системе государственной службы в Российской Федерации / О.Д. Ороева, П.Н. Маюров // Problems of the development of modern science: theory and practice: collection of scientific articles (Madrid, Spain, 27 April 2018) / science ed. by S.I. Drobyazko. Madrid, Spain: Cartero Publishing House, 2018. С. 119 - 127.
8. Прокошина Т.В. Реализация права граждан на равный доступ к государственной службе: конституционный и административно-правовой анализ: Автореферат диссертации кандидата юридических наук / Т.В. Прокошина. Москва, 1998. 23 с.
9. Россинский Б.В. О законодательной дефиниции государственной службы / Б.В. Россинский // История становления и современное состояние исполнительной власти в России: Материалы научно-технической конференции (г. Москва, 1 сентября 2002 г.): Сборник научных статей / Ответственный редактор Н.Ю. Хаманева. Москва: Новая правовая культура, 2003. С. 158 - 165.
10. Селяков Н.А. Вопросы правового статуса государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации / Н.А. Селяков, Ж.А. Жданов // На пути к гражданскому обществу. 2019. N 2(34). С. 18 - 22.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.