Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Гражданский процесс. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВОСУДИЯ В ГРАЖДАНСКОМ И АРБИТРАЖНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
Т.В. ЯРОШЕНКО
Актуальность темы исследования. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации форма судебной защиты прав и охраняемых законом интересов является основной и приоритетной. Важное место в совершенствовании судебной формы защиты отводится развитию электронного правосудия, которое призвано обеспечить открытость, доступность и прозрачность правосудия, а также прозрачность судебных решений, что, в свою очередь, закономерно приведет к повышению эффективности судопроизводства <1>.
--------------------------------
<1> Решетняк В.И., Смагина Е.С. Информационные технологии в гражданском судопроизводстве (российский и зарубежный опыт): учебное пособие. М.: Городец, 2017. С. 41.
Целями исследования являются анализ этапов развития электронного правосудия в гражданском и арбитражном судопроизводстве, раскрытие понятия электронного правосудия, рассмотрение вопросов правового регулирования в гражданском и арбитражном процессе, а также перспектив использования искусственного интеллекта в судебной системе.
Президент РФ одним из первых поддержал идею внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества, была разработана Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы <2>.
--------------------------------
<2> Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы (одобрена Советом судей РФ 5 декабря 2019 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
Электронное государство включает в себя такие механизмы, как подача документов в электронной форме без дальнейшего их дублирования на бумажном носителе; электронные базы данных; онлайн-платежи; дистанционное оказание государственных услуг; межведомственное взаимодействие <3>.
--------------------------------
<3> Малик Е.Н., Шедий М.В., Пикалов Б.В. "Электронное правительство" как интегративная платформа предоставления государственных услуг // Управленческое консультирование. 2020. N 9 (141). С. 22.
Некоторые ученые считают, что "электронное государство представляет собой систему электронного документооборота государственного управления, основанную на автоматизации управленческих процессов" <4>. С данной точкой зрения согласиться в полной мере нельзя, так как концепция электронного государства - это больше, чем электронный документооборот. Более верной представляется позиция ученых, которые под электронным государством понимают способ, с помощью которого государство использует инновационные, информационные и коммуникационные технологии для быстрого доступа к информации и услугам, предоставляемым государством <5>.
--------------------------------
<4> Балюков А.С., Логуа Р.А., Ружников В.А. Проблематика электронного правительства в работах отечественных и зарубежных авторов // Вестник СамГУ 2014. N 6 (117). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problematika-elektronnogo-pravitelstva-vrabotah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-avtorov (дата обращения: 18.02.2023).
<5> Логуа Р.А., Балюков А.С. Электронное правительство в цифровую эпоху: концепция, практика и развитие // Основы экономики, управления и права. 2014. N 5 (17). С. 12 - 19.
Была принята национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", в рамках которой реализуется программа "Электронное государство", частью которой выступает "Электронное правосудие".
Основные направления программы "Электронное правосудие":
1) создание единой системы документооборота и межведомственного взаимодействия;
2) совершенствование механизма подачи документов в виде электронного документа;
3) использование информационных и коммуникационных технологий непосредственно в судебном процессе;
4) обеспечение баланса между публичными и частными интересами.
Понятие электронного правосудия
Электронное правосудие - это динамично развивающийся институт судебной власти, который подвержен постоянной трансформации. Представители юридической науки на сегодняшний день так и не пришли к единой позиции относительно использования технической терминологии в нормативно-правовых актах. Есть ли необходимость в закреплении специальной неюридической терминологии, или достаточно того, что данный неюридический термин будет употребляться в том значении, которое выработано для него соответствующей технической отраслью?
Комитет министров Совета Европы в своих Рекомендациях указывает, что электронное правосудие в процессуальной форме осуществляется посредством использования информационно-телекоммуникационных технологий с целью повышения его качества и доступности и реализуется с использованием электронного взаимодействия и обмена данными, а также с обеспечением доступа к информации судебного характера <6>.
--------------------------------
<6> Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec (2009)1 государствам-участникам относительно электронной демократии и пояснительная записка от 18 февраля 2009 г. // СПС "КонсультантПлюс".
В юридической литературе существуют две противоположные точки зрения относительного понятия "электронное правосудие". В узком смысле под электронным правосудием понимается либо форма и способ процесса, либо категория судопроизводства. Данный подход реализован в Концепции развития информатизации судов до 2020 года. Данный подход предполагает рассматривать электронное правосудие как процессуальную категорию.
В противопоставление процессуальному определению существует расширенный подход к определению электронного правосудия как совокупности "автоматизированных сервисов, предоставляющих возможности для публикации судебных актов и ведения электронного дела" <7>.
--------------------------------
<7> Жданова Ю.А. Правовая природа электронного правосудия и его место в системе институтов информационного общества // Административное право и процесс. 2015. N 4. С. 80 - 83.
Стоит отметить, что объем, в котором будет реализовано электронное правосудие в каждом конкретном деле, может быть разным, так как это будет зависеть в большей части от самих участников судебного процесса. Например, участник процесса направил какой-либо документ с помощью заказной корреспонденции, но изъявил желание участвовать в судебном заседании удаленно посредством использования системы видео-конференц-связи (далее - ВКС).
Следует обратить внимание на то, что не стоит подменять деятельность по информатизации судебной системы электронным правосудием. Информатизация - это информационно-техническое обеспечение деятельности судов. Так, не стоит относить к электронному правосудию получение информации о деятельности суда либо о ходе рассмотрения дела.
Такие ученые, как В.В. Андрощук и Е.Н. Швед, определяют электронное правосудие через совокупность его элементов, а также с учетом возможности применения искусственного интеллекта в процессуальной деятельности <8>.
--------------------------------
<8> Борисова Л.В. Электронное правосудие как форма судебной защиты в России // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 6. С. 105 - 111.
Многие проблемы электронного правосудия связаны с вопросами организации судебной деятельности, распределением судебных ресурсов.
Правовое регулирование электронного правосудия в гражданском и арбитражном судопроизводстве
Согласно позиции Совета Европы под электронным правосудием следует понимать "использование технологий всеми заинтересованными сторонами в системе судебной власти в целях повышения эффективности и качества государственных услуг" <9>.
--------------------------------
<9> Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec (2009)1 государствам - участникам Совета Европы по электронной демократии (приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров) // Сайт ЦИК РФ. URL: cikrf.ru/international/recommend.doc (дата обращения: 10.02.2023).
В Российской Федерации внедрению информационных технологий способствовало кризисное состояние судебной системы в начале XXI в., когда были проблемы с финансированием и материально-техническим оснащением судов, количество обращений и сроки их рассмотрения только увеличивались. В связи с этим была разработана первая Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы" <10>. Программа была направлена на информационное обеспечение и внедрение современных технологий.
--------------------------------
<10> Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2002 - 2006 годы", утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805 // СПС "КонсультантПлюс".
Следующий этап развития электронного правосудия начался с принятием Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2012 годы" <11>. Целями данной программы являются создание общедоступного сервиса по формированию судебной практики, осуществление регулярного мониторинга общественного мнения относительно качества работы судов.
--------------------------------
<11> Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2007 - 2012 годы", утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. N 583 // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, технологическая модернизация судебной системы способствовала эволюции научного понимания электронного правосудия. Так, с 2007 г. появилась система ГАС "Правосудие" в судах общей юрисдикции, что повлекло внесение изменений в нормы процессуального законодательства Российской Федерации <12>.
--------------------------------
<12> Хисамов А.Х. Тенденции интеграции информационных технологий в цивилистический процесс // Вестник гражданского процесса. 2018. N 1. С. 229 - 247.
Значительным событием стало принятие Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" <13>.
--------------------------------
<13> Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // СПС "КонсультантПлюс".
Некоторые суды по своей инициативе занимаются просветительской деятельностью и публикацией пресс-релизов в социальных сетях. Так, Арбитражный суд г. Москвы в своем Телеграм-канале оперативно отвечает на возникающие у представителей вопросы как организационно-технического характера, так и по поводу расписания заседаний. Калининградский областной суд в своем Телеграм-канале публикует пресс-релизы в отношении не только дел, находящихся на рассмотрении в областном суде, но и в отношении дел, находящихся на рассмотрении в судах Калининградской области. Такая инициатива связана с целью обеспечения прозрачности рассмотрения дел в судах, а также повышения уровня юридической грамотности среди граждан.
С внесением изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ <14> (далее - АПК РФ) появилась возможность подачи исковых заявлений, заявлений и жалоб в электронной форме, урегулировано применение системы ВКС, аудиопротоколирование стало обязательным, стало возможным извещение о судебном заседании через сайты судов или по электронной почте. Положительный опыт арбитражных судов послужил началу внедрения электронного правосудия в суды общей юрисдикции <15>.
--------------------------------
<14> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
<15> Порядок подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (утв. Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 г. N 251) // СПС "КонсультантПлюс".
Так, в Обобщении апелляционной практики <16> представлено дело, в котором суд пришел к выводу о том, что направление в суд искового заявления и иных документов в электронном виде, а также электронного образца документа с личного электронного адреса, а не через личный кабинет пользователя ГАС "Правосудие" не соответствует порядку, предусмотренному ч. 1.1 ст. 3 ГПК РФ. Поскольку заявление поступило с личного электронного адреса, а не через личный кабинет пользователя ГАС "Правосудие", суд пришел к выводу, что заявителем направлена в суд светокопия заявления о взыскании судебных расходов, а светокопия подписи на заявлении не может быть расценена в качестве подписи согласно п. 4 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ.
--------------------------------
<16> Обобщение апелляционной практики судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда за 12 месяцев 2021 года // СПС "КонсультантПлюс".
В настоящий момент действует Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы", которая ставит задачи по созданию мобильного правосудия, формированию электронных дел, а также по расширению использования систем дистанционного участия в заседаниях.
Пандемия заставила принимать оперативные меры регулирования по обеспечению нормального функционирования деятельности судов в условиях самоизоляции. В соответствии с п. 5 Постановления Президиума Верховного Суда РФ от 8 апреля 2020 г. N 821 <17> во многих арбитражных судах была реализована возможность проведения онлайн судебного заседания (доступ предоставлялся через платформу "Картотека арбитражных дел").
--------------------------------
<17> Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 821 // СПС "КонсультантПлюс".
Стало возможным проведение онлайн судебных заседаний, в которых участники процесса в момент заседания могут находиться в абсолютно любом месте (дома, в офисе и т.д.) <18>.
--------------------------------
<18> Проект федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации", подготовлен Минюстом России 19 октября 2020 г. // СПС "КонсультантПлюс".
Президент РФ отметил: "Эксперты Еврокомиссии единодушно сочли российскую судебную систему наиболее оперативной, технологически развитой и наименее финансово затратной для граждан" <19>.
--------------------------------
<19> Стенограмма выступления Владимира Путина на совещании судей судов // Сайт о Президенте России. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-vladimira-putina-na-soveschanii-sudei-sudov-09-02-2021.htm.
Отчет комиссии по эффективности правосудия свидетельствует об эффективности использования систем ВКС в судах Российской Федерации. Российские суды получили наивысшую оценку среди стран Европейского союза <20>. Пандемия способствовала внедрению технологий в судебную систему Российской Федерации. Работа арбитражных судов и судов общей юрисдикции Российской Федерации, исходя из статистических данных, была оперативно переведена в электронный формат <21>.
--------------------------------
<20> Efficiency and quality of justice in Europe: 2020 Report. The European Commission on the Effectiveness of Justice (ECEP). Strasbourg October 22, 2020. URL: https://www.coe.int/ru/web/portal/-/efficiency-and-quality-of-justice-in-europe-2020-repor.
<21> Доклад Председателя Верховного Суда Российской Федерации на совещании судей судов от 9 февраля 2021 г. // Верховный Суд Российской Федерации. URL: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/29637/ (дата обращения: 20.10.2022).
Проблемные вопросы
1. Проблемы, связанные с защитой информации. Выделение денежных средств для защиты такой информации может привести к огромным тратам, и, помимо этого, такими действиями может быть причинен ущерб самому суду и участникам процесса. Данная проблема до сих пор остается нерешенной.
2. Проблема с технологической обеспеченностью судов в регионах, что существенно ограничивает применение систем электронного правосудия.
3. Как причина вышестоящей проблемы - это разный объем финансирования регионов, отсутствие либо недостаточное количество профессиональных кадров в данной сфере.
4. Проблема недостаточной информированности и, как следствие, низкий уровень доверия у населения к системам электронного правосудия как альтернативе привычной форме судопроизводства.
Перспективы использования искусственного интеллекта в судебной системе
На сегодняшний день в качестве основных задач по развитию электронного правосудия можно выделить следующее: использование современных технологий в судебной деятельности, таких как система искусственного интеллекта и других IT-технологий; объединение сервисов и создание единой судебной сети, охватывающей все сферы судебной деятельности; создание доступных и понятных в пользовании сервисов для граждан; внедрение повсеместного использования электронного документооборота; повышение уровня привлекательности работы в судебной системе для молодых специалистов.
Особый интерес представляют перспективы использования искусственного интеллекта в судебной системе. Понятие "искусственный интеллект" дано в стратегии развития искусственного интеллекта <22>. В настоящее время активно обсуждается возможность использования программ искусственного интеллекта непосредственно в процессе осуществления правосудия <23>.
--------------------------------
<22> Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утверждена Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 // СПС "КонсультантПлюс".
<23> Брежнев О.В. Реформа судебной системы России 2018 г.: конституционно-правовое измерение // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 1; СПС "КонсультантПлюс".
Комиссией по эффективности правосудия была принята Хартия о применении искусственного интеллекта в судебной практике. Данной Хартией устанавливается, что искусственный интеллект (далее - ИИ) не должен нарушать или ущемлять основные права и законные интересы <24>; ИИ должен способствовать недопущению дискриминации; должен выступать гарантией качества и безопасности. Обязательными условиями применения ИИ в судебной деятельности являются контроль за деятельностью искусственного интеллекта, а также возможность судьи отходить от решения, принятого ИИ <25>.
--------------------------------
<24> Гоц Е.В. Пути эффективного расходования государственных средств при проведении государственных закупок // Экономика и право. XXI век. 2014. N 4. С. 27 - 34.
<25> Жарова А.К., Мальцева С.В. Защита интеллектуальной собственности: учебник. М., 2016.
В целях развития искусственного интеллекта в судебной системе происходит разработка сервиса "Правосудие онлайн". Данный суперсервис представляет собой основу электронного правосудия и предусматривает внесение ряда изменений в АПК РФ, ГПК РФ и иные законодательные акты, направленных на применение электронных документов, а также регулирующих возможность удаленного участия в судебных заседаниях.
При наличии технической возможности участники процесса смогут участвовать в судебном заседании путем использования системы веб-конференции. Главное отличие системы веб-конференции от системы ВКС заключается в следующем: система ВКС предусматривает установление дистанционной связи по принципу "суд - суд", а система веб-конференции предоставляет возможность дистанционного участия из любого места, без привязки к местонахождению какого-либо государственного органа. Возможность участия с использованием технологии веб-конференции будет обеспечена за счет технологии биометрической аутентификации по лицу и голосу.
Суперсервис будет иметь функцию составления проектов судебных актов с использованием технологий искусственного интеллекта на основе анализа законодательства и материалов дела. Так, санкции непосредственно не направлены на подрыв судебной системы Российской Федерации, но могли бы повлиять опосредованно в случае, если российские суды были бы оснащены иностранным программным обеспечением. Именно технологическая независимость российского электронного правосудия от зарубежного программного обеспечения позволила сохранить не только стабильность в работе судебной системы, но и возможность совершенствования в условиях экономических санкций.
Вывод. Электронное правосудие в гражданском и арбитражном судопроизводстве успешно развивается и совершенствуется. Однако остаются нерешенными некоторые проблемные вопросы, требующие совершенствования законодательства.
Литература
1. Балюков А.С. Проблематика электронного правительства в работах отечественных и зарубежных авторов / А.С. Балюков, Р.А. Логуа, В.А. Ружников // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. N 6 (117). С. 30 - 38.
2. Борисова Л.В. Электронное правосудие как форма судебной защиты в России / Л.В. Борисова // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. N 6. С. 105 - 111.
3. Брежнев О.В. Реформа судебной системы России 2018 г.: конституционно-правовое измерение / О.В. Брежнев // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 1. С. 43 - 47.
4. Гоц Е.В. Пути эффективного расходования государственных средств при проведении государственных закупок / Е.В. Гоц // Экономика и право. XXI век. 2014. N 4. С. 27 - 34.
5. Жарова А.К. Защита интеллектуальной собственности: учебник для бакалавриата и магистратуры / А.К. Жарова, С.В. Мальцева; под общей редакцией С.В. Мальцевой. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2016. 302 с.
6. Жданова Ю.А. Правовая природа электронного правосудия и его место в системе институтов информационного общества / Ю.А. Жданова // Административное право и процесс. 2015. N 4. С. 80 - 83.
7. Логуа Р.А. Электронное правительство в цифровую эпоху: концепция, практика и развитие / Р.А. Логуа, А.С. Балюков // Основы экономики, управления и права. 2014. N 5 (17). С. 12 - 19.
8. Малик Е.Н. "Электронное правительство" как интегративная платформа предоставления государственных услуг / Е.Н. Малик, М.В. Шедий, Б.В. Пикалов // Управленческое консультирование. 2020. N 9 (141). С. 19 - 30.
9. Решетняк В.И. Информационные технологии в гражданском судопроизводстве (российский и зарубежный опыт): учебное пособие / В.И. Решетняк, Е.С. Смагина. Москва: Городец, 2017. 304 с.
10. Хисамов А.Х. Тенденции интеграции информационных технологий в цивилистический процесс / А.Х. Хисамов // Вестник гражданского процесса. 2018. N 1. С. 229 - 247.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданский процесс, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.