Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛИЦИИ
Л.П. ЭСТАМИРОВА, Д.Н. ПАЛАГИН
Необходимость разработки и применения административно-правовых мер обеспечения собственной безопасности полиции вызвана спецификой задач и основных направлений ее административной деятельности. Охрана общественного порядка и обеспечение безопасности, борьба с преступностью, осуществление оперативно-розыскных мероприятий сопряжены с повышенным риском для жизни и здоровья служащих и членов их семей, а также требуют разработки мероприятий обеспечения безопасности служебной информации и материально-технической базы от противоправных посягательств.
Для этого Концепция обеспечения собственной безопасности в системе МВД России (далее - Концепция) предусматривает проведение ряда мер противодействия угрозам в информационной сфере, в области защиты жизни и здоровья сотрудников полиции, материально-технической базы от террористических и преступных посягательств, а также угрозам, дискредитирующим систему полиции, честь и достоинство ее сотрудников.
Меры обеспечения информационной безопасности полиции направлены на защиту персональных, оперативных и иных информационных данных, государственной тайны. Меры обеспечения информационной безопасности полиции обеспечивают противодействие угрозам криминального и некриминального характера. К числу первых можно отнести внедрение вредоносных программ, хищение и уничтожение информационных носителей, копирование информации с электронных носителей <1>. К угрозам некриминального характера относятся халатность личного состава, отказ информационных и технических систем, чрезвычайные ситуации природного характера, внедрение в компьютерные системы вредоносной информации <2>.
--------------------------------
<1> См. подробнее: Флоря Д.Ф. Средства обнаружения организованного противодействия расследованию // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. N 1.
<2> См.: Костюченко К.Л. Новые акценты в обеспечении информационной безопасности органов внутренних дел // Вестник Уральского юридического университета МВД России. 2014. N 4. С. 30.
Эти меры направлены на обеспечение безопасности информации и информационных систем от несанкционированного доступа, утечки и хищения информации, ее модификации и подделки. Современные средства защиты обладают способностью своевременного выявления попыток копирования и уничтожения информации и их блокирования.
Особое внимание должно быть направлено на эксплуатацию импортных средств связи и информации, поступающих на техническое вооружение органов полиции. Не исключена возможность внедрения в них в качестве комплектующих программных и технических элементов, допускающих дистанционное управление ими. Последнее может привести к сбою в системах управления, копирования и уничтожения информации. Анализ ведомственного законодательства в области информационной безопасности показывает нерешенность этой проблемы в организационном плане. Для ее разрешения целесообразным было бы введение отдельных подразделений, специализирующихся на диагностике зарубежной аппаратуры и информационных систем на предмет выполнения внешних нештатных команд.
Общее руководство обеспечением информационной безопасности полиции и контроль реализации в этом направлении мер возложены на специальный Департамент в структуре центрального аппарата МВД России <3>. Непосредственная реализация мер информационной безопасности осуществляется Главным центром связи и защиты информации МВД России <4>.
--------------------------------
<3> См.: Положение о Департаменте информационных технологий, связи и защиты информации МВД России. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/mvd/structure1/Departamenti/Departament_informacionnih_tehnologij_sv/Polozhenie (дата обращения: 28.04.2023).
<4> См.: Положение о Федеральном казенном учреждении "Главный центр связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации". URL: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/000/890/820/Struktura_GTsSiZI_MVD_Rossii.PNG (дата обращения: 28.04.2023).
Одной из мер обеспечения государственной тайны в системе МВД России является оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну <5>.
--------------------------------
<5> См.: Приказ МВД России от 20 августа 2010 г. "Об утверждении Инструкции о порядке допуска сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, военнослужащих и гражданского персонала внутренних войск МВД России к государственной тайне" // СПС "КонсультантПлюс".
В целом защита государственной тайны в системе полиции охватывает три группы мер:
а) установление требований и предписаний по обеспечению режима секретности и конспирации техническими, организационными и иными мерами;
б) установление запретов и ограничений, пресекающих утечку секретных сведений и материалов;
в) формирование системы подразделений по обеспечению выполнения требований законодательства по защите государственной тайны (подразделения специального режима, технической защиты информации, специальной связи, оперативные аппараты).
Важнейшим направлением обеспечения собственной безопасности полиции является информационно-психологическое обеспечение безопасности органов полиции, реализуемое по следующим направлениям: защита полиции от дискредитации, защита чести и достоинства ее сотрудников.
Деловая репутация является одним из условий эффективной деятельности полиции. Как и любой другой орган исполнительной власти, полиция сталкивается с фактами дискредитации. Отрицательное общественное мнение о деятельности полиции и недоверие к ней как к субъекту обеспечения порядка и безопасности способно парализовать готовность сотрудников органов внутренних дел выполнять служебные обязанности в соответствии с законодательно установленными принципами. Не случайно в юридической литературе отмечается разрушающее воздействие дискредитации на мотивацию службы в органах внутренних дел.
Основными мерами защиты полиции от дискредитации, защиты чести и достоинства ее сотрудников являются: проведение мониторинга СМИ на предмет размещения публикаций, дискредитирующих органы полиции, а также проверок по выявленным фактам дискредитации; осуществление правовой помощи сотрудникам полиции в опровержении недостоверной информации.
Концепция обеспечения собственной безопасности в качестве одного из направлений предусматривает деятельность по формированию положительного образа сотрудника полиции. Она осуществляется посредством пропаганды. Предпринимаемые меры направлены на оптимизацию взаимодействия с институтами гражданского общества в целях стабилизации имиджа полиции в глазах общественности <6>. К их числу можно отнести меры культурно-просветительского, стимулирующего, информационно-пропагандистского характера.
--------------------------------
<6> См.: Тимко С.А., Жайворонок А.В. Пропаганда и агитация в деятельности органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. N 4. С. 44.
Основным направлением реализации организационно-пропагандистских мер является взаимодействие с институтами гражданского общества через СМИ в форме проведения встреч, брифингов, круглых столов, прямых эфиров, а также размещение информации о деятельности полиции в ведомственных печатных СМИ, электронных изданиях и на официальном сайте в сети Интернет. Названные меры направлены на обеспечение прозрачности деятельности полиции. Отсутствие последней ведет к отчуждению населения, к противодействию принимаемым на официальном уровне решениям <7>. Поэтому важна заинтересованность государства в организации и реализации пропагандистских мер.
--------------------------------
<7> См.: Сплавская Н.В., Сохань М.К. Взаимодействие пресс-служб в системе МВД со средствами массовой информации и гражданами // Государство и право в XXI веке. 2016. N 1. С. 67.
Полагаем, что формирование правосознания населения и различных институтов гражданского общества должно быть комплексным. Меры воздействия должны разрабатываться с учетом интересов различных социальных групп.
Меры обеспечения безопасности инфраструктуры полиции направлены на защиту объектов полиции от преступных и террористических посягательств. Их реализация гарантирует решение полицией служебных задач независимо от условий оперативной обстановки.
Безопасность инфраструктуры полиции обеспечивается также инженерно-техническими мерами. Такие меры можно подразделить на меры, направленные на обеспечение:
а) технической укрепленности объектов инфраструктуры полиции;
б) пропускного режима;
в) противокриминальной защиты объекта;
г) антитеррористической защиты объекта.
Помимо этого, рядом ведомственных нормативных актов предусматривается осуществление ряда мер по непосредственной охране и обороне собственных объектов полиции. Эти меры касаются не только непосредственной организации и осуществления охранных и оборонных мероприятий, но и психологической готовности личного состава к отражению нападения, методического обеспечения деятельности по охране объектов, подготовки кадров.
Одной из мер обеспечения целостности системы полиции является укрепление информационно-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел. Указанная мера направлена на сохранение способности сотрудников полиции выполнять поставленные задачи в условиях информационно-психологических войн, направленных на дезорганизацию, деморализацию властных институтов и населения.
Особенности функционирования полиции в условиях информационно-психологической войны являются малоизученным направлением в российской юридической науке. Поэтому основной задачей морально-психологической подготовки полиции является выработка навыков устойчивости к деструктивным информационно-психологическим воздействиям.
Следовательно, в каждом сотруднике полиции необходимо формировать устойчивость к вредным информационным воздействиям и вырабатывать навыки противодействия деструктивным информационным вызовам. Это позволит:
а) своевременно выявлять информационные атаки;
б) понимать суть распространения деструктивной информации и вырабатывать линию противодействия;
в) вырабатывать механизмы психологической адаптации к информационным потокам.
Меры обеспечения информационно-психологической безопасности полиции должны быть направлены на выработку способности личного состава полиции понимать истинные целевые установки трансляторов информации и фильтровать информационные воздействия через призму служения праву.
Программа морально-психологической подготовки направлена, по нашему мнению, на формирование аксиологических и духовно-нравственных основ служебного поведения. Сотрудник с развитыми морально-психологическими установками менее подвержен информационно-психологическому воздействию вследствие способности пропускать информацию и алгоритм будущих решений через ценностные фильтры.
Одной из административно-правовых мер противодействия совершению правонарушений в системе полиции является проведение служебных проверок. Служебная проверка проводится руководителем подразделения органа внутренних дел, в составе которого функционирует кадровое подразделение.
Основанием для проведения служебной проверки является наличие данных, свидетельствующих о совершении дисциплинарного проступка.
Комплекс мер административно-правового характера направлен на противодействие коррупции и иным противоправным действиям в системе полиции.
Следует отметить, что основной объем названных мер реализуется подразделениями ГУСБ МВД России. В рамках проводимых мероприятий подразделения собственной безопасности реализуют дифференцированный подход не только к выявлению и пресечению противоправной деятельности в системе полиции (лоббирование интересов коммерческих структур, слияние с криминальным миром; вмешательство в коммерческую деятельность организаций, выстраивание схем обхода установленных законодательством запретов и ограничений по службе и др.), но и к изучению факторов, способствующих злоупотреблениям по различным направлениям деятельности полиции в рамках конкретного подразделения.
Таким образом, административно-правовые меры обеспечения собственной безопасности полиции носят комплексный характер. Их реализация направлена на минимизацию и ликвидацию угроз собственной безопасности полиции, исходящих как от самой системы полиции, так и из внешней среды. Целевая направленность названных угроз обеспечила широкий спектр административно-правовых мер их отражения и нейтрализации.
Литература
1. Костюченко К.Л. Новые акценты в обеспечении информационной безопасности органов внутренних дел / К.Л. Костюченко // Вестник Уральского юридического университета МВД России. 2014. N 4. С. 30 - 32.
2. Сплавская Н.В. Взаимодействие пресс-служб в системе МВД со средствами массовой информации и гражданами / Н.В. Сплавская, М.К. Сохань // Государство и право в XXI веке. 2016. N 1. С. 63 - 68.
3. Тимко С.А. Пропаганда и агитация в деятельности органов внутренних дел / С.А. Тимко, А.В. Жайворонок // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. N 4 (55). С. 43 - 47.
4. Чернилов В.И. Психологическая устойчивость личного состава органов внутренних дел к деструктивным информационно-психологическим угрозам / В.И. Чернилов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. N 3 (66). С. 3 - 6.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.