Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ "ПРАВОВОЙ АКТ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ"
К.С. ВОЛКОВ
Обращение к научной юридической литературе позволяет отметить, что в большинстве случаев дефиниции определяются посредством отнесения определяемого термина к общему родовому понятию и выделения их видовых признаков. В равной степени эта практика относится к толкованию правовых актов органов публичного управления. Несмотря на единство мнений исследователей, подход к выработке определения через отнесение его к ближайшему роду и видовым отличиям порождает многообразие дефиниций, отличающихся по указанной родовой принадлежности, а также по характеристикам видовых отличий. Анализ содержания дефиниций показывает, что представленные в них квалифицирующие признаки документов, действий и форм действий существенно отличаются. Это положение касается и правовых актов управления органов внутренних дел, что порождает неопределенность. По этой причине данная проблематика является актуальной и требует внимательного изучения.
Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечиваются теоретическим анализом российской и зарубежной научной литературы, нормативных правовых актов.
Термин "правовой акт управления органов внутренних дел" имеет богатое семантическое поле: "административный акт", "акт управления", "правовой акт управления", "юридический акт", "правовая форма деятельности".
Определение понятия "правовой акт управления" остается довольно непростой научной задачей. Многие авторы используют указанный термин.
В работе Ю.М. Козлова термин "правовой акт управления" определяется как властное волеизъявление должностных лиц, построенное на законе, направленное на установление административно-правовых норм, либо появление, трансформацию и полное прекращение административно-правовых отношений. Необходимость совершения указанных в определении действий определяется задачами и функциями органов исполнительной власти <1>.
--------------------------------
<1> Козлов Ю.М. Административное право: учеб. пособие. М.: Юристъ, 2007. 554 с.
Несколько иное по смыслу определение этого же понятия дает Ю.Н. Старилов, определяющий направленность такого акта на регулирование управленческих отношений и разрешение споров, позволяющее установить либо изменить правовой статус субъектов, наделяющее их носителями государственный власти. Создается такой акт в административном порядке компетентными органами и должностными лицами на основе предусмотренных процедур, преследующих достижение управленческих целей <2>. Похожей точки зрения придерживается в своей работе П.И. Кононов, придавая административно-правовому акту форму официального документа, влекущего юридически значимые последствия <3>. Важно подчеркнуть, исследователь ничего не говорит о таких формах документов, как конклюдентная и устная. Другие непохожие признаки в дефиниции "правовой акт управления" выделяет А.С. Васильев, характеризуя его направленность на установление, изменение или прекращение действия правовых норм, необходимых для реализации задач и функций исполнительной власти <4>.
--------------------------------
<2> Бахрах Д.Н. Административное право России: учеб. пособие. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2011. 622 с.
<3> Кононов П.И. Основные категории административного права и процесса: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. 415 с.
<4> Васильев А.С. Административное право Украины (общая часть): учеб. пособие. Харьков: Одиссей, 2001. 287 с.
Среди зарубежных авторов интересную для правовой науки трактовку понятия "административный акт" дает Ж. Ведель. По мнению французского исследователя, данный вид актов следует определять в качестве исполнительного решения, представленного в виде юридического акта администрации, принятого для изменения распоряжений посредством либо закрепления, либо предоставления соответствующих прав <5>.
--------------------------------
<5> Ведель Ж. Административное право Франции / пер. с фр. Л.М. Энтина; ред. М.А. Крутоголова / Отдельное издание. М.: Прогресс, 1973. 511 с.
Анализ сущности понятия "правовой акт управления" будет неполным, если не учитывать основные его признаки. На основе теоретического анализа работ российских и зарубежных исследователей следует выделить такие основные признаки правового акта управления, как, например, подзаконность, обязательность (императивность), правомочность, официальность, односторонность и надлежащая оформленность, компетентность <6>, односторонность волеизъявления <7>, властность, должное оформление, направленность на регулирование общественных отношений и определенность места в иерархии правовых актов управления. Поскольку данные признаки детально изучены и представлены в научных трудах других исследователей, то давать их содержательное описание нецелесообразно.
--------------------------------
<6> Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М.: Юринформцентр: Тихомиров, 1998. 798 с.
<7> Угровецкий П.О. Административные акты органов прокуратуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 2011.
Перечисленными общими признаками обладают все правовые акты управления. Правовой акт управления - это решение, которое является волей субъекта, обладающего полномочиями. Властным субъектом, принимающим акт, является государственный орган или иное лицо, обладающее публичной властью. Власть, выступая носителем публичной воли, принимает односторонний правоустановительный акт, что подразумевает признак авторитетности акта, обязательного к исполнению для всех его адресатов, при этом их согласия на осуществление акта не требуется. Реализация акта обеспечивается организационными мерами, методами убеждения и принуждения.
Нормотворческая деятельность является сложным социальным явлением, имеющим одновременно правовую и управленческую природу. В процессе нормотворческой деятельности полномочные органы власти выявляют потребность в правовом регулировании определенных общественных отношений, устанавливают основные вопросы, требующие правовой регламентации, осуществляют выбор целей правового регулирования, объектов, методов и средств правового воздействия путем создания новых правовых норм, отмены, изменения, дополнения, приостановления, продления, распространения и ограничения действия уже принятых правовых норм.
При этом особого внимания заслуживает нормотворчество органов исполнительной власти. Их нормативные правовые акты (подзаконные нормативные акты) способны значительно оперативнее, чем законы, отзываться на изменения в объекте правового регулирования, поэтому позволяют со значительно меньшими потерями преодолевать недостатки в законе до его дополнения законотворцем.
Правовые акты, принимаемые органами власти в пределах своей компетенции, занимают важное место в правовой системе Российской Федерации. Данные акты представляют собой основную форму выполнения их задач и функций.
Целесообразно дифференцировать правовые акты управления от других документов. К одному из таких видов актов относятся процессуальные акты, выступающие правовой формой выражения правосудия, принятие которых связано с нарушением закона каким-либо субъектом. Подобные акты носят индивидуальный правовой характер и касаются участников судебного процесса. Нормы права в них не содержатся. Принятие процессуальных актов происходит при наличии правовых конфликтов или арбитражных ситуаций, что отличает их от правовых актов управления, преимущественно имеющих связь с правомерными действиями власти. Отличительной особенностью гражданско-правовых актов выступает волеизъявление сторон взаимного характера, основанное на равноправии. Договоры подобного типа выражают частные интересы субъектов гражданских правоотношений в отличие от правовых актов управления, где выражены публичные интересы. Отдельную группу составляют имеющие юридическое значение документы, удостоверяющие конкретные факты, но при этом они не могут влиять на правоотношения как правовые акты управления. И самостоятельную группу составляют служебные документы, выступающие источниками сведений, востребованных при формировании правовых актов управления. По своей сути данные документы отличает отсутствие юридического значения.
Сопоставление характеристик и особенностей правовых актов управления с другими типами документов, безусловно, позволяет выделить сущностные особенности первых. В то же время следует отдельно остановиться на изучении вопроса о правовой сущности понятия "правовой акт управления органов внутренних дел". Юридическим актам этого типа свойственны перечисленные общие особенности правовых актов управления. Документы данного типа следует определять в качестве юридических средств правового регулирования работы этого ведомства. Роль правовых актов управления органов внутренних дел выражается в выполнении ими целого ряда функций.
1. Способствуют реализации задач, функций и полномочий органов, подразделений, организаций и учреждений МВД России. Документы этого типа выступают средством руководства и регулирования общественной, административной и политической сфер, так как являются воплощением форм и методов государственного управления внутренними делами.
2. Определяют полномочия и ответственность участников административной деятельности посредством установления норм ведомства, определяющих порядок функционирования служб и подразделений, работы сотрудников <8>. Акты этого типа определяют компетенцию структурных подразделений ведомства, регламентируют организацию работы органов внутренних дел в отдельных сферах жизнедеятельности общества.
--------------------------------
<8> Урумов А.В. Юридическая природа нормативных правовых актов органов внутренних дел России // Современное российское общество: актуальные проблемы борьбы с преступностью: сб. ст.: в 3 т. Нальчик: Эль-Фа, 2007. Т. 2. С. 426 - 434.
3. Конкретизируют и обеспечивают эффективное действие норм законодательства в различных сферах общественных отношений (охрана правопорядка, безопасность дорожного движения и др.).
Издаваемые в органах внутренних дел правовые акты управления наделены государственным властным характером и являются обязательными к исполнению адресатом. Выступая средством властного воздействия, такие правовые акты принимаются на основе поручений. В случае необходимости исполнение правовых актов органов внутренних дел опирается на принудительную силу государства. Несоблюдение изложенных в правовых актах органов внутренних дел предписаний влечет ответственность для виновных лиц <9>.
--------------------------------
<9> Урумов А.В. Правотворчество органов внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2007. 31 с.
Официальная публикация правовых актов управления органов внутренних дел процедурно предусматривает подготовку их проектов, обсуждение, экспертизу, утверждение и прочее. Устанавливают требования к соблюдению данных процедур Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственный регистрации. Кроме того, непосредственно в органах внутренних дел вся нормотворческая работа регламентируется Правилами подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России.
Необходимо признать, что правовые акты управления органов внутренних дел в системе актов российских федеральных органов исполнительной власти имеют самостоятельный характер и занимают особое место. Для обоснования данного тезиса следует привести ряд аргументов. Первый аргумент учитывает, что публичные отношения выступают точкой приложения для органов внутренних дел. По этой причине правовые акты управления органов внутренних дел ориентированы на обеспечение правопорядка и законности на территории России, охраны и полной реализации конституционных прав и свобод граждан. Второй аргумент учитывает широкое поле действия органов внутренних дел, распространяемое на различные типы общественных отношений, складывающихся в сферах охраны правопорядка, профилактики правонарушений, производства по делам об административных правонарушениях, контрольно-надзорной деятельности в сфере миграции, безопасности дорожного движения <10> и многих других направлений деятельности.
--------------------------------
<10> Урумов А.В. Правотворчество органов внутренних дел Российской Федерации.
Следует согласиться с мнением, представленным в монографии О.Ю. Салмановой, которая подчеркивает, что, как и в случаях с другими видами правовых актов, ведущим принципом реализации правовых актов управления органов внутренних дел является принцип законности, реализация которого связана с исполнением, разъяснением и установлением содержания процедур реализации законов <11>.
--------------------------------
<11> Салманова О.Ю. Правовi акти в управлiнськiй дiяльностi Національної. поліції України: монографiя. Харкiв: Панов, 2016. 460 с.
Выводы. Подведение итогов статьи позволяет заключить, что для дефиниции "правовой акт управления органов внутренних дел" характерны как общие черты, свойственные другим правовым актам, так и специфические, отличающие их и наделяющие оригинальными признаками (подзаконность, обязательность, оформленность и др.). Занимая свое место в системе правовых актов Российской Федерации, данные виды правовых актов управления ориентированы на регулирование общих отношений. Среди ведущих признаков понятия "правовой акт управления органов внутренних дел" следует выделить, во-первых, направленность на установление либо изменение действия правовых норм; во-вторых, исполнительное решение в форме юридического акта.
Анализ сущности правовых актов управления органов внутренних дел показывает, что дефиниция "правовой акт управления" имеет значительное разнообразие определений, представленных в научной литературе. Анализ этих определений позволяет заключить, что термины "административный акт" и "акт управления" следует рассматривать как синонимы, связанные с формами административной деятельности, наделенные свойствами правового и административного акта. Обобщение различных точек зрения исследователей (Ю.М. Козлов, Д.Н. Бахрах, А.С. Васильев, П.И. Кононов, Л.Л. Попов, Ю.Н. Старилов) позволяет рассматривать дефиницию "правовой акт управления" в качестве подзаконного властного решения, ориентированного на трансформацию управленческих, общественных и правовых отношений, инициированного субъектами властных отношений либо их должностными лицами.
Роль данных актов выражается в правовом регулировании общественных отношений посредством определения прав и обязанностей их субъектов. Правовой акт управления органов внутренних дел отличает сложная правовая и управленческая сущность. Их использование позволяет оперативно реагировать на изменения, происходящие в объектах правового регулирования при существующих проблемах в законодательстве. Систематизация и сравнительный анализ правовых актов управления органов внутренних дел и других актов разного уровня позволяют выделить ранее не изученные отличительные признаки вторых, отталкиваясь от которых можно изучить свойства и признаки первых. Анализ юридической литературы из ближнего и дальнего зарубежья (Ж. Ведель, О.Ю. Салманова, А.С. Васильев, П.О. Угровецкий) позволяет расширить научные представления о сущности дефиниции "правовой акт управления органов внутренних дел".
Литература
1. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебное пособие / Д.Н. Бахрах. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Эксмо, 2011. 622 с.
2. Васильев А.С. Административное право Украины (общая часть): учебное пособие / А.С. Васильев. Харьков: Одиссей, 2001. 287 с.
3. Ведель Ж Административное право Франции / Ж. Ведель; перевод с французского Л.М. Энтина; редактор М.А. Крутоголова. Москва: Прогресс, 1973. 511 с.
4. Козлов Ю.М. Административное право: учебное пособие / Ю.М. Козлов. Москва: Юристъ, 2007. 554 с.
5. Кононов П.И. Основные категории административного права и процесса: монография / П.И. Кононов. Москва: Юрлитинформ, 2013. 415 с.
6. Салманова О.Ю. Правовi акти в управлiнськiй дiяльностi Національної. поліції України: монографiя / О.Ю. Салманова. Харкiв: Панов, 2015. 460 с.
7. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. Москва: Юринформцентр: Тихомиров, 1998. 798 с.
8. Угровецкий П.О. Административные акты органов прокуратуры: автореферат диссертации кандидата юридических наук / П.О. Угровецкий. Киев, 2011. 16 с.
9. Урумов А.В. Правотворчество органов внутренних дел Российской Федерации: автореферат диссертации кандидата юридических наук / А.В. Урумов. Волгоград, 2007. 31 с.
10. Урумов А.В. Юридическая природа нормативных правовых актов органов внутренних дел России / А.В. Урумов // Современное российское общество: актуальные проблемы борьбы с преступностью: сборник статей. В 3 томах / под общей редакцией З.Л. Шхагапсоева. Нальчик: Эль-Фа, 2007. Т. 2. С. 426 - 434.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.