Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖА КАК СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СПОРОВ
М.Ю. ХАН
Хан Михаил Юрьевич, аспирант кафедры международного права Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации (ВАВТ), помощник адвоката Адвокатского бюро "Гришаев, Маляренко и партнеры", Москва, Россия.
Предмет/тема. В статье анализируется история становления арбитража как средства разрешения межгосударственных споров.
Цели/задачи. Целью исследования является рассмотрение истории развития межгосударственного арбитража. В ходе исследования также были проанализированы основные принципы, регулирующие межгосударственный арбитраж, приведен ряд международных арбитражных институтов.
Методология. Методологическую основу исследования составили исторический, аналитический и системный методы.
Вывод. На ранних этапах развития международных отношений государства разрешали свои споры военным путем. Однако для предотвращения больших потерь государства начали стремиться разрешать свои споры мирным путем, разрабатывая методы и средства мирного разрешения спора, одним из которых стал арбитраж. При этом арбитраж занимает устойчивое положение среди других методов и средств разрешения межгосударственных споров, так как он способствует мирному и справедливому разрешению спора посредством привлечения независимых арбитров. История межгосударственного арбитража свидетельствует о постоянной эволюции этой практики и ее важной роли в разрешении споров между государствами. Важную роль в развитии межгосударственного арбитража играют принципы, которые служат фундаментом для всестороннего рассмотрения спора и вынесения справедливого решения.
В данной статье будет рассматриваться история развития международного арбитража. История международного арбитража, как и истоки международного права в целом, началась с возникновения первых государственных образований. Стоит привести высказывание одного из выдающихся исследователей, профессора Московского университета Л.А. Комаровского: "Практику третейского разбирательства... мы можем проследить до глубокой древности, когда едва начало слагаться само государство" [1, с. 103].
С древнейших времен люди объединялись друг с другом в племена, которые впоследствии преобразовывались в поселения, города и страны. Появление самостоятельных государств дало толчок началу становления межгосударственных отношений. Изначально большинство споров, как территориальных, так и экономических, разрешалось военным путем. Однако длительные войны, уносящие большое количество жизней граждан воюющих стран, а также несоразмерные потери, которые проигравшая сторона несла в случае поражения в конфликте, привели к стремлению государств разрешать свои споры мирным путем, посредством переговоров или привлечения третьих лиц.
Одним из таких средств стал международный арбитраж. Хотя необходимо отметить, что некоторые государства Древнего Востока, античные государства Греции и Рима знали и применяли для урегулирования разногласий процедуру арбитража для разрешения споров сразу при возникновении спора, стараясь не доводить разрешение конфликта в военную плоскость. Например, как указывает Л.А. Комаровский, "много примеров третейских решений представляет нам история Греции" [1, с. 103].
В качестве примера можно привести спор между милетцами и миунтцами. Он примечателен тем, что для разрешения спора были привлечены арбитры из нескольких греческих полисов: Эрифры, Хиос, Клазомены, Лебед и Эфес [2, с. 145].
Таким образом, можем отметить, что изначально международному арбитражу отводилось две функции, которые присущи ему и сегодня:
1) не доводить споры до вооруженного конфликта и решать споры мирным путем;
2) обеспечивать мирное и окончательное решение споров в соответствии с объективными критериями законности и справедливости.
В Средние века все чаще конфликты и споры начинают решаться при посредничестве ведущих правителей развитых стран. В некоторых случаях для разрешения споров привлекались представители католической церкви.
Как отмечает Ф.Ф. Мартенс, "папы неоднократно брали на себя роль третейских судов и разрешали споры между различными европейскими королями..." [3, с. 80].
В процессе развития международного арбитража стали формироваться определенные параметры: какие есть полномочия у арбитров и их количество; насколько высокий статус имеет арбитр; в каком порядке происходит замена судей. Следовательно, стали складываться и принципы третейской процедуры: обязательное исполнение решения двумя сторонами, а юридическим основанием применения арбитражной процедуры являлся так называемый компромисс, или "третейская запись".
XVIII и XIX века становятся определяющими в истории международного арбитража. Отправной точкой стало разбирательство между Великобританией и США. Разрешение спора происходило на основе заключенного между сторонами в 1794 году Договора Джея. Согласно заключенному договору создавались три независимые и смешанные комиссии, которые должны были рассматривать споры согласно их полномочиям.
В ходе практики международного арбитража в XIX веке постепенно выявляется практика, когда третейскими судьями не могут быть главы государств. Здесь довольно логичное объяснение: повысить объективность и снизить влияние на других судей при принятии решения.
Следующим важным этапом в развитии международного арбитража стали Гаагские конференции мира 1899 и 1907 годов. На них был принят ряд конвенций, среди которых Конвенция о мирном разрешении международных столкновений в редакциях 1899 и 1907 годов. Данная конвенция дала толчок развитию международно-правовых норм в области разрешения межгосударственных споров, закрепленных как в Уставе ООН, так и в других международных правовых договорах, по сути став основой современного способа урегулирования споров [4, с. 91]. Также на основе Конвенции 1899 года была учреждена Постоянная палата третейского суда. Палата была образована для того, чтобы облегчить государствам возможность обращаться к третейскому суду, если возникший спор не представляется возможным решить дипломатическим путем [5, с. 302].
Стоит отметить, что Российская империя принимала активное участие в работе Гаагских конференций мира. Большую роль сыграл Ф.Ф. Мартенс, который был признан величайшим гением [6, с. 7]. Ф.Ф. Мартенс подписывал от Российской империи принятые конвенции.
Первый спор Постоянной палаты третейского суда был рассмотрен в 1902 году, а с момента учреждения было рассмотрено 41 дело по спорам между государствами. Однако необходимо отметить, что в настоящее время Постоянная палата третейского суда рассматривает также споры между государствами и иностранными инвесторами, это так называемый смешанный арбитраж.
С развитием международного права и созданием международных организаций, таких как Лига Наций и Организация Объединенных Наций, межгосударственный арбитраж стал приобретать все большую значимость. Он стал неотъемлемой частью системы разрешения споров между государствами, основанной на принципах справедливости, независимости и законности.
Учрежденная Постоянная палата третейского суда стала первым международным институтом для разрешения споров. В дальнейшем были учреждены специальные и региональные арбитражные институты.
На региональном уровне можно привести пример Организации африканского единства [7, с. 27]. В ее составе предусматривалось формирование Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу. Комиссия состояла из 21 члена, и в каждом случае создавалась отдельная комиссия. В настоящее время Организация африканского единства именуется как Африканский союз. Также можно еще привести пример Центральноамериканского суда, который был образован в 1907 году и прекратил свою деятельность в 1918 году [8, с. 61].
Среди специальных арбитражных центров можно выделить Международный трибунал по морскому праву (МТПМ). Принятая в 1982 году Конвенция ООН по морскому праву устанавливает международные правовые нормы, регулирующие правоотношения в области морского права. Следовательно, под морскими спорами следует понимать правоотношения, которые складываются из морских требований государств, которые основаны на нормах морского права [9, с. 69]. Статья 287 части XV Конвенции предусматривает, что при подписании или ратификации Конвенции государство вправе выбрать одно или несколько средств разрешения споров. К таким способам относятся:
1) МТПМ;
2) Международный Суд;
3) арбитраж ad hoc;
4) специальный арбитраж для отдельных категорий споров.
Упомянутые способы разрешения споров можно разделить на три отдельных вида арбитража. Международный трибунал по морскому праву и Международный Суд можно объединить как общий арбитраж. Общий арбитраж применяется в случаях, когда нужно разрешить спор политического характера, например установить границы, разделить территорию и др.
Арбитраж ad hoc регулируется Приложением VII Конвенции. Данный вид арбитража предусматривает, что для разрешения спора учреждается арбитраж, который будет рассматривать конкретный спор. Этот вариант арбитража довольно широко и часто применяется в нынешних реалиях.
Специальный арбитраж, согласно Приложению VIII, применяется к разрешению споров в области судоходства, рыболовства, защиты и сохранения морской среды, а также морских научных исследований.
В системе межгосударственного арбитража сформировалось два вида арбитража. Первый - это институциональный, который работает на постоянной основе, что регламентируется в международных договорах. Второй - это арбитраж ad hoc, который формируется для разрешения конкретного спора.
Кроме арбитража, межгосударственные споры также могут быть разрешены путем медиации или посредничества, где третья сторона помогает государствам достичь согласия и примирения. Эти методы позволяют сторонам сохранить более гибкое управление процессом и сохранить более дружественные отношения.
В практике международного арбитража постепенно формировались принципы, которые лежат в основе современного межгосударственного арбитража.
1. Согласие сторон. Основополагающим принципом межгосударственного арбитража является согласие сторон на подачу спора на рассмотрение арбитражного суда. Государства обычно выражают свое согласие на арбитражное разбирательство путем заключения специальных договоров или включения арбитражных условий в международные соглашения или договоры.
2. Независимость и нейтралитет арбитров. Арбитры, назначаемые для разрешения межгосударственных споров, должны быть независимыми и нейтральными. Они не должны иметь прямого интереса в исходе дела и должны действовать справедливо и беспристрастно, соблюдая принципы международного права.
3. Применение международного права. Межгосударственный арбитраж основан на применении международного права. Арбитры принимают во внимание общепризнанные нормы и принципы международного права, включая договорные обязательства, обычное право и общие принципы справедливости.
4. Процедурные правила. Арбитражные процедуры определяются в соответствии с правилами и процедурами, установленными международными организациями или арбитражными центрами. Эти правила обычно определяют порядок подачи заявления, обмен доказательствами, слушания, вынесение решения и прочие процессуальные аспекты.
5. Публичность или конфиденциальность. Процедуры межгосударственного арбитража могут быть публичными или конфиденциальными в зависимости от соглашения сторон и характера спора. В некоторых случаях, особенно когда рассматриваются вопросы национальной безопасности или конфиденциальной информации, стороны могут предпочесть конфиденциальность.
6. Принудительность решений. Решения, вынесенные арбитражным судом по межгосударственному спору, являются обязательными для сторон. Это означает, что государства должны исполнять решение арбитража. В случае неисполнения решения могут применяться меры принудительного исполнения, предусмотренные международным правом.
Для передачи спора на разрешение арбитража необходимо подписание спорящими сторонами специального соглашения (компромисса). Альтернативой является использование международного договора, в который включена арбитражная оговорка. Стороны могут передать "третейскую записку" в Международное бюро. В документе должны быть изложены вопросы, которые и будут разбираться. Третейское разбирательство состоит из двух отдельных частей: письменного следствия и прений. Суд совещается при закрытых дверях. Принимается то решение, которое было принято большим числом судейских голосов. Если одна из сторон хочет оспорить принятое решение, то оно может быть рассмотрено в случае такого же состава судей.
Арбитры и арбитражные учреждения обязаны не разглашать информацию, полученную ими в ходе арбитражного разбирательства, без согласия сторон. Арбитры не могут быть допрошены в качестве свидетелей в отношении фактов, ставших им известными в ходе арбитражного разбирательства.
В Конвенции о мирном разрешении международных столкновений говорится о международной следственной комиссии, которая будет облегчать разрешение споров и выяснение всех объективных факторов. Могут вызываться для допроса свидетели и эксперты, которые выслушиваются поочередно и отдельно. Практика принятия решений проста: совещание проходит в закрытом порядке, принимается то решение, за которое голосовало большинство членов. Для объективного решения предоставляется возможность обеим сторонам высказаться, а также представить доказательства. После этого заслушиваются свидетели. Далее судьи удаляются на время, а затем объявляют решение.
В развитии межгосударственного арбитража в 1958 году Комиссия международного права ООН приняла Модельные нормы об арбитражной процедуре, которые рекомендуется использовать спорящим государствам при разработке договора об арбитраже или компромиссов.
Международный арбитраж носит некую двойственность, так как к нему могут обращаться и как к мирному, и как к судебному средству решения споров. Но отнести его к определенному способу нельзя.
В заключение необходимо еще раз отметить, что межгосударственный арбитраж представляет собой сложную и важную область международного права, охватывающую разрешение споров между государствами, но при этом он стал более доступным и прозрачным. Все больше государств признают его эффективность и активно используют арбитражные процедуры для разрешения своих споров. Кроме того, развитие современных информационных технологий позволяет проводить арбитражные процедуры удаленно, что упрощает и ускоряет процесс разрешения споров. На основании сказанного можно подвести итог.
1. Международный арбитраж - явление не новое. Как было отмечено, с древнейших времен наиболее развитые страны стремились разрешить возникшие споры путем арбитража, а не военным путем.
2. Международный арбитраж развивался, постепенно формируя принципы и методы разрешения споров.
3. Современный межгосударственный арбитраж охватывает широкий спектр вопросов, включая границы и территориальные споры, торговые разногласия, нарушение договорных обязательств, экологические проблемы и другие вопросы, которые возникают между государствами. Для этого были учреждены различные арбитражные центры по всему миру, которые занимаются разрешением этих споров и применяют международные правила и нормы. Сам арбитраж подразделяется на институциональный арбитраж и арбитраж ad hoc.
4. На принятие решения могут повлиять объективные, а не субъективные причины - сами стороны спора, свидетели, доказательства.
Важными чертами межгосударственного арбитража являются его независимость и нейтралитет. Арбитры, назначаемые для разрешения споров, должны быть независимыми от сторон и действовать справедливо и беспристрастно. Они должны учитывать принципы международного права и руководствоваться общепризнанными нормами и прецедентами. Это дает основания считать, что спор будет разрешен последовательно и непредвзято.
Межгосударственный арбитраж является неотъемлемой частью международного правопорядка и обеспечивает мирное и справедливое разрешение споров между государствами. Необходимо учитывать, что выносимые решения основываются исключительно на нормах международного права [10, с. 27]. Принципы и процедуры межгосударственного арбитража способствуют стабильности и правовому порядку в международных отношениях, обеспечивая справедливость, независимость и эффективность в процессе разрешения споров.
Список источников:
1. Камаровский (1881) - О международном суде / [Соч.] гр. Л. Камаровского. Москва: тип. Т. Малинского, 1881. [8], 542 с.
2. Толстых (2015) - Толстых В.Л. Международные суды и их практика: учеб. пособие. М.: Международные отношения, 2015. 504 с.
3. Мартенс (1898) - Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. В 2-х томах. Том 1. СПб., 1898.
4. Гликман (2017) - Гликман О.В. Международно-правовое значение Второй Гаагской конференции мира 1907 г. и роль России / О.В. Гликман // Международная аналитика. 2017. N 2 (20). С. 91 - 93.
5. Пешнин (2009) - Пешнин А.С. Постоянная палата третейского суда как средство мирного разрешения международных споров // Актуальные проблемы российского права. М.: МГЮА, 2009. N 4 (13). С. 298 - 305.
6. Гликман (2018) - Гликман О.В. Значение Гаагских конвенций и деклараций 1899 и 1907 гг. / О.В. Гликман // Международное уголовное право и международная юстиция. 2018. N 3. С. 6 - 9.
7. Энтин (1984) - Международные судебные учреждения: Роль международных арбитражных и судебных органов в разрешении межгосударственных споров / М.Л. Энтин. М.: Междунар. отношения, 1984. 176 с.
8. Исполинов (2017) - Исполинов А.С. Эволюция и пути развития современного международного правосудия // Lex Russica. 2017. N 10. С. 58 - 87.
9. Кириленко, Алексеев (2021) - Кириленко В.П., Алексеев Г.В. Классификация морских споров и современные правовые средства их разрешения. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: экономика, право, политика. 2021; 15(4):67 - 81.
10. Попков (1998) - Попков А.Н. Концепция международного арбитража и ее историческое развитие // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. N 4.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.